Святой максим исповедник преподобный иоанн дамаскин. Преподобный максим грек

Натуральный сливовый сок имеет яркий насыщенный цвет, а его освежающий вкус многим нравится приятной кислинкой. Этот напиток весьма ароматный и тонизирующий и к тому же очень полезный.

Как делать сливовый сок в домашних условиях на зиму?

Сперва промойте, просушите и очистите сливу от косточек и хвостиков. Соберите соковарку и поставьте на плиту, залейте воду и дождитесь, пока она закипит. Затем переложите в дуршлаг подготовленные сливы, накройте крышкой и поставьте прибор на минимальный огонь. Разместите на шланге зажим, и не трогайте устройство ближайший час.

По истечении отведенного времени, поставьте под шлангом тару для сока и уберите зажим. Если сок не движется по трубке, зажмите шланг и продолжайте варку еще 10 минут и пробуйте сливать сок.

Теперь наполовину готовый сок можно подсластить. Прокипятите напиток минут 5 и приступайте закатыванию в заранее подготовленные стерильные емкости.

Яблочно сливовый сок – рецепт на зиму

  • слива – 975 г;
  • яблоки кисло-сладкие, садовые – 475 г;
  • сахар – 150-175 г.

Сначала фрукты хорошенько помойте, удалите косточки, сердцевинки и прочие хвостики. Отправьте фрукты в соковыжималку, чередуя сливовые дольки с яблочными. Из указанного количества ингредиентов выходит примерно литр сока.

Из оставшегося жмыха сварите компот или испеките ароматный пирог.

Пенку можете не убирать, она не навредит соку. Выливайте его в кастрюлю, добавьте сахар, дождитесь, пока закипит и выключайте огонь. Сок готов! Разлейте его по стерильной таре и герметично укупорьте.

Сливово-грушевый сок на зиму

Тщательно промойте груши и удалите плодоножки, для удобства разрежьте плоды на четвертинки. Сливы помойте в холодной воде, разрежьте на половинки и удалите косточки.

Устанавливаем соковыжималку на первый режим, предназначенный для мягких фруктов, и первыми отправьте туда сливы. Следом загрузите груши и за несколько секунд у вас получится чудесный ароматный сок. Пенку можете оставить. Добавьте корицу, перемешайте и сок готов!

Чтобы заготовить на зиму такой сок, разлейте его по стерилизованным банкам, накройте крышками и поставьте в большую кастрюлю на водяную баню. Сок в небольшой банке должен кипеть 15 минут. Затем закатайте стерильной крышкой и оставьте под одеялом для медленного остывания.

Такой сок в прохладе хранится довольно долго, так что смело заготавливайте его в большом количестве. Также сок получается довольно концентрированным, поэтому зимой его можно разбавлять водой в соотношении 1:1.

Сливовый сок без сахара на зиму

Для начала сливы нужно хорошо промыть, удалить хвостики и косточки. Затем удобным способом выжать сок. Если у вас есть соковыжималка – процесс не займет много времени. Можно воспользоваться мясорубкой. Для этого мякоть сливы пропустите через самое мелкое ситечко, массу прогрейте на минимальном огне и сначала пропустите массу через сито, а затем отожмите через марлевый мешочек сок. Это займет достаточно времени, но напиток в результате получится очень даже качественным.

Готовый сок перелейте в эмалированную кастрюльку, поставьте на минимальный огонь, если вам кажется, что сок густоват – добавьте стакан воды. Дождитесь закипания, пусть побурлит пару минут. Разлейте в стерилизованные бутылки и пастеризуйте 15 минут при 85 градусах.

Сливовый сок на зиму


Сливовый сок на зиму Натуральный сливовый сок имеет яркий насыщенный цвет, а его освежающий вкус многим нравится приятной кислинкой. Этот напиток весьма ароматный и тонизирующий и к тому же

Сок из сливы на зиму - это просто и полезно

Лучший способ согреться воспоминаниями о теплом лете в холодные зимние дни - выпить стакан сладкого сливового сока. Простейшие рецепты заготовки полезного и вкусного напитка в специальной подборке для начинающих и опытных домохозяек. Теперь вы точно узнаете как приготовить сок из сливы на зиму в домашних условиях.

Сливы - кладезь здоровья

Популярность сливового сока обеспечивают не только бархатный вкус, но и ряд полезных свойств на человеческий организм. За счет высокого содержания в плоде витаминов С, Р, группы В и минеральных веществ - калия, фосфора, магния и железа, кальция - напиток из сливы медики прописывают при болезнях желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Сливовый сок отлично справляется с интоксикацией организма, раковыми и стареющими клетками.

Рецепт сливового сока в домашних условиях на зиму в соковарке

Приготовление овощного или фруктового сока с использованием соковарки - стандартный и простой способ. Главным преимуществом соковарочного аппарата является возможность готовки без непрерывного наблюдения и контроля: просто запустите фрукты, и соковарка все сделает за вас.

Запаситесь следующими ингредиентами:

  • сливами - 3 кг;
  • сахаром - 100 гр;
  • водой.

Подробнее о том, как приготовить сливовый сок в соковарке:

А теперь подробнее о том как сделать сок из сливы в соковарке.

  1. Подготовьте сырье: помойте, просушите и очистите плоды от косточек.
  2. Соберите соковарку в соответствии с инструкцией и поставьте на плиту, залейте воду и доведите ее до кипения.
  3. Когда вода будет готова, отправляйте в дуршлаг подготовленные плоды сливы, накройте крышкой и поставьте аппарат на медленный огонь.
  4. Разместив на силиконовом шланге зажим, оставьте устройство в покое на ближайший час.
  5. По истечении 60 минут варки, расположите под шлангом емкость для сока и снимите зажим. Если сок не продвигается, то следует снова зажать шланг и продолжать варку в течение 10 минут.
  6. На следующем этапе - подсластите полуготовый напиток. Стоит отметить, что количество сахара может варьироваться в зависимости от личных гастрономических предпочтений и сорта сливы. Золотое правило консервации сока гласит: отношение сахара к полученному соку составляет 100 г на 1 литр.
  7. Перед закатыванием не забудьте прокипятить подслащенный сливовый сок в течение 5-7 минут.

Рецепт сока из сливы

К одной из самых распространенных вариаций приготовления сока относят готовку в кастрюле. Отличается данная рецептура своей универсальностью: сварить волшебный нектар можно, имея под рукой одни лишь кастрюлю и сито.

Сырьем служат такие продукты, как:

  • сливы - 6 кг;
  • сахар - 5 кг;
  • вода - 6 л.

Процесс приготовления сливового сока в домашних условиях требует немало физических усилий:

Подготовка, варка, протирание. Обязательно зовите всех домашних и готовьте всей семьей по следующему принципу.

  1. Плоды тщательно промыть, поделить на две части и очистить от косточек, подсушить от воды.
  2. Прошедшие подготовку фрукты поместить в эмалированную емкость и залить необходимым для полного покрытия слив количеством воды.
  3. Включить огонь и довести плодово-водную смесь до кипения. Следить за тем, чтобы выделяемая пена не смешивалась с жидкостью.
  4. В течение ближайших 30-40 минут варки на медленном огне, в зависимости от сорта и спелости фрукта, сливы должны развариться.
  5. Когда сливы достигнут терпимой коже температуры, сливовую массу необходимо протереть, используя сито или дуршлаг.
  6. Полученный выжимки залить водой и кипятить 5 минут. Снова провести процедуру протирания через сито. Полученную жидкость влить в сок.
  7. На заключительном этапе приготовления сливового сока необходимо подсластить и в течение 10 минут кипятить полученную массу. В этот раз пену можно оставить без внимания.
  8. Дело за малым: разлить сок по стерилизованным банкам и ожидать наступления зимы.

Вы также можете приготовить варенье из черники на зиму, рецепты которого мы подобрали специально для вас и опубликовали на сайте.

Рецепт сливового сока-концентрата

Концентрированный сок предполагает наличие большего количества витаминов, минералов, кислот и полезных составляющих сливового сырья. Зимой заготовка станет идеальным дополнением как повседневного, так и праздничного стола. А в случае простуды - вкусным лекарством!

Рецепт концентрированного сливового сока включает в себя:

  • сливы - 2 кг;
  • сахар - 200 г.

Как приготовить сливовый сок:

  1. Самое главное - не добавлять воду, а полагаться исключительно на внутреннюю жидкость плодов.
  2. Переберите, вымойте сливы. Обязательно удалите косточки и плодоножки.
  3. Готовые к обработке плоды поместите в емкость с широким основанием.
  4. Включив слабый огонь, подогревайте, ожидая полного выделения сока.
  5. После охлаждения массы, ее необходимо протереть через сито с мелкой сеточкой.
  6. Полученный сок, по обычаю, сластим, стараясь полностью растворить сахар.
  7. Возвращаем сливово-сахарную смесь на плиту, где доводим до кипения и варим в течение 4-8 минут.
  8. В конечном итоге горячий концентрат заливаем в подготовленные банки.

Также вы можете приготовить сливовый компот, который обладает полезными свойствами и содержит витаминный комплекс, необходимый в холодное время года.

Рецепт приготовления сливового сока в соковыжималке

Желаете буквально выжать максимум из собранного сливового урожая? Тогда обратите внимание на приготовление сливового сока в соковыжималке. Как и в случае с первым рецептом, эта вариация требует наличия специальной техники. По словам медиков, свежевыжатый сок подобен потоку из необходимых для здорового функционирования организма элементов. Однако никто не исключал приготовление сливового сока впрок, правильно?

Самое главное - отыщите аппарат и следующие продукты:

  • слива - 3 кг;
  • сахар - 300 г.

В целом, будучи ознакомленным с устройством соковыжималки, получение сока из сливы не покажется трудной задачей:

  1. Отберите спелые плоды, промойте и просушите их.
  2. Во избежание повреждений аппарата для перемалывания, удалите сердцевину.
  3. Пропустите подготовленные плоды через механизм соковыжималки.
  4. По желанию отделите мякоть от полученного сока путем процеживания.
  5. Добавьте и растворите сахар.
  6. Подогрейте сок в эмалированной емкости до температуры 85-90 градусов по Цельсию.
  7. Разлейте по стерилизованным банкам.
  8. Укупорьте жестяными крышками.
  9. Пастеризуйте около 20 минут при температуре 85 градусов.

Рецепт сливового сока под прессом

Как вариант приготовления сливового сока нельзя обходить стороной возможность создания заготовок с помощью пресса. Просто, но эффективно - это о данном способе получения сока.

Вам понадобятся ингредиенты:

  • слива - 4 кг.

Как приготовить сливовый сок в домашних условиях?

  1. Отбираем качественные плоды с мягкой структурой.
  2. Тщательно промываем и обсушиваем сливы.
  3. Путем надреза или разделения фрукта, удаляем из него косточку.
  4. Несколько минут мякоть бланшируем в кипятке или устраиваем ей водяную баню в дуршлаге.
  5. Мягковатые, но не разваренные сливы и марлю укладываем в глубокой емкости последовательно, слоями: сначала марля, затем фрукт, марля фрукт и так далее.
  6. Накрываем сформированный «торт» прессом и оставляем до того, как из фрукта не выйдет весь сок.
  7. Нагреваем добытую жидкость до 80-85 градусов и разливаем по простерилизованным банкам, закатываем.
  8. Если есть желание, перед тем как подогреть сок, его можно подсластить сахарным песком в желаемом количестве.

При закатывании обязательно соблюдайте правила санитарии. Дезинфицируйте весь инвентарь, участвующий в создании заготовок: банки, крышки и, непосредственно, сок.

Не стоит зацикливаться на сорте сырья - лучше обратите внимание на качество сливы. Так, к изготовлению сока не допускаются подгнившие, потерявшие форму плоды. По причине того, что недозрелые фрукты не являются богатым источником сока, оптимальным решением станет использование зрелых фруктов с плотной структурой.

Перечисленные технологии изготовления сока применимы к другим фруктам и ягодам: яблоки, персики, нектарины. Главное - подобрать количество сахара, соответствующее вашим вкусовым предпочтениям.

Смело экспериментируйте и разбавляйте соки, нектарами других фруктов и ягод. Нарезайте дольки или вбрасывайте половинки любимых плодов. Не опасайтесь соков экзотических лакомств: опытные кулинары подчеркивают необычный вкус сливово-мандаринового, сливово-апельсинового и сливово-грейпфрутового комбинированных соков.

В то же время следует учитывать, что, смешивая более двух соков, вы подвергаете свой организм дополнительной нагрузке: процесс переваривания содержимого может отличаться не только по продолжительности, но и по составу участвующих в переработке ферментов.

В большинстве случаев, перед подачей на стол как концентрированный, так и обычный сливовый сок требует разбавления водой. Готовый напиток можно нагреть или охладить с помощью пары кубиков льда. К готовому нектару смело добавляйте любимые ягоды, сиропы и подсластители.

На нашем сайте вы также сможете найти рецепт сока из свеклы, приготовить который не составит большого труда и не займет много времени.

Наслаждайтесь напитками и кулинарными экспериментами!

Сок из сливы на зиму - это просто и полезно


Простейшие рецепты заготовки полезного и вкусного сока из слив в специальной подборке для начинающих и опытных домохозяек.

Сок из сливы на зиму через соковыжималку

Ингредиенты

  • 72 кКал
  • 30 мин.

Процесс приготовления

При огромном выборе готовых соков в магазинах может возникнуть вопрос — а зачем же готовить сок дома?

Во-первых, вы будете уверены в качестве сока. Во-вторых, сможете приготовить сок по своему вкусу. А в-третьих, собственноручно приготовленный сок намного экономичнее.

Сегодня предлагаю вам приготовить вкусный и полезный сок из сливы на зиму через соковыжималку. Слива — замечательный фрукт, в её составе много витаминов, калий, фосфор, магний, железо, йод, цинк и другие важные для организма элементы. Сок из сливы показан для детского питания, для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. С осторожностью сливовый сок следует принимать людям с диабетом.

Итак, приступим к приготовлению сливового сока на зиму через соковыжималку. Нам потребуются только сливы и сахар. Но по желанию вы можете добавить сок лимона или апельсина, гвоздику, бадьян. Сливы можно взять любого сорта, но я очень люблю сливы сорта «Венгерка» или, как её называют, «чернослив».

Сливы лучше брать самые спелые, но не помятые. Для сока выбираем самые лучшие сливы. Помоем сливы, обсушим и, разрезав вдоль пополам, вынем косточку.

Приготовление сока через соковыжималку — очень удобный и быстрый способ. Моя соковыжималка не очень мощная, поэтому я половинки слив ещё разрезала на две части.

Из килограмма слив у меня получилось 800 мл сока.

Вынимаем отжимки из соковыжималки, у вас их может быть больше или меньше.

Заливаем отжимки 1 литром воды, провариваем 5-7 минут, процеживаем через сито. Отвара получилось чуть больше 800 мл.

Смешиваем в кастрюле сок и отвар, добавим сахар по вкусу. Начните со 100 г, попробуйте и отрегулируйте на свой вкус, мне хватило 100 граммов сахара.

Проварите сок в течение 10 минут после закипания, снимая пену. Разлейте в заранее прожаренные банки, плотно закрутите. Сок из слив на зиму через соковыжималку готов!

Сливовый сок получился очень насыщенным, красивым и вкусным!

Разлейте сок в небольшие баночки, зимой будет очень удобно открыть и полакомиться нежным соком!

Сок из сливы на зиму через соковыжималку


Проверенный рецепт приготовления сока из сливы на зиму через соковыжималку, шаг за шагом с фотографиями.

Сливовый сок с мякотью на зиму

  • Что может быть приятнее ароматного сока холодной зимой, когда за окном воет вьюга, а в магазинах нельзя купить практически никаких натуральных фруктов? Пожалуй, только сок, заботливо приготовленный летом своими руками. В сезон я, как правило, готовлю много разных соков и напитков, чтобы потом не покупать искусственные аналоги, а наслаждаться домашним продуктом. Заслуженной популярностью в моей семье пользуются сливы, поэтому я часто делаю сок из них, а также сливовое повидло и варенье. Сегодня я как раз хочу рассказать вам особенности приготовления сливового сока с мякотью на зиму.Я делаю сок с помощью соковыжималки, но не спешите уходить, я расскажу как сделать точно такой же сок вручную. Опишу оба способа.

    Для приготовления сока по этому рецепту подойдут сливы совершенно любого сорта и цвета, даже отличающийся насыщенным вкусом чернослив и терпковатый плотный терен. Разница будет заключаться лишь в том, что до оптимального вкуса им потребуется разное количество воды, да и сахара может потребоваться чуть больше или, наоборот, меньше – в зависимости от степени сладости слив.

    Ингредиенты:

    • сливы (терен, чернослив или др.);
    • вода (столько, сколько потребуется);
    • сахар (по вкусу).

    Приготовление сливового сока на зиму через соковыжималку:

    Итак, прежде всего я, конечно же, промываю сливы под проточной водой, удаляю все косточки.

    Разрезанные на половинки сливы пропускаю через соковыжималку.

    В результате чего получается достаточно густая и очень кислая смесь, которую я разбавляю большим количество воды.

    Важный нюанс! Воды должно быть действительно много, поскольку сливы обладают слишком насыщенным кислым вкусом, за счет чего даже концентрированный вариант сока, который я делаю на зиму, получается только после сильного разбавления водой. Что вам нужно сделать: воду добавлять частями, размешивая и пробуя после каждого добавления. В любом случае сливовый сок с мякотью должен быть густоватым, потом зимой, открыв банку, каждый уже сам разведет себе сок в стакане до нужной густоты.

    Ставлю кастрюлю со сливовым соком, пропущенным через соковыжималку и разбавленным водой, на достаточно большой огонь, довожу до кипения, периодически помешивая и следя за тем, чтобы не убежала пенка.

    Добавляю в кастрюлю то количество сахара, которое я считаю нужным. Так как я готовлю концентрированный вариант сока, предполагающий предварительное доведение до нужного вкуса перед употреблением, то использую больше сахара. В любом случае, лучше ориентироваться на степень кислоты слив и собственные вкусовые предпочтения.

    Опять довожу сок с добавленным сахаром до кипения на большом огне, следя за пенкой, которая, впрочем, на этот раз быстро «уходит». После закипания варю еще примерно 5 минут и разливаю по стерилизованным банкам.

    Важный нюанс! Как стерилизовать банки? Я это делаю в духовке. Вымытые и вытертые насухо банки ставлю в холодную духовку, включаю ее на температуру 150°С. Когда она нагреется до этой температуры засекаю 15 минут. Через 15 минут банки можно вынимать и заполнять соком. Крышки для них кипячу в небольшой кастрюльке, вынимаю пинцетом по одной и сразу закатываю.

    Заливаю в стерилизованные банки до самого и края и даже немного переливая, чтобы стекла вся лишняя пенка, сразу же закатываю, переворачиваю вверх дном, ставлю в укромное место, накрываю газетами или бумагой, сверху одеялом и оставляю до утра.


    Вот сок и готов. Мне остается только утром отмыть банки от потеков и убрать их на хранение.

    Приготовление сливового сока с мякотью на зиму вручную:

    Приготовление ручным способом практически ничем не отличается, за исключением самого процесса «добывания» сока. Кроме того, когда я пользуюсь этим методом, то, как правило, не удаляю косточки из слив, что позволяет потратить меньше времени.

    Итак, после мытья, сливы надо предварительно подварить, чтобы довести до размягченного состояния. В таком случае косточки из них удалять не надо. Отвариваю я сливы в течение 10 минут, когда меньше, когда больше, зависит от их мягкости. Делать это лучше вечером, чтобы оставить сливы остывать на ночь.

    Наутро после остывания слив выливаю получившуюся массу в дуршлаг, плотно установленный на большой эмалированной кастрюле или ведре. Лучше, чтобы дуршлаг тоже был эмалированным.

    Даю лишнему соку со слив хорошенько стечь в течение нескольких минут, надеваю на руку медицинскую перчатку и начинаю тщательно протирать сливы, стараясь совершать круговые и, одновременно, вдавливающие движения. Чтобы сливовый сок с мякотью на зиму получился однородным, протирать нужно очень тщательно.

    В результате у меня остается лишь немного кожицы и косточек, которые я перекладываю в эмалированную миску, заливаю водой, хорошо перемешиваю и оставляю.

    Добавляю в дуршлаг еще одну порцию отваренных слив, точно так же перетираю, а остатки добавляю в мисочку с предыдущими выжимками, залитыми водой. Проделываю эту процедуру несколько раз, пока не использую все сливы.

    Все оставшиеся выжимки совсем немного провариваю на большом огне, после чего сливаю массу в дуршлаг, чтобы получившийся сок мог стечь к основному соку, отжатому из слив. Выжимки протираю через дуршлаг, а остатки уже просто выбрасываю.

    Далее так же, как и после получения сливового сока на зиму через соковыжималку, разбавляю массу водой, довожу до кипения, добавляю сахар, снова кипячу 5 минут, сразу же разливаю горячий сок в подготовленные банки, закатываю их, укутываю одеялом и отставляю до утра.

    Вы можете использовать ту технологию, которая вам больше нравится. Однако надо учитывать, что протирание сока вручную занимает больше времени и требует наличия определенной силы в кистях рук.

    Сливовый сок с мякотью на зиму


    Вторая половина лета – самое подходящее время для заготовки сливового сока с мякотью на зиму. Приготовить его можно с помощью соковыжималки или же по старинке, вручную. О том, как это можно сделать, я и расскажу в этом рецепте.

3 февраля Православная Церковь празднует день памяти двух святых Максимов – двух людей, живших с разницей почти в тысячу лет, но объединенных одним именем и в чем-то схожими жизнями, которые они посвятили всецело Господу нашему Иисусу Христу. Это преподобный Максим Исповедник, живший в VII веке, и преподобный греко-русский святой Максим Грек, живший в XVI веке.

Прп. максим Исповедник. Византийская фреска. XIII век

Имя Максим переводится с латыни как «величайший», и сегодня эти угодники Божии представляются величайшими твердынями исповеднического подвига за Христа. Несмотря на почти тысячелетнюю разницу в возрасте, их судьбы удивительно похожи. Оба из знатных греческих семей, оба получили блестящее глубокое и разностороннее образование, оба избрали не мирскую карьеру, где и перед тем и другим открывались блестящие перспективы, но узкий и тернистый путь иночества, оба пострадали за Христа, претерпев тяжкие мучения.

Но не только внешние факторы сближают их жизнь. Что-то внутреннее, корневое, глубинное делает их почти что духовными «близнецами». Паче всего на свете они возлюбили истину и служили ей и видели только в этой Божественной истине жизнь. Воистину Премудрость из них сотворила Себе дом и обитала в них. И когда стал со всей остротой выбор, когда над ними довлели сильные мира сего, включая императоров, царей, патриархов, митрополитов, бояр, предлагавшим по разным историческим причинам отречься от истины, они предпочли вместо этого пожертвовать ради нее жизнью. Потому что жизнь без Бога все равно бессмысленна и обречена на распад, на умирание. Ведь только Господь и есть истинная жизнь.

Вспомним знаменитое выражение преподобного Максима Исповедника: «Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом (на то время на константинопольский патриарший престол был возведен по воле императора еретик-монофелит. – Прим. авт.), я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской)».

Мне кажется, что у этих святых был уникальный талант чувствовать и разуметь пронзительную чистоту православных догматов, чистоту канонов. Подобно гениальному музыканту, своим острым духовным слухом они улавливали малейшую фальшь, малейшее отклонение общества от чистоты православной веры и били тревогу. Их души были своеобразными датчиками, которые с Божьей помощью не давали сбиться Церковному кораблю с верного курса.

За то, подобно и ветхозаветным пророкам и мученикам римских времен, они получали свои терновые венцы. Они закалялись в горниле страданий, превращаясь в твердое золото, достойное Царствия Небесного. Отрубленная правая рука и вырванный язык у преподобного Максима Исповедника, иные жесточайшие мучения и смерть в ссылке. Почти двадцать пять лет заключения под стражей у преподобного Максима Грека, который, будучи иноземцем, стал голосом совести русского народа.

Прп. Максим Грек. Современная икона

Житие преподобного Максима Исповедника гласит, что Бог сотворил чудо: несмотря на тяжкие увечья, он снова обрел возможность говорить и писать. В том есть глубокий символизм: голос Бога – голос истины нельзя заглушить. Он будет звучать вечно…

Но вопрос для современного общества, в том числе и украинского, мне кажется, состоит в другом. Захотим ли мы услышать этот голос? Возжелаем ли мы прикоснуться к этой прозрачности, к этой небесности и совершенно надмирной чистоте православных догматов и канонов? Захотим ли мы смиренно войти под своды неба на земле – Православной Церкви в Ее каноническом незыблемом строе, войти, чтобы очиститься в бане пакибытия, чтобы спастись в единении со Спасителем-Христом, Исцеляющим нас. Или мы возжаждем в угоду сиюминутным политическим амбициям и идеологическим влюбленностям-миражам переделать Церковь на свой земной человеческий лад? Но останется ли в таком случае в Ней Жизнь? Будет ли Она столпом и утверждением Истины? Не правды и справедливости земной, но небесной Божественной Истины?

Крушить и разрушать легче всего. Образовываться, очищать в себе то, что каждого из нас делает человеком – образ и подобие Божие, труднее всего. Труднее, но спасительней. Будем ли мы развивать в себе духовный взор и духовный слух, чтобы постичь эту величайшую вселенскую гармонию, которой есть православные догматы и каноны, на чем и зиждится Церковь.

Это и есть та красота, о которой писал Достоевский. Она, и только она спасет мир!

Преподобные Максиме Исповедниче и Максиме Греке, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием. Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" - "Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году - император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 - 668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом - "Типос" - "Образец веры", который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви". Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова .

Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+ 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360; память 14 ноября).

Преподобный Максим он получил блестящее образование и избрал карьеру политика. В 610 году, когда на престол взошел император Ираклий, он оценил значимость Максима и его христианские добродетели и сделал своим первым секретарем. родился в 580 году в знатной константинопольской семье . Обладая выдающимся умом и редкими способностями к высоким философским размышлениям,

Однако слава, власть и богатство не смогли угасить в Максиме желание, которое он лелеял в своем сердце c юности, – вести жизнь, соответствующую истинной философии. Через три года он оставил должность и пустые почести мира сего и стал монахом в обители Богородицы в Хрисополе под Константинополем.

Преподобный Максим Исповедники его житие. Икона. Сольвычегодского Благовещенский собор. Конец XVI - начало XVII века

Превосходно подготовленный к духовной брани размышлениями над Священным Писанием и изучением отцов Церкви, преподобный Максим быстро восходил по лестнице добродетелей, ведущей к блаженному бесстрастию. Он умело обуздывал c помощью аскезы порывы вожделения, мягкостью гасил в себе раздражительность, освобождая таким образом душу от тирании страстей, питал ум молитвой, постепенно поднимаясь к высотам созерцания. В тишине кельи преподобный Максим, склонившись над бездной сердца, созерцал в себе самом великую тайну нашего спасения. Ту тайну, в которой Слово Божие, направляемое бесконечной любовью к людям, снизошло до единения c нашей природой, отделенной от Бога и расколотой в себе самой нашим самолюбием, снизошло, чтобы восстановить в ней целостность, чтобы среди людей воцарился гармоничный союз братского милосердия и чтобы людям открылся путь единения c Богом, ибо "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:16).

Проведя десять лет в безмолвии, преподобный Максим вместе c учеником Анастасием перебрался в маленький монастырь святого Георгия в Кизике. Там он положил начало своим первым произведениям: аскетическим трактатам о борьбе со страстями, о молитве, бесстрастности и святом милосердии. В 626 году совместное наступление персов и аваров на Константинополь (отраженное благодаря чудесному вмешательству Божией Матери ) вынудило монахов покинуть обитель.

Для преподобного Максима настал новый период жизни – скитания ради истины. Отныне он должен был и поступками, и в произведениях нести свидетельство о Божественном милосердии в византийский мир, оказавшийся на грани катастрофы из-за персидских набегов. Некоторое время преподобный Максим провел на Крите, где начал борьбу за православную веру, выступив против монофизитских богословов. Затем перебрался на Кипр и в 632 году окончательно поселился в Карфагене.

В этом городе он познакомился со святителем Софронием (память 11 марта), большим знатоком монашеских традиций, богословом, уважаемым за приверженность Православию. Святой Максим стал его духовным учеником. Софроний жил в Евкратском монастыре вместе c другими монахами, бежавшими из Палестины после взятия Иерусалима персами.

На протяжении всего этого периода (626–634) преподобный Максим, прежде чем вступить в борьбу за веру, смог глубоко, как никто до него, разработать учение об обожении, взяв за основу философские и богословские принципы православной духовности. Его творения представляют собой глубокие и сложные трактаты о Божественной литургии, о трудных местах Священного Писания и неясных выражениях у Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова. В них преподобный Максим возводит грандиозную богословскую систему. Согласно ей, человек, помещенный Богом в этот мир, чтобы быть священником космической литургии, призван собирать смыслы (logoi) всех существ, чтобы преподносить их Божественному Слову, их Первопричине, в диалоге свободной любви. Таким образом человек исполняет предназначение, ради которого и был создан: то есть, осуществляя союз c Богом, приводит также всю вселенную к ее совершенству во Христе-Богочеловеке .

Когда на престол взошел император Ираклий, он направил усилия на реорганизацию пошатнувшейся империи и на подготовку контратаки против персов, проведя ряд административных и военных реформ. Особенное внимание Ираклий уделил восстановлению христианского единства, чтобы предотвратить переход монофизитов на сторону персов или арабов. Константинопольский патриарх Сергий получил от императора задачу найти для этой цели компромиссную догматическую формулу, способную удовлетворить монофизитов, не отрицая при этом Халкидонский собор. Патриарх предложил учение о моноэнергизме, согласно которому человеческая природа Христа оставалась пассивной и нейтральной, так как ее собственное естество было поглощено энергией Слова Божия. На самом деле речь шла о том же монофизитстве, но немного завуалированном, то есть термин "природа" был заменен на термин "энергия".

В 630 году император назначил Кира Фасисского патриархом Александрийским, поставив перед ним задачу объединиться c монофизитами, которых было особенно много в Египте.

Уния была подписана (633), и в александрийских тавернах народ хвалился, что монофизиты победили халкидонитов. Тогда святитель Софроний, единственный, подал голос в защиту двух природ Христа. Он направился в Александрию к Киру, который, желая избежать открытой борьбы, направил его к Сергию в Константинополь. После долгих и безрезультатных дискуссий Софронию запретили дальнейшие дебаты о природах и энергиях.

Вернувшись в Палестину, он был принят народом как защитник Православия и избран патриархом Иерусалимским. В это время арабы продолжали вторжение и стояли на пороге целого ряда крупных завоеваний, поставивших судьбу империи под серьезную угрозу. Сразу после интронизации святитель Софроний опубликовал окружное послание, в котором указал, что каждая природа наделена собственной энергией и Христос имеет одно Лицо, но две природы и, соответственно, два действия (энергии).

Тем временем преподобный Максим оставался в Карфагене и потихоньку втягивался в догматическую борьбу в поддержку духовного отца. Не нарушая запрета на тему о двух энергиях, он тонко проводил мысль, что "Христос по-человечески совершает то, что есть Божественное (совершая чудеса) и по-Божественному – то, что есть человеческое (Животворящие Страсти)" . Но когда в 638 году Ираклий издал эдикт, подтверждающий запрещение дискутировать о двух энергиях и предписывающий всем исповедовать единую волю во Христе (то есть монофелитство), Максиму пришлось оставить уединение и публично выступить, проповедуя истину. Поскольку святитель Софроний умер в том же году, надежды всех обратились к святому Максиму – самому авторитетному исповеднику Православия. Так же, как во времена святителя Афанасия Александрийского или святителя Василия Великого, спасение истинной веры зависело теперь от одного человека.

В обширной корреспонденции, адресованной папе Римскому, императору и влиятельным лицам империи, а также в глубочайших по мысли трактатах премудрый Максим показал, что Слово Божие, имея любовь и бесконечное уважение к Своему творению, восприняло человеческую природу во всей ее целостности, никак не умалив ее свободу. Будучи волен уклониться от страданий, Христос добровольно пошел на них как человек. По воле и замыслу Божиим, Он открыл нам Своими покорностью и послушанием путь ко спасению (ср.: Мф. 26:39). Человеческой свободе, совершенным образом объединенной c абсолютной свободой Божией в Лице Христа, было благодатью возвращено ее естественное движение к единению c Богом и другими людьми. Все то, что преподобный Максим познал благодаря своему молитвенному и созерцательному опыту, он смог теперь изложить, основывая учение об обожении человека на богословии Боговоплощения. Никакой другой отец Церкви прежде не заходил так далеко в исследовании человеческой свободы и ее единения c Богом, будь то в Лице Христа или у святых. Преподобный Максим дал наиболее полное изложение православной доктрины о Боговоплощении. Спустя еще некоторое время святому Иоанну Дамаскину осталось только изложить ее более доступным языком, чтобы передать следующим поколениям как непреложную традицию.

Сергий Константинопольский умер в 638 году, а новый патриарх Пирр оказался ярым поборником новой ереси. Тем не менее, несмотря на притеснения, большая часть христиан сопротивлялась выполнению императорского декрета. Незадолго до смерти, в 641 году, Ираклий был вынужден признать свое поражение в религиозной политике. Пирр впал в немилость во время смены власти и бежал в Африку.

В Карфагене он выступил оппонентом преподобного Максима во время публичной дискуссии о Лице Христа (645). Излагая тайну нашего спасения c непреложно твердой аргументацией, святой монах добился того, что патриарх признал свои ошибки. В заключение Максим предложил лично отправиться в Рим и там, перед гробницей апостолов, предать анафеме монофелитство. Однако немного времени спустя Пирр, как "пес", вернулся "на свою блевотину" (2 Пет. 2: 22) и бежал в Равенну. Папа Феодор тотчас запретил его в служении и осудил за ересь его преемника на Константинопольской кафедре Павла.

Политическая ситуация после завоевания Египта арабами стала более чем когда-либо непрочной. Поэтому император Констант II (641–668) опасался открытого разрыва c Римом и в ответ на вмешательство папы издал Типос (648), в котором любому христианину под страхом сурового наказания запрещалось дискутировать о двух природах и двух волях. Затем начались преследования и гонения на православных, в особенности на монахов и друзей преподобного Максима.

Исповедник встретился в Риме c новым папой Мартином I (память 13 апреля), который был твердо настроен поддерживать правую веру. По его инициативе в 649 году был созван Латеранский собор, осудивший монофелитство и отменивший императорский эдикт. В высшей степени раздраженный таким противостоянием, император направил в Рим экзарха во главе армии (653). Они арестовали больного и бессильного папу и, жестоко c ним обращаясь, доставили в Константинополь. Там его судили как преступника, подвергли публичному оскорблению и сослали в Херсон. В сентябре 655 года святой Мартин Исповедник скончался.

Преподобный Максим также был арестован незадолго до папы Мартина, вместе со своим верным учеником Анастасием и папским апокрисиарием, также носившим имя Анастасий (память 20 сентября). Максим провел несколько месяцев в тюрьме, а после предстал перед тем же судом, который столь сурово обошелся со святым епископом Рима. Процесс над главой Православия хотели представить как политическое дело, поэтому Максима обвинили в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, завоевавшим Египет и другие африканские территории. Затем Максима осудили за то, что он своим учением вносит раскол в Церковь. Пребывая духом в Боге и исполненный милосердия к своим врагам, святой c невозмутимым спокойствием отвечал на клевету, объясняя, что не исповедует никакого особенного учения. Он заявлял, что готов скорее порвать общение со всеми Патриархатами и даже умереть, чем пойти на сделку c собственной совестью и предать веру. Все трое обвиняемых были приговорены к ссылке: Максим был отправлен в Визию (во Фракии), его ученик Анастасий – в Перверу, а другой Анастасий – в Месемврию. И хотя их жизнь преисполнилась всяческих лишений, они не утратили радости, страдая во имя Господа в ожидании воскресения.

Преподобный Максим Исповедник

Узнав во время этого судебного процесса, что новый папа Евгений I готов принять компромиссную формулировку, предполагающую наличие третьей энергии во Христе, преподобный Максим написал догматическое письмо. Этот поступок привел к тому, что римский народ взбунтовался и принудил папу обойтись без императорского согласия на его интронизацию. Тогда император понял, что не сможет подчинить себе христиан, пока не победит Максима, и послал к нему епископа Феодосия c двумя опытными придворными. Страдания в ссылке и долгое тюремное заточение нисколько не ослабили самообладания святого исповедника. Он без труда опроверг все их аргументы, вновь изложил православное учение и со слезами призвал императора и патриарха покаяться и вернуться к правой вере. После каждого ответа святого посланники императора бросались на него c яростью диких зверей, осыпая оскорблениями и покрывая плевками.

Затем преподобный Максим был переведен в Перверу, где шесть лет оставался в заточении вместе c Анастасием. В 662 году он вновь предстал на суде перед Константинопольским патриархом и его синодом. Ему задали вопрос: "Так к какой Церкви ты принадлежишь: Константинопольской? Римской? Антиохийской? Александрийской? Иерусалимской? Ибо видишь – все они едины c нами". Исповедник отвечал: "Кафолическая Церковь есть правое и спасительное исповедание веры в Бога всяческих". В ответ на угрозу смертной казни он сказал: "Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено обо мне Богом, и принесет Ему славу, определенную прежде всякого века" . Осыпав Максима и его спутников проклятиями и оскорблениями, члены церковного суда передали префекту города, который определил им в качестве наказания бичевание и отсечение органов исповедания – языка и правой руки. Всех в крови, святых провели по городским улицам, а затем префект приказал заточить их в разных крепостях в Лазике на далеком Кавказе.

Именно здесь 13 августа 662 года в возрасте 82 лет в крепости Схимар преподобный Максим окончательно соединился со Словом Божиим, Которое он так любил и Животворящим Страстям Которого подражал своим исповеданием веры и мученичеством. По преданию, каждую ночь три лампады – символ Святой Троицы – сами собой зажигались над его гробницей. Святая десница преподобного Максима находится в монастыре святого Павла на горе Афон.

Макарий Симонопетрский , иеромонах

Цитировано по:

Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. – М.:

Издательство Сретенского монастыря

Примечания

1. В Синаксарях под 13 августа отмечается перенесение мощей преподобного Максима, в то время как на самом деле это дата его кончины. Как и в случае со святым Афанасием (память 18 января), перенос памяти преподобного Максима на 21 января объясняется, по-видимому, желанием поставить его в один ряд с великими учителями и исповедниками, поминаемыми в течение января.

2. Согласно сведениям недавно открытого сирийского жития святого (составленного монофелитом, неприязненно настроенным к Максиму, где, однако, возможно, сохранились некоторые точные сведения), преподобный Максим родился в Палестине в окрестностях Тивериады и получил образование в Старой Суккской лавре, расположенной к югу от Иерусалима. Этот монастырь, основанный святым Харитоном, был оплотом правой веры во время оригенистских споров VI в., разделивших палестинских монахов на два лагеря. Данный факт биографии может объяснить, почему преподобный Максим в своих первых произведениях подверг глубокому анализу и исправлению учение Оригена и Евагрия.