Дом-"корабль" на Большой Тульской. Тайны лежачего небоскреба Лежачий небоскреб на варшавке

E-mail Показать на карте

«Лежачий небоскреб», «Дом атомщиков», «Дом холостяков», «Титаник» - имена поражающего воображение монстра



«Лежачий небоскреб», «Дом атомщиков», «Дом холостяков», «Титаник» - все это имена огромного здания-монстра, поражающего воображение любого урбаниста. Этот жилой дом на улице Тульской был последней постройкой в стиле конструктивизма в Москве, ознаменовав завершение целой эпохи советской архитектуры.

Год постройки: 1986

Стиль: конструктивизм

Архитекторы: Всеволод Воскресенский, Владимир Бабат

Идея: Квартир в здании, если быть точным - 980. Этот грандиозный проект был прототипом идеального дома-коммуны: от маленьких «однушек» - для холостяков, до двухэтажных четырехкомнатных квартир для больших обеспеченных семей. На первых «технических» этажах должно было располагается все необходимое для советского человека - гастроном, кафе, детский сад, прачечная, и даже паспортный стол. Это сейчас внешний вид дома довольно сер и угрюм. Изначально он был белым, возведенным на просторной малозастроенной местности, и на фоне голубого неба он выглядел как круизный корабль, уверенно держащий путь к светлому коммунистическому будущему.

Создание: «Титаник», как его нынче называют, строился более 20 лет. По заказу Министерства атомной промышленности, его начали возводить в начале 70-х, в 1981 году в готовых частях появились первые жильцы, а пятью годами позже, вровень с объявлением Перестройки, дом был полностью готов к заселению. Впрочем, конечной его застройкой можно считать уже постсоветский период - в 1993 году был сдан в эксплуатацию последний подъезд с магазинами.

Особенности: Как для своего времени, дом полон инновационных инженерных решений. Все углы в нем не по 90 градусов, а по 87 и 93 - таким образом, он сейсмически устойчив и не может рухнуть. С виду дом имеет 16 этажей, однако на самом деле их 14: на верхних этажах расположены небывалые как для советской традиции двухуровневые квартиры. Высота здания - 50 метров, длинна - полкилометра.

Легенды: Считается, что главный прораб до этого дома строил только атомные реакторы, поэтому многие особенности постройки предназначались на случай атомной войны. Дом полон казусов и ляпов в планировке. В одной квартире могут быть три стояка, и ее хозяева, перекрыв воду перед отъездом в отпуск, могли запросто лишить водоснабжения своих соседей. В здании полно пустующих комнат, имеющих окна, но без входов и выходов. По одной из версий, в этих помещениях заседали агенты КГБ, которые приглядывали за жильцами, имевших отношение к оборонной промышленности.

АДРЕС самого длинного дома Москвы

Варшавское шоссе, д.125

В Москве полным-полно необычных и красивых изданий. Взять хотя бы Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного.

Не все необычные здания столь красивы, а не все красивые - столь необычны. Как бы то ни было, обычно мы оцениваем архитектуру и планировку с высоты человеческого роста. В этом ракурсе очень впечатляют два известных дома «на ножках»

Дом авиаторов на Беговой у Третьего кольца


Дом на «курногах» на ВДНХ

Но самая обычная, скучная домина может повернуться неожиданной стороной, если посмотреть на нее с высоты полета спутника.

Самые длинные дома
Так выглядит сверху «лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе.

Эта бетонная дуга длиной 736 метров построена в 1972 году для научно-исследовательского центра электронно-вычислительной техники.

Сейчас часть помещений здания сдается под офисы, и если вдруг там окажется нужная вам контора, можете готовиться к часовому поиску. Чтобы миновать этот дом, придется проехать на автобусе 3 остановки! Еще .

А это жилой дом работников завода «Трансмаш» на ул. Римского-Корсакова

Он известен в народе как «Бастилия» или «Китайская стена». Протяженность по фасаду 1300 метров! Впрочем, формально это несколько домов, строившихся поочередно под разными адресами. На снимке видна едва ли половина дома.

Старожилы района рассказывают, что в конце 1970-х годов этот дом строился для защиты всего жилого массива от вредного воздействия, которое якобы оказывалось расположенным в районе Институтом высоковольтных испытаний. Впрочем, документального подтверждения этому нет.

Длинный дом-волна есть на проспекте Академика Сахарова.

Это здание служит приютом для кучи финансистов - Альфа-банка, ВЭБа, Росбанка. Интересно, что часть здания имеет адреса по проспекту Сахарова, а часть по ул. Маши Порываевой.

Дома-бублики
Это известный круглый дом на Нежинской улице, возведенный в 1972-м.

Своей формой дом обязан Олимпиаде-80: по задумке архитекторов, в Москве должна была появиться олимпийская деревня в виде пяти домов-колец. Но этот проект оказался дороговат, в итоге было построено всего два дома. Брат-близнец первого дома-«бублика» появился в 1979 году по адресу ул. Довженко, 6.

Да, это два разных дома. Как найдете 10 отличий, можете почитать про них .

Впрочем, задумку с 5-ю олимпийскими кольцами, пусть в упрощенном виде, но все-таки удалось осуществить на улице Академика Анохина на юго-западе Москвы.

Астрономические мотивы
Одно из самых красивых сверху зданий Москвы имеет формы пятиконечной звезды.

Это театр Российской армии на Суворовской площади, среди прочего знаменитый тем, что в его труппе с 1945 года участвует старейший актер мира Владимир Зельдин, недавно отметивший свое 101-летие.

Вид звезды имеет и павильон станции метро Абратская, что на Арбатской площади.



Но одиночными объектами дело не ограничивается: кое-где дома образуют настоящую астромоническую симфонию: пара звезд, пара полумесяцев и «солнышко» в центре.

Этот планировочный изыск воплощен в одном из самых непростых районов столицы – в Бирюлеве-Западном. К сожалению, с земли его никак не оценить, да и внешний вид зданий оставляет желать лучшего.

"Складные" дома
Всем известны дома-книжки на Новом Арбате

Похожие здания на Варшавском шоссе таких ассоциаций не вызывают. Возможно потому, что они повернуты другой стороной к дороге?

А эти дома на Ходынском поле сверху похожи на женский гребень.

Впрочем, гребенки могут выглядеть по-разному.

Дома – «зверьки»
В планировке домов у метро «Универстет» видится веселый череп улыбающегося пришельца.

Десяток зданий в Крылатском образуют фигуру на то ли жука, то ли таракана.

На ВДНХ живет бабочка. Большая.

Ну а Вешняки явно облюбовали симпатичные дождевые червяки (или колония бактерий? ;))

Аэро-обман
Взгляните на лосиноостровский лес. Ничего необычного не замечаете в центре снимка?

Нет, это не самолет, а всего лишь ЦНИИ туберкулеза.

А тут уже никакого обмана: экраноплан «Орлёнок» действительно приводнен в Северном Тушино.

Торгово-спортивная геометрия
Очень любопытно выглядят с воздуха многие торговые и спортивные объекты.

Ледовый дворец "Мегаспорт" на Ходынке.

Торговый центр "Мари" в Марьино.

Неподалеку еще одна «круговая» доминанта: самое большое круговое движение в Москве, площадь Артема Боровика.

Впрочем, фантазия архитекторов не ограничена овалами и кругами. Вот так сверху выглядит торговый центр на Тишинке. А с земли – барак бараком. :)

А какие забавные московские дома и планировки знаете вы? Если наберется материал, возможно сделаю вторую часть.

Если понравилось – жмите репост!

Он же "Титаник", он же "Лежачий небоскрёб", он же "Дом атомщиков" и прочая прочая. Здание эпическое и впечатляющее.

В связи со своей эпичностью и представительностью служит источником самых диких городских легенд и предположений. Пока собирал матерьяльчик по нему не раз хватался рукой за лицо - настолько всё сурово. Оно и немудрено.

В очередном своём краеведческом проскоке слегонца развею некоторые.

Для началу общие сведения:

Архитекторы В.Д. Бабад, В.Л. Воскресенский, Л.В. Смирнова, В.Ш. Барамидзе. Строился почти 2 десятилетия, окончательно сдан в 1986 году.

Длина ~ 400 метров, высота ~ 50 метров, ширина ~ 15 метров (без балконов). 9 подъездов. 980 квартир.

Официально - 14 этажей, на вид - 16 этажей с окнами (из них 4 этажа с большими балконами по всему периметру) плюс два технических этажа без окон.
При этом первые три этажа, которые официально почему-то считаются всего двумя этажами - реально высотой с пятиэтажку!

В лифте доступны: 1-й, с 3-го по 12-й и 14-й этажи (т.е. пропущены 2-й и 13-й).
Жилые этажи: 3-15 (включительно).

Двухуровневые квартиры на 12 и 14 этажах.


Почему-то к его строительству упорно приплетают бедного Лзаря Моисеевича Чериковера, да ещё называя его Леонидом, хотя старичок скончался ещё в 1964 году, и из потустороннего мира, разве что, мог проекты диктовать... Не, ну понятно, не дают людям столь масштабные здания: "Не может быть, чтоб тут обошлось без ОГПУ!". Таким ребятам надо через дорогу - в Кащенку.

Ну, понятно, легенды про Главного Прораба (кто это?!), который-де "всё сделал вопреки" и его то ли чуть не съел лично Леонид Ильич, то ли из партии чуть не исключили....

Много всякого бреда насочиняли. Ладно, для начала посмотрим, что было на Большой Тульской улице до появления сего монструозуса.

Райончег Серпуховской заставы был весьма запущенной городской окраиной с малоэтажной застройкой. В начале 20 века в районе нынешнего ТТК, по Духовскому переулку, огибавшему Даниловское кладбище граница Москвы и проходила. И до 60-ых годов Б. Тульская (совместно с Малой, проходящей сейчас по тыловой части "дома-корабля") лепилось нечто такое:

Во дворах так вообще - что-то такое:



Довольно долго ещё стоял на углу с Духовским переулком "дом Жданова", пока не был снесён в 2000 году при строительстве ТТК:

Да, что интересно - дом был до последнего дня частным. Всю советскую эпоху в нём жили потомки дореволюционных хозяев...

Что интересно, наряду со стоящими тут дореволюционными домиками по Б. Тульской (фактически - началу Варшавского шоссе) ,по Серпуховскому валу нагородили в 30-ые добротных домов в 3-5 этажей для рабочих находящегося за рекой ЗИСа. Кои и поныне стоят, не кашляют. Типа таких:

А в один из домов на месте нынешнего "дома-корабля" так вообще бомба в 1941 году попала:

В конце 60-ых здесь начали масштабную расчистку. В начале 70-ых начали городить сей дом. Строительство велось по заказу "Атоммаша", естественно, сие отразилось на проекте. (Далее я буду делать длинные вставки с http://mosday.ru/info/article.php?house-ship , сильно подредактировав и вставив)

В конструкции использовалось все - монолит, железобетонные плиты и балки, кирпичная кладка.

Главный прораб до тех пор строил только атомные реакторы в СССР, что сказалось на фундаментальности строения. Дом сейсмически устойчивый, плюс, для препятствования складыванию, все углы не по 90-градусов, а по 87 и 93. Правда, в Москве таких катаклизмов не было, но мрачноватая логика строителей-атомщиков неопровержима: "на случай атомной войны".

Внизу дома между парами подъездов и по краям имеются высокие пролеты с большими колоннами. Они служат для прохода людей сквозь дом (дабы не обходить полкилометра вокруг) и, вероятно, для пропускания порывов ветра (иногда ветер там практически сносит с ног).

Внешние и несущие стены, перекрытия и балки из очень прочного железобетона (отливались на оборонных заводах атомной энергетики). Строители, делавшие ремонт квартир, говорили, что такого крепкого бетона нигде не встречали (дорогие буры перфораторов сгорали только так). Внутренние стены-перегородки как правило - из кирпича и по сути не являются капитальными.

Дом строился очень долго - почти два десятилетия... Когда въезжали первые жильцы в один конец дома, другой еще только строился. И в определенный момент он был похож как бы на верблюда с двумя горбами, так как по краям уже все стояло, а в середине был провал, во всю работали краны, поднимали плиты, при этом в окнах крайних подъездов уже горел свет, и жили люди.


Между 1985-90гг

Так как строительство велось очень долго, то качество отделки и инженерии в разных подъездах различалось. В последние годы отделочные работы велись солдатами, поэтому были выполнены весьма некачественно. И если обои и покраска мало кого беспокоили, так как большинство новоселов все это сразу переделывали, то штукатурка и выравнивание кривых стен и потолков доставила немало хлопот при проведении капитальных евроремонтов уже в постперестроечные времена.

Все двери внутри квартир и подъездов были весьма качественные и шпонированные натуральным деревом (даже на пожарных щитах). Во всех квартирах была проведена пожарная сигнализация. А на верхних этажах легковыбиваемые балконные перегородки (для эвакуации). Плиты электрические. Пол паркетный. Окна с толстыми 6 мм стеклами и большими межрамными пространствами, а со стороны шоссе - с шумоподавляющими фрамугами. Также для шумотеплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов - двойные стенки с пустотой внутри.

В доме можно встретить квартиры очень различных планировок и площадей. В связи с многократными перекраиваниями проекта и долгострою, в доме можно встретить много необычно "чудных" конструктивных решений, в основном касающихся планировки и инженерии. Например, очень "кучеряво" напутанная система водоснабжения - в одной большой квартире может быть аж три стояка, при этом один из них заодно перекрывает еще и кухню соседей, а воду в вашей ванной могут перекрыть другие соседи, на всякий случай закрыв свой вентиль при отъезде в отпуск.

Слышал, что в доме очень много неиспользуемых пустот. Даже встречаются целые "ничейные" комнаты, имеющие окно, но без входов и выходов.

Тут я слегка отвлекусь, дабы вспомнить, как я впервые увидал сей дом. Было это году в 1984, когда я стал бегать на секцию спортивной гимнастике в ДЮСШ, находившуюся на Мытной, за Даниловскими банями. Кстати, характерного Даниловского рынка ещё не было. Мы как раз в период его строительства часто лазали на этот бетонный купол, а потом скатывались с него на жопе по обледеневшему скату.


Вот тут, если от центра нижнего края снимка провести линию, то за рынком будет видна между домов родная ДЮСШ Замоскворецкого района...

Дом сей, тогда ещё недостроенный меня вельми впечатлил. Пареньку из Чертанова застроенного квадратно-гнездовыми пареллелепипедами I-515/9М и II-57 необычный дом с зубчатыми балконами, тянущимися на всю длину его огромную сплошными полосами окон, феерическими колоннами, несущими всю конструкцию,озаряемый огнями электросварки казался каким-то сказочным. В то, что это простой жилой дом поверить было как-то невозможно, отсюда и все эти легенды растут, надо думать.


1986 год, как раз.

И ещё немного отсебятины. Главным архитектором данного домика значится Владимир Давидович Бабад . Что характерно, как оказалось,что он же значится и проектёром моего любимого Чертановского ЗАГС , где я имел немного женится на Тасюне. То-то этот домик вечно народ отмечает, радуясь его необычной архитектуре. Дык не хухры-мухры какой делал, а дяденька с опытом! :)))

Ладно, возвращаемся к домику-кораблю.

Инфраструктура.

Во дворе дома имеется детская площадка, детский сад комбинированного вида (центр развития ребенка "Дошколенок", адрес: Малая Тульская улица, дом 17) с детским бассейном, общеобразовательная школа №547 со спортивной площадкой, футбольно-хоккейно-баскетбольная площадка, теплоузел.

Нижние этажи дома были предназначены для сферы бытовых услуг - здесь располагались ремонт обуви, ремонт часов, металлоремонт, ювелирная мастерская, изготовление ключей, почта, сберкасса, цветочный магазин, слесарная мастерская, свой ЖЭК и даже отдельный паспортный стол (отделение).

А еще - большой продуктовый магазин-гастроном, входящий в состав дома.
С его стороны под дом заезжают и выезжают грузовики, привозящие продукты в складские помещения, расположенные под землей.

Мы с ребятами там были один раз... может потому, что тогда были еще маленькими (учились в средней школе), а может и вправду, но размеры этого подземелья показались просто огромными - там прямо ездят грузовики - впечатлило сильно тогда...

Крыша.

Учитывая размеры дома - она большая и интересная.
Единое плоское пространство с выступающими конструкциями системы вентиляции и расположенными над лифтовыми шахтами техническими сооружениями для их обслуживания и выходами на черные лестницы.

Все это имеет весьма внушительный бетонный бортик с небольшим заборчиком на нем. По нему можно совершенно спокойно и даже весьма безопасно пройти по периметру всего дома. Ведь, даже если свалиться, то упадешь на балкон, который, учитывая его ширину, перелететь не так-то просто.

Сейчас проход на крышу преграждает железная решетка под замком, а хождение по бортику может оказаться намного опаснее, ведь большинство балконов обзавелись покатыми крышами.

Вспоминается, что в 1990-х годах был проект достроить сверху к дому еще два этажа с развлекательным центром, казино и отелем с шикарным видом на Москву. Делать туда хотели отдельный лифт, а жителям что-то там обустроить по дому.

Подъезды.

В доме девять соединенных попарно подъездов, в каждом более 100 квартир, а в одном месте даже три подъезда имеют единые коридоры.
За счет этой попарной соединенности и получаются такие большие длинные коридоры. Там можно бегать, кататься на велосипеде и сдавать стометровку!
На входах в подъезды стояли огромные алюминиево-стеклянные двери - по тем временам это было очень необычно.

Двухэтажные квартиры, правда ли?

Да, квартиры верхних этажей задумывались, как элитные, хотя подобное слово не для советских времен, поэтому скажем так - улучшенной планировки. Правда, по тем временам это было несколько большее...

Расскажу на примере одной четырехкомнатной двухэтажной квартиры, находящейся на 12-м и 13-м этажах, как оно тогда было.
4 комнаты (1 большая, проходная - гостиная - на первом этаже и 3 разноразмерные комнаты на втором), 2 туалета (на первом этаже унитаз и раковина, на втором этаже - унитаз и биде), ванная с раковиной - на втором этаже, два коридора (по одному на каждом этаже со встроенными гардеробами), кухня и большой балкон на первом этаже.
В целом квартира не огромна - площадь около 90 кв.м.
Попасть домой можно из двух подъездов по два лифта (маленький пассажирский и большой грузовой) в каждом (и две черные лестницы, соответственно). На лифте поднимаешься на 12-й этаж (конечно же на 13-ом этаже лифт не останавливается, а просто проезжает его), выходишь, проходишь налево, и идешь по длинному, за счет этого, кажущемуся узкому, коридору с дверьми, напоминающему гостиницу или теплоход.
При входе в квартиру не одна дверь, а две, с 20-сантиметровым тамбуром между ними (для большей комфортности, подавления шумов, запахов и сохранения тепла).
На первом этаже квартиры маленький коридорчик, встроенный гардероб, туалет с раковиной, кухня, имеющая выход в коридор (дверь со стеклом) и в гостиную (распашная двухстворчатая дверь со стеклами), большая проходная гостиная комната, соответственно, имеющая двери в коридор, кухню, выход на балкон и деревянную (позже стали делать железные) обычную (не винтовую) весьма массивную лестницу на второй этаж. Над лестницей неразумно пустующий большой шестиметровый пролет.

Стоит отметить, что по изначальному проекту между кухней и гостиной должна была быть раздвижная стена, превращающая весь нижний этаж в единое пространство (по типу студии), но решили, что это слишком уж и поставили просто двухстворчатую дверь со стеклами. Правда, стенка не капитальная и легко сносимая, некоторые впоследствии так и сделали.

Особого внимания стоит просторный балкон (шириной больше метра и длиной 6 метров) с панорамным видом . Так как на втором этаже квартиры второго балкона нет, то, стоя на этом балконе, над тобой ничего не висит и ощущается простор (при этом на 14-ом этаже он опять есть, и это неплохо закрывает тебя от осадков), а большая высота и отсутствие вблизи высоких домов открывает великолепную 180-градусную панораму.

Интересно, что из всех 4-комнатных квартир, которые я видел, не было идентичных. Все они похожи, но везде есть небольшие отличия планировки второго этажа (размеры, наличие/отсутствие кладовки, разные коридоры и ванные и т.п.).

Мне кажется странным то, что наличие 4-комнатных 2-этажных квартир на 12-ом и 14-ом этажах почему то решили разбавить 1-комнатными 1-этажными квартирами (с такими же балконами), которые как бы "впихнуты" между ними. Дело в том, что второй этаж 4-комнатных квартир существенно больше первого и как бы нависает над этими 1-комнатными квартирами. При этом их жильцы могут испытывать дискомфорт, находясь на своем балконе, когда на них сверху могут смотреть соседи со второго этажа своей 4-комнатной квартиры.

На 14-ом и 15-ом этажах тоже расположены двухэтажные квартиры, имеющие по два балкона (такой же на первом этаже и больший - на втором)! Правда, этот второй этаж там более "ужатый", говорят, что на последнем согласовании проекта было велено срезать последний этаж, но прораб лишь формально принял приказ, оставив и там двухэтажные квартиры, правда, верхний уровень выполз в технический этаж, под самую крышу).

А торцевые квартиры имеют вообще огромные по длине и еще большие по ширине изогнутые балконы.

Панорама с крыши домика к Большой Тульской, Холодилному пр. и Москве-реке:

А тут - на юго-запад, с 14 этажа. Кащенка за домами...

На запад. Вдали - Университет:

На северо-запад, к Шаболовке:

Ну, как-то оно вот так. Всем спасибо, извините, досвидания.

Ольга Филина


В квартире Елены Ольшанской, председателя товарищества собственников жилья "Жургаз", кипит кофе и на кухне вместе с соседями в очередной раз решается, как спасать дом. Виктория Захаренко предлагает написать письмо в Москомнаследие, Валентин Ильвовский — в прокуратуру, сама Елена думает позвонить юристу... Или, может, взять дом в живое кольцо? И в это же время во дворе строители, укрывшись за забором с пророческой надписью "Интеко", роют котлован, ведут трубы в подвал дома, рубят деревья.

"Огонек" тоже сидит с Еленой Ольшанской и пьет кофе: здесь просят быть как дома, в конце концов всего каких-то 70 лет назад редакция журнала действительно жила здесь — в доме N 17 А по 1-му Самотечному переулку. Двумя этажами выше квартиры Елены в 30-е годы пил кофе главный редактор Михаил Кольцов со своей гражданской женой Марией Остен и приемным сыном — немецким мальчиком Губертом Л"Осте. Сюда к нему в гости приходили Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Ефим Зозуля, Михаил Зощенко, Сергей Эйзенштейн. Сам дом, кстати, под стать его посетителям: построен по проекту знаменитых архитекторов М. Барща (автора московского планетария) и Г. Зундблата.

Если выйти на балкон Елены, то напротив тоже увидишь "Огонек" — теперь уже типографию, которая печатала журнал во времена Кольцова, а заодно множество книг из серий "ЖЗЛ", "Литературное наследство". Но фокус даже не в этом. Дом N 17 — это не просто типография, а единственная реализованная постройка архитектора-фантаста, классика искусства XX века Эль Лисицкого. Это здание доказало, что Лисицкий — не только "бумажный архитектор", чьи "горизонтальные небоскребы" так и остались чертежами. Собственно, ценность типографии для мирового искусства ничуть не меньше, чем знаменитого плаката того же Лисицкого "Клином красным бей белых". Разница в том, что плакат видят все, а о типографии, окруженной забором и деревьями, все забыли.

— Пять лет назад я работала в Москомнаследии, и к нам на рецензию поступил проект, предусматривающий снос типографии и постройку на ее месте современного здания. Мы обнаружили чертежи Лисицкого и сообщили, что здание нужно сохранить,— рассказывает Марьяна Евстратова, главный хранитель Фонда "Русский авангард".— В конце концов в 2008 году, уже благодаря фонду, нам удалось добиться для типографии и дома "Жургаз" статусов выявленных объектов культурного наследия. Теперь их защищает закон, но, похоже, что только на бумаге.

"Огонек" под дождем


Действительно, похоже. На каждое из двух старых зданий — по своей напасти. "Жургаз" точит "Интеко", типография мертвеет без крыши. После ареста Кольцова в 1938-м типография стала режимным объектом и даже в 1990-е продолжала что-то печатать, будучи в ведении ФСБ. Накануне нового тысячелетия печать остановилась (как вредное производство), но и тогда типография стояла как новенькая. И вот звездный час, в 2008 году ее признают объектом культурного наследия (читай: снести уже нельзя). Наступает осень, 12 октября, льет дождь, а в здании — совершенно безлюдном, обнесенном забором — вспыхивает огонь. Горит так, что 18 пожарных расчетов не могут спасти той самой крыши. Пожарные уезжают, дождь продолжается, только теперь он барабанит по внутренностям "лежачего небоскреба".

— Пожары — это главный метод, с помощью которого московский девелопмент освобождается от ненужных домов,— резюмирует Давид Саркисян, директор Музея архитектуры им. Щусева.— Поврежденное здание не ремонтируется и доводится до аварийного состояния. И все: памятник не памятник — можно сносить и строить заново.

Кому строить и что строить — за этим уже дело не станет. Можно брать пример с площадки по соседству: "Интеко" в качестве соинвестора возводит жилой дом для Союза кинематографистов (от его лица действует жилищно-строительный кооператив "Кино-7").

Долгие руки и короткая память


У "Кино-7", как уверяет его председатель Рита Беляковская, есть вся разрешительная документация. Прежде всего множество постановлений правительства Москвы, на них ссылаются в первую очередь. Первое было еще в 1994 году, когда город решил выделить "Кино-7" участок под застройку. Потом последовало много мучений и попыток что-либо построить. Еще в 2000 году Никита Михалков, председатель правления Союза кинематографистов, писал в Москомприроду драматические просьбы "разобраться в сути длящейся полтора года (!) волокиты" ...Но волокита никак не кончалась до самого 2005 года, пока наконец кинематографисты не укрылись за заборами с надписью "Интеко". Тут все ведомства перестали вспоминать про близость охраняемых памятников, про археологические слои и парки и стали выписывать разрешения. Строительство началось, "жургазовцы" создали ТСЖ и приготовились к обороне.

— Тревога жителей более чем понятна: когда возле твоего дома появляется табличка крупнейшего московского строителя, жди беды,— считает Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Москвы.— Где гарантии, что инвестор удержится от соблазна занять и другие участки земли по соседству со стройплощадкой и развить достигнутый успех?

Оказаться этими "другими участками земли" — вот чего сегодня боятся "жургазовцы". Типография близится к аварийности, под дом ведут теплосеть, хотя нет никакой уверенности, что старый фундамент выдержит "прокол". Сейчас ТСЖ "Жургаз" судится с городом за подвал: чтобы не пустить туда трубы с паром, которые в случае любой "аварии" будут пострашнее тротила. Москонтроль поддержал жалобы жителей. Суд нескончаем, повсюду в квартире папки с бумагами. Пресс-служба "Интеко" успокаивает "Огонек": "В настоящий момент, с учетом пожеланий жильцов дома 17 А, ведется поиск альтернативных вариантов прокладки теплотрассы, не затрагивающих дом 17 А". Вот и гадай: найдут ли? Или, может, пойдут другим путем? Вполне вероятно, раз к Елене Ольшанской уже приходил представитель Мосжилинспекции, чтобы признать дом аварийным (хотя совсем недавно его состояние позволяло делать "прокол").

Расстрельная комиссия


Надежда на спасение, однако, еще остается, пока дома-огоньковцы на бумаге остаются памятниками. Но вот незадача, даже этого последнего щита они могут лишиться.

— Выявленный объект культурного наследия — это переходный охранный статус, он должен быть либо подтвержден, либо опровергнут московским правительством,— поясняет Борис Пастернак.— Делается это крайне неохотно. У нас где-то 1600 выявленных объектов, а в год подтверждается статус 60-70 из них. Особенно неудобны те памятники, которые "выявились" после того, как на их месте уже решили построить очередной офис или дом. Вот, например, типография Лисицкого: хотели уже сносить, а тут возьми да и найдись эти чертежи...

— Вот для таких случаев недавно и была создана Межведомственная комиссия по постановке памятников на охрану во главе с Ресиным,— рассказывает Давид Саркисян.— Она собирается до конца года рассмотреть все так называемые вновь выявленные памятники и принять по ним решение: подтверждать их статус или нет. Во-первых, за год внимательно рассмотреть такое число объектов невозможно. Во-вторых, комиссию возглавляет главный идеолог уничтожения Военторга. В-третьих, у него необычайно широкие полномочия. Это значит, что кризис заставил московские власти посмотреть на остатки городской недвижимости, которую можно быстро пустить в оборот.

И этой комиссии доверено определять судьбу "Жургаза" и типографии. Уже сегодня со статусами домов стали происходить необъяснимые вещи. В официальном перечне объектов культурного наследия, который вывешен на сайте Москомнаследия, есть все московские памятники, но как-то случайно пропала типография. Еще в 2008 году она там значилась (правда, под N 15 А, а не 17 А), но в 2009-м ее убрали вовсе. На закономерную просьбу "Огонька" исправить ошибку пресс-секретарь Наталья Логинова, замявшись, сообщила, что пока ничего определенного о типографии сказать нельзя. Может, не пока, а уже?..

Что же в результате останется в защиту двух памятников? Кипы бумаг и горы слов. Например, последнее письмо перед смертью знаменитого карикатуриста, народного художника СССР Бориса Ефимова. Он лично просил Шевчука, председателя Москомнаследия, спасти дом, в котором жил его брат, Михаил Кольцов. Или вот еще — письмо директора Парижского музея современной истории к московским властям. Госпожу Комб интересует, что делается для спасения типографии и "Жургаза". Останется еще эта статья в "Огоньке", а также десятки писем жителей дома N 17 А и независимых экспертов — защитников московских памятников. Возможно, конечно, что "бумага" защитников победит "камень" инвесторов, как в старой доброй детской считалочке. Не помешали бы "ножницы" московских властей.

Дизайнеры White Square Journal безумно любят Москву. Тем не менее, даже их тонкое чувство вкуса иногда испытывает конвульсии, когда они гуляют по улицам и районам, где встречаются 30 следующих героев данной статьи.

Топ-30 уродливых зданий Москвы по версии White Square Journal.

    1. Театр «Et Cetera» под руководством А. А. Калягина

      Здание театра открылось в 2005 году и сразу стало причиной скандала: все кому не лень успели назвать его самым ужасным домом Москвы. Архитектор А. Великанов, начинавший работать над зданием, устал от постоянных правок заказчика, обвинил Калягина в безвкусице и отказался от своего авторства в проекте.
    2. Дом авиаторов на Беговой улице


      Известное в народе как «Дом на курьих ножках» здание представляет собой панельный дом, поставленный на гигантскую бетонную сороконожку. К такой архитектуре привела странная идея о необходимости проветривания дома снизу.
    3. Здание Центросоюза

      Офисное здание эпохи СССР — главный прародитель всех самых уродливых офисных центров Москвы. Безрадостное серо-грязное здание заклеймили в Союзе архитекторов еще до финала постройки, в 1934 году.
    4. «Дома-книжки» на Новом Арбате

      Книга — это друг человека и неисчерпаемый источник знаний. «Дома-книжки» на Новом Арбате пугают своими размерами и безобразностью формы. Книг должно быть много, но не в таком устрашающем размере!
    5. Библиотека МГУ

      В2005 году к 250-летию главного университета России возвели два вычурных, поставленных друг на друга сундука. Библиотека МГУ – это собрание надоевшего сочетания богатства и ненужности.
    6. «Корабль» на Тульской

      Еще один пример абсурдной брежневской архитектуры: серая громадина длиной в 400 метров на 980 квартир прямо напротив метро «Тульская». Потрепанный жизнью внешний вид здания не приятен взгляду.
    7. «Чайка-плаза» на Новослободской

      Это здание появилось на свет в 2000 году. Не сочетаемое количество колонн, порталов и куполов создает впечатление замусоренного нечто, наваленного кучей.
    8. ТЦ «Наутилус»

      Выстроенный в конце 90-х по проекту архитектурного бюро Алексея Воронцова, «Наутилус» сочетает в себе модерн и хай-тек и выглядит откровенно смешно. Разнобокое здание должно было быть похоже на корабль, что в итоге повторить категорически не удалось.
    9. Школа телевизионного мастерства Владимира Познера

      В 1999 году Лужков передал два дома на Малой Дмитровке телеведущему, что стало началом многолетнего скандала. В качестве странного компромисса у здания сохранили фасад, а вокруг него выстроили современное здание. Это здание главный пример неуважительного отношения к архитектуре разных эпох.
    10. Государственный Кремлевский дворец (бывший Кремлевский дворец съездов)

      Дворец съездов, прозванный «аквариумом», своей формой испортил общий архитектурный ансамбль Кремля.
    11. «Лежачий небоскреб» на Варшавском шоссе

      Одно из самых длинных зданий Москвы выглядит, как глубокий туннель или бетонный червь. Длина гигантского лежачего небоскреба составляет 736 метров.
    12. Онкоцентр на Каширке

      Самый уродливый и внушающий страх пример советского брутализма. Рубленное и массивное здание больницы выглядит очень угнетающе и откровенно не эстетично.
    13. ТЦ «Европейский»
      Огромное сооружение Торгового Центра напрочь испортило живописный вид Ростовской набережной.
    14. ТЦ «Атриум»

      Торговый Центр, детский домик «Лего», занял ранее находящуюся на его месте площадь и затруднил проезд к вокзалу.
    15. «Ереван Плаза»
      Еще одно брутальное чудовище. К счастью, оно построено в районе не столь живописном.
    16. «Каждое второе» здание на Ленинградском проспекте
      Ленинградский проспект является одним из самых ярких примеров, того что может произойти с архитектурой прекрасного европейского города под властью рабочих и крестьян.
    17. Панельные жилые дома

      Образ панельных новостроек быстро приходит в непрезентабельный вид. Поэтому данную архитектуру можно смело назвать «ужасом серых будней».
    18. «Каждое второе» здание на Ленинском проспекте
      Ленинский проспект — ещёодна живая демонстрация того, чторабочим и крестьянам лучше забивать гвозди и доить коров, нежели принимать градостроительные решения в столице огромного государства.
    19. МИД
      Иосиф Сталин приказал установить шпиль на высотку, чтобы она не напоминала своим видом знаменитые небоскребы Нью-Йорка. Данное решение (впрочем как и большинство других связанных с искусством решений этого грузинского сына сапожника) стало роковым для архитектурного облика Третьего Рима.
    20. Афимолл сити
    21. Дом музыки на Таганке
    22. Дом культуры имени Русакова
    23. Торговый комплекс «Охотный Ряд»
    24. Здание редакции Известия
    25. Башня 2000 и Мост «Багратион»
    26. «Дом-Парус»
    27. Налоговая на Тульской
    28. Центральный офис Лукойла
    29. Инфекционная больница на Соколиной горе
    30. ДК имени Зуева

Фото: Google, РиаНовости, TimeOut, livejournal