Русская галера петра 1. Что такое галера? Определение

Многие слышали такое слово «галера». Откуда оно пришло, какие известны виды галер, что такое особенное было у этих судов, что их строили даже в Давайте найдем ответы на все эти вопросы.

Что такое галера?

Этим словом именуется особый тип морского судна, на котором в качестве движущей силы использовались весла. При этом у галер также были паруса, обычно треугольной формы.

Особой популярностью такие корабли пользовались у пиратов и военных моряков. В то время, как для торговли чаще использовались другие виды судов.

Этимология слова «галера»

Впервые название «галера» зафиксировано у греков. У них такие корабли именовались словом γαλέη, которое позже дало начало латинскому термину galea.

После римлян это название попало практически во все европейские языки, где и сохранилось и по сей день. Благодаря какому из них термин «галера» попал в российский язык неизвестно. Судя по написанию, после латыни, оно было заимствовано итальянским (galera), а после либо через польский (galera), либо через немецкий (Galeere), либо через французский (galère) попало в русский.

Однозначно известно, что это существительное не могло быть заимствовано из английского языка, поскольку в нем оно утратило букву «р» - превратившись в galley, что не могло не отразиться на русском написании.

Немного об истории галер

Что такое галера, а также происхождение данного термина уже было рассмотрено выше. Теперь стоит обратить внимание на историю этого

Из-за того, что в старину суда строились из дерева, до сего дня сохранилось мало экспонатов, с помощью которых можно точно определить, какими именно кораблями пользовались в эпоху древнего мира. Несмотря на это, ученые предполагают, что на судах, похожих на галеры, активно плавали моряки еще во времена Древнего Египта и Финикии.

Намного больше информации сохранилось об использовании этих судов в Древней Греции. Принято считать, что галеры в этом государстве служили в качестве боевых кораблей еще за 800 лет до н.э. После греков моду на такие корабли переняли Римляне, а за ними все страны, имевшие выход к Средиземному морю.

Помимо греков, особенно прославились использованием галер турки. Благодаря высокой скорости и маневренности таких кораблей, они многие столетия могли удерживать первенство по военной мощи.

В Российской империи первые галеры появились во второй половине XVII в.

Создание их чертежей и постройка произошла благодаря влиянию Петра I. Он добился, чтобы корабли такого типа стали неотъемлемым атрибутом в военно-морском арсенале империи вплоть до конца XVIII в. Именно они помогли в будущих русско-турецких войнах. Но позже были вытеснены судами с паровыми двигателями.

Какие виды галер существовали в старину

Что такое галеры мы выяснили. Теперь узнаем, какие существовали виды этих кораблей:

  • Галеры-бастарды были менее скоростными и маневренными. Зато из-за их объемного корпуса в них помещалось больше груза, нежели на обычных боевых кораблях. Благодаря этому свойству на таких галерах плавали в основном купцы еще со времен Древнего мира.
  • Зензильные галеры - это были настоящие боевые судна. Они были менее вместительны, зато более скоростными. Такие корабли активно использовались для ведения боевых действий. Кроме того подобные судна были излюбленным средством передвижения пиратов.

Также галеры делятся на три вида по числу скамеек для гребцов.

  • Бригантины насчитывали их восемь.
  • Галеоты - от четырнадцати до двадцати.
  • Фусты - от восемнадцати до двадцати двух.

Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Поскольку главных движущим элементом галер были весла, то стоит уделить внимание тому, кто же сидел на них. По общепринятому заблуждению, каждый гребец на галерах - раб, жестоко истязаемый надсмотрщиком. На самом деле в разных странах и в разные времена к гребцам относились далеко не одинаково.

Так во времена и Римской империи на боевых кораблях гребцы чаще всего были специально обученными солдатами. Их труд уважался и неплохо оплачивался.

Та же практика применялась и во времена Средневековья. Ведь плыть на корабле приходилось довольно долго и опасно. Поэтому те, кто плавали на галерах, предпочитали доверять свою жизнь профессиональным гребцам. А они, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы их работодатели благополучно доплыли до цели и оплатили их труд.

А вот ближе к началу XVII в., когда галеры понемногу начали вытесняться новыми более прогрессивными видами судов, появилась традиция использовать в качестве гребцов - каторжников и рабов. Причем на христианских кораблях гребли плененные мусульмане, а последователи пророка Мухаммеда превращали в рабов-гребцов православных и католиков.

С открытием Америки и началом эпохи торговли чернокожими, на галерах стали чаще использовать рабов из Африки.

При этом всем в любые времена к гребцам относились намного лучше, чем к рабам на суше. Поскольку от них зависело выживание экипажа корабля, то их довольно сытно кормили, следили за их здоровьем и давали время для отдыха. Ведь в случае смерти большинства из них, самому экипажу пришлось бы сесть на весла.

Стоит отметить, что многие каторжники предпочитали более быть гребцами на галерах, чем просто сидеть в тюрьме. Ведь капитаны кораблей чаще всего относились к ним намного лучше, чем тюремщики.

Современные «галеры»

В далеком прошлом остались галеры. Сегодня их можно встретить только в музеях. Однако в Турции есть весьма популярное место отдыха, чье название созвучно к слову «галера». Речь идеи о пятизвездочном отеле Galeri Resort («Галери Резорт»), расположенном на побережье Средиземного моря (город Алания). Несмотря на пресловутые 5 звезд, это заведение все же уступает многим среднеземноморским курортам, расположенным в других странах.

Если финансовые возможности не позволяют провести отпуск в пятизвездочном Galeri Resort, можно найти другой отель в Алании - «Галери» (Galeri 4), например. Он раположен в этом же городе и, хотя уступает всего в одну звезду вышеупомянутому Galeri Resort 5, является отличным местом для отдыха. Оно будет по карману для большинства отечественных туристов.

Помимо названий турецких отелей, созвучным к слову «галера» является имя целой коллекции сортов георгин - «Галери» (Gallery). Эта серия состоит из 17 сортов.

Каждый из них назван в честь какого-то известного художника, Например Gallery Pablo или Gallery Rembrandt. Особенностью сортов «Галери» является то, что они не только очень красивы, но и устойчивы к погодным невзгодам.

Создание отечественного регулярного военного флота началось в 1696 г. с постройки на верфи в селе Преображенском первых 22 галер, предназначавшихся для второго Азовского похода.

Еще летом 1694 г. Петр перед своим отъездом из Архангельска заказал голландскому судопромышленнику Николаю Витсену, находившемуся тогда в России, 32-весельную галеру, которую предполагалось построить и Амстердаме, а затем в разобранном виде доставить в Россию.

В конце июля 1695 г. Петр узнал, что галера готова и отправлена в Архангельск вместе с ее моделью, сопровождаемая галерным мастером-голландцем, который должен был обеспечить сборку ее на месте. Петр приказал доставить судно в подмосковное село Преображенское. До Вологды галеру транспортировали водным путем по Северной Двине, а оттуда зимой (к началу января 1696 г.) перевезли на двадцати специально построенных санях к селу Преображенскому.

В связи с решением Боярской думы „морским судам быть" Петр должен был всего за несколько зимних месяцев построить флот, который смог бы обеспечить победу армии и взятие турецкой приморской крепости Азов.

Помимо стругов и других транспортных плавучих средств для доставки войск, техники и припасов к Азову в селе Преображенском было начато изготовление „членов" набора галер, которые должны были составить ядро направлявшегося к Азову „каравана". Образцом послужила доставленная и Преображенское голландская галера. Инструктировал и консультировал отечественных корабелов, еще не имевших опыта постройки подобных судов, галерный мастер-голландец.

Непосредственными строителями первых отечественных галер были солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков, многие из которых имели некоторые навыки в кораблестроении, приобретенные на постройке судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере. Петр по примеру своего учителя Франца Тимермана именовал этих строителей „шхипманами".

Солдаты и другие плотники сообща срубили к концу февраля 1696 г. „члены" судового набора для всех 22 галер. Из-за спешки пришлось использовать для постройки галер сырой лес; из такого же леса готовили на местной лесопильной мельнице доски для обшивки галер. Уже к середине марта все „члены", заготовленные для галер, а также разобранная голландская галера были доставлены в Воронеж, где сотни плотников во главе с преображенцами - „шхипманами" сразу же приступили к сборке и достройке судов.

Строителем царской галеры „Принципиум" был уроженец Вологды — искусный судовой плотник Осип Щека со своей командой из 24 вологжан, имевших опыт постройки многих речных судов. Другую галеру строил с командой из восьми человек нижегородский судостроитель Яков Иванов. Постройка остальных судов велась под руководством нескольких голландских галерных мастеров, которые были срочно выписаны и наняты на русскую службу, а именно: Иева Вилимсена, Питера Клара, Яна Янсена и др. Общее руководство всем кораблестроением в Воронеже Петр возложил на Франца Тимермана. Этот всезнающий учитель молодого царя, полюбившийся ему еще с отроческих лет, был назначен им обер-сарваером, то есть главным кораблестроителем.

К началу апреля 1696 г. постройка галер была в основном завершена и их благополучно спустили на воду, оснастили, вооружили и загрузили припасами, а затем в составе „каравана" отправили с войсками к Азову.

На постройке этих первых отечественных галер вместе с остальными бомбардирами-преображенцами работали Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Филипп Пальчиков, Анисим Моляров, Гаврила и Александр Меншиковы, Иван Кочет, Фаддей Попов и многие другие, ставшие впоследствии известными отечественными кораблестроителями. Всем им довелось в разное время строить галеры и скампавеи.

Галеры, строившиеся в Воронеже на „голландский манер" оказались громоздкими и глубокосидящими. По возвращении из-за границы Петр приказал не возобновлять контрактов с голландскими галерными мастерами, так как разуверился в их умении. Он распорядился выписать из Франции, Венеции и Греции лучших галерных мастеров, так как знал, что именно эти страны славятся более легкими и поворотливыми галерами, бороздящими воды Средиземного моря.

Вскоре в Россию стали прибывать такие известные за границей галерные мастера-венецианцы, как Яков Моро, Франц Пиколо, Яков Кол, Фран-циско Дипонтий, а также греческие галерные мастера Юрий Русинов, Самуил Леонтьев, Николай Муцин и другие. Все они были высококвалифицированными специалистами, каждый из которых за время своего пребывания на русской службе построил десятки галер, бригантин и скампавей. Кроме того, они обучили своему галерному искусству многих учеников из числа наших соотечественников, которые затем сами стали мастерами и подмастерьями галерного дела.

Юрий Антонович Русинов

Особенно удачным оказалось приглашение на русскую службу грека Юрия Антоновича Русинова, проработавшего в России более двадцати лет. Этот галерный мастер в ранге капитан-лейтенанта был выдающимся строителем и конструктором галер и им подобных судов. Спроектированная Русиновым „конная галера", предназначавшаяся специально для перевозки лошадей, получила высокую оценку Петра. Под руководством Русинова на Олонецкой верфи, на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, в Новгороде, на реке Луге, а также в Або и других финских портах было построено свыше ста галер и скампавей. Из всех иностранных мастеров Русинов выделялся своими незаурядными педагогическими способностями. В 1715 г. Петр издал специальный указ, в котором объявлялось, чтобы те, „кто пожелает учиться галерному делу у мастера Юрия Русинова, явились бы к нему. За каждого выученного мастеру будет выдано вознаграждение 50 рублей за человека, а выученный будет получать 60 рублей в год".У Русинова было до десятка галерных учеников, в том числе и Мокей Черкасов, ставший замечательным отечественным строителем галер.

Мокей Черкасов

Ученик Юрия Русинова Мокей Черкасов вошел в историю отечественного кораблестроения как видный отечественный галерный мастер. Он родился примерно в 1670 г. в одной из приладожских деревень и с самого основания в 1703 г. Олонецкой верфи был направлен туда „записным" плотником. С первых дней Черкасов стал работать на постройке „государевой" галеры, которую заложил сам царь, а строил галерный мастер Юрий русинов. Петр во время своих посещении верфи приметил сноровистого и сметливого плотника и в 1706 г. распорядился отдать Мокея Черкасова в ученики галерного мастерства галерному мастеру Николаю Муцину. В последующие годы Черкасов трудился на галерном дворе в Санкт-Петербурге под руководством своего наставника, а также сопровождал его в командировках- в Новгородский и Старорусский уезды для заготовки лесоматериалов для постройки галер.

В 1713 г. Юрий Русинов был переведен в Санкт-Петербург на Галерный двор и настоял, чтобы в его команду помощником строителя был зачислен Мокей Черкасов, который к этому времени имел опыт самостоятельного строения галер.

Когда в 1714 г. Галерная эскадра Балтийского флота готовилась к походу на запад и к сражениям со шведами, потребовалось, чтобы в ее составе был опытный кораблестроитель, способный обеспечить ремонт галер и скампавей. По представлению Русинова Адмиралтейств-коллегия произвела Мокея Черкасова в подмастерья скампавейного дела, придала ему команду из восьми плотников и назначила в распоряжение Ф. М. Апраксина, командовавшего Галерной эскадрой.

В составе Галерной эскадры в ту пору было до ста галер и скампавей, которые до отказа загружали войсками и провиантом. Два месяца продолжался ее переход шхерными фарватерами к рейду Твермине вблизи полуострова Гангеуд. Команде Черкасова доставалось немало: почти ежедневно та или иная галера оказывалась поврежденной в результате посадки на мель или от столкновения при совместном плавании в узкостях. По его требованию до десятка бывалых солдат были приданы в помощь команде плотников. Когда Петр задумал оборудовать волок в узкой части перешейка полуострова, чтобы перетащить по нему скампавеи и, таким образом, перехитрить врага, он за одну ночь вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию необходимого сооружения. Команда Черкасова по его чертежу оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавеи, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка. Петр высоко ценил деятельность Мокея Черкасова и после победоносного Гангутского сражения наградил его вместе с другими участниками.

Затем Мокей Черкасов получил новое назначение: его направили в Казанское адмиралтейство, где он должен был построить 15 разборных скампавеи, которые предназначались в качестве подарка союзной в то время Дании. В 1716 г. задание было выполнено и Черкасов отбыл в/Копенгаген, где руководил сборкой и снаряжением скампавеи, доставленных из Казани в разобранном виде.

По возвращении на родину вплоть до 1719 г. Черкасов строил галеры и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был прикомандирован к команде французского галерного мастера Клавдия Ниулона, чтобы научиться строить эти суда „на французский манер". Мокей Черкасов довольно быстро освоил методы французского мастера и в следующем, 1720 г. сам построил пять „новоманерных" галер. Адмиралтейств-коллегия наградила его за „прилежный к галерному делу труд" прибавкой к денежному окладу.

В 1724 г. Черкасов построил в Брянске для Днепровской флотилии по чертежу Скляева десять плоскодонных галер и пять прамов. Произведенный в галерные мастера, он принял заведование Киевской верфью, где ему помогал строить суда способный подмастерье Андрей Алатчанинов.

В последующие годы Мокей Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге всеми материалами и припасами и одновременно продолжал строить десятки новых галер и скампавеи.

За двадцатилетнюю службу искусный галерный мастер Мокей Черкасов построил около сотни гребных судов и прамов, которые отличались добротностью и хорошими ходовыми качествами. Особой известностью пользовались скампавеи черкасовской постройки.

Скончался Мокей Черкасов в Санкт-Петербурге 3 февраля 1731 г. от чахотки на 46-м году жизни. Его похоронили на Охтинском кладбище.

Иван Немцов

Достойно упоминания имя отечественного кораблестроителя Ивана Немцова, деятельность которого была связана в основном с постройкой галер и заведованием Галерным двором в Санкт-Петербурге.

Иван Немцов происходил из северодвинских крестьян и вместе со своим братом Ильей с отроческих лет работал на постройке различных промысловых судов. К концу XVII в. он славился на Севере как искусный строитель ботов и иных мореходных промысловых судов.

Когда началось строительство судов в Воронеже для второго Азовского похода, архангельский воевода Ф. М. Апраксин направил туда обоих братьев. Они участвовали в постройке судов (чаще всего, галер), присматривались к методам иностранных мастеров, руководивших всеми работами.

С организацией Олонецкой верфи в Лодейном поле обоих братьев направили туда в помощь голландским мастерам: Ивана в качестве корабельного подмастерья, а Илью как корабельного ученика. В течение двух следующих лет Иван Немцов строил 14-пушечные шнявы „Дегас" и „Фалк" под руководством иностранных мастеров, которых за два года сменилось шесть человек. Фактически построил эти суда сам Немцов и по свидетельству вице-адмирала Крюйса блестяще справился с этой задачей. В 1704 г., когда сам Петр стал строить на Олонецкой верфи шняву „Мункер", он взял к себе в помоийгани Ивана Немцова. Как известно, шнява „Мункер" оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг.

Как опытного кораблестроителя Немцова неоднократно направляли в Новгород, Астрахань, Нижний Новгород и Москву для постройки „новоманерных" судов и выполнения ряда заданий Петра.

После заключения мирного договора со Швецией Адмиралтейств-коллегия, учитывая опыт минувшей войны, решила пополнить Галерную эскадру Балтийского флота новыми парусно-гребными судами, построенными „по французскому манеру". Руководителем строительства галер решили назначить Ивана Немцова, присвоив ему звание галерного мастера и назначив заведующим Галерным двором в столице.

Иван Немцов оказался весьма инициативным и деятельным администратором и строителем галер на Галерном дворе. Он быстро перенял у венецианского мастера Франциско Дипонтия все известные методы постройки „новоманерных" судов и вскоре сам начал их конструировать. Внимание Петра привлекла плоскодонная галера конструкции Ивана Немцова, созданная специально для использования в мелководных районах финских шхер.

До глубокой старости продолжал Иван Немцов строить галеры и скампавеи на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, где он и умер в 1747 г.

Известный историк русского флота Н. А. Бестужев утверждал, что имя отечественного галерного мастера Ивана Немцова стояло в одном ряду с именами лучших иностранных строителей галер.

Андрей Алатчанинов

Наиболее яркой фигурой в отечественном гребном кораблестроении являлся галерный мастер Алатчанинов, который начал свою активную деятельность на этом поприще к концу жизни Петра.

Год и дату рождения Андрея Алатчанинова установить не удалось, хотя известно, что он был значительно моложе не только Ивана Немцова, но и Мокея Черкасова. Подростком в 1714 г. он начал плотничать на верфи Казанского адмиралтейства и, видимо, являлся уроженцем окрестных мест. Ведал Казанским адмиралтейством Мокей Черкасов, который организовал там массовую постройку скампавеи. Он понял, что юный плотник обладает незаурядными способностями и сразу определил его к себе в ученики галерного мастерства. Являясь поклонником французских методов постройки галер, Мокей Черкасов посвятил своего ученика во все их тонкости. В течение последующих шести лет Алатчанинов был в Казани учеником и первым помощником Черкасова и под наблюдением своего учителя сам начал строить суда.

В 1720 г. решением Адмиралтейств-коллегий ученик 1-го класса Алатчанинов был направлен в Санкт-Петербург на Галерный двор в помощь галерному мастеру-венецианцу, чтобы научиться у него строить галеры „на венецианский манер". Учась у венецианца его методам создания галер, Алатчанинов критически сравнивал эти методы с „французским манером", которому его научил Черкасов. У пытливого молодого кораблестроителя стали появляться свои идеи по конструированию, которые позднее воплотились в самобытный стиль в кораблестроении.

Галерным мастером Андрей Алатчанинов стал сразу после смерти своего учителя Мокея Черкасова в 1731 г., приняв в свое ведение Киевскую верфь. В истории отечественного кораблестроения еще не было случая, чтобы такому молодому человеку, как Алатчанинов, присваивали звание галерного мастера, да еще ставили во главе верфи.

Несколько следующих лет Алатчанинов работал в Санкт-Петербурге на Галерном дворе на постройке судов для Балтийского флота. В связи с возрождением постройки судов в Тавровском адмиралтействе в 1733 г. туда была направлена рабочая команда во главе с Алатчаниновым. На него было возложено строительство судов для Азовской флотилии. Он по собственным чертежам построил в те годы в Таврове 15 транспортных судов и 500 больших казачьих „чаек".

После окончания войны с Турцией надобность в Азовской флотилии, а следовательно, и в Тавровском адмиралтействе отпала. Алатчанинов снова возвратился в столицу, где вскоре принял от Ивана Немцова в свое ведение Галерный двор.

Гребные суда, построенные под руководством Алатчанинова в 40-х годах XVIII в., были использованы для наступательных действий русской армии против Швеции. На них войска перебрасывали из Выборга к Гельсингфорсу, а оттуда — к Аландским островам, обеспечивая таким образом боевой успех в войне со шведами.

В последующую четверть века галерный мастер Андрей Алатчанинов непрерывно работал на столичном Галерном дворе, являясь главным строителем всех гребных судов. За особые заслуги в постройке судов для гребного флота Алатчанинову был присвоен ранг бригадира — небывалый случай для галерных мастеров (да притом еще для выходца из народных низов!). Ему был определен вчетверо больший денежный оклад, чем всем остальным галерным мастерам.

Скончался выдающийся конструктор-строитель отечественных гребных судов, отдавший этому делу более пятидесяти лет жизни, в 1766 г. За особое изящество и ходкость построенных Алатчаниновым судов его вдове „не в образец другим", была назначена высокая по тем временам пенсия 200 рублей в год.

«Cвятой Петр» - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск-единственный в то время порт России. Этот небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. По бортам подвешивались шверцы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море. В 1693 году на яхте для осмотра побережья Белого моря выходил Петр 1. Он еще дважды находился на ее борту: во время поездки в Соловецкий монастырь, а позже - квнвоируя со всей эскадрой русских военных кораблей иностраннье торговые суда до Белого моря. В последующие годы яхта «Святой Петр» была превращена в торговое судно.

Шлюп «Мирный»


«МИРНЫЙ», парусный военнный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу» При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М. П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус - дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу №. 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина -120 футов (36.6 м), ширина - 30 футов (9,15 м). осадка - 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

Первый русский линейный корабль «Полтава»


«Полтава» - первый линейный корабль, построенный в Петербурге. Заложен 15 декабря 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июня 1712 года. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы 27 июня 1709 года русских войск над шведами под Полтавой, руководил Петр I.

Длина - 34,6 ширина - 11,7, осадка 4,6 метра, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного) флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1. После 1732 этот корабль, пришедший в негодность к дальнейшей морской службе, был исключен из списков.

Линейный корабль «Победоносец»


Стремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I. «Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского флота» - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине 18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением, разрабатываемым Адмиралтейств-Коллегией и утверждавшимся главой государства.

После заключения 10 июля 1774 года Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией отпала необходимость в дальнейшем увеличении численного состава флота, т. к. «число плавающих кораблей превосходило назначенное по большому военному комплекту». Поэтому с 1775 г. интенсивность строительства линейных кораблей в России начинает падать и вскоре прекращается вообще. Лишь в 1779 г. началась достройка кораблей, находившихся на стапелях. Перерыв в строительстве флота был использован русскими кораблестроителями и моряками для дальнейшего совершенствования корабельной архитектуры, повышения боевых и мореходных качеств военных кораблей.

В 1766 году на кораблях «ИСИДОР» (74 пушечного ранга) и «ИНГЕРМАНЛАНД» (66 пушечного ранга), вооруженных по новым пропорциям такелажа, парусов, мачт, стеньг и реев, были проведены испытания. Автором новых пропорций являлся вице-адмирал С. К. Грейг. По результатам вышеуказанных испытаний Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «... впредь корабли вооружать так, как были вооружены корабли «ИСИДОР» и «ИНГЕРМАНЛАНД».

Так был принят промежуточный регламент 1777 года, который с учетом артиллерийского штата 1805 года лег в основу второго Корабельного Регламента 1806 г., продолжившего традиции русской кораблестроительной школы.

В 1779 г. Россия возобновляет строительство линейных кораблей с целью замены «пришедших в негодность по ветхости своей». За последующие четыре года было построено 8 линейных кораблей и 6 фрегатов. Среди них был корабль 66 пушечного ранга «ПОБЕДОНОСЕЦ», заложенный 9 июня 1778 года и спущенный на воду 16 сентября 1780 года. Построенный по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова, корабль имел следующие размерения: длина по нижней палубе - 160 футов; ширина по мидель-шпангоуту - 44,6 футов; глубина интрюма - 19 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий.

Свое первое длительное плавание в Средиземное море корабль совершил под командованием капитан-бригадира А. Спиридонова в составе эскадры вице-адмирала В. Чичагова в 1782 году. Проведя в море свыше 7 месяцев, корабль вернулся в Кронштадт, заслужив высокую оценку адмирала Чичагова не только своими действиями в период плавания, но и высокими мореходными качествами: «... что же касается крепости, то в подводной части все корабли тверды, а в надводной, напротив того, все слабы, кроме корабля «Победоносец».

Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. За 27-летнюю службу Отечеству в биографию корабля вписано немало славных дел, в том числе участие в морском бою у Выборга 22 июня 1790 года, где своим интенсивным артиллерийским огнем по шведским кораблям он во многом способствовал разгрому неприятельской эскадры. В 1893 году корабль был перетемберован и получил внешний вид, отличающийся от проектного. Корабль был разобран в 1807 году и исключен из списков флота.

Корабль «Крепость»


«Kрепость» - первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь.

Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий.

Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход «Крепости» примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья.

Во время стоянки в Константинополе на борту «Крепости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль «Крепость» с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.

Галера «Принципиум»


Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра 1. 3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра 1 в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром 1 был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а гакже указания на случай боя.

27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона.

По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумондера».

Шлюп «Диана»


Pvcский 3-х мачтовый военный шлюп, совершивший в 1807 - 1813 гг. дальнее плавание под командованием известного русского мореплавателя В. М. Головнина. Перестроен из транспорта для перевозки леса в 1806 г. корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым. В 1807 г. перешел на Камчатку по маршруту Кронштадт - мыс Горн - мыс Доброй Надежды. В Саймонстауне (Юж. Африка) в 1808 г. из-за начавшейся англо-русской, войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г. команда сумела вывести его из бухты и спастись бегством. «Диана» продолжила свой путь и, обогнув Тасманию с юга, в мае 1809 г. прибыла в Петропавловск-Камчатский. Курсировала от Камчатки к Русской Америке, доставляя грузы для русских поселений. С борта «Дианы» производилась опись Курильских островов. После пленения японцами командира шлюпа Головнина в 1811 г. в командование вступил старший офицер П. И. Рикорд. В ноябре 1813 г. «Диана» совершила послед ний рейс, после чего служила складом на отмели в Петропавловской гавани. Именем шлюпа назван пролив между островами Кета и Симушир (Курильские острова).

Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м. Вооружение: 14 6-фунтовых пушек, 4 8-фунтовые карронады, 4 3-фунтовых фальконета.

Галиот «Орел»


У российского мореходства многовековое прошлое, признанное в мире. Английский морской писатель Ф. Джейн свою книгу «Императорский Российский военный флот: его прошлое, настоящее и будущее» начал словами: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительному позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетия до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские...»

Предметом же этой статьи будет корабль, который традиционно считается началом Российского флота, это - двухпалубный парусный корабль «Орёл». Итак, углубимся в историю Государства Российского, чтобы нам были более понятны некоторые моменты развития Российского же флота...

В первой половине XVI в. Московское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробиваясь к морям (напомню, они были утеряны ещё до того как Великие княжества были объединены и Москва стала столицей). В 1572-1577 гг. войскам Ивана IV (Грозного) удалось освободить от гнета Ливонского ордена русские земли в Прибалтике - но, увы, ненадолго. В то же время Россия, до конца одолев монголов и присоединив к себе Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путем с выходом в Каспийское море.

Оторванные от балтийских берегов московиты начинают создавать свой торговый флот на Волге. В 1636 г. в Нижнем Новгороде был построен первый русский морской корабль «Фредерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и глубиной интрюма 2,1 м. Корабль европейского образца имел плоское днище, трехмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. На борту корабля во время первого плавания находилось около 80 человек. Для защиты от нападения на судне было установлено несколько пушек. Корабль «Фредерик» ходил с посольством в Персию, и появление столь необычного для каспийских вод судна сильно поразило очевидцев. К сожалению, век «Фредерика» оказался недолгим: во время шторма он потерпел аварию и был выброшен на берег в районе Дербента.

В мае 1667 года, 19-го числа, царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «Для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать в приказе Новгородской чети боярину Ордину-Нащокину, да думным дьякам Дохтурову, Голосову и Юрьеву...»

За два года здесь сделали парусный корабль «Орел», яхту, два шлюпа и бот. Коломенцы принимали непосредственное участие в их строительстве, а оснащали суда коломенские канатных дел мастера.

В последующие годы верфь в Дединове продолжала действовать. Здесь строили известные барки - коломенки длиной 15 - 20 саженей, а шириной 2 - 4 сажени (сажень - русская мера длины, равная 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тысяч пудов груза... Но остановимся поподробнее на паруснике «Орёл».

В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». По длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Кроме «Орла», тогда же были построены и малые военные суда. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

«Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. «Орел» тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи».

К сожалению в истории этого корабля нет героических сражений. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Это произошло летом 1669 г., после того как «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Он не был сожжен в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришел в ветхость. Но тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА

(исп.). Дорожный экипаж в Испании с полотняным верхом, открытый спереди.

, 1910 .

ГАЛЕРА

(франц. galere , исп. и итал. galero , от лат. galea - шлем, изображение которого помещалось обыкновенно в древности на носу судна): 1) общее название гребных военных судов у древних греков, римлян и карфагенян; они устраивались обыкновенно низкобортными и в несколько рядов весел. Галеры были в употреблении и на Средиземном море, в средние века, причем гребцы набирались из преступников или пленных и приковывались к скамьям. Отсюда ссылка на галеры до сих пор - род каторги во Франции.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГАЛЕРА

в древности и в средн. века военное гребное судно. Гребцы на г. были прикованы к сиденью и набирались из рабов, пленных и преступников. Ссылка на г. была одним из самых тяжких наказаний во Франции и Испании. В России г. введена при Петре I под названием каторга, котор. позднее была применена ко всем принудительным работам преступников.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ГАЛЕРА

в старину военное гребное судно, на котором гребцами были рабы. Во Франции очень долго практиковалась в качестве высшей меры наказания ссылка на галеры.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГАЛЕРА

исп. Дорожный экипаж в Испании, открытый спереди, и с полотняным верхом.

, 1865 .

ГАЛЕРА

франц. galere , исп. и ит. galero , провансал. galea , средневеков.-лат. galea , galeida . Двухмачтовое, низкобортное гребное судно.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Гале́ра

ит. galera) старинное гребно-парусное военное судно с острым носом, заканчивавшимся надводным тараном; существовало до конца 18 в.; во многих странах гребцами на галерах были рабы, военнопленные и преступники, которые часто приковывались к ножным упорам; * галеры - каторга.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Галера

галеры, ж. [ит. galera ] (истор.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе – принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Галера

ы, ж. (ит. galera).
Старинное гребное многовесельное военное судно, на котором в Зап. Европе гребцами обычно бывали каторжники.
Галерный - относящийся к галере, галерам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЕРА" в других словарях:

    галера - I ы, ж. galère f., ит. galera. 1. Большое многовесельное парусное судно (в русском флоте с петровского времени). Сл. 18. Товаров сквоз Грабунскую землю на галеры не возит. 1620. Куранты 41. // Сл. 17. А пришли те галеры в Неаполь для того, что с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры ·знач. ссылка в каторгу. | Суда или… … Толковый словарь Даля

    - (Galley) тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н. э. Имела один ряд весел; форштевень ее был вооружен длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой меч, от греческого… … Морской словарь

    - (иноск.) каторга. Поясн. Ссылка на галеры (иноск.) въ каторгу. Поясн. Галеры (галіотъ мал. куп. судно) въ прямомъ смыслѣ, суда, барки (у насъ по Днѣпру), когда то мореходныя, парусныя и гребныя: въ каждое весло садилось по нѣскольку человѣкъ, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек … Большой Энциклопедический словарь

    ГАЛЕРА, галеры, жен. (итал. galera) (ист.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ГАЛЕРА, ы, жен. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры. | прил. галерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 9 бирема (2) галеида (1) галёра (1) каик (5) … Словарь синонимов

    Галера - (galley), однопалубное воен. судно, оснащенное веслами и парусом, во время сражений преимущ. использовались весла. Бирему (Г. с двумя рядами весел), по видимому, изобрели финикийцы ок. 700 г. до н.э.. Афиняне в кач ве осн. воен. судов… … Всемирная история

    Галера - ГАЛЕРА, типъ воен. судна, появившійся ок. VII в. послѣ Р. Х. Г. имѣла одинъ рядъ веселъ, форштевень ея б. вооруженъ длин. надвод. тараномъ, благодаря к рому она имѣла нѣк рое сходство съ рыбой мечъ, отъ греч. названія к рой и получила свое… … Военная энциклопедия

Книги

  • Галера , Для того, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, ему необходимо постоянно получать новые знания. Общеизвестно, что дети лучше всего обучаются во время игры. Игрушки компании "ВГА"… Серия:

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА

(Galley) - тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н. э. Имела один ряд весел; форштевень ее был вооружен длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой-меч, от греческого названия которой и получила свое наименование. Г. строились длиной (с тараном) - 40-50 м (130-160 ф.) при ширине 4,6-7,6 м (15-25 ф.), имели палубы в виде свода, спускавшегося к бортам, высота которого над килем была всего около 0,3 м. Главным двигателем Г. были весла в количестве 50-180. До конца XVI в. весла делались короткими, длиной около 6 м, в расчете на одного гребца, причем несколько весел выдвигалось в один порт. Такие Г. назывались галерами-зензилями. Средняя скорость Г. под веслами была около 7 узлов. К XVI веку за кормой начали подвешивать руль. Г. могли ходить и под парусами, для чего имели две или три мачты с треугольным или четырехугольным парусом. На носовой площадке Г. устанавливались метательные машины, а на постицах - арбалеты, метавшие камни и горшки с зажигательным составом. В XIV веке в вооружении Г. появляются пушки, которые, однако, только к XVI веку входят во всеобщее употребление.

Наиболее многочисленную часть экипажа Г. составляли гребцы, носившие в Средиземном море название шиурмы. Состав их набирался из невольников и военнопленных, ноги которых приковывали к упорным брусьям. Гребля на Г. представляла собой очень тяжелый труд, продолжавшийся иногда по 10-12 часов без отдыха. (Каторга - далматинское название Г., откуда получили начало выражения: "сослать на каторгу", "каторжные работы"). Для управления парусами состояли исключительно вольнонаемные матросы. Военную часть экипажа составляли сухопутные солдаты, непосредственно подчиненные капитану.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Галера

военное гребное судно, получившее наибольшее распространение в средневековье. Имели один ряд весел (по 4-б гребцов на весло), таран, метательные машины, арбалеты, позднее пушки. В русском флоте появились при Петре 1

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Галера

гребно-парусное, двух - трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех - четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20).Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЕРА" в других словарях:

    - (исп.). Дорожный экипаж в Испании с полотняным верхом, открытый спереди. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЕРА (франц. galere, исп. и итал. galero, от лат. galea шлем, изображение которого… … Словарь иностранных слов русского языка

    галера - I ы, ж. galère f., ит. galera. 1. Большое многовесельное парусное судно (в русском флоте с петровского времени). Сл. 18. Товаров сквоз Грабунскую землю на галеры не возит. 1620. Куранты 41. // Сл. 17. А пришли те галеры в Неаполь для того, что с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры ·знач. ссылка в каторгу. | Суда или… … Толковый словарь Даля

    - (иноск.) каторга. Поясн. Ссылка на галеры (иноск.) въ каторгу. Поясн. Галеры (галіотъ мал. куп. судно) въ прямомъ смыслѣ, суда, барки (у насъ по Днѣпру), когда то мореходныя, парусныя и гребныя: въ каждое весло садилось по нѣскольку человѣкъ, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек … Большой Энциклопедический словарь

    ГАЛЕРА, галеры, жен. (итал. galera) (ист.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ГАЛЕРА, ы, жен. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры. | прил. галерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 9 бирема (2) галеида (1) галёра (1) каик (5) … Словарь синонимов

    Галера - (galley), однопалубное воен. судно, оснащенное веслами и парусом, во время сражений преимущ. использовались весла. Бирему (Г. с двумя рядами весел), по видимому, изобрели финикийцы ок. 700 г. до н.э.. Афиняне в кач ве осн. воен. судов… … Всемирная история

    Галера - ГАЛЕРА, типъ воен. судна, появившійся ок. VII в. послѣ Р. Х. Г. имѣла одинъ рядъ веселъ, форштевень ея б. вооруженъ длин. надвод. тараномъ, благодаря к рому она имѣла нѣк рое сходство съ рыбой мечъ, отъ греч. названія к рой и получила свое… … Военная энциклопедия

Книги

  • Галера , Для того, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, ему необходимо постоянно получать новые знания. Общеизвестно, что дети лучше всего обучаются во время игры. Игрушки компании "ВГА"… Серия: Корабли Издатель: ВГА ,
  • Галера черного мага / Voyage of the Fox Rider , Деннис Маккирнан , 480 стр. Четвертая книга Денниса Маккирнана `Галера черного мага`, следующая за `Железной башней`, `Серебряным зовом` и `Глазом Охотника`, будет интересна всем любителям фэнтези и в… Серия: