Возможные позитивные последствия конфликтной политической ситуации. Политические конфликты

продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. У. р. - живая речь, которая не только произносится, звучит, но - главное - создается в считанные секунды, в момент говорения. Это творимая, говоримая речь. Для ее характеристики часто используется выражение живое слово. (Кстати, в 20-е годы XX в. в нашей стране был даже Институт живого слова.) У. р. не следует путать с озвученной письменной речью, которая возникает при чтении вслух или воспроизведении наизусть письменного источника. В условиях У. р., как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Необходимо отметить следующие особенности устной речи: 1) избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.); 2) экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться; 3) перебивы (самоперебивы) (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т. д.); 4) использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д. Различают следующие жанры У. р. (рассматривается только литературная речь). В разговорном стиле: 1) беседа в семье или с друзьями, знакомыми; 2) анекдот; 3) рассказ о себе. У. р. используется во весь четырех разновидностях книжного стиля: 1) доклад, дискуссионное выступление - научный стиль; 2) отчет - деловой стиль; 3) парламентское выступление, репортаж, интервью, дискуссионное выступление - публицистический стиль; 4) рассказ со сцены (например, И. Андроникова) - стиль художественной литературы. В отличие от письменной речи, где важную роль играет планирование и контроль высказывания, степень подготовленности У. р. зависит от разных речевых ситуаций. Следует отметить заранее не подготовленную У. р., так называемые спонтанные жанры, когда не продумано содержание, структура, форма изложения. Это беседа в семье, с друзьями, знакомыми, интервью (без заранее составленных вопросов), выступление в прениях. Помимо неподготовленной, различают частично подготовленную У. р., когда в основном продумывается содержание и цель высказывания. Это деловая беседа, т. е. беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке, интервью (с заранее подготовленными вопросами), выступление в прениях, юбилейная публичная речь, научный доклад и т. д. И, наконец, существует подготовленная У. р. Различают следующие так называемые словесно-спонтанные жанры (не продумано словесное выражение, не продумано главное, что будет сделано и в какой последовательности). Это лекция, устное реферирование, выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научный доклад и др. В учебной деятельности используются такие жанры У. р., как беседа, лекция, доклад, выступление в прениях, реже интервью. Лит.: Мелибруда Е.Я. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986; Одинцов В.В. Речевые формулы популяризации. - М., 1982; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. - Саратов, 1992; Разновидности городской устной речи. - М., 1988; Соколов В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1995. Л.Е. Тумина 261

- – речь звучащая, произносимая. У. р. является первичной формой существования языка, более ранней по времени возникновения, чем речь письменная. Для языков, не имеющих письменности, это единственная форма их существования. Устной речи, в отличие… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность. Устная речь: является первичной формой существования языка; и единственной формой существования языков, не имеющих… … Финансовый словарь

Форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим… … Википедия

УСТНАЯ РЕЧЬ - УСТНАЯ РЕЧЬ. Речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). У. р. осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная речь) или… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

устная речь - ▲ речь который, звучать устная речь звучащая речь; звуковая форма языка. разговорная речь. речи (лживые #). говорить на каком языке. вербальное общение. живое слово. дар слова [речи] (лишиться дара слова. обрести дар слова). вертеться на языке… … Идеографический словарь русского языка

Звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентированностью … Большой Энциклопедический словарь

устная речь - УСТНАЯ РЕЧЬ один из древнейших способов человеческого общения и употребления языка. Акты У р. характеризуются целями говорящего, временем й местом; зависят от опыта его речевого общения (совокупности знаний и навыков), от его социального… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

устная речь - Категория. Форма речи. Специфика. Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 живое слово (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется некоторыми структурными особенностями и меньшей регламентированностью. * * * УСТНАЯ РЕЧЬ УСТНАЯ РЕЧЬ, звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Устная речь. 4 класс. Учебник. VIII вид , Комарова С.В.. Учебник продолжает линию учебников «Устная речь» к одноимённому курсу программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И. М.…
  • Устная речь. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , С. В. Комарова. Учебник продолжает линию учебников "Устная речь" для 1 и 2 классов к одноимённому курсу программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под ред. И. М.…

4.
Конфликты и демократия

§3. Обращение с конфликтами

1.
Важнейшие понятия, характеризующие обращение с конфликтом

Умелое обращение с конфликтами – важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами – это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение . Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли, управление ими.

Управление конфликтом – это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта (каждой из сторон, или их совместными усилиями), так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами (например, государством по отношению к остро конфликтующим радикальным партиям).

Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование . Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта. Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

2.
Диагностирование и профилактика конфликта

Исходным моментом эффективного обращения с конфликтами является их диагностирование , предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о конфликте. Можно выделить следующие важнейшие аспекты диагноза конфликта :

1. Причины или источники конфликта, то есть лежащие в его основе объективные и/или субъективные противоречия.

2. Природа конфликта: существует ли он на базе закона, совместимы ли цели его участников или одного из них с национальными интересами и общественной моралью и т.п.

3. Биография конфликта – его история, в том числе поворотные точки в его развитии, и фон (среда), на котором он возник и прогрессировал, а также стадия и тенденции его развертывания.

4. Стороны конфликта: личности, группы, организации, государства.

5. Отношение сторон к конфликту: каковы их цели, надежды, ожидания, условия, хотят ли они решить конфликт сами или же готовы обратиться к посредникам и т.п.

6. Формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон, и в том числе их лидеров.

Понимаемое в наиболее распространенном, широком значении предупреждение конфликта включает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или же предполагающие устранение причин, источников конфликта, разрядку конфликтной напряженности, предотвращение формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий .

3.
Стратегии обращения с конфликтами

Деятельность политического субъекта по управлению конфликтами прямо зависит от той общей стратегии, на которую он ориентируется. Известны три главные стратегии обращения с конфликтами :

1. Нормативная или морально-правовая стратегия . Она ориентируется на разрешение конфликта, на административно-правовой или этической основе. Соперничающие стороны обращаются к законам и принятым в государстве нормам поведения. Шансы разрешения конфликта прямо зависят от принятия и соблюдения всеми участниками конфликта соответствующих норм и базирующихся на них общих правил игры. В целом эта стратегия ориентирована на мирное соперничество в рамках определенных правил. Причем уважение правил и поддержание тем самым сферы консенсуса считается, в конечном счете, важнее, чем победа в конфликте.

2. Реалистическая стратегия . Она исходит из неизбежности конфликта в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями и ориентируется главным образом на временное урегулирование конфликта с помощью любых пригодных в данной ситуации средств.

3. Идеалистическая (интегративная) стратегия Она ориентирована на нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, служащие источником конфликта, а также на сотрудничество сторон для их достижения. Эта стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его успешного разрешения.

Концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента. Очень часто официальные заявления сторон лишь камуфлируют их подлинные интересы;

Расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;

Сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие. Это позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;

Проведение различия между участником и предметом конфликта. Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления;

Относительность соперника. Противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции;

Ограничение сферы соперничества. Нельзя затрагивать основные цели и ценности оппонента, допускать расширение областей спора;

Сложный, многосоставный характер соперничающих сторон. Если в конфликте с каждой стороны участвуют более чем по одному человеку, то их позиции очень редко полностью совпадают. Дифференцированно подходя к оппоненту, можно ослабить его позицию, найти людей, готовых к сотрудничеству;

Временное (стадийное) ограничение конфликта. Чем раньше остановить процесс развертывания конфликта, тем легче его разрешить, и наоборот, чем дальше зашел конфликт, тем труднее и дороже его урегулировать;

Расширение временного горизонта конфликта. Как следует из теории игр, наиболее опасные игры характеризуются их коротким временным горизонтом. Установление длительной перспективы полного разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение;

Стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем стремление к его мелиоративному (предполагающему постепенное улучшение ситуации) решению. Это означает, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) нельзя действовать по принципу: «либо все, либо ничего»;

Конфликты решаются с помощью перемен, а не через замораживание существующего состояния;

Нежелательность односторонних уступок. В этом случае сделавшая такие уступки сторона будет чувствовать себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;

При разрешении конфликта важно уважать достоинство проигрывающей стороны или даже дать ей возможность выиграть в престиже в глазах своих сторонников и окружающих. Нельзя загонять противника в угол. Это может вызвать внезапный всплеск его агрессивности, переход конфликта в новую, более опасную плоскость с использованием более разрушительных методов и средств;

Решение конфликта должно быть легитимировано культурой, т.е. опираться на ценности, признаваемые всеми сторонами и окружающими. В этом случае будет меньше взаимных обид и решение окажется гораздо прочнее;

Ориентация на поликаузальность (многопричинность) конфликта и использование разнообразных средств. Это означает, что в основе конфликта часто лежат несколько причин. И даже если имеется лишь одна причина, то средства ее устранения могут быть разнообразны. Ориентaция на поликаузальность конфликта и разнообразие инструментов его разрешения полезна также в силу того, что она, ориентируя на поиск многих причин и средств, уменьшает вероятность ошибки;

Арбитраж, включение в процесс разрешения конфликта (коммуникации, подготовку, формулировку и интерпретацию решений, контроль за их реализацией) третьей стороны. Конфликты между двумя сторонами без подключения посредников трудноразрешимы;

Предпочтительность ставки на сотрудничество между взаимозависимыми сторонами ставке на временный выигрыш. Временная победа непрочна и вскоре может обернуться возобновлением борьбы или даже поражением. Устанавливающееся же в ходе сотрудничества доверие – ценный потенциал будущего взаимовыгодного взаимодействия сторон;

Ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон. Опора исключительно на институт большинства затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений и, в конечном счете, способствует не решению, а обострению конфликтов;

Определение до принятия совместного решения круга возможных альтернатив, допустимых уступок. Без этого каждой из сторон трудно найти компромиссное решение на переговорах;

Определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения. В глубоких и затяжных конфликтах обычно проигрывают не только побежденные, но и формальные победители, так как цена победы бывает слишком высока. Очень часто трезвый анализ связанных с противоборством затрат сил и ресурсов помогает предотвратить конфликт или же остановить его на ранних стадиях;

Результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.

Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации, Однако их хорошее знание расширяет конфликтологический кругозор политиков, помогает им находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Заключение

Политический конфликт – основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованность взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти.

Подводя итог краткого анализа политических конфликтов, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Список использованной литературы:

1. Зеркин Д.П. Политология: Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 448 с.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.

3. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия»; Мастерство: Высшая школа, 2006. – 312 с.

4. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

5. Политология. Высшее образование / Пугачев В. П. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 576 с.

Под действием обстоятельств объективного и субъективного характера последствия конфликтов могут быть следующими:

Обострение конфликта, эскалация по его характеру и интенсивности;
- углубление, расширение по сферам проявления и числу участников;
- разрешение в результате вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон;
- разрешение с участием третьей силы (арбитра), обладающей средствами морального или правового воздействия на участников конфликта;
- самоликвидация в результате исчерпания ресурсов противников;
- самоликвидация в результате исчерпания его причин или потери актуальности в силу изменившихся внешних условий;
- выигрыш в конфликте одного из участников за счет другого;
- проигрыш обеих сторон;
- осознанное разрешение конфликта самими его участниками.

Роль конфликтов в развитии общества двояка. С одной стороны, они имеют негативные последствия, важнейшими из которых являются:

Дестабилизация социальных отношений;
- неблагоприятные изменения в политике;
- человеческие и материальные потери.

В то же время, политические конфликты выполняют определенные функции:

1) содействуют интеграции общества, установлению равновесных отношений между различными группами, интегративным процессам в них через выяснение взаимных претензий и позиций сторон;

2) способствуют социальным изменениям, являясь источником развития и обновления социальных отношений через вскрытие разноплановых, противоположных интересов социальных субъектов и их осознание;

3) объединяют социальные общности и группы, в частности:

А) содействуют появлению инноваций, переоценке ценностей и норм, а также выработке новых;
б) способствуют агрегированию групповых интересов, более четкой социальной дифференциации;
в) усиливают коммуникационные возможности социальной системы на уровне внутри- и межгруппового взаимодействия, повышают адаптивность институтов общественным изменениям.

Если политический конфликт не разрешается, это может привести к политическому кризису, означающему сбой в функционировании политической системы. В зависимости от масштабов и локализации политические кризисы можно разделить на правительственные, парламентские, конституционные, общенациональные и международные.

Выбор пути разрешения конфликта зависит от конфликтующих сторон и условий их взаимодействия (расстановки сил в обществе, исторического опыта, институциональных условий для конфликтных действий, а также для возможных переговоров и консультаций).

Управление конфликтами призвано максимизировать позитивные последствия конфликтов и предотвращать или минимизировать наносимый ими ущерб. Частью механизма управления конфликтами является урегулирование конфликта - разработка и применение системы мер, направленных на снижение интенсивности и масштабов конфликта.

Методы урегулирования конфликтов зависят от целей, которые ставят инициаторы этого процесса. К общим способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов относятся компромисс и консенсус.

Компромисс (от. лат. compromissum) - это соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссы бывают вынужденные и добровольные. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.

Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - соглашение при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Разрешение конфликтов посредством сознательных действий противников не всегда является окончательным. Полное их исчерпание требует изменений в интересах или смены стратегий сторон. Поскольку не существует единых универсальных средств управления конфликтами, их поиск является предметом специальных научных исследований, которые осуществляются в дисциплинарных рамках теории конфликтов (конфликтологии).

Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х годов в оценке последсвий появления нового класса?Укажте три аргумента, которые он

приводит в обоснование своей позиции.

С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

1.политическая установка на поиск компромиссов исходит из возможности достижения согласия,принятия решений по принципу единодушия,который называется

1)консенсусом
2)плюрализмом
3)демократией
4)федерализмом
2.Общеобязательность решений государственной власти,возможность отмены постановлений негосударственных политических организаций,обладание рядом исключительных прав составляют сущность
1)публичности государственной власти
2)легитимности государственной власти
3)суверенитета государственной власти
4)структуры государственной власти
3.Меры по удовлетворению потребностей людей в жилье,охране здоровья населения,обеспечению инвалидов и престарелых характеризуют
1)правовую фикцию государств
2)политическую функцию государства
3)социальную функцию государства
4)культурно-воспитательную функцию государства
4.По какому признаку политические партии делятся на партии консервативные,либеральные,социалистические
1)организационному
2)отношению к правящему режиму
3)идеологическому
4)месту в политическом спектре
Заранее спасибо...