Субъективное отражение объективной реальности. Как происходит отражение действительности в чувствах и че? оно отличается от отражения в познавательных процессах? Познание

Опережающее отражение действительности - это способность отражающей системы медленно развертывающиеся в пространстве и времени действия и события внешнего мира быстро воспроизводить в специфических изменениях своей структуры и соответственно во внешних реакциях.

На чем более высоком уровне организации находится система, тем более наглядно опережающее отражение.

Именно идеальная форма отражения, каковой является сознание, обуславливает возможность наиболее адекватного и совершенного опережающего отражения, его способности действовать целенаправленно, целеустремленно, преобразовывать мир на основе его познания.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения и его структура

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы м
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо пре

Предмет и основные функции философии. Философия и наука
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии);

Концепция бытия в древнегреческой философии. Милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомизм
Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета, где с конца 7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Для этих философов

Философия Платона
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Чтобы объяснить явление нужно найти ег

Аристотель-систематизатор древнегреческой философии
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специа

Авиценна
Уроженец Персии, Авиценна уже в юности увлекался изучением философии и медицины. Он написал более 100 сочинений о различных областях знания. Шесть из них посвящены медицине. Главный медицинский тру

Эмпиризм и рационализм - основные методологические направления в философии Нового времени
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерие

Рационалистическая философия Декарта
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии. · обосновал ведущую роль разума в познании; · выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

Вольтер о человеке и обществе
Вольте́р (1694, Париж, Франция - 30 мая 1778) - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник. Вольтер к

Французский материализм 18 в. Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри
Французские материалисты XVIII в. - Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хо

Теория познания и этика Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма.

Марксистская философия и ее место в философской мысли
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х го

Пути развития России в концепциях славянофилов и западников
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, в 1829-1830 гг. написал восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первог

Филососфия всеединства соловьева
Вл. Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы

Философия свободы Н.Бердяева
Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжатьс

Проблема свободы и смысла жизни в экзистенциализме
Экзистенция - способ бытия человека. Впервые термин применил Серей Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм (от позднелат. - «существование») - философия

Неофрейдизм. Психокультурное направление в развитии психоанализа
Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрес

Движение как способ существования материи Специфика биоформы движения материи
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явлен

Пространство, время
Основные положения о пространстве и времени: Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предмет

Вопрос 36Противоречие и его формы
Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,. исключают друг друга - разрешение противоречия. Классификация проти

Качество,количество, мера Проблема нормы в медицине
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных

Причина и следствие ПолиэтиологизмКондиционализмМонокаузализм
Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в б

Сущность и явление
Категория «явление» отражает объективную внешнюю сторону ок­ружающих нас процессов и предметов, с которой мы сталкиваемся в практической, экспериментальной деятельно­сти. Эта внешняя сторона воспри

и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине
Часть и целое -философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к п

Понятие системы
- философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Все в организме представл

Отражение - всеобщее свойство материи
Отражение - это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления

Происхождение сознания и языка: многообразие точек зрения и подходов в решении проблемы
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного раз

Сознание, его сущность и структура
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство п

Структура психики. Природа бессознательного
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Содержанием психики являются идеальн

Познаваемость мира. Структура процесса познания: единство чувственного и рационального моментов в познании
Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательног

Понятие практики. Виды практики. Роль и место практики в процессе познания
Практика - материально- предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности. I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире п

Биологическое и социальное в человеке Индивид личность индивидуальность
Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в ми

Предмет биомедицинской этики,основные проблемы и принципы
.В широком смысле биоэтика - понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему п

Проблемы жизни и смерти в истории культуры и в биомедицинской этике
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человеч

Исторический процесс как проблема социальной философии. Концепция прогрессивного развития общества (Гегель, Маркс, Бердяев, Парсонс(кто это вообще))
философские системы Платона и Аристотеля наряду с прочим отражали представления о том, какое будущее ожидает человечество. Представления такого рода содержались и в философских трактатах отцов хрис

Этический аспект взаимоотношений человека и природы в свете своременных экол проблем. Экологическая этика
Про сами проблемы можно посмотреть в 60 вопросе Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие,

Взаимосвязь понятий «общественно-экономическая формация» и цивилизация. Типы цивилизаций
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём сам

В самом общем виде гносеология - это учение о позна­нии. Гносеология занимается решением следующих воп­росов:

■ раскрывает закономерности познания человеком, субъектом мира;

■ исследует вопрос о самой возможности и пределах познания окружающей действительности, в значи­тельной мере не зависящей от человека и чуждой ему;

■ стремится объяснить цель и смысл человеческого познания;

■ изучает взаимоотношение субъекта и объекта в про­цессе познавательной деятельности, отношение зна­ния к действительности;

■ исследует условия успешности, адекватности, истин­ности, корректности познания; критерий истинно­сти и достоверности знания.

Процесс познания историчен, то есть в процессе позна­ния действует исторический субъект, субъект, погружен­ный в свою культуру, традиции, уровень развития про­мышленности и техники. От этого зависит не только ка­чество познания, способы, методы этого познания, но и тот объект, на который направлено познание. Гносеоло­гия исследует познание вообще, независимо от вида зна­ния, исторических условий, уровня развития обществен­ной практики, независимо от культурного контекста.

Познание - процесс постижения человеком (обще­ством) новых, ранее не известных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей действи­тельности. Это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенство­вание.

Необходимым условием познавательного процесса яв­ляется взаимодействие двух систем - субъекта и объек­та. Субъект познания - активно действующий, облада­ющий сознанием и волей индивид, либо группа индиви­дов. Объект познания - фрагмент реальности или часть природного или социального бытия, на что направлена познавательная активность человека. Иными словами, субъект - это тот, кто познает, а объект - это то, что познается.

Субъект и объект - это сложные феномены, взаимоот­ношения которых нельзя описывать только лишь как воз­действие объекта на субъект и пассивное восприятие субъектом воздействий объекта. Так, в некоторых фило­софских концепциях субъект трактовался как отдельный, изолированный индивид, а объект - как независимо су­ществующий объективный мир. Их отношения определя­лись только воздействием объекта на субъект, причем субъект оказывался пассивно воспринимающим, лишен­ным целей и интересов биологическим существом. Объек­тивный мир также интерпретировался как неизменный и не находящийся под влиянием целей и потребностей дей­ствующего субъекта.

Современная философия признает независимое суще­ствование субъекта и объекта, но также обращает внима­ние на их связь и взаимодействие. Объект из фрагмента реальности активно преобразуется в «очеловеченный» объект (наделяется характеристиками, соразмерными че­ловеческому мироощущению) и сам изменяется в ходе этого взаимодействия. Субъект выступает не как абстрактный биологический индивид, а как исторически развивающе­еся социальное существо. Основу их взаимодействия со­ставляет предметно-практическая деятельность. Буду­чи активной силой, субъект во взаимодействии с объек­том не может действовать произвольно. Сам объект, а так­же уровень конкретно-исторического развития ставит определенные пределы и границы деятельности. Именно на этой основе возникает необходимость познания зако­нов объекта, чтобы согласовать с ними деятельность и практические потребности субъекта.

Целью познания является достижение истины. Истина - одна из важнейших характеристик знания. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достиже­ния истины, либо форм существования истины, либо ме­тодов ее познания, форм ее реализации. Многообразие ответов на проблему истины послужило созданию ряда широко известных в истории философии концепций ис­тины: корреспондентской, когерентной, прагматической, конвенциональной и других.

Корреспондентской теорией истины или теорией со­ответствия, считаются концепции, разделяющие пред­ставление об истине, данное Платоном и Аристотелем. В диалоге «Кратил» Платон дает первое научное опреде­ление истины: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто гово­рит о них иначе, лжет» (Кратил 385b). У Аристотеля по­нятие о вещи - это то, чем данная вещь является сама по себе. «Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с веща­ми». Таким образом, Платона и Аристотеля традицион­но относят к первым выразителям классической концеп­ции истины, сущность которой заключается в том, что истина понимается как соответствие человеческих знаний действительности, реальному положению дел. При этом их позиции значительно отличаются, поскольку Платон и Аристотель по-разному трактуют действительность. Если у Платона истина - это соответствие наших знаний ис­тинному бытию, то есть миру идей, то у Аристотеля - это соответствие наших знаний объективной природной дей­ствительности. Проблема возникает при интерпретации понятия объективной действительности. Объективной дей­ствительностью у Платона выступает мир идей, в то вре­мя как для Аристотеля - это мир природной действи­тельности.

Классической концепции истины придерживались Фома Аквинский, П. Гольбах, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах и другие. Фому Аквинского часто называют одним из пер­вых философов в истории европейской философии, кото­рый ввел классическое определение истины: «Veritas est aedequatio rei et intellectus», что означает: «Истина есть соответствие вещи и интеллекта». Фома Аквинский на­писал работу, посвященную исключительно проблеме ис­тины: «Дискуссионные вопросы об истине», - в которой рассматривает следующие вопросы:

1) одна ли истина, благодаря которой все истинно;

2) есть ли другие истины;

3) являются ли другие истины вечными, если они есть;

4) неизменна ли сотворенная истина;

5) всякая ли истина происходит от первой;

6) есть ли истина в чувствах;

7) сказывается ли истина относительно сущности Бога или относительно персон.

Фома Аквинский разграничил истины с точки зрения их различной природы. Существуют истины, доступные человеческому разуму: познание не только материальных вещей, но и Бога - его существования, его характери­стик, его деятельности. Но также существуют истины, ко­торые разум никогда не в состоянии постичь: Святая Тро­ица, первородный грех, воплощение, сотворение мира во времени. Таким образом, Фома Аквинский ограничивает сферу действия разума, сферу его познавательных возмож­ностей.

Фома Аквинский отмечал, что истина может прояв­ляться в определенном соотношении трех элементов:

1) Божественного интеллекта;

2) природной вещи;

3) че­ловеческого индивидуального интеллекта.

Природные вещи находятся между Богом и человеческим интеллек­том и являются истинными, поскольку соответствуют и Божественному интеллекту, и человеческому. Вещи ис­тинны согласно соответствию божественному интеллекту в той мере, в какой они совершают то, к чему определены Богом. Вещь истинна согласно человеческому интеллек­ту, поскольку вещам присуще высказывать о себе истин­ную оценку или ложную, если вещи создают видимость того, чем они не являются. Вещь истинна согласно Боже­ственному интеллекту первичнее, чем человеческому ин­теллекту. Если бы не было ни Божественного интеллекта, ни человеческого, но вещи бы остались, то «истины» бы не существовало. Таким образом, истина существует все­гда по отношению к чему-либо: к Божественному или че­ловеческому интеллекту.

В философской системе Г.В.Ф. Гегеля высшей стадией развития Духа является философия. Философия обладает научной формой, в ней открывается единство истины дру­гих форм самопознания Духа - искусства и религии. В философии Дух переходит из созерцания к мышлению самопознающему. Самопознание здесь происходит в фор­ме понятия, то есть философия - это мышление в форме понятия. Все содержание нашего сознания определяется чувствами, созерцаниями, образами, но высшими из этих форм являются понятия, потому что сам Абсолют облада­ет понятийной формой. Философия есть «адекватное по­знание абсолютного Предмета». Философская идея Геге­ля о том, что «Все разумное действительно, все действи­тельное разумно» («принцип совпадения логического и метафизического») выражает, по сути, то, что мышление и бытие, субъект и объект знания тождественны. «Пред­меты истинны, когда они суть то, чем они должны быть, то есть когда их реальность соответствует их понятию».

Постижения своего собственного понятия есть высшая форма самопостижения Абсолюта. «Понятие, открываю­щееся спекулятивной мысли, есть само Божество и оно есть единственная реальность». Реальность понятия, ре­альность понимающего Духа представлена Гегелем как реальность, восходящая от абстрактного к конкретному. Каждая полученная конкретность является новой абст­ракцией для следующей логической (то есть реальной) ситуации. Истина есть вся реальность, так как это реаль­ность Духа, а о заблуждении следует говорить как о не­полноте истины по отношению к следующей ступени раз­вития реальности.

Истина есть процесс постижения Духом самого себя. Постижение - это постижение собственного развития Духа, начинающееся в логике, предметом которой высту­пает чистая мысль, затем в философии природы, которая изучает инобытие мысли, то есть природу, затем в фило­софии и Духа. Развитие Духа предполагает бесконечный процесс выхода из непосредственного состояния в инобы­тие и далее - к состоянию самосознания. Высшая стадия этого самосознания - стадия уже понимающего самого себя Духа, на которой только и возможно говорить о раз­витии реальности. Анализ этого развития, постижение истины можно осуществлять, исследуя взаимопереход по­нятий как элементов реальности. Обладая философским понятием, можно постичь движение развития от абст­рактного к конкретному; развитие, которое включает в себя все прошедшие моменты как частные предельные случаи подтверждения собственной истины. Истина по­стоянно находится в процессе углубления и конкретиза­ции. Историческое и логическое развитие, таким обра­зом, совпадают.

Теория когерентной истины (О. Нейрат, Н. Решер, X. Патнэм) предполагает, что знание организовано в не­которую целостную систему, например, систему юриди­ческих законов, научной теории или философской систе­мы, и означает внутреннюю согласованность всех частей этой целостности. Согласно данной теории, мера истинно­сти высказывания определяется его местом и ролью в кон­цептуальной системе. Сказать, что что-то истинно или ложно, значит сказать, что оно когерентно или не коге­рентно. Чем больше согласованы между собой утвержде­ния, тем в большей степени они истинны. Истинность утверждения состоит в его когерентности с некоторым оп­ределенным множеством утверждений. Когерентная ис­тина отличается от корреспондентской двумя существен­ными характеристиками:

1. согласно когерентной теории, истинность знания заключается в его когерентности, а не в соответствии дей­ствительности;

2. условия истинности утверждений - это определен­ное множество других утверждений.

Вся трудность состоит в том, как понимать и прове­рять эту внутреннюю согласованность всех частей знания. Для строгих систем знания: математических, физических или логических теорий - согласованность означает их непротиворечивость. Действительно, если бы физик из од­ной части уравнений физической теории вывел утвержде­ние: «электрон имеет отрицательный заряд», а из другой части уравнений той же теории - «электрон имеет поло­жительный заряд», то эти две части оказались бы несо­гласованными, противоречивыми. Такая теория должна быть отброшена, как не имеющая научной ценности, либо перестроена, чтобы устранить несогласованность. Для философских систем обнаружить согласованность весьма сложно. Эта сложность связана с неоднозначностью фи­лософских понятий, неочевидностью и непроверяемостью исходных положений философии, а также различными типами объяснений, обоснований и аргументаций, убеди­тельных для одной философской школы и неприемлемых для других школ и т.д.

Прагматическая теория истины впервые была вы­сказана Ч. Пирсом и сформулирована У. Джемсом. Истин­ность идеи, выраженная в высказывании, согласно У. Джем­су, определяется ее успешностью или работоспособно­стью, то есть ее полезностью для достижения той или иной цели, которую ставит и осуществления которой до­бивается человек. Таким образом, любое знание, верова­ние, гипотеза являются истинными, если из них можно извлечь полезные (выгодные) для материальной или ду­ховной жизни людей следствия. Данная теория сразу стал­кивается с трудностью понимания, что есть «полезное». Одно и то же знание может быть истинным для одних людей, а для других - ложным. Найти объективные кри­терии полезного практически невозможно, поскольку сама оценка полезного неразрывно связана с субъективным миром человека, его желаниями, идеалами, предпочтени­ями, возрастом, культурной средой и т.д. Тем не менее, прагматический подход фиксирует роль социальной зна­чимости, признанности обществом, коммуникативно­сти истины.

Конвенциональная концепция истины считает истин­ное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. В философии науки существова­ло целое направление, получившее название конвенцио­нализма (А. Пуанкаре, Э. Леруа и другие).

Диалектико-материалистическая теория продолжа­ет разработку проблемы истины в традиции немецкой классической философии.

Понятие истины здесь опирается на материалистиче­ски понимаемую теорию соответствия, уходящую своими корнями в классическое определение истины.

Основные положения диалектико-материалистической теории истины сводятся к следующим:

1. познание понимается как процесс отражения дей­ствительности. Истина рассматривается как «внутренне противоречивый процесс, отражающий не застывший, а изменяющийся предмет познания», что позволяет избе­гать релятивизма и догматизма.

2. Утверждается общественная природа сознания. Диалектико-материалистическая гносеология отказывается от «гносеологической робинзонады», связывающей про­цесс познания с отдельным человеческим индивидом, ко­торый вырван из общественных отношений и историче­ского развития человечества. Знание - это результат со­вокупной деятельности всего человечества, продукт его исторического развития.

3. В теорию познания включена практика, то есть все гносеологические проблемы рассматриваются в связи с практической деятельностью людей.

В диалектико-материалистической гносеологии исти­на определяется как «процесс отражения в сознании че­ловека неисчерпаемой сущности бесконечного материаль­ного мира и закономерностей его развития, означающий вместе с тем процесс создания человеком научной карти­ны мира; она выступает как конкретно-исторический ре­зультат познания, непрерывно развивающийся на основе общественно-исторической практики как его высшего объективного критерия». Из этого определения можно вывести основные характеристики истины:

1) истина - это процесс отражения в сознании челове­ка материального мира;

2) этот процесс не только отражает материальный мир, но систематизирует истинные знания о нем в научной картине мира;

3) истина носит конкретно-исторический характер;

4) процесс познания истины неразрывно связан с уров­нем развития общественно-исторической практики;

5) общественно-историческая практика является объек­тивным критерием истины;

6) истина объективна, то есть в истинных понятиях и категориях выражается объективная сущность вещей, объективная сущность материальной действительности.

Объективность истины понимается как первичное и определяющее начало данной теории, поэтому весь познава­тельный процесс есть процесс достижения объективной ис­тины, а значит, и процесс преодоления субъективистских наслоений, субъективных взглядов и мнений. Объективность истины - это необходимое ее условие как отражения в познании сущности, свойств и отношений окружающего мира, это характеристика, означающая независимость от человека и человечества содержания знаний, которые под­тверждены практикой.

При этом понятие истины в диалектико-материалистической философии - это всегда диалектика субъектив­ного и объективного в понимании истины.

Субъективность истины связана с тем, что, во-пер­вых, познавательную деятельность осуществляет субъект. Но это не отдельный изолированный субъект. В диалектико-материалистической гносеологии это общественный субъект, а его деятельность - это общественно-истори­ческая практика людей.

Во-вторых, объект познания представлен в сознании субъективно. Субъективность истины также заключается в том, что субъект выделяет объект познания, исходя из потребностей практики и уровня ее развития. Таким об­разом, объективность и субъективность истины - это та­кое единство, в котором приоритет всегда принадлежит объективности.

Следующая характеристика истины - это ее абсолют­ность и относительность.

Термин «абсолютная истина» имеет три значения:

1. Точное исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некоторый своеобразный гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она недостижима, это метафора.

2. Понятие абсолютной истины приложимо к неким эле­ментарным знаниям, которые носят инвариантный (постоян­ный) характер. Это так называемые «вечные истины». При­меры подобных истин: «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».

3. Под абсолютной истиной в собственном смысле сло­ва понимается такое "знание, которое сохраняет свое зна­чение, не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием. Это наиболее важное значение термина «аб­солютная истина».

«Абсолютность истины означает реальную возможность полного, исчерпывающего знания сущности и закономер­ностей окружающего мира, реализуемую в непрерывном и бесконечном процессе его познания как мира вечно раз­вивающейся материи». Поскольку мир понимается как вечно развивающийся и онтология материализма основа­на на принципе неисчерпаемости материи, то и процесс познания непрерывен и бесконечен. А это условие делает достижение абсолютной истины невозможным. Абсолют­ность истины - это тот идеал, к которому стремится наша познавательная деятельность.

Относительная истина - это неполное, приблизитель­ное, незавершенное знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются но­выми (как классическая механика квантовой), либо опро­вергаются и становятся заблуждениями (как истины о теплороде, эфире, вечном двигателе и т.д.).

Относительность истины основана на принципе ее объек­тивности и абсолютности: она «означает познание отдель­ных сторон и отношений действительности; характеризу­ет приближенность знаний, определенную степень углуб­ления нашего сознания в неисчерпаемую сущность вещей, определенный исторический уровень научного познания, достигнутый в данную эпоху».

Следующими характеристиками истины выступают ее всеобщность и конкретность, которые представляют со­бой противоположные понятия. Основанием всеобщности истины выступает единство бытия мира как единой, бес­конечной, вечно существующей и развивающейся материи. Конкретность истины есть выражение реального много­образия материальной действительности, в то же время определенный конкретно-исторический результат, достиг­нутый на каждой данной стадии процесса познания.

Таким образом, основными характеристиками истины в диалектико-материалистической философии являются следующие: понимание истины как процесса, объектив­ность истины, которая рассматривается как диалектиче­ское единство с субъективностью, абсолютность и относи­тельность истины, ее всеобщность и конкретность, а так­же решающим и основным критерием истины выступает общественно-историческая практика.

Критерий истины по­зволяет отличить истинное знание от ошибочного, ложно­го, вообще неистинного знания. В истории философии различные философские концепции выявляли собствен­ный критерий истины:

■ Р. Декарт: истинно то, что ясно и отчетливо;

■ И. Кант: всеобщность и необходимость - важней­шие характеристики истины;

■ махизм: истинным является то, что соответствует чувственным данным;

■ прагматизм: критерий истины - полезность;

■ конвенционализм: критерий истины - соответствие условному соглашению;

■ диалектико-материалистическая философия - прак­тика. Только те знания, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными, потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.

Практика - это общественно-историческая, чувствен­но-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материаль­ных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества. Практика - это способ включения человека в окружающий его природный и со­циальный мир путем активного преобразования объектив­но существующих предметов и явлений внешнего мира. Это целенаправленная предметно-чувственная деятель­ность субъекта по преобразованию материальных систем.

С введением практики в теорию познания было уста­новлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целе­направленно воздействует на окружающую его действи­тельность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфи­чески человеческая форма деятельности, осуществляюща­яся всегда в определенном социокультурном контексте.

Схема 10.1. Исторические формы агностицизма

Критерий истины позволяет отличить истину от за­блуждений. В процессе познания неизбежно возникают заблуждения, которые нельзя трактовать односторонне - только негативно.

Заблуждение - это знание, не соответствующее свое­му предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение пони­мается как непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Познание - это сложный процесс. Познание невозмож­но остановить, ограничить. Результаты познания всегда изменяются в процессе появления новых знаний - это представление об относительной истине. В познавательной деятельности можно получить знание, которое не будет совпадать с действительностью, поэтому заблуждение - необходимый момент реального познавательного процес­са. К заблуждению может привести:

■ неполнота, односторонность исследования;

■ гипотетическое знание, которое, не получив доста­точной проверки, принимается как истинное;

■ ограниченность, неразвитость практики, то есть кри­терия, который сможет достаточно точно показать, чем является это знание - истиной или заблужде­нием;

■ стремление субъекта познания увидеть в исследуе­мом объекте то, что ему хочется, подтвердить свои предположения или же, исходя из уже известного, по аналогии заключить о неизвестном.

Виды заблуждений:

1. ошибка - результат неправильных действий инди­вида в любой сфере деятельности. Ошибки бывают логи­ческие и фактические. Первые возникают в результате нарушения правил логики; вторые - недостаточного изу­чения предмета.

2. Ложь - преднамеренное искажение знания, выска­зывание суждения, заведомо не согласующегося с реаль­ным положением дел.

3. Дезинформация - осознанная или неосознанная пе­редача заведомо ложного знания.

4. Иллюзия - искажение восприятия действительно­сти. При восприятии человека создается образ объекта, который не существует в действительности или же суще­ствует в другом виде. Иллюзия может быть обусловлена нарушениями процесса восприятия внешнего мира чело­веком. Эти нарушения могут носить объективный или же субъективный характер.

Роль заблуждений в познании неоднозначна. Появле­ние заблуждения в процессе познания может увести чело­века от истины, но обнаружение заблуждения способству­ет созданию проблемной ситуации, которая даст толчок для дальнейшего расширения и развития знания, откроет новые пути к получению истинного знания.

Вопросы и задания:

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание - это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

2. Представители каких философских направлений сделали следующие заявления?

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта "вещь в себе" находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение - это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может выз­вать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о мате­матических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, гео­метрической выразительности. Это настоящее эстетическое чув­ство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

5. Почему отражение человеком действительности являет­ся приблизительным?

6. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

7. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

8. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» - есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

9. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего обще­го с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направле­ны эти слова?

10. Почему абстрактное мышление - это качественно выс­шая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

11. Назовите (из приведенных ниже) философское направ­ление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика;

б) конвенционализм;

в) софистика;

г) диалектика;

д) догматизм.

12. «Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. - С. 218 219). Как Вы относитесь к такому суждению?

13. «Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. - С. 49-50). Согласны ли Вы с автором этого положения?

14. Исходя из основных функций практики, обсудите про­блемные ситуации:

а) Практика - основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

15. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.

б) Идея, руководство которой приводит к успеху.

в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

д) Мнение большинства.

ж) То, что соответствует цели человека.

з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

16. Выберите правильное предложение:

а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» - это лишь названия или оценки.

б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

в) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.

г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.

17. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Де­карт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

18. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, кото­рые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следу­ющих положениях:

а) Весь мир состоит из атомов - мельчайших, неделимых частичек вещества.

б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны.

в) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

19. Поставив себе целью изучить, оказывает ли электричество какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнитные свойства любого тела определяются замкнутыми электри­ческими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?

20. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?

в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?

г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?

21. Всякая ли человеческая деятельность относится к прак­тике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деяельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борь­ба, художественная самодеятельность, художественное творче­ство, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

22. Известный афоризм гласит: «Практика без теории сле­па, а теория без практики - это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

23. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

а) Она более субъективна, чем материальное производство.

б) Ей в большей мере присущ творческий характер.

в) Она направлена на преобразование общественных отношений.

г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.

д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

24. В чем состоит важнейшая особенность познания обще­ственных явлений?

25. Перечислите общее, что присуще познанию как при­родных, так и социальных явлений.

26. О какой специфической особенности социального по­знания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интере­сам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение гео­метрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. - С. 101)?

27. В чем специфика фактического, эмпирического мате­риала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

28. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

29. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

30. Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?

31. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

32. В произведении И.С. Тургенева «Рудин» мы читаем: «"По­чему же верите Вы в факты?" - "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". - "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вок­руг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Копер­ником?"». Вмешайтесь в спор Рудина и Пегасова и выскажите свое мнение о природе факта. Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»?

33. «...Самая простая истина, самым простым, индуктив­ным путем полученная, всегда не полна, ибо опыт всегда не закончен» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. - С. 162). Почему огра­ничены знания, полученные индуктивным путем? Что порож­дает эту ограниченность?

34. «Закон инерции является первым большим успехом в физике, фактически ее действенным началом. Он был получен размышлением об идеализированном эксперименте, о теле, постоянно движущимся без трения и взаимодействия каких-либо других внешних сил. Из этого примера, а позднее из мно­гих других


Познание

1. Субъекты и объекты познания

ПОЗНАНИЕ - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека. Однако домарксистский материализм не увидел сложности познания, с его точки зрения познание- это не процесс, не деятельность, а мертвое, зеркальное отражение, пассивное созерцание (Созерцательность).

Познание проходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между предметами. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.

Предметы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию со стороны человека; лишь благодаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

Следовательно потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливают темпы развития тех или иных наук. Материальное производство предоставляет технические инструменты, научную аппаратуру для решения познавательных проблем. В свою очередь познавательная деятельность, воплощаясь в технике, становится непосредственной производительной силой. В своем развитии познание проходит ряд ступеней, которые отличаются друг от друга по степени отражения объективного мира.

Диалектика свойственна всему человеческому познанию, диалектика, логика и теория познания находятся в неразрывном единстве. Основой этого единства является верное отражение диалектики объективного мира в логике мышления и в познании. Теория познания по своему происхождению и содержанию имеет особые объекты и области исследования. Диалектика как наука охватывает развитие объективного мира и процесса мышления в целом. Применительно к законам и формам мышления, диалектика выступает как логика, а применительно к познанию мира, диалектика выступает как теория познания. С логикой и с теорией познания совпадает лишь так называемая субъективная диалектика, то есть диалектика мышления и диалектика процесса познания, отражения мира в сознании человека.

В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам знания об отдельных свойствах и сторонах предметов и явлений.Ощущения являются образами движущейся материи, субъективными образами объективного мира. Ощущения объективны по своему происхождению, по содержанию, но субъективны по форме. Они существуют в сознании человека, в голове субъекта. Субъективная форма отражения вещей проявляется в том, что разные люди по-разному ощущают эти вещи. Ощущения никогда не отражают полностью самого объекта, т. к. число связей и отношений объекта бесконечно, а характер и полнота чувственного отражения ограничена Степень полноты отражения разными людьми бывает различная, что зависят от практической деятельности людей, от их профессии, образования, степени внимания, состояния здоровья и т. д. Будучи копиями вещей, ощущения не совпадают с самими вещами. О тождестве вещей и ощущений говорят лишь субъективные идеалисты. С их точки зрения вещи как бы растворяются в ощущениях, превращаясь в комбинации ощущений. Абсурдность философии субъективных идеалистов в том и состоит, что люди как комплексы ощущений с помощью комплексов ощущений (органов чувств и мозга) должна познавать другие комплексы ощущений, т. е. предметы.

Наши ощущения нельзя ни отождествлять с вещами, ни метафизически разрывать их, как это делают сторонники теории символов Образы, копии вещей нельзя рассматривать как условные знаки, символы или иероглифы, которые якобы ничего общего не имеют с самими вещами. Создателем теории символов или иероглифов был немецкий ученый Гельмгольц, считавший, что ощущение и представление не являются изображениями вещей и процессов природы, а есть лишь символы, знаки.

Но ощущения не порождаются органами чувств, как думали «физиологические» идеалисты, а представляют собой отражение копии внешнего мира. Ощущения представляют собою, как известно, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Теория символов ведет к отступлению от материализма в теории познания, внося недоверие к показаниям наших органов чувств. Изображение никогда не может сравняться с моделью, но и не тождественно условному знаку. «Изображение, - писал Ульянов(Ленин), заметный русский философ, - необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».

Похожие работы:

  • Реферат >>

    Анализировали проблемы теории познания . Познание как предмет философского... в понимании познания : 1) созерцательность - рассмотрение познания как пассивного... взаимопроникновении, переходах эмпирического и теоретического в познании , теории и практики и др. ...

  • Статья >>

    Познавательных возможностей присуща и обыденному, и научному познанию : сколько экономических, социологических, политических теорий... . Сила и слабость «специализированного» и «наивного» познания Субъектами «чистого» идеологического сознания являются...

  • Реферат >>

    Предпосылки математического и естественнонаучного познания . При всей противоречивости пифагореизма... формой научного, достоверного познания . Математическими образами и... периодом наиболее плодотворного развития познания природы, математики и астрономии...

  • Реферат >>

    Огня, вторая называлась “О принципах метафизического познания ”, а третья, профессорская, “О физической монадологии”). Однако... рассмотреть саму возможность теоретического познания , рассмотреть мыслительный инструментарий познания , а не полученные с его...

  • Реферат >>

    И в результате многовекового процесса познания законов мироздания человек сейчас, несомненно... . Однако сам исторический процесс познания приобретает особый, так сказать... бессмысленным. Тогда весь процесс познания мира представится восхождением – приближением...

  • 11. Что такое добродетель èпорок ? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?

    12. «Красота спасет мир», - говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

    13. Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

    14. Какое явление не относится к общественной психологии?

    а) Нравственные привычки и традиции. б) Художественный вкус.

    в) Чувство милосердия.

    г) Мировоззрение личности.

    15. Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?

    16. Мораль, с одной стороны, регулирует поведение лич- ности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой - выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалектическую связь этих положений.

    17. Почему абсолютная свобода личности означала бы унич- тожение морали?

    18. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

    19. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, - писал он,

    - знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единствен-

    ного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

    20. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

    21. Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?

    22. В чем специфика религии как формы общественного сознания?

    23. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научноисследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?

    24. Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.

    Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?

    25. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы - весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, - вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129).

    Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

    26. В истории науки неоднократно были случаи, когда уче- ный пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведе-

    ние ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено?

    27. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1897. С. 35).

    Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?

    Теория познания

    1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

    Познание- это:

    а) процесс погружения «ума» в действительность; б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

    в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

    г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия; д) отражение объективной действительности в сознании

    человека; е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпири-

    ческих фактов.

    2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

    а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи , ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

    б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

    в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

    г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

    3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

    Ощущение- это:

    а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

    б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

    в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

    г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

    д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

    е) единственный информационный канал, доставляющий че- ловеку сведения о внешнем мире;

    ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

    4. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

    5. «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее » (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

    6. Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

    7. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

    8. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

    9. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» - есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

    10. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

    11. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

    12. Почему абстрактное мышление - это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

    13. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

    а) Эклектика; б) конвенционализм; в) софистика; г) диалектика; д) догматизм.

    14. «Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У.

    Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 - 219). Как Вы относитесь к такому суждению?

    15. «Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50).

    16. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.

    17. Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации:

    а) Практика - основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

    б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

    в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

    ã) Åñëè â научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-техни- ческие средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

    18. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практи- ческий вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:

    а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?

    б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?

    в) Проверяются ли на практике истины математики?

    г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?

    д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?

    е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?

    19. «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отме- ченная особенность практики?

    20. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

    à) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.á) Идея, руководство которой приводит к успеху.

    â) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

    ã) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

    ä) Мнение большинства.

    ç) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

    è) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

    21. Выберите правильное предложение:

    à) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно»- это лишь названия или оценки.

    á) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

    â) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.ã) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго

    определенном отношении.

    22. «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, - значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?

    23. «Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?

    24. Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

    25. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

    26. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:

    à) Весь мир состоит из атомов - мельчайших,неделимых частичек вещества.

    á) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны.

    â) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

    27. Поставив себе целью изучить, оказывает ли электриче- ство какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнит-

    ные свойства любого тела определяются замкнутыми электри- ческими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?

    28. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:

    а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?

    в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?

    г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?

    29. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творче- ство, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

    30. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики - это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

    31. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

    à) Она более субъективна, чем материальное производство.á) Ей в большей мере присущ творческий характер.

    â) Она направлена на преобразование общественных отношений.ã) В ней находят непосредственное отражение классовые

    интересы людей.

    ä) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

    32. В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений?

    33. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

    34. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

    35. В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

    36. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

    37. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

    38. Почему исторический метод имеет особенное значение

    â познании именно общественных явлений?

    39. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

    Методы и формы научного познания

    1. К. Маркс писал: «Не только результат исследования, но

    è ведущий к нему путь должен быть истинным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 7). Что означает истинность методов исследования и какие факторы ее обусловливают?

    2. «Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 6). В связи с этим положением ответьте на вопросы:

    Как происходит отражение действительности в чувствах и че? оно отличается от отражения в познавательных процессах?

    Читайте также:
    1. Актуальные проблемы учета доходов в коммерческих организациях и их отражения в отчетности в зависимости от видов договоров
    2. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 1 страница
    3. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 2 страница
    4. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 3 страница
    5. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 4 страница
    6. В зависимости от вида недействительности последствия и пра-
    7. В мышечной ткани происходит интенсивный аэробный процесс накопления энергии в виде АТФ. Этот процесс происходит при участии
    8. В случае, если соперники стремятся навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его, происходит следующий социальный процесс.

    1.В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.Чувственное отражение выступает в трех основных формах: в виде ощущений, восприятий и представлений. Что представляет каждая из этих форм?

    Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

    Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. восприятие.

    Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

    Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов. Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

    Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением? Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

    А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их. Это понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Наконец, умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса: индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.