Шаманизм, шаманы и учение шаманов, шаманские тайные практики. Кеннет Медоуз - Земная Медицина: Тайное учение шаманов

Шаманизм, Шаманы и учение шаманов, Шаманские тайные практики. Растущий интерес к шаманизму - нечто много большее, чем просто мода. В настоящей книге психолог и этнолог Хольгер Кальвайт на множестве примеров, взятых из различных регионов земного шара, впервые показывает, в чем состоит суть древнего целительства и что мы можем у него перенять. Прежде всего, шаман подвергает себя интенсивному внутреннему очищению и изменению сознания. Лишь тогда он обретает способность врачевать других, причем не только симптомы недугов, но всю их жизнь, целиком и полностью. И данная книга представляет читателю широкую, многостороннюю картину того, как происходит такое исцеление, вернее даже освящение, и в чем оно заключается.

Святая медицина.

Три вещи забыла наша культура: здоровье, целение, святое. Эти понятия имеют один и тот же языковой корень и одни цели: здоровье, целостность, полнота, избавление, спасение, счастье, волшебство.

Целение имеет мало общего со скальпелем хирурга и антисептикой. Истинное здоровье обретает лишь внутренне очищенный - под этим подразумевается: освобожденный от наслоений дурного, прошедший через стра­дание. Это не имеет ничего общего со сладким эпосом нашей размягченной культуры; речь идет о физических и психических трансформациях на всех уровнях. Целитель, святой, исцеленный - все познали духовные измене­ния. Всех их, по сути, гнули, ломали, подвергали переоценке, пока им не была придана безукоризненная новая форма. Такими они вступают в некий целостный мир, который свободен от болезней и очищен через страдание. И в этом состоит первый парадокс шаманства.

Быть здоровым означает целостно воспринимать все уровни бытия. Целить означает лечить сначала саму культуру, затем человека и лишь потом болезнь.

Быть святым означает ощущать в себе многие, даже все, сферы бытия.

Эта триада: мудрость, счастье, волшебство - утрачена нами.

Целитель лечит сначала не пациента, но себя самого, позднее он освящает все вокруг. Это – «видение целителя», видение врача нового типа.

Эта книга об этом и рассказывает - о том, как традиционные целители познают сущее, как отдают себя во власть различных жизненных энергий и используют их; они не хотят так, как мы, искусственно заниматься поиска­ми нового; они хотят быть в гармонии с законами природы, с космическим логосом.

Шаманы были самыми первыми создателями знания и будут таковыми в будущем. Поэтому эта книга не является описанием архаики прошлого, это предвидение новых методов целения, которые вновь займут достойное место.

Итак, чему мы можем научиться у шаманов как у врачей, психологов, терапевтов, как у людей? Традиционная медицина и традиционное целение идут своим внутренним путем, они находятся в поисках целостности и здоровья по ту сторону Эго. Медицина шаманов не знает ни таблеток, ни уколов, устраняет не симптомы (это было бы против природы) - она дает жизни новое дыхание, исцеляет наши связи с миром: ведь что есть болезнь, как не засорение духовных nop, нарушение полноценного мировосприятия и лишь затем болезнь как таковая?

Наша бюрократическая материалистическая медицина, включающая в модель «человек-машина» активного терапевта и пассивного больного, которая рассматривает пациента всего лишь как объект и помещает в длинные коридоры больниц, перестала действовать. Этот вид лечения принадлежит механистической эпохе. Сегодня мы отваживаемся подойти к «органической» медицине, к исцелению духа через личную трансформацию, через изменение сознания на всех уровнях.

Поищем классические образцы; они существуют, эти мастера целения- шаманы, традиционные целители, архаичные лекари, знахари. Их тайны открываются нашему просыпающемуся сознанию, но пока мы можем отме­тить лишь робкие попытки в этом направлении.

В своей первой книге о шаманах «Время в сновидении и внутреннее пространство» я описал формы посвящения и процессы психики, которые превращают человека в шамана. Настоящая книга являет альтернативу распространившейся тенденции профанации сил человеческого сознания, не в духе дающих советы чрезмерно жаждущим исцеления - открой там-то, посмотри то-то, - вместо этого описывается сложность и загадочность целения, что может само по себе действовать целебно путем развенчания иллюзий, путем изживания европоцентристских воззрений и тщеславных эгоцентристских надежд. Прежде чем мы начнем заниматься целением, следует выявить ложные понятия, показать их лишенную целительной силы запутанность, чтобы стал возможным сам процесс целения. Целение всегда подразумевает готовность и мужество перешагнуть через границы, отказаться от представления, что удовлетворение своего «я», его стабилизация являются конечными станциями на жизненном пути. Соответственно этому целение является изменением плоскостей сознания, изменением духовной пространственно-временной структуры. Традиционный знахарь живет в универсуме, составленном из множества миров... Наш мир - это один мир, царство мертвых - следующий, есть миры других существ в других пространственно-временных измерениях. Целение для традиционного врачевателя - путешествие сквозь пространство и время вовне, в бытийную ткань иного измерения. Как выглядят эти целительные путешествия?

Уже много слов сказано о феномене, который последние полвека будоражит умы людей, интересующихся проблемой совершенствования человека. Речь идет о системе Трансформации человеческого существа, известной во всем мире под названием толтекского шаманизма .

Древнейшая на Земле магическая Традиция шаманов-толтеков стала известна широкой публике благодаря многочисленным трудам одного из ее последователей - шамана и талантливого писателя Карлоса Кастанеды. Вслед за ним появились труды его соратников, список которых впечатляющ и у многих на слуху.

Но, несмотря на обширность и многообразие литературы на данную тему, ориентированной как на любительский уровень, так и на серьезные академические умы, до сих пор у большинства людей нет ясности в вопросе о том, что такое толтекская система Трансформации и каковы ее основы.

Многие, с кем мне довелось говорить на данную тему, отчаянно путаются в мистических деталях учения, нестандартной философии древних толтеков и игре терминов. Здесь очень важно отстраниться от деталей и усвоить несколько простых основ, дающих ключ к пониманию толтекской Традиции.

Основа первая

Большинство людей с рождения настроены закончить свою жизнь смертью. Схема "рождение-жизнь-смерть" накрепко засела в умах современных людей, являясь "тормозом", который не позволяет им понимать любые умопостроения или учения, не укладывающиеся в нее. Смерть воспринимается просто: распад человеческого существа, после которого остается мертвое тело, подлежащее захоронению. Похороны - это конец жизни обычного человека, который он не подвергает сомнению.

Однако, согласно учению толтеков, у человеческого существа есть другой способ завершения жизни. Толтеки не отрицают смерти, однако, смерть предстает в их глазах некой силой, встреча с которой является рубежом, порогом жизни, переступив за который, можно остаться в живых, поменяв свою форму.

Толтекские шаманы не умирают в человеческом смысле слова, они переходят в иное состояние, продолжая жизнь в необъятном окружающем мире, будучи свободными от каких-либо ограничений. Схема жизни шамана-толтека выглядит примерно так: "рождение-жизнь-встреча со смертью-освобождение". После встречи со смертью и исчезновения из нашего мира, шаман не оставляет в нем ничего. Не остается и физического тела - мертвой плоти, подлежащей похоронам. Шаманы-толтеки уходят полностью, вместе с физическим телом, поэтому хоронить после завершения жизни шамана попросту нечего. Физическое тело трансформируется в энергию и исчезает бесследно.

В краткой формулировке можно сказать, что встреча со смертью неизбежна для любого человека, но результат этой встречи совсем не так уж очевиден. "Встреча со смертью" и "смерть" в человеческом понимании - это не одно и то же. Когда со смертью встречается обычный человек - он умирает, его тело хоронят. Когда со смертью встречается шаман - он покидает наш мир, сохранив жизнь и обретя свободу. Его не хоронят по причине отсутствия предмета похорон - тела, а отсутствует оно потому, что шаман не умирает, а уходит. Невероятно? А никто и не призывает верить в это. Вопрос о доказательствах будет рассмотрен ниже.

Основа вторая

Человек в его прижизненном виде - не есть конечная форма человеческого существа. Шаманы считают человека со всеми его компонентами лишь зародышем другого существа - более свободного и совершенного. То, что принято называть "человеком", по понятиям толтеков, это что-то вроде яйца или куколки, из которой может появиться совершенно иная форма жизни, нимало не напоминающая свой прежний вид.

Действительно: цыпленок не может быть сравним с яйцом, из которого он вылупился, а бабочка в корне отличается от куколки, из которой она появилась, равно как и от гусеницы в период до окукливания. Человека принято обозначать словом "кокон", включающим в себя все его компоненты - как физические, так и чисто энергетические.

Иными словами, цель жизни человека, по убеждению шаманов, - это превращение в другое существо, которое как раз и является "законченным продуктом" природы, вершиной совершенства для нашего биологического вида. Несмотря на логичность построений, большинству людей нелегко поверить и в это. Но повторюсь: никто и не призывает верить...

Разумеется, нелегко принять вот такой подход к себе, когда тебе с детства вдалбливали, что человек - венец творения природы, вершина совершенства. Но когда-то все были убеждены, что Земля - центр Вселенной и Солнце крутится вокруг него, а тех, кто говорил, что все наоборот, могли запросто сжечь на костре.

Наука доказала обратное и все это приняли, но разве данный факт означает, что до того, как наука стала в состоянии подтвердить теории "еретиков", прежняя версия о структуре мироздания была верной?

Основа третья

Разумеется, исход встречи со смертью определяется тем, был ли человек готов к ней должным образом. Исход этой неизбежной встречи может быть положительным (т.е. окончиться освобождением), только если при жизни человек произвел в своем коконе ряд изменений. Эти так называемые "Трансформационные изменения" состоят частично из усилий самого человека, для чего в толтекской Традиции есть система упражнений и тренировок, частично - из передаваемых другими шаманами настроек.

Настройки кокона - это некоторые энергетические изменения, которые вносятся в начинающего шамана его преподавателями - шаманами со стажем. Они наследуются в толтекской Традиции (как и во многих других учениях и оккультных школах), передаваясь новым последователям от старых.

Речь не о наследовании по родственной связи (дети от родителей), а о целенаправленном волевом воздействии одного шамана на другого, чтобы сделать его кокон более совершенным. Настройки помогают ускорять процесс Трансформации, а некоторые ступени тренировок вообще невозможны для людей, чей кокон не подвергался влиянию старшего шамана, т.е. настроек не имеющих.

Комплекс условий и последовательность действий, которые делают возможным благоприятный исход встречи со смертью, называется Правилом. Согласно Правилу, толтеки постоянно тренируются и совершенствуются, чтобы результатом их неизбежной встречи со смертью явились освобождение и уход, а не распад и похороны как у большинства людей.

Доказательства

Теперь поговорим о доказательствах. Толтеки никого не призывают верить на слово, что в мире все обстоит так-то и так-то. Шаманы не собираются ни с кем спорить и никого уговаривать. Позиция современных толтеков проще и понятнее: кто хочет знать - должен пойти и посмотреть сам. Кто хочет получить доказательства - должен пойти и взять их. Максимум того, что могут сделать шаманы - рассказать о той возможности бессмертия, которую они реализуют, и предложить последовать за ними. Большинство людей не способно на такой шаг, потому что толтекская система, возраст которой около 10 тысяч лет, достаточно трудна в освоении, требует немалых усилий и грозит опасностями.

Философия толтеков нестандартна, она разрушает основы мировоззрения людей, нередко ставит в тупик даже очень умных и опытных в таких делах практиков. Разумеется, человек, столкнувшийся с подобной системой, чувствует неуверенность или даже панический страх. Тут наступает "момент истины" - человек должен выбрать, хочет ли он бороться за бессмертие, или хочет тихо и спокойно дожить свою жизнь, чтобы умереть как все. Большинство людей выбирает второе и шаманы относятся к этому выбору с уважением, потому что понимают, чем он продиктован. Толтеки не прилагают усилий к уговорам или убеждениям - они просто двигаются дальше, оставив за спиной тех, чей выбор - смерть.

Если же кто-то осмелится ступить на Путь воина-шамана, то он должен отделиться от остальных людей и пойти с шаманами, вбирая в себя все тяготы и преимущества этого Пути. И тогда появляются доказательства. Молодой практикующий начинает меняться - частитчно из-за своих тренировок, частично вследствие полученных от старших шаманов настроек. Его восприятие расширяется, чувствительность растет, он получает доступ к невиданным ранее силам Вселенной. Для такого человека очевидно: чтобы получить доказательства реальности Пути воина-толтека, нужно быть кем-то большим, чем просто человек.

Эти доказательства есть, но они лежат вне сферы восприятия и осязания среднего человека, их нельзя изучить с помощью физического тела и осознать одним лишь умом. Но их можно ощутить, узнать, понять совершенно иным образом - чувственным, основанном на многократном усилении своего кокона и его Трансформации.

Толтеки не призывают верить - учение древних шаманов - это не предмет веры, не религия. Это комплекс действий по изменению себя. Либо человек делает это - и тогда получает все доказательства и силу настоящего шамана-воина, либо находит предлоги, чтобы этого не делать, и тогда он остается на месте, а шаманы продолжают идти своей дорогой. Такой человек им не интересен, потому что, что бы ни сделал он в своей жизни - ее исход известен заранее: он рано или поздно умрет.

Понять толтекскую дисциплину и получить доказательства возможно, но для этого надо приложить усилия и потратить время. Многие годы усилий. Пройти этот Путь может только тот, кто имеет твердое Намерение. Намерение не умереть, а встретившись со смертью, стать свободным и совершенным существом, как это и предписано человеку природой.

Много раз мне доводилось слышать вопросы вроде: "Вот ты с толтеками водишься, скажи, как стать шаманом? Или хотя бы как найти их?" Шаманами становятся по указанию всеобъемлющей силы, пронизывающей все сущее. В христианстве это называется "Святой Дух", в брахманизме - "Брахма", у толтеков - "Дух": безликая абстрактная сила, взаимодействуя с которой, шаманы добиваются Трансформации. В какой-то момент эта сила приходит в движение - и что бы там ни было, но человек, которого это касается, так или иначе встретит на своем пути обученного воина-шамана.

Кого выбирает Дух? Полностью эти критерии неизвестны. Однако, можно твердо сказать, что это должен быть человек с некоторыми особенностями в энергетическом теле, делающими возможным освоение Пути воина-толтека. Откуда берутся эти особенности? Иногда это врожденное, но чаще такие изменения являются результатами самостоятельной работы человека над собой.



Если человек пытался развить себя, пытался измениться и у него это получилось - Дух укажет на него и он непременно взглянет в глаза безупречного шамана и снова, как и его предшественники тысячи лет назад, будет выбирать: прожить жизнь обычного человека и умереть или пойти трудным Путем шамана, получив огромную силу и шанс обрести бессмертие.

Готовность - это не количество прочитанных книг, не мечты и разговоры о Пути. Готовность - это энергетические изменения определенного характера в коконе человека. Человек может не осознавать их, но для Духа они не проходят незамеченными. Когда человек готов - Дух указывает на него. Так было всегда и это правило не знает исключений.

Что такое толтекский Путь воина-шамана? Читая труды Кастанеды и других последователей, стоит помнить, что все это - не описание странных магических действий и непонятных истин. Все, что написано - это рассказ об уникальной возможности для нашего биологического вида - о возможности подлинного бессмертия и запредельного совершенства.

Это - не просто слова или философия. Эти рассказы - побуждение к действию, к тому, чтобы сформировать намерение Трансформации, чтобы изменить себя и, следуя жесту Духа, двинуться по Пути к Бессмертию и Силе.

Учение толтеков - для тех, кто не намерен умирать, кому мало простой и предсказуемой человеческой жизни, кому нужна Свобода и не нужно место на кладбище. Шанс Бессмертия дан всем, но воспользоваться им может лишь тот, для кого все это имеет значение.

Обучение и посвящение шамана

Шаманом может быть назван далеко не всякий, кто испытывал в своей жизни шаманский экстаз или ощущение шаманского полета. Прежде всего, настоящий шаман прошел обряд инициации и длительный курс обучения - обычно годы, во время которых ученик изучает систему взглядов на мир и шаманские практики под постоянным контролем учителя. Но даже и пройдя весь путь сложного многоступенчатого обучения, человек не станет настоящим шаманом до тех пор, пока не достигнет мастерства в достижении состояния экстаза и в путешествиях в другие миры. Здесь недостаточно случайного знакомства с этими практиками - их нужно знать как свои пять пальцев. Наконец, шаман должен ощущать, что он является связью, или мостом, между нашим и соседними мирами. Эта функция должна стать для него как священной верой, так и способом служения обществу, которое может быть и небольшим племенем, и целой нацией.

Для человека существуют три пути стать шаманом:

Передача традиции по наследству, из поколения в поколение;

Выбор этого человека какими?то внешними силами (он должен «почувствовать зов» или «быть избранным»);

Собственный выбор этого человека и длительные поиски знаний. Этот путь встречается реже других, и традиционно такой шаман считается менее сильным, чем идущие первыми двумя путями.

Шаман не считается «настоящим», если он не изучил два основных раздела конкретной шаманской традиции:

а) экстатические практики (транс, сновидения и т. д.);

б) традиционные знания (шаманские приемы, названия и функции известных духов, мифология, генеалогия клана, тайный язык и т. п.).

Часто эти два раздела, объединенные в одном курсе, учителями в котором являются как старые мастера, так и духи, могут являться эквивалентом инициации (посвящения). При этом сам процесс обучения может полностью проходить во сне или в состоянии экстаза.

Большую роль в развитии шамана из обычного человека может играть психический или духовный надлом, который часто сопровождается физическим увечьем или тяжелым заболеванием и который вылечивается самим шаманом. Такая ситуация является обычной для всех трех описанных выше типов кандидатов в шаманы. Часто шаман отличается эксцентрическим поведением, таким, как периоды меланхо - лии, одиночество, видения и т. д. Неспособность традиционной медицины исправить эти отклонения и последующее самоисцеление человека, ставшего на путь шаманизма, играют важную роль в его становлении как шамана. Скрытым важным аспектом такой ситуации является то, что в результате шаман получает способность бороться и даже использовать в своих целях психическое напряжение и депрессию, которые являются неотъемлемой частью шаманского пути.

Традиционно будущий шаман чаще всего посвящается в мир духов спонтанным образом при участии самих духов. В западной культуре подобное событие может восприниматься по - разному: как опыт выхода за пределы тела, психоз, божественное откровение или даже очень яркое сновидение, в зависимости от того, как это произошло и с какой точки зрения воспринимается. Иногда подобные переживания возникают во время болезни, как случилось со знаменитым современным индейским шаманом Черным Лосем. В любом случае, когда такое происходит, новичок должен обратиться к опытному шаману и попросить его дать необходимые знания. Иногда подобное обучение оказывается единственным лекарством от болезни. В основном процесс учебы заключается в том, что опытный шаман ставит новичка в ситуации, из которых тот сам способен почерпнуть необходимые знания, потому что он понимает: единственным настоящим учителем является сама Вселенная. Конечно, в каждой культуре существуют свои собственные традиции, но в то время как священник или руководитель церемонии при исполнении ритуала строго ограничен установленными задолго до него традициями и обычаями, информация, получаемая шаманом, часто выходит за пределы любых традиций. И такая информация принимается с должным уважением, потому что все признают, что шаман сам имеет прямую связь с мудростью мира духов. Например, в некоторых традиционных культурах считается, что восток является направлением новых начинаний. Ученик шамана, возвратившись из путешествия в мир духов, может рассказать своему учителю из нашей реальности, что он узнал о том, что восток - это дом всего, что приходит к своему концу, и что царство мертвых лежит на востоке. Учитель не станет с ним спорить, вместо этого он задаст вопросы, которые помогут ученику понять более глубокий смыл учений, данных ему в мире духов. Другими словами, шаман знает, что в потустороннем мире не существует застывших учений, и Вселенная учит нас в соответствии с нашими нуждами и способностью к пониманию. И иногда она подталкивает нас.

Итак, чтобы стать шаманом, недостаточно просто испытать относящийся к этой области опыт. Эта традиция требует длительной тренировки, упорства и полного посвящения себя ей. Важно знать, что техника путешествий в иные миры, имеющая ключевое значение для традиционных культур по всему миру, может быть изучена и использована людьми, воспитанными в русле современной западной культуры.

В наши дни шаманское мировоззрение переживает эпоху своего возрождения. Наиболее обычным путем, которым люди учатся шаманизму, сейчас являются различные курсы обучения и книги, хотя многие люди даже на Западе испытывают мистические переживания, толкающие их на этот путь. На курсах обучающихся ставят в такие ситуации, в которых они сами могут испытать опыт шаманского путешествия в мир духов и научиться, как безопасно и этично распорядиться полученной при этом силой.

Сколько времени необходимо человеку, чтобы стать шаманом? Чтобы испытать опыт шаманского путешествия, достаточно нескольких минут, но вам потребуется вся жизнь, чтобы действительно стать шаманом. И даже после многих лет практики каждый раз, когда вы будете ловить себя на мысли: «Я уже стал шаманом», - это будет бесспорным при - знаком того, что вы все еще ученик. Сам человек не решает, является ли он шаманом или нет. Об этом могут судить только люди, приходящие к нему за помощью, и духи, потому что шаман знает, что именно духи и делают всю реальную работу. Нет духов - нет и шамана.

Из книги Секреты шаманизма автора Стивенс Хосе

Специализация шамана Воображение для шаманов – больше чем просто психическая деятельность – это средство достижения непознанных сфер. Мысли и чувства – это формы энергии, достигающие определенных узлов Паутины Силы.Шаман может воплотить себя в любой из

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс автора Сарасвати Свами Сатьянанда

Орудия шамана Бубны, трещотки и другие инструменты: существует множество разновидностей бубнов, трещоток, кристаллов, магнитофонных записей, полезных в шаманской работе. Вам не следует выдумывать что-то невероятное или искать древности для вашей практики.Бубны. В

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сарасвати Свами Сатьянанда

Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс автора Сарасвати Свами Сатьянанда

Из книги Большой Ум - Большое Сердце автора Генпо Мерцел Дэннис

Из книги Подводные камни в море биоэнергетики: о чём не говорят наставники йоги и ци-гун автора Каптен (Омкаров) Юри (Артур) Леонардович

Посвящение Поскольку эта книга является плодом всех учений, тренировок, менторства и безусловной любви, которую я получил за всю мою жизнь от этих людей, я посвящаю эту книгу:Тренеры в раннем возрасте:Дик Хаммер, Том Паркс, Франк А. Канареек, Джек Ваткинс,Джерри ЛаБонте,

Из книги Мечтайте смело. Шаманский метод превращения мечты в реальность автора Виллолдо Альберто

Из книги Око настоящего возрождения автора Левин Петр

Душа в огне Превращение священника в шамана Кэлхун П.Питер Кэлхун стал шаманом около сорока лет назад, оставив пост священника епископальной церкви. Он преподавал курс шаманизма в Боулдерской школе психологии и в различных колледжах, сейчас ведет в США мастер-классы и

Из книги Сновидческие традиции ирокезов [Понимание тайных желаний души] автора Мосс Роберт

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Глава 5 Учение Шамана Сердца Священное бытие нельзя предвидеть, с ним можно только столкнуться. У.-Х. Оден Она пахнет как теплая земля под дождем. Ее смех - как звон прохладного горного потока. Ее слезы истекают из ее огромного сердца, омывая ее кости там, где они

Из книги Око настоящего возрождения в пошаговых фотографиях. Все упражнения в одной книге автора Левин Петр

Часть III. РАСТЕНИЯ ШАМАНА Галлюциногены: катализатор или признак упадка? В среде ученых, изучающих шаманизм, давно наметился большой разлом, связанный с их отношением к галлюциногенным растениям и значением, которое они имели для формирования шаманизма и человеческой

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

Часть IV. ПРАКТИКА ШАМАНА В этой части книги собрано большое количество практических знаний и техник, которые с большим успехом используются людьми, изучающими шаманизм на Западе. Овладев материалом данного раздела, вы получите надежный фундамент базовых знаний и

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Сознание шамана Секрет, благодаря которому шаман может полностью контролировать себя, находясь в глубочайшем трансе, и способен совершать экстатический полет души на другие уровни бытия, - это способность к концентрации сознания. Концентрацией называется умение

Из книги автора

Посвящение После выполнения всех шести упражнений подряд я чувствовал себя сильным, с мощным внутренним стержнем, монолитным и неуязвимым. Энергия буквально вибрировала в каждой клетке моего тела. Но на следующий день это ощущение уже не было таким ярким. Еще через день

Шаманизм - самая грубая языческая религия, некогда имевшая

чрезвычайно широкое распространение. Теперь Шаманизм придерживаются немногие

сибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, как

пережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда совершенно

утратившие первоначальный смысл. Значение шаманства и теперь очень

велико; так, основа мировоззрения китайцев осталась чисто шаманская (в

особенности все то, что касается культа предков). По шаманскому учению,

мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Они

находятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие,

домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень,

местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние на

человека и его судьбу. Особенно опасно влияние злых духов, имеющих

стремление вредить человеку; все напасти, болезни и самая смерть

человека происходят от этих духов. Поэтому человек должен остерегаться

разгневать их, а если разгневал, то должен умилостивить. Постоянное

опасение развивает в шаманисте религиозную трусость; он боится

каким-нибудь неосторожным поступком раздражить своих невидимых врагов и,

приступая к какому-нибудь действию, непременно обращается к ним. Прежде

чем начать есть и пить, он уделяет несколько крошек пищи или несколько

капель напитка этим духам. Умилостивить духов можно только жертвами;

поэтому жертвоприношение совершается у шаманистов постоянно. Если

шаманист едет в местности, где обитает грозное божество, он отрывает от

своей одежды кусок и привязывает к дереву или шесту, как

умилостивительную жертву за себя, а за коня вырывает волос из гривы и

поступает с ним так же. Духи нуждаются в пище, и если люди забывают об

этом, не приносят достаточных жертв, то духи напоминают тем, что

насылают разные бедствия в виде мора, болезней, поветрия; тогда весь

народ должен умилостивлять разгневанное божество чрезвычайными мерами.

Отсюда ритуальные убийства, опахивания поля, изгнание смерти и другие

меры. Когда человек заболел, то никакие лекарства ему не помогут; вся

задача заключается лишь в том, чтобы умилостивить божество, наславшее

болезнь. Но как это сделать? Какому божеству надо принести жертву, когда

их бесчисленное множество, и какою жертвою можно смягчить гнев божества?

Здесь на помощь приходит шаман. Он обладает способностью во время

экстаза, к которому приводит себя разными манипуляциями, иметь общение с

невидимыми духами и узнавать их требования. Он скажет, кто мучит

больного и какую дух требует жертву: лошадь ли с известными приметами,

корову или барана. Фокусы шаманов достигали иногда удивительной

виртуозности, поражавшей воображение дикарей: шаманы жгли себя

раскаленным железом, прокалывали себя ножами, глотали тлевшуюся паклю и

т. п. По мнению дикарей, шаманы обладают сверхъестественной силой: они

могут заставить некоторых духов служить им и вести борьбу с другими

духами. Шаманы могут устрашать их и сами, гоняясь за нами с плетью, с

ножом; в особенности духи боятся железа, вследствие чего шаман

привешивает на свои плащи железные безделушки. Шаман, при помощи

послушных ему духов, и сам может причинять людям вред, как наши колдуны.

Хотя и неприятно иметь дело с шаманом, но его, как и колдуна, необходимо

пригласить на семейный праздник; особенно опасно не позвать его на

свадьбу и не оказать ему при этом должного внимания; иначе он нашлет

порчу на молодую, как на боле слабое существо. Так как шаман может

причинять людям вред, то и все духовные лица других религий считаются

опасными, а потому их надо задобрить. На этом основании монголы и татары

всюду освобождали от податей и повинностей христианских священников,

буддийских лам, еврейских раввинов, мусульманских мулл, выдавая им

тарханные грамоты. Все стихии - вода, огонь - священны, потому что там

находятся божества; за осквернение их у монголов определялась смертная

казнь. Нельзя было стирать платье - и его носили грязным и засаленным;

нельзя было лить что-нибудь нечистое в огонь или касаться его ножом, так

как этим отрезали огню голову; но полезно лить в огонь масло, вино,

тогда он горит ярко, весело, это ему приятно. Огонь сам очищает вещи;

если над ним подержать оскверненный предмет, то последний делается опять

чистым. Огонь может уничтожать злые намерения людей, лишать силы их

дурной взгляд, который способен причинить несчастие; поэтому в Золотой

орде русских князей и других лиц, представлявшихся ханам, проводили

между двух костров. Это вело иногда к печальным недоразумениям, так как

христиане предполагали в этом прохождении языческий обряд и всячески

старались уклониться от него, татары же, с своей точки зрения,

убеждались в злых умыслах отказывающегося очиститься - и предавали его

казни. По шаманскому воззрению, одни из живых существ благоприятны

человеку, другие предвещают ему несчастие. Первых грешно истреблять,

вторых, напротив, следует убивать. Этим объясняются многие приметы,

удержавшиеся до нашего времени: например заяц, перебежавший дорогу,

предвещает несчастие, убить паука полезно и т. д. Шаманист боится только

злых духов, с добрыми же он не церемонится. Идолу, изображающему бога

охоты, он усердно мажет губы салом, прося покровительства и удачи на

охоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью.

Сонм духов приводится в определенную систему; такая система существовала

в различных видах у всех шаманистов. У монголов во главе стоит

Эрлик-хан; за ним следуют тенгрии (второстепенные боги) и, наконец,

онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество было Тенгри

(небо) или Кук-тенгри (голубое небо); ему противополагалось подземное

стихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные обряды,

исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этих

обрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах, свадебные

и похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит, что в нее

вселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающими

мерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе с

тем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице.

Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не мог

справиться с злым духом, что следовало бы пригласить более

могущественного шамана. Теперь вера в этих духов, под влиянием других

религий, мало помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается еще в

полной силе. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное средство,

различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям.

Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением земной

жизни, с прежними страстями и потребностями. Отсюда сложная система

похоронных обрядов. С покойником необходимо положить в могилу по

возможности все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх пред

неисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто не

решался; бывали случаи, когда законодательными мерами приходилось

ограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе непримиримого

врага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение, то с

ним хоронили его жену или наложницу и слуг для службы на том свете, как

это было при погребении скифских царей. С тою же целью опускали в могилу

убитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка, затем

поминки в установленные дни имели целью утешить душу почившего и

привлечь ее к участию в развлечениях. Чтобы душа покойника не могла

тревожить людей, против нее принимались различные предосторожности:

покойника выносили не обычным путем, а прорубали особый ход, который

потом заделывался; в гробу одни народы делали специальные окошки для

свободного прохождения души, другие, напротив, старались сделать это

прохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом,

все те поверья, которые живут еще в народе, объясняются шаманскими

верованиями. Подробного и обстоятельного исследования о Шаманизме еще нет, хотя

литература о нем довольно обширна.