Игры на развитие фантазии. Картотека игр по развитию воображения и художественно-творческих способностей

Воображение - вершина познавательного процесса, который включает в себя восприятие информации, запоминание, осмысление, воспроизведение. Воображение дает возможность не просто воспроизводить информацию, а творчески комбинировать ее, изменять форму, даже создавать новое на основе того, что мы знаем и умеем.

На земле не существует ребенка, лишенного воображения, как нет детей, не умеющих и не любящих играть. И неудивительно: эти процессы взаимосвязаны. Воображая, додумывая непонятное, малыш осмысливает новые знания об окружающем мире, играя - воспроизводит осмысленное.

Несмотря на то, что любой ребенок наделен воображением, оно далеко не у всех развито одинаково хорошо. А резервы для развития этого процесса есть у каждого без исключения малыша. Поэтому следует уделять особое внимание развитию их фантазии и творческих способностей.

В данном разделе представлены игры, стимулирующие воображение детей, дающие возможность интерпретировать прочитанное, помогающие развивать художественные, литературные, актерские и другие способности.

МАСКИ

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Маски из скорлупы грецких орехов: осторожно разделите орех на две половинки. По сторонам просверлите дырочки, проденьте резинку. На скорлупе нарисуйте лица и мордочки зверей, используя естественный рельеф. Маски надеваются на палец. Если вы хотите одеть получившихся кукол, обмотайте вокруг пальца платок.

Ход игры. Задается тема, и игроки разыгрывают импровизированный спектакль, используя вместо театральной ширмы спинку стула (рис. 4). В зависимости от содержания пьесы маски могут изображать различных персонажей.

ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ

Играют 10-12 человек.

Ход игры. Выбирают короткий интересный текст с большим количеством персонажей, распределяют роли. Затем ведущий начинает читать текст, а игроки выполняют действия, которые производят их герои. Те, кому не хватило роли, являются зрителями.

Пример. Роли: Луна, Деревья (2-3 человека), Ветер, Пес, Конь, Воробей, Цыган, Дед, Баба.

Деревья стоят неподвижно. Вдруг налетает Ветер, начинает раскачивать верхушки Деревьев. Воробей приоткрывает один глаз, сонно осматривается и снова засыпает. А Ветер все воет, и качаются Деревья. Выходит полная Луна. Пес, спящий у сарая, открывает глаза, смотрит на Луну, снова засыпает. В сарае стоя дремлет Конь, время от времени переступая с ноги на ногу. Ему снится сон, и Конь тихонько ржет. Над ним, на жердочке, нахохлившись, спит Воробей. Когда Конь ржет, Воробей вздрагивает, открывает один глаз, косится на Коня.

Луна снова скрывается за тучей. Среди Деревьев неслышно крадется Цыган. Пес принюхивается во сне, но не просыпается. Цыган входит в сарай. Воробей открывает глаза и начинает тихо чирикать. Цыган хватает Коня за повод. Конь испуганно ржет, Воробей с чириканьем летает вокруг них. Пес просыпается и начинает лаять. Шумят Деревья, тревожно воет Ветер. Цыган выводит из сарая Коня. Из дому выглядывает Баба, бросается будить Деда. Цыган пытается увести Коня, Конь ржет и встает на дыбы, Пес лает на Цыгана, Воробей летает вокруг них. Из-за тучи выглядывает Луна. Из дому выскакивают Баба с метлой и Дед с ружьем. Баба грозит метлой, Дед стреляет вверх, Воробей пугается и прячется в будке Пса, Цыган бросает Коня и убегает, Пес с лаем бросается следом. Дед подходит к Коню, гладит его, успокаивает и ведет в сарай. Возвращается Пес. Дед гладит его по голове и уходит в дом. Баба тоже гладит Пса и уходит за Дедом. Пес идет в будку, испуганный Воробей с чириканьем вылетает оттуда и летит в сарай. Пес, покрутившись на месте, ложится. В сарае засыпает Конь. Только Воробей еще летает вокруг. Потом и он садится на жердочку. Конь во сне переступает с ноги на ногу, тихонько ржет. Воробей прячет голову под крыло и засыпает. Луна снова прячется за тучу, Ветер стихает, Деревья перестают шуметь.

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Играют 8-12 человек.

Ход игры. Водящий предлагает начало истории, например: «В темном-претемном лесу стояла маленькая избушка. И жили в ней двое детей - брат и сестра...»

Игроки по очереди, по одной фразе продолжают рассказ. В результате должна получиться законченная история.

Условия. 1. Водящий может корректировать ход событий в рассказе, задавая игрокам наводящие вопросы. 2. Игрок не может отменить то, что уже сказано другими.

НЕБЫВАЛЫЙ ЗВЕРЬ

Играют три и более человек.

Инвентарь. Лист бумаги, поделенный на три части пунктиром, карандаши.

Ход игры. Игрок получает лист бумаги и рисует в первой трети его голову животного. Во второй трети он намечает двумя точками, откуда продолжать рисовать контуры зверя. Потом загибает по пунктирной линии свой рисунок так, чтобы его не было видно. Второй игрок рисует во второй четверти продолжение животного - туловище и передние ноги. Потом намечает границы его тела в третьей части листа и тоже загибает свой рисунок. Третий игрок дорисовывает задние ноги и хвост.

Получившемуся забавному зверю можно дать имя и придумать историю - где живут эти существа и почему они такие необычные.

КРОКОДИЛ

Играют семь и более человек.

Ход игры. Один из игроков загадывает предмет или явление, тихо говорит другому. Тот жестами и мимикой изображает это, не произнося ни слова. Остальные игроки стараются угадать, что он показывает. Когда кто-нибудь верно назовет загаданное слово, игрок, который показывал, загадывает свой предмет, а угадавший изображает.

ЗОДЧИЕ

Играют два человека и более. Инвентарь. Кубики разных форм, цветов и размеров.

Ход игры. Игроки получают по одинаковому набору кубиков. Водящий строит одинаковые фундаменты, детям предлагается построить на них замки и посмотреть, у кого это получится лучше.

Строения оцениваются по трем параметрам: по высоте, устойчивости и красоте. Потом игрокам предлагается «заселить» замок - рассказать, кто, по их мнению, мог бы там жить. Можно попросить детей придумать истории про жителей этих сказочных замков.

Примечание. Если игроков много, можно разделить их на команды по 2-3 человека, тогда одни дети будут строить, а другие - рассказывать.

Рисуем по кругу

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Бумага, цветные карандаши.

Ход игры. Участники садятся в круг. Каждый выбирает карандаш любого цвета, но лучше, чтобы цвета не повторялись. У водящего - простой карандаш. Он рисует квадрат и передает лист одному из игроков. Тот должен дорисовать какую-нибудь деталь, чтобы геометрическая фигура стала каким-то предметом, например крышу, тогда это будет дом. Желательно, чтобы цвет дорисованных деталей соответствовал реальному (не стоит рисовать красную траву или фиолетовое небо). Дорисовав деталь, игрок передает листок дальше.

Тем временем водящий на следующем листе рисует новую фигуру и передает по кругу в другую сторону.

После игры можно сравнить рисунки, устроив «выставку».

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ

Играют пять и более человек. Ход игры. Выбирается водящий - покупатель. Остальные участники игры - заводные куклы. Они выстраиваются в ряд. Водящий подходит и говорит: «Подхожу я к магазину и смотрю в его витрину. Выбираю, покупаю заводного...» - тут он называет любую игрушку или другой предмет, например медвежонка. Игроки немедленно принимают позу названной игрушки. Водящий подходит к одному из них и «включает», к примеру, нажав на пуговицу. Ребенок изображает игрушку в движении так, как он ее себе представляет. Потом его «выключают» и смотрят следующую «игрушку». Когда все игроки показали свой вариант названного предмета, водящий выбирает, какой из них понравился ему больше всего. Он указывает на него со словами: «Покупаю что хочу, сколько надо заплачу». Указанный игрок занимает его место, а водящий становится в «витрину».

Примечание. Водящий может «включать игрушки» по одной, по две или все сразу.

ЗООПАРК

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Картинки с изображениями животных.

Ход игры. Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники наугад берут по одной картинке. Они будут жестами изображать животное, изображение которого им досталось. Причем дети не должны издавать звуков. Входит водящий и пытается угадать, кто кого показывает. Если он правильно назовет всех животных, то первый игрок, животное которого угадал водящий, занимает его место. Если водящий не может сказать, какое животное изображает игрок, или ошибается, то он остается водящим.

Примечание. На каждый новый тур игроки заново выбирают карточки, так чтобы каждый из них попробовал изобразить всех животных.

КЕМ БЫТЬ?

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры. Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные игроки вытягивают карточки и без слов, пантомимой, изображают человека на картинке за работой. Задача водящего - угадать, какую профессию показывает каждый из игроков. Если он называет все верно, то первый из названных занимает его место. Если же он ошибается или не знает, что ответить, то остается водящим на следующую игру.

Примечание. Каждый раз игроки должны изображать новую профессию, не повторяясь.

СКАЗКА БЕЗ КОНЦА

Играют пять и более человек (если участников много, то можно командами).

Ход игры. Детям читают сказку или короткий рассказ, но не дочитывают до конца. Его надо придумать самим. "Через некоторое время каждый участник или команда рассказывает, чем, по их мнению, закончилась история. Причем одной из команд предлагается разыграть конец, другой - показать его жестами и т. д.

Победителя выбирают все вместе. После игры сказку следует дочитать, чтобы все узнали, чем она закончилась на самом деле.

КТО ГОВОРИТ?

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирают простую фразу, например: «Здравствуйте, добро пожаловать». Каждому участнику дается задание произнести ее так, как какой-нибудь зверь, герой сказки или мультфильма. Например, как медведь, Баба-Яга, маленькая птичка и т. д. Выбор задания происходит по жребию или по принципу игры в фанты. Игрокам дается время на подготовку, а потом все по очереди произносят предложенную фразу. Победителя выбирают сообща.

Вариант игры. Участники вытягивают листки с написанным заданием, а потом все должны угадать, кого изображает каждый игрок. В этом случае побеждают все, чьих персонажей угадали.

Примечание. Чем больше детей играет, тем больше образов можно придумать и тем интереснее играть. Но желательно, чтобы было поменьше похожих заданий: различить интонации льва, медведя и Змея Горыныча очень сложно.

ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ?

Играют семь и более человек.

Ход игры. Водящий выбирает простую ситуацию, например: «В лес пришел охотник». Детям предлагается показать, что бы они делали и говорили на месте лесных жителей или сказочных персонажей, например, зайца, лисы, медведя, лешего, водяного, охотничьей собаки и т. д. Роли распределяются по жребию или по принципу игры в фанты. Один из игроков обязательно должен сыграть роль охотника.

Игрокам дается время на подготовку, после чего все показывают то, что делают, по их мнению, персонажи. Победителя выбирают все игроки. Он может быть и не один.

Примечание. При раздаче ролей нужно быть внимательным. Слова типа «Маша, ты Баба-Яга» могут обидеть ребенка и вызвать насмешки.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память - один из важнейших познавательных процессов, который, наряду с восприятием и вниманием, является составной частью процесса усвоения и воспроизведения информации, а ведь это - основная задача обучения в школе. Поэтому, чем лучше память ребенка, тем больше вероятность того, что у него не будет трудностей в учебе.

Память ребенка дошкольного возраста избирательна и непроизвольна: лучше всего в ней откладывается то, что произвело на малыша более сильное впечатление, а вот «по заказу» запомнить полезную, но не слишком интересную информацию ему сложно. Поэтому материалы, которые вы будете предлагать для запоминания, должны быть яркими, привлекательными, забавными, ведь ребенок гораздо лучше и с большим удовольствием запомнит стишок о веселом звереныше, а не поэтическое описание пейзажа.

В этом разделе представлены игры, активизирующие разные виды памяти - зрительную, слуховую, механическую. Эти игры позволяют тренироваться не только в запоминании, но и в воспроизведении уже известного детям. Помимо этого, большинство из них требует от малышей повышенного внимания, некоторые активизируют речь, другие развивают координацию движений, и все они очень нравятся не только детям, но и взрослым.

ИГРУШЕК

Играют три человека и более.

Инвентарь. 10-20 разных игрушек и большой платок.

Ход игры. Игрушки ставят на стол так, чтобы все были хорошо видны. Игроки минуту смотрят на них, потом стол накрывают платком. Дети по очереди называют игрушки, не повторяя того, что уже было названо. Когда все перечислено, игроки называют цвета, а потом свойства и материал игрушек, например: «мишка коричневый» или «кукла пластмассовая».

Потом платок снимается и дети проверяют, все ли было названо правильно. Побеждает тот, кто назвал больше предметов и их признаков, допустив при этом меньше ошибок.

Играют семь и более человек. Инвентарь. Мяч.

Ход игры. Игроки запоминают несложное забавное стихотворение (можно использовать то же, что в предыдущей игре). Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий - вторую.

Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он кладет в круг фант, а после игры «выкупает» его - рассказывает любое стихотворение.

КТО - ГДЕ

Ход игры. Игроки становятся или садятся в круг, водящий - в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами (рис. 5). Задача водящего - указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает - указанный игрок занимает его место.

СНЕЖНЫЙ КОМ

Играют семь и более человек.

Ход игры. Ведущий выбирает несложное интересное стихотворение или текст, записывает по строчке или по предложению на отдельных листках и по порядку раздает игрокам. Первый читает свой фрагмент и повторяет его, не глядя на листок. Второй игрок произносит сказанное первым и прибавляет свою фразу; третий повторяет сказанное первым и вторым и прибавляет свое и т. д. Последний игрок должен произнести весь текст.

Условие. Количество предложений должно соответствовать числу игроков, чтобы каждый прибавлял только по одной фразе.

КТО ЭТО?

Играют десять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий; он отходит и отворачивается от остальных. Игроки совещаются молча, пользуясь жестами, и решают, кого будут описывать. Потом по очереди описывают детали внешнего вида этого игрока, например: «У кого-то синяя рубашка (рыжие волосы, синие глаза). Кто это?» Задача водящего - назвать, кого описывают игроки. Если он угадает, то названный игрок становится водящим, если ошибется - остается водящим на следующий кон.

МЫШКА-ВОРИШКА

Играют 10-12 человек. Инвентарь. 7-8 разных игрушек.

Ход игры. Игрушки выставляют в ряд на столе. Выбирается водящий - «мышка». Остальные игроки делятся на две команды. Они внимательно смотрят на игрушки и отворачиваются. Водящий убирает одну игрушку и ставит остальные так, чтобы в ряду не было свободного места. Все поворачиваются. Первый из игроков каждой команды называет пропавшую игрушку. Потом «мышка» убирает следующую игрушку, и угадывает очередная пара.

Побеждает команда, игроки которой называли игрушки быстрее и не ошибались.

КИНОХРОНИКА

Играют пять и более человек.

Ход игры. Водящий идет по комнате, совершая разные действия, например: пять шагов, два прыжка на левой ноге, сесть на стул, встать, еще десять шагов, хлопнуть в ладоши.

Первый из игроков проходит ту же дистанцию, совершая в точности такие же действия, а в конце прибавляет что-нибудь свое. Следующий повторяет все то же самое и новое действие, потом добавляет еще одно.

Если игрок ошибается, он идет на исходную позицию и проходит дистанцию еще раз последним.

ПАРОВОЗИК - ПОВТОРИ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Игроки становятся друг за другом и начинают двигаться по комнате, выполняя разные действия, как в предыдущей игре. Когда дети проходят определенную дистанцию, первый игрок переходит в конец колонны, а следующий за ним ведет колонну по тому же пути, добавив в конце одно действие. Игра продолжается, пока каждый не проведет колонну по дистанции.

ПОВТОРИ-КА

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается тема, например животные. Участники садятся в круг. Первый из игроков называет одного зверя, второй повторяет и называет еще одного. Третий повторяет два слова и добавляет третье и т. д. Когда очередь снова дойдет до первого игрока, он должен продолжать, называя все, что сказали после него, и добавляя новое, но не произнося своего первого слова. Следующие игроки на втором круге также не называют своих слов, сказанных в первый раз. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

ЧЬИ ЭТО НОГИ?

Играют 7-10 человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в ряд. Водящий внимательно смотрит на их обувь, потом отворачивается. В это время двое игроков меняются обувью. Задача водящего - повернувшись, угадать, чьи ноги обуты в чужие сандалии. Если он ошибается, то продолжает игру водящим, если угадывает, то оба названных игрока начинают убегать от него по заранее оговоренному маршруту. Если водящий поймает одного из них до того, как тот вернется на свое место, пойманный заменяет его. Если нет - он остается водящим.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Играют пять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «светофор». Он находится между двумя линиями - «тротуарами». На одном тротуаре стоят все игроки. Водящий называет любой цвет. Кто-нибудь из игроков вспоминает песню, в которой упоминается этот цвет или предмет, который может быть только такого цвета, и переводит остальных. Если песню не помнит никто, то дети перебегают «проезжую часть», а «светофор» ловит нарушителей. Пойманные игроки могут откупиться фантом. После игры фанты «выкупаются» различными заданиями.

Правила. 1. Один и тот же игрок не может переводить всех два раза подряд или подсказывать другому, когда только что вспоминал песню сам. 2. Песни не должны повторяться.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Даже если за окном идет дождь и нет возможности выйти с ребенком на улицу, его нельзя лишать движения. Можно заняться полезными развивающими играми. Ведь пяти-, шестилетние малыши не могут сохранять относительную неподвижность больше получаса, не говоря уже о более младших детях. Однако в вашей комнате или в помещении детского сада не поиграешь ни в футбол, ни в салки, ни в «казаки-разбойники»: это может оказаться опасным для здоровья детей.

В этом разделе вам предлагаются игры средней подвижности, а также эстафеты, которые можно проводить в закрытом помещении - в большой комнате, в спортзале, вестибюле или раздевалке. Правильно организовав игру, вы обеспечите детям необходимую физическую нагрузку и застрахуете их от ушибов, а обстановку помещения - от повреждений.

РАЗБУДИ МЕДВЕДЯ

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Маска медведя, веревка длиной 50 см.

Ход игры. Все становятся в круг. Посередине на стуле сидит медведь, рядом с ним стоит его страж. Медведь и страж держат в руках два конца веревки, которую нельзя выпускать из рук в ходе игры. Чтобы удобнее было держать, на концах веревки можно завязать узлы.

Стоящие в кругу дети осторожно приближаются к медведю, стараясь «разбудить», т. е. коснуться его, но так, чтобы игрока не схватил ни медведь, ни страж (рис. 6). Во время «нападения» медведь не может встать со своего места или выпустить веревку, поэтому движения медведя и стража ограничены. Пойманный игрок занимает место медведя, бывший медведь становится стражем, а бывший страж присоединяется к стоящим в кругу.

Варианты игры. Вместо веревки медведь и страж просто держатся за руки; или же вокруг медведя и стража очерчивают круг диаметром полтора метра, из которого нельзя выйти (в этом случае медведь и страж не держатся ни за руки, ни за веревку).

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА

Играют десять и более человек. Инвентарь. Стулья по числу игроков.

Ход игры. Стулья устанавливаются по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку ходят вокруг этих стульев. Как только музыка умолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, по одному предмету одежды (ботинок, носок, рубашку и т. п.). Потом музыка продолжается. Когда каждый участник снимет по три предмета (они должны оказаться на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!» Играющие должны быстро найти свои вещи и надеть их. Побеждает тот, кто оденется первым.

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ

Играют десять и более человек

Ход игры. Игроки встают в круг и подают друг другу руки, образуя «огород». Водящий - «зайчик», стоит в центре круга. По команде дети поднимают руки, а зайчик старается проскочить под ними. Задача игроков - не выпустить водящего из круга, вовремя опустив руки. Если ему удается проскочить, он выбирает себе замену и занимает место в кругу.

НИТОЧКА-ИГОЛОЧКА

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются 3-4 человека - «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - водящий.

Под музыку «иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в «ниточке» может взять его за руку и увести за собой".

Те, кто расцепил руки, платят фанты, а в конце игры выполняют задания. Игра идет до 5- 10 фантов, в зависимости от количества участников.

РУЧЕЕК

Играет нечетное количество детей.

Ход игры. Игроки разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Водящий - тот, у кого нет пары, - когда все по сигналу поднимают руки, пробегает под ними с закрытыми глазами, хватая за руку любого игрока. Получившаяся пара становится последней, а игрок, оставшийся без пары, - ведущим.

МОЛОТИЛКА

Играют шесть и более человек.

Ход игры. Игроки встают в тесный круг в затылок друг другу. Водящий остается снаружи. Игроки бегут по кругу, как карусельные лошадки. Водящий старается выхватить из круга одного из них и занять его место. Игрок, оставшийся без места, водит.

СЛЕПОЙ ОРЕЛ

Играют пять и более человек. Ход игры. Участники игры становятся в большой круг или квадрат. Выбирается ведущий - «слепой орел», ему завязывают глаза. Остальные игроки - «перепелки».

«Орел» должен поймать перепелок, а они стараются не попасться ему, не выходя за пределы ограниченного пространства. Пойманные перепелки выходят за пределы круга. Побеждает «орел», поймавший всех «перепелок», или 1- 2 не пойманные «перепелки».

Условия. 1. Участники не имеют права выходить за пределы ограниченного пространства; если игрок хотя бы одной ногой ступит за черту, он выбывает из игры. 2. Пойманные «перепелки» имеют право подсказывать «орлу». 3. Следующим ведущим становится последний из пойманных игроков.

ПОЙМАЙ ЗА ХВОСТ ДРАКОНА

Играют не менее десяти человек.

Ход игры. Игроки строятся друг за другом, взяв впереди стоящего за талию. Тот, кто стоит впереди - голова дракона, задний - хвост.

«Голова» дракона пытается ухватить себя за «хвост», «хвост» - увернуться от «головы», при этом колонна не должна расцепляться. Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой».

НАСЕДКА

Играют пять и более человек.

Инвентарь. 4-5 шариков или Других мелких предметов.

Ход игры. Чертится круг диаметром метр или полтора - «гнездо». В центр кладутся шарики -

«яйца». Выбирается водящий - «наседка», он охраняет гнездо. Остальные игроки стараются стащить «яйца», но так, чтобы водящий их не поймал (рис. 7). Пойманный игрок сам становится «наседкой». Игра продолжается, пока все «яйца» не будут украдены. Тогда игроки их прячут, а водящий ищет. Если ему не удается их найти, он платит выкуп (танцует, поет и т. п.).

ПАРОВОЗ

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Каждый игрок строит себе «депо»: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - «паровоз». У него нет своего «депо». Водящий идет от одного «депо» к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все «вагоны». «Паровоз» неожиданно свистит, и все бегут к «депо». Водящий старается обогнать кого-нибудь из игроков и занять пустое «депо». Игрок, оставшийся без места, становится водящим - «паровозом».

ПО ДОМАМ

Играют семь и более человек.

Ход игры. На площадке обозначаются «дома» - круги или стулья. Их должно быть на один меньше, чем игроков. Все игроки стоят в центре площадки и три раза хором повторяют: «По домам!» После третьего раза все бегут по «домам». Кому не хватило «дома», тот подходит к одному из игроков и спрашивает: «Масло (картошка, мясо и т. д.) здесь продается? Тот отвечает: «Нет, масло продает тот, кто напротив», - или называет имя другого игрока. Водящий идет к названному, задает тот же вопрос и получает тот же ответ. Пока он ходит от одного к другому, два «домовладельца» меняются местами. Задача водящего - занять временно пустой «дом». Если ему это удается, тогда водящим становится игрок, оставшийся без «дома».

Правило. Игроки не могут, меняться местами, если их «дома» находятся по соседству.

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?

Играют 10-15 человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «волк». Он садится на корточки, а остальные игроки водят вокруг него хоровод и говорят:

Волк, волк, ты встал?

Встал, - отвечает «волк».

Волк, волк, ты готов?

Одеваюсь.

Волк, волк, ты идешь?

С этими словами «волк» вскакивает и старается поймать одного из игроков. Тот, кого поймали, становится водящим.

Правило. «Волк» может растягивать последнюю фразу, чтобы игроки не догадались, когда именно он вскочит.

МАНЕЖ

Инвентарь. Платок.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг, водящий - в центре. Под музыку игроки бегут по кругу, изображая лошадок. Водящий с криком «Алле!» подбрасывает платок, игроки стараются его подхватить. Побеждает тот, кто схватит платок. Он становится новым водящим.

АИСТ И ЛЯГУШКИ

Играют четыре и более человека.

Ход игры. Рисуют круг или квадрат - болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий - «аист», остальные - «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок. «Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать «лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».

ПУТАНИЦА

Играют восемь и более человек.

Ход игры. Выбирают водящего. Он отворачивается от остальных игроков. Они становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться, переступая через руки друг друга или пролезая под руками. Потом говорят водящему: «Готово!» Его задача - распутать получившийся узел, чтобы игроки вновь стояли в кругу и правильно держались за руки.

Условия. 1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватывать по-другому. 2. Водящий не может размыкать руки игроков.

МЕТКИЕ СТРЕЛКИ

Играют 5-10 человек, можно командами.

Инвентарь. Три маленьких мячика, мишень (если играют две команды, то необходимо два комплекта).

Ход игры. Игроки становятся в очередь на расстоянии 10-12 м от мишени на стене. Каждый получает три мяча. Один за другим они бросают мячи в цель. Попадание в центр мишени приносит два очка, в край - одно. Побеждает игрок или команда, набравшая больше очков.

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ

Играют 16 и более человек (число игроков кратно трем плюс один).

Ход игры. Игроки делятся на три команды - «шишки», «желуди» и «орехи». «Шишки» становятся в круг на расстоянии 1-1,5 м друг от друга.

За их спинами становятся «желуди», за ними - «орехи». Водящий - игрок, которому не хватило места в командах, - располагается в центре круга. Он называет одну из команд, и игроки этой команды должны передвинуться в соседнюю колонну по часовой стрелке. В это время водящий старается занять место одного из них. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

ДЕНЬ И НОЧЬ

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «сова». Остальные игроки - «птички». Звучит команда «День!» - «сова» засыпает, а «птички» резвятся. По команде «Ночь!» они должны замереть. «Сова» выходит на охоту - увидев, что кто-то пошевелился, она уводит его в свое гнездо. Выигрывает тот игрок, который останется непойманным. Он становится новой «совой».

Правила. 1. Когда охотящаяся «сова» отворачивается, игроки могут менять позу и шевелиться. 2. «Сова» не может уводить тех, кто переменил позу, если она не заметила движения.

БЕГ СОРОКОНОЖЕК

Играют 2-3 команды по 10-15 человек.

Ход игры. Команды занимают исходную позицию. Длинной веревкой соединяют правые или левые ноги всех игроков команды. Конец дистанции отмечают напротив каждой «сороконожки» стулом или другим достаточно устойчивым предметом. По сигналу водящего дети начинают движение, обходят стул и возвращаются на исходную линию. Побеждает команда, которая не упала и первой добралась до финиша.

Вариант игры. На дистанции напротив каждой команды устанавливают 4-5 стульев, которые «сороконожки» должны обходить змейкой.

УКУС ЗМЕИ

Играют 3-5 человек.

Ход игры. На земле рисуют круг. Один игрок встает в него, остальные окружают его, встав на колени. Они стараются схватить игрока за ноги. Кому это удается, тот меняется с ним местами.

Условие. Каждый из игроков может менять руку, но не может использовать две руки одновременно.

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА

Играют два человека и более.

Инвентарь. Три свечи.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и строятся в затылок друг другу на исходной линии. На стуле или подставке устанавливают зажженную свечу - «негасимый огонь». Для каждой команды отмечают кубиком или кеглей одинаковое расстояние (7-10 м). Игра проводится по принципу эстафеты - дети по очереди должны пройти дистанцию и вернуться обратно с зажженной свечой в руках максимально быстро, но чтобы пламя не погасло. При этом прикрывать огонек рукой нельзя (рис. 8). Побеждает та команда, игроки которой пройдут дистанцию раньше.

Правило. Если свеча погасла, игрок возвращается и зажигает ее от «негасимого огня».

Примечание. Игра проводится, только если есть возможность обеспечить пожарную безопасность.

ПОЙМАЙ СТУЛ

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Стулья по числу игроков.

Ход игры. Стулья ставятся по кругу, спинками наружу. Все участники кроме водящего садятся, один стул остается пустым. Водящий находится в центре круга. Каждый раз, когда он старается занять свободный стул, игроки быстро пересаживаются влево и стул как бы убегает от него. Если водящему все же удается сесть, его место занимает игрок, который не успел ему помешать.

Время от времени водящий хлопает в ладоши. По этому сигналу игроки должны начать пересаживаться в противоположном направлении. Если кто-то не успел сориентироваться и допустил ошибку, он становится водящим.

ЛАБИРИНТ

Играют 15 и более человек.

Ход игры. Выбирают «зайца» и «волка». Остальные участники становятся в колонну по 4- 5 человек и берутся за руки. «Заяц» убегает от «волка» только в этом лабиринте.

По сигналу водящего - хлопку или свистку - дети размыкают руки, поворачиваются налево или направо и снова берутся за руки. При этом между «зайцем» и «волком» могут оказаться ряды игроков.

Правила. 1. Ни «волк», ни «заяц» не могут пробегать под руками игроков. 2. Если «волк» долго не может поймать «зайца», игроки меняются ролями.

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Играют десять и более человек.

Ход игры. Обозначается игровое поле - примерно 12x12 м. Сбоку от него - «льдина», на которой находятся водящие - два «медведя». Остальные игроки - «тюлени», находятся внутри игрового поля. «Медведи» выходят на охоту, взявшись за руки, и ловят «тюленей», стараясь захватить их в кольцо. Пойманного игрока ведут на «льдину». Затем продолжают ловить игроков. Каждые два пойманных «тюленя» становятся новыми «медведями» и тоже выходят на охоту.

Правила. 1. Если «тюлень» вышел хотя бы одной ногой за пределы игрового поля, он считается пойманным. 2. «Медведи» не имеют права хватать убегающих за руки или одежду, а могут только захватывать в кольцо. 3. Если водящие размыкают руки, они считаются проигравшими и выходят из игры.


РАЗНЫЕ ЗАБАВЫ

Игры, предложенные в этом разделе, не направлены на развитие какого-либо познавательного процесса. Их главная цель - развлечь детей, дать им возможность отдохнуть после умственные или физических нагрузок. Поэтому некоторые из них отлично подходят для перемены, другие можно проводить между номерами утренника или просто в свободную минуту.

ОБМАНКИ

Играют два человека и более.

1. Скажите детям, что они не смогут повторить за вами даже трех фраз и предложите доказать обратное. Первая фраза: «Какая хорошая погода». Вторая: «Тепло и светит солнце». Третья: «Все, вы проиграли».

2. Предложите любому желающему по секрету от вас написать любую фразу и скажите, что сможете, не глядя в его лист, написать то же самое. Напишите на своем листе: «То же самое». Потом пригласите двух свидетелей зачитать то, что написали вы оба. Первый читает фразу на листке игрока. Второй смотрит в ваш листок и говорит: «То же самое».

3. Попросите игроков хором быстро отвечать на вопросы, например: «Какого цвета сахар?» или «Какой над нами потолок?» Задайте 5-6 вопросов, ответом на которые будет слово «белый». Потом спросите: «Что пьет корова?» Обычно дети отвечают: «Молоко».

РИСУЕМ ВСЛЕПУЮ

Играют три человека и более.

Инвентарь. Грифельная доска и мел или лист ватмана и фломастеры.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Развитие воображения - это достаточно важное направление в занятиях по методике японского профессора Макото Шичиды, так как оно способствует развитию визуализации. А отличные способности визуализации - это основа всех остальных способностей правого полушария. Поэтому нужно серьезно подойти к играм на развитие воображения.

К тому же большинство педагогов, в том числе и России, сводятся к мнению, что никакое обучение не пройдет успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Воображение начинает проявляться как правило в дошкольном возрасте (после 3-х лет), но иногда это происходит и в раннем возрасте. Наверняка все слышали, какой невероятной фантазией, воображением обладают дети, но с возрастом эта способность теряет силу. В психологии проблема развития воображения привлекает к себе неослабевающий интерес, но, к сожалению, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных.

Не только Макото Шичида, но и другие ученые, педагоги, психологи разных стран рекомендуют уделить наибольшее внимание в обучении ребенка развитию воображения.

Что такое воображение?

Прежде чем перейдем к методам развития воображения у детей, давайте немного поговорим о самом воображении, что это и какое значение имеет в жизнедеятельности как ребенка, так и человека взрослого.

Воображение - психический процесс, в результате которого появляются образы, идеи, представления. Воображение помогает человеку наделять функциями и свойствами различные предметы и это очень важно для такого ведущего вида деятельности детей, как игры. Воображение помогает не только создавать образы, но и манипулировать ими, что в будущем поможет таким процессам, как планирование, моделирование и т.п. Люди, обладающие развитым воображением очень любознательны, они обеспечивают прогресс в науке, искусстве и других сферах. Ведь только человек постоянно мыслящий и представляющий себе будущее, видящий в простом предмете нечто гениальное, сможет вести человечество вперед. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение - является высшей и необходимой способностью человека. Но нужно понимать, что она должна иметь позитивное направление развития. Только в этом случае она сможет способствовать лучшему познанию окружающего ми-ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично-сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Определение воображения всегда звучит очень широко, так как этот процесс безграничен и его функции и значение для человека очень важны.

Воображение является функцией правого полушария мозга и играет ключевую роль в таких процессах, как: творчество, человеческая память, способности визуализации.

По утверждению психологов, у новорожденного ребенка нет воображения. Оно начинает появляться с приобретением им определенного теоретического и практического опыта. Таким образом, если родители уделяют малышу много времени, рассказывают обо всем, что он видит, читают ему сказки, то ребенок приобретает больше знаний о мире, тем самым ускоряется процесс развития его воображения.

В методике Шичиды очень большое внимание уделяется детям до трех лет. Именно этот возраст является наиболее эффективным для развития правого полушария. Такая функция, как воображение, у детей раннего возраста по наблюдениям психологов появляется к концу второго - начале третьего года жизни. И родителям очень важно заметить этот момент: ребенок начинает замещать предметы, наделять их не свойственными им функциями (карандашом куклу расчесывает, вместо кроватки для куклы -коробка и т.п.), ярко представляет содержание сказки (жалеет кого-то очень, сопереживает героям и т.п.), подражание увиденному (проигрывает с игрушками сцены из жизни) и др. Главное здесь не исправлять ребенка и навязывать только стандартные функции использования определенных предметов.

Воображение творческое, характерное для деятельности ученого, художника, изобретателя, может сформироваться лишь под влиянием воспитания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нужно отнестись серьезно к развитию воображения ребенка. А так как ребенок усваивает все только в игровой форме, то необходимо знать игры на развитие воображения, чтобы включать их в жизнедеятельность малыша.

Игры на развитие воображения.

В рамках занятий по методике Шичиды, игры на развитие воображения для детей раннего возраста предполагают некий показ ситуаций с героями . Пример можно привести следующий:

Динозавр в парке.

Ребенку дается бумажный парк с деревьями, скамейками и пластмассовая фигурка динозавра. Родитель берет фигурку ручкой ребенка и двигает по парку, приговаривая примерно следующее: «Вот динозавр, он гуляет в парке, сейчас он ест листву с дерева, а сейчас сядет отдохнуть на скамейке» — и т. д. В конце: «Пока, динозавр».

Героя и атрибуты его особенностей жизни можно каждый раз менять: мишку, зайку, белочку и т.д. Это похоже на игру в настольный театр, только короткую, а более длинные, по прочитанным сказкам или просто придуманные, полезно включать в повседневные игры.

Так уже вскоре ваш малыш возьмет героев и начнет придумывать сам куда они пойдут, зачем, что будут делать и т.п. Это чаще всего начинает проявляться с появлением речи у малыша.

А с возрастном можно вообще попросить ребенка нарисовать придуманного им животного и вместе нарисовать среду обитания, чем питается, кто друзья и т.п. Животного можно выстричь и водить его к придуманным друзьям, кормить придуманной едой и т.п.

Однако, как мы уже выяснили, воображение требует постоянного развития, поэтому представим игры и занятия, направленные на это. Их полезно включать в повседневность ребенка.

Прекрасно развивают воображение такие занятия, как: игры с прищепками, пуговицами, лепка, рисование, аппликация. Причем выполнение последних полезно как традиционными методами, так и нетрадиционными.

Цепочка памяти (абсурдные истории). Для начала хотелось бы отметить такую игру, используемую в методике Шичиды, как цепочка памяти или метод абсурдных историй. Ее использование не только тренирует память, но и воображение. Насмотревшись, как вы сочиняете истории с картинками, Ваш малыш обязательно начнет сам придумывать свои истории как с этими картинками, так и с любыми ему увиденными. Это очень забавная и в тоже время серьезная игра. К тому же можно придумывать истории, а потом рассказывать их не просто ради занятия, а какой-либо игрушке. Обычно детям нравиться рассказывать подобные истории, если об этом их попросил любимый игрушечный зверушенок.

Фантазируем с наклейками. Сейчас очень много в продаже альбомов с наклейками. Иногда присутствуют в альбомах готовые фоны для наклеивания, но чаще - для них нет единого образца наклеивания. И это очень хорошо для воображения, так как, если пофантазировать, можно самим создать очень много фонов,и наклейки, тем самым, начинают «оживать». Например, у Вас есть альбом с наклейками героев из мультфильмов. Можно нарисовать стол, около него стульчики или табуретки, ребенок может «рассадить» героев. На заднем фоне, на стене «развесить» картины (похожие на картины наклейки). Если есть в наклейках животные - можно их «поселить» на коврик около стола. Если есть наклейки с фруктами, овощами или другими продуктами, можно их на стол «разложить» и «покормить» наших героев. Герои могут «погулять» в парке, на детском городке, в лесу и т.д. Тут уже как вас поведет воображение. При этом развивается у детишек не только воображение, но и мелкая моторика и речь. А как только малыш начнет овладевать сам приемами рисования, тогда уж его воображение в подобных играх не будет знать границ.

Составление рассказа по картинке . Ребенку показывается картинка и предлагается рассказать о ней. Сначала дети составляют подобные рассказы с помощью наводящих вопросов, а картинки самые простейшие. Например, ребенку дают картинку с нарисованным зайчиком, в лапках которого морковка и задают вопросы. Кто это? Что у него в лапках? Где зайчик взял морковку? Куда несет морковку? Что будет делать с ней? Куда идет зайчик? Вопросы самые разнообразные. Если ребенок затрудняется ответить, то ответьте сами. Если заниматься регулярно, то со временем ваш ребенок расскажет о подобном зайчике невероятные истории.

Игра «На что это похоже?» Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на облака, на лужицы, на камешки, листочки, так как все эти предметы часто бывают на что-то похожи. Они могут быть похожи как на разные фигурки, так и животных, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д. Но прежде, чем рассказать ребенку свое видение предмета, послушайте, а что ваш малыш видит в нем, а потом уже говорите свою версию. Аналогично можно поступать с нарисованными кляксами, отпечатками рук и т.п.

Читайте книги. Очень важно для развития воображения привить у ребенка любовь к книгам. Когда он слушает содержание, он мысленно создает образы героев и происходящего с ними. Очень важно в этом случае стараться читать такие книги, по которым малыш не видел мультфильмов, в противном случае он уже будет знать, как выглядят герои, и просто будет вспоминать сцены, а не представлять себе. Тем самым воображение ребенка работает не в полной мере.

Игра «Угадай по форме» . Возьмите несколько разных блоков от простейшего конструктора (кубик, конус, цилиндр, шар и др.) или несколько совершенно разных по форме игрушек. Ребенок должен хорошо знать эти предметы. Предметы поставьте друг от друга подальше и накройте их тонкой тканью. Пусть ребенок по выпирающим формам назовет каждый предмет, не снимая ткань.

Игра «Придумки». Гуляя по улице, говорите с ним обо всем, что видите и придумывайте вместе с ним рассказы об этом. Например, увидели бегущую кошечку, спросите малыша, куда она может бежать, как ее звать, откуда бежит. По ответам ребенка помогите составить полноценный рассказик об этой кошечке. Также можно поговорить о чирикающих воробьях. О чем они «разговаривают». Что говорит один воробей, что отвечает ему другой. Например, они могут разговаривать о зернышках, о том, как один воробей увидел зернышко на земле и рассказывает о своей находке другому - его другу. Они оба смотрят, какое прекрасное зернышко, но бояться спуститься, так как на земле много людей. Воробьи могут знакомиться, могут рассказывать о своих семьях и т.п. Каждый раз сочиняйте разные истории. Играя в эту замечательную игру, у малыша разовьется не только воображение, но и наблюдательность.

Волшебные подарки. Подготовьте листочки бумаги с заранее нарисованной на них какой-либо фигурой (круг, квадрат, звезда, овал и т.п.). Нарисуйте или распечатайте рисунок феи или волшебника и вырежьте по контуру. Расскажите малышу историю о том, что фея или волшебник подготовили подарки для ее игрушек-зверюшек, но злой колдун превратил их в обычные фигуры. Только ребенок сможет помочь игрушкам-зверюшкам расколдовать и получить свои подарки. Берите каждый лист (размер лучше А5 или его половина) с нарисованной фигурой и превращайте ее в разные предметы, затем вырезайте их по контуру и дарите зверюшкам. Ребенок в дополнение может их еще раскрасить, так же его игрушкам будет еще приятнее получать подарки. Круг может быть мячиком, шариком. Можно дорисовать к нему некоторые детали и из него получиться бантик, неваляшка, цветок, солнышко, конфета и т.п. Прямоугольник можно превратить в шоколад, телефон, совочек… Из овала получиться прекрасный огурец, воздушный шарик…

Игра «Кто это». Забавная игра. Но активное участие на первых порах, как в принципе и в большинстве игр, необходимо принять взрослому. Взрослый изображает какого-либо животного, а малыш угадывает. Сначала можно использовать звуки, ну а позже перейдите на пантомиму. Вскоре ваш малыш обязательно порадует своими образами различных животных и спросит: «Угадай кто это?»

Придумывание сказок. Можно переделывать знакомые сказки на новый лад. Можно со знакомыми героями из разных сказок сочинить собственную. Можно вообще выдумать неизвестного героя и придумать с ним различные истории. Это очень эффективный тренажер воображения, но подходит он деткам старше трех лет.

Конструирование. Конструкторы должны быть у современного ребенка, причем самые разнообразные. Из одного конструктора можно построить домик для мишки или гараж для машинки и т.п. Из другого конструктора получиться прекрасная полянка из цветочков или коврик для собачки. Танграм, блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Куизенера - это тоже своего рода конструкторы, из которых получатся животные, растения, дорожки, домики. Вообще в методике Макото Шичиды конструкторам уделяется особое внимание. Они развивают как воображение, образное мышление, являющееся функциями правого полушария, так и учат умению обобщать, сравнивать, анализировать, за что отвечает левое полушарие мозга. Таким образом, во время конструирования задействованы оба полушария мозга, что очень важно для развития ребенка. Не только Шичида, но и все педагоги считают конструирование одним из важнейших средств умственного воспитания. Сейчас большое многообразие конструкторов, главное подбирать их в соответствии с возможностями ребенка. В противном случае, интереса к конструктору у него не будет, а это один из важных факторов для активизации всех процессов, в том числе воображения.

Но кроме готовых конструкторов, ребенку нужно показать, как можно что-то стоить и из подручных материалов: коробок, счетных палочек, стаканов, вилок и т.п. В строительстве можно использовать даже и некоторые продукты питания, такие, например, как кукурузные палочки или шарики, печенье и т.д. Из кукурузных шариков соединенных между собой зубочистками отлично получиться человечек или даже домик. С помощью печенья можно сделать дорожку, а если его аккуратно обкусывать выйдут самые забавные животные и предметы. Такие интересные занятия благотворно отразятся на развитии ребенка и на развитии его воображения в частности.

Итак, воображение является деятельностью правого полушария мозга, соответственно развивая воображение, мы тренируем правое полушарие. Воображение развивает такую способность как визуализация (возможность правого полушария мозга создавать четкие изображения в уме), которая является основой для развития многих «талантов» головного мозга, таких, как скорочтение, фотографическая память, моментальные вычислительные способности, интуиция, экстрасенсорика и т.д.

По этой теме Вы можете еще посмотреть:


Воображение является ключевой составляющей творческого процесса, которая позволяет на основе прошлого опыта создавать новые образы, задачи и их решения. Для малышей фантазии – это всегда эмоциональный процесс, возможность выйти за рамки действительности и способ познания мира без каких-либо ограничений. Последнее стимулирует познавательные способности ребенка, способствует его творческому и интеллектуальному развитию.

У деток воображение начинает развиваться с 2 лет и проявляется незначительными фантазиями в игре. К 3 годам, по мере накопления разнообразного опыта, фантазии ребенка усложняются и становятся более яркими. Малыш может путать реальность с выдумкой, например, пугаясь выдуманных чудовищ. С 4 лет воображение становится творческим, ребенок самостоятельно придумывает сюжеты сказок, рисунков, новые игры и находит новое применение старым вещам. Для гармоничного развития новых способностей придуманы разнообразные игры, о которых мы сегодня и поговорим.

Игры для развития творческого воображения на бумаге

С другой планеты

Попросите ребенка нарисовать животное или растение с другой планеты. Пофантазируйте, как оно называется, как может выглядеть, чем питаться и какую пользу приносить планете. Другие варианты: сказочный лес, добрый волшебник, дом из будущего.

Угадай образ

Задача игры состоит в том, чтобы увидеть за размытыми очертаниями каких-то объектов конкретный образ. Рассматривать можно природные объекты: , лужи, фонтаны, тень деревьев, формы кустарников; или искусственные объекты. Созданием и рассматриванием последних на бумаге мы и займемся:

  • Пусть малыш закрасит свои ладошки краской и оставит отпечатки на листе бумаги. Пофантазируйте вместе на что похожи следы от ладошек. Дорисуйте необходимые детали, чтобы рисунок получился законченным. Такие же отпечатки можно делать ножками и кулачком малыша;
  • Поставьте кляксы разными цветами на бумагу и сложите лист пополам, чтобы кляксы отпечатались. Какие образы у вас получились?
  • Ставим кляксы хорошо разведенной гуашью и раздуваем ее в разные стороны с помощью . В результате часто получаются забавные монстрики и осьминоги. Не забываем дорисовывать детали;
  • Попросите малыша выбрать 3 баночки с разными цветами гуаши и закрасить ими лист бумаги. На что похож этот рисунок? Какие эмоции он вызывает? Дочка так любит изображать и рассказывать по ним целые истории. Говорит, что если рисовать «как обычно», то все не помещается.

Волшебники

Нарисуйте на листе 2 одинаковые и попросите ребенка превратить их в доброго и злого волшебника с помощью карандаша. Получилось? Теперь придумываем историю, в которой необходимо рассказать: откуда у волшебников знания о магии, что они делали хорошего и плохого и как добрый волшебник победил злого.

Продолжи рисунок

Рисуете 10 кружочков и просите ребенка каждый круг сделать частью рисунка путем дорисовывания необходимых деталей. Например, круг может превратиться в солнце, цветок, лицо человека, часть инопланетного корабля, яблоко, головку сыра, пиццу и т.д. Тоже самое можно повторить с другими фигурами: квадратами, треугольниками, прямоугольниками.

Речевые игры для развития воображения

Новая сказка

Предложите ребенку сочинить собственную сказку. Для этого выберите героев из известных сказок и помогите объединить персонажей в общий сюжет. Для наглядности удобно использовать и картинки к нему. Вы можете, как самостоятельно отобрать героев, так и предложить ребенку на выбор полные наборы из нескольких сказок. Кроме картинок для фланелеграфа используйте рисунки ребенка, иллюстрации из книг, вырезки из журнала.

Более сложным заданием считается, когда в хорошо знакомую сказку добавляется один новый герой/предмет. Например: заяц, лиса, петух, собака, волк, медведь и самолет. Ребенок по героям понимает, что речь идет о , но как в нее вписать самолет – это вопрос!

Сочиняем историю

Предложите малышу связать в логический сюжет два не связанных по смыслу предложения:

  • На берегу океана из яйца вылупился черепашонок, … поэтому футбольная команда выиграла матч»;
  • Утром пошел дождь, … поэтому папа подарил маме цветы;
  • Заяц нашел на поляне морковку, … поэтому у Иры лопнул воздушный шарик.

Сказка наоборот

Предложите ребенку рассказать хорошо известную ему сказку, но с одним условием: все в сказке должно быть наоборот. Например: Сварил дед квадратного колобка и полетел колобок по полю. Увидел зайца, погнался за ним и говорит: «Я тебя съем!».

Семейные истории

Сочините вместе необыкновенную историю. Начинайте вы, а ребенок должен продолжить, потом снова вы, и опять ребенок. Главное, чтобы сюжет гармонично развивался и был логичным продолжением предыдущей части. Получившиеся истории можно записать и оформить как «Сказки нашей семьи».

Гадалка

Выбираем гадалку. Остальные участники подходят к гадалке и задают ей различные вопросы о будущем или просят сделать прогноз на месяц, год. Гадалка просит спрашивающего принять смешную позу и на основании этого дает шутливые предсказания.

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Кто идет?

Посмотрите в окно и пофантазируйте с малышом что за человек проходит мимо вашего дома, кем он может быть по профессии, какое у него настроение и куда он направляется. Если вы живете в частном доме и из окна прохожих не видно, пофантазируйте на тему прилетающих птичек и чужих котов.

Вопросы собачки Сони

Помните, как умная собачка Соня доставала Иван Иваныча вопросами после сказки: «А что было потом?». Давайте и мы так поиграем. Спросите малыша, а что было после того, как лиса съела колобка? А потом? Можно придумывать не только с конца сказки, но и с самого интересного места. Что произошло с феей, после того как она помогла Золушке? Что делала лиса, когда вернулась домой, а петушка нет?

Ассоциации

Эта игра не имеет какого-то сюжета. Слова подбираются на основе ассоциаций и способствуют как развитию воображения, так и словарного запаса ребенка. Строим диалог, вы начинаете:

  • Лето какое?
  • Жаркое, яркое, солнечное (далее отталкиваемся от последнего слова);
  • Что еще бывает солнечным?
  • День, рисунок, зайчик;
  • Зайчик каким бывает?
  • Белым, серым, пушистым, трусливым и т.д.

Так не бывает!

Дети и взрослые по очереди рассказывают выдуманные истории. Выиграет тот, кто сможет подряд рассказать 3 истории, на которые слушатели скажут: «Так не бывает!» Будьте уверены победит ребенок.

Камешки на берегу

Нарисуйте перед малышом берег реки и камешки напоминающие по контуру какие-то предметы/животных. Скажите, что проходил злой волшебник и превратил все, что попадалось ему на пути в камни. Чтобы камешки расколдовать, нужно угадать, кем они были раньше, и сочинить о них небольшую историю. Желательно, чтобы два-три камешка были похожей формы, и малыш мог бы пофантазировать.

Игры под музыку

Образы музыки

Включаем классическую музыку, а ребенок закрывает глаза и слушает ее. Когда произведение заканчивается, просим малыша рассказать какие образы у него возникали во время прослушивания и изобразить их на бумаге.

Другой вариант: ребенок во время звучания музыки демонстрирует движениями свои ассоциации. Вы должны угадать, что показывает ребенок. Потом меняетесь местами.

Если малышу трудно изобразить кого-то — помогите ему. Включите «Полет шмеля», «Марш Радецкого», «Польку», звуки природы «Ручей» и вместе покажите быстрого шмеля, марширующего солдата, танцовщицу, веселый ручеек.

Танец

Включите ритмичную музыку, которую вы раньше не использовали для танцев и попросите малыша, придумав новые движения, станцевать для вас. Кроме того, попросите исполнить для вас танец какого-то зверя: обезьяны, утки, лошади. Когда малыш войдет во вкус, усложните игру. Теперь он , а вы указываете какой образ он изображает. Это могут быть не только животные, но и времена года, явления природы.

Другие способы развития воображения вы узнаете из этого видео.

Воображение — неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию).

Игры, развивающие воображение у детей

«Несуществующая рыба» . Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...» . В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное». В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись». Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня» . В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

Игра «Удивительный квадрат»

Цель : развитие внимания, мышления, воображения.

Описание . Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача : из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Игра «Линейка-чудодейка»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание . Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

Образцы.

Игра «Маленький гном»

Цель : развитие творческого воображения.

Описание . Детям предлагается послушать стихотворение Ш. Силверстейна «Маленький гном», затем каждый пытается вообразить себя маленьким гномом и рассказать, какие истории могли бы с ним приключиться.

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Я под дверями бы запросто проходил,

Мне бы комар казался большим орлом,

Блюдце - большим озером, если б я был...

Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,

Разве мизинчик, и то - не наверняка.

Я бы в испуге шарахался из-под ног

Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарила конфету «Полёт»

Тётя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Чтоб написать короткое слово «привет»,

Я бы с неделю ворочал вечным пером...

(Эти стихи я писал четырнадцать лет,

Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Игра «Какого цвета снег?»

Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения.

Описание . Педагог читает произведение В. Бирюкова «Какого цвета снег?», предлагая придумать для зайца такой ответ, который не рассердил бы ни волка, ни медведя.

КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?

Заспорили медведь с волком о цвете снега.

Белый, белый, - в десятый раз повторял волк.

Нет, серый, серый, - твердил медведь.

Долго спорили. Дело чуть не до драки дошло. Вдруг из-за кустов заяц вывернулся. Увидел зверей и застыл на месте.

Эй, зайка, - позвал медведь. - Иди сюда. Спор у нас тут вышел: какой цвет у снега?

Заяц покосился на волка:

А вы как думаете?

Я говорю, серо-чёрный, - сказал медведь.

Нет, - сказал волк. - Белый он.

Посмотрел заяц на огромные лапы Потапыча, глянул на волчьи клыки и выпалил:

Ответ зайца: «А он бело-серо-чёрный!».

Игра «Куда лето прячется?»

Цель: развитие внимания, творческого воображения.

Описание . Дети слушают произведение Б. Сергуненкова «Куда лето прячется?», затем отвечают на вопрос педагога: «Куда может спрятаться лето, чтобы с наступлением тепла опять вернуться?».

КУДА ПРЯЧЕТСЯ ЛЕТО?

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой, как пух, вода в речке тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены!

Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.

Что же это такое, - говорит, - всё лето и лето, пора и совесть знать.

Стала зима лето теснить. А куда лету деваться?

Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку - река льдом покрылась.

Погибаю, - говорит, - некуда мне деваться. Убьёт меня зима...

Дети отвечают па вопрос педагога, затем он читает авторское окончание текста.

Тут говорят лету почки на деревьях:

Иди к нам, мы тебя спрячем.

Лето спряталось в почках деревьев, укрылось от холодной зимы. Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись - вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.

С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листочки, говорят люди - лето пришло!

Игра на развитие воображения и фантазии

Цель: развитие внимания, воображения, фантазии.

Описание . После прочтения стихотворения В. Инбер «По душка» педагог предлагает детям перечислить сны подушки, на рисовать один из её снов, затем прокомментировать его.

Поздно ночью у подушки,

Когда все утомлены,

Вырастают маленькие ушки,

Чтобы слушать сны.

Сны бывают разные. Их много:

Снятся чудеса,

Снятся приключения, дорога,

Реки и леса,

Снятся лыжи, снеговые горки,

Солнечный газон,

Школьная тетрадь, где все «пятёрки».

О, волшебный сон!

Сны текут то явственней, то глуше,

Как ручей, точь-в-точь.

И подушка, навостривши уши,

Слушает всю ночь.

Днём зато, уставши до упаду,

В жажде тишины,

Спит она - будить её не надо, -

Спит и видит сны.

Игра «Иллюстрируем стишок»

Цель: развитие внимания, воображения.

Описание. Педагог просит детей сосредоточиться и представить себе картину, описанную автором в стихотворении, затем сделать иллюстрацию к стихотворению.

СТИХИ О СОЛНЦЕ

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

«Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком, жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?»

«Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеётся, -

Это крупное светило под названьем Солнце».

Т. Маршалова

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей, росток, раскрой цветок -

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой,

Но будет выше с каждым днем

Расти цветочек мой.

Когда же по календарю

Весны настанет срок,

Восьмого марта подарю

Я маме свой цветок!

В. Шуграева

Дед Мороз прислал нам ёлку,

Огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок!

В. Петрова

ДЕД МОРОЗ БУМАЖНЫЙ

Дед Мороз бумажный -

Он седой и важный,

С бородою и мешком,

С деревянным посошком...

Целый год на антресоли

Он лежал в пыли в неволе,

А теперь стоит на стуле

Он под ёлкой в карауле -

Поджидает Новый год.

Тихо! Слышите?.. Идет!!!

С. Пшеничных

Хмурит брови день осенний,

Без зонта - совсем пропасть.

Замедляет лист круженье,

Словно ищет, где упасть...

Е. Неменко

КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки!

Уселись мы рядком,

Поливаем их медком,

Запиваем молоком.

Т. Бойко

Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет.

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой!

Н. Иванова

ПЕРВОКЛАШКА

Рано-рано утром вся большая улица

Смотрит в окна из домов - мальчиком любуется.

Кто это красивый по улице идет?

Кто это так гордо рюкзачок несет?

Кто это счастливый, с белыми цветами,

Ступает очень бережно новыми туфлями?

У кого такая белая рубашка?

Улица любуется - это первоклашка