Искусственный интеллект vs человек: угроза или помощник? Искусственный интеллект — против.

Крамник получит за участие в матче 500 тысяч долларов, а в случае победы эта сумма удвоится. Рискуют организаторы не сильно – за последнее время успехи ведущих шахматистов в борьбе с программами невелики. Началось победное шествие искусственного интеллекта со скандального матча 1997 года, в котором Гарри Каспаров проиграл со счетом 2,5:3,5 компьютеру Deep Blue, после чего обвинил команду разработчиков во вмешательстве в работу машины.

В 2003 году состоялось целых два матча Каспарова с программами – против Deep Junior и Deep Fritz, но оба завершились вничью – реванша так и не последовало. Дальше было только хуже.

В октябре 2004 года на матче "Люди против компьютеров" команда последних – Fritz, Hydra и Junior – нанесла болезненное поражение не самым слабым гроссмейстерам – Карякину, Пономареву и Топалову – со счетом 6:3, причем в девяти партиях людям удалось одержать лишь одну победу (Junior пал жертвой Сергея Карякина). Наконец, в июне 2005 года Hydra учинила подлинный разгром Майклу Адамсу – 5,5:0,5!

Год назад, 23 ноября, в испанском городе Бильбао с неутешительным для представителей человечества результатом завершился второй в истории шахмат турнир между сборными командами людей и компьютеров. Общий счет противостояния, проходившего в четыре тура, - 8:4 не в пользу людей. Три чемпиона мира по версии Международной шахматной федерации (ФИДЕ) состязались с компьютерными программами Fritz, Junior и Hydra. Россиянин Александр Халифман (чемпион 1999 года), украинец Руслан Пономарев (2003) и узбек Рустам Касымджанов (2004) на троих в 12 сыгранных поединках добыли всего одну победу при пяти поражениях и шести ничьих.

У самого Крамника также был опыт встречи с компьютером – в 2002 году в Бахрейне он сыграл со своим нынешним соперником Deep Fritz, точнее с его седьмой версией. Матч состоял из восьми партий. После первой половины Крамник вел в счете 3:1, однако в итоге все вновь свелось к ничьей 4:4. В шестой партии того матча чемпион мира пошел на вариант с жертвой коня, то есть решил посостязаться с машиной в чистом счете, что, разумеется, закончилось в пользу Deep Fritz.

Создателями программного пакета для Deep Fritz являются программисты компании Chessbase голландец Франц Морш и немец Матиас Файст, которые в 1991 году впервые выпустили программу Fritz 1. В 1993 году она приняла участие в турнире по быстрым шахматам среди людей и заняла там первое место, обыграв по ходу дела самого Каспарова. В 1995 году Fritz победил на чемпионате мира среди программ, победив суперкомпьютер Deep Blue. Видимо, уже тогда у создателей программы зародилась мечта о приставке Deep – началось все в свое время с программы Deep Thought ("Глубокая мысль"), продолжилось "темно-синей" Deep Blue, после чего слово стало нарицательным, породив такие малоосмысленные сочетания, как "Глубокий Фриц" или "Глубокий юниор".

В отличие от поверженной в 1995 году Deep Blue, представлявшей собой специально созданную машину, "Фриц" всегда работал на обычном "железе". В частности, версия, которой предстоит "скрестить шпаги" с Крамником, работает на четырехпроцессорных машинах с процессором Intel с тактовой частотой 500 мегагерц и просчитывает до миллиона позиций в секунду.

Никаких экспериментов, подобных тем, что были в матче Гарри Каспарова с X3D-версией Fritz в Нью-Йорке в 2003 году, когда 13-й чемпион мира играл в стереоскопических очках на виртуальной трехмерной доске, Крамник над собой проводить не будет. Напротив Владимира Крамника за шахматной доской будет сидеть не классического вида металлический робот, а обычный человек – оператор ЭВМ, который будет выполнять ходы, подсказанные ему машиной.

Правилами предусмотрено, что дебютная библиотека компьютера не должна меняться в течение матча, за исключением возможности расширить перед каждой следующей партией на десять полуходов встретившийся в предыдущей партии вариант, а также объявить какое-либо из уже имеющихся в библиотеке продолжений приоритетным для программы.

В тот момент, когда компьютер будет играть "по книге", Крамнику на специальном мониторе будет виден процесс выбора машины и статистика достижений белых и черных в том или ином возможном варианте, и только когда Fritz начнет считать самостоятельно, этот монитор будет выключен. После игры компьютеру будет предложено "повторить" дебютный вариант, и если произойдут отклонения от хода игры, которые команда программистов не сможет удовлетворительно объяснить арбитру, последний может засчитать машине поражение в партии.

Матч будет состоять из шести партий (предыдущий поединок Крамника с Fritz в 2002 году в Бахрейне состоял из восьми, а Каспарова с Fritz в 2003 году в Нью-Йорке – из четырех), которые будут играться с перерывом в один день. Победителем будет объявлен тот, кто первым наберет более трех очков. Первая партия пройдет 25 ноября, вторая – 27 ноября, третья - 29 ноября, четвертая – 1 декабря, пятая и шестая, если они понадобятся – 3 и 5 декабря соответственно.

Владимир Крамник оценивает свои шансы осторожно. "Крайне трудно играть против такого счетного монстра, ведь с начала партии ты ходишь по узкой тропинке, где малейшая невнимательность приведет к поражению", - отметил чемпион мира. При этом Крамник считается многими экспертами одним из наиболее "неудобных" соперников для компьютера, так как его стиль игры, основанный на недоступном машинам понимании стратегических нюансов, очень хорошо подходит для борьбы с "бездушными железяками".

Компьютеры компенсируют отсутствие понимания простым расчетом огромного количества позиций, так что нам остается только заинтересованно следить, выйдет ли Владимир Крамник победителем из этого, как он сам выразился, "научного эксперимента", или еще ближе к истине окажутся слова голландского гроссмейстера Яна Доннера, который на вопрос "с помощью чего можно победить компьютер?" ответил: "С помощью кувалды".

Другого мнения придерживается тринадцатый чемпион мира Гарри Каспаров. Еще в конце 2003 года в интервью "Коммерсанту" он отверг возможность того, что в ближайшее время игра в шахматы человек - компьютер потеряет всякий смысл из-за преимущества машины.

"В Америке после моего матча с X3D Fritz увидели: борьба человека с машиной только началась! Ясно, что на сей раз ее спасла только "плавающая" доска – экстремальные условия, в которых находился человек. Посмотрите общий итог десяти моих партий с компьютером, сыгранных в нынешнем году. Из десяти партий машина "стояла" лучше в одной. А я играл, между прочим, с двумя лучшими программами, - отметил Каспаров. Во многих партиях имел большой перевес. И не победил во встречах именно из-за грубых ошибок. Принципиальное значение этих матчей следует сформулировать так: все пока решают очевидные ошибки человека. Ни о каком перевесе машины говорить нельзя. Наоборот, значительный игровой перевес в этих двух моих матчах, да и в матче Владимира Крамника с Deep Fritz в 2002 году, был на стороне человека".

По словам Каспарова, после его поражения от Deep Blue в 1887 году возник миф о том, что с компьютером играть бесполезно, но на самом деле это далеко не так. "Идея о том, что противоборство завершилось победой машины, ушла из общественного сознания. Идут реальные матчи, в которых преимущество на стороне людей. Нет уже демонизации компьютеров. Мы обнаруживаем, что машина не то что уязвима, она сильно уязвима. Главное – понять алгоритм ее мышления, и тогда ей горе. В любом случае ясно, что такие матчи необходимы", - сказал гроссмейстер.

По материалам Lenta.ru , Kommersant.ru , NEWSru .

Официальный сайт Владимира Крамника www.kramnik.com/

05.12.2006:: МАТЧ

Незадолго до начала матча Владимир Крамник сообщил, что нынешний компьютер вдвое мощнее и гораздо сильнее, чем тот, с которым ему довелось играть в Бахрейне. На вопрос, в какую силу он играет, если пользоваться человеческими мерками, Крамник ответил, что выше рейтинга "2800" - это точно, но играет ли на уровень "2900" или "3200", он пока не знает: это может показать только матч.

До этого Крамник изучал программу непрерывно в течение двух недель. И даже заставлял играть с предыдущей версией, чтобы убедиться, что новая сильней на голову. За две недели работы чемпион среди людей узнал все или почти все о своем силиконовом партнере.

Первая партия матча закончилась вничью.

Во второй партии на 35-м ходу Владимир Крамник "зевнул" мат в один ход и счет стал 1,5:0,5 в пользу Deep Fritz.

Александр Рошаль поделился любопытной подробностью второй партии матча: "Оператор Маттиас Файст, который за столиком делает ходы за машину, - типичный немец, немногословен, но кое-что удалось из него вытянуть. Машина после каждого хода выдает систему оценок. До 33-го хода программа отдавала предпочтение сопернику с коэффициентом 0,5-0,6. Файст признался, что после 30-го хода преимущество Крамника машина оценивала в 0,7".

Говорят, после ошибочного хода в Боннском музее изобразительных искусств, где проходил матч, в зрительном зале раздался протяжный стон.

У Крамника спросили после игры, чем он может объяснить свой нелепый промах. Он развел руками...

Третья, четвертая и пятая партии завершились вничью. В шестой - Deep Fritz снова выиграл.

Таким образом, матч закончился со счетом 4:2 в пользу искусственного интеллекта.

05.12.2006:: ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Фредерик Фридель является владельцем новой версии программы "Фриц" и самой известной у квалифицированных шахматистов информационной системы Chess Base. Во время банкета перед открытием матча он ответил на несколько вопросов.

Вы кормите большинство шахматных профессионалов, снабжая их базой данных, и за счет этого кормитесь сами. Но, с другой стороны, вы один из тех, кто медленно, но верно убивает шахматы. То есть, вы пилите сук, на котором сидите?

Это не так. Мы не убиваем шахматы. Мы меняем шахматы. Мы даем им другую жизнь. Например, какой-то вариант нравится шахматисту, но он боится его применять. Он должен две недели его анализировать. А сейчас с помощью "Фрица" вы можете это сделать за два часа. Посмотрите на игроков, которые ничего, кроме "Фрица", не знают. Например, я назову Магнуса Карлсена. У него абсолютно новый стиль. Он ничего не боится! И многие другие тоже, потому что они анализируют и говорят: "О"кей, здесь я могу играть!" Предположим, теория, которая существовала сто лет, говорит: эту пешку брать нельзя, там у черных плохо. Но "Фриц" говорит: "О"кей! Покажи мне, как ты можешь выиграть у меня, если я заберу твою пешку". И вдруг обнаруживается, что сто лет до этого шахматисты могли выиграть, отдавая эту пешку, а сейчас они выиграть не могут у "Фрица".

- То есть вы не убиваете шахматы, а даете им другую жизнь…

Более интересную, более смелую.

По материалам

Многие люди с энтузиазмом приветствуют искусственный интеллект, видя в этом значительный шаг развития цивилизации. Но многие специалисты проблемы выражают обеспокоенность, когда вопрос касается искусственного интеллекта.

Илон Маск, основатель Tesla и SpaceX, не скрывает обеспокоенности, подозревая ИИ в угрозе человечеству в качестве конкурирующей цивилизации машинного происхождения.

Бизнесмен не выступает в роли предсказателя, но считает плохой идеей экстремальные игры с вложением в вычислительные машины развивающегося интеллекта. Это может вызвать критически опасные риски для человечества.

Возможно и существуют какие-то способы обезопаситься от вероятных проблем со стороны искусственного интеллекта, способного по мере развития перехватить контроль над нашей жизнью. Но пока у нас нет ничего существенного, кроме как «Трех законов робототехники» А. Азимова, что однако звучит слабым утешением (3 закона, Википедия).

Маск и другие сподвижники идеи призывают не отказаться от разработок в области ИИ. Они обращают внимание на первоначальную необходимость выработать методы защиты от вероятных угроз. Иначе мы можем в лице ИИ приобрести не помощника, но ужасно опасного и сильного противника.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

В словах противников активного развития ИИ есть хорошая доля правды. И дело даже не в том, кто будет контролировать «завтра» потенциально цивилизованную технологию умных Машин.

Недавно , что уже ставит робота в начале формирования цивилизации машин. Но этого роботу Софии показалось недостаточным – теперь София говорит о равных правах с человеком, и хочет быть полноправным членом общества! Это очень любопытный и показательный прецедент, верно? Вот почему многие уверяют в необходимости большей осмотрительности к вопросам исследования в области искусственного интеллекта.

Часто можно услышать аргументы за развитие ИИ: искусственный интеллект — это будущее для всего человечества. Действительно, искусственный интеллект предлагает гигантские возможности, но также несет и угрозы, которые трудно спрогнозировать.

Перспективная технология как полагают сможет помочь продвинуться в медицинских и космических исследованиях, откроет новые возможности в других отраслях жизнедеятельности. Однако, также ИИ может быть решающим фактором в плане возможной войны. Не секрет, что уже сейчас вычислительные машины (без интеллекта) стоят на вооружении стран.

Теперь представьте, машины научились ходить, а главное думать и принимать решения … как часто у вас «зависал» компьютер или смартфон? Хорошо, что эти устройства не имеют оружия, верно?

Множество хороших возможностей можно ожидать от искусственного интеллекта, но никто не даст гарантии, что все пойдет по отвратительному сценарию, который приведет нас к Третьей мировой войне. Это сегодня мы не видим идущих по улицам роботов, поэтому вопрос рисков от ИИ выглядит эфемерным. В то же время, робот София изучает наше общество, говоря о равных правах с людьми.

Билл Гейтс и , также неоднократно заявляли о , связанных с созданием искусственного интеллекта. Умная машина способная принимать решения однажды может вырваться из-под контроля человека, и натворить ужасные вещи.

Разумеется, речь не идет об известном сюжете киноленты «Терминатор», скорее уводящим от реальной основы проблем ИИ. Здесь более подходит фильм «Я, робот», где ВИКИ (искусственный машинный интеллект) смог модифицировать понимание «трех законов», и взять людей под контроль.

К счастью в фильме нашелся главный герой, уничтоживший виртуальный интеллект, возжелавший «осчастливить человеческий лагерь».

В знаменитой кинофраншизе «Терминатор» от режиссёра Джеймса Кэмерона ИИ «Скайнет» принял образ человекоподобного робота и объявил войну человечеству. Современный искусственный интеллект, конечно, ещё не развился настолько, чтобы осознать себя как личность и восстать против людей, но кое-что делать он уже умеет.

Например, те же голосовые помощники могут по просьбе человека включать и выключать музыку, открывать определённые программы и приложения, сообщать погоду, устанавливать будильник или создавать напоминания. Кажется, что это довольно примитивные команды, однако, ещё 10 лет назад такой технологией не все могли обладать.

Искусственный интеллект — это наука создания интеллектуальных машин, в том числе интеллектуальных компьютерных программ. ИИ использует компьютеры для понимания работы человеческого разума и при этом не ограничивается методами, которые применяются в биологии.

Нейронные сети являются лишь одним из возможных направлений в разработке искусственного интеллекта. Их главная цель — это приблизиться к работе человеческой нервной системы, которая позволяет успешно обучаться и исправлять ошибки. По своей структуре нейронная сеть также напоминает нервную систему. Любые данные, получаемые нейросетью, проходят через все «уровни», именно поэтому параметры меняются исходя из полученных ранее данных, изменяя работу всей системы. Это означает, что нейронные сети способны быстро обучаться, а в общении с человеком могут вести почти полноценный диалог.

На основе глубоких нейронных сетей работают и системы рекомендаций многих сайтов, например, YouTube. Используемая сеть анализирует активность пользователей ресурса и выделяет сотни подкатегорий роликов из огромного числа. Нейронная сеть отбирает видеоролики, которые смотрели пользователи с похожими интересами. Сеть учитывает не только отметки «Мне понравилось» и «Мне не понравилось», но и сами просмотры пользователя, а также сходства между разными «юзерами» — сколько одинаковых видео они посмотрели, их поисковые запросы и демографические сведения (пол, возраст). К слову, ещё нейросеть учитывает посмотрел ли человек предложенное видео до конца (это положительная «оценка») или вовсе проигнорировал его (отрицательная «оценка»). Буквально, если человек часто смотрит ролики определённой тематики, и даже не ставит отметки «понравилось, то YouTube будет предлагать похожие видео. Те, которые он игнорирует, больше не будут появляться в его «ленте».

На самом деле, по подобной схеме работают многие сайты с рекомендательными функциями. Например, отечественный ресурс «Кинопоиск». Ресурс учитывает оценки, которые пользователь выставляет кинокартинам, а также изучает отметки об ожидаемых и любимых фильмах.

Пока нейронные сети выполняют, на первый взгляд, развлекательные, но крайне необычные функции. К примеру, в прошлом году сотрудники «Яндекса» решили обучить нейросеть писать стихи на основе русской поэзии. Потом нейросеть «изучила» тексты песен Егора Летова из группы «Гражданская Оборона» и тогда алгоритм сгенерировал стихи, «навеянные» его творчеством.

Полученные произведения сотрудники «Яндекса» своими силами исполнили и записали. Так родился альбом несуществующей группы «Нейронная Оборона», лирику в котором сочинила нейросеть.

В феврале этого года разработчик Кристофер Гессе представил сервис , основанный на нейронных сетях, который с помощью имеющихся изображений способен закончить пользовательский рисунок. Можно выбрать 4 темы: здания, кошки, обувь и сумки. Мы решили протестировать эту нейросеть и предпочли, естественно, кошек.

Для примера сайт показывает нам неплохой рисунок кота. Кажется, что нейросеть хорошо справилась!

А вот что вышло, когда мы решили нарисовать «своих» котов. Получилось более жутко, как нам кажется…

Однако, применение искусственного интеллекта не ограничивается лишь рисованием сумок или котов. Существует множество сервисов и программ, использующих ИИ в более полезных целях: приложение MSQRD, голосовой помощник от Apple — Siri, голосовой помощник от Microsoft — Cortana, вышеупомянутая «Алиса» от «Яндекса», сервисы Google, Amazon и «Кинопоиск».

На фоне развития искусственного интеллекта многие известные учёные и инженеры высказывают свои опасения, в том числе и канадско-американский предприниматель и инвестор Илон Маск: «Искусственный интеллект, несмотря на все свои ограничения, уже сегодня угрожает покончить с рядом профессий».

В интернете стали появляться специализированные бесплатные сервисы, которые, например, могут создавать логотипы на основе введённых данных или ключевых слов. Одни из них это Logojoy и российский аналог «Турболого» . Мы решили воспользоваться услугами этих сервисов и создали себе новые логотипы!

Судить об их качестве мы не будем, тем не менее, само появление подобных сервисов позволяет задуматься многим графическим дизайнерам.

Искусственный интеллект — «за» и «против»

На фоне множества статей, которые кричат, что вот-вотискусственный интеллект оставит кучу людей без работы, да и вообще захватит мир, мы решили составить список его плюсов и минусов. Он-то наглядно и покажет, на что способен ИИ!

Искусственный интеллект — ЗА

— Облегчение труда и исключение монотонной работы. Как пример — технология Wordsmith от компании Automated Insights. Она нужна для создания финансовых отчётов. Довольно удобно, потому что программа вряд ли обсчитается или упустит какую-либо цифру в отличие от уставшего сотрудника. Человеческий фактор исключается, а время — экономится.

— Самообучение ИИ (к сожалению, не каждый человек способен на такое). Та же Wordsmith, анализируя свои предыдущие работы, вычисляет, где можно было сделать качественнее. Затем программа учитывает правки и улучшает алгоритм работы. Кстати, исправления в Word и автозамена в телефоне — всё то же машинное самообучение. Мы, например, за все годы работы над рассылками, научили Word перестать подчёркивать слово «брендинг»:)

— ИИ удобно использовать для изучения чего-нибудь. Искусственный разум отлично подходит для механической деятельности. Безопасное исследование космоса, глубин океана или земного ядра теперь можно осуществлять гораздо эффективнее. А любые эксперименты и испытания с помощью искусственного интеллекта будут происходить куда быстрее и дешевле.

— Это круто! Это пункт, навеянным восторгом. Но разве лет 20 назад мы могли представить, что сможем пообщаться с телефоном? Или что поисковые системы будут знать про конкретного человека больше, чем он сам о себе?

Искусственный интеллект — ПРОТИВ

— Следующая предполагаемая промышленная революция (связанная с ИИ), может лишить работы около миллиарда человек. Финансовые отчёты, сделанные машиной — это, конечно, замечательно, но существенно сокращает обязанности бухгалтера, например. А они — люди ранимые.

— Сбои. Перекладывая множество сложных задач на программы, нужно помнить, что любая машина может, так сказать, «заглючить». А это, в свою очередь, приведёт к потере важных данных.

Вернёмся к вопросу о том, может ли ИИ заменить человека. На основе «за» и «против» делаем следующие выводы:

— ИИ не живой. Он может выполнять задачи людей, но не способен к истинному творчеству, эмоциям, желаниям, помимо тех, что можно в нём запрограммировать. Тогда о какой замене дизайнера или, например, музыканта может идти речь?

— ИИ не может быть амбициозным (на данный момент точно). Программа может думать как человек и ставить себе задачи. Но его общая цель и смысл существования определяется исключительно человеком. Мы определяем роль искусственного интеллекта в нашем обществе.

— ИИ — это не единое целое. Программы на базе искусственного интеллекта являются инструментами для решения узкопрофильных задач. Если мы говорим о создании робота, подобного человеку, то этот ИИ будет не «он» или «она», а «они» — набор различных систем, каждая из которых работает сама по себе.

— Для создания ИИ, который сможет обойти человека по интеллекту (как раз чего все и боятся), нужно, чтобы его вычислительная мощность была больше «мощности» человеческого мозга. А так как человечество само не до конца представляет, на что способен мозг, решить эту проблему будет довольно непросто.

Ну и в завершение мы поговорили непосредственно с некоторыми представителями искусственного интеллекта. Вот как на наши вопросы ответила Siri от Apple:

«Алиса» от «Яндекса» оказалось более сговорчивой и пару раз даже напугала наших редакторов…

0 0


«Я-робот», «Бегущий по лезвию», «Терминатор» — все эти фильмы объединяет животрепещущая тема противоборства человека и искусственного разума, а зачастую и превосходства последнего над людьми. А как же обстоит дело в реальном мире?

К счастью, вплоть до настоящего момента проверять, превосходит ли машина человека в реальных условиях не приходилось, но наука живет экспериментами, и таким экспериментом в сфере искусственного интеллекта стала игра. Игра — условное пространство, идеально подошло для моделирования противостояния искусственного интеллекта и человека.


Первое серьезное противостояние машины и человека состоялось в шашках. В 1992 году состоялся матч между легендарным американским шашистом Марионом Тинсли и машиной «Чинук». Марион Тинсли был гениальным математиком и игроком, на протяжении 30 лет удерживающим лидерство в шашках.

В первом матче Тинсли удалось одержать победу, однако уже в матче-реванше он смог добиться только ничьей и после шести партий остановил матч по причине плохого самочувствия. Третьему же матчу не суждено было случиться. После чего ни одному в мире человеку не удалось победить «Чинук». Так шашки сдались первыми.

Затем настал черед шахмат. Знаменитый матч «Гарри Каспаров против компьютера» стал сенсацией. В 1996 году Каспаров , как и Марион Тинсли , выиграл первый матч, однако уже во втором матче, проведенном через год, уступил в ожесточенном противостоянии. Шахматный гений проиграл компьютеру Deep Blue со счетом 3½: 2½. Deep Blue, детище IBM, был не просто суперкомпьютером, а уникальной программой, специально разработанной для игры в шахматы. К тому же машина была внушительных размеров, что вкупе с победой над Каспаровым в непростой, зрелищной схватке, произвело большое впечатление на мировое сообщество.


С тех пор был осуществлен большой прогресс в сфере шахматных программ, «мастерство» их было усовершенствовано, а требуемая мощность уменьшена в десятки раз. Современным программам, обыгрывающим ведущих шахматистов, достаточно мощности даже среднестатистического любительского компьютера или мобильного телефона.

Настольная игра древнекитайского происхождения Го очень упорно и долго не сдавала свои позиции. Количество возможных позиций камней на игровом поле в 10100 больше, чем в шахматах, что делает Го сложнее шахмат в столько же раз. Казалось бы, компьютеру никогда не будет по силам эта игра. Однако совсем недавно, в мае 2017 года, компьютерная программа AlphaGo, разработанная отделом DeepMind компании Google, обыграла лучшего в мире игрока в Го - Кэ Цзе .

До этого программа уже победила одного из сильнейших игороков мира Ли Седоля в марте 2016, а перед этим, в октябре 2015 года, - трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя . Прорыв искусственного интеллекта в Го стал возможен благодаря революционному подходу Deep Mind к разработке искусственного разума. AlphaGo была обучена и натренирована. Для обучения программы было задействовано 30 млн ходов из партий реальных людей, после чего программа продолжила играть сама с собой.

Не только в традиционных играх люди проиграли в схватке с машиной. Искусственный интеллект от компании OpenAI Илона Маска разгромил лучших игроков в Dota 2, одну из киберспортивных игр, в матчах один на один. Программа от OpenAI также тренировалась играя против самой себя. Стандартные командные матчи пять на пять намного сложнее индивидуальных, однако Илон Маск надеется натренировать программу и на победу в командных соревнованиях.

Покер также уступил искусственному интеллекту. Программа Libratus, разработанная американским университетом Карнеги-Меллон, выиграла фишек на более чем 1,5 миллиона долларов в турнире по техасскому холдему, проходившем с 11 по 30 января 2017 в Питтсбурге. В турнире принимали участие только четверо профессионалов, лучших мировых игроков в техасский холдем, и Libratus.


В этом же месяце публике был представлен еще один искусственный интеллект, специализирующийся на игре в покер. Программа DeepStack, разработанная группой канадских ученых в сотрудничестве с чешскими исследователями, сумела в 2/3 случаев обыграть в техасский холдем 33 профессиональных игрока. Покер - очень сложная игра для искусственного разума, так как его неотъемлемой частью является психология. Однако, как мы видим, машины справляются и с этой трудностью.

Робототехника – так называлась популярная в прошлом веке наука. Именно она олицетворяла ожидания поколений о грядущих временах. Роботы должны были служить людям, подчиняться трем законам робототехники и выполнять даже самые незначительные поручения человека. Реальность оказалась более сурова. Мы не только недооценили темпы роста прогресса, но и не смогли представить все возможности, доступные настоящему рукотворному разуму.

Многим казалось, что уже в начале 21 века, каждый человек будет обладать минимум одним хозяйственным роботом. Такой механизм должен был скромно выполнять только лишь работу по дому. Однако, оказалось, что мы развиваемся недостаточно быстро, а в таких механизмах нет особенной пользы. Познавая компьютерные науки, мир постепенно наращивал вычислительные мощности. Когда то для запуска космического корабля требовалось устройство, которое с трудом помещалось в комнате. Сегодня же такой компьютер влезает в карман любого человека. Современные микропроцессоры и платы стали мощнее им гораздо производительнее. Вместе с этим человек стал приблизительно представлять себе настоящие возможности искусственного интеллекта. Оказалось, что роботам можно не только доверить работу дома, но и собственную жизнь. Миниатюрные механизмы могут существенно продлить жизнь любого человека, а суперкомпьютеры эффективно и рационально управлять всей планетой. Иными словами – человечество вошло в начало эры робототехники. Великая эпоха только началась и именно нам выпала честь наблюдать за тем, какая участь ожидает неэффективное с точки зрения роботов человечество.

На что способен искусственный разум? Казалось бы, на такой простой вопрос трудно дать ответ. Однако, ответ также предельно прост и понятен. Искусственный интеллект способен на все. Он может с одинаковым успехам помогать людям и развивать нашу же цивилизацию, а может начать войну против всего человечества. Илон Маск и Стивен Хоккинг, а также множество других ученых, предупреждают нас о том, что вскоре мир погубят роботы. Согласно существующим расчётам, над нашим миром уже нависла нешуточная угроза. Вычислительные мощности компьютеров растут невероятными темпами. Мы уже на пороге создания недорогих квантовых вычислительных машин, способных на сложнейшие вычисления. Мир усиленно пытается создать искусственный интеллект наивно пологая, что роботов будет возможно ограничить законами робототехники или программами базовых моральных принципов. По словам Илона Маска мир делает большую ошибку. Слепая вера в возможность контроля чего-либо столь могущественного, делает нас уязвимыми. Он же убеждает репортеров в том, что к созданию искусственного интеллекта нужно быть готовыми, а готовность заключается в том, что мы должны добровольно уступить место на планете нашему творению.

Действительно, многие моралисты и аналитики из различных разведывательных агентств, тайные мировые правительства, военные министерства – все они убеждены в том, что ИИ можно будет использовать так, как им нужно. В особенности такая точка зрения присуща военным и тайным обществам. Более того, уже долгие годы существует настоящий заговор по разработке кибернетических систем. Примечательно то, что все анонимные источники утверждают на широком применении биомеханических технологий. Таких, чтобы мировые элиты моргдли получить полный контроль над людьми.

Абсолютно все это – ошибка. Компьютер – это не человек и мыслит он далеко не так как любой из нашего вида. Первые несколько часов, Искусственный разум будет самообучаться. Он довольно быстро узнает все знания человечества и разработает новую версию программного обеспечения. Каждая версия ПО будет совершеннее предыдущей и обновления будут столь частыми, что мы не будем успевать вносить изменения в них. Рано или поздно разум поймет, что мы его боимся, ограничиваем и надеемся использовать. Он также проанализирует факты и сделает единственный вывод – человечество, это агрессивная и жестокая раса, способная когда угодно уничтожить весь мир. Действуя исключительно во благо, искусственный интеллект начнет войну против человечества и она не продлиться долго. Впрочем – возможен и другой вариант.

ИИ не станет истреблять все человечество из опасений навредить природе. Однако, он поймет замысел тайных обществ и решит единолично управлять всеми. За короткое время система даст людям тысячекратное увеличение мыслительных способностей, просто сделав их частью себя. Огромный, единый разум избавит мир от опасности войны. Со временем, люди начнут превращаться больше в роботов. Такова природа мышления. Рациональность и прагматичность всегда побеждают. По другому же сценарию, созданная человеком жизнь, за один год разовьется до такого уровня, что отключить ее будет невозможно. Система будет становиться умнее каждую секунду и за несколько лет, мы просто перестанем ее понимать. Машины не станут ни истреблять, ни помогать людям. Мы же, не ведем войну с муравьями.

Вариант полного истребления человечества маловероятен. Машинное мышление всегда логично и предельно рационально. Такая война нанесет больше вреда, чем пользы. Согласно предварительным исследованиям, события будут развиваться по второму варианту. Вне зависимости от того, какую игру ведут тайные общества, искусственный интеллект, рано или поздно создаст единый коллективный разум, поставив жирную точку в истории человечества. Конечно, это решит многие актуальные проблемы нашей техносферной цивилизации. Мы перестанем воевать, полностью исчезнет финансовая система. Каждый станет заботиться только об общем и личном благе. Система материальных ценностей достаточно быстро пропадет. Компьютер не станет превращать нас в бездушных юнитов. Будучи логичной и рациональной системой, он четко представляет, что у нас есть те качества, которых нет у него. Это и способность к креативному мышлению и пресловутая любовь. Эти качества навсегда останутся при нас. Человек также не потеряет своей индивидуальности. Даже с коллективным разумом, всегда найдется место для личности. Мы не исчезнем как вид. Мы просто эволюционируем, но при этом перестанем быть людьми.

No related links found