Причины и последствия разгона учредительного собрания. Вытеснение советов и роспуск учредительного собрания

Однако положение новой власти по-прежнему оставалось шатким. Следовало определиться в отношении Учредительного собрания, с которым связывали демократическое обновление страны не только либералы и социалисты, но и широкие народные массы. Среди большевиков не было един­ства во взглядах на роль Учредительного собрания в системе новой власти. Одни считали его орудием буржуазного господ­ства и резко выступали против «Учредилки». Другие не исклю­чали «комбинации» Советов с Учредительным собранием, по­лагая, что все зависит от соотношения сил в «классовой борь­бе», а не от формально-юридической стороны.

Ленин рассматривал Советы как высшую форму демократии для трудящихся и считал, что II съезд Советов, провозгласив Советскую власть, уже сыграл роль Учредительного собрания. Однако большевики, учитывая популярность идеи Учредитель­ного собрания, пошли на его созыв. Они надеялись, что Учре­дительное собрание признает декреты II съезда Советов и тем-самым предаст легитимность Советской власти. В результате выборы в Учредительное собрание, назначенные еще Времен­ным правительством на 12 ноября, состоялись. Их итоги сви­детельствовали о широкой поддержке масс партий социалис­тической ориентации: за эсеров проголосовали - 40,7 %, за меньшевиков ~ 2,7, за большевиков - 24 %. Буржуазные; партии набрали лишь 16,6 % голосов избирателей. Большевики имели решающий перевес в Петрограде, Москве, ряде других крупных городов, на Северном и Западном фронтах, в Балтийском флоте, в тыловых гарнизонах, что свидетельствовало о их преобладающем влиянии в городах и среди солдат. Завое­ванию правыми эсерами большинства способствовало то, что списки кандидатов составлялись в середине октября 1917 г., когда влияние большевиков было слабее, а партия эсеров офи­циально еще не раскололась на правых и левых. Вместе с тем, победа эсеров на выборах свидетельствовала о их огромном влиянии в деревне и настроениях мелкобуржуазных масс, ве­ривших больше в Учредительное собрание, чем в Советы. Из 715 членов Учредительного собрания 412 Выли эсерами и 183 большевиками. Позиции тех, кто скептически относился к судьбе Учредительного собрания, усилились. В условиях от­носительного укрепления Советской власти лидеры большеви­ков все больше смотрели на Учредительное собрание как на уступку «иллюзиям масс, в представлениях которых оно иг­рало революционно-демократическую роль».

Была и другая точка зрения. Левые эсеры и руководство боль­шевистской фракции Учредительного собрания (Каменев, Ры­ков, Ларин и Милютин) доказывали возможность мирного со­существования Советов и Учредительного собрания, исходя из того, что в нем больше 80 % мест принадлежало социалистам. Большевики, по их мнению, составят в Учредительном собра­нии сильную оппозицию, а Советы, где они преобладают, ста­нут революционной опорой для работы Учредительного собра­ния. ЦК РСДРЩб) расценил позицию руководства большеви­стской фракции как оппортунистическую. ЦК поручил Лени­ну разработать тезисы об Учредительном собрании. 13 декаб­ря они были опубликованы. В тезисах подчеркивалось, что революция ушла вперед от буржуазного к пролетарскому де­мократизму и лозунг Учредительного собрания стал лозунгом кадетов и всех тех, кто эксплуатирует «парламентские иллю­зии народных масс». Ленин предлагал быстрое осуществление народом прав перевыборов или признания Учредительным со­бранием Советской власти. Вне этих условий, подчеркивал он, кризис может быть разрешен «только революционным путем, то есть путем гражданской войны «против кадетско-калединской контрреволюции».

Выбор в пользу Советов как единственно возможной формы государственной власти был сделан после того, как 3 января 1918 г. ВЦИК принял написанную В. Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой Рос­сия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было решено предложить Учредительному собранию рассмотреть и утвердить эту декларацию сразу после его открытия, что по сути являлось констатацией самороспуска Учредительного собрания и передачи всей пол­ноты власти Советам.

5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическом дворце, откры­лось Учредительное собрание. «Декларацию прав трудящего­ся и эксплуатируемого народа», зачитанную Я. Свердловым, большинством голосов депутаты отклонили. Не прошло и пред­ложение большевиков избрать председателем собрания М. Спи­ридонову. Депутаты проголосовали за лидера партии эсеров В. Чернова, и под его председательством Учредительное собра­ние отменило декреты II съезда Советов. В ответ Совнарком при­нял решение о роспуске Учредительного собрания. Решение было поддержано ВЦИК, декретом которого 6 января 1918 г. Учредительное собрание было распущено. Под предлогом того, что «караул устал», анархист А. Железняков предложил де­путатам покинуть Таврический дворец.

Печальная судьба парламентской демократии в России сви­детельствовала о расколе в обществе в той его критической фазе, когда основные политические силы больше не искали компромисса в интересах страны, а были готовы к беспощад­ной схватке. Трагичную для России роль сыграли непримири­мость большевиков, всеми силами стремившихся разжечь по­жар классовой борьбы, безволие и боязнь власти лидеров социалистических партий, политическое фиаско либералов и неспособность российской буржуазии в переломную для отече­ства эпоху выступить силой, консолидирующей общество. Раз­гон Учредительного собрания знаменовал собой драматичес­кий для страны этап, когда возможности политического компромисса в рамках представительных учреждений были исчерпаны и судьба России зависела от вооруженной борьбы на полях сражений гражданской войны. Расколотое на полярные силы общество было настолько зашорено «своими» интересами, что разгон большевиками Учредительного собрания - событие политически чрезвычайно важное - не нашел особого отклика. В Петрограде против роспуска Учредительного собрания протес­товало лишь несколько сот демонстрантов, рассеянных красно­гвардейцами. Как писал ярый противник большевизма правый социалист В. Станкевич, впечатление «неправа, совершенного большевиками, было смягчено недовольством в народе самим Учредительным собранием, безволием депутатов. Да и само Учредительное собрание многим казалось театральным. «Мы собирались... на заседания, как в театр, - писал депутат Мстиславский, - мы знали, что действия сегодня не будет-будет только зрелище».

Создание новой государственности Основным итогом первого, по характеристике В. Ленина, «политического» этапа октябрьской революции было создание новой государственности. Важную роль в этом процессе сыг­рал III Всероссийский съезд Советов, проходивший 10-18 января 1918 г. Большевики попытались придать III съезду Со­ветов характер Учредительного собрания. Свердлов во вступи­тельном слове определил задачу съезда как «строительство новой грядущей жизни и создания Всероссийской власти». По отчетным докладам Свердлова (ВЦИК) и Ленина (СНК) развер­нулась острая дискуссия большевиков с меньшевиками и эсе­рами. Мартов повторил доводы меньшевиков: отсталость стра­ны требует длительной подготовительной работы, чтобы «пе­ресоздать всю политическую организацию общества, укрепить экономическое положение страны и только после этого присту­пать к введению в жизнь лозунгов социализма». «Да, - пари­ровал Ленин, - мы начали лишь период переходный к социа­лизму», но возврата назад к буржуазно-демократическому эта­пу быть не может. Выступления меньшевиков против дикта­туры пролетариата, в защиту «чистой» демократии, заявил Ленин, свидетельствует о том, что они являются «прихвостнями буржуазии». Лидер большевиков предупредил, что Советс­кая власть начала активное подавление контрреволюционных саботажников. Троцкий также категорично выступил за рас­ширение насилия «в борьбе за торжество величайших миро­вых идеалов».

Несмотря на острую борьбу между различными партийны­ми фракциями, большевики реализовывали свою программу. III Всероссийский съезд Советов принял решение о слиянии Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьян­ских депутатов. Тем самым была создана единая система Сове­тов как формы российской государственности. Весом и поли­тический итог съезда: объединение Советов свидетельствова­ло о расширении социальной базы нового режима за счет мно­гомиллионного крестьянства, политические представители которого - левые эсеры - входили в органы власти и государ­ственного управления.

Помимо «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию «О федеральных учреждениях российской республики». Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд Советов, в промежутках между созывами съезда - Всероссийский Цент­ральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избираемый Все­российским съездом Советов. Правительством Российской Фе­дерации стал Совет Народных Комиссаров (СНК).

Съезд избрал новый ВЦИК в составе 306 человек: 160 -большевиков, 125 - левых эсеров, 7 - правых эсеров, 7 -максималистов, 3 - анархиста-коммуниста, - 2 - меньшеви­ка-оборонца и 2 - меньшевика-интернационалиста.

III Всероссийский съезд Советов придал стройность уже наме­тившейся системе органов новой власти. Вставала на ноги и сис­тема государственного управления. К январю 1918 г. с помощью профсоюзов и фабзавкомов народные комиссариаты получили первые штаты служащих и налаживали свою работу.

Чиновники прежних министерств и ведомств возвращались на свои места после прохождения комиссии ВЦИК по проверке их лояльности к новому режиму. «Старые» служащие уже на ран­нем этапе революции составляли от 25 до 40 % сотрудников на­родных комиссариатов, и рабочие, обратившись в те или иные правительственные учреждения, могли встретиться с теми, кто рассматривал «их вопросы» в царское время. Об этом, в частно­сти с горечью писали во ВЦИК железнодорожники, сетуя на то, что в НКПС сплошь «окопались» царские чиновники. Уже с вес­ны 1918 г. в партийной и профсоюзной среде все громче раздава­лись голоса о зарождающемся советском бюрократизме, который тогда связывали исключительно с засильем «старых» чиновни­ков в новом «рабочем госаппарате». Известный лозунг о том, что «всякая кухарка может управлять государством», остался в ис­тории примером политической демагогии.

3. Вытеснение Советов и роспуск Учредительного собрания

В передаче утром 25 октября новой власти в руки ПВРК сказалось желание Ленина лишить полномочий съезд Советов и предупредить всякую “узаконенную” попытку — даже исходящую от его собственных друзей по большевистской партии — создать коалиционное правительство с другими партиями, которые поддержали восстание (левые эсеры, меньшевики-интернационалисты). Правительство, созданное 26 октября, состояло только из большевиков. Возглавляемый Лениным Совет Народных Комиссаров (Совнарком) включал в себя 15 комиссаров: Рыков отвечал за внутренние дела, Троцкий — за внешнюю политику, Луначарский — за народное образование, Сталин — за национальную политику, Антонов-Овсеенко — за военное ведомство и т.д. Эсеры и меньшевики отказались присутствовать на заседании избранного съездом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) в знак протеста против большевистского акта насилия. Таким образом, правительство Ленина признали только большевистские делегаты, левые эсеры и несколько делегатов от мелких группировок, поддержавших восстание. Во ВЦИК были избраны 67 большевиков и 29 левых эсеров. 20 мест было оставлено для меньшевиков и эсеров на тот случай, если они вернутся на съезд.
Пока создавалось новое правительство, ПВРК, во главе которого стояли малоизвестные политические деятели, принял ряд жестких мер, отражающих низовую концепцию “демократии”: были закрыты семь газет (“День” — ежедневное издание умеренных социалистов, “Речь” — ежедневное издание кадетов, “Новое время” — самая крупная ежевечерняя газета, “Вечернее время”, “Русская воля”, “Народная правда”, “Биржевые ведомости”), установлен контроль над радио и телеграфом, выработан проект изъятия пустых помещений, частных квартир и автомобилей. Через два дня закрытие газет узаконил декрет, оставляющий за новыми властями право приостанавливать деятельность любого издания, “сеющего беспокойство в умах и публикующего заведомо ложную информацию”.
Против этих жестких мер и фактически тотального захвата власти большевиками росло недовольство, в том числе внутри партии большевиков. Первым выступил Центральный Исполнительный комитет крестьянских депутатов, находящийся в руках эсеров; за ним последовали меньшевики и эсеры из Петроградского Совета, другие организации. Они призывали народ объединяться вокруг Комитета защиты революции, созданного при Петроградской думе, единственной организации, представлявшей все слои населения. Этот Комитет заявил о том, что он берет на себя временные полномочия до созыва Учредительного собрания.
Как только выяснилось, что новый режим выражает волю большевистской партии, а не Советов, часть приверженцев восстания резко изменила свою позицию. Меньшевики-интернационалисты и левые эсеры, объединившиеся вокруг издаваемой Горьким газеты “Новая жизнь” и анархо-синдикалистской газеты “Знамя труда”, поддерживаемые Бундом и Польской социалистической партией, выступили за образование социалистического революционного правительства, которое состояло бы не только из большевиков. Это течение получило поддержку многочисленных рабочих профсоюзов, Советов, заводских комитетов. Совет Выборгской стороны, безоговорочно поддерживавший большевиков с апреля, опубликовал воззвание, подписанное и меньшевиками и большевиками, о формировании коалиционного социалистического правительства.
Руководство “социалистической” оппозицией взял на себя профсоюз железнодорожников (Викжель), где большевики всегда были в меньшинстве. Не желая принимать участие в “братоубийственной борьбе”, профсоюз направил властям ультиматум (29 октября), требуя образования социалистического правительства, откуда были бы исключены Ленин и Троцкий, и угрожая всеобщей забастовкой железнодорожников.
По вопросам свободы печати и создания коалиционного социалистического правительства мнения большевиков разделились. Одиннадцать членов правительства и пять членов Центрального Комитета партии (Каменев, Зиновьев, Рыков, Рязанов, Ногин) подали в отставку в знак протеста против “поддержания чисто большевистского правительства с помощью террора”. Ленин же посчитал “инцидент” предательством нескольких “отдельных интеллигентов”. На самом деле в октябре, так же как и в июле, до захвата власти и после, шла борьба двух внутрипартийных концепций большевизма. Большевистская дисциплина оказалась таким же далеким от реальности мифом, как и так называемая “власть Советов”. Оппозиция большевиков-диссидентов” продлилась, однако, недолго. ЦК потребовал, чтобы оппозиционеры изменили свое мнение, пригрозив исключением из состава ЦК. Зиновьев подчинился 9 ноября. Остальные продержались до 30 ноября и также признали свои ошибки. Тем временем, к радости Викжеля, Ленин заключил договор о совместных действиях с левыми эсерами. Меньшевистские и эсеровские делегаты были выведены из Центрального Исполнительного Комитета II Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, состоявшегося 26 ноября. В результате этой совместной акции левые эсеры вошли в правительство. Состав его оставался временным, поскольку, по общему мнению, только Учредительное собрание, которое должно было собраться в январе, могло назначить законное и представительное правительство, способное заставить большевиков пойти на уступки.
До Октября большевики постоянно обвиняли Временное правительство в затягивании созыва Учредительного собрания. Не говорить об этом они не могли. Представляется маловероятным, что Ленин заранее решил распустить Учредительное собрание, хотя Суханов утверждает, что еще в Швейцарии Ленин называл Учредительное собрание “либеральной шуткой”. Тем не менее с октября Ленин неоднократно возвращался к идее, выдвинутой Плехановым еще в 1903 г., суть которой в том, что успех революции — это “высшее право”, стоящее даже над всеобщим избирательным правом. Естественно, любые свободные выборы в Учредительное собрание превратились бы в победу эсеров над большевиками, потому что основную массу избирателей составляли крестьяне. Поощряя экспроприацию, большевики завоевали некоторое доверие части крестьян, но отнюдь не большинства. Из 41 млн. избирателей в декабре 1 917 г. за эсеров отдали свои голоса 16,5 млн., за умеренные социалистические партии — чуть меньше 9 млн., за различные национальные меньшинства — 4,5 млн., за кадетов — менее 2 млн., за большевиков — 9 млн. Из 7 0 7 делегатов 175 составляли большевики, 370 — эсеры, 40 — левые эсеры, 16 — меньшевики, 17 — кадеты и более 80 — “разные”. В этой ситуации эсеры и большевики открыто рассматривали вопрос о роспуске Учредительного собрания. Мария Спиридонова, лидер левых эсеров, разъясняла, что Советы “показали себя наилучшими организациями для разрешения всех социальных противоречий...”. От имени петроградских большевиков Володарский заявил о возможности “третьей революции” в случае, если большинство Учредительного собрания будет противиться воле большевиков. 2 8 ноября правительство обвинило кадетов в подготовке государственного переворота, назначенного на день открытия Учредительного собрания, и арестовало основных руководителей партии. Против применения насильственных мер по отношению к Учредительному собранию были возражения и внутри партии большевиков (Каменев, Ларин, Рязанов, Милютин, Сапронов). В “Заметках об Учредительном собрании” Ленин, в частности, писал: “Всякая попытка, прямая или косвенная, рассматривать вопрос об Учредительном собрании с формально-юридической стороны, в рамках обычной буржуазной демократии, вне учета классовой борьбы и гражданской войны, является изменой делу пролетариата и переходом на точку зрения буржуазии”.
К открытию Учредительного собрания 5 января 1918 г. большевики подготовили пространную “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, повторяющую резолюции съезда Советов по аграрной реформе, рабочему контролю и миру. Один из пунктов декларации, зачитанной Свердловым, гласил: Учредительное собрание “считает, что его задачи исчерпываются установлением коренных оснований социалистического переустройства.общества”. Делегаты отвергли это заявление о капитуляции и 244 голосами против 153 выбрали в председатели эсера В.Чернова, а не М.Спиридонову, поддерживаемую большевиками. Кроме того, Учредительное собрание отменило октябрьские декреты. Тогда на заседании Совета Народных Комиссаров большевики потребовали немедленного роспуска Учредительного собрания. Левые эсеры заявили о необходимости альтернативы: новые выборы или немедленное объединение сил, оппозиционных Учредительному собранию, в Революционное собрание. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) тоже высказался за роспуск. На следующий день, 6 января, красногвардейцы, дежурившие у дверей зала заседаний, не допустили туда делегатов Учредительного собрания, которое было объявлено распущенным. Этот произвол не вызвал в стране особого отклика. Лишь отдельные петроградские эсеры попытались оказать вооруженное сопротивление, но оно потерпело фиаско. Войска, верные большевикам, открыли огонь по нескольким сотням безоружных демонстрантов, протестовавших против роспуска Учредительного собрания, возмутившего демократов, умеренных социалистов, некоторых большевиков. Общественность осталась безразличной. Опыт парламентской демократии продлился несколько часов.
Распустив Учредительное собрание, правительство ограничило прерогативы “высшего органа власти” — съезда Советов, сессии которого становились все реже и сводились к чисто символическим заседаниям. Из постоянно действующего органа ВЦИК превратился во временный: он собирался уже раз в два месяца, его компетенция была резко ограничена, главное, он потерял возможность аннулировать “срочные” декреты, принимаемые Совнаркомом. Президиум ВЦИКа, полностью контролируемый большевиками, стал постоянно действующим органом. Он монополизировал все функции контроля, обладал правом подтверждать решения Совнаркома и назначать народных комиссаров, предлагаемых Совнаркомом.
“Власть снизу”, то есть “власть Советов”, набиравшая силу с февраля по октябрь, через различные децентрализованные институты, созданные как потенциальное “противостояние власти”, в мгновение ока превратилась во “власть сверху”, присвоив себе все возможные полномочия, используя бюрократические меры и прибегая к насилию. Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков, монополизировавших исполнительную и законодательную власть. Еще некоторое время в Советах, лишенных своих полномочий, находились небольшевики, но еще до того, как была запрещена их деятельность, к их мнению перестали прислушиваться.

19 января 1918 года завершилось первое и последнее заседание Всероссийского учредительного собрания. Его история наглядно продемонстрировала: либерализм в России привить непросто.

Документы

За первый и единственный день работы Всероссийского Учредительного собрания делегаты успели принять 3 документа.
Постановление: Будущее России - это федеративная демократическая республика, «объединяющая в неразрывном союзе народы и области..».
Закон о земле: Вся земля переходила в распоряжение республиканских и муниципальных властей. Отчуждение должно было пройти без каких-либо выплат собственникам.
Международное обращение: Завершить войну и подписать мирные договоры.

Фальсификации

Какие выборы без фальсификаций? В нечестной игре участвовали все партии. Самой популярной технологией было уничтожение партийных списков до начала голосования. Например, в Красногородской волости вообще не были выданы списки большевиков.

Также могли быть изменены списки голосовавших: в Астрахани избирательные удостоверения не получили 20 тысяч человек.
В глубинке было место и угрозам, и поножовщине. В селе Дмитриево Владимирской губернии несколько лесорубов топорами вскрыли урны, запугав при этом комиссию, и заменили эсеровские записки большевистскими. В Саратовской губернии священник подсовывал своим безграмотным прихожанам кадетские списки.
По результатам выборов было не признано 1,58% голосов. Однако все нарушения в статистику, как и принято, не вошли.

Не без бандитов

В Учредительное собрание было избрано 715 человек: более половины - это эсеры, четверть за большевиками, кадеты и меньшевики получили примерно по 2%. Принимали участие в выборах и другие партии, союзы и национальные группы. В заветный список попал и Симон Петлюра, который был избран на Румынском фронте от объединения украинских социалистов. На Украине он обвинялся в погромах. Была в списке и террористка Вера Фигнер, которая была более известна как Вера-«топни-ножка». До выборов она участвовала в покушение на военного прокурора Стрельникова в Одессе.

Матрос Железняк

Единственное заседание УС проходило в Таврическом дворце, который охранялся матросами с той самой «Авроры». Работа собрания началась в 16 часов, а закончилось уже под утро - в 4:40, когда было решено продолжить работы на следующий день в 17:00. Прения могли продолжиться, но матрос Железняков заявил: «Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому караул устал». На следующий день вход в дворец был закрыт и находился под охраной пулеметчиков. А через пару дней ВЦИК постановил распустить собрание.

Расстрел

18 января перед началом заседания в Петрограде состоялось две манифестации. Одни вышли поддержать работу собрания, другие вышли с плакатами «Долой Учредительное собрание!», «Да здравствует безначалие!». Первая демонстрация была расстреляна войсками: 21 человек погиб, десятки ранены. Официальная версия применения оружия: провокации. Второе шествие по Николаевской улице анархистов-коммунистов прошло без эксцессов. Видимо, уже до начала заседания ВЦИК был готов любой ценой прекратить работу собрания.

Несбывшиеся планы

Председатель собрания В. Чернов созвал в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч). Туда вошли некоторые члены бывшего представительного органа. Еще один комитет появился в Омске. В Уфе бывшие делегаты сформировали Директорию. Но восстановить работы Учредительного собрания больше не удалось. С мечтами о втором дне работы бывшие делегаты отправились в эмиграцию. А государственным строительством занялись большевики.

Вопрос 01. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.? Можно ли говорить о том, что это событие было неизбежно? При подготовке ответа используйте материалы предыдущего параграфа и документы.

Ответ. Причины:

1) составы Временных правительств сменялись без участия органов народного представительства, в глазах многих правительство потеряло легитимность;

2) решение самых важных для российского общества Вопросов Временное правительство откладывало до созыва Учредительного собрания, выборы в которое откладывались вместе с решением животрепещущих проблем;

3) рост популярности большевиков из-за их обещания сразу же вывести Россию из войны;

4) в борьбе с выступлением Л. Корнилова Временное правительство оперлось на большевиков;

5) большевики по двум вышеназванным причинам получили большинство в Советах;

6) несмотря на открытую подготовку большевиков к перевороту в течении нескольких дней, правительство не предприняло против них решительных мер;

7) казачьи части 3-го кавалерийского корпуса П.Н. Краснова и юнкера, выступившие против власти большевиков, потерпели военное поражение.

Как видно из всего вышесказанного, приход большевиков к власти не был предопределён. Он стал возможен благодаря тактическим и стратегическим ошибкам в политике Временного правительства, а также военному счастью, оказавшемуся в боях против юнкеров и казаков на стороне Красной гвардии.

Вопрос 02. Перечислите преобразования, которые провели большевики. Определите их характер (буржуазно-демократический, социалистический).

Ответ. Преобразования:

1) «Декрет о власти» передавал всю власть советам, а правительством сделал Совет народных комиссаров;

2) «Декрет о мире» предлагал всем странам немедленно прекратить войну, подписать мир без аннексий и контрибуций;

3) «Декрет о земле» отменял частную собственность на землю и передавал её в пользование крестьянам;

5) название «Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов» говорит само за себя;

6) крупные банки и предприятия были национализированы.

Часть преобразований были направлены просто на захват и удержание власти большевиками (пункты 1 и в условиях того времени 2), часть носила общедемократический характер (пункт 5 и в определённой степени 4), но другие носили ярко выраженных социалистический характер (пункты 3 и 6).

Ответ. События февраля уничтожили старый государственный строй, но не привели к созданию стабильных властных структур, чередующиеся кризисы власти, в которых последующие были следствием предыдущих, привели к событиям октября, потому всё это можно считать единой революцией. Данная революция стала переломным моментом в истории России. Именно тогда решалось, каким будет её государственный строй, кто станет во главе страны и будет определять всю её внутреннюю и внешнюю политику, облик страны в целом. История России пошла бы по абсолютно другому сценарию, если бы в 1917 году победили не большевики.

Вопрос 04. Какое значение имел роспуск Учредительного собрания?

Ответ. Роспуск Учредительного собрания означал окончательный переход власти к Советам и установление диктатуры пролетариата, а также этот разгон собрания и последующий расстрел демонстрации показал невозможность бороться с властью большевиков иными способами, кроме вооружённого выступления, гражданской войны.

Вопрос 05. Расскажите о создании РСФСР, дайте оценку первой Конституции Советского государства.

Ответ. V Всероссийский съезд Советов в июле 1918 года провозгласил создание Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Это было логичным продолжением политики большевиков. Благодаря принципу федеративности формально соблюдалось право народов на самоопределение, но фактически полный контроль над всеми территориями сохранял Совет народных комиссаров. Принятая на том же съезде конституция провозглашала следующее:

1) конституция официально закрепляла переход России к диктатуре пролетариата в форме советской власти;

2) было закреплено право всех и каждого трудиться, провозглашена борьба с нетрудовыми доходами;

3) высшим органом власти признавался Всероссийский съезд Советов;

4) определялись группы населения, которые лишались избирательных прав.

Вопрос 06. Сформулируйте различные точки зрения в партии большевиков на Брестский мир. Какую роль его заключение сыграло в развитии событий в России?

Ответ. От заключения мира зависело, можно ли распустить армию, или она ополчиться против большевиков как не выполнивших обещание. В.И. Ленин стал ратовать за заключение скорейшего мира с Германией любой ценой. Н.И. Бухарин выступал против мира на германских условиях, надеясь, что продолжение войны спровоцирует мировую революцию, которой в то время бредило всё руководство партии. Л.Д. Троцкий предложил не подписывать унизительного мира, а армию распустить. Противники Ленина отстаивали изначальное решение партии, зафиксированное в декрете о мире, Ленин воспринимал заключение мира как средство остаться у власти любой ценой.

Вопрос 07. Охарактеризуйте социально-экономическое положение Советской России в начале 1918 г. К каким последствиям вело его ухудшение?

Ответ. Положение России, особенно экономическое, значительно ухудшилось по сравнению с началом 1917 года, однако это не поколебало власти большевиков. Во всех бедах они обвинили контрреволюционеров и использовали ухудшение положения в стране для того, чтобы усилить борьбу с ними, то есть чтобы упрочить свою власть. Социальная напряжённость после прихода к власти большевиков усилилась, что стало прямой предпосылкой вскоре начавшейся Гражданской войны.



Цели урока

формирование представления о новом политическом режиме,

рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы.

Основные знания

причины роспуска Учредительного собрания.

Основные понятия :

декреты,

Учредительное собрание,

коалиционное правительство.

Оборудование урока :

учебник О.В. Волобуева “Россия и мир в XX веке”,

ПК с акустическими колонками,

диапроектор,

компьютерный учебник,

презентация для урока,

индивидуальные распечатки с заданиями.

Школьники знакомятся с материалом по учебному пособию, анализируют документы, делают выводы,обобщения, в том числе в ходе самостоятельной работы.

Этапы урока:

1.Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока.

2.Входной контроль.

3.Большевики приходят к власти.

4.Первые декреты Советской власти.

5.Судьба Учредительного собрания

6.Завершающий контроль.

7. Рефлексия.

1. Мотивационная беседа.

Формулировка интегрирующей цели урока.

Основное внимание на уроке необходимо обратить события осени 1917 года. Почему Россия не пошла по пути либерально-буржуазной альтернативы,рассмотреть новый политический режим.

В процессе работы вам предстоит узнать:

какие первые декреты были приняты Советами крестьянских и рабочих депутатов после прихода к власти;

судьбу Учредительного собрания.

Вам предстоит также развивать уже имеющиеся у вас навыки работы и научиться:

обобщать материал и делать выводы;

работать с картой;

правильно распределять время работы над заданиями;

оценивать свою работу и работу товарищей.

Выполняя задания, используйте учебник “Россия и мир” автор О.В. Волобуев.

2. Входной контроль

На этом этапе урока наша задача проверить ваше домашнее задание “Февральская революция”.

Для этого вам предлагается выполнить одно из предложенных заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов, письменно.

За выполнение задания Б – 4 баллов, устно.

За выполнение задания В – 5 баллов, устно.

На выполнение задания время – 4 минуты.

Задание А.

1. Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г.?

А) И.Г.Церетели
Б) Л.Д. Троцкий
В) Н.С. Чхеидзе.

2. Кому принадлежат слова: “Кругом измена,трусость и обман”?

А) Л.Г. Корнилову
Б) А.И. Керенскому
В) Николаю II.

3. Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?

А) Потому что в его составе были крупные землевладельцы;
Б) потому что оно боялось массового дезертирства крестьян с фронта;
В) потому что этому препятствовали страны Антанты.

4. Какой политический лозунг выдвинул В.И.Ленин в “Апрельских тезисах”?

А) Немедленное свержение Временного правительства;
Б) передача всей власти Советам;
В) передача всей власти Учредительному собранию.

5. Система двоевластии существовала в стране в1917 году в:

А) марте - июне
Б) феврале – сентябре
В) феврале – октябре
Г) марте – августе

Задание Б

Каковы причины Февральской революции?

Какими причинами обусловлено установление двоевластия в стране?

Задание В

Какие реальные альтернативы развития страны существовали в феврале – октябре 1917 года?

3. Большевики приходят к власти.

Политическая ситуация к осени 1917 года меняется.Меняется и тактика Советов. Мы сейчас с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Большевики приходят к власти”. Во время лекции обратите особое внимание на события Октября 1917 года. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 4 минуты. Во время лекции краткое сообщение о биографии Л.Д. Троцкого.

По окончании лекции показ слайда № 2

Выполнение заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов,

За выполнение задания Б – 5 баллов.

Задание А.

Соотнесите события и даты:

А. 9 сентября 1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.
Б. 10 сентября 2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.
В. 12 октября 3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.
Г. 24 октября 4. Большевики берут под свой контроль Петроград.
Д. 25 октября 5. Принятие резолюции о восстании.
Е. ночь с 25 на 26 октября 6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.
Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917года?

4. Первые декреты Советской власти

Работа с содержанием первых декретов.

Показ слайда № 3

5. Судьба Учредительного собрания

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Судьба Учредительного собрания”. Обратите особое внимание на результаты выборов в Учредительное собрание. И как изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 2 минуты.

Просмотр слайда № 9

Выполнение заданий

За выполнение задания А – 3 балла,

За выполнение задания Б – 4 балла,

За выполнение задания В – 6 баллов.

На выполнение задания время – 3 минуты.

Задание А.

Как и почему изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию?

Задание Б.

Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?

Задание В.

Проанализируйте данные о выборах в учредительное собрание

Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и деревне? О чем это свидетельствует?

6. Завершающий контроль

Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима.

Сегодня существует много точек зрения на революционные события 1917 года.

Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду.

Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть снова закабалила народ –установила не диктатуру пролетариата, а“диктатуру над пролетариатом”.

Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа,только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую”революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

В завершении нашей работы, для закрепления ваших знаний выполним задания:

1. Установите соответствие:

1) ноябрь 1917 г. А) разгон Учредительного собрания
2) январь 1918 г. Б) принятие “Декларации прав народов России”
3) октябрь 1917 г. В) принятие Декрета о земле
4) март 1918 г.
2. Отречение Николая II от престола произошло: 3) Роспуск Учредительного собрания в России произошел:
1) в 1918 г. 3) в 1922 г.
2) в 1920 г. 4) в 1924 г.
4) Главой последнего Временного правительства был: 5) Декрет о мире был принят:

1) первым Временным правительством

2) I съездом Советов

3) Учредительным собранием

4) II съездом советов

6. Какой представительный орган, избранный на основе всеобщих выборов, должен был решить вопрос о политическом устройстве России?

1) Учредительное собрание

2) Всероссийский земский союз

3) Всероссийский съезд Советов

4) Земский собор

7. Какая политическая партия получила большинство голосов на выборах в Учредительное собрание?

8. Прочтите фрагмент из обращения “Рабочим,солдатам, крестьянам!”. Назовите дату (число,месяц, год) его принятия.

“Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов”.

8. Рефлексия

И. С. Девивье, ТСШ№1, с.Топчиха Топчихинского района, Алтайский край