Ценности современного российского общества что входит. Ценности и психологическое состояние современного российского общества

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Система ценностей российского общества

    Радикальные изменения во всех сферах жизни в эпоху Нового времени затронули и систему ценностей российского общества. Важнейшим фактором, повлиявшим на эти перемены, явилось становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, рационалистического мышления.

    Несмотря на раскол, который произошел в российском обществе при Петре I между высшими и низшими сословиями, в нем сохранялись традиционные ценностные представления, образ жизни. Одна из главных таких ценностей в жизни высших и низших сословий – семья и семейные традиции. Авторитет семьи в российском обществе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал подозрение.

    Только две причины могли оправдать такое решение – болезнь и желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки красноречиво говорят о значении семьи в жизни человека: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча» и т.д. Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей.

    Так, в дворянской усадьбе сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, их вещи – любимое кресло дедушки, любимую чашку матушки и т.д. В русских романах эта особенность усадебного быта предстает как неотъемлемая его черта.

    В крестьянской жизни, также пронизанной поэзией традиций, само понятие дома имело в первую очередь значение глубинных связей, а не просто жилплощади: отчий дом, родной дом. Отсюда уважение ко всему, что дом составляет. Традицией предусматривались даже разные типы поведения в различных частях дома (что можно у печки, того нельзя в красном углу и т.д.), сохранение памяти о старших – также крестьянская традиция.

    От стариков переходили к молодому поколению иконы, вещи и книги. Такое крестьянско-дворянское восприятие жизни не обходилось без некоторой идеализации – ведь память всюду сохраняла самое лучшее.

    Обрядовые традиции, связанные с церковными и календарными праздниками, повторялись практически без изменений в различных социальных слоях российского общества. Не только к Лариным можно было отнести слова:

    Они хранили в жизни мирной

    Привычки мирной старины;

    У них на масленице жирной

    Водились русские блины.

    Русская семья оставалась патриархальной, еще долгое время руководствуясь «Домостроем» – старинным сводом житейских правил и наставлений.

    Таким образом, высшие и низшие сословия, оторванные в своем историческом существовании друг от друга, тем не менее имели одинаковые нравственные ценности.

    Между тем происходившие в России важнейшие социально-экономические преобразования, характеризовавшиеся установлением конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, утверждением идей свободомыслия и просвещения, способствовали распространению новых европейских социокультурных ценностей, которые по сути не укоренились в массах – ими смогла овладеть только элита.

    Трудящиеся массы (так называемая «почва») придерживались традиций допетровской старины. Они оберегали изначальные идеологические догматы, связанные с православием и самодержавием, глубоко укорененные традиции, политические и социальные установления.

    Такие ценности не могли способствовать модернизации или даже интенсивной социодинамике страны. Определяющей чертой общественного сознания в «почвенных» слоях оставался коллективизм. Он был главной нравственной ценностью в крестьянской, городской посадской и казачьей общинах. Коллективизм помогал сообща перенести испытания трудных времен, являлся главным фактором социальной защиты.

    Так, жизнь казаков была основана на общинной организации и принципах военной демократии: коллективное принятие решений на казачьем круге, выборность атаманов, коллективные формы собственности. Суровые и жестокие условия существования казаков способствовали созданию определенной системы ценностей.

    Дореволюционный историк Е. Савельев, описавший историю донских казаков, обращал внимание на то, что «казаки были народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела в Кругу решали скоро и справедливо». Хитрость и ум, стойкость и способность переносить тяжелые лишения, беспощадная месть врагу, веселость нрава отличали казаков.

    Они твердо стояли друг за друга – «все за одного и один за всех», за свое казачье братство; были неподкупны; предательства, трусости, воровства не прощали. В походах, пограничных городках и на кордонах казаки вели холостой образ жизни и строго соблюдали целомудрие.

    Хрестоматийным примером является Степан Разин, который велел бросить в Волгу казака и бабу за нарушение целомудрия, а когда ему самому напомнили о том же, то он бросил в воду плененную персидскую княжну. Именно высокие нравственные качества способствовали постоянно высокой боевой готовности казачьего войска.

    Из высказанных суждений о системе ценностей в «почвенном» укладе российского общества видно, как народное мироощущение мало было затронуто грандиозными переменами, которые в Новую эпоху происходили в государстве. В гораздо большей мере изменения коснулись грамотной и активной части населения России, которую В. Ключевский назвал «цивилизацией».

    Здесь формировались новые классы общества, развивалось предпринимательство и складывались рыночные отношения, появлялась профессиональная интеллигенция. Интеллигенция была представлена духовенством и дворянством, разночинцами и крепостными (актерами, музыкантами, архитекторами и т.д.).

    В рядах интеллигенции как стиль мышления утверждались рационализм, оптимистическое мироощущение, вера в возможность совершенствования мира. Мировоззрение освобождалось от духовной власти церкви.

    Петр I отменил патриаршество и поставил во главе церкви синод, по сути коллегию чиновников, тем самым подчинив церковь государству. Дальнейшее ослабление церкви произошло в 60-е годы XVIII в., когда Екатерина II, укреплявшая устои светского абсолютистского государства, конфисковала большую часть земельных владений, принадлежавших церкви и монастырям. Из 954 существовавших тогда монастырей секуляризацию пережили только 385.

    Разрушение замкнутого православного мира во многом происходило благодаря русскому просвещению. Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов, Д. Аничков, С. Десницкий, А. Радищев развивали идеи о независимости природы и человека от божественного предопределения, о необходимости разделения сфер влияния религии и науки и т.д.

    В XIX в. идеи свободомыслия, резкой критики религии выдвигали многие декабристы, а также революционеры-демократы В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. Они пытались создать общую атеистическую концепцию, освещающую происхождение религии, ее социальных функций, в особенности православия.

    В системе ценностей российского общества большую роль играли изменения в личной и общественной жизни сословий. По оценке Д.С. Лихачева, при Петре I «осознание перехода заставило сменить систему знаков»: надеть европейское платье, новые мундиры, «скоблить» бороды, реформировать всю государственную терминологию на европейский лад, признать европейское.

    Страницы: 1 2

    Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров

    Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе, познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы.

    Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Интериоризация ценностей как осознанный процесс, происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру, в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

    Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций квалифицирует содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

    Формирование ценностных ориентаций (в дальнейшем ЦО) - сложный и длительный процесс. Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ЦО - общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.

    В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ЦО - это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

    Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.

    Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей разные структуры ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения. Для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций обучающихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится. Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или приобретенных в течении жизни потребностей, организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся, социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.

    Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Этосвязано с появлением необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

    Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.


    Содержание:
    1.Введение
    2. Ценности современного Российского общества
    3. Заключение
    4. Список литературы

    Введение
    Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.
    Ценность вообще и социологическая, в частности, в отечественной социологической науке исследована недостаточно. Достаточно ознакомиться с содержанием учебников и учебных пособий по социологии, изданных в конце двадцатого века и в последние годы, чтобы убедиться в этом. Вместе с тем проблема актуальна, социально и гносеологически значима как для социологии, так и для целого ряда социально-гуманитарных наук - истории, антропологии, социальной философии, социальной психологии, государствоведения, философской аксиологии и ряда других.
    Актуальность темы представляется в следующих основных положениях:
    · Понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, скажем, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. А поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения.
    · Ценности объединяют людей на основе их общезначимости, знание закономерностей их интегративного и консолидирующего характера вполне оправдано и продуктивно.
    · Социальные ценности, включающиеся в предметное поле проблем социологии, такие как моральные ценности, идеологические ценности, религиозные ценности, экономические ценности, национально - этические и др., имеют важнейшее значение для изучения и учёта ещё и потому, что они выступают мерилом социальных оценок и критериальных характеристик.
    · Выяснение роли социальных ценностей значимо также и для нас, студентов, будущих специалистов, осуществляющих в будущем социальные роли в социальной реальности - в трудовом коллективе, городе, регионе и т. д.

    Ценности современного Российского общества
    Перемены, произошедшие за последние десять лет в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.
    В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.
    Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. В современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе. Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от "недремлющего ока" государства, сочетается с тягой к "сильной руке". Это только беглый перечень тех реальных противоречий, которые не позволяют однозначно оценить место России в современном мире.
    Предполагая рассмотрение процесса развития в России новых ценностных ориентаций, не лишним было бы прежде уделить внимание самой «почве», на которую попали семена демократического общественного устройства. Иными словами, то, какой стала нынешняя иерархия ценностей под воздействием изменившейся политической и экономической ситуации, во многом зависит от общих мировоззренческих установок, исторически сложившихся в России. Спор о восточной или западной природе духовности в России длится уже не один век. Понятно, что своеобразие страны не позволяет отнести ее к какому-то одному типу цивилизации. Россия постоянно пытается войти в европейское сообщество, однако этим попыткам часто препятствуют «восточные гены» империи, а иногда -- последствия собственной исторической судьбы.
    Чем же характеризуется ценностное сознание россиян? Какие произошли в нем изменения за последние годы? Во что трансформировалась прежняя иерархия ценностей? Опираясь на данные, полученные в ходе нескольких эмпирических исследований по данной проблематике, можно выявить структуру и динамику ценностей в российском обществе.
    Анализ ответов россиян на вопросы по поводу традиционных, "общечеловеческих" ценностей позволяет выявить следующую иерархию приоритетов россиян (по мере снижения их значимости):
    семья -- 97% и 95% всех опрошенных в 1995 и 1999 годах соответственно;
    Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.
    работа -- 84% (1995) и 83% (1999);
    друзья, знакомые -- 79% (1995) и 81% (1999);
    свободное время -- 71% (1995) и 68% (1999);
    религия -- 41% (1995) и 43% (1999);
    политика -- 28% (1995) и 38% (1999). 1)
    Обращает внимание весьма высокая и стабильная приверженность населения таким традиционным для любого современного общества ценностям, как семья, человеческое общение, свободное время. Сразу обратим внимание на стабильность, с которой воспроизводятся эти основные «ядерные» ценности. Четырехлетний интервал не оказал существенного влияния на отношение к семье, работе, друзьям, свободному времени, религии. В то же время интерес к более поверхностной, «внешней» сфере жизни – политике, возрос более чем на треть. Вполне объяснимо и то, что для преобладающей части населения в сегодняшней кризисной социально-экономической ситуации большое значение имеет работа: это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать интересы в других сферах. Несколько неожиданным, на первый взгляд, представляется лишь взаимоположение в иерархии ценностей религии и политики: ведь на протяжении семи с лишним десятилетий советской истории в стране активно культивировался атеизм и "политическая грамотность". Да и последнее десятилетие российской истории было ознаменовано, прежде всего, бурными политическими событиями и страстями. Поэтому неудивителен и некоторый рост интереса к политике и политической жизни.
    Раньше желательные для общественного строя качества как бы заранее задавались коммунистической идеологией. Теперь же, в условиях ликвидации монополии одного мировоззрения, на смену человеку «запрограммированному» приходит человек «самоорганизующийся», свободно выбирающий свои политические и идеологические ориентации. Можно предположить, что идеи политической демократии правового государства, свободы выбора, установки демократической культуры не пользуются популярностью у россиян. Прежде всего, потому, что в сознании россиян активизирована несправедливость сегодняшнего общественного устройства, связанного с ростом дифференциации. Признание частной собственности как ценности может не иметь ничего общего с признанием ее как объекта и основы трудовой деятельности: частная собственность в глазах многих – лишь дополнительный источник (реальный или символический) потребительских благ.
    Сегодня в сознании россиян актуализированы в первую очередь те ценности, которые так или иначе связаны с деятельностью государства. Первая среди них – законность. Спрос на законность, это спрос на стабильные правила игры, на надежные гарантии того, что перемены не будут сопровождаться массовым выбросом людей из привычных жизненных ниш. Законность понимается россиянами не в общеправовом, а в конкретном человеческом смысле как жизненная потребность в установлении государством такого порядка в обществе, который на деле обеспечивает безопасность индивидов (отсюда и высокий рейтинг слова «безопасность» как главной потребности витального типа). Есть все основания предположить, что в сознании большинства россиян при всех идеологических сдвигах, которые произошли за последние годы, преобладает все же соотнесение закона с привычными функциями прежнего государства, как гаранта общественного порядка, распределителя основных благ. Частный человек, сформировавшийся в советскую эпоху, видит в другом частном человеке (или организации) конкурента не в производстве, а исключительно в потреблении. В обществе, где все источники и функции развития были сосредоточены в руках государства, в обществе, пытавшемся технологически развиваться без института частной собственности, такой итог был неизбежен. В настоящее время одной из главных ценностей россиян является ориентация на частную жизнь, на благополучие семьи, достаток. В кризисном обществе семья стала для большинства россиян центром притяжения их душевных и физических сил.
    Понятие безопасности, как никакое, пожалуй, другое, фиксирует и преемственность с сознанием «традиционно советского» типа и одновременно несет в себе альтернативу ему. В нем можно увидеть ностальгические воспоминания об утраченной упорядоченности (следы «оборонного сознания»), но вместе с тем – и идеи защищенности личности, почувствовавшей вкус свободы, защищенности в самом широком смысле слова, в том числе и от произвола государства. Но если безопасность и свобода не смогут стать взаимодополняющими, то идея безопасности при повышающемся интересе к ней вполне может соединиться в российском обществе с запросом на новую идеологизированную несвободу «национал-социалистического» толка.
    Итак, ценностное «ядро» российского общества составляют такие ценности, как законность, безопасность, семья, достаток. Семью можно отнести к интеракционистским ценностям, остальные три – к витальным, самым простейшим, значимым для сохранения и продолжения жизни. Эти ценности выполняют интегрирующую функцию.
    Ценности -- это глубинные основы общества, то насколько однородны или, если хотите, однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.
    Как уже было отмечено, коренные преобразования в обществе невозможны, неокончательны без изменения ценностного сознания людей это общество составляющих. Представляется чрезвычайно важным изучение и полноценный мониторинг процесса трансформации иерархии потребностей и установок, без чего невозможно настоящее понимание и управление процессами общественного развития

    Заключение

    Наиболее значимыми ценностями являются: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков человека, содержание различных форм морального сознания - норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья), нравственные характеристики социальных институтов, групп, коллективов, классов, общественных движений и тому подобных социальных сегментов.
    Среди социологического рассмотрения ценностей важное место принадлежит также религиозным ценностям. Вера в Бога, стремление к абсолюту, дисциплина как добропорядочность, высокие духовные качества, культивируемые религиями настолько социологически значимы, что эти положения не оспариваются ни одним социологическим учением.
    Рассмотренные идеи и ценности (гуманизм, права и свободы человека, экологическая идея, идея социального прогресса и единства общечеловеческой цивилизации) выступают в качестве ориентиров в формировании государственной идеологии России, которая становится неотъемлемым звеном постиндустриального общества. Синтез традиционных ценностей, достояния советского строя и ценностей постиндустриального общества является реальной предпосылкой формирования своеобразной матрицы интегративной государственной идеологии России.

    Список литературы:

      revolution.allbest.ru/ sociology/00000562_0.html
      и т.д.................

    Ценности современного общества - страница №1/1

    Ташкенова Екатерина Петровна

    МОУ Зулумайская СОШ


    Тема: Ценности современного общества

    Класс 10


    2010
    Тема: Ценности современного общества (Что мы ценим больше всего?)

    Возраст учащихся : 10 класс

    Предмет: обществознание.

    Цели и задачи .

    Цель: создать условия для деятельного освоения и осмысления значимости социальных ценностей в современном обществе

    Образовательные

    Способствовать закреплению понятий ценности, абсолютные ценности, социальные ценности, их значимость для человека и общества

    Развивающие

    Способствовать развитию умений анализировать, систематизировать, работать по алгоритму в группах, решать поставленные проблемы, делать выводы для себя как для члена общества

    Способствовать развитию компетенций: решение поисковых проблем, технологических, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, к социальному взаимодействию в группах, коммуникативности, рефлексивным суждениям, самооценке своей деятельности.

    Воспитательные

    Воспитание личности с гражданской позиции через ориентацию и актуализацию социальных проблем современного общества (в том числе молодежи)

    Задачи:

    В результате проведения занятия учащиеся смогут:

    Повторить и закрепить понятия ценность, «социальные ценности».

    Участвовать в обсуждении поставленных проблем, работать в группах, анализировать тексты и статистику, работать по данному алгоритму;

    Высказаться о значении ценностей для общества, о важных социальных ценностях для современного общества и для молодежи в частности.

    Краткое описание идеи : Через поисковый метод продолжить формирование у учащихся представления о социальных ценностях, стимулировать осознание важности социальных ценностей для общества.

    Основные понятия : ценность, социальные ценности, абсолютные ценности

    План занятия .

    1.Мотивация деятельности учащихся на уроке. Формулирование темы, цели, задач, методов их достижения.

    2.Работа с понятием

    3.Анализ проблем ценностей

    4.Обсуждение результатов.

    5.Рефлексия.

    6.Домашнее задание.

    Материалы:

    Раздаточный материл (текст статьи, задание);

    ХОД УРОКА :
    I ЭТАП Мотивация .

    После формулирования темы, цели, задач урока внимание учащихся обращаемся к следующему заданию.

    Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?

    1. Беспризорность детей

    2. Употребление наркотиков

    3. Измена Родине

    4. Гомосексуализм

    5. Пьянство, алкоголизм

    6. Обогащение за счет других

    7. Деловая необязательность

    8. Проституция

    9. Супружеская измена

    10. Уклонение от уплаты налогов

    11. Аборт

    12. Дача/получение взятки

    13. Сопротивление милиции

    14. Уклонение от службы в армии

    15. Безбилетный проезд в общественном транспорте

    -Что определило ваш выбор? Почему вы считаете это невозможным для себя? (Потому, что это перечеркивает ваши ценности, идеалы.)

    -Что такое ценность? Что может быть ценным в обществе?

    -Какие виды ценностей можно выделить в обществе?

    ЦЕННОСТИ Ценности

    II ЭТАП. Анализ проблемы

    По результатам социологического опроса, проведенного в Санкт-Петербурге 70% – представителей старшего поколения считают, что для современной молодежи в целом характерен цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам, ценностям.

    Каковы ценности у молодого поколения современной России? Соответствуют ли они задачам развития страны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте познакомимся с высказыванием студента.

    Студент пишет:

    «Несомненно, современное поколение сильно отстранено от духовной стороны культуры. Мне кажется, что все это происходит потому, что с развитием материальной стороны, которая в нынешнее время имеет огромное превосходство над духовной стороной, наше поколение перестает ценить элементарные духовные правила. … Мы живем в такое время, когда нам приходится ко всем окружающим относиться с пренебрежением. То есть эта проблема заставляет нас просто-напросто бояться себе подобных. Она оказывает сильное влияние на подсознание с самого раннего возраста человека, делая его жадным, скупым и циничным». -Согласны ли вы с мнением студента, или у вас есть возражения?

    Задание для групп

    Проанализируйте статью, ответив на следующие вопросы:

    2.Какой проблеме посвящена статья?

    4.Сделайте выводы о ценностях во взглядах российской, американской и канадской молодежи, совпадают ли они с вашими выводами?

    (выступление от групп по вопросам, сравнение мнений по статье со своим, в группе классе)

    III этап. Рефлексия

    1.Насколько важно, какие ценности выбирает молодое поколение для них самих, для их семьи, для России?

    2.Утрата каких ценностей опасна для общества?

    3.Каким вы назовете свое поколение?

    "надежд", "романтическое", "потерянное", "равнодушное", "циничное", "прагматичное", "отчаявшееся", "скептическое", "протестующее", "новейших русских" (представлено на доске наглядно)

    4.Послесловие. Притча. (если останется время) Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
    - На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
    Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила:
    - Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
    Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
    Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
    - Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой.
    Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
    - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
    Познание посмотрело на Любовь:
    -Это было Время.
    - Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
    Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
    - Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.
    (автор неизвестен)

    4 этап. Домашнее задание. 1. Составить алгоритм по пар. 15, выполнить задания № 2, 4

    (на “5” – алгоритм + задание № 2,4, на “4” – алгоритм +задание № 2, на “3” – алгоритм)

    Раздаточный материал к 1 этапу

    1. Беспризорность детей

    2. Жестокое обращение с животными

    3. Употребление наркотиков

    4. Измена Родине

    5. Гомосексуализм

    6. Публичное проявление неприязни к другим национальностям

    7. Пьянство, алкоголизм

    8. Грубость, хамство, нецензурная брань

    9. Обогащение за счет других

    10 .Деловая необязательность

    1. Проституция

    2. Супружеская измена

    3. Уклонение от уплаты налогов

    4. Аборт

    5. Дача/получение взятки

    16 Сопротивление милиции

    1. Присвоение найденных денег, вещей

    2. Уклонение от службы в армии

    19 Безбилетный проезд в общественном транспорте

    Раздаточный материал к I этапу работы, к вопросу на повторение

    “Что такое ценность? Что может быть ценным в обществе? Какие виды ценностей можно выделить в обществе? Что относится к социальным ценностям?”

    ЦЕННОСТИ – это то, что наиболее дорого и свято для каждого человека, для всего общества. Ценности отражают отношение человека к действительности (фактам, событиям, явлениям), к другим людям и самому себе.

    Ценность означает положительную или отрицательную значимость какого- -либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, личности). способы оценки значимости ценностей выражаются в нравственных принципах, идеалах, установках, целях.

    Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

    Социальная ценность-компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании человека или в общественном сознании.

    Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

    Абсолютной социальной ценностью является человек и его жизнь. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся – добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и др..


    Статья к заданию по алгоритму № 7

    Секция 26. Социология молодежи.

    Компаративный анализ жизненных ценностей молодежи России и Северной Америки как метод взаимодействия социологии и общества

    Черкасова А.А., аспирантка; УрГУ им. А.М. Горького, Екатеринбург

    В современной России происходит трансформация системы ценностей, на смену старым – коллективизму, духовному росту, общественному благополучию приходят новые ценности – индивидуализм, карьерный рост, личное благополучие. Ценности, которые в западной культуре формировались веками, в России формируются только в течение нескольких последних лет. В эпоху глобализации начинается процесс интеграции России в мировое сообщество, не только экономический, но и социо-культурный, духовный - именно поэтому необходимо знать ценности, присущие другим обществам, чтобы выработать свою собственную систему жизненных ценностей. Особый интерес, на наш взгляд, представляет анализ ценностей североамериканской молодежи (США и Канада), так как в современной России происходит американизация русской культуры и образа жизни россиян. Все это обуславливает актуальность и новизну темы исследования.

    Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2005 г. В США (штат Вирджиния), было опрошено 100 представителей американской молодежи в возрасте от 16 до 30 лет; в феврале 2006 года 100 человек было опрошено в России, в г. Екатеринбурге; летом 2006 года в Канаде методом глубинного формализованного интервью были опрошены 10 представителей молодежи.

    Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

    Для представителей молодежи из разных стран понятие ценность имеет разный смысл. Для российской молодежи понятие «ценности» ассоциируется, прежде всего, с материальными ценностями (золото, банк, антиквариат) – 53 % ответивших, затем – с моральными ценностями (свобода) – 47 %, и духовностью - 40%. Для американской молодежи первые три места разделили такие ассоциации с понятием «ценности»такие, как стандарт поведения – 27 % ответивших, моральные ценности – 27%, друзья – 27% ответивших. Для канадцев, это в первую очередь, моральные принципы, этика, идеология.

    Российская молодежь считает, что для американцев актуальной ценностью является секс (53 % опрошенных) и здоровье (40 %). Американцы же считают, что для них важны в первую очередь друзья (53 %) и лишь на втором месте секс (47 %). Для канадцев актуальны финансовая стабильность, карьера, самореализация и здоровье.

    На вопрос об актуальных жизненных ценностях, характерных для российской молодежи, русские на первое место ставят материальную стабильность – 80 %, затем идет дружба (друзья) – 67 %, семья – 33 %. С точки зрения американской молодежи, для русских характерны: материальная стабильность, друзья – на это указало по 67 % опрошенных соответственно.

    Для американцев смыслом жизни является, во-первых, создание семьи (32%), во-вторых, материальное благополучие (27%), в-третьих, самореализация (20%). Для россиян важно самореализоваться (53%), встретить любовь (13%), и оставить наследников (13%). Для канадцев важно самореализоваться, найти свое место в жизни.

    Результаты исследования свидетельствуют о том, что главными целями для американской молодежи являются такие цели, как - «встретить любимого человека» и «больше времени проводить с близкими» (по 33% соответственно). А для россиян – сначала реализовать себя (87%), а потом найти любимого человека (73%).

    Исследование показало, что у 80% опрошенных американцев ценности совпадают с ценностями, характерными для их семей, и только 67% опрошенных россиян согласились с таким утверждением.

    Мы полагаем, что ценностные установки равно, как и система ценностей молодежи формируются в процессе воспитания и образования, подтверждение этому мы находим в результатах эмпирического исследования.

    Алгоритм работы по теме


    1. После вступительного слова учителя, объявления темы, формулирование цели урока

    2. Распределение социальных поступков по 3 группам

    1. Ответить на вопросы: что определило ваш выбор; почему вы считаете это возможно или невозможно для себя?

    2. Анализ ответов учителем

    3. Обращаясь к раздаточному материалу, выданному в группы, проговорить основные понятия: что такое ценности, социальные ценности, абсолютные ценности

    4. После высказывания учителя о результатах социологического опроса, проведенного в Санкт –Петербурге, для закрепления материала провести анализ статьи А.А. Черкасовой “…жизненных ценностей молодежи России и Северной Америки как метод взаимодействия социологии и общества”
    Ответив на следующие вопросы:

    Какой проблеме посвящена статья

    Сделайте выводы о ценностях во взглядах российской, американской и канадской молодежи; совпадают ли они с вашими взглядами

    7. Рефлексия:

    а) насколько важно какие ценности выбирает ваше поколение для вас, для вашей

    семьи, для России?

    б) утрата каких ценностей опасна для общества?

    в) каким вы назовете свое поколение?

    (надежд, романтическое, потерянное, равнодушное, циничное, прагматичное, отчаявшееся, протестующее, скептическое, новейших русских)

    8. Дайте оценку своей деятельности на уроке

    9. Оценка учителя

    10. Домашнее задание: самостоятельно изучив пар. 15 “Социальные взаимодействия” Составить алгоритм. Подготовив ответы по заданиям - 2, 4

    (на оценку “3” - алгоритм, “4” – алгоритм + задание № 2, “5” – алгоритм +задания № 2,4)

    Оценка своих личностных качеств




    Критерии

    баллы

    оценка

    1
    1.2
    1.3

    Готовность к решению поисковых проблем

    Готовность анализировать нестандартные ситуации

    Готовность ставить цели и соотносить их с устремлениями других

    Планировать результаты деятельности

    Составлять алгоритм деятельности



    0 – 1

    0 – 2
    0 – 1


    2

    Технологическая компетенция

    Готовность к пониманию и деятельности по алгоритму



    3

    Готовность к самообразованию

    Способность выявления пробелов в своих знаниях и умениях при решении поставленных задач

    Освоение знаний по пробелам


    0 - 3
    0 - 2

    4
    4.1
    4.2

    Готовность к использованию информационных ресурсов

    Принятие решений на основе критического осмысления информации

    Уметь делать аргументированные выводы


    0 - 4
    0 – 2
    0 - 2

    5
    5.2

    Готовность к социальному взаимодействию

    Соотнесение своих устремлений с интересами (взглядами) других учащихся в группе, классе

    Умение решать поставленные задачи командой


    0 - 4

    6
    6.2

    Коммуникативные компетенции

    Умение вести диалог

    Умение представлять и отстаивать свою точку зрения


    0 - 4
    0 - 2

    7

    Рефлексивные суждения

    Относящееся к реально осуществленной деятельности

    Соотнесение выводов с поставленной целью


    0 – 4
    0 - 3

    8

    Самооценка

    0 - 27

    Под таблицей ученик может написать, что для него было полезно с практической (личностной) позиции, что получилось положительно, что не получается.

    • Что такое духовные ценности?
    • Существуют ли общечеловеческие духовные ценности?
    • Что такое духовные ценности российского народа?

    Духовные ценности: долг, достоинство, честь, справедливость, верность Отечеству, присяге, победы народа. Без этих и многих других, не перечисленных здесь примеров духовных ценностей не может нормально существовать общество XXI века. Вот почему свои духовные ценности каждый народ бережёт как зеницу ока.

    Общечеловеческие ценности

    А что такое ценности? Это те духовные и материальные явления мира, которые больше всего важны для людей.

    В 5 классе вы уже познакомились с семейными цен­ностями. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой на­бор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся:

    • истина,
    • свобода,
    • справедливость,
    • красота,
    • добро,
    • любовь,
    • польза,
    • сохранение жизни человека,
    • признание прав и свобод гражданина,
    • решительное осуждение всех форм человеконенавистничества,
    • защита окружающей среды,
    • утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества.

    Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других. Поэтому осознание того, что есть сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, в конечном счёте руководит его поступками. Также и с народами. Если народ хочет, чтобы уважали его историю, духовные ценности, нравственное достоинство, он должен сам знать и ценить свою историю, беречь свои духовные ценности.

    Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них.

    Духовные ценности российского народа

    Каждый год 9 мая российский народ отмечает День Победы - праздник, который люди заслужили, заплатив за него миллионами жизней своих отцов, матерей и дедов. Они принесли нам свободу, дали возможность гордиться своей Родиной и считаться великой нацией.

    Как в вашей семье отмечают День Победы?

    Все или подавляющее большинство войн, вооружённых конфликтов, революций в истории человечества происходило во имя духовных ценностей. Социальные революции - ради справедливости и равенства, освободительные войны - ради свободы и т.д. Даже межличностные конфликты вспыхивают из-за того, что кто-то посчитал себя оскорблённым.

    Но иногда происходит конфликт ценностей. Одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

      Дополнительное чтение
      Жизнь человека - высшая ценность.
      В нашей стране в прессе, на телевидении и в Интернете активно обсуждался вопрос о смертной казни.
      Можно ли лишать человека самой главной ценности - жизни, если он отнял жизнь у другого человека? Вопрос глубоко нравственный, духовный. Так вот оказалось, более 80% россиян, согласно социологическим исследованиям, выступали за сохранение смертной казни. Православная церковь высказалась против её применения, считая, что если Бог дал человеку жизнь, то лишь он и вправе её забрать. Мнения политиков разделились: одни высказывались против применения в нашей стране высшей меры наказания, а другие поддерживали её как средство сохранения порядка в обществе и борьбы с преступностью.
      В настоящее время в России официально сметная казнь не отменена (этот вид наказания есть в Уголовном кодексе РФ), но приговоры по смертной казни в действие не приводятся. Смертная казнь заменяется длительным, вплоть до пожизненного, лишением свободы.

    Чьё мнение по проблеме смертной казни вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.

    Российская Федерация - многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.

    Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.

    Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

    Следует помнить, что все религии едины в главном: из века в век они учат людей честности, порядочности, уважению к окружающим, взаимопониманию и трудолюбию.

    Самое большое влияние на человека оказывает семья.

      Умная мысль
      «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». Цицерон, древнеримский оратор

    Духовные ценности российского народа - семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России - Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других.

      Подведём итоги
      У каждого народа есть духовные ценности - нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей - общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.

      Основные термины и понятия
      Духовные ценности.

    Проверьте свои знания

    1. Объясните значение понятия «духовные ценности».
    2. Что такое «общечеловеческие духовные ценности»? Приведите примеры.
    3. Перечислите духовные ценности российского народа.
    4. Какую роль в формировании духовных ценностей народа играет религия?
    5. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Свой ответ обоснуйте.
    6. Согласны ли вы с мнением, что семья - одна из главных ценностей общества? Свой ответ обоснуйте.
    7. Как связаны между собой два общественных явления - День Победы и историческая память народа?

    Практикум

    1. Понаблюдайте за окружающей вас жизнью. В каких поступках людей проявляются духовные ценности российского народа?
    2. О каких духовных ценностях говорят следующие народные пословицы?
      «Отца с матерью почитать - горя не знать», «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги», «Сам погибай, а товарища выручай», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт». Продолжите перечень пословиц о духовных ценностях.