Когда родился сергий радонежский по новому стилю. Сергий радонежский - биография, информация, личная жизнь

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

3 мая 2015 года исполняется 701 год со дня рождения Сергия Радонежского (3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монаха Русской церкви, основателя Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователя монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.


В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.

Монашеская жизнь

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан.

Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Он считал, что все мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», - говорил Сергий.

Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать.

Преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию.


Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Общественное служение Сергия Радонежского

Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков - Пересвета и Ослябю.

сли враги хотят от нас чести и славы, — сказал Преподобный Дмитрию Донскому, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить ". Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33)

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».

К Сергию Радонежскому многие христиане относятся по-братски - не как к духовному учителю, а как к тому, у кого можно попросить помощи, и он обязательно откликнется. Таким же он был и при жизни.

Младенец Варфоломей - именно это имя было дано мальчику - еще до своего рождения был особенно отмечен. Во время одной из молитв, находясь в утробе матери, он троекратно воскликнул. Этот малыш был избран Богом.

Ангел в образе старца

Родители Варфоломея были удивлены уже в первые дни после появления ребенка на свет. Будучи совсем крохой, он начал соблюдать пост. По средам и пятницам не брал материнскую грудь, а если родительница употребляла мясо, отказывался от еды и в другие дни. Мать его, Мария, заметив это, тоже начала поститься.

Варфоломей пошел в школу вместе с двумя своими братьями. Им учеба сразу далась легко, Варфоломей на занятиях не преуспевал. Учителя ругали его, да и родители были строги. Последней каплей стали ребята в школе, которые начали смеяться над неучем Варфоломеем. Мальчик, не выдержав, взмолился: «Господи, даруй мне знания!»

Как-то раз Варфоломей пошел в поле, а по дороге встретил Ангела в обличии древнего старца. Тот читал молитву, а когда закончил, обратился к мальчику. Он благословил его, дал вкусить просфору и пообещал, что отныне тот будет открыт для знаний. Обрадовавшись, Варфоломей пригласил старца в гости. Родителям Ангел сказал: «Ваш сын будет велик перед Богом и людьми и станет избранной обителью Святого Духа».

Уединение

С того дня, как Ангел посетил Варфоломея, в жизни мальчика многое изменилось. Знания стали даваться ему легко, теперь уж никто не мог назвать его неучем. В благодарность он решил блюсти пост, следовать молитвенному правилу. Вскоре семья переехала в Радонеж - отсюда и пошло «Радонежский».

После смерти родителей Варфоломей вместе с одним из братьев ушел жить в лес. Там они построили себе небольшую келью, которая спустя несколько лет переросла в крохотную церквушку. Вскоре брат не выдержал уединения и уехал. Варфоломей остался один, но одиночество не пугало его.

7 октября 1337 года он постригся в монахи и стал именоваться святым мучеником Сергием. Он открыл двери своей церкви всем желающим и стал принимать у себя посетителей. Трудился без устали и умел делать, кажется, все: занимался строительством, шил, готовил, пек хлеб, косил траву. Окружающие удивлялись: работает с утра до ночи, а всегда бодр и весел! И действительно, чем больше трудится Сергий, тем больше сил у него прибавляется.

Не зарастет народная тропа

В 1354 году Сергий был посвящен в иеромонахи. В то время слава о нем уже разнеслась по всей округе. Дошли слухи и до патриарха Филофея. Он посоветовал Сергию организовать общежительный монастырь. Иеромонах взялся за дело, но придумал для общежития слишком строгие правила. Иноки начали жаловаться, требовать послаблений Сергий дал им свободу, а сам ушел. На реке Киржач он построил новую церковь, и стал главой в ней. Вот только через некоторое время братия попросил его вернуться. Он согласился.

По округе разлетелась слава, что Сергий умеет исцелять больных и творит чудеса. Толпы людей стекались к нему. Од них он утешал, с другими просто долге беседовал. Некоторые приходили к нему немощные, а выходили - здоровые.

И после смерти...

Уже за полгода до своей смерти Сергий знал, что скоро уйдет. Страха не было он ждал встречи с Богом. Молил только чтобы его обитель осталась в целости v процветала. Но и тут его успокоили. Явилась к нему однажды Богородица с двумя апостолами и пообещала, что обитель его будет стоять еще долго.

Накануне смерти Сергий Радонежский собрал духовную братию и наказал им: «Прежде всего, имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался он тихо, не принеся никому хлопот.

Мощи Сергия Радонежского хранятся в Московской области, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Сюда, в Сергиев Посад, приезжают те, у кого возникли трудности, кто пережил лишения, кто надеется на выздоровление. Часто у Сергия Радонежского просят об успехах в учебе, о получении знаний, помня о его собственной истории.

Есть самые сокровенные, дорогие для каждого из нас имена святых, к которым мы обращаемся в горе и радости, в надеждах и чаяниях. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их житие, словно путеводная звезда, руководствует нас на пути к Небу. принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых.

3 мая по церковному календарю (то есть 16 мая по новому стилю) мы празднуем день рождения преподобного Сергия. С этого дня прошло ровно 700 лет.

Коротко скажем, что день рождения святого Сергия высчитан условно. В Житии святого Сергия, написанном его учеником Епифанием Премудрым, сказано: «На сороковой день после рождения ребенка родители принесли его в церковь Божию. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем». По традиции того времени, имя давалось ребенку в честь святого, в день которого совершалось Крещение. Но память апостола Варфоломея совершается трижды в году. Согласно преданию, Сергия Радонежского крестили в день памяти апостола Варфоломея, совершаемой 11 июня (24 июня по новому стилю). Отсчитав 40 дней назад, получаем как раз 3 мая по юлианскому календарю. И хотя день высчитывается условно, это никак не затемняет сам факт: 700 лет назад Господь Бог даровал нам молитвенника, который занимает в ряду святых Русской Церкви одно из ключевых мест.

Только он носит имя Игумена земли Русской, потому что преподобный Сергий значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Вспомним, что игумен - настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий - духовный наставник для всей Русской земли.

Ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно».

Есть предание о том, как преподобный Сергий явился старцу Алексию Зосимовскому. В 1919 году совершалось неслыханное на Руси дело - повсеместно вскрывались мощи святых. Это делалось безбожной властью как поругание над святынями Церкви. Вскрыты были и мощи преподобного Сергия. Много скорбел об этом старец Алексий Зосимовский, недоумевая, почему Господь попускает сему. Однажды вечером, когда он стал на молитву, ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно». На третий день преподобный Сергий снова явился ему с ответом: «Когда весь русский народ терпит такие скорби, то должен и я вместе с ним потерпеть какую-то скорбь».

Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения - вот что всегда отличало святого Сергия как при его земной жизни, так и по переходе в вечность. Вот почему преподобный Сергий еще называется великим печальником земли Русской. Всякая печаль простых людей находила отклик в душе преподобного и возносилась вместе с его молитвой к Престолу Божию, чтобы там, у Небесного Отца, найти свое разрешение.

Преподобный Сергий - святой, близкий простому народу. Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Сама учеба поначалу давалась ему крайне тяжело. Смиренно нес он свой ежедневный труд, как и каждый простой человек. Выстраивая сени к чужой келье и получая плесневелый хлеб, преподобный Сергий разделял тем самым долю простого народа. Он был с народом, и потому народ тянулся к нему.

Самая особенность русского монашества, образец и достойный пример которого явил преподобный Сергий, заключалась в том, что наше монашество не замыкалось на своем уединенном подвиге, но любовь к Богу сопровождалась любовью и необыкновенным милосердием к ближним. Введя в обители общежительный устав, святой Сергий заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители. За всем милосердием времен Сергия, да и всех последующих времен, стоит простота и открытость души самого преподобного Сергия, максимально возможная для человека жертвенность и самоотдача.

Это сострадание святого людям любого рода и звания и делает его близким нам. Если бы нам представилась возможность наблюдать, какие люди на протяжении вот уже семи столетий шли к преподобному Сергию, то мы увидели бы одну и ту же картину. Богатые и бедные, образованные и безграмотные, высокопоставленные и простые - вступали в стены Троицкой обители, чтобы поведать преподобному Сергию свои сокровенные чаяния, беды и горести, надежды и молитвенно, от глубин самого сердца воздохнуть пред святыми мощами Игумена земли Русской. Такие люди приходили к нему еще и при его жизни, стекаясь с разных сторон, и, будь то князь, боярин, воин или простой крестьянин, все тянулись к смиренному Сергию, зная, что через него Бог услышит их просьбу, непременно поможет, распутает узелок жизненных проблем, благословит на предстоящее дело.

До сих пор русский человек ищет старца, жаждет излить пред ним свои беды, получить их разрешение, и как же скорбит русская душа от отсутствия старца. Преподобный Сергий был тот подлинный старец, который прозревал волю Божию о человеке. Он видел и знал, что Господь уготовил именно этой конкретной душе, а собственная близость Богу позволяла испрашивать у Небесного Отца необходимую для человека помощь.

По словам его ученика Епифания Премудрого, авва Сергий «для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным… Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел… Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу», он был «для грешников - верный поручитель», возрождавший их от греха к добродетели.

Но преподобный Сергий не только был, он есть, он остается с нами. Всякая страдающая душа, от самого сердца изливающая вместе с горькими слезами свои просьбы, надежды и горести, услышана преподобным Сергием. До сих пор преподобный Сергий остается для приходящих к нему тем же, чем был для приходящих к нему во время своей земной жизни.

Где-то почитается святой, где-то святой с учениками. А в отношении преподобного Сергия почитаются ученики его учеников. Это значит, что он смог заложить духовную традицию: огонек его личной веры, духовной жизни возжег новые огоньки, которые прошли сквозь века вплоть до нашего времени. И потому само видение, данное преподобному Сергию о множестве разноцветных птиц как множестве учеников с различными духовными дарованиями, уже наглядно исполнилось чудным Божественным Промыслом.

Вспомним это видение: «Однажды глубоким вечером святой совершал свое правило и молился за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Когда он молился так, вдруг раздался голос, зовущий: “Сергий!” Преподобный удивился необычному в ночной тишине зову и, сотворив молитву, открыл оконце келлии, желая увидеть говорящего. Внезапно появилось чудное видение: с неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: “Сергий! Ты молишься о своих духовных детях - Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя ”. И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: “Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам”».

В течение столетия возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей.

Как именно умножались ученики преподобного, история сохранила нам интересные данные. Вроде бы сухая статистика, но она свидетельствует о возрождении, начавшемся с преподобного Сергия. За первые 100 лет от начала монголо-татарского ига до того момента, как к преподобному Сергию стали собираться ученики, то есть с 1240 по 1340 год, на всей Руси возникло всего около 30 новых монастырей, при этом Церковь Русская практически не знала новых святых иноков - преподобных. Начиная же с момента собирания учеников преподобным Сергием и далее на протяжении столетия картина совершенно меняется. Возникло до 150 новых монастырей, сам Троицкий монастырь дал от себя 50 обителей, давших, в свою очередь, 40 других, а из монастыря преподобного вышло около 100 монахов, прославленных Церковью в лике святых. Большинство святых XIV и начала XV века были либо учениками, либо «собеседниками», то есть испытавшими духовное влияние, преподобного Сергия.

А вот еще яркая черта исторической роли преподобного Сергия. Именно он самым решительным образом способствовал ниспровержению многолетнего монгольского ига. Казалось бы, что мог дать родной земле, порабощенной иноверным захватчиком, смиренный монах, в заплатанной одежде трудившийся в лесной трущобе? Как мог он способствовать освобождению отчизны, не беря в руки меча и не занимаясь политикой? Но если мы вспомним, что поражению Руси способствовали бесконечные розни князей и всеобщее ослабление духа, то увидим подвиг святого Сергия в совершенно новом ключе.

Конечно, Русь совершила великое дело, ценой собственного ига заслонив Европу от монголо-татар. Но военно-политические потрясения были еще и страшным ударом по душевному равновесию русских людей. Человек терял ориентиры, угасал творчески, постоянно ожидал новых нападений со стороны дикой орды и заботился только о хлебе насущном. Ко времени рождения преподобного русский человек со страхом смотрел в сторону степи великой орды, малых детей пугали именами захватчиков и редкий уже человек на Руси надеялся на возрождение Родины, думая больше о собственном комфорте.

В этих условиях требовался очень выдающийся пример возвышения над всеми земными скорбями, над потребностями в хлебе насущном, чтобы явить в себе бескомпромиссное служение Богу и Родине. Чтобы пройти этот духовный путь возвышения, необходимо полное отречение от мира, выход из него. Этот путь прошел святой Сергий Радонежский. Духовно-нравственная бодрость и крепость - вот чего так не хватало русскому человеку XIV века и что смог вдохнуть в души людей преподобный Сергий.

Когда закваска положена в тесто, то она уже начинает процесс изменения, постепенно захватывающий всё тесто. Поэтому сомнение и вопрос князя Димитрия: «Противостоять ли мне лютому врагу?» - мог быть разрешен только преподобным Сергием. Кто победил более лютого врага - диавола, тот вдохнет нравственные силы и для победы над врагом родного Отечества. Если сказать обобщенно, то в преподобном Сергии Радонежском соединились необыкновенная внутренняя сила духа и глубокое смирение.

Из его жития известно, что он никогда не добивался первенства, не искал известности и славы и, даже совершая удивительные чудеса, старался скрыть их от людской молвы. Он и в чудотворении был до конца верен смиренной кротости, которой следовал всю жизнь.

Так, источник из земли он извел молитвой только вследствие ропота братии на отсутствие питьевой воды и запретил называть этот источник Сергиевым: «Чтобы я никогда не слышал, как вы называете этот ключ моим именем, потому что не я дал вам воду, но Господь даровал ее нам, недостойным». К слову, место это с веками было утрачено и лишь предположительно вычисляется по ряду косвенных данных. Умершего отрока преподобный Сергий воскресил, убеждая при этом родителя, что мальчик всего лишь озяб по дороге и будто бы отец по ошибке принял его за мертвого: «Когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келлии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил». Помогая людям, святой Сергий по своему смирению скрывал свои чудеса, и до сих пор чудесная помощь преподобного остается зачастую без широкой огласки.

В чем еще уникальность святого Сергия Радонежского в сонме святых Русской Церкви?

Преподобный Сергий - первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении, а непосредственно.

Преподобный Сергий - первый русский святой, которому явилась не в видении или тонком сне, а непосредственно. Это случилось, как предполагается, в 1388 году, за четыре года до кончины Преподобного. Празднуется это событие в Лавре ежегодно 24 августа по церковному календарю (6 сентября). Кроме того, в честь этого явления каждую пятницу вечером в Троицком соборе совершается служба с акафистом Пресвятой Богородице.

Совершилось это знаменательное событие так. Поздно вечером в пятницу после усердного моления Пресвятой Богородице святой Сергий сел отдохнуть и вдруг сказал присутствовавшему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Внезапно послышался голос: «Се Пречистая грядет!» Преподобный вышел в сени, и его осиял свет ярче солнечного. Он увидел Божию Матерь в необыкновенном сиянии. С Ней были апостолы Петр и Иоанн. Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его Своими руками и произнесла: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я не покину это место и буду неоскудно подавать всё необходимое, сохранять и покрывать его».

Матерь Божия обещала, что будет неотлучна от обители преподобного Сергия. Значит, и Лавра - тоже один из уделов Божией Матери. Вот почему все, кто связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой, чувствуют себя под благодатным покровом. Это место освящено стопами Пресвятой Богородицы, и Ее присутствие и участие здесь очень чувствуются.

Как известно, вся жизнь преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это, конечно, было предзнаменовано до рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший святого в младенчестве, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий посвящает самый первый храм Пресвятой Троице. Именно после этого на Руси стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь, как гласит древнее предание, «в честь и похвалу преподобного Сергия».

В чем же был смысл такого всецелого посвящения Троице? Мы исповедуем, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Троица являет Собой абсолютное Божественное единство. А в XIV веке на Руси царили взаимные разделения, не хватало единства, и потому не было сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый пишет, что авва Сергий посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. То есть для русского человека храм, посвященный Троице, становился символом единения, братства и через это внутреннего укрепления.

Впрочем, за всем этим, конечно, стоял таинственный созерцательный подвиг преподобного, в котором его ум восшел к зрению Божественной тайны Троицы. Не случайно сам преподобный Сергий считается родоначальником созерцательного подвига на Руси. Это тот подвиг, посредством которого греческие отцы-исихасты, кстати, современники святого Сергия, восходили к созерцанию нетварного Божественного света. В житии преподобного мы видим ясные указания на явление ему этого премирного света.

Знакомясь с житиями святых, мы можем отметить, что древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила - в образах огня и света.

Небесный огонь был виден в алтаре во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь святой Чаши. И преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».

Ученики видели светоносного ангела сослужившим преподобному Сергию - «сияющего необычайным светом, в блистающих ризах». Как сказано в Троицком патерике, «сияние, исходившее от него, было ярче солнечного». При благословении преподобным Сергием ученика Исаакия на подвиг молчания Исаакий увидел «пламень, изшедший от руки его» и окруживший всего Исаакия. Необыкновенный свет явлен был преподобному и в видении множества птиц, и в явлении Божией Матери.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский. С детства он стремился к безмолвию и созерцанию, жизнь его была посвящена Пресвятой Троице. В лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого можно назвать тайнозрителем, носителем особо возвышенной духовной жизни.

Именно эта причастность святого Сергия Божественной благодати, близость к Престолу Живоначальной Троицы с всецелой, беззаветной близостью каждой скорбящей душе и привлекает к нему людей. Из Евангелия мы знаем, как во время Преображения Господа Иисуса Христа «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1-2). Так Спаситель явил Свою Божественную славу, явил Свой Божественный Свет - благодать. При этом апостол Петр, созерцавший на Фаворе славу Господа, приобщившийся к этой благодати, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17: 4). Божия благодать согревает и просвещает сердце, доставляет душе покой, радость, мир, блаженство. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Ничто земное не даст душе человека покоя, и чего бы человек ни достиг: богатства, славы, наслаждений, - всё это со временем приедается и уже не радует душу, потому что внутри души пустота. Только Божия благодать приносит искомое сердцем каждого человека счастье, подлинную радость и свет души. И когда кто-либо из людей обретает Божию благодать, то это чувствуют приходящие к нему другие люди, они так же, как и апостол Петр на , готовы воскликнуть: «Господи! хорошо нам здесь быть». Вот это сокровище было обильно у преподобного Сергия, это чувствовали все приходившие к нему, этим они укреплялись. А преподобный Сергий, как подлинный служитель Живоначальной Троицы, помогает обращающимся к нему до сих пор. Все, кто сердечно, с горячей надеждой и верой обращается к преподобному Сергию, несомненно ощутит его благодатную помощь.

8 октября православная церковь вспоминает одного из самых почитаемых на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского. В Барнауле в сентябре 2017 года даже открыли памятник этому святому. Рассказываем, кто он такой и почему его так любят в России.

Кто такой Сергий Радонежский?

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа и русской культуры. Считается покровителем учащихся.

Когда родился и жил Сергий Радонежский?

Точная дата и год его рождения неизвестны. Исследователи говорят, что это могло произойти в 1314 либо в 1319 году.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как он попал в монахи?

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей "стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился". Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный — Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся?

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и "со слезами молился Богу".

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца "старца…благообразного, подобного ангелу ", рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Свои знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Правда ли, что святой примирил русских князей и помог выиграть Куликовскую битву?

Считается, что Сергий действительно примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Именно благодаря ему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский?

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, "нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву", после чего открылся источник воды.

Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушёл за гробом. "Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило".

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и "не хотел платить за него денег". Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал "заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь". Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.