Архимандрит андрей мазур. «На его службах ощущалось Царство Небесное

ЮБИЛЕЙ АРХИДИАКОНА

Журнал Московской Патриархии, №1, 1996

7 декабря 1996 года исполнилось семьдесят лет замечательному человеку - архидиакону Андрею Мазуру. Вся его жизнь связана с Церковью, которой отец Андрей преданно служит почти полвека.
В день своего юбилея он участвовал в Божественной литургии, совершавшейся Святейшим Патриархом Алексием в храме великомученицы Екатерины на подворье Православной Церкви Америки в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви наградил архидиакона Андрея Мазура орденом князя Владимира II степени.
Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента с отцом Андреем.

Родился я на Украине, на Волыни, близ великой святыни - Почаевской Успенской лавры. Тогда Западная Украина входила в состав Польши. Отец мой был старостой в церкви, верующий был очень, да и мать тоже, правда, она умерла рано, когда мне было четыре года. В Почаевской лавре тогда служил замечательный протодиакон - отец Стратоник, бас сильнейший, правда, дикция у него была плохая, но гудел, как колокол. Учился я в польской школе, там преподавали Закон Божий. Преподаватель, отец Алексий Масловский, Царство ему Небесное, любил меня, был очень требовательным. В школе мы учили тропари, кондаки, молитвы на церковнославянском языке. Спрашивали с нас очень строго, хотя само обучение велось на польском, так что и по-польски я понимаю. Ходили в храм все, на первой седмице Великого поста ходила вся школа, стояли в храме всю службу, причащались, так же и на Страстной седмице. В школе у нас все были верующие, неверующих не было. Так я учился всего пять лет, потому что в 1940 году Западная Украина вошла в состав СССР, советская власть пришла.
Работал в хозяйстве, отец мой был крестьянин, у нас было 8 гектаров земли (лес и сенокос). Я и косил, и пахал, и был пастухом. В детстве я пел в церковном хоре, после работы в поле всегда пели. Детство прошло очень хорошо, правда, поменялась власть, но ничего - все было хорошо. Потом два года я учился при советской власти. А когда исполнилось 18 лет, призвали меня в армию, тогда уже была война, шел 1943 год.
- Вы попали на фронт?
- Да, но сначала долгое время был в запасе. Почему-то нас несколько месяцев держали в землянках, кормили очень плохо. В конце концов в начале 1945 года повезли нас в Берлин, но только приехали - и через неделю кончилась война.
- А в каких войсках Вы были?
- В артиллерии. Я минометчик, был командиром отделения.
- С таким голосом?
- Конечно, тогда я был запевалой.
- А когда Вы почувствовали, что у вас такой замечательный голос?
- После войны от плохого питания я заболел, и меня отпустили из армии досрочно. Приехал домой, побыл немножко дома. Тогда у нас неспокойно было на Западной Украине, и меня как бывшего советского воина приглашали на работу в милицию. Но еще раньше я мечтал о Почаевской лавре. Поехал в обитель и стал послушником. Регент меня прослушал и определил в лаврский хор. Оказалось, что у меня бас, я пел октавой даже.
- Какое у Вас было послушание?
- Я был заведующим хлебопекарней, просфорней и трапезным храмом. Было 2000 человек братии в Почаевской лавре - ведь тогда закрыли Киево-Печерскую лавру и всех монахов перевели к нам. И еще я пел в хоре.
- А у Вас не было желания остаться в лавре?
- Я в то время даже и не думал об этом. Пробыл там два года, а затем поступил в Московскую Духовную семинарию (тогда еще Богословский институт). В то время она находилась в Новодевичьем монастыре. Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на прием. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо веселое, потом на приеме говорит: "Андрей, идите к нам протодиаконом". Я говорю: "Владыка, я же не женат еще, учиться надо". - "Ничего". Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона. И вот служу уже 46 лет.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: "Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому". Так я оказался в Питере.
Начался питерский период моей жизни. С 1957-го до 1968 года я служил в Александро-Невской лавре протодиаконом. Был ризничим, собрал ризницу, много трудов было. В 1968 году митрополит Никодим (Ротов) взял меня в Никольский кафедральный собор, хотя я лавру очень любил и люблю. Служил в Никольском соборе при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии, Алексии. И вот Алексий, нынешний Святейший Патриарх, когда впервые был в Петербурге после интронизации, возвел меня в сан архидиакона.
- Теперь Вы всегда служите с Патриархом?
- Служу я с Патриархом, хотя живу в Петербурге. Там семья: трое детей, шесть внуков - три внука и три внучки. Я, наверное, не смог бы жить без внуков.
- Не тяжело?
- Ничего, что же делать. Надо служить - послушание выше поста и молитвы. Диаконское служение очень важное - ведь как диакон молится, так и весь храм молится. Он все возгласы должен произносить не просто громко и певуче, но и молитвенно, тогда он помогает молиться всем пришедшим в храм. Я всегда служу без служебника. Все знаю наизусть, все помню.
- Вы были во многих странах, и, наверное, все удивляются: откуда такой голос?
- Откуда берется голос? Божия Матерь помогает мне. Я же сказал вначале, что в детстве слушал в Почаевской лавре протодиакона Стратоника и мне очень нравилось. Я мечтал быть пусть не таким, как он, но все-таки протодиаконом. Слава Богу, моя мечта сбылась. При Святейшем Патриархе Алексии я побывал во многих странах, в Иерусалиме был 3 раза.
- Семьдесят лет все-таки возраст немалый, большую часть жизни Вы служите в Церкви с полной отдачей, с любовью. Вы счастливый человек?
- Очень! Очень счастливый. Как поет Борис Годунов в опере, "достиг я высшей власти" - диаконской.
- Вы поете какие-нибудь арии?
- Пою: и арию Сусанина, и монолог Пимена, да много всего.
- Вы специально занимались вокалом?
- Немножко. Когда я поступил в семинарию, пел в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря, там меня одна женщина из театра пригласила в консерваторию, к профессору Казакову. Он меня прослушал и говорит: "Берем в консерваторию".
Я ничего ему не рассказал, ходил на лекции, потом вызывают меня и спрашивают: "Вы в семинарии учитесь?" - "Да". - "Так нельзя: или там, или здесь".
Я выбрал семинарию. Я всегда мечтал быть протодиаконом, даже не протодиаконом, а диаконом, а вот стал архидиаконом. Такой титул есть для протодиакона, который служит со Святейшим Патриархом. Еще святитель Тихон дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев и я, грешный.
- Вы продолжаете их славные традиции?
- Стараюсь. С нашим Святейшим не посидишь - много ездим. Так что труд нелегкий, особенно в моем возрасте.
- Дети пошли по Вашим стопам?
- Нет, к сожалению. У меня два сына, но время, когда они росли, было тяжелое, в школе ругали, что они "дети попа", заставляли в комсомол вступать. Они не вступили. Один окончил торговый институт, другой - художественное училище. Еще любимая дочь есть, Лариса, теперь она матушка. Вышла замуж за своего одноклассника, теперь он священник и служит недалеко от нашего дома, в храме Пророка Илии. Очень хороший батюшка, я доволен им очень. Люди его любят, он скромный, тихий. Внуки у меня любимые, дети моей дочери, три мальчика: Саша, Андрей, который родился в день моего рождения, и Сима - любимый мой мальчик, ему четыре с половиной года. Вся надежда теперь на них. Девочки тоже есть, одной - 21 год, другой 16, а третья еще маленькая - во 2-м классе. Вот вся моя судьба.
- Когда Вы на службе, все знают, что служба будет на высшем уровне.
- Так и должно быть. Патриаршая служба должна быть красивой, торжественной, чтобы диаконы были хорошие, чтобы пели иподиаконы.
- Отец Андрей, хотелось бы сердечно поздравить Вас с семидесятилетием и пожелать, чтобы Вы еще много-много лет украшали богослужения, чтобы были первым среди диаконского чина и чтобы Ваш голос всегда звучал так же молитвенно и красиво.
- Спасибо. Стараюсь. И буду петь Богу моему "дондеже есмь".

Это человек-эпоха, чье щедрое и усердное служение Богу и людям пришлось на один из самых сложных периодов исповедничества, а после и небывалого расцвета Русской Православной Церкви. Как и в те, и в другие времена служить «в Духе и истине» (Ин. 4, 24 )?

О новопреставленном патриаршем архидиаконе Андрее Мазуре вспоминают его сослужители и ученики.

«Он остается с нами!»

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

Для нас уход отца Андрея Мазура - такая ощутимая утрата! На протяжении 30 лет он был клириком Елоховского собора. В последние годы он уже не мог служить, но в нем всегда оставалось все то же самое, как и раньше, трепетное сожаление, если он по какой-то глубоко обоснованной причине - тяжелой болезни, например - не мог служить. Он очень глубоко всегда эти моменты переживал, и даже не имея возможности участвовать в богослужениях, все равно непрестанно интересовался, что и как, сокрушался, как же это он не с нами. А мы ему говорили:

Отец Андрей, вы все равно с нами! Вы всегда в наших молитвах.

Это была взаимная потребность: ощущать соборное единство, ему - чувствовать себя частью клира, нам - его наследниками и продолжателями.

Он никогда не был за штатом. Еще ранее Святейшего Алексия II, который и перевез, став Патриархом, отца Андрея в Москву, его хотел сюда перевести из Питера также тогда еще только выбранный Патриархом митрополит Пимен (Извеков), но в Совете по делам религий тогда засуетились: «Нам его не надо, он привлекает людей».

Когда митрополит Кирилл стал Патриархом, он, отец Андрей рассказывал, спросил его:

Сколько лет вы служите?

Ваше Святейшество, мне уже 80 лет, ноги болят, сердце пошаливает!

У вас свободный график: нездоровы - лечитесь, а как получше себя чувствуете - служите, пожалуйста!

Он же и нынешнего Патриарха Кирилла и в чтецы вводил, и в диаконы, да и при всех его хиротониях присутствовал. Рассказывал, что, когда Святейший был еще молодым человеком, подсказывал ему, как с посохом ходить.

Это человек, который в самый тяжелый период, когда формировался клир возрождающейся Церкви, подводил к архиерейской хиротонии более 100 будущих архиереев, которые возглавили теперь кафедры, и все они за него сейчас молятся. Такая в нем сосредоточена полнота соборного опыта Святой и Апостольской Церкви.

Отец Андрей оставался всегда скромным, любящим, трепетным человеком

Но он никогда ничем подобным не надмевался, никогда не гордился. Отец Андрей, несмотря на все свои великие достоинства, таланты, авторитет, экстремальную высоту служения, несравненную степень единственного в своем роде звания патриаршего архидиакона, оставался всегда очень скромным, любящим, трепетным человеком. Он в полной мере разделял все труды. Никогда себя никому не противопоставлял. Ни на кого не смотрел сверху. И в течение своего без малого 70-летнего служения в диаконском сане был доступным, простым и усердным тружеником. Делился со всеми всем, что получил от Бога и неустанно в опыте соборном преумножал: знания, таланты, навыки, умения он расточал любвеобильно, щедро. Всех он знал, за каждого переживал и молился.

Его отношение к службе всегда было благоговейнейшим, оно породило целую плеяду служителей Церкви, которые, глядя на него, загорались этой ревностью к богоугождению.

Самому мне на протяжении своего 17-летнего протодиаконского служения посчастливилось быть рядом с ним практически все службы, которые служил Святейший Патриарх Алексий II, а потом Святейший Патриарх Кирилл. Испытываю особое чувство сыновней привязанности и благодарности к этому человеку, который, можно сказать, меня родил для служения Богу и Церкви. На протяжении многих лет отец Андрей был для меня примером преданного, искреннего, бескорыстного служения алтарю Божию, образцом православного богослужения.

Он вообще был удивительный, можно сказать, святой человек. Сейчас часто говорят о несвятых святых, основываясь на одноименной книге владыки Тихона. Вот для нас отец Андрей был таким несвятым святым, который и в вечности с Богом пребывал, и вместе с тем на протяжении многих и многих лет служил Господу, подавая нам всем пример, и просто легко и охотно общался со всеми нами.

Он и в Москве был нашим, и в Питере своим. Сам всегда смеялся и шутил:

Я единственный клирик Русской Православной Церкви с самой длительной командировкой.

Его командировка в Москву началась в 1990-м году, когда Святейший Алексий II стал Патриархом и назначил его патриаршим архидиаконом, и продолжалась до позавчерашего дня, 3 мая, когда отец Андрей преставился. Никто его никуда не почислял за штат, не увольнял.

Господь его призвал на 92-м году жизни, именно с того поприща, о котором сам новопреставленный мечтал с детства и на которое и был поставлен, на котором во славу Божию и послужил.

Его служение двум столицам - Санкт-Петербургу и Москве - уникально. В его личности объединялись эти два все-таки таких неповторимо разных мира, эти две уникальные церковные традиции. Отец Андрей был неотъемлемой частью Санкт-Петербурга, - немыслима северная столица без архидиакона Андрея! Но также и православную Москву невозможно себе представить без этого столпа веры, без его самозабвенного служения Христу.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла отпевание 5 мая в 9:15 в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Для самого отца Андрея Александро-Невская лавра была чрезвычайно дорога, так как он участвовал в первых богослужениях возрожденной обители, был ее ризничным, положил много трудов, чтобы вновь после разорения собрать лаврскую ризницу. Его путь всея земли, последнее для его души богослужение на многострадальной совершается здесь, в его любимой лавре, где он теперь и погребен.

И все равно он остается со всеми нами!

Уже в последнее время было понятно: возраст, немощи... Но он как был верным служителем Божиим, так и оставался им до самых последних дней; верим, что и у Престола Божия служит.

Это истинный праведник наших времен

Мы все соборне молимся, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных, потому что это истинный праведник наших времен.

Наверно, это единственный для меня человек, о ком я с уверенностью знаю, что никто из всех служителей Церкви всей нашей страны не может вспомнить вообще даже малейшего негатива в его жизни: никаких, даже мимолетных моментов обидчивости, раздражения и т. д. Его никто никогда таким не видел! Его все помнят радостным, улыбающимся, вдохновенным, несмотря ни на что.

Спаситель взял его к Себе в пасхальный период этих светлых торжественных дней. Для нас эта кончина радостно-скорбна. По-человечески нам тяжело с отцом Андреем расставаться. Почетный настоятель нашего собора протопресвитер Матфей Стаднюк и все наши клирики, конечно, накануне были очень опечалены, когда узнали, что отец Андрей покинул нас, но в то же время все мы верим, что Господь открыл для отца Андрея Свои обители в эти пасхальные дни именно, желая возвеселить и возрадовать его душу, вознося ее в светлые Свои чертоги.

Царство Небесное!

Ко всем и каждому - только любовь

Протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

Прекрасный архидиакон и замечательный человек! Доброй души, широкого сердца. У него никогда ни к кому не было никаких ни претензий, ни зависти - только одна любовь. Ко всем и каждому.

А как он служил! Отец Андрей Мазур - это последний из могикан. Таких больше нет. Его непередаваемый голос, его особый тембр, а главное - великая любовь к Богу, людям и богослужению. Больше у него ничего не было.

Еще разве что великое смирение. Он ездил из Переделкино иногда даже на общественном транспорте: на электричке, потом спускался в метро, когда не находилось машины. Не раздражался, не рассеивался. Всегда и везде молился!

Это величайший архидиакон и подлинный христианин. Храни его Бог. Дай, Господи, ему в мире ином самое хорошее место.

Человек-эпоха

Протодиакон Геннадий Кузнецов , клирик Новоспасского монастыря Москвы:

Отец Андрей еще как протодиакон всем нам, служащим в этом чине, показывал пример. Он служил со многими архиереями. После перевода в северную столицу в 1957-м году вспоминал, что служил там с семью митрополитами! У него был огромный опыт служения, а также глубочайшие знания и в сфере музыкальной теории, и в области церковного Устава.

Одно время он даже учился в Московской консерватории, а потом начальство узнало, что он параллельно осваивает курс в только что открывшейся семинарии. Вызвали на ковер:

Вы что?! В семинарии учитесь?

Да, - подтвердил и не отрекся он.

Так нельзя: или там, или здесь, - объяснили ему.

Это, кстати, человек, который до подросткового возраста, когда внутренне окреп и сформировался, не видел ни одного безбожника, даже просто неверующего человека. Конечно, он выбрал семинарию! А Господь уже Сам в преизбыточествующей мере восполнил все!

Отец Андрей мог и форте сделать, и, понимаете ли, тут же на пиано перейти, а также с пианиссимо, он - Боже мой! - поднимался и делал та-ко-е потрясающе огромное крещендо, а потом опять спускался на пиано. У него было удивительное музыкальное чутье.

Он не расточал глаголов Божиих с небрежением

Евангелие и Апостол он читал классически. Сейчас многие диаконы и ектеньи: паки и паки... - та-та-та-та-та - тараторят! Так же, Господи упаси, и Священное Писание читают. Отец Андрей читал настолько четко и ясно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме. Все, стоящие в храме, как нива Божия, были питаемы от него Словом Господним. Он не расточал глаголов Божиих с небрежением.

За его богослужениями люди всегда могли не только слушать его голос, но и, прежде всего, молиться. Он и сам говорил: «Как диакон молится, так и весь храм молится». Его собственное внутреннее состояние всегда, чувствовалось, было на высоте.

Где сейчас этот подъем и ликование о славе Божией в новых поколениях диаконов? У нас даже и протодиаконы есть, которые сейчас больше хвалятся своим голосом, а не о том пекутся, как бы донести Слово Божие пастве Христовой. Молящимся нужна пища духовная, а не только переливы и раскаты пусть и шикарных голосов.

Отец Андрей Мазур был для всех нас высочайшим примером, слушая, наблюдая служение которого, можно было расти и расти. Не скажу: равняться. Стремиться! Устремляться. Превозмогать себя.

Для нас отец Андрей был архидиаконом-старцем. Именно таким духоносным служителем на своем поприще. Носителем церковного предания. Он жил в традиции. Имел огромный опыт, отточенные к концу жизни уже почти вековым служением навыки. Служил он великолепно.

У него был свой, особый стиль архидиаконского служения, который в Церкви, как драгоценное вместилище духовной традиции, передается из поколения в поколение. Архидиакон Андрей Мазур - человек-эпоха.

Я от него, по милости Божией, тоже многое почерпнул еще со времен моего служения диаконом, а потом и протодиаконского. Я неизменно прислушивался ко всем его отзывам. Он всегда по-христиански кротко, радея о высоте и стройности богослужения, подскажет что-то, даст направление тоже в какой-то мере подвижнического, иначе и быть не может, в богоугождении, пути.

Архидиакон - это вообще-то монашеский чин, старший диакон в прославленной лавре или обители. Из белого духовенства в сан архидиакона возвести кого-то может только сам Патриарх, и то только того, кто служит при нем. Еще разве что святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев, а потом и отец Андрей Мазур сподобился.

У отца Андрея, надо отметить, была любимейшая семья. Правда, жили родные в Питере, а он подолгу служил в Москве. «Но главное для тех, кто в сане, - уверял, - служить Богу!» На первом месте для него всегда было богослужение - это его безраздельная любовь, а потом уже и семья, тоже нежно любимая. «Без внуков, - признавался этот любвеобильный, радостный человек, - я, наверное, не смог бы жить».

Встречались мы достаточно часто с отцом Андреем, когда владыка тогда еще Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) сослужил Святейшему Алексию II. Отец Андрей на этих богослужениях был первым диаконом, а я вторым. Если случались совместные службы, это всегда была огромная радость.

Распределяя нас, протодиаконов, по стажу и голосовым данным, отец Андрей нас всегда так четко распределит, что каждый точно знал, какую ектенью кто и когда произносит. «Тебе вот эту ектенью произносить, тебе вот эту, тебе вот эту...» - только и слышно было от него перед богослужением, так что служба всегда проходила на одном дыхании.

Все всегда было так спокойно, размеренно, без суеты. Мы все как-то, помню, старались служить благочестиво. Часто я вместе с отцом Андреем сподоблялся вместе служить в Донском монастыре, служили и в других обителях и храмах. Слава Богу!

Святейший Алексий II к отцу Андрею относился с глубоким почтением и теплотой, не только как к великому архидиакону, но и просто по-человечески его очень ценил. Святейший Алексий II был очень чувствительным к внутреннему устроению каждого церковнослужителя, он различал тех, кто искренно возносит молитву, и тех, кто просто произносит слова, лишь бы сказать. Отец Андрей духовно был очень близок Святейшему Алексию II.

Несколько раз отец Андрей служил у нас в Новоспасском монастыре Москвы. Помню его служение и на праздник Преображения Господня в 1995-м году, когда в Преображенском соборе обители рукополагали владыку Алексия (Фролова) во епископы. Это было славнейшее торжество.

Про отца Андрея Мазура не скажешь в двух словах. Как же с ним рядом было хорошо! Я с такой радостью всегда с ним служил! Это просто духовный восторг был - молиться с ним вместе! Мы все, протодиаконы и диаконы, отдавали ему предпочтение. Это ладно. Но он-то ведь тоже нам предпочтение отдавал! Прямо по слову апостола: честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10).

Царство Небесное. И на самих его службах Царство Небесное ощущалось.

«Его службы - это всегда торжество Православия»

Священник Константин Корнеев, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

В последнее время отец Андрей жил в Питере, но оформлен был у нас, в Елоховском соборе. Время от времени приезжал. А когда приезжал, тогда, конечно, обязательно служил. Обычно на вечерней службе. Это всегда было очень отрадно!

Он с радостью делился своим опытом со всеми

Он каким-то удивительным образом, при всех его заслугах и дарованиях, никогда не превозносился ни перед кем. Он и с великими общался на равных, и с ребятами-алтарниками мог запросто заговорить, или они, не терзаясь - «да кто мы такие», могли что-то спросить, обратившись к нему. Он с радостью делился своим опытом со всеми.

У нас в соборе много новорукоположенных диаконов проходят сорокоуст - это богослужебная практика. Для каждого из них, уверен, просто даже увидеть отца Андрея, а тем более сослужить ему было эпохальным событием. Он и с молодыми священниками мог поговорить. У нас с ним разница в возрасте, например, более полувека, но это не мешало общению.

Его службы видела и знала вся православная Москва, а также Санкт-Петербург и вся полнота Русской Православной Церкви: всюду он еще при Святейшем Алексии II служил. Выезжал со Святейшим и за рубеж, представляя нашу Церковь. Сам же и радовался, что собирает на богослужения не только православных, но и инославных может своим голосом за живое взять. «Мы, - говорил, - на защите Православия». Его службы - это действительно всегда было торжество Православия. Настолько он возвышенно и от души служил.

И дело тут было не только в его выдающихся голосовых данных, но, прежде всего, в устроении его души. Он всегда был собран и воодушевлен. Делал все в нужное время. Если случалось что-то непредвиденное, даже во время богослужения, он ко всему относился очень спокойно. Не раздражался. Мог улыбнуться, сказать доброе слово, ободрить того, кто что-то не так совершил. С ним было радостно и легко.

Это человек глубокой христианской веры.

Служить в последнее время ему было тяжеловато, ноги болели. А он все равно, чувствовалось, всей душой участвовал в службах. Когда уже не мог даже ходить, просто звонил, и его соприсутствие ощущалось. Он же службу знал наизусть, служить мог даже без служебника. Причем это даже запрещено, потому что враг пытается помешать, донимает, - а вот отец Андрей был настолько сосредоточен, что его было никак и никому не сбить.

Он много рассказывал про семью, которую он очень любил, про свое служение и в Почаеве, и потом в Перми, откуда его призвали в Питер, а потом, уже при Святейшем Алексии II, вернули туда, где он учился, - в Москву.

Службы у него были глубоко духовными. Внутренне они очень похожи со Святейшим Алексием II. Так же, как Святейший Алексий II всех всегда добродушно принимал, улыбался тем, кто подходил к нему под благословение, также и отец Андрей всегда ко всем был расположен. В его голосе никогда не было никаких приказных ноток. Все по-дружески. Иногда с какой-то детской непосредственностью и простотой. Таковых есть Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Каждый, кто хоть раз видел богослужение с участием патриархов Алексия II и Кирилла, не мог не обратить внимания на колоритного пожилого священнослужителя, вдохновенно задававшего тон молитвам. Яркий сочный и красивый бас архидиакона Андрея Мазура придавал патриаршим богослужениям особую торжественность и красоту. Главный диакон РПЦ был скромным и доброжелательным человеком. Пережив за свою долгую жизнь и время гонений на Церковь, и период небывалого духовного расцвета, он навсегда остался в памяти людей как образец самозабвенного искреннего служения Богу и людям.

Польский украинец
Архидьякон Андрей был одним из немногих, кто молился без служебника - книги, в которой собраны все православные службы и молитвы. Все их он знал наизусть, и никогда ничего не путал и не ошибался. Имея феноменальное музыкальное чутье, он пел молитвы настолько чётко, ясно и проникновенно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме.
Удивительно, но факт: в детстве он умел говорить лишь на польском и украинском языках. А русский освоил и полюбил лишь в юности.
Родился Андрей 8 декабря 1926 года в польском селе Новый Кокорев. В то время его родина, Западная Украина, была частью Польши. После начала Второй мировой войны, в 1939 году село вошло в состав Тернопольской области Украинской ССР Союза Советских Социалистических Республик.
Главной трагедией детства стала смерть матери. Агафья Филипповна умерла, когда Андрею было три с половиной года. С малых лет мальчик узнал, что такое тяжёлый крестьянский труд. У церковного старосты Лазаря Прокопьевича было своё хозяйство и 8 гектаров земли. Помогая отцу, Андрей пас коров и лошадей, вместе с взрослыми косил сено, пахал, сажал и собирал урожай, ездил за дровами. А в свободное время ещё и успевал посещать службы в деревенском храме и петь в церковном хоре. Но самым любимым местом он считал расположенную неподалёку Почаевскую лавру, которую стремился посетить при первой удобной возможности.
В годы польского владычества православным приходилось нелегко - их умеренно притесняли и хотели со временем подчинить Католической Церкви. Однако те далёкие годы отец Андрей позже вспоминал с ностальгией. Абсолютно все, кто его окружал, были верующими воцерковлёнными людьми, а сельчане жили хоть и не богато, но и не бедствовали.
С приходом Советской власти на верующих начались настоящие гонения. Религию объявили пережитком прошлого и заблуждением, многие храмы закрыли, а крестьян раскулачивали, ссылали и пускали по миру, насильно загоняли в колхозы. Односельчане считали, что, видимо, заслужили это по грехам своим и воспринимали такие перемены с грустным смирением.

Ротный запевала
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, Западная Украина была оккупирована фашистами. После её освобождения в 1944 году, Андрея призвали в Красную армию и направили в запасной полк, располагавшийся в глубоком тылу. Узнав, что у новобранца Мазура красивый и мощный голос, командир назначил его ротным запевалой - поднимать боевой дух бойцов.
В начале 1945 года Андрей попал на фронт, став командиром отделения миномётчиков. Он принимал участие в боях под Берлином и не только выжил в кровавой мясорубке, но и даже ни разу не был ранен. После победы его сослуживцы ещё три года дослуживали в армии, а его самого в 1946 году комиссовали по состоянию здоровья. Кормили солдат в то время очень плохо, приходилось есть подножный корм и картофельные очистки, и молодой солдат тяжело заболел и попал в госпиталь, где его признали инвалидом II группы.
Вернувшегося домой воина приглашали на работу в милицию, но он мечтал об ином. Уходя в армию, Андрей поклялся Богу, что если выживет и вернётся - то будет служить Церкви. И он исполнил свой обет, став послушником Почаевской лавры.
Помимо пения в лаврском хоре, юный послушник заведовал монастырской хлебопекарней и трапезным храмом. Совершенствовал свой певческий талант, учился духовной мудрости у монастырских старцев. Один из них, прозорливый схиархимандрит Николай предсказал ему, что в будущем у него будет семья, а молиться и служить он будет в самых главных и лучших храмах страны. Так оно и вышло - монахом Андрей не стал, но достиг наивысшей высоты, о которой может только мечтать семейный священнослужитель.

Благословляю жениться!
В Почаевской лавре было неспокойно. Время от времени представители власти вламывались в монастырь прямо во время служб и арестовывали священников и монахов.
В 1948 году Андрей уехал в Столицу и поступил в Московскую духовную семинарию. Стал петь в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря. Одна из прихожанок пригласила его в Московскую консерваторию, приведя на прослушивание к преподавателю, профессору Казакову. Мазура взяли без экзамена, и некоторое время он посещал консерваторские лекции, совмещая их с семинарской учёбой. Но когда руководство музыкального вуза узнало об этом, то ему предложили сделать окончательный выбор: или уйти из семинарии и остаться в консерватории, или наоборот. Андрей выбрал семинарию.
Два года спустя, во время каникул, Мазур вместе с другом гостил на Урале. Узнав о его выдающихся вокальных данных, местный архиерей, архиепископ Иоанн (Лаврененко) предложил ему принять участие в церковной службе. После неё между ними состоялся судьбоносный разговор:
- Андрей, вам надо срочно принять сан, идите к нам диаконом!
- Владыка, но ведь я ещё не женат, да и учиться мне надо…
- Ничего страшного. Благословляю вас на брак! Вот вам деньги, поезжайте домой, женитесь и приезжайте ко мне служить!
Невесты у Андрея не было, и теперь нужно было срочно решать эту проблему. Приехав в родную деревню, он по совету отца стал свататься к дочери местного священника. Но её мать категорически заявила: «В Сибирь не отпущу!». Отец несостоявшейся невесты тоже был против. Урал воспринимался ими как нечто далёкое и холодное, место ссылок и изгнаний. Да и сама поповна не высказывала особого энтузиазма так резко и кардинально поменять свою судьбу.
Вторая попытка также окончилась неудачей. И когда Андрей уже готов был отчаяться, он встретил любовь всей своей жизни, приметив симпатичную девушку, певшую в хоре местного храма. Юлия обещала подумать и вскоре согласилась. Её мать тоже не хотела отпускать дочь, но та была настроена решительно и настояла на своём. Сыграли свадьбу, и два дня спустя молодые супруги уехали на Урал начинать новую жизнь.
С матушкой Юлией Андрей прожил без малого 70 лет, справив все возможные свадьбы - и серебряную, и золотую, и бриллиантовую. Жили в мире, любви и согласии, являя собой пример настоящей счастливой православной семьи. У них родились два сына и дочка. Сыновья по стопам отца не пошли, один из них окончил торговый институт, другой - художественное училище. А дочка Лариса стала матушкой священника, протоиерея Андрея Клокова, ныне служащего в храме Благовещения на Пискаревском проспекте. Постоянным прихожанином этого храма был сам архидиакон Андрей в последние годы своей жизни. Сейчас семейная династия Мазур насчитывает шесть внуков и двоих правнуков.

Сбылась мечта детства
В детстве Андрею очень нравилось слушать, как поёт протодьякон Почаевской лавры отец Стратоник, обладавший замечательным мощным басом. Мальчик мечтал тоже когда-нибудь стать таким же голосистым церковнослужителем. И мечта его служить Богу исполнилась в полной мере.
17 сентября 1950 года Андрей был рукоположен в диакона (а затем в протодиакона) и 7 лет служил в Пермском кафедральном соборе.
Матушка Юлия пела в хоре, а в мирской жизни - работала в ателье. Со временем она стала шить облачения для священников и хоругви. Ныне её замечательные вышивки украшают многие российские храмы.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев) предложил отцу Андрею стать его личным протодиаконом и регентом будничного хора. Последующие 11 лет он служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Ленинграде. А в 1968 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) перевёл его к себе, в Ленинградский Никольский кафедральный собор. Новый шеф работал в Отделе внешних церковных связей и много ездил в заграничные командировки. Вместе с ним ездил и отец Андрей, приняв участие в более чем 70 поездках и объездив почти весь мир.
В 1990 году патриарх Алексий II (Ридигер) возвёл Андрея Мазура в сан архидьякона - главного диакона страны. С тех пор он служил вместе с предстоятелем Церкви и сопровождал его во время всех его архипастырских поездок по стране и за рубежом.
Нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева) отец Андрей помнил ещё юным мальчиком Володей, иподиаконом владыки Никодима. Он лично вводил его в чтецы и в диаконы, наставлял и учил правильно служить, присутствовал при всех его хиротониях. Став Патриархом, Кирилл попросил его остаться и служить вместе с ним. А когда 80-летний старец посетовал на проблемы со здоровьем - мол, ноги болят и сердце пошаливает, Патриарх установил ему свободный график работы. Последние годы жизни отец Андрей уже не мог служить, но до конца оставался почётным архидиаконом Русской Православной Церкви.

Скромный рекордсмен
За беззаветное служение Церкви отец Андрей получил немало наград. Среди них есть орден Святого равноапостольного князя Владимира, которым обычно награждаются только главы церквей и правители. А на память о военном прошлом у него бережно хранились Орден Отечественной войны II степени, медаль «За взятие Берлина» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Среди архидиаконов мировых церквей Андрей Мазур был настоящим рекордсменом: он участвовал в епископских хиротониях 166 архипастырей, которых он выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. При этом все знали его как очень доброго, чуткого и скромного человека, который никогда не гордился своим положением и ни перед кем не превозносился. Общаясь на равных и с великими, и даже с простыми алтарниками, он с радостью делился со всеми своим опытом. В его голосе никогда не было слышно приказных ноток, от него не исходило ни единого грубого слова, с каждым человеком он общался по-дружески, с трогательной детской непосредственностью и простотой.
Скромен отец Андрей был и в личной жизни. Дома любил помогать своей матушке по хозяйству, готовил, мыл посуду, помогал убирать квартиру. И просто обожал нянчится с любимыми внуками и правнуками.

Последний из могикан
На вопрос - считает ли он себя счастливым человеком, отец Андрей отвечал: «Безусловно, да! Главное счастье в моей жизни - это служить Богу и общаться с Ним в молитвах. Ну и, конечно же, счастье это - семья».
В его жизни было много радостей, но и скорбей пришлось хлебнуть немало. Они ничуть не поколебали его глубокую искреннюю христианскую веру, любые проблемы и удары судьбы он встречал со стоическим терпением и смирением.
Сыновья отца Андрея немало натерпелись в детстве во времена гонений на церковь - их клеймили как «мракобесов» и «детей попа», пытались насильно заставить вступить в комсомол, угрожали выгнать из школы с волчьим билетом. Но самое страшное случилось несколько десятилетий спустя. Их преждевременный уход из жизни стал для родителей незаживающей раной.
У старшего сына, Александра, обнаружили злокачественную опухоль на шее - меланому. Лечение, к сожалению, не помогло. Младший сын, Владимир, очень любил брата и болезненно переживал его смерть в неполные 54 года. Через 5 лет после его ухода из жизни он сам скоропостижно умер от инфаркта.
18 лет, проведённые вместе с патриархом Алексием II, были одновременно счастливым и трудным временем. Патриарх отличался особой любовью к богослужениям и служил чаще, чем большинство предстоятелей Церкви. Практически всегда рядом с ним был верный и незаменимый архидиакон. Семья его жила в Санкт-Петербурге, а сам отец Андрей большую часть времени проводил в патриаршей резиденции в Переделкино, в молитвенных службах и постоянных разъездах, видя своих родных не чаще, чем видит человек, работа которого состоит из постоянных командировок. Резиденция была своего рода монастырём, жить в котором вместе с женой не представлялось возможным. К тому же подрастали внуки и внучки, нуждавшиеся в бабушкиной ласке и помощи.
Старость брала своё, и он уже не мог водить машину, а ездить на служебной удавалось далеко не всегда. Многие из нас могли видеть его в электричке, в метро или в вагоне пассажирского поезда, и даже не подозревали, кем является этот умиротворённый батюшка, погруженный в сосредоточенную внутреннюю молитву.
Последние годы у отца Андрея болели ноги и сердце, и он уже не мог служить. Знавшие и любившие его священники при встрече, как могли, утешали его: «Вы всё равно с нами! Вы всегда в наших молитвах!»
К сожалению, так думали не все. Несколько лет назад в День победы на Поклонной горе проходила литургия, возглавляемая Патриархом. Нашедшего в себе силы приехать в Москву на праздник отца Андрея после службы… забыли пригласить на торжественный патриарший обед, и он остался коротать время возле храма. Когда же отобедавшие маститые священники и дьяконы стали разъезжаться восвояси, никто не захотел подвезти его до дома. Одни оправдывались, что, мол, нет места в машине, другие просто проходили мимо старика. Молодые иподьяконы и дьяконы ухмылялись, и в их глазах читалось: «Твоё время ушло, мы теперь тут первые!» И лишь позже кто-то из прихожан отвёз батюшку на вокзал.
Многие из нас, оказавшись в подобной ситуации, не смогли бы сдержать праведный гнев, но отец Андрей оставался абсолютно спокоен, провожая чуть грустным усталым взглядом поставивших на нём крест равнодушных представителей нового поколения. Он был похож на мудрого старого льва, которому нет дела до снующих мимо жалких шакалов…
3 мая 2018 года архидьякон Андрей Мазур перешёл в мир иной. Его отпевали пасхальным чином в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, на Никольском кладбище которой он обрёл свой последний приют. Торжественное отпевание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).
Поминая почившего отца Андрея, его вспоминали добрым словом. Признавая, что он был одним из очень немногих, о ком даже при желании невозможно вспомнить ни малейшего негатива. Светлый добродушный миролюбивый человек, никогда никому не завидовавший, ни с кем не ссорившийся и ни на кого не обижавшийся. Сердце его всегда переполняла любовь к Богу и к окружающим людям. Это был последний из могикан, каких уже, к сожалению, больше нет, и вряд ли будет. Наверное, теперь он молится за всех нас в Царствии Небесном, предстоя перед Всевышним, Которому он верно и самоотверженно служил всю свою сознательную жизнь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

3 мая 2018 года в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни отошел ко Господу Патриарший архидиакон Андрей Мазур, сообщает Патриархия.ru.

Отец Андрей родился 8 декабря 1926 г. в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет вместе с родителями посещал Почаевскую лавру.

После демобилизации в 1946 г. поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре Москвы.

В 1950 г. принял диаконский сан, а через три месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе шесть лет, переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора.

В 1968 г. переведен в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 г. назначен Патриаршим архидиаконом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Патриаршего архидиакона Андрея Мазура:

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

Клиру Санкт-Петербургской епархии

Ульяне Васильевне Мазур, родным и близким архидиакона Андрея Мазура

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Дорогая матушка Ульяна! Братья и сестры!

Примите искренние соболезнования в связи с кончиной одного из старейших клириков Санкт-Петербурга - архидиакона Андрея Мазура.

Отец Андрей прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, главным смыслом и содержанием которой было беззаветное и самоотверженное служение Господу и Его Церкви. Еще с детских лет почивший полюбил красоту и стройность православного богослужения. Огромное влияние на его духовное становление оказали посещения Почаевской Успенской лавры, где он неоднократно бывал вместе со своими благочестивыми родителями, привившими своему чаду любовь к Дому Божиему и желание восхвалять Творца всяческих.

В непростые годы атеистического давления на Церковь отец Андрей принял твердое решение посвятить все силы и таланты прославлению имени Христова. Он никогда не изменял своему призванию, не сходил с этого трудного, однажды им избранного пути, во всех обстоятельствах жизни являя горячую веру и непоколебимую решимость следовать за Господом.

Мне довелось хорошо знать покойного священнослужителя. Я прекрасно помню его труды под омофором Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, у которого ему Промыслом Божиим суждено было нести послушание, помогая ему свидетельствовать о красоте и истинности Православия.

Без малого семь десятилетий отец Андрей с усердием и благоговением совершал труды в диаконском сане. Из них почти три десятилетия он являлся Патриаршим архидиаконом. Наделенный от Господа необычайно красивым и уникальным по тембру голосом, отец Андрей умел создать особый молитвенный настрой в храме, совершая богослужение особо торжественно и величественно.

Он обладал подлинно христианским устроением души и замечательными человеческими качествами, за что его искренне любили не только собратья-сослужители, но и простые верующие.

Да упокоит Всещедрый и Премудрый Бог душу верного Своего раба и служителя во стране живых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и сотворит ему вечную и блаженную память.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине (до 1939 года - в составе Польши), расположенном неподалеку от Почаевской лавры. Отец, Лазарь Прокопьевич - церковный староста сельского храма. Мать, Агафья Филипповна, умерла в 1930 году.

Учился около пяти лет в польской школе (где среди прочих предметов изучал Закон Божий), затем, после аннексии Западной Украины в 1939 году - в школе с русским языком обучения. Работал в хозяйстве у отца, имевшего 8 гектаров земли: косил, пахал, был пастухом.

С детства ходил в церковь, в которой работал отец, пел в церковном хоре, посещал также и богослужения в Почаевской лавре.

После освобождения Белоруссии от немецкой оккупации в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года был отправлен на фронт. В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином .

Протодиаконство

Демобилизовавшись по болезни в 1946 году, некоторое время пробыл дома. Вскоре после этого Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где впервые и проявились способности диакона: при определении в лаврский хор у него выявили бас.

В лаврском хоре пропел два года, одновременно был заведующим хлебопекарней и трапезным храмом.

В 1948 году поступил в Московскую Духовную семинарию, называвшуюся тогда Богословским институтом (в то время семинария располагалась в Новодевичьем монастыре). Некоторое время учился в Московской консерватории, но затем был вынужден оставить лекции из-за учёбы в семинарии.

После женитьбы и принятия 17 сентября 1950 года диаконского сана шесть лет служил протодиаконом Пермского кафедрального собора (архиерейским диаконом архиепископа Иоанна (Лавриненко), позднее переехал в Ленинград.

С 1957 по 1968 год служил протодиаконом в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Ленинграде (архиерейским диаконом у епископа Алексия (Коноплева) и одновременно - регентом будничного хора).

В 1968 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был переведён протодиаконом в Ленинградский кафедральный собор. До 1990 года участвовал в богослужениях при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии , Алексии . Одновременно пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

Архидиаконство

В 1990 году Патриархом Алексием II возведён в сан архидиакона. Прослужил с Патриархом до самой его кончины в 2008 году. Совершая служения с Алексием II и сопровождая его во время всех архипастырских поездок, Мазур побывал во многих странах, в том числе три раза - в Иерусалиме .

Остаётся архидиаконом при Патриархе Кирилле.

Имеет троих детей.

Награды

Удостоен многих государственных и церковных наград, в том числе:

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (2 декабря 2011) - «во внимание к уникальному вкладу в богослужебную жизнь Москвы, Санкт-Петербурга и всей Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения»
  • Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II ст. (8 декабря 2006)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (7 декабря 1996)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (17 сентября 2005)
  • Орден Отечественной войны 2-й степени (1985)
  • Медаль «За взятие Берлина» (1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)