Брейн ринг по экологии начальная школа. Экология и здоровье (брейн-ринг)

Экология и здоровье

(брейн-ринг)

Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

Участники игры : учащиеся 9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено.

Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. С началом игры на ринг вызываются две команды, которые вытянули 1 и 2 номера. Они садятся за разные столы. Ведущий задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд. Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, отвечает на вопрос. Если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает 1 очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос. Разыгрывается два очка. Если команды не отвечают и на второй вопрос, то за третий вопрос команды разыгрывают уже 3 очка. Команды, не ответившие правильно 3 раза подряд, удаляются с ринга и вызывается следующая команда. Победителем конкурса будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, то есть одержала победу несколько раз подряд.

В о п р о с ы составлены по темам: «Вода и здоровье», «Воздух и здоровье», «Радиация», «Пища и здоровье».

Награждение. Команда, занявшая 1-е место, награждается поездкой в туристско-экологический лагерь или экскурсией по городу, краеведческим местам. Команды, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются ценными призами и подарками.

В о п р о с ы для брейн-ринга «Экология и здоровье»

1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты?

О т в е т: можно отравиться ботулином.

2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества.

О т в е т: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО.

3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.

О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование.

4. В табачном дыму содержатся аммиак , ацетон , пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.

О т в е т: никотин.

5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.

О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль.

6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ?

О т в е т: частицы, лучи, нейтроны.

7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество.

О т в е т: около 4 000.

8. Могут ли в организме человека взаимозаменяться белки, жиры, углеводы?

О т в е т: жиры, углеводы – взаимозаменяемы, белки – нет.

9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?

О т в е т: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.

10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов.

11. Что такое пестициды?

О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.

12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья?

О т в е т: соль и сахар.

13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?

О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.

14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода.

О т в е т: 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр.

15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?

О т в е т: нет. Только специальными исследованиями.

16. Что такое радиационный фонд. Из чего он состоит?

О т в е т: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.

17. Кто такой пассивный курильщик?

О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.

18. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд?

О т в е т: диоксины.

19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ?

О т в е т: на холостом ходу.

20. Почему современные дожди бывают кислыми?

О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота , углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.

21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

22. Какую долю в организме человека составляет вода?

О т в е т: 65 %.

23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья?

О т в е т: 0,003 %.

24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья?

О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.

25. Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении?

О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей.

26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?

О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.

О т в е т: фтор.

28. Сколько детей на Земле ежегодно умирает от болезней, связанных с употреблением некачественной воды, а также от нехватки питьевой воды ?

О т в е т: 2,2 млн.

29. Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете?

О т в е т: жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества.

30. В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания?

О т в е т: в калориях.

31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?

О т в е т: рак кожи и катаракта глаз.

32. Какие приборы являются источниками бытового облучения?

О т в е т: телевизор, компьютер.

33. В каких единицах измеряется радиоактивность?

О т в е т: беккереляз, микрорентген/час.

34. Какое заболевание вызывается радиоактивными облучениями?

О т в е т: рак крови.

35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?

О т в е т: 22 страны.

37. Назовите самый токсичный металл.

О т в е т: ртуть.

38. Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника?

О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки.

О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.

40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?

О т в е т: срезать кожуру.

41. В каких пищевых продуктах могут быть возбудители сальмонеллеза?

О т в е т: в яйцах, мясе.

42. Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами?

О т в е т: ботулизм.

43. Какой природный минерал, широко используемый в строительстве, дает мелкую пыль, вызывающую заболевание легких?

О т в е т: асбест.

44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения?

О т в е т: кухонная плита.

45. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин?

О т в е т: сигареты.

О т в е т: холодильник.

47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете.

О т в е т: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются .

48. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса?

О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др.

49. Какие вредные вещества способствуют развитию злокачественных опухолей?

О т в е т: группа ароматических полициклических и ароматических углеводородов.

50. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

О т в е т: свинцом.

51. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по отношению к органам дыхания человека?

О т в е т: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид.

52. Какие существуют способы дезинфекции воды?

О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.

53. Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания.

О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза.

О т в е т: трихинеллез, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

55. Каким способом передается инфекция гриппа?

О т в е т: воздушно-капельным.

Ирина Валерьевна Валеева
Экологический брейн-ринг «Мы друзья природы»

Экологический Брейн-ринг «Мы друзья природы » .

Ход Викторины:

Звучит спокойная музыка, родители сидят в зале, дети рассаживаются по местам, ведущий читает стихотворение :

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья .

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

В : - Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем экологическом празднике . Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы провести познавательно-развлекательную игру «Экологический Брейн-ринг » . Для игры нам необходимо выбрать 8 участников для команды родителей, и 8 участников для команды детей. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы должны их отгадать. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Если кто - то будет выкрикивать я ответ не засчитаю. Ответивший правильно проходит садится на стульчик в зале. И так слушайте внимательно :

«Полна чудес могучая природа » - Загадки

1. Голубой шатер, всю землю покрыл. Небо

2. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Ваню – земляникою,

Толю – костяникою,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой. Лес

3. На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. Радуга

4. Он зимой бывает,

Землю покрывает,

Весной растает -

Вода простая. Снег

5. Меня пьют,

меня льют,

всем я нужна.

Кто я такая? Вода

6. Сильнее солнца, слабее ветра,

Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. Туча

7. Катится по голубому блюдечку

Золотое яблочко. Солнце

8. Кто это такой садовник -

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты? Дождь

На запас :

1. Носит бабка

Снежную шапку,

Каменные бока

Закутаны в облака. Горная вершина

2. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. Облака

3. Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. Озеро

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

Мы пошли искать их днем

Ищем, ищем - не найдем. Роса

5. Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. Ручей

6. Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. Поле

7. Не стукнет, не брякнет.

А в окно войдёт. Рассвет

8. Все обходят это место :

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи -

Нет опоры для ноги. Болото

Так команды сформированы. А теперь нам нужно командам дать названия. Команда родителей будет «Знатоки» , а команда детей будет называться «Следопыты» . Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось.

Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение . Послушайте правила игры :

1. В игре принимают участие 2 команды.

2. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии .

3. За правильный ответ команда получает балл.

4. Если кто-то не ответил на вопрос, ход переходит к команде противника.

5. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место.

6. Правильность ответов оценивает жюри.

7. Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

А оценивать нас будут : ___

Давайте поприветствуем наше жюри и наши команды.

Мы начинаем наш Экологический Брейн-ринг «Мы друзья природы » . Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

Первый раунд "Разминка":

Команды должны за одну минуту ответить на максимальное количество вопросов. А жюри, при помощи песочных часов, засекают время и следят за правильностью ответов.

Вопросы для команды «Следопыты» :

1. -Домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

2. - Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

3. -Дерево с белой корой? (Берёза)

4. -Зимняя квартира медведя? (Берлога)

5. -Колючее растение пустыни? (Кактус)

6. -Когда листва с деревьев опадает? (Осенью)

7. -Кто носит свой дом на спине? (Улитка)

8. -Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

9. -Зимой и летом одним цветом? (Ель)

10. -Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)

11. -Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

12. –Как называется плод у хвойного дерева? (Шишка)

Вопросы для команды "Знатоки"

1. -Дерево с зеленоватой корой? (Осина)

2. -Самое медлительное животное? (Ленивец)

4. -Квартира лисы (Нора)

5. -Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)

6. - Какая птица лечит деревья? (Дятел)

8. -Цветок для гадания? (Ромашка)

9. -Самое быстрое животное? (Гепард)

10. -Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо)

11. -Сколько ног у паука? (Восемь)

12. -На каком дереве растут желуди? (На дубе)

На этом первый конкурс «Разминка» закончен, вы отлично справились и порадовали меня! Пока жюри подсчитывает ответы, мы с вами послушаем стихи, которые нам приготовили ребята.

Наша планета.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная : хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Е. Смирнова

Кто победил в первом раунде, мы узнаем у жюри. Слово жюри…

Я объявляю Второй раунд «Четвёртый лишний» :

У Вас на столе лежат 4 карточки с картинками, три из которых объединены общим признаком. Вам необходимо самостоятельно сделать свой выбор, объединить три картинки на карточке по общему признаку, а лишнюю картинку зачеркнуть. После выполнения Вам нужно будет объяснить свой выбор. Игра «Четвёртый лишний»

Пока игроки обдумывают свои ответы, я проведу игру с болельщиками «Берегите природу » . Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если поступок хороший, вы хлопаете в ладоши и говорите "да", если плохой, то топаете ногами и говорим "нет"! Слушайте внимательно :

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Наши команды выполнили задание, давайте их послушаем…. Отдаём карточки жюри, они подсчитают результаты 2 раунда. А мы с вами споём песенку :

«Светит солнышко для всех»

Предоставляем слово жюри….

Мы начинаем третий раунд «Лесная аптечка» . Из – за декорации леса слышен плачь. Ведущий заглядывает за дерево, а там сидят зверята/переодетые дети : Зайчик, Лисёнок, Ежонок, Мишка/.

Ведущая : - Что случилось?

Зверята : - Мы заболели, а полечить нас некому. Доктор Айболит уехал в Африку лечить зверей. Помогите нам.

Ведущая : - Рассказывайте, что болит, а мы постараемся вам помочь, у меня есть Лесная аптечка.

Показывает аптечку, в которой лежат лекарственные травы/Ромашка, Шалфей, Мать - и – мачеха, цветки липы /. Показывает лекарственные растения и ставит на стол. И обращается к командам :

Ведущая : - Зверята, по очереди нашим командам будут рассказывать, что у них болит, а вам команды нужно будет зверятам выбрать нужную травку для лечения. Команда, которая правильно выполнит задание, получает балл.

Загадка для 1 команды :

1. Зайчик что- то съел

у него животик заболел.

Какую ему дать травку?

Ну, конечно же, Ромашку.

Загадка для 2 команды :

1. Наш Лисенок не сдержался,

съел мороженое всё.

Утром встал, болит горло.

Как нам жалко его… Чем помочь ему? Шалфей

Загадка для 1 команды :

2. Ёжик наш ходил по лужам, промочил он ножки.

А на следующее утро, закашлял он немножко.

Чем мы будем ёжика лечить? Мать - и - мачеха.

Загадка для 2 команды :

2. Мишка под дождём гулял

и немного захворал,

у него температура…

Что же делать, как же быть, какой травкой напоить? Дать отвар цветков липы.

Все молодцы, зверята больше не плачут, мы им дали то чем можно полечить их недуг. Смотрите она повеселели, /зверята благодарят, прощаются и уходят/.

Пока жюри оценивает третий раунд, мы с вами поиграем в игру - эстафету : «Весёлые зверята» . Послушайте правила игры :

На противоположной стороне стоит мольберт, на нём прикреплён листок бумаги и лежит фломастер. Вам нужно будет после старта, по одному добежать до мольберта, взять фломастер и нарисовать команде «Следопыты» - Зайчика, а команде «Знатоки» - Медведя, поэтапно, то есть сначала голова, ушки, глаза, мордочку, туловище, передние лапы, задние лапы, и его любимое лакомство. И так, команды построились, равняйсь, смирно, на старт, внимание, марш.

Тоже само делают команды из болельщиков.

Слово жюри…

Я объявляю четвёртый Раунд «С какого дерева?»

У Вас на столе лежат фото деревьев и их плоды, листочки, серёжки. Вам нужно определить и разложить к каждому дереву соответствующую веточку с плодом и листиком. Но для усложнения задания, команда «Следопыты» -собирает плодовые деревья, те деревья которых плоды можно съесть. А команда «Знатоки» - собирает деревья, у которых плоды не пригодны в пищу.

Молодцы, команды. Пока жюри выставляют баллы за четвёртый раунд, мы с Вами послушаем стихи.

В природе столько красоты !

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела.

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

Не надо мусорить в лесу!

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу ,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен!

М. Крюков

Слово жюри.

Ну, что ж вот и последний пятый Раунд и называется он «Зелёный патруль»

Командам по очереди на экране будут показаны фотографии на экологическую тему , вам нужно будет сказать, что вы видите на экране, к чему это приведёт и как можно решить эту проблему.

Показ слайдов.

Ответы команд были интересны, может именно их решение экологической проблемы и возьмут на вооружение экологи . Наши вопросы по викторины закончились. Жюри подводит итоги. Я вас приглашаю поиграть в музыкальную игру «Я рисую» . Выходите все и команды, и болельщики, вставайте в рассыпную по всему залу. Музыку.

После игры все рассаживаются на свои места.

И так все баллы подсчитаны, предоставляем слово нашему жюри.

Объявление баллов, победителей, награждение победителей и вручение подарков для всех участников и болельщиков.

Мы поздравляем победителей. И заканчиваем наше развлечение.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей .

Впереди у нас лето, а лето самое лучшее время для знакомства с природой . Хорошо вам отдохнуть. Песня Море.

Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №9

Дзержинского городского совета

Донецкой области

«Экологический брейн-ринг»

Составила:

Усатюк Г.И.,

учитель биологии и химии

«старший учитель»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы проводим экологический брейн-ринг,

где вы, старшеклассники, не только покажите знание биологии,

но и почувствуете себя частичкой природы и ее защитниками.

Почему сегодня очень актуально стоит вопрос формирования

экологического мышления, экологического сознания? Я хочу

ответить вам словами С.Михалкова.
«Стон Земли»

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.
И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли…

Очнитесь люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!
Ведущий: И кто, если не вы, должны спасти нашу прекрасную планету для будущих поколений. Это ответственная миссия и справиться с ней без экологических знаний не возможно.

(Представление жюри)

Итак, мы начинаем наш брейн-ринг.
I тур « Всезнайки»


  1. Самое крупное млекопитающее, уничтоженное человеком. (мамонт)

  2. Самое быстрое животное. (гепард)

  3. Толстым или худым залегает медведь в берлогу? Почему? (толстым)

  4. Что страшнее птицам зимой – голод или холод? Почему? (холод)

  5. Какая птица делает наибольшее количество взмахов крыльев в секунду? (колибри «рогатая жемчужина»)

  6. Какой на Украине самый крупный зверь? (зубр)

  7. Какой вид журавля занесен в Красную Книгу Украины? (журавль-красавка)

  8. Какие рыбы откладывают свою икру один раз в жизни? (кета, горбуша)

  9. У кого больше шейных позвонков: у мыши или у слона? (одинаково)

  10. Самое крупное млекопитающее? (синий кит)

  11. Растение, у которого самый крупный цветок? (раффлезия)

  12. Какое вещество покрывает головной мозг? (серое)

  13. Какой процесс происходит в хлоропластах растений, который обеспечивает существования жизни на Земле? (фотосинтез)

  14. Какое растение, занесенное в Красную книгу Украины, которое растет в Карпатах, называют «цветком мужества»? (эдельвейс)

  15. Какое растение, растущее на торфяных болотах, умеет «ловить» насекомых? (росянка круглолистная)

  16. Какие растения нашей флоры являются синоптиками? (одуванчик, цикорий, березка полевая)

  17. Какое дерево является символом Киева? (каштан)

  18. Чем опасны лесные пожары?

  19. Назовите растения-первоцветы. Какие действия человека наиболее опасны для растений первоцветов и почему?

  20. Почему березу называют деревом-пионером?

Ведущий: Пока жюри подводит итоги первого тура, я предлагаю болельщикам зарядку для ума или загадки. (работа с болельщиками)

^ II тур «Знать, беречь, множить»


  1. Какие взаимоотношения существуют между муравьями и высшими растениями?
(Семена разносят, уничтожают вредных насекомых, но способствуют распространению тли)

  1. В теплое время года некоторые рыбы закапываются в ил, засыпают. Объясните причины и экологическое значение этого явления. (В теплой воде снижается содержание кислорода. Во время спячки обмен происходит медленнее> уменьшается потребность в кислороде => спячка – приспособление к выживанию).

  2. Биологи выявили закономерность: как только в водоеме уничтожают выдр, возрастает количество рыбы. Затем рыбы снова становится значительно меньше. Как только снова появляются выдры – количество рыбы возрастает. Почему? (Выдры – санитары водоемов, вылавливают больных рыб и ослабленных, чем способствуют оздоравлению рыб)

  3. Какими агроприемами обеспечивается доступ воздуха к семенам, корневой системе растения? (Рыхление почв)

  4. В старой медицинской литературе приведена легенда о холере. Она в образе женщины пообещала уничтожить в городе определенное количество людей. На самом деле погибло еще больше людей. Ей поставили в вину, что она не сдержала слово, на что холера ответила: «Все, кто умер сверх названного мною количества, умерли не от меня, а от страха» Выделите и объясните в легенде истину. (Состояние организма, его здоровье, находится под контролем коры головного мозга. От страха кора очень возбуждается, что понижает сопротивление организма инфекции).

  5. Два растения высадили в два горшка: керамический и керамический глазированный. Ухаживали за ними одинаково. Где лучше будут развиваться растения?(В керамическом горшке)

  6. Какие заболевания возникают в результате радиоактивного загрязнения территории? (Ослабление иммунной системы, онкологические заболевания, лучевая болезнь)

  7. Какой вред может принести вырубка леса на берегу реки или озера? (Обмеление)

  8. Какую пользу могут иметь растения от того, что их поедают животные? (Регуляция численности популяций, распространение в природе и расширение ареала)

  9. Какие источники энергии при условии нормальной эксплуатации больше всего загрязняют окружающую среду радиоактивными веществами? (ТЭС, АЭС)

^ III тур «Природа+история»
1. Кому из известных украинских поєтов принадлежат слова « Любимо, бережемо природу- вічне джерело нашого життя і творчості. Вона нам стократ більше віддасть, ніж ми їй можемо дати» ? (М.Рильський)
2. Согласно одной из версий, герб Украины – тризуб- является стилизированым отображением птицы. Назовите эту птицу. (Сокол Сапсан. Киевские князья пытались отобразить в этом гербе силу, смелость, быстроту реакции. Сегодня Сапсан как вид занесен в Красную книгу Украины. В прошлом его уничтожали, как вредную птицу, теперь ловят браконьеры ради соколиной охоты.)
3. У многих славянских народов это растение является символом девичьей красоты, любви и счастья, свадебным растением. Плод- костянка - напоминает сердце, поэтому в народе рубиновые плоды символизируют мужество людей, которые отдали свои жизни в борьбе с врагами. (Калина обыкновенная )
4. Первым законом об охране окружающей среды считают вердикт английского короля Эдуарда I, принятый в 1273 году. Данным указом запрещалось использование каменного угля для отопления жилищ. Кто из российских царей издал указ об охране окружающей среды и ввел систему наказаний за его невыполнение? (Петр I)
5. Кто был первым президентом Академии наук Украины? (В.И. Вернадский)
6. Где и когда был основан в Украине первый ботанический сад? (Ботанический сад Харьковского университета 1804 г.)
7. Кому из ученых принадлежат слова (не биологу): « Жива земля, живы и воды, и воздух, лучи и организмы, и вот среди этой суммы жизней надо выбраться на путь добычи полезностей, не кичась, не грабя…а в согласии с ними доставляя им надобное и желаемое…» (Менделеев) Что автор имел введу, говоря такие слова?
Ведущий: Вот и закончился наш брейн-ринг. Сейчас мы узнаем, какая же команда стала победительницей. А пока жюри подводит итоги, я познакомлю вас со стихотворением Н. Тихонова, чтобы вы никогда не забывали, что человек- это не только венец природы, но и ее маленькая частица:

^ Природа любит высь и трепеты травы,

Ей ни к чему нарядность и парадность,-

Природа создает таких, как вы, себе на радость!...

Не властны над природою года.

Черны они иль светлокрылы, -

Природа вами, как сестра, горда-

За буйство силы!

Природа сокрушает боль и тьму.

Она одна в своем великом праве,

Природа не отдаст вас никому, себе оставит!

Для подведения итогов брейн-ринга я передаю слово жюри (представитель жюри оглашает результаты программы).
Ведущий: И как пожелания я хочу напомнить вам слова Маленького принца из сказки Антуана де Сент –Экзюпери:

« Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, приведи себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.»

Помните, ребята, планета Земля – это наш дом.

Брейн-ринг.

Цель игры: Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.

Танец «Цветущий цветок»

1чт. Нам кажется, что мы умней природы,

Самообман, не более того.

Но мозг, при всем величии его,

Не бог, не царь, а вещество природы.

2чт . Теории Эйнштейна и Ньютона

Ракеты, теплоходы и заводы,

Наука вся, искусство всех времен

Есть лишь частица вещества природы!

1.Вед Международный День Земли – это важный, особенный день. Мы обращаем свой взор на планету Земля, колыбель человечества и наш общий дом. Мы хотим сделать так, чтобы можно было гордиться чистотой на нашей Земле, её сверканием и великолепием.

1.Вед . Ежегодно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных и еженедельно - 1 вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц, а к 2000году это соотношение ещё уменьшится.

2.Вед. Каждый год смывается дождём, выдувается ветрами 26 миллиардов тонн плодородного слоя Земли, площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 миллионов гектаров.

Список можно продолжать бесконечно. Но чтобы не повторять ошибок взрослых, мы – будущее нашей планеты, должны быть прежде всего экологически грамотными и разумными.

I . Вед Приветствие

Здравствуйте, повелители мыслей! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этом зале!

2.Вед . Сегодня состоится турнир интеллектуалов, Экологический Брейн-ринг. Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Наш брейн-ринг посвящен Дню Земли

1.Вед. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Всё внимание на экран.

II .Правила игры:

В игре принимают участие 5 команд по 5 человек.

1.Вед .Капитаны команд представляют название, девиз, эмблему.

2.Вед .Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, материалы из Красной Книги заповедниках, заказниках и памятниках природы, о мире живой природы Северной Осетии

1.Вед . Каждый раунд состоит из 5 вопросов.

На обдумывание ответа предоставляется 1 минута. (секундомер)

Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку.

2.Вед . Правильность ответов оценивает жюри

За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:

Полный правильный ответ -5 балла

Неполный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла табличку после неё.

1.Вед . Команда, набравшая большее количество баллов, за отведенный период времени становится победителем брейн-ринга, занимает 1 место.

2.Вед. Сегодня здесь присутствуют члены жюри, именно они, определят победителей игры.

Вед.1 . Представление жюри:

Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

2.Вед . Прошу капитанов представить свои команды. Команда № 1.

1.Вед . Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

III . Игра (вопрос-ответ)

1 раунд

Итак, первый вопрос, внимание на экран!

1. Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Он образует в верхних слоях атмосферы слой толщиной от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле. (озон, защищает от проникновения сильной солнечной радиации)

2.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

3. Эта птица пришла в Сибирь вместе с казаками и с тех пор стала постоянным "жителем" сибирских городов и деревень? Назовите эту птицу!

Внимание на экран правильный ответ!

Воробей . После присоединения Сибири к Московскому государству, повсюду стали строиться крепости. Казаки, чтобы как-то скрасить тоску по родным местам, везли с собой в клетках из дома обыкновенных воробьев. Те хорошо приживались на новом месте, а потом уже самостоятельно распространялись дальше на север.

4.Какие животные нашей республики занесены в Красную книгу Северной Осетии?

Ответ : в Красную книгу Северной Осетии занесены: обыкновенный длиннокрыл, гигантская вечерница, перевязка, серна, зубр, черный аист, бородач, беркут, могильник, степной орел, змееяд, сапсан, кавказский тетерев, дрофа, стрепет и другие.

5.Черный ящик

2раунд

1.В чем различия и что общего у заповедника и заказника?
заповедник (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет.: сохранить богатство различных видов растений и животных).
заказник (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод). Сколько в нашей республике заповедников и заказников? Перечислите их. Ответ: в нашей республике функционирует один заповедник и семь заказников. Северо-Осетинский государственный природный заповедник с охранной зоной, Федеральный заказник "Цейский". Региональные охотничьи заказники:

    Заманкульский;

    Змейско-Николаевский;

    Мацутинский;

    Махческий;

    Зарамагский;

    Турмон.

2. Удивительно полезное насекомое , самка жука уничтожает за свою жизнь около 4 тысяч взрослых тлей. Откуда божья коровка получила свое название?
(По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое на-звание. А коровкой она называется потому, что в минуту опас-ности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

3.Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой? ( Пресной воды на планете около 2% ).

4.Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.

5. Черный ящик

Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растения, которыми были набиты трюмы парохода: вода. Проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать всё больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. (Горох.)

3 раунд

1.Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

2. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева? И там, и там есть годовые кольца

3.Русское название этого животного происходит от арабского слова, в переводе означающего «нарядный». В первые в Европу это животное было завезено Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. А что это за животное, если римлянам оно напоминало смесь верблюда и леопарда?
Ответ: жираф

4. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

5.Черный ящик Что в Древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе вместо этого использовали засахаренные фрукты? (конфеты)

4. раунд

1.Сжигание огромного количества природного топлива приводит к увеличению содержания в атмосфере углекислого газа метана. Что приводит к постепенному потеплению климата. Смесь пыли и газов действуют аналогично покрытию теплицы, хорошо пропускают солнечные лучи, но препятствуют выходу теплового излучения с поверхности. Какую глобальную проблему этот процесс создает? Парниковый эффект

2.Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов гала - молоко, актус - цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то ее успокоить и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Какие это цветы? Подснежники

3.Самое долгоживущее растение Северной Осетии, занесенное в красную книгу. Возраст его 2 тысячи лет. Внимание вопрос?Назовите это растение? Скажите каким терминомназывают древние растения? Тис

4.Эти птицы были завезены в Австралию из Южной Африки в 60-е годы 19 века. Знатоки утверждают, что мясо этой птицы напоминает телятину: кожа имеет отличное качество, а перья время от времени входят в моду. Что это за птица?
Ответ: страус

5. Черный ящик

Интересна история этого растения, самой, может быть, ценной пряности на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность, чтобы не осквернять своего владыку нечистым дыханием. О каком растении идёт речь? (Гвоздика.)

5. раунд

1. Странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, Каролинский попугай – что объединяет всех этих птиц? (Все они – исчезнувшие виды.)

2. Вы все знаете, что улары и туры занесены в красную книгу Осетии.

Вопрос: Могут ли улары и туры помогать друг другу и как ? (Улары свистом предупреждают туров об опасности, а туры разгребая копытами снег для добывания травы способствуют последующей кормежки уларов.

3.Птенец альбатроса 4 месяца ходит в пуху и еще 5 месяцев не покидает гнезда. Представьте себя на его месте и ответьте, что еще, кроме пищи, приносят ему родители? (Игрушку )

4. Странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, Каролинский попугай – что объединяет всех этих птиц? (Все они – исчезнувшие виды

5. Черный ящик

В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?.)

IV .Суперигра

На сцену выходят 2 команды, которые набрали большее количество балло d

6 раунд.

1. Кто такие космополиты и эндемики?
(Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях
.)

2.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во 3.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.

3. В каком году была издана первая Красная книга? В чем особенность первого издания книги?
Международным союзом охраны природы? Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую .

4. Растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать болезнетворные микробы. Как называются эти вещества?

5. Черный ящик

Впервые чаши с этим напитком появились в XVII веке на столах голландцев. В Россию попал он неожиданно. В 1638 году из Москвы были отправлены послы к монгольскому хану. Польщённый подарками хан, в свою очередь, послал ответные дары, среди них было то, что послы назвали негодным товаром и взять его считали ниже своего достоинства. Но к их удивлению товар пришёлся в Москве по вкусу, хотя вначале его применяли как лекарство при разных хворях. (чай)

Чт .В День Земли должны мы дать ответ,
Дорога ли нам планета или нет?
Защищать ее всем миром мы должны,
Чтобы щедрость и богатство в дом пришли.

Превратим наш дом в цветущий чистый сад,
Уберем, почистим, высадим деревьев ряд.
Чтобы мудрая красавица Земля,
С нами в мире и согласии жила.

V . Жюри подводит итоги. Награждение.

Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг»
Ход игры:

(Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.)

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Приветствуем Вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Послушайте правила игры.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 2 команды.
2. Капитаны команд представляют название, девиз.

3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии.
4. Правильность ответов оценивает жюри
5. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:
Полный правильный ответ -5 балла
Неполный ответ - 3 балла
Неправильный ответ - 0 баллов
Представление жюри:
Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Чтобы озвучить название команд вам надо выполнить задание (собирают пазлы, подбирают название и девиз).

Прошу капитанов представить свои команды.
Команда № 1 . «Экологи»;
Наш девиз: «Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету! У природы есть друзья, это мы, и ты, и я!»
Команда №2. «Следопыты»;
Наш девиз:
«Мы, следопыты- природы родной знатоки и любители.
Охраняем лес и его жителей,
И очень просим каждого из вас,
В любое время года всякий раз,
С добрым сердцем в лес входите,
Всё, что есть в нём – берегите!».
Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

1 раунд «Подумай и ответь».

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

2 раунд «Что мы знаем об экологии»

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

Ведущий: жюри подводит итоги двух раундов.

Минута отдыха «Это интересно знать»

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

3 раунд «Решение ситуаций».

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку, привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

4 раунд « Литературный»

Назовите детских писателей и поэтов, писавших о природе?

Назовите русские пословицы и поговорки о природе?

5 раунд «Музыкальный калейдоскоп ».

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Награждение команд. Круг почёта.