Осирис бог какой страны. Древние боги египта - осирис

Осирис является одним из верховных богов в египетском пантеоне, населением Древнего мира он воспринимался как царь загробного мира. Правильное произношение имени этого бога звучит как Усир.

Изображается он, как правило, в виде человека, у которого нижняя часть туловища забинтована как у мумифицированного тела. В руках у него обязательно должны быть знаки царской власти – крюк и цеп.

На голове у этого божества изображается специфический головной убор – корона «атеф». Выглядит она как высокая конической формы шапка, по бокам которой свисают два пера. Иногда вместо головного убора у Осириса изображаются огромные бараньи рога. На некоторых рисунках дошедших до наших дней этот бог изображается с зеленой кожей, что как бы подчеркивает его причастность к народному изобилию и плодородию.

Сегодняшние египтологи так и не могут прийти к единому мнению этимологии (происхождения) имени данного божества. Но самое большое распространение получила точка зрения, согласно которой свое имя Усир бог получил от созвучного египетского слова «восер», что дословно переводится как «правящий один».

С этим богом у древних египтян связано большое количество верований, религиозных культов и мифов.

Возрождение Осириса

Одним из самых главных мифов Древнего Египта, на котором строился весь религиозно-заупокойный культ этой , является легенда об убийстве и последующем воскрешении бога Осириса.

Наиболее точно и достоверно этот миф был описан древнегреческим философом и летописцем Плутархом. Согласно его рассказу Осирис изначально был смертным человеком – царем Египта. Правил он народом вместе со своей женой Исидой, которая так же являлась его сестрой. При нем население Египта научилось выращивать зерновые культуры, жить в мире и чтить своих богов. Свое влияние среди обычных жителей он завоевывал своей добротой и справедливостью, а не угрозами и оружием как другие фараоны. В результате чего был любим и почитаем, что вызывало жуткую зависть у его брата Сета. Решил Сет извести родного брата, для этого изготовил он саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он подойдет, сам же с самого начала снял точные мерки Осириса.

Осирис решил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил.

Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту.

Но Исида, не опустила руки, она вновь принялась искать тело мужа, находя в разных частях его куски, она проводила похоронный обряд и брала их с собой. После того как все было собрано Осирис был мумифицирован. В последствие душа Осириса обрела владычество и стала править загробным миром. В периоды среднего и позднего царства этот бог согласно культу египтян и их религии возглавлял суд на душами умерших.

Верховный суд Осириса

Благодаря знаменитой «книге мертвых» дошедшей до нас сквозь тысячелетия, можно узнать, как проводился по представлению Египтян Верховный суд над душами умерших.

Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору.

После того как душа попадала в загробный мир, она должна принести так называемую клятву отрицания – необходимо было поклясться что при жизни человек был богобоязненным и не совершал дурных поступков, все слова клятвы начинались с частицы «не» - не нарушал, не крал, не врал, не убивал и т.д. После клятвы боги взвешивали на весах истины сердце усопшего. Оно помещалось на одну чашу весов, а на другую богиня правды Маат клала свое перышко. И если сердце перевешивало, значит, при жизни оно было отягощено различными неблаговидными проступками.

От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов.

При всем при этом египтяне считали этого бога строгим, но справедливым, который всегда готов пойти на некоторые уступки, но не пропустит в рай по-настоящему нечестивых грешников. Именно с целью умаслить верховного бога суда и коллегии заседателей в гробницы клали «книгу мертвых», в которой содержалось большое количество самых различных уловок и формул, при помощи которых можно было бы добиться для себя снисхождения.

Культ Осириса

Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира.

В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса.

Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат.

Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества.

Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко.

Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника.

Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого.

Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева.

Осирис

Осирис (Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха (ок. 45 — ок. 127 — древнегреческий философ, биограф, моралист), Осирис был старшим сыном бога земли и богини неба , братом и мужем , братом , отцом и . Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда , деда и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед (предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса) состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.

Осирис - главный бог загробного мира, его царь. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств . Египтяне называли его Усир, а Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп.

Отличительным головным убором божества является его корона – корона «атеф». Она состоит из высокой конической формы шапки с двумя перьями по ее бокам.

Также иногда головной убор бога включает в себя бараньи рога. Первое найденное изображение Осириса относится к периоду правления фараона V династии Джедкары Исеси (ок. 2413 – 2381 гг. до н.э.). Иногда кожа божества имеет зеленый цвет, что подчеркивает его аспекты в качестве бога изобилия и плодородия.

Среди египтологов нет единства относительно этимологии (т.е. происхождения и значения) имени этого божества. Наиболее распространенной точкой зрения считается связь его имени (Усир) с древнеегипетским словом «восер» (ws"ir), что можно перевести как «могущественный один».

Осирис и «Тексты пирамид»

Генеалогия (происхождение) этой божественной персоны описывается в надписях, высеченных на внутренних стенах пирамид V династии - "Текстах пирамид ". Согласно этим текстам, египетский бог Осирис был старшим из детей (наряду с Исидой , Сетом, Нефтидой) бога земли Геба и богини неба Нут , являвшихся, в свою очередь, детьми Шу и Тефнут, которых породил бог Атум .

Таким образом, он является одним из девяти важнейших богов - «эннеады» - города Гелиополя, бывшего одним из главных теологических центров древнего Египта. Гелиопольская эннеада была древнейшей системой, объяснявшей происхождение богов (теогония) и происхождение вселенной и человека (космология).

Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса .

Миф об Осирисе

Рассказы об убийстве и восрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Вот краткое содержание этого мифа. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.

Он научил людей выращивать зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять Осириса со своим богом Дионисом).

Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.

Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.

Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.

И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано.

В отрывках древнеегипетских мифов об Осирисе и Исиде, известных нам сегодня, содержатся некоторые детали, которые отсутствуют у Плутарха. Возможно, что Плутарх, исповедовавший другую религию, просто не включил их в свою версию. У Плутарха центральный персонаж еще до своей смерти имел сына Гора от брака с Исидой.

В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.

Культ Осириса в Древнем Египте

Осирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.

В Древнем царстве покойный фараон идентифицировался с Осирисом, а его преемник - живущий король - с Гором, сыном божества. Позже полагали, как видно, например, из «Текстов саркофагов» и «Книги мертвых », что каждый умерший принимал на себя черты Осириса, то есть считалось, что также оживет после смерти.

Главным центром культа Осириса в Древнем Египте был Абидос, столица восьмого нома в Верхнем Египте, место погребения фараонов (см. Карта Древнего Египта). Владыка подземного царства, его жена Исида и их сын Гор составляли важнейшую троицу богов Абидоса. Очень важным местом паломничества там была могила одного из древних королей первой династии - фараона Джера, которая позже стала почитаться как гробница Осириса.

В Абидосе ежегодно проводился фестиваль, посвященный божеству. Во время празднования ладью бога проносили в огромной процессии, отмечая его победы над врагами. Абидос также считался местом, где была похоронена голова бога после того, как его тело было разрублено на части Сетом. На эмблеме города (нома) изображалась голова с короной "атеф" - короной царя загробного мира.

Другим важнейшим центром почитания божества был город Джеду (Бусирис), который, собственно, был местом, где возник его культ. Несмотря на наличие этих явных центров, культ Осириса в Древнем Египте получил распространение по всей стране, а позже распространился и за ее пределами – в Ливии, Нубии, Междуречье, Греции и т.д.

Смерть Осириса. Из земного царя – в цари подземного мира

«Тексты пирамид» говорят о том, что Осирис был правителем Египта в преддинастический период. Однако сведения об этом правлении, закончившимся его убийством от рук своего же брата Сета, крайне скудны. Кажется, что земная жизнь бога загробного мира включена в цикл мифов об Осирисе только для того, чтобы сделать его отеческое отношение к египетскому королю более понятным. Поскольку после его смерти владыкой Египта, победив Сета, становится Гор – сын бога, обеспечив, таким образом, с одной стороны, «божественность» самих фараонов, с другой - их тесную связь именно с Осирисом, как предтечей всех фараонов.

Из «Текстов саркофагов» эпохи Среднего царства следует, что Сет напал на своего брата на земле Gahesty и убил его на берегу Nedyet. Есть также намек на смерть Осириса от утопления около Мемфиса. Эта связь бога загробного мира с водой была подробнее развита в более поздний период, когда события, остносящиеся к его смерти и воскрешению связаны уже c Нилом.

Коварный Сет не только заманил своего легковерного брата в сундук (саркофаг), который потом был брошен в реку, но и изрубил тело умершего на части. По одной версии этих частей было 14, по другой – 16, а еще по одной – 42. Первая цифра связана, несомненно, с числом городов и храмов, которые претендовали на то, что гробница Осириса (его могила) находится именно у них. Последняя цифра связана с количеством номов – областей Древнего Египта.

В Верхнем Египте было 22 нома, в Нижнем Египте – 20, итого – 42. Естественным для египтян было полагать, что в каждой административной единице страны находится (находилось) по части тела национального бога. Это отвечало государственной идеологии, национальному самосознанию и идентификации, единству страны.

Мифы в изложении Плутарха донесли некоторые подробности того, где и какие части тела находились (были захоронены):
Себеннутос - бедро и голень;
Гераклеополис - бедро, голова, две ноги;
Атрибис - сердце;
Абидос - голова;
Эдфу - нога;
остров Бига - левая нога.

Таким образом, почитание мощей, священных останков, частей тела божественных персоналий тоже пришло к нам из Древнего Египта. То, что одни и те же части находились в разных местах, не является преградой для религиозного мировоззрения. Точно также как и наличие нескольких гробниц Осириса. Достаточно вспомнить, что в значительно более позднем христианстве одних и тех же священных реликвий, например, голов Иоанна Крестителя насчитывается несколько.

Преданность сестры и жены божества, богини Изиды, которая стала чрезвычайно развитым мотивом в более поздних вариантах легенд об Осирисе, уже присутствует в самых ранних версиях мифа. После долгих поисков она находит части разрубленного мужа и собирает его плоть воедино.

После этого в Абидосе был выполнен ритуал бальзамирования бога (важную роль в этом сыграли боги Анубис и Тот). Вот почему он изображается, как мумия, с ногами и телом (исключая руки и голову), плотно обернутыми льняными полотнами.

Несмотря на свое чудесное воскрешение, Осирис уже не претендует больше на египетский трон. Он становится царем загробного мира, оставляя бороться за египетский трон с Сетом своего сына Гора.

Исида и Осирис

Как появился на свет бог Гор? Исида и Осирис были супружеской парой, но при земной жизни Осириса – до его убийства – у них не было детей.

Вот что говорят древнеегипетские мифы об этом. Когда Исида нашла и собрала воедино разрезанное на куски тело супруга, она приступила к магическим обрядам над убитым мужем.

Согласно мифам ей удалось вдохнуть в покойного жизнь настолько, что он смог вступить с Исидой в половую связь и оплодотворить ее. Благодаря этому Исида забеременела и впоследствии родила сына Гора.

Пикантность этой истории и в том, что по одной из версий мифа Сет, раскидав разрезанное на 14 частей тело доверчивого брата по всему Египту, фаллос бога бросил в Нил, где он был съеден рыбами.

Исида с помощью своей магии создала искусственный фаллос для своего мужа. У древних египтян существовал отдельный культ и фестиваль, посвященный этому событию. Следует отметить, что по другой мифологической традиции фаллос бога не был поврежден и находился в Мемфисе, где и был найден Исидой

Суд Осириса

Ко времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.

Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».

Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат . Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.

От того, какой вердикт вынесет суд Осириса , зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут , что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.

Эти представления об нем как справедливом судье и спасителе мертвых являются характерными для всех последних стадий истории Древнего Египта. В этой концепции были обнадеживающие и утешающие идеи для самых широких слоев населения. Посмертная участь человека зависит не от его богатства и положения на земле. Она зависит только от моральных качеств и поступков самого человека, а также от доброй воли царя загробного мира.

Эпитеты Осириса

Осирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.

«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.

«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества - городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.

«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.

«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.

«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.

«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.

«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.

«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.

Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.

Осирис и фараон

В эпоху Древнего царства Осирис был связан почти исключительно только с фараоном. Когда правитель Египта умирал, он становится никем иным как Осирисом, царем Дуата – загробного царства.

В текстах, высеченных в пирамидах V и VI династий, умерший король иногда упоминается под именем бога, например, Осирис Унас или Осирис Пепи. То есть фараон не умирал, а превращался в бога.

Однако следует отметить, что даже в этих ранних источниках, проскальзывают и моменты, указывающие на то, что монархи хотели быть вместе с богом солнца в небе, а не жить в неизвестных и темных областях Дуата. В частности, в одном из текстов говорится о том, что Ра не будет передавать короля царю загробного царства, а в другом – содержится заклинание, чтобы бог загробного мира оставил королевскую могилу свободной от «его зла».

На эпоху Среднего царства приходятся такие описания владыки подземного мира в «Текстах саркофагов», которые делают его более похожим на злобного демона, нежели на доброго защитника и покровителя.

Однако эти, более темные аспекты Осириса, никогда не были преобладающими в описании этого божества, и не отменили его роль в качестве персонификации умершего лица королевского сана.

Осирис и Ра

Для египетского мировоззрения характерным является дуализм, который проявляется как во взглядах на природу, так и в религиозно-мифологических конструкциях.

Корни этого дуализма находятся в самой окружающей действительности: верх-низ, сыро-сухо, светло-темно, жарко-холодно и т.д. И боги воспринимались египтянами дуалистично.

У каждого бога есть своеобразная вторая дуальная половинка. У царя загробного мира – это бог солнца Ра .

С одной стороны, Осирис – это свет подземного мира, подземная копия солнечного бога Ра. С другой - Ра принимает участие в похоронных церемониях Осириса, каждую ночь ладья Ра плывет по подземному Нилу во владениях бога подземного (загробного) мира. Согласно некоторым текстам "Книги мертвых" периода Нового царства, после смерти Осириса в самый темный час ночи душа бога солнца Ра достигла пещеры, где лежало тело умершего, и объединилась с душой Осириса. Это позволило Осирису и всем мертвым просыпаться и жить снова. В понимании египтян Осирис и Ра выступали как своеобразная Двойная душа.

Однако именно в рамках концепции дуализма между богами есть постоянная конкуренция. Характерным является мифологический сюжет, в котором Осирис подчеркивает свою собственную важность в качестве сельскохозяйственного божества в производстве пшеницы и ячменя – важнейших сельскохозяйственных культур Древнего Египта. Ра в этом сюжете заявляет, что зерновые культуры существуют независимо от владыки подземного мира.

Когда Гор вступил в борьбу за египетский трон против убийцы своего отца – Сета, Ра поддерживал вначале Сета, а не Гора. И только после вмешательства Исиды, которая фактически вынудила Ра изменить свою позицию, он поддержал Гора. Но при этом Сет не утратил его благорасположенности – Ра взял его к себе в ладью, а Сет верой и правдой стал защищать солнечного бога от злейшего врага


Осирис - сын бога земли Геба и богини неба Нут. Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние египтяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов».

Прежде всего Осирис - покровитель и защитник людей. Он стал первым царем Египта, научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Но, кроме того, Осирис почитался богом растительности, производительных сил природы. В посвященных ему храмах устанавливали деревянную раму повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Осирис был также владыкой загробного мира, справедливым и беспристрастным судьей умерших.

Миф об Осирисе, его верной жене Исиде и злом брате Сете - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев (1868-1920) назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

У Осириса был брат, злой и коварный Сет. который завидовал Осирису и решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Все гости на пиру, будучи сообщниками Сета, стали громко восхищаться коробом. Сет сказал, что подарит короб тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому, кроме Осириса, он не был впору. Когда Осирис лег в короб, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Жена Осириса, Исида, узнав о гибели мужа, отправилась ни поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для украшения своего дворца колонну.

Исида достигла города Библа, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лобке в дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа.

... Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах, Небо смешалось с землей, тень легли на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки, Сердце мое горит, потому что стеною Отгородился ты от меня...

(Перевод Анны Ахматовой)

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом - она собрала его тело воедино и сказала: «О светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис ушел в загробный мир, став его владыкой и судьей над умершими.

Сет убил своего брата Осириса, бога земли и произрастания. Но тот был воскрешен и воцарился в загробном мире, став повелителем гробниц и мертвых, владыкой потустороннего и предвестником воскресения всего рода людского.

Как мертвого царя и царя умерших, Осириса особенно почитали в Древнем Египте. Любовь Исиды, его сестры-паредры, спасла Осириса, и он ожил. Этот бог воплощает возрождение. Благодаря ему, каждый человек, прошедший страшный суд, обретет новую жизнь. И перед именами тех, кто будет провозглашен «оправданным» на этом суде, появится имя «Осирис». Осирис - бог Спасения, поэтому больше всего в нем нуждаются именно люди!

Изображения Осириса

Осирис - антропоморфный бог, то есть бог с внешностью человека. Кроме того, белый саван, в который он закутан, уподобляет его мумии. Это знак загробного мира, которым правит Осирис. Этого бога всегда изображали в статичной позе: чаще всего стоящим, реже - сидящим и никогда - идущим. Иногда рядом с ним появляются его сестры, Исида и Нефтида.

Порой встречаются также изобра-жения лежащего Осириса. Это отсылка к мифу об Осирисе плодоносящем, о котором мы расскажем подробнее в следующей статье.

Часто перед Осирисом изображали принесенное ему в жертву животное.

Осирис всегда увенчан короной. Мифы говорят о том, что он был пер-вым царем Египта. В руках он держит символы власти - плеть и скипетр. Осирис, его сестра и супруга Исида и сын Гор составляют главную священную семью египетского пантеона: бог, богиня и божественный младенец.

Бог обновления

Кожа Осириса зеленая или черная. Черный цвет в Египте не считался знаком траура. Это цвет возрождения, цвет новой жизни, так же, как зеленый. И поскольку смерть - это путь в новый мир, Осириса всегда сопровождают растения. Это лотос, виноградная лоза или дерево. Корона Осириса - сноп пшеницы, ладья сделана из папируса, а джед - из связок тростника.

Мифы об Осирисе

История Осириса - история бога, но при этом очень человеческая. Она полна обещаний для людей, которые обречены на смерть. Это и любовная история, в центре которой - супруга бога, Исида. И хотя мифы об Осирисе повествуют в основном о загробном мире, царем которого он является, этот бог воплощает жизнь и возрождение.

Миф об Осирисе начинается рассказом о боге Ра, который породил божественную чету, Шу и Тефнут. От их союза родились Геб, воплощение земли, и Нут, воплощение неба. Они так привязались друг к другу, что казалось невозможным их разлучить. Ничто больше не разделяло небо и землю, и Ра (солнце) не мог больше путешествовать по небосводу. Это бунт против власти бога богов! Шу сумел оторвать дочь от супруга, и в освободившееся пространство проникли воздух, вода и солнце. Но Ра решил наказать влюбленных за их беспечность.

Зная, что Нут понесла в своем чреве пятерых младенцев, Ра постановил, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года!

Непростое рождение

Бог Тот восстал против жестокого решения. Он отправился к Луне и выиграл у нее пять дополнительных дней, которые добавились в календаре к концу года (это были эпагомены, «дополнительные» дни). Осирис родился самым первым из пятерых младенцев, поэтому ему посвящен первый из этих дней. Затем на свет появились его братья и сестры: Гор, Сет (будущий убийца бога), Нефтида и Исида (его будущая супруга).

Вскоре Осирис обрел царскую власть над миром и фараоны первых династий посвятили ему культ. «Едва став царем мира, он немедленно вывел египтян из состояния диких зверей и помог им в их нуждах, показав, как возделывать землю, дав им законы и научив почитать богов. А затем он обошел весь мир, чтобы приобщить его к культуре». Так древние тексты описывают начало правления этого царя-бога.

Семья осириса

Миф о сотворении мира, распространенный в Гелиополе, городе бога Ра, говорит, что Осирис - сын Геба (Земли) и Нут (Неба). Он появился на свет благодаря вмешательству Тота, бога времени и счета, вместе с Сетом, Исидой, Нефтидой и Гором. Но в божественной семье не все было ладно. Осирис открыто враждовал со своим братом Сетом. Отношения с Исидой тоже были непростыми: бог пожелал быть не только ее братом, но и супругом.

Сет, ревнивый брат

Но любовь и почести, которые люди воздавали Осирису за его благодеяния, вызвали зависть и ревность других богов, и в первую очередь у его брата Сета. Чтобы избавиться от Осириса, Сет замыслил коварный план. Легенда гласит, что бог втайне измерил рост своего брата. Потом по этим меркам он сделал великолепный, богато украшенный деревянный сундук. Вечером Сет принес его на пир и в шутку пообещал, что подарит сундук тому, кому он придется впору. Сначала попытались все присутствующие... Когда же подошла очередь Осириса, тот легко улегся внутрь. И тогда помощники Сета, подбежав, быстро заколотили сундук и бросили его в Нил. Именно в этот момент в действие вступает Исида, сестра и супруга Осириса. И начинаются поиски Осириса.

Расчленение Осириса

Вариант мифа об убийстве Осириса, совершенном его братом Сетом, «Расчленение Осириса» стал основой культа этого бога. Сет, обнаруживший тайник, где Исида спрятала тело своего покойного брата и мужа, немедленно разрубил Осириса на 14 кусков, которые разбросал в 4 концах Египта. Поиски Исиды были долгими, она решила, что каждый кусок будет погребен в том месте, где был найден. Эта легенда объясняет то, что мощи Осириса хранились в разных храмах. Так, в главном его святилище, в Абидосе, хранилась голова бога.

Поиски Осириса

Миф о поисках Осириса имеет несколько вариантов. В одном из них говорится, что Исида и Нефтида отправились за телом Осириса и вскоре нашли его на берегу Нила.

В другом, который обычно называют «Расчленение Осириса», Исида обнаружила тело своего супруга намного дальше, в финикийском городе Библ (в современном Ливане). Она привезла его обратно в Египет и спрятала. Но Сет, узнав об этом тайнике, расчленил тело и разбросал его части в разные стороны. Тогда две сестры воззвали в поминальном плаче к богам, умоляя Ра, Тота и Анубиса внять их просьбам и оживить бога.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Появившись на свет, маленький Гор не преминул отомстить Сету за отца. А Осирис, воскрешенный безграничной любовью своей жены, стал повелителем ночи и всего потустороннего, воцарившись в загробном мире. Власть над днем и миром живых он оставил богу Ра.

Культ Осириса

Как это часто случается в древних верованиях, образ Осириса появился в результате слияния культов местных божеств. Исследователи полагают, что одним из них был Анджети из Бусириса, а другим - Хентаментиу из Абидоса. Именно в этих двух городах Осириса почитали более всего.

От Андженти, вероятно, происходит царская власть Осириса (которую он никогда не потеряет). А от второго божества он получил титул «владыки Запада», то есть повелителя мертвых. Осирису, как богу погребальных ритуалов и владыке загробного мира, единодушно поклонялись все египтяне. Воодушевление, с которым его прославляли, объясняется тем, что именно Осирис представлялся последним судией людей. Этот новый бог-друг, несомненно, стоит двух старых, ведь именно с ним предстоит встретиться на пороге новой жизни!

Абидос: город Осириса


Фараоны всех династий, включая самые первые, благосклонно относились к Абидосу, ведь он был городом Хентаментиу, предшественника Осириса. Здесь хоронили представителей I и II династии. К периоду правления V и VI династий Хентаментиу был постепенно отождествлен с Осирисом Нижнего Египта. Именно тогда культ приобрел впечатляющие масштабы. В эпоху Среднего царства Абидос стал очень популярным местом поклонения. Сюда приходили паломники со всего Египта, к тому же жрецы объявили, что в городе хранится голова бога. Многие египтяне стремились умилостивить Осириса, особенно при наступлении старости. Они возводили маленькие кирпичные кенотафы (погребальные памятники) и каменные стелы между храмом Осириса и традиционными некрополями.

Первоначально этот храм был посвящен Хентаментиу, но со времен XII династии стал святилищем Осириса. Это древнее здание построено из кирпичей. Только обрамления оконных и дверных проемов были сделаны из камня. Это объясняет почти полное исчезновение руин святилища. Из-за веры в мистическое присутствие бога, многие фараоны возводили свои погребальные храмы в Абидосе. Первым из них стал храм Сесостриса III.

Любое погребение - часть культа Осириса

Исида зачала Гора, который родился уже после смерти Осириса и стал его наследником. Гор неустанно сражался против своего дяди Сета, чтобы восстановить свои права на престол. Но в их борьбу вмешался небесный суд, и боги приняли Гора в свой круг. По аналогии каждый царствующий фараон при жизни отождествляется с Гором. Умирая, он становится Осирисом.

Однако простые смертные обрели надежду на новую жизнь только в эпоху Среднего царства, как пишет египтолог Серж Сонерон (IFAO): «Накануне Среднего царства все умершие стали считаться Осирисами, и таким образом человечество, которое некогда могло участвовать в покорении небес только опосредованно, через усопшего владыку, воплощавшего смутный и безликий собирательный образ своего народа, получило возможность последовать за Осирисом в потусторонний мир, демократично открывшийся для всех». Что значит быть Осирисом? Его жизненный путь и любовь супруги, Исиды, делают этого бога близким и понятным каждому египтянину. Открыв путь к новой жизни, Осирис даровал людям ключ к новому царству - загробному миру. Поэтому к Осирису обращаются во время различных этапов ритуала погребения: во время бальзамирования, обрядового открытия рта (который возвращает дыхание умершему), в ходе процессии и т. д. Все усопшие и забальзамированные фараоны изображают Осириса: они завернуты в белый саван, увенчаны короной атеф, держат в руках божественные символы власти. О новой роли фараона оповещают и росписи в их гробницах.

Символы власти, которые держит в руках Осирис, в первую очередь напоминают о том, что этот бог - основатель египетского царства, но происхождение их понятно простому народу. Загнутый на конце скипетр хека, Магический жезл (слово хека означает «магия»), по форме схож с пастушеским посохом. Афлагеллум (или нехех) напоминает плеть, использовавшуюся для сбора ладана. Корона атеф символизирует плодородие земель Египта. Ее очертания похожи на стянутые вверху колосья снопа пшеницы. Это указывает на то, что Осирис, по преданию, научил людей возделывать землю. Два пера (вероятно, страусиных) по бокам головного убора говорят о высочайшем ранге бога. Осирис - божество, воплощающее земледелие и скотоводство, лежавших в основе древнеегипетской цивилизации.

Празднества мемфиса

В Мемфисе справлялся уникальный праздник в честь Осириса: «возведение колонны джед». Этот ритуал связывал Осириса с царской властью, которую он наделял божественной силой. Накануне коронации и в дни юбилеев сам фараон руководил установкой монументальной колонны джед, символизировавшей постоянство и долговечность, которые воплощал Осирис.

Праздники и церемонии

Главные праздники культа Осириса отмечают в месяц хояк (октябрь - ноябрь), между спадом вод Нила и началом сева. Почва, удобренная принесенным во время паводков илом, скоро может быть засеяна. Эта земная символика возрождения, о котором мечтает весь род человеческий, - основа обрядов поклонения Осирису.

Празднества начинаются с публичных ритуалов, происходящих вне храма (закрытого для простых смертных). Бога выносят к людям в лодке нехмет, со статуей Упуаута. Этот бог-шакал, «открыватель путей», играет роль психопомпа (проводника душ). Он сопровождает усопших к могиле и помогает им возродиться. Победа Упуаута над злокозненными демонами - это победа и Осириса, который бьется с ряжеными на протяжении всего праздничного шествия.

Затем происходит «Большой выход», реалистичное и порой несколько жестокое представление, воссоздающее сражение между соратниками и врагами Осириса. Разумеется, бог выходит из схватки победителем и возвращается в свой храм, провожаемый ликующей толпой.

Колонна джед

Колонна джед - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Ее рисовали на стенах гробниц, ее изображение надевали на шею в качестве амулета и живым, и мумиям. Ее очертания отразились в иероглифической письменности: иероглиф «колонна» означает «постоянство» и «долговечность». У этого фетиша очень древнее происхождение. Одни ученые считают, что изначально джед был деревом. Глава 155 Книги мертвых связывает его с позвоночником Осириса и, следовательно, со смертью. Поэтому этот знак часто изображали внутри саркофагов. Другие же видят в нем ниломер, столб, измерявший уровень разливов Нила. Слишком значительный или слишком слабый подъем воды плохо сказывался на урожаях, и мерный столб позволял узнать, к чему быть готовым.

Плодоносный Осирис

Другие церемонии совершаются тайно, в храмах, вдали от толп, в кругу высокопоставленных жрецов и иногда в присутствии самого фараона. Их цель - обеспечить мистическое воскрешение Осириса.

Как же проходил этот ритуал? Сначала в иле, принесенном от реки, рисовали образ Осириса. Пока он был еще влажным, его засевали зерном, которое поливали в последующие девять дней. Когда на поверхности появлялись всходы, этого «плодоносного Осириса» торжественно переносили в лодку, в сопровождении процессии с 365 факелами.

Лодка, проплыв по священным водам храмового озера, достигала острова, символизировавшего курган, где был погребен бог. Когда она причаливала, из нее выносили проросшего Осириса. Засохший прошлогодний образ убирали и на то же самое место клали зеленеющего бога.

Таким образом замыкался годовой цикл обновления. Животворящие силы природы были восстановлены, и мог начаться новый цикл. Девять дней полива, ил, в котором прорастают зерна... Связь с вынашиванием и рождением новой жизни очевидна. Это жизнь Осириса в потустороннем мире! Не случайно египетского бога позднее отождествляли с древнегреческим Дионисом, богом виноделия, производительных сил природы, и Приапом, богом плодородия, полей и садов.

Имена Осириса

Жители Древнего Египта считали, что одного имени недостаточно для божественного существа, будь то фараон или бог. Так Осирис получил множество титулов.

Он - владыка Запада: к западу от Нила начиналась пустыня, над которой каждый вечер садилось солнце. А закат - это очень символичный образ смерти. Египтяне верили, что на западе, под землей, находится загробный мир (дуат) и солнцу каждую ночь приходится его пересекать. Осирис, сумевший возродиться после смерти, был воспринят как повелитель этого мира, владыка Запада, проще говоря, царь мертвых!

Он - «Владыка Маат»: слово маат означает «истина и справедливость». Эти добродетели воплощает богиня Маат. Люди, жившие «по Маат», могли надеяться, что на последнем суде будут оправданы. Этот суд вершит сам Осирис, и когда сердце умершего (вместилище души) взвешивают, Маат предстает в образе гири на другой чаше весов. Если гиря-маат перевешивает, значит, груз ошибок не слишком велик. И тогда усопший обретает новую жизнь в царстве Осириса.
Он - «Господин вечности». Это кажется естественным, ведь власть Осириса простирается над загробным миром. И вечность обещана каждому допущенному в него умершему. Достоин человек или нет - это, как мы уже рассказали, определяет суд Осириса.

Он - «Существо Благое» (унефер). Это имя напоминает нам о просвещении, которое Осирис даровал первым людям. И о том, что именно он сделал первый плуг и научил людей земледелию и садоводству.

Египетская мифология - одна из старейших в мире. С годами верховным богом стал хозяин страны мертвых, бог Осирис, культ которого вызывал чувство уважения и страха. Именно он решал, что заслуживает душа: вечной жизни или забвения. Каждый человек попадал на его суд, на котором взвешивались благие деяния и грехи.

Божественная династия

Мифы - это всегда интересно. верили, что богам не чуждо все человеческое, а особенно в чувствах. Поэтому они влюблялись, ссорились, рожали детей. Об этом и рассказывают предания.

Египетские легенды говорят о том, что ранее земля была бескрайним океаном. Ее покрывали волны, холодные и мертвые. Океан назывался Нун. Но однажды над бескрайней водой пролетела птица феникс и своим криком изменила просторы. С поверхности сошел Атум - первое божество. Через несколько поколений появился Осирис. Бог-праотец осознал, что море снова замерзнет без ветра, и создал сына Шу. Вместе с ним родилась и близняшка-дочь Тефнут, ставшая покровительницей океана, порядка и мысли. Это были два божества с одной душой, женское и мужское начало. Впоследствии именно покровительница воды помогла создать мир.

Но земля оставалась темной. Отец потерял своих детей и долго искал их. Чтобы найти первенцев, он выколол себе глаз и кинул его в воду. Око должно было разыскать детей. Но Атум справился сам и так сильно обрадовался, что из воды появился лотос, а из него - повелитель солнца. Он заплакал от счастья, и его слезы превратились в людей. Позже этот бог стал отражением Атума. Но глаз, который истратил силы, обиделся и в гневе стал змеей. Тогда верховный бог поместил его себе на корону.

Шу и Тефнут стали первой небесной парой. У них родилось двое детей: Геб - покровитель земли и Нут - владелица неба. Они так любили друг друга, что не разрывали объятий. Поэтому с самого начала земля и небо были соединены. Но когда они поссорились, Ра приказал ветру Шу разделить их. Богиня неба поднялась вверх. От высоты голова кружилась, поэтому ее отец, ветер, днем поддерживал ее, и каждую ночь опускал на землю. Мать Тефнут - богиня росы и дождя - тоже держала дочь, но быстро уставала. Когда ей было тяжело, на землю лилась вода.

В темноте Нут встречалась с супругом. Ра, узнав об этом, разгневался. Он проклял Нут, чтобы она не рожала. Но через хитрость Тоту она все же смогла иметь детей, среди которых был и бог Египта - Осирис.

Мудрость великого бога

Тот - патрон мудрости и магии - решил помочь небесной Нут. Он отправился к Луне и выиграл у нее хитростью 5 дней. Тогда у Нут и Геба появились дети. Первым был Осирис. Его братьями и сестрами стали Нефтида - правительница мертвых, Исида - хранила любовь и судьбу, Сет - зло.

Повзрослев, Осирис занял трон отца Геба. Это был четвертый бог-фараон. Первое, что он сделал, заняв престол - начал обучать людей мудрости. До того племена жили дикарями и ели себе подобных. Фараон обучал есть и растить злаки. На помощь пришел Тот, который был символом мудрости. Вместе они установили главные законы. Тот придумал имена, дал названия вещам, подарил письменность, научил искусству и различным ремеслам. Египетский бог Осирис рассказал, как нужно поклоняться высшим силам. Он был мастером земледелия и заставил всех работать. С его воли люди научились медицине и магии. Делали вино и варили пиво. С его установками строили города. Обрабатывали руду и медь. Правление назвали Золотым Веком. Властвование проводилось без кровопролития и войн. Женился, по семейной традиции, на сестре Исиде, которая полюбила его еще будучи в утробе матери.

Приведя в порядок свои земли, он пошел в соседние края, где до сих пор царил хаос. Миром и мудростью начал править в других племенах. На троне осталась жена, которая передавала своему народу знания домашнего хозяйства и науку семейной жизни.

Интриги пантеона

Пока Осирис делился своим опытом, его брат Сет тайно влюбился в Исиду. Его чувства были настолько сильны, что он решил убрать брата из мира. Сет недолго искал сторонников. Многим демонам была не по вкусу сложившаяся ситуация. Брат бога Осириса смастерил саркофаг, озолотил его и украсил дорогими камнями. Перед тем он тайно измерил рост бога плодородия. Затем устроил пир, куда пригласил элиту Египта. Когда гости напились вином, Сет вынес ящик. Зрители ахнули от увиденной красоты. Сундук им приглянулся. Тогда бог зла сказал, что подарит его тому, кто туда идеально поместится. Каждый решил попробовать лечь в ящик, но одним он был тесный, другим длинный. Когда туда лег Осирис, предатели закрыли крышку и заколотили гроб. Ловушка сработала. Ящик вынесли и бросили в реку. Но течение не понесло саркофаг в море.

Египетская мифология четко указывает, что за пределами Нила проложена черта жизни и смерти. Река унесла его из страны людей в царство душ. Бог, которого считали вечным, перешел в мир мертвых.

Узнав о подвохе, Исида стала носить траур. Она долго горевала и искала по земле тело любимого. Через некоторое время женщине подсказали, где видели гроб. Но ящик зарос вереском, и один из царей забрал его к себе во дворец, как колонну. Исида узнала об этом и начала служить в замке как простолюдинка. Впоследствии безутешная вдова унесла саркофаг. Разрубленный верес, что стоял столбом, позже стали использовать, как символ бога Осириса. Когда открыли крышку, богиня расплакалась. В Египте она спрятала ящик в дельте Нила.

Большая сила божественной любви

Была еще одна причина того, почему Сет возненавидел брата. По семейной традиции, дети одних родителей сочетались браком. Так произошло в паре близнецов Шу и Тефнут, Нут и Геб. Эта участь ждала и их детей - Осириса и Исиду и Сета плюс Нефтиду.

Был женат на своей второй сестре. Но эта женщина искренне полюбила египетского фараона и по совместительству родного брата. Одной ночью она перевоплотилась в Исиду и разделила с ним ложе. Так на свет появился сын Дуата Анубис, ставший мастером мумификации. Женщина долго скрывала правду от Сета. Но когда ситуация повернулась против Осириса, она перешла на сторону добра и стала союзницей сестры.

Далее события разворачиваются следующим образом. Однажды вечером Сет рыбачил на Ниле и наткнулся на саркофаг. В порыве злости он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по всему миру. Бедная Исида и ее сестра начали искать тело. Поиски были удачными, нашли все куски кроме фаллоса. Впоследствии его заменили глиняным.

Там, откуда забирали часть тела, строили храм. Сет видел святилище и думал, что прах погребен навечно, даже не подозревая о том, что врага хотят воскресить.

Жена бога Осириса и его сторонники, сестра Нефтида, друг Тот и сын Анубис, создали мумию. Процесс длился 70 дней. Очень горевала Исида и потому, что не имела детей. Но за счет большой магии она превратилась в птицу Хат, сказала заклинания и забеременела.

Судьба наследника

Долгое время вдова, которая ждала малыша, скрывалась. Когда рожала, сказала, что ее сын отомстит за смерть отца. Ребенка назвали Хор. Исида растила его и ждала того дня, когда восторжествует справедливость. Весь пантеон охранял ее и младенца от плохого Сета.

Когда Хор вырос, произошло сражение с дядей за трон. В ходе войны Сет выбил глаз племяннику. Одна из легенд гласит, что когда око вернулось к владельцу, Хор отнес его к мумии. Сын бога Осириса всунул в тело покойника глаз, и тот воскрес. Но мужчина уже не принадлежал этому миру, а должен был править царством мертвых. Перед прощанием отец задал несколько загадок Хору и убедился, что сын сможет достойно его заменить. Затем благословил дитя на победу.

С тех пор египтяне считали, что каждый проходит путь Осириса, то есть умирает и воскресает. А мумификация не дает телу тлеть. Подобно этому богу, ежегодно воскресает и природа. На том свете он взвешивает грехи людей и выступает судьей.

80 лет продолжались битвы дяди и племянника. Устав от постоянных войн, Сет и Хор обратились к высшим богам. Суд решил, что трон принадлежит сыну Осириса. Сет стал повелителем пустыни и бури. Бог Египта Осирис и его сын были последними мистическими правителями. После них землей правили люди.

Портрет земного бога

Образ этого существа чрезвычайно сложный и прошел много трансформаций. Считается, что первое его имя было Джеду, и поклонялись ему в восточной части дельты Нила. Затем его сущность соединилась с ликом Анджеты, покровителем другого города. Поэтому в его руках появились посох и кнут пастуха. С годами он приобретает новые силы, становится царем земледельцев и обзаводится лозой и лотосом.

С 1600 года до н. е. его изображали как проросшее зерно.

В конце Нового царства ассоциировали с Ра. Изображение бога Осириса стало подаваться с солнечным диском над головой.

Став во главе умерших, он не перестал рисоваться среди буйства растений. Перед ногами разливался пруд, где рос лотос. Рядом ставили дерево, на котором сидела душа в лике феникса.

Царство мертвых

Оставив земной мир, бог стал владыкой умерших. Мифология говорит, что он возглавлял 42 божества, которые решали судьбу покойника. Каждый, кто переходил в загробный свет, попадал в зал двух истин. Человек говорила клятву отречения, суть которой в том, что говорящий начинал фразы с приставки «не»: не нарушил, не обманул.

Далее проходила процедура взвешивания. На весы клали с одной стороны сердце покойника, с другой - перо богини истины. За всем наблюдал Осирис. Бог определял загробную участь. Было два варианта: счастье полей Иару, где радость и веселье, или сердце грешника отдавали монстру Аммуту, что обрекало его на вечную смерть.

Культ был настолько велик, что в эпоху Нового царства Осирис был самым высоким среди богов. Отсюда пошла новая теория. Отныне вечное существование ждет не только богачей, а и бедняков. Билет в рай - это примерное существование, нравственность, покорность.

По представлениям египтян, о всех благах того света должны были заботиться близкие, поскольку смерть воспринимали как глубокий сон. Для того чтобы человек после пробуждения смог жить нормально, тело мумифицировали. Это была не прихоть, а неотъемлемая часть практики.

Суд бога Осириса вызывал чувство страха и трепета. А он сам был не только первой мумией, но и основоположником культа мертвых.

Образ темного повелителя

Владыка душ стал неофициальным родоначальником литературы и художественного искусства. Сила вдохновляла людей на создание рассказов о его подвигах. Их изображали на стенах и пергаменте. Большинство страниц ему посвятили в «Книге мертвых». Эти работы открывают нам образ бога.

Как и все небесные создания, Осирис частично был человеком. Судья встречал подданных сидя. Его ноги были забинтованы. В руках лежали символы власти - крюк и цепь.

Бог Осирис в Древнем Египте имел присущую только ему черту. Это была корона, носящая название «атеф». Сделан этот венец был из папируса. Цвет белый, по бокам прикреплены два красных пера страуса. Сверху они завивались. Иногда на продолговатой шапке были рога барана. Именно по этой короне исследователи распознавали на фресках бога тьмы.

Можно встретить рисунки, где Осириса изображают зеленым. Это ссылка на его земное правление, где он был покровителем плодородия и земледелия. Если бог красный, то это цвет почвы. Также в его руках может быть виноградная лоза, ведь именно он научил людей делать вино. Не редкость изображение бога растений среди деревьев.

Старейшей считают фреску, которая была создана в правление V династии фараона Джедкара - ок. 2405-2367 до н. э. На ней изображен бог Осирис. Фото, имеющие тысячелетнюю историю, представляет интерес как для ученых, так и для простых обывателей.

Египетские боги в Греции и христианстве

О богах Древнего Египта мир впервые узнал от греческих мыслителей. Юлий Африкан и подробно изучали историю соседнего царства. Но больше всего современники черпают из исследований Плутарха. Этот человек написал трактат «Об Исиде и Осирисе». Много интересного можно найти в его работе. Единственный минус - в произведении полно переплетений египетских мифов с греческими. Так, например, есть неточности, связанные с названием «Осирис». Бог с таким именем не существовал в Египте, но был культ Усиро. Известное нам имя просто ближе к языку Плутарха. Есть и другие замены: Ра стал Гелиосом, Нут - Реей, Тот - Гермесом. А главный герой винодел стал Дионисием.

Многие ученые видят общие черты египтянина с Христом. Так, оба учили людей мудрости и предлагали вино и хлеб как свою плоть и кровь.

А все началось с того, что археологи нашли молитву, датированную тысячным годом Она слово в слово повторяла «Отче наш». Проводится много параллелей о рождении обоих богов. Дева Мария узнала о благословенном ребенке от архангела, а Нут от неизвестного голоса. Далее Исида скрывается с сыном от злого Сета, как и Мария с Иисусом.

Древнеегипетский бог Осирис был специально придуман для рабов, которые надеялись на другую, лучшую жизнь после смерти. Так же трактуют и суть христианской веры.

Еще одно родство Иисуса и Осириса - смерть и воскресение.

Символ - саркофаг

Имя Усиро человечеству известно уже более пяти тысяч лет. Слово «Ус-Ири» так и не имеет точного перевода, но большинство ученых считают, что оно значит "тот, который идет своей дорогой". Это был один из самых популярных культов Египта, поэтому неудивительно, что его образ часто встречается в искусстве. Неудивительно, что ему посвящали фетиши. Предметом Осириса был джед.

Первые атрибуты для культа - деревянные шесты с закрепленными связями пшеницы. Для праздничности их перевязывали красной лентой - поясом. Это был символ новой жизни и сезона. В разных регионах фетиш делали по-своему. Порой это были связки тростника.

После популяризации мифа о том, что Исида нашла вертикальный гроб с мужем в вересе, джед начали воспринимать как позвоночник бога. Большую роль столб играл при перемене царей. Ни одна коронация не проводилась без этого символа.

Каждую весну джед ставили вертикально. Это означало поражение Сета и мир, который принес Осирис. Бог получал победу тогда, когда созвездие Ориона пряталось за западным горизонтом.

Маленькие статуэтки использовали как талисманы.