Процессы политической социализации. Политическая социализация

Понятие социализации было введено в научный оборот к конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологом Г. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже 50-60-х гг. XX в., по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие «политической социализации», под которой понимается процесс восприятия и усвоения индивидами соответствующих политических ценностей, норм и правил поведения в данном обществе и активного воспроизводства ими политических знаний и опыта, осуществляемых в общении и деятельности.

Политическая социализация это процесс усвоения определенных политических знании, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.

Политическая социализация- процесс приобщения и освоения индивидом в течении своей жизни политических знаний, норм и ценностей общества, в рамках которого он существует.

- Продолжается всю жизнь

Может приобретать формы как открытого, так и скрытого влияния на человека (передача опыта) Политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей. Пример - изучение общественных дисциплин. Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на принятие политических решений или поведения.

- Двусторонний процесс . Связывается с одной стороны с приобретением нового опыта, а с другой- с утратой или отказом от определенных ценностей, норм и представлений, которые были для него основными определенное время.

Процесс политической социализации имеет объектов и субъектов

Субъект политики всегда активно действует, распространяя своё влияние на объект.

Функции процесса социализации: информационная, ценностно-ориентированная, нормативная

Этапы процесса политической социализации ПО ВОЗРАСТНОМУ КОЭФФИЦИЕНТУ – 3 - 16 (18) – 40- 60

1. 3-4 года- семья.

2. Школьные годы- государственная система воспитания (+газеты, журналы, литература)

3. После окончания школы до 25-30 лет. Формальные и неформальные молодежные объединения имеют приоритетное влияние. На тех, кто учится, влияют традиции учебных заведений, студенческие организации, изучение социально- политических дисциплин.

4. Человек, наконец-то, занимает какое-то стабильное место в жизни. Четкий круг занятий, семья, определенная профессия, постоянная работа. Если деловые и профессиональные интересы прямо не связаны с политикой, а условия жизни вполне удовлетворительные, полит.активность индивида падает. Если жизненные условия не устраивают человека, то именно это становится фактором политической активизации. Индивид присоединяется к политическим движениям, политическим партиям.

5. Пожилой возраст. У пенсионеров появляется много свободного времени, которое они часто посвящают политике. Полит.взгляды этого периода скорее консервативные.

Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно наминается уже в раннем возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках. Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации: политизация - осознание детьми существования внешней (по отношению к семье) власти; персонализация - понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация - приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств; институциализация - поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.

ЭТАПЫ ПО ХАРАКТЕРНЫМ ЧЕРТАМ

    ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - этап, когда процесс социализации связывается с конкретными политическими акторами. Билл Клинтон- Америка, Пиначет- диктатура. Система, режим, идеология представляется только личностью.

    ИДЕАЛИЗАЦИЯ определенные образцы, политические мифы, образы человека- American smile, россияне- матрешки. Действуют на эмоциональном уровне. Главным является эмоциональный фактор восприятия политики.

    ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ процесс, этап, когда оформляется определенная система знаний, целостная мировоззренческая концепция, самостоятельные политические ориентации.

Истины от родителей, моральные принципы с детства.

Социализация- первичная и вторичная

Первичная непосредственно приобретение политических знаний и установок

Ресоциализация (вторичная) - проекция собственных черт характера, детского опыта, своего окружения на политические ценности и ориентации

ТИПЫ и модели политической социализации:

    гегемонистский тип негативное отношение личности ко всему за границами своей политической системы; характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

    плюралистский тип - признание человеком равноправия с другими гражданами,их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; характеризуется высоким уровнем политической активности масс, мобильностью общественных ценностей, взглядов, провозглашение равноправия всех людей мира.

    Конфликтный тип- формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающей цель собственной политизации и сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке; лояльность к собственной группе и нетолерантность по отношению к другим

    Гармонический – характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;компромисс между властью и человеком, где первая защищает интересы человека во всех сферах, а вторая признает и выполняет гражданские обязанности.

Под политической социализацией следует понимать всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта.

В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры такая осуществляются посредством политической социализации.

Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.

Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Особый интерес к содержанию и возможным последствиям процесса политической социализации обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширения системы школьного образования во всем мире. Технологическая революция, открывая возможность создания современной системы школьного образования, одновременно сделала функционально необходимым относительное выравнивание опыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоев населения. В силу этого политические лидеры имеют возможность передачи политических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числа каналов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служит распространению «духа участия» в общественной жизни среди членов всех современных политических систем. Независимо от реального распределения фактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое право на руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости от принимаемых ими решений. Символически, распространение «духа участия» знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальных должностей: из «субъекта» он превращается в «гражданина».

Процесс политической социализации протекает непрерывно на пройтяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование «избирателя» с определенной политической культурой и направленностью.

Содержание и особенности политической социализации зависят от многих факторов, вих числе влияние макросреды (характера эпохи, международных отношений, государства, нации, класса, других социальных групп, политической культуры общества); микросреды (институциональных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей); внутренних генетически заданных факторов; самовоспитания.

Процесс политической социализации осуществляется благодаря различным посредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группам общения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовой информации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационным системам).

Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения, а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.

Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры.

Процесс и учреждения политической социализации

Итак, с самого раннего возраста человек испытывает воздействие процесса социализации, который тем эффективнее, чем свободнее его поле деятельности. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе - это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Этот своеобразный «дополитический» опыт пополняется возрастающей информацией об истории его страны, о политических деятелях, об активных периодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическая социализация может пойти различными путями, в зависимости от социокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности «закладываются» часто на всю жизнь, отличаются стойкостью.

Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.

Очередной этап политической социализации приходятся на возраст от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д.

Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.

Социализирующие факторы воздействуют и на людей пенсионного возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачи своего политического, жизненного опыта молодежи.

В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Современные СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ - кратчайший путь политической социализации.

В политической социализации важны все составляющие, все посредники. В то же время в различных странах эти посредники могут различаться по степени воздействия на данный процесс. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации; в ряде стран уменьшается число лиц, состоящих в партиях; в некоторых государствах из-за возросших цен газеты становятся недоступными для определенных слоев населения.

      Политическое поведение и деятельность человека в политике

Ежи Вятр (польский политолог) : «Разные люди идут своими путями, формируют свой имидж».

    Активисты – хорошо проинформированные люди, которые стремятся к власти и активно действуют для этого

    Компетентные наблюдатели- интересуются политикой, понимают ход политических процессов, но занимаются другими делами (писатели, ученые)

    Компетентные критики – отличаются исключительно негативным отношением к политическим процессам

    Пассивные граждане- иногда участвуют в политических процессах, относятся к политике нейтрально или негативно.

    Отчужденные аполитичные люди- принципиально не интересуются политикой и не участвуют в политических процессах.

Абсентеизм - избегание политического участия, политическая апатия.

Политическое поведение - совокупность реакций на деятельность политической системы.

Политическое участие не равно политической деятельности

Политическое участие- политическая активность. Характеризует формы деятельности личности независимо от их мотиваций и условий осуществления, политическое участие - конкретное влияние граждан на функционирование полит.системы, на формирование определенных политических институтов и процесс принятия политических решений.

Политические действия = политическому поведению, только если они теологичны, целенаправлены, осознаны и специально реализованы в политическом пространстве.

Каждый актор имеет свою определенную политическую роль, которая обусловлена принуждением или интересом.

По характеру политическое участие может быть автономным и мобилизационным.

Автономное- свободная деятельность индивидов для достижения собственных или групповых интересов.

Мобилизационная - всегда принужденная, осуществляется под давлением определенных полит.сил и стимулов.

Антонимом политической деятельности является политическая иммобильность (исключение из действия)

Из-за низкого уровня собственного развития

Как результат организованности политической системы (отчуждение)

Политическая апатия как неприятие политической системы, политический бойкот.

Условия политического участия:

    Макропричины- способность государства к принуждению, профессия, иногда возраст

    Микропричины- ощущение угрозы своему обществу, рациональность, угроза утраты социального статуса, желание жизненного успеха и всеобщего признания, осознание гражданских обязанностей, реализация собственных прав, собственные мотивации (уровень интеллекта, религиозная принадлежность, психологический тип субъекта)

Мотивы политической деятельности: корыстный, бескорыстный, компенсаторный

Типы политического участия .

    Делегирование полномочий – процесс распределения электората на определенные группы интересов

    Активистская деятельность, направленная на поддержку определенных полит.партий и их кандидатов на выборах

    Участие в деятельности полит.партий

    Политический протест- появляется там, где действия государства «неэффективны» и есть «материал»- недовольные общественным положением группы населения, оппозиция государственной власти, террористические объединения, угроза толпы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ-

Конвенсиональный (санкционированный)

Демонстрации, митинги, забастовки, если легализированны

Неконвенсиональный (несанкционированный)

    Теневая власть (криптократия)

    Политический терроризм- оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, целью которых является систематическое (или единичное) использование насилия (или угрозы) для устрашения правительств и населения.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ, которые были занесены в книгу рекордов Гинесса:

Яйе Джамме Самый молодой президент мира. В возрасте 31 года Был избран президентом Гамбии в сентябре 1996.

Педро Ласкурайн Президент Мексики – 1 час. 18 февраля 1913 назанчил преемника и пошел в отставку

Беназир Бхутто премьер-министр Пакистана, которая была избрана 98,48% голосов

Джордж Буш-старший Самая дорогая инагурация 30 млн.$

Валдус Адамкус Президент Литвы 1998, который прожил в своей стране до избрания меньше года (Илинойс, Чикаго)

Борис Ельцин Президент, который чаще всех лежал в больнице с 1991 по май 1999 официально 13 раз.

Набор задач для проверки достижения конкретных целей обучения

Важное место в системе целенаправленного развития политиче­ских структур общества занимают процессы политической социализа­ции человека.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности обще­ства, и в первую очередь такую определяющую, как политика.

Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, ха­рактерных для него общественно-политических отношений, направлен­ности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений - личностей, фактически воссоздаю­щих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посред­ника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организа­ции исторической преемственности в политической сфере.

С точки зрения реализации специфической функции - сохране­ния традиционных общественных отношений - социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сло­жившуюся до него систему политических отношений и соответствую­щих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации - характеристика ее консервативной направ­ленности.

Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.

Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализа­ции, является в то же время субъектом общественной активности, твор­цом общественных форм» . При этом, как подчеркивал К.Маркс, «из­меняются не только объективные условия... изменяются и сами произ­водители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые пред­ставления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» .

Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «тво­рит» себе подобное существо - «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая актив­ность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии сущест­вующих общественных отношений, в решении назревших задач приоб­рели сегодня многократное значение.

Политическую социализацию следует рассматривать как двусто­ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу инди­виду политической информации, знаний, его приобщение к существу­ющим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социально­го опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индиви­дом существующей системы общественных отношений за счет его ак­тивной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.


В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) за­мещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социаль­но-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.

Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую сре­ду, приобщение его к системе функционирующих политических ориен­таций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включе­ние индивида в систему социально-политических отношений посредст­вом наделения его свойствами, необходимыми для нормального функ­ционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и по­ложением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.

Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и уста­новки, в результате чего формируется социально-политическая зре­лость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформиро­ванные у человека установки к осуществлению определенных социаль­но-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реак­ции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преоб­разование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким обра­зом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отноше­ний, обновляет само общество.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формиро­вание и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической дея­тельности. Ее промежуточным и конечным результатом является фор­мирование у личности определенного состояния политической культу­ры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредст­венное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень полити­ческих отношений и существующих институтов власти и управления.

Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жиз­недеятельности индивида.

Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности. С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации ин­дивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то опре­деленным сферам общественных отношений и предметной деятельно­сти человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применитель­но к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.

Временные рамки процесса политической социализации не ограни­чиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психоло­гии, стадией раннего детства и юности , а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений - гражданина соответствующе­го государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» по­литических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и вне­сение своего «собственного» вклада в развитие политических отноше­ний и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для поли­тики определен конституционными положениями. А поскольку поли­тическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «разви­тия», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.

Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротеч­ность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, цен­ностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные пери­оды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере полити­ки охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограни­чивается лишь одними этапами формирования личности .

В самом процессе политической социализации необходимо разли­чать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комп­лекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценно­стей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для станов­ления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, про­межуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходи­мые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меня­ющейся международной или внутриполитической обстановкой и перс­пективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализа­ции этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умствен­ному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части - идеологической, политико-воспита­тельной работы - позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, цен­ностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).

На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществ­ляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценно­стей. Институтами политической социализации являются семья, до­школьные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения вла­сти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социали­зации действуют с разной степенью интенсивности на различных эта­пах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата - сформировать зрелого, политически грамотного гражда­нина современного общества.

Центральным институтом ранней стадии политической социализа­ции индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и осталь­ные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политиче­ские ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценност­ные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отве­дена и таким специализированным учреждениям общественного воспи­тания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, дет­ские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осозна­ние таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.

Большое значение в политической социализации индивида на про­межуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как шко­ла, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития лич­ности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, учениче­ские, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию лич­ности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В ста­новлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают рез­ко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как спра­ведливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стрем­ления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются пред­шествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социаль­ной средой» .

Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовле­ны на предшествующих стадиях политической социализации. Полити­ческая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая инфор­мированность, глубокие политические знания, относительная устойчи­вость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации - производственный коллектив, общественные органи­зации, формальные и неформальные группы.

Причем проведенные исследования показывают, что средства мас­совой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего полити­ческой. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значитель­ной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог - уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что тру­довой коллектив занимает второе место после средств массовой инфор­мации по объему передаваемых личности политических знаний, оказы­вает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления получен­ной информации, а в процессе развития навыков и умений политиче­ской деятельности занимает первое место среди прочих институтов.

Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает опре­деленные убеждения.

Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоя­щее время составные части системы политической социализации в тру­довом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому - еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельно­сти. В итоге - низкий уровень развитости умений и навыков политиче­ской деятельности части трудящихся.

В целенаправленной деятельности по укреплению системы полити­ческой социализации важен координированный учет всех ее функций.

Функциями политической социализации являются: информацион­ная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих фун­кций - формирование политической культуры личности, формирова­ние ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, пра­вильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации - удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы.

Информационная функция направлена на решение познаватель­ных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации - развитие когнитивных аспектов политического созна­ния личности, представляющих собой основу формирования ее полити­ческой культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политиче­ском урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на раз­личных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализа­ции - накопление у личности определенного запаса специальных по­литических знаний, необходимых для осуществления различных соци­ально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позво­ляющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание по­литического устройства государства, форм и способов участия в управ­лении обществом, в решении политических вопросов.

Процесс политической социализации в обществе нельзя предста­вить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.

Рассматривая информационную функцию политической социали­зации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, эко­номических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодей­ствия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не про­исходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.

Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отноше­ний, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре обще­ства, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры лич­ности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмыс­ления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждо­го человека формируется на базе высокой степени обобщений и предпо­лагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагирова­нию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.

Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-фи­лософские начала именно со знакомства с более простыми для понима­ния науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политиче­ские взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.

Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. По­следняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у фор­мирующейся личности определенных установок на восприятие и по­требление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.


Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политиче­ской социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксиро­ванный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выра­жен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисо­циальных проявлений, мешающих нормально жить.

Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем вы­ше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и дина­мичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание ана­лизу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» явля­ется вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность гра­ниц, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко при­водят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.

Политическая социализация должна стать объектом более при­стального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа про­цесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она явля­ется насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к соц­иологическому анализу социализации.

Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень до­стигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации по­литической линии.

В качестве объектов исследования процесса политической социали­зации человека могут выступать: система выработанных и используе­мых политических знаний; интерес к политической проблематике, си­стема ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих пози­ций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.

Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее меха­низма и его эффективности предполагает и анализ политической соци­ализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом - ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления пол­итической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.

С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политиче­ской культуры его членов - граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политиче­ских институтов, степень и способы участия членов общества в полити­ческой жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический соци­ально-политический опыт национальной общности, политические обы­чаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, цен­ностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе на­столько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, ос­нованная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.

Политическая социализация предполагает рассмотрение и процес­сов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Ис­следование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, уп­равления общественной жизнью, уровня научности политических тео­рий и их внедрения в массы.

Итог политической социализации - формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической ин­формированности, компетентности, убежденности и социально-пол­итической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, на­правленной на реализацию социально-политических отношений в рам­ках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организа­циями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обще­ством, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.

Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.

Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.

Основные задачи процесса политической социализации:

– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;

– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;

– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Факторы, влияющие на процесс политической социализации:

– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);

– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);

– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);

– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;

– культура, наука, искусство;

– национальные традиции.

Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Выделяют следующие типы политической социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

Кратко можно сказать, что политическая социализация -- это прежде всего вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. Политические представления, ценности, установки не даются с рождением, а именно приобретаются по мере созревания личности.

Другими словами политическая социализация - это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

Начинаясь с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки и навыки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом и даже в преклонном возрасте в зависимости от различных факторов, и в первую очередь под воздействием личного общественно-политического опыта.

Особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают переломные периоды общественного развития. Некоторые события--войны, экономические кризисы, внутренние революции, достижение политической независимости -- сильно влияют на изменение политических взглядов людей.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями.

Первый -- это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь -- это приобретение личностью новых ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направление переплетаются, взаимодополняют друг друга.

В становлении политической социализации можно выделить два этапа. Первый этап - это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • § усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это - социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
  • § стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне - международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
  • § влияние микросреды - семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
  • § личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма.

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.

Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. В ходе социализации на индивида может быть оказано целенаправленное воздействие (воспитание) и стихийное воздействие.

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Человек не может уйти от мира политики, в ходе ПС он “врастает в мир политики”, он приобщается к политической культуре, нормам и ценностям.

ПС может быть прямая и косвенная. Прямая - это непосредственно приобретение политических знаний и установок. Косвенная ПС - это усвоение политических знаний, навыков опосредованно, через какие-либо жизненные, порой даже бытовые ситуации (детство, семья).

Этапы политической социализации:

    Политизация - у детей под влиянием оценок родителей формируются первичные представления о мире.

    Персонализация - восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся фигуры полицейского, премьера, президента.

    Идеализация - главным политическим фигурам приписываются определенные качества и формируется эмоциональное отношение к ПСО.

    Институциализация - переход от персонифицируемого восприятия политики к более абстрактному.

Мышление человека идет от более конкретных понятий к более абстрактным, также человеком воспринимается и мир политического. Человек усваивает различные нормы, ценности, включая и политические на протяжении всей жизни. Мировоззрение человека выполняет роль стержня - влияние общества наталкивается на мировоззрение человека.

Существует понятие ресоциализации - это процесс радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры. Как правило, это долгий и мучительный процесс для личности, связанный с внутренним конфликтом.

Агенты социализации:

К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты и организации, церковь, СМИ, отдельные политические события (революция, репрессии, выборы).

В различных обществах, в разные исторические эпохи есть разные агенты социализации. В традиционном обществе - это прежде всего семья и церковь. Сейчас - СМИ.

Взаимодействие всех агентов и направление их в 1 поток осуществляет государство, именно оно следит за их лояльностью политическому режиму, идеологии, политическим стандартам.

Человек формирует свои взгляды и свое отношение к политике на пересечении всех конкурирующих друг с другом процессов, организаций.

Функции ПС:

    Определение политических целей и ценностей, к достижению которых стремится человек и которые он хочет постичь через политическое участие.

    Формирование представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности конкретных действий в конкретной ситуации.

    Определение отношения индивида к окружающей политической системе общества.

    Вырабатывает отношение к политической символике.

    Формирует способности к познанию мира.

    Формирует убеждения и отношения, через которые воспринимается политическая жизнь.

В итоге ПС формируется тот или иной тип личности:

    Гармонический - складываются нормальные отношения к институтам власти, уважительный подход к существующим в обществе порядкам, форме гос. устройства, есть стремление к выполнению своих гражданских обязанностей.

    Гегемонистский тип - резко критическое отношение человека к любым политическим порядкам, власти, политической системе кроме тех, которые им одобряются. Данный тип претендует на особую роль в политической жизни общества.

    Плюралистический тип - это демократическая личность, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других, готов изменить свои собственные взгляды, оценки, если их ошибочность будет доказана.

    Конфликтный тип - он стремится к разжиганию противоречий, к достижению своих целей и интересов при противостоянии.

    Конъюнктурный тип - его поведение и взгляды всецело зависят от ситуации, в которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Этот тип беспринципен.

Особенности процесса политической социализации в разных странах

В США разветвленная система ПС. Процесс начинается с ранних лет жизни, с семьи. На начальной стадии происходит знакомство американцев с понятиями “президент”, “полицейский”, с гос. символами, с их значением и происхождением. В школе практикуются выборы органов самоуправления.

В средних классах складываются представления об американской Конституции, правовом статусе личности, исторических и политических деятелях (аспект - изображение портретов президентов на банкнотах - что еще является и механизмом экспансии американских идей).

Процесс продолжается в колледжах и университетах в ходе изучения конкретных предметов. Все это способствует гордости американцев за свою страну, подчас переходящей в самодовольство.

В ФРГ традиций ПС меньше, начинается с 1945 г., ее процесс был привнесен извне, оккупационными властями - Западом и СССР, а с 1989 г. - всецело Западом.

В Англии устойчивость ПС, традиционность ее символов - монархия, премьер-министр, парламент. Несмотря на кризисы института монархии она до сих пор существует как символ нации - отсюда вытекает возможность воспитания и приобщения к политике на ее основе.

Особенности политической социализации в России

В СССР система ПС была хорошо продуманной и разработанной. С рождения ребенок узнавал о значимых фигурах советской истории и современной ему эпохи - Ленине, Сталине, др. генеральном секретаре. Этому способствовали и революционные праздники. С детского сада ребенку становились известны гос. символы и их объяснение. С приходом в школу ребенка в 1 классе принимали в октябрята, одновременно рассказывали о биографии В.И. Ленина, но уже более подробно. Статус октябренка требовал хорошего определения и учебы. В классах среднего звена осуществлялся прием в пионеры - как правило, постепенно - от наиболее успевающих к наименее успевающим. Для приема в пионеры требовалось соблюдение определенных условий - посещения занятий, на которых изучалась история и атрибуты пионерии. Прием происходил в торжественной обстановке, чем подчеркивалась значимость события. В старших классах принимали в ВЛКСМ - что было своеобразной подготовкой к жизни, к вступлению в партию.

В условиях СССР и однопартийной системы не было оппозиции, никто не критиковал советские ценности и нормы - они были общезначимыми. На советские идеалы работали культура, воспитание, идеология.

В современной России с политической социализацией трудности. После крушения СССР прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, прежние нормы растоптали, а новые идеалы еще только формируются. При этом новые символы и ценности принимаются далеко не всем обществом, часть общества стоит на старых идеях, а часть отвергает и старое, и новое. Кроме того, в России впервые за последние 1000 лет нет объединяющей идеи.