Ст 126 конституции ссср 1977. Работа I Съезда народных избранников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »

ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ

Кафедра Конституционного и международного права.

Учебная дисциплина Конституционное право.

Реферат на тему:

«Конституция СССР 1977год»

Выполнила:

студентка 135 группы

Институт Юстиции

Дакирова Айм.

Саратов 2015год

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда25 апрелятого года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначенН. С. Хрущёв.

15 июня1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В августе1964 годаКонституционная комиссия завершила разработкупроекта Конституции СССРи пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

19 декабря1966 годасогласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с1968 года-А. Н. Яковлев, с1973 года-Б. Н. Пономарёв.

4-6 октября1977 годасостоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета.7 октябрясостоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

Структура Конституции

    Преамбула

    Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

    Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

    Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР - союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

    Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

    Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

    Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

    Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

    Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

    Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года.15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы и фактическим отказом страны от социалистического пути развития.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую рольКПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: вКонституции 1936 годаВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а вКонституции 1924 годане упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная(общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов.

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатови порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного,прямого избирательного правапритайном голосовании. При этом, согласностатье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти -Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выходиз состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль враспаде СССР в 1991 году.

Прекращение действия

8 декабря1991 годавВискуляхподБрестом(Республика Беларусь) президентами РСФСР иУкраиныБорисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного СоветаБелоруссииСтаниславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное вСМИкакБеловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъектмеждународного праваи геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образованииСодружества Независимых Государств.

12 декабрясоглашение было ратифицированоВерховным Советом РСФСР . Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 годарассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря1991 годана встрече глав республик вАлма-Ате(Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан,Армения,Казахстан,Киргизия,Молдавия,Таджикистан,Туркмения,Узбекистан, были подписаныАлма-Атинская декларацияи протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССРратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом ] .

25 декабряМихаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицированоВерховным Советом Таджикистана.

26 декабря1991 годаСовет Республик Верховного Совета СССР(образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциными в дальнейшем привело кразгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4, 102 и 147 Конституции Российской Федерации - России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованиемКонституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины1978 года.

Интересные факты

Принятие Брежневской Конституции в день 7 октября1977 года, который пришелся напятницу, лишило трудящихся СССР одноговыходного дняв течение трёх лет подряд -1977,1978и1979гг. До1976 годаДень Конституции СССР отмечался 5 декабря - в день принятияКонституции СССР 1936 года, и являлся нерабочим днём. С 1977 года, естественно, 5 декабря перестало быть днёмгосударственного праздникаи, будучи понедельником, стало рабочим днём. Вместо него Днём Конституции СССР, и следовательно, нерабочим днём, было объявлено 7 октября. Но в 1977 году 7 октября еще не успело стать выходным, а в1978и в 1979 году этот праздник пришелся на субботу и воскресенье. При этом трудовое законодательство СССР не предусматривало переносов выходных дней в случае совпадения выходного с праздничным днем на ближайший рабочий день. Таким образом, было отнято еще два выходных дня.

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И. Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи.

Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет).

Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет.

Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства".

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно. Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Раздел первый - Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй — «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмой подтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции.

Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Люди старшего поколения помнят о том, какое огромное влияние на все стороны жизни страны оказала перестройка, объявленная во второй половине 80-х годов М. С. Горбачёвым. Однако без внесения коренных изменений в Конституцию 6-я статья, которой закрепляла однопартийную систему политического устройства государства, все демократические преобразования воспринимались лишь, как временные явления, выражавшие собой очередной «изгиб генеральной линии партии». Именно поэтому отмена 6 статьи Конституции СССР явилась своего рода Рубиконом, отделившим изжившую себя советскую систему от новой государственной формы, основанной на принципах демократии.

Откуда взялась пресловутая 6 статья?

Весьма показательным для своего времени событием стала сессия Верховного Совета СССР, состоявшаяся в начале октября 1977 года. На ней была принята очередная редакция Конституции СССР, получившая в народе название «брежневской». Как и все предыдущие редакции Основного закона страны, этот документ гарантировал (а на деле - лишь декларировал) её гражданам возможность пользоваться многочисленными правами и свободами. Носителем верховной власти, как и прежде, объявлялся двухпалатный Верховный Совет, члены которого избирались съездом депутатов.

Основной же отличительной чертой новой Конституции СССР 1977 года стала появившаяся в ней 6 статья, в соответствии с которой Коммунистическая партия объявлялась единственной законной политической силой. Таким образом отвергалась всякая возможность появления оппозиции и проведения альтернативных выборов. Фактически подобная система сложилась ещё в 20-е годы и стала характерной чертой советского режима, но лишь «Брежневская» Конституция подвела под неё юридическую базу, утверждённую на самом высоком законодательном уровне.

Новые политические веяния

Отмена 6 статьи Конституции СССР явилась закономерным итогом процессов, происходивших в обществе на протяжении всех предыдущих лет. Когда же весной 1985 года к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв, ставший образцом партийного руководителя нового типа, способного адекватно реагировать на изменение исторических реалий, появилась ощутимая возможность избавиться от закона, во многом препятствовавшего развитию всех областей жизни общества.

Объявленная им перестройка охватила прежде всего политическую сферу общественной жизни. Достаточно вспомнить масштаб, который приняли в те годы действия судебных органов по реабилитации жертв сталинских репрессий. Несомненным доказательством грядущих перемен стали дискуссии, касавшиеся ранее закрытых для обсуждения тем и неожиданно развернувшиеся на страницах газет и журналов, а также полемика по самым насущным вопросам современности, охватившая все слои общества. Эти и многие подобные им явления жизни тех лет внушали надежду, что власть готова к серьёзным изменениям.

Работа I Съезда народных избранников

Знаковый характер в те годы приобрела попытка разделения полномочий между партийными и советскими органами. Для решения этого насущного вопроса весной 1989 года был созван I Съезд народных депутатов, участники которого, впервые за долгие десятилетия, избирались на альтернативной основе.

Именно на нём с невероятной остротой развернулась борьба за отмену или, как предлагали некоторые участники съезда, внесение определённых изменений в 6 статью Конституции, создававших возможность для участия других партий в политической жизни страны. Помимо консервативно настроенной части депутатов, составлявших в тот момент большинство, в процессе прений чётко обозначились два направления сторонников предстоящей перестройки.

Плюрализм мнений депутатов

Одно из таких направлений ─ достаточно умеренное, возглавил М. С. Горбачёв, а другое, члены которой требовали принятия более радикальных мер, составили депутаты, объединившиеся в Межрегиональную депутатскую группу. Её лидерами стали: видный диссидент, лауреат Нобелевской премии академик Андрей Дмитриевич Сахаров, а также близкие ему по духу политики Виктор Пальм, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев и будущий президент России Борис Ельцин.

Эти люди во многом являлись выразителями оппозиционных настроений, охвативших страну в тот период. С трибуны съезда они озвучили волю большинства её жителей, сознававших всю бесперспективность политической системы, построенной на давно изжившем себя марксистско-ленинском учении.

Значение I Съезда народных депутутов

Не только принятые в ходе заседаний документы, но и та обстановка, в которой проходило обсуждение вынесенных на повестку дня вопросов, существенно повлияли на всю картину политической жизни страны конца 80-х и начала 90-х годов. Именно этот съезд принято считать началом распада коммунистической империи и переходом к строительству демократического общества.

Историческое значение съезда определяется также тем, что с его трибуны впервые открыто прозвучало требование об отмене 6 статьи Конституции СССР. Обосновывалось оно многими объективными факторами, свидетельствовавшими о необходимости коренных перемен во внутренней и внешней политике государства.

В тот год подходила к завершению очередная пятилетка, реальные итоги которой наглядно демонстрировали катастрофическое снижение производства во всех областях народного хозяйства. В то же время стала очевидной необратимость развала социалистического лагеря. Усугублялась же обстановка стремлением некоторых союзных республик (особенно прибалтийских) выйти из состава СССР.

Требования, выдвинутые академиком Сахаровым

Как уже говорилось выше, в работе съезда принимала участие Межрегиональная оппозиционная группа, одним из лидеров которой, был А. Д. Сахаров. Именно он озвучил требование своих единомышленников об отмене пресловутой 6-й статьи, обрекавшей страну на политический, экономический и духовный застой.

Кроме того, Андрей Дмитриевич заявил о важности внесения многих других изменений в жизнь общества. Наряду с выдвижением требования о лишении Коммунистической партии монополии на власть, он указывал на необходимость установления системы политического плюрализма, перевода экономики на рыночную основу, а также деидеологизации управления государством.

Начало демократического процесса

Заметим попутно, что в последующий период основными выразителями взглядов радикально настроенных политиков стали такие печатные издания, как журнал «Огонёк», а также газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» и «Московские новости». Своими публикациями они значительно ускорили ход демократических преобразований, охвативших страну.

Высказывания академика Сахарова, необычайно смелые для того времени, вызвали негативную реакцию у большинства депутатов, не способных ещё вырваться за рамки привычных стереотипов, но начало процессу было положено, а последующие события послужили почвой для его развития.

Продолжение дискуссий

Следующий II Съезд Советов состоялся в середине декабря того же года, и политическая ситуация на нём приняла ещё более обострённый характер. Ещё за несколько дней до его начала члены Межрегиональной депутатской группы, обратились к населению страны с призывом начать всеобщую политическую забастовку, основным требованием которой должна была стать отмена пресловутой 6 статьи.

Ещё до начала пленарных заседаний главной темой, обсуждаемой в кулуарах, стал вопрос о 6 статье Конституции.

Однако, как и в период мартовского созыва, большинство депутатов было не готово пойти на столь радикальные меры. Несмотря на все усилия оппозиции, эта, главная на тот момент проблема, не получила своего отражения в повестке дня. Существенную роль в этом сыграла позиция М. С. Горбачёва, старавшегося всеми силами увести депутатов от обсуждения щекотливого вопроса.

Это вынудило руководителя Межрегиональной группы Андрея Дмитриевича Сахарова указать участникам съезда на опасность занимаемой ими позиции, поскольку она могла спровоцировать массовые протестные акции среди населения страны, что само по себе было чревато непредсказуемыми последствиями.

Обострение политической обстановки в стране

Он оказался абсолютно прав, и первая такая всенародная манифестация состоялась в феврале 1990 года, буквально через два месяца после его смерти. В тот день более 200 тыс. москвичей вышли на улицы столицы с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР, что со всей очевидностью показало недопустимость дальнейшего игнорирования настроений масс.

Обстановка в стране продолжала обостряться, с каждым днём властям было всё труднее сдерживать народные массы, в подавляющем большинстве находившиеся под влиянием радикальных политиков самого различного толка. Это вынудило партийное руководство к созыву расширенного пленума ЦК КПСС 1990 года. Он начал свою работу 5 февраля, на следующий день после упомянутой выше 200-тысячной манифестации граждан.

Конец монополии на власть

На нём глава коммунистов М. С. Горбачёв выступил с компромиссным вариантом решения создавшейся проблемы. Им было внесено предложение об учреждении поста президента СССР с одновременной отменой ненавистной народу статьи Конституции. Как свидетельствовали потом сами участники того исторического пленума, большинство из них крайне негативно отнеслось к подобной идее, но партийная дисциплина, укоренившаяся в их сознании за долгие годы, не позволила идти против курса, предложенного генеральным секретарём, и все послушно подняли руки в знак одобрения. Так, решение об отмене статьи 6 (о руководящей роли КПСС) было принято самим же партийным руководством, что положило конец его же многолетней монополии на власть.

Внесение изменений в Основной закон

Однако решением пленума ЦК КПСС вопрос полностью не исчерпывался, и работа в этом направлении была продолжена на внеочередном III Съезде народных депутатов, состоявшемся в марте 1990 года. Отмена 6 статьи Конституции СССР получила на нём своё юридическое обоснование, которым явилось внесение соответствующих поправок в текст Основного закона.

Ещё одним важным законодательным актом, принятым на III Съезде народных депутатов, была ликвидация Совета Министров СССР ─ органа, являвшегося атрибутом уходившей в прошлое формы государственного правления. Взамен его при Президенте страны был учреждён Кабинет министров, организованный по западноевропейскому образцу и в большей степени соответствующий современным историческим реалиям.

Отмена закона, предоставлявшего КПСС монополию на власть, легализировала считавшиеся прежде незаконными политические партии и послужила импульсом для создания новых. В тот период наиболее влиятельными были политические организации демократической ориентации, такие как Демократическая партия России, Народная, Крестьянская, Аграрная. Не будет преувеличением сказать, что с этого момента страна вступила в новый этап своей истории.

Что же принесли гражданам страны решения внеочередного съезда, заседания которого прошли на этот раз без какой-либо существенной полемики? Согласно документу, принятому 14 марта, партия коммунистов потеряла статус единственной «руководящей и направляющей силы» общества, которым она обладала согласно Конституции СССР 1977 года.

Её руководитель М. С. Горбачёв, занимавший в то время пост генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым Президентом страны, которая, кстати сказать, продолжала разваливаться, несмотря ни на какие административные меры. Время показало, что борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, столь блестяще выигранная оппозицией, послужила не стабилизации обстановки в стране, а лишь обострению создавшегося кризиса. При всей порочности однопартийной системы, она, как оказалось, была единственным связующим звеном многомиллионного государства, упразднение которого сделало необратимым процесс его распада.

14 марта исполняется 20 лет со дня принятия закона "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" - Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.

Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа - Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий . К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации - Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Конституция СССР создавалась на основе глубокого изучения различных источников, среди которых важная роль принадлежит конституционным нормам, действовавшим на различных этапах развития Советского государства. Л.И. Брежнев отмечал: «Работая над проектом, мы прочно стояли на почве преемственности. В нем сохранены и развиты намеченные еще В.И. Лениным характерные черты конституции социалистического типа».

Преемственность не следует понимать, как механическое воспроизведение некоторых норм прежних конституций. Сущность преемственности состоит в том, что все советское конституционное законодательство базируется на вполне определенных общих началах. В высказывании Л.И. Брежнева о том, что конституции социалистического типа имеют характерные черты, заключен глубочайший смысл. И действительно, социалистические конституции построены на таком общем фундаменте, по которому можно их отличить от любых других конституций. Для всех советских конституций характерна органическая связь опыта прошлого с настоящим и будущим в регулировании конкретных общественных отношений.

Конституция СССР 1977 г. готовилась на началах, с одной стороны, преемственности по отношению к предшествующим основным законам, с другой стороны - новизны по сравнению с ними. Такова была официальная ее оценка, в частности, майским (1977 г.) пленумом ЦК КПСС, рассмотревшим проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению и принятию. Возможно, официальное руководство страны и не могло иначе говорить о Конституции. Однако обращение к ее тексту говорит о том, что начала "преемственности" весьма скромны в данной Конституции, зачастую выражаются в словесной "шелухе" по поводу укрепления социализма, о его новом этапе. Новшества Конституции дают представление все же о сравнительно ином облике строя, общества, власти, статуса личности. Наверное, и свой опыт, и события в других социалистических государствах (с их попытками объявить демократический социализм) не прошли даром.

Наиболее объективные авторы на Западе считают, что Конституция СССР 1977 года во многих отношениях выдающийся документ, в значительной степени улучшающий основные положения Конституции 1936 года и обеспечивающий подлинное развитие советской демократии.

Структура Конституции СССР 1977 г. отличается от прежних советских конституций. Она состоит из преамбулы, которая содержит положения огромного политического, научного и практического значения, и 174 статей. Конституция 1936 года включала всего 146 статей, не имела преамбулы, отличалась лаконичностью изложения норм, предусматривавших преимущественно конкретные правоотношения. Все статьи Основного Закона СССР 1977 года расположены в девяти разделах, причем семь из них имеют еще деление на главы (всего 21 глава).

По структуре можно судить о том, какие вопросы законодатель относит к наиболее важным. Так, во втором разделе Конституции СССР 1977 г. регламентируются вопросы, касающиеся взаимоотношений между государством и личностью. В Конституции СССР 1936 г. основные права и обязанности граждан помещались в 10 главе - после глав об организации советского государственного аппарата.

Для новой Конституции СССР характерны не только хорошо продуманное построение, позволившее правильно распределить предметы правового регулирования по степени их важности, но и возросший уровень юридической техники, ибо очевидно, что создан документ, который значительно совершеннее всех предшествовавших. Логичность структуры, четкость формулировок, доступная для понимания словесная форма выражения правовых норм - отличительные черты Конституции СССР 1977 г.

Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР (гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Как уже подчеркивалось ранее, одним из главных вопросов для принятия этой Конституции был вопрос о "портрете" общества. Поэтому не случайно примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Не надо видеть в этом попытку зарегулировать общественное развитие; наоборот, именно стремление определить его характер и перспективы побудили перенести соответствующие положения из партийных документов КПСС в Конституцию, т.е. придать им (помимо политического) еще и всеобъемлющий юридический характер. Новая Конституция не только фиксирует построение в СССР зрелого социализма. В преамбуле, как уже говорилось, дается подробная характеристика развитого социалистического общества.

Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" - ее составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция провозгласила крупномасштабную программу социально-культурной политики, учитывающую потребности различных слоев общества (глава 3 - "Социальное развитие и культура").

Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" - ее составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст.10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст.14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст.16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст.17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Продолжая в этом плане традицию советского варианта конституционного регулирования - громко говорить об участии народа в управлении страной, независимо от реальности - все-таки Конституция содержит очень важные политические постулаты. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст.10 Конституции РСФСР 1918 г), "трудящимся города и деревни" (ст.3 Конституции СССР 1936 г). Конституция 1977 г. впервые записала в ст.2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст.2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст.7-8). Конституция сказала (ст.5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст.48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа.

Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые. Причем в отношении трудовых коллективов вопрос решался непросто. Сначала в проекте Конституции статья о них находилась в главе второй - "Экономическая система", т. е. трудовым коллективам тем самым как бы отводилась роль лишь первичной производственной ячейки. Однако, в конце концов данная статья была перемещена в главу первую. Этим подчеркивалась возможность трудовых коллективов более действенно участвовать в политической жизни страны. Однако, конечно, предполагалось участие трудового коллектива как единого целого в делах города, области, республики, Союза ССР. Вряд ли предполагалось превращение самих трудовых коллективов в арену внутренних политических страстей. И хотя включением статьи о трудовых коллективах в главу о политической системе такое объективно не исключалось, но на момент принятия Конституции об этом не думали даже отвлеченно. Ведь в каждом коллективе если и была ячейка политического характера, то лишь единственной правящей партии (да примыкающего к ней комсомола). Это позже, когда стали возникать различные партии, создание их первичных ячеек в трудовых коллективах неизбежно заставило думать о возможном превращении цехов, ферм и лабораторий вместо политических баталий, и президентским указом трудовым коллективам было предложено заниматься основным делом, а политическая жизнь перемещалась за пределы заводских проходных.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст.6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.