Отличительной чертой демократического режима является. Демократический режим: понятие и основные черты

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства.

Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

  • а) демократический политический режим;
  • б) либеральный политический режим;
  • в) авторитарный политический режим;
  • г) тоталитарный политический режим.

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS -власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру.

Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, а есть специальные механизмы честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время вы боров. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

  • 2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
  • 3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  • 4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится напрямую, плебисцитарную и представительную При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

* Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERFIN - носитель верховной власти в государстве);

* Правительство, основано на согласии управляемых;

* Правило большинства;

* Правило меньшинства;

* Гарантии основных прав человека;

* Свободные и честные выборы;

* Равенство перед законом;

* Справедливое судопроизводство;

* Конституционное ограничение правительства;

* Социальный, экономический, идеологический и политический

плюрализм;

* Ценности сотрудничества и компромисса.

На сегодняшний день большинство государств мира демократические. Это понятие очень прочно укоренилось в сознании цивилизованного человека. Но какие существуют признаки демократического режима? Чем он отличается от других типов государственного устроя, какие есть разновидности и особенности?

Происхождение и значение термина

Прежде чем описывать признаки демократического режима, следует сказать, что само слово «демократия» пришло к нам из греческого языка. Слово demos означает «народ», а слово kratos - власть. В буквальном переводе это словосочетание значит «власть народа» или «народовластие». Впервые оно было употреблено в сочинении знаменитого греческого философа и мыслителя Аристотеля под названием «Политика».

История развития в давнее время

Традиционно принято считать, что прообраз демократии - это древнегреческий город Афины в шестом-пятом столетиях до нашей эры. Признаки демократического режима ярко проявлялись уже в то время. В ранний период существования древнегреческая демократия воспринималась как разновидность модели организации жизни государства, особая форма, при которой не одно лицо обладает властью (тиран, монарх) и даже не группа специфических лиц (олигархи, аристократы), а все население. Также предполагалось, что «демос» (народ) будет иметь равные права и осуществлять равный вклад в управление своим государством. Именно это и были основные признаки демократического режима.

История развития в новое время

Становление государств, которые имеют признаки демократического режима в качестве целостной системы, происходило значительно позже, примерно в шестнадцатом- восемнадцатом веках нашей эры. Процесс развивался в таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки, Голландия, Великобритания. Бурный рост торговли и товарных отношений, развитие крупных городов и мануфактур, географические открытия, выросшая роль важности колоний, серьезные научно-технические открытия и изобретения, переход к машинному производству от ручного, и транспорта, накопление финансовых ресурсов - это основные социально-экономические истоки, которые раскрыли цивилизованному миру характерные признаки демократического режима. Рост противоречий между старой аристократией и экономически могущественным «третьим сословием» потребовал радикальных перемен в политическом режиме общества. Такие философы и мыслители, как Монтескье, Локк, Руссо, Пейн, Джефферсон, в то время описали в своих трудах основные признаки демократического режима. Народы Соединенных Штатов Америки, Франции, Англии смогли воплотить их в жизнь, одержав победу над монархизмом и заложив правовые, экономические и социальные основы демократии, создав предпосылки для реструктуризации государств.

Основные и характерные принципы

Признаки демократического режима демократического государства - это основные отличительные черты, главной из которых является безусловный суверенитет народа. Демократия как понятие включает в себя признание народа как высшего и единственного в государстве. Граждане, безусловно, имеют право решать свою судьбу самостоятельно. Государственная власть обязана опираться на выражение одобрения от своего народа и является легитимной только тогда, когда ее существование и формирование поддержано людьми (избирателями) в соответствии со всеми правами и нормами. Важнейшими признаками демократического режима являются свободные выборы и волеизъявление народа. Люди сами выбирают представителей, имеют реальные рычаги влияния и механизмы контроля за их деятельностью в процессе управления государством. Во время выборов, в соответствии с правовыми нормами, народ имеет полноценное право абсолютной или частичной смены государственной власти и внесения структурных изменений. Все вышеперечисленное - основные признаки демократического режима. Следует отметить, что народ имеет полное право досрочно отстранить выбранное правительство от власти, если заметит явное злоупотребление своими полномочиями. Этим и отличаются признаки демократического и (в котором данные функции граждан отсутствуют по определению).

в демократии

Восприятие человека как эпицентра политического и социального устройства, примат общества над властью - признаки либерально-демократического режима. Именно личность человека является самый высокой ценностью в государстве. Какие признаки демократического режима это порождает? Народ и общество рассматриваются как сумма разных независимых друг от друга индивидов, а не как монолитная единая воля. Эта сумма отражает совокупные интересы отдельно взятых личностей. Признаками демократического режима являются также признание приоритета интересов индивидуумов над государственными и признание наличия у каждой личности суммы свобод и прав, которые называются естественными и являются неотъемлемыми. В качестве примера можно привести право на жизнь и существование. Демократический режим, понятие, признаки и характеристики которого во всем опираются на личностную свободу, также включат в себя такие права, как неприкосновенность личности, независимость, защита и сохранность частной собственности.

Важность прав и свобод в обществе

Признаки либерально-демократического режима - обеспечение права на достоинство и уважение личности, право прожить жизнь в соответствующих для этого условиях, безусловная возможность проживать в своей стране и на своей земле, право на создание семьи и воспитание своих детей. Источником всех этих неотъемлемых и естественных свобод и прав является не государство, не общество и не семья, а сама человеческая природа. Именно поэтому все вышеперечисленное не может быть никоим образом поставлено под сомнение. Данные права не могут быть изъяты у человека или ограничены (естественно, речь не идет о тех случаях, когда человек совершает преступления). Также признаки демократического режима - это наличие множества других прав и свобод (политических, экономических, социальных, духовных, гражданских и так далее), большинство из которых также автоматически приобретают статус обязательных и неотъемлемых.

Право человека - что это?

Если признаки демократического режима базируются на определенных правах индивидуума, то что это значит? Право человека - это совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения свободных людей между собой, обществом и государством, обеспечивая возможности действовать по собственному выбору, получать блага для своей жизни. Свободы же обеспечивают возможности выбора деятельности и поведения. Именно совокупность прав и свобод - это основные признаки демократического режима, которые образуют цельную систему.

Какие есть права личности

У любого индивида есть много разных прав. Это «негативные», которые охраняют свободу человека и включают в себя обязанности государства и общества не совершать некорректных действий по отношению к личности (пытки, жестокое обращение, произвольный арест и так далее). Также есть и «позитивные», означающие обязанность государства и общества давать определенные блага индивиду (отдых, образование и труд). Более того, свободы и права делятся на личные, политические, культурные, социальные, экономические и так далее.

Основополагающий правовой документ демократии

Признаки демократического режима впервые были полностью описаны во Всеобщей декларации прав человека, которая принята еще в 1948 году. Что любопытно, Советский Союз в свое время ее не подписал, и только во время Горбачева она была признана. В данной Декларации отображаются все политические и гражданские права, дан перечень позитивных и негативных свобод. Также раскрывается смысл и содержание политических, экономических и культурных прав. Всеобщая декларация прав человека - часть международного законодательства. Кроме того, Организацией Объединенных Наций были приняты многие другие конвенции, пакты и декларации, направленные на установление демократического общества и поддержку прав и достоинств человека.

Множество мнений - яркая черта демократии

Плюрализм - неотъемлемая черта всех демократических режимов. Это означает признание в общественной и многих и разных автономных (но вместе с тем и взаимосвязанных) социальных и политических партий, групп, организаций, установки и идеи которых постоянно находятся в состоянии конкурентной борьбы, сопоставления и соревнования. Плюрализм выступает как антипод монополизма и является базовым принципом политической демократии. Существуют некоторые характерные его признаки:

Состязательность множества разных субъектов политики;

Разделение власти и дифференцированная структура иерархии власти;

Исключение любой монополии на политическую конкуренцию и власть в угоду какой-либо партии;

Политическая система многопартийна;

Свободный доступ к многообразию каналов выражения мнений и интересов для всех;

Состязательность и возможность смены элит, их свободная борьба и конкуренция;

В рамках законности имеет право существовать альтернативность социальных и политических взглядов.

На постсоветском пространстве после развала СССР ввиду ускоренного процесса демократизации процесс установления плюрализма был очень сложный, так как традиции «старой» тоталитарной системы еще до сих пор окончательно не устранены.

Что является опорой для демократии

В качестве основных социальных и политических стабилизаторов и регуляторов выступают сами граждане. В экономической сфере таким является частная собственность людей, которая создает основы для полной независимости отдельно взятой личности от института власти и разных религиозных, социальных и политических групп. идейно-политический плюрализм, реализованное разделение государственной власти на несколько независимых веток с формированием системы равновесия (баланса), свободные выборы - все это создает крепкий базис для существования демократии в современном мире.

Известный ученый С. М. Липсет определяет демократию как государственный строй, обеспечивающий конституционное право смены руководителей, а также как социальный механизм, позволяющий возможно большей части населения влиять на принятие важнейших решений посредством выбора претендентов на политическую власть. Исследователь также уделяет внимание экономической составляющей в демократическом режиме. Так С. М. Липсет считает, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем будет поддерживаться демократия.

Более широкое определение демократии дает американский исследователь Х. Линц . Он отмечает, что это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, слова и другие политические права личности. Демократия характеризуется свободными и ненасильственными соревнованиями политических лидеров с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включением в политический процесс всех эффективных демократических институтов, а также обеспечением условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их предпочтений.

На высокой степени ответственности в демократических режимах акцентирует свое внимание другой ученый А. Лейпхарт . Он считает, что демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также как управление в соответствии с народными предпочтениями. Демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: действия правящей элиты находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени.

Известный американский исследователь А. Пшеворский дает следующее, достаточно узкое определение демократии. Он пишет, что она представляет собой такую организацию политической власти, которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы.

Безусловно, список наиболее распространенных определений демократии не ограничивается вышеуказанными вариантами. При всем их разнообразии каждое из определений обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современных демократических режимов. «В отличие от античной, - отмечает А. П. Цыганков, - современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно» .

На основе критериев типологизации режимов можно выделить следующие признаки демократического политического режима:

  1. Основной способ достижения высших государственных постов – всенародные выборы.
  2. Поскольку государственные должности приобретаются в конкурентной борьбе, то политические лидеры стремятся, как правило, учитывать интересы различных категорий населения.
  3. Высокая степень открытости политической элиты. В ее круг может войти любой человек, добившийся успеха в какой-либо сфере деятельности.
  4. Рационально-легальный тип легитимности политической элиты.
  5. По сравнению с другими видами политических режимов для демократического характерна средняя степень вовлеченности народа в политическую жизнь.
  6. Регламентация осуществляется на основе правовых норм и договорных отношений.
  7. В обществе преобладают либерально-демократические ценности.

Однако в процессе исторического развития каждый политический режим приобретает такие специфические черты, которые отличают его от других форм правления. Объединяя вышеперечисленные признаки и особенности функционирования демократических режимов можно выделить следующие черты современных демократий:

1.Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов власти. Позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Выборы предполагают наличие конкуренции различных кандидатов, альтернативность, реализацию принципа: «один гражданин – один голос».

3. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную власть) в построении государственного аппарата. Согласно этому принципу политическая власть воспринимается не как единое целое, а как совокупность ветвей различных властных функций, осуществляемых различными властными органами с целью не допустить концентрации власти в одних руках, учесть интересы граждан и государства.

4. Наличие развитой системы представительства , т. е. парламентаризм , представляющий собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента.

5. Гарантия основных прав человека . Принято выделять три группы прав: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой судебной властью.

6. Политический плюрализм , позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

7. Демократическая процедура принятия решений : выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Анализируя представленные характеристики, можно выделить основные демократические институты, так как они позволяют описать, как именно функционируют демократические режимы. По мнению известного американского исследователя Г. О’ Доннелла , институты представляют собой упорядоченные образцы взаимодействия, которые известны, практикуются и признаются социальными агентами, намеренными продолжать это взаимодействие, подчиняясь при этом определенным правилам и нормам, закрепленным на формальной или неформальной основе.

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы обеспечить стабильность режима. Среди них традиционно принято выделять следующие демократические институты:

  1. Всеобщее, равное и тайное избирательное право.
  2. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
  3. Разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) и по горизонтали (власть центра и регионов).
  4. Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации.
  5. Свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы .

Таковы основные институты демократии. Конституирование и консолидация этих институтов составляет основу перехода к стабильной демократической системе. Среди условий стабильности демократии следует выделить внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним условиям демократической стабильности необходимо отнести наличие такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможность вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. На экономический фактор стабильности указывал С. Липсет. Он утверждал, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем буде поддерживаться демократия. Однако капиталистическая экономика, как показывают многочисленные исследования, функционирует менее продуктивно, если отсутствует соответствующая для этого социокультурная основа. Данному фактору стабильного существования демократических режимов посвящены работы известных ученых Г. Алмонда и С. Верба . Они исследовали феномен «гражданской культуры» как системы ориентаций и установок массового сознания, укрепляющей демократические институты. Эта система включает в себя два основных компонента – «склонность доверять другим» и «удовлетворенность жизнью», являющиеся предпосылками как объединения граждан в добровольные союзы, так и отсутствия в их сознании установок на кардинальное изменение существующих условий.

Экономические и социокультурные условия, безусловно, важны для стабильного функционирования демократии. Но в то же время нельзя недооценивать фактор лидерства в демократических режимах. Такие исследователи как А. Лейпхарт и А. Пшеворский полагают, что сосредоточенность на социальных условиях может негативно сказаться на разработку правильной стратегии и ее реализацию. Так, некомпетентность политического лидера играет важнейшую роль в дестабилизации даже тех демократических устройств, которые основываются на сравнительно прочном экономическом и социокультурном фундаменте. Таким образом, отсутствие благоприятного внешнего окружения, компетентного лидерства, слабость экономических и социокультурных предпосылок демократии может вносить свой вклад в дестабилизацию ее институционального устройства и возможный переход к авторитарным методам управления.

Однако политический опыт выявляет принципиальные различия в функционировании демократических устройств в зависимости от особенностей исторического и социокультурного развития страны. Поэтому демократические режимы также делятся на подвиды. В основе этого разделения может лежать принцип их социокультурной уникальности, своеобразие исторического наследия. Данное своеобразие накладывает отпечаток на функционирование демократических институтов. Модификация, которой в этой связи подвергаются институты, может быть весьма значительной. Наиболее характерный пример – формы разделения властей, складывающиеся в условиях президентской и парламентской форм правления. Другим примером деления демократических устройств может служить типология А. Лейпхарта. Он выделяет мажоритарную и консенсусную демократию. Мажоритарным будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, а правящая коалиция формируется по принципу большинства. В консенсусной демократии правящая коалиция формируется на основе пропорционального представительства партий.

Таким образом, можно сделать вывод, что демократический режим является, согласно классической классификации, одним из видов политических режимов. Он обладает такими отличительными признаками как суверенитет народа, периодическая выборность основных органов власти, политический плюрализм, гарантия основных прав человека, рационально-легальный тип легитимности и другие. Среди основных институтов, обеспечивающих стабильность режима, принято выделять: всеобщее равное и тайное избирательное право; принцип разделения властей в построении государственного аппарата; либеральная конституция; свобода выражения политических суждений; свобода артикуляции политических интересов. Для обеспечения стабильного функционирования демократических институтов необходимо наличие благоприятствующих демократии экономических и социокультурных условий, компетентного лидера и безопасного для режима внешнего окружения.

Введение

3. Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?

Заключение

Список литературы


Введение

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

Отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

Рассмотреть основные разновидности демократических режимов;

Выявить политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

Сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.


1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие . С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий . Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.


2. Основные разновидности демократических режимов

Различают следующие основные разновидности демократических режимов .

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

При всем разнообразии политических проблем, выдвигаемых современной жизнью, общим является демократическое их решения. В демократии определяется тот тип власти и тот механизм ее осуществления, что позволяет каждому человеку наиболее безболезненно достичь цивилизованного, нормальной жизни. Однако в мире в современных условиях нет государств, где бы демократия реализовывалась полностью и могла бы считаться относительно идеальной, образцовой формой государственного строя, механизмом осуществления власти. Из 226 стран мира в 79 странах уже установился демократический политический режим. Основу демократического режима составляет экономически независимая личность, которая обладает свободным выбором сфер деятельности и связывает свое бытие с результатами собственной деятельности. Такая независимость достигается только в условиях социально закрепленного приоритета личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной. Экономически независимые граждане путем тайных, равных и прямых выборов избираются на определенные сроки представителей в органы местного и государственного управления. Конкуренция между гражданами по проведению представителей в органы власти отражается в соревновании политических партий. Политическая партия, представители которой составляют большинство в избранных органах, становится правящей, получая большинство мест в различных представительных органах и занимая ключевые посты в структурах исполнительной власти. Другие политические партии могут вступать в блок партии, что правит, или создавать политическую оппозицию. Так обеспечивается прочная легитимация (законность) власти, преодолевается политическое отчуждение граждан, что способствует стабильности всей политической системы.

Демократический режим, однако, не сводится к защите прав большинства, а обеспечивает права меньшинства и в избирательной системе, и в представительных органах власти. Общегосударственные решения принимаются не только большинством, но и путем достижения консенсуса с меньшинством и оппозицией. Критика власти и любых ее представителей - атрибут демократического режима. Но консенсус, взаимодействие и согласие, направленные на предотвращение конфликтов, составляют основу выработки мирных форм решения социальных коллизий путем постоянного диалога противоборствующих сторон. Вне рыночной экономикой демократический режим невозможен, поскольку именно рынок определяет заинтересованность граждан в деятельности, свободной от политической власти, и образует различные структуры гражданского общества. Гражданское общество - предпосылка демократической политической системы. В гражданском обществе представлены и конкретные интересы людей, и баланс их реализации. Опираясь на принцип разделения властей и взаимных противовесов законодательной, исполнительной и судебной власти, демократический режим сам является их продуктом, который возводит до ранга нескороминучого задача защита законными средствами интересов лица. В защите интересов лица, как стрижневій основе демократии, фокусируется разнообразие демократических форм, средств человеческой деятельности.

Демократический режим реализуется через две основные формы демократии: представительную и непосредственное. Представительская форма - основная форма осуществления государственной власти в демократическом обществе, когда через конкретных лиц и выборные органы граждане осуществляют свое конституционное право участвовать в политической жизни общества. Система таких органов является народным представительством. Непосредственная форма демократии допускает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений. Это - разного рода референдумы, опросы, народные собрания, митинги, демонстрации и тому подобное. Граждане демократического государства, непосредственно выражаясь или где-легуючи к власти своих представителей, принимают на себя обязанность уважать и поддерживать ее, подчиняться ее решениям. Власть же ответственна перед народом и подконтрольна ему. Естественно, политический режим существует как система взаимных политических обязанностей" связей власти и народа.

Представительная демократия - "правление народа, избранное народом и для народа". Такой политический режим демократии должен отвечать трем требованиям: честные, соревновательные выборы, регулярно проводятся; правительство формируется в результате выборов;

демократия защищает права личности и меньшинства. Но демократические политические системы делятся на две: президентскую и парламентских ку. Здесь возникает некоторое недопонимание, потому что и президентская модель допускает наличие законодательного органа - парламента, однако в ней исполнительная власть не подчинена непосредственно парламента. Классический пример президентского режима - США. Президент выступает как глава государства и как непосредственный руководитель исполнительных структур. Но президент не становится диктатором, потому что его полномочия строго определены, и не обладает законодательной властью, ограничен в действиях решениями Конгресса. Парламентский вариант демократической политической системы базируется на том, что исполнительная власть в той или иной степени существенно вытекает из парламента. Разные страны реализуют три основных типа парламентского режима правления однопартийного большинства, коалиционное правление и консенсусное правление. Эффективность и гибкость управления, основанного на совмещении идеи самоуправления и политического участия, во многом нейтрализует негативные тенденции отчужденности людей от политического процесса. Основной механизм, с помощью которого достигается представительство интересов различных групп (партийных, корпоративных и этнических), - парламентаризм как система правления, основанная на принципе разделения властей и верховенстве выборных органов. Конечно же, современная парламентская демократия далека от идеального народовластия.

С разнообразными подходами к определению сущности и содержания демократического режима и самой демократии связана и неоднозначность их толкований. Издавна существуют два подхода: нормативный и описательно-эмпирический (опытный). Формирование идеальной модели демократического режима, обоснование его преимуществ по сравнению с другими формами управления обществом и допускает нормативный подход. Исходя из надлежащих требований политического сознания, политической культуры и строится реальная политическая жизнь. Анализ демократии, демократического режима в реалиях жизни, опыта существования и деятельности с помощью описательно-эмпирического подхода позволяет определить их свойства, уточнять, а иногда и просматривать их суть и содержание. Конечно же, демократия - власть народа или "правление народа, избранное народом и для народа" - выступает нормативным идеалом, а не характеристикой реальных демократических государств. Тут-то и заключаются внутренние противоречия. Суть противоречий заключается в том, что власть народа означает самоуправление народа, а отсюда вытекает и отрицание политического господства властных структур, средств и форм принуждения и других атрибутов государства. Конечно же, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства. Но в реальной жизни демократия нигде и никогда не существовала без государства. I отмирание государства в современных условиях (как и в ближайшей перспективе) - иллюзия, утопия. Демократия как народовластие выступает ориентиром, целью политического развития общества.

В повседневной жизни, учитывая разнообразие общественных явлений, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений, устремления разных людей, социальных общностей, а также необходимость социальной системы управления, реальная демократия - власть большинства над меньшинством. Проблема соотношения власти большинства и защиты интересов меньшинства - важное условие понимания демократии. Определяя содержание демократии, известный английский философ Карл Поппер, отвергая вопрос о правлении народа, сосредоточивает внимание на проблеме сведения к минимуму вреда, который могут нанести обществу недостойные правители, и какие необходимо создавать политические, социальные институты и механизмы, способные свести к минимуму возможные потери. Исходя из моральных установок, Карл Поппер считает, что вообще никто не может быть сувереном, то есть обладать правом использовать власть по собственному желанию и усмотрению, отвергает концепции демократии, которые определяют особую мудрость или безошибочность "гласа народного". Идеал народовластия предусматривает, что граждане должны иметь возможность влиять на политику тогда, когда того пожелают, бюрократы, а также избранные лица должны считаться слугами народа и вести себя соответственно, что законы и политика правительства должны отражать ценности, желания и приоритеты большинства уважать меньшинство. Демократия - система, в которой правители могут быть заменены мирно, а тирания - система, где смена правителя без кровопролития не обходится. Авторитет власти, государства базируется на принципе обеспечения государством равной защиты прав и свобод всех граждан и на подчинении их законам. И хотя разнообразные современные демократические государства отличаются друг от друга различными чертами, свойствами, особенностями, но всем демократическим государствам присущи общие определяющие черты: во-первых, признание народа источником власти, сувереном государства; во-вторых, равноправие граждан; в-третьих, подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их реализации; в-четвертых, избрание основных органов управления государства.

Демократически организованное общество

Черты социальной жизни

Сложность социальной структуры и обусловлена ею разнообразие социальной жизни. Плюрализм социальных организаций и форм ее жизнедеятельности.

Развитие социальной активности масс. Демократизация и организация социальной жизни. Самопроявления интересов социальных общностей. Сознательная, свободная, открытая социальная борьба, результатами которой являются реформы.

Развитие демократических форм жизни социальных сообществ как условие социальной эволюции.

Черты политической жизни

Разнообразие форм политической жизни различных социальных общностей. Плюрализм политических организаций, разнообразие форм их политической деятельности. Развитие политической активности масс. Демократизация и организация политической жизни.

Волеизъявления политических интересов социальных общностей. Открытая политическая борьба, осуществляемая путем демократических реформ. Поиск мирных путей ослабления остроты конфликтов.

Развитие политической демократии как устранение возможности политической революции.

В современных условиях демократизация общества имеет глобальные масштабы и включает в свое содержание не только изменения в политической сфере, но и изменения в обществе, что влечет за собой глубокие сдвиги в структуре власти. Власть же путем различных экономических, политических и культурных преобразований делает социальную эволюцию человечества не только более стабильной, но и более динамичной. Одним из важных условий неотвратимости демократизации выступает заложена в природе человека постоянная тяга к личному, творческого самоутверждения; тяга, что впоследствии делает неизбежным установление такого социального и политического порядка, который считался бы с ней. Человеческая природа не поддается перекуванню и переплавке, это базовое положение уже нельзя игнорировать: политические режимы, пытавшиеся это сделать, позорно сошли с политической арены. Естественно, демократизация - незво-ротный процесс. Неотвратимость вовсе не исключает временных торможений и откат в различных сферах общества, идущего по пути демократизации. Не секрет, что, начиная с конца 80-х годов xx века, в политике происходит крутой поворот направо. Это попытка формирования полномасштабного конкурентоспособного производства на приватновласницькій капиталистической основе, что ведет к значительной неровности за доходами различных социальных слоев. Естественно, это означает глубокие сдвиги в политическом курсе (ориентация общественного развития, его движение рассчитаны на удовлетворение интересов мощных социальных слоев и других общественных групп), то есть происходит капитализация общества и в политическом режиме, организация социальных взаимодействий внутри общества, между ним и государством, и внутри государства. Принципиальное значение имеет принятие оптимального политического курса, потому что политический курс - главная предпосылка максимально демократического режима. Развернутый демократический режим реализуется только при таком политическом курсе, который создает широкий социальный консенсус.

Для политической жизни ХХ века, в отличие от предыдущих веков, характерно то, что в современных условиях стало возможным политически регулировать динамику экологического жизнь, переориентировать направления экологической деятельности, достигать максимума эффективности экономического развития. Почти до середины ХХ века. имущественное положение масс, а, следовательно, и экономическую жизнь играло значительную роль и выступало в основном определением политической деятельности. В современных условиях теряет актуальность вопрос бедности для почти двух третей населения мира. Понимание классового подхода, классового интереса как исходного в оценке политических событий неприемлемо для современных оценок многих проблем, самобытности культур и др. Эти проблемы уходят корнями в не классовых отношений, не существования эксплуатации, капитализма, а природы современной цивилизации, индустриальной и постиндустриальной. Широкого развития в странах Запада и в ряде регионов Востока приобрела демократия. Это способствовало тому, что политические партии, выражающие интересы большинства, получили возможность завоевать власть. Большинство политических партий отходит от своей исходной социальной базы. Общество социально становится многослойным, разнообразным. Численно растут межклассовые, маргинальные группы, возникают группы рабочих-собственников, которые владеют недвижимостью, акциями и др. Широкого развития набирают массовые общественные движения как фактор сближения людей разного социального происхождения, что само по себе тоже в какой-то мере консолидирует деятельность политических партий.

Государственная деятельность как вид политической деятельности становится политическим и правовым инструментом, средством осуществления реформ в интересах большинства общества. Интересы широких масс, - экологические, национальные, групповые, - ощутимо влияют на политику, ее реализацию, утверждение мира на планете. Фактором сближения людей разного социального происхождения выступают и массовые движения, вступают в современных условиях широкого развития сближение различных социальных общностей людей, что также консолидирует деятельность политических партий. Разнообразное и разноцветное политическую жизнь мирового сообщества, которое в современных условиях не сводится к необходимости социальной революции. Новой своеобразной реальностью, условием выживания становится для человечества глобализация политической жизни. Возникают возможности договоренностей, поиска путей мирного решения проблем политических, социальных, экономических, духовных, установление консенсуса взаимодействия. Все это условия существования человечества, движущая сила политического процесса. Политическая жизнь, благодаря росту осведомленности, становится достоянием широких народных масс, которые активно включаются к политике, к общественной жизни. Особенности развития политики и политической жизни способствовали стабилизации общественной жизни, целостности, единства, социальной упорядоченности, плюрализма, своеобразия политического пространства, активности и др. Политическая стабильность общества - такое состояние равновесия политической жизни, для которого характерны в основном постоянство и сохранение функционирования политических институтов, сравнительно стабильный ход политических процессов, отсутствие влияния конфликтных ситуаций на качественные изменения в политической сфере.