Здравый смысл примеры из жизни. Как принять важное решение в жизни? Что вам понадобится

Я, вот, просматриваю разнообразные определения здравого смысла, бытующие в разных сферах наук. Столько всего мутного нагорожено, что исчезает само известное нам интуитивное понятие здравого смысла. Именно так, здравый смысл – это интуитивное понятие или, говоря по-иному, это одно из исходных понятий внутреннего мира человека, не определяемое посредством других понятий.

Прежде всего, должен сказать, что то, что мы интуитивно понимаем под здравым смыслом, это один из ключевых механизмов работы нашего интеллекта или, иначе говоря, механизм, на который опирается в своей работе наш здравый ум. Есть и другой "нездравомыслящий" ключевой механизм произвольных комбинаций. Этот, другой, механизм поставляет нам неожиданные решения и "безумные" идеи, часть которых, после согласования со здравым смыслом, оказывается полезной для практических применений или просто для целей познания, пока не нашедших такого применения.

Однако, за последнее столетие, начиная с великого изобретателя в области философии – Эйнштейна – вошло в употребление такое обыкновение: если "теория" не отвечает здравому смыслу, то не прав здравый смысл. И вообще, мол, мир не таков, каким он видится с точки зрения здравого смысла и здравого ума. В результате появляются всякие "искривления пространства", "пространства, обладающие геометрией", "свернутые размерности пространства" и прочие утверждения, вброшенные без тормозов в среду общения обычных граждан.

Естественно, раз продвижению таких неправомочных с точки зрения здравого смысла или здравого ума представлений мешает именно этот самый здравый смысл, то за последнее столетие на этот здравый смысл обрушилась лавина критики со стороны физиков-теоретиков, а также философов, не имеющих мозгов в той части, где должно быть собственное независимое мнение. Правда, здравомыслящие утверждения у отечественных философов, не забывающих о собственном здравом уме, все же встречаются, но они делаются вскользь, полушепотом, без четких акцентов, иначе произведения этих философов попросту бы не публиковались.

Да, именно так. Физики-теоретики – это люди. У них есть естественное стремление самореализоваться, даже если эта самореализация лежит где-то в области специальной теории относительности с ее неодновременной "одновременностью" или в более современной теории струн с ее свернутыми размерностями и прочими чудесами. Ну и кушать ведь тоже хочется даже тем, кто в силу тех или иных обстоятельств отошел от позиций здравомыслия и здравого ума. В результате в науке возникают мощные клановые структуры не только у нас, но и в еще большей мере за рубежом, где охаиваются позиции здравого смысла и, насколько это возможно, ограничиваются возможности выразителей подобных позиций, отвечающих здравому уму.

Но здравый смысл – это, как уже было сказано, механизм нашего мышления. Его надо не охаивать, а пытаться более глубоко осознавать и совершенствовать.

Что мы внутренне ощущаем стоящее за этим понятием "здравый смысл"?. Наверное, точнее всех это ощущение передал французский писатель и художник Макс Жакоб: "Здравый смысл - это инстинктивное чувство истины". Ну а далее я, с вашего позволения, скажу о том, что ощущаю я, ибо мне уже не на кого сослаться в этом крайне непроявленном вопросе о здравом смысле, вернее о собственно здравом смысле, а не о его разнообразных побочных толкованиях.

Здравый смысл соседствует, во внутреннем мире, с ощущениями честности и искренности. Может быть даже эти ощущения являются и собственно элементами механизма здравого смысла. Если аналитически мыслящему человеку (это не тому, который предпочитает путешествовать во времени и в параллельных мирах) вбросить в его сознание без четкого объяснения на языке обычного общения идею "искривляющего пространства" или чего-то подобного и это идея будет принята как правомочная, то подсознание воспримет эту идею, не опирающуюся на язык здравого смысла, как внутреннюю ложь. Ложь, скажу я вам, не безвредную, а разрушающую психику и интеллект. Об этом есть исследования и статьи, например китайских ученых. Именно через ощущение сопротивления этой лжи мы ощущаем и работу собственного механизма здравого смысла.

Здравый смысл, как и здравый ум, проявляет себя через определенные характеристики и элементы. Прежде всего, здравый смысл опирается на исходные внутренние представления – те, которые не определяются посредством других понятий. Он, здравый смысл, строит модель мира, состоящую из опорных неизменных и максимально обособленный понятий или своего рода чистых эталонов. Пространство в этой модели не включает в себя какие бы то ни было свойства материи, так как пространство ни из чего не состоит. По этой причине пространство абсолютно и неизменно и иным оно не может быть. Пространство, как и все прочие интуитивно ясные понятия, является абстрактным понятием, которое при необходимости раскрывается на конкретных примерах. Время – это тоже абсолютный эталон движения, в качестве которого можно вообразить ход сверхточных часов, но ход которых, в отличие от реальных часов, не может ни при каких бы то ни было условиях замедляться или ускоряться. Локальные модели "искривляющегося пространства" и "замедляющегося времени" могут быть, при понимании их сути, объяснены и на языке здравого смысла, но не должны противоречить ему. Так, понятие не одновременной "одновременности" на языке здравого смысла означает неодновременность получения сообщений о событиях, что по факту отвечает операциональному определению времени в специальной теории относительности, но не тому, что одновременность может иметь какой-то математически "освященный" мистический смысл.

Понятие "относительность", в чрезмерно расширенном смысле, на котором помешались физики и философы, в особенности со времен Эрнста Маха, не является элементом модели мира для здравого смысла. Я, например, и без объяснений мудрецов от физики и философии знаю, что на обратной стороне земного шара стоящий человек по отношению ко мне стоит вниз головой. Но я, согласно здравому смыслу, всегда имею абсолютную точку отсчета – свое собственное местоположение – и в нем однозначно определено где есть низ и где верх. Аналогично, и при запусках баллистической ракеты, которые мне приходилось наблюдать, расчеты ведутся конкретно по точке старта, а не относительно удаления Земли от "неподвижной" ракеты и т.п. Здравый смысл в своих ориентирах всегда выбирает какую-то абсолютную точку отсчета, а не некую заумную "относительность", внятного определения которой я нигде не нашел.

Здравый смысл, как механизм здравомыслия, на который опирается здравый разум, в своих суждениях использует только исходные понятия или понятия, определяемые через исходные. Словосочетание из диалектического материализма: "пространство и время есть всеобщие формы существования материи" для здравого смысла является бессмыслицей, потому что это словосочетание не связано с исходными понятиями внутреннего мира, которыми оперирует здравый смысл. При некотором усилии это словосочетание можно перевести на язык "здравомыслия", однако это уже будет интерпретацией, возможно отличающейся от того смысла, который имел в виду тот, кто упомянутое словосочетание изобрел.

Одно из свойств здравого смысла как раз и заключается в том, что он учитывает большее количество возможных интерпретаций любого явления или утверждения, чем это делается обычно в научных построениях. Например, опыт Майкельсона-Морли трактуется как результат, отражающий постоянство скорости света. Но реально в подобных опытах учитывается лишь интерференция двух лучей света, а это уже не то же, что собственно скорость света. И ничто не доказывает, что скорость света в опыте одинакова в двух взаимно противоположных направлениях, а интерференция не зависит от побочных факторов и т.п.

В современной физической парадигме инерционная система рассматривается как система, на которую не действуют силы извне. Но в природе нет таких систем – на Земле, например, на все действует силовое поле Земли. Физики помешались на этих инерционных системах и изобрели на их моделях массу умопостроений, отображенных в математических конструкциях и интерпретациях этих конструкций. Но здравый смыл четко говорит, что надо, как минимум, учесть и альтернативную возможность – того, что инерционных систем нет.

Это ключевая склонность здравого смысла: видеть в предметах и явлениях лишь то, что в них есть, – не больше, но и не меньше. Склонность, которая предполагает учет разных вариантов интерпретации явлений и событий, а не произвольный выбор лишь части из них. В то же время, эта склонность предполагает не навешивание понятиям лишних свойств, например пространству свойств материи, а времени свойств процессов и т.д.

Искренность и честность, которые упоминались выше, это также неотъемлемая черта здравого смысла. Если делается утверждение на основе какого-то предположения, то это предположение обязательно должно быть четко и недвусмысленно оговорено, а не замалчиваться, как это делается сейчас во многих случаях, в результате чего затем возникает ряд недоразумений у пытающихся понять смысл не оговоренных утверждений.

Категорическим требованием здравого смысла является постижимость его построений. Любой человек, обладающий нормальными способностями, может и должен понимать выводы и заключения, сделанные на языке здравого смысла. Язык этот, как уже было сказано, опирается только на интуитивно понятные исходные понятия внутреннего мира или понятия, определенные через исходные понятия. В этом языке не должно быть оторванных от конкретного смысла и не отображенных во внутреннем представлении здравого смысла словосочетаний, подобных "пространство и время – это всеобщие формы существования материи" или "пространство обладает какой-то геометрией" и т.д., и т.п., и прочее.

Естественно, внутренние понятия, которые могут быть не одинаковыми у разных людей, должны быть каким-то образом уточнены в плане достижения такого соглашения, чтобы эти понятия имели одинаковый, насколько это возможно, для всех смысл.

Надеюсь, что я выразился достаточно понятно для тех, кто захотел меня понять. Здравый смысл – это наш инструмент, могущий усилить наши интеллектуальные возможности. Инструмент, который надо изучать и совершенствовать, а не изуверствовать над ним в угоду современным околонаучным соображениям и интересам. Одним из средств совершенствования этого инструмента является разработка и совершенствование отвечающего этому инструменту языка. А это уже предмет большой работы, а не лишь данной небольшой статьи.

Умные люди не всегда поступают умно; иногда поступки умных людей иррациональны: они в азартных играх проигрывают все свои сбережения, или, путешествуя в малонаселенный пункт, забывают взять соответствующую одежду в изменчивую погоду. Независимо от вашего происхождения, обучения, интеллектуального коэффициента или опыта – здравый смысл должен присутствовать всегда. Предположение, что умные люди не руководствуются здравым рассудком, подчеркивает то, что у каждого могут быть провалы со здравым смыслом. Чем больше мы учимся думать однобоко (на рабочем месте, в семье, культуре), тем больше шансы того, что иногда небрежные или на автопилоте мысли могут взять верх над здравым рассудком. Здравый смысл – это не билет в одну сторону; это способ мышления, который нужно постоянно подпитывать и применять. В этой статье вы узнаете об одном способе развития здравого смысла.

Шаги

    Ознакомьтесь с целями и значением здравого смысла. Согласно Merriam Webster, здравый смысл подразумевает «здравое и разумное суждение, основанное на обычном восприятии ситуации или фактов». ». Это определение предполагает, что здравый смысл зависит от того, насколько вы просто оцениваете ситуацию (не усложняя ее), обращаясь к опыту и общей осведомленности о ситуации (здравое и разумное суждение), уверены в себе, и применяете ли полученный опыт в будущих ситуациях. Карл Альбрехт называет здравый смысл практическим интеллектом. Он определяет его как "умственную способность справляться с проблемами и возможностями жизни». Он объясняет, что здравый смысл зависит от ситуации, обстоятельств, и что ваш здравый смысл это в одном из аспектов жизни может проявлять себя безупречно, а в другом – отсутствовать. Что касается цели здравого смысла, это в основе своей мысли, которые позволяют предотвратить вас от иррациональных ошибок или решений, и дает возможность увидеть картину в целом, а не маленькую ее часть.

    • Здравый смысл также помогает не ограничивать себя устаревшими правилами, теориями, идеями и указаниями, которые могут препятствовать или сдерживать ваши лучшие решения в различных ситуациях. Другими словами, из-за того что кто-то говорит делать так, а не иначе, потому что всегда все делалось именно так – не причина отбрасывать здравый рассудок касательно текущих потребностей и измененных обстоятельств.
  1. Поймите, с какой легкостью человеческий разум убеждается в том, о чем другие факторы ясно демонстрируют противоположное. Все мы люди и все мы совершаем ошибки. И наш мозг работает в определенном направлении, находя лучшие способы выживания в мире, где преследуемые хищники могут решить твою жизнь. В современном мире, где пещеры и саблезубые тигры уже не атрибуты текущего времени, некоторая доля секунды может окунуть нас в горячую воду, в то время как мы действуем, а не раздумываем, предполагаем, а не раскладываем по полочкам ситуацию, и следуем привычкам вместо того, чтобы направлять свои силы в полезное русло. Вот некоторые вещи, благодаря которым наш удивительный мозг вытесняет здравый смысл:

    • Сохранение нашего собственного чувства реальности без связи с идентифицируемой реальностью. В то время как каждый из нас создает реальность из своего собственного опыта и воспринимает мир через свои собственные очки, по большей части, мы понимаем, что наше чувство реальности это лишь малая часть гораздо более широкой картины. Для некоторых людей, однако, их чувство реальности становится единственным чувством реальности, и они считают, что они могут манипулировать или волшебным образом менять ситуации в своих интересах. На этапах иррационального поведения это кажется безумием.
    • Рефлексивное или ассоциативное мышление. Реактивное мышление основано просто на том, что мы узнаем по жизни, воспроизводя выученные модели и применяя их к каждой новой ситуации, которая происходит, без применения изменения мыслительных процессов. Этот тип мышления приводит к ошибкам в мышлении, потому что мы отказываемся выходить за пределы своего стандартного восприятия, так как в нашем сознании уже сформировано мнение, как "должно быть". Когда мы применяем то, что мы знаем, к текущей ситуации ссылаясь на аналогичную ситуацию в прошлом, мы просто применяем шаблон нашего разума без учета других обстоятельств, мы отбрасываем здравый смысл. Даже там где этот шаблон сидит неудачно, настойчивый или предвзятым ум просто игнорирует неподходящие его части, игнорируя их в уме; и рассматривает те части шаблона, которые подходят для данной ситуации. Таким образом, наша проблема решается без полного обдумывания. Этот тип мышления, как правило, управляется текущими популярными теориями и причудами, к примеру, общественное мнение иногда контролируется путем раздутия информации об опасности микробов, преступников и террористов, безработицей.
    • Абсолютная уверенность. Оценка мира и событий сквозь призму черного и белого, не оставляет места для сомнений, что часто является причиной, по которой здравый смысл не применяется. Для человека с таким мышлением существует только "один истинный путь", который ошибочно можно спутать со здравым смыслом.
    • Упрямство. Простое нежелание быть неправым. Никогда. Основана на любом ряду причин, включая неуверенность, страх, непонимание, гнев и опасение насмешек, упрямство является причиной многих иррациональных и неоправданных решений и поступков.
  2. Отделите себя от реальности. Нет, это не предложение стать безумным. Представьте, что ваш здравый смысл на самом деле таковым не является. Вы видите то, что вы запрограммировали мозг видеть. И когда вы ступите на скользкий путь и поймете, что реальность – это только то, что вы видите, вы поймете, что фанатизм, эгоизм, нетерпимость и предубеждение часто мешают нам видеть ситуацию реально. Люди часто хотят, чтобы все вокруг соответствовало их стандартам реальности, той реальности, которую они считают правильной. Но постарайтесь отбросить однобокую реальность и понять, как люди воспринимают мир и свое место в нем, тогда вы дадите место для здравого рассудка, потому как ваше восприятие будет строиться на «общем» опыте, а не только личном.

    • Начните с анализа своих собственных эмоций, убеждений и практически удостоверьтесь, что они не вытесняют здравый смысл. Представьте различные ситуации и установите практические последствия вашего решения или поступка, к которому вы больше склоняетесь. Это практически исполнимо? Вы учли все, даже если обстоятельства изменяться? Если обстоятельства изменяться, сможете вы справиться с ситуацией, и если вы не сможете, каковы будут последствия?
    • Проконсультируйтесь с другими. Если ваша реальность слишком сильно омрачает суждение, обратитесь за помощью и обсудить ситуацию с другими, чтобы получить более широкое признание своих перспектив и идей. Это особенно важно, если исход ситуации зависит от вас, и любое решение или действие, которое вы предпримете, может принести ущерб.
  3. Узнайте больше о рефлексивном мышлении. Это та часть мышления, где рождается здравый рассудок. Та часть, которая делает вас одаренным, способным, определяет важность ситуаций, которые происходят прямо сейчас, и предлагает окунуться в холодную воду, взбудораживая мысли. Рефлексивный подход помогает отойти несколько в сторону и увидеть картину во всем объеме, чтобы реалистично оценивать ситуацию вокруг, а не принуждать себя соответствовать чему-либо и не стремиться принимать желаемое за действительное. После точной оценки ситуации, рефлективное мышление позволяет вам ставить цели, которые являются выполнимыми при данных обстоятельствах и совершать разумные поступки для их выполнения. Даниэль Виллингхэм рассказывают о людях, которые теряли деньги на фондовых рынках; людях, которые поступили нерационально в жизненных ситуациях, которые принимали решения или действовали без рефлексивного мышления. Рационализация, в которой внешне все кажется превосходным, но полностью игнорируется несоответствие вашей личности или взглядам, является отвержением здравого смысла. Другими словами, только потому, что другие люди делают что-то эффективно, не значит что это «что-то» необходимо вам; вы должны воспитать свое собственное рефлексивное мышление, чтобы оценивать каждую ситуацию по отношению к себе, своему образу жизни, и по отношению к тем людям, которых коснется принятое вами решение.

    Пересмотрите быстрое познание. Предыдущие шаги только предлагали, что вам необходимо больше поразмыслить перед принятием решения или поступком. Но очевидная обратная сторона размышления в том, что в жизни многие вещи необходимо обдумывать быстро и быстро принимать решения для получения видимых результатов. Быстрое познание - это тип мышления, который говорит вам, что вы не вступите в разговор с человеком, которого встретили, или что дряхлая лестница рано или поздно упадет, а потому требует замены, или что вам необходимо прямо сейчас отойти с дороги, по которой мчится неконтролируемый автомобиль. Как вы свяжете быстрое познание с рефлексивным мышлением под заглавием «здравого смысла»? Это просто – проводите свое время раздумий с умом, чтобы вы так же с умом отвечали, когда ситуация требует быстрого ответа. Здравый смысл развивается путем размышлений о пережитом, позволяя вам совершенствовать свое понимание мира. Это полная противоположность человеку, который только руководствуется своим внутренним инстинктом, предубеждениями и не руководствовался здравым рассудком перед поступками. Обдумывание развивает "внутренний инстинкт» и быструю оценку ситуации, ведь ваша реакция основывается уже на пережитых падениях и успехах, над которыми вы уже поразмыслили.

  4. Познайте основы здравого смысла. Есть вещи, которые каждый человек должен уметь делать, а не надеяться на других, эти вещи связанные с выживанием, самопознанием, здоровьем и самосохранением. Вы развиваете здравый смысл, получая практические знания и применяя их, так что вы точно осведомляетесь о трудностях и о необходимости быстро реагировать. Вот некоторые основы здравого смысла, которые должен знать каждый человек:

    • Умение готовить и понимание того, как пища попадает вам на стол. Каждый человек, который гордо заявляет, что не знает, как правильно готовить, может стать жертвой другого человека, который убедит, что ему подойдет любая еда независимо от того, на сколько она здоровая, на сколько этично приготовлена или какие продукты использованы. Если вы не можете себе приготовить еду, это не признак почета; это признак лени или восстания против домашней работы. Знание того, как готовиться пища является основой здравого рассудка, так как она обеспечивает ваше физическое здоровье при любых обстоятельствах. И не важно, насколько часто вы пользуетесь своими навыками, это приятное занятие, которое стоит познать.
    • Осведомленность о том, как выращивать собственную еду. Умение выращивать собственные продукты – гарантия самовыживания. Научитесь этим навыкам, если вы еще не умеете, и передавайте эти знания детям.
    • Изучайте питание. Если вы будете самостоятельно готовить для себя и заниматься выращиванием своей собственной пищи, вы будете лучше понимать свои потребности в еде. Питайтесь преимущественно здоровой пищей и в умеренных количествах, следите за удовлетворением организма во всех необходимых продуктах питания в зависимости от вашего возраста, пола, роста, и личных условий.
    • Знайте и уважайте свое окружение. Достаточно известно, что местные условия (погода, живая природа) имеют влияние на вашу жизнь. Уделяйте время местным новостям и реагируйте на них соответственно, чтобы как минимум защитить свой дом от атмосферных осадков и ограничить свой сад от агрессивных насекомых.
    • Знайте, как жить экономно и не тратить денег больше, чем вы зарабатываете. При здравом смысле вы тратите только то, что имеете. К сожалению, многие умудряются забывать об этом, часто тратя лишние деньги, и поступая так, как будто деньги не лимитированы на их счете. Тратить больше, чем получать – это нерациональная привычка, так же как и прятать в дальний угол шкафа нераскрытые счета на оплату. Сдерживать себя бюджетом и самоограничение – это нормальное поведение для здравого рассудка. Не забывайте, что все важные финансовые решения и соглашения должны быть в письменной форме, даете ли вы кому-то взаймы или занимаетесь продажами. Невозможно быть слишком осторожным, когда дело касается денег.
    • Знайте возможности своего организма. Это включает осведомленность о том, какие продукты оказывают разрушительное влияние на ваш организм, а какие – восстановительное; сколько часов вам необходимо для сна и какие физические упражнения будут способствовать вашему обмену веществ. Читайте как можно больше, но решите для себя, что вредит, а что помогает вашему организму – будьте экспертом для себя. Более того, ты не супер герой - игнорируя телесные повреждения, вы идете на страх и риск; например, когда с больной спиной вы продолжаете переносить тяжелые грузы, или отказываетесь признаться себе о постоянных болях.
    • Знайте о том, как анализировать ситуации и думать за себя. Вместо того чтобы впитывать в себя новости, которые медиа стараются ежедневно вас накормить, так что вы оказываетесь запуганным из-за ежесекундных новостях о преступлении или катастрофе, начните думать о реальной жизни, а не о ленте новостей. Начните думать о вещах связанных со здоровьем, развивайте свое мышление. Помогите освободиться другим от страха перед медиа, рассказывая о тактике, которую медиа используют.
    • Узнайте, как починить предметы. Когда мы выбрасываем предметы, вместо того чтобы их ремонтировать, мы увеличиваем бремя Земли. Мы признательны тем, кто производит предметы с запланированным износом, потому что мы утратили способность чинить и исправлять вещи самостоятельно. Осведомленность о том, как исправить или починить одежду, технику, предметы быта, автомобильные двигатели и многие другие предметы, которые важны для нашей повседневной работы, не только делают нас более свободными, но также является важным способом для осуществления нашего здравого смысла.
    • Планировать заранее. Чтобы вам не приходилось делать необдуманные вещи, тратить больше и не учитывать последствия, научитесь планировать заранее. Продумывание наперед всегда признак хорошего здравого смысла, который дает возможность рассмотреть последствия различных исходов.
    • Будьте изобретательным. Изобретательность это искусство что-то создавать; вы берете что-то небольшое, долго и старательно работаете с ним, проявляя свою фантазию. Это даст возможность вам преуспевать даже при сложных обстоятельствах и не чувствовать себя обделенными. Изобретательность является ключевой частью, которым пользуется здравый смысл, и опять-таки, это навык, который делает вас более свободным во всепоглощающей жизни.
    • Будьте осведомленным в том, как вести себя в сообществе. Ваш здравый смысл проявляется, когда вы являетесь частью своего сообщества; к сожалению, многие люди предпочитают засесть в убежище, оставаться в стороне и не отягощать свою жизнь другими людьми. Коммуникация с другими людьми в обществе является частью человеческого бытия, привязанности, и позволяет выявлять качества коллективизма и великодушия у человека.
    • Знайте, как себя обезопасить. Выступаете ли вы публично или сидите дома, безопасность является вопросом здравого смысла. Когда вы беретесь за ручку кастрюли на включенной плите, смотрите по сторонам, переходя улицу, гуляет с другом или друзьями в темных переулках города в ночное время, а не в одиночестве, и т.д. - все эти вопрос безопасности здравого смысла. Ситуации в жизни можно спланировать и предупредить, прежде чем они произойдут; осознавая опасность и предпринимая действия, вы можете предотвратить множество проблем в целом. Думайте о том, как избежать, а не о том, как лечить.
  5. Выработайте новые привычки думать со здравым рассудком. Почитайте философию, психологию и популярные теории о том, как мы думаем и на практике пользуйтесь полученными знаниями. Почитайте о том, как думать «за пределами своего «я», познавая новые идеи и создавая что-то новаторское в уме. Карл Альбрехт предполагает, что следующие методы помогут сохранить ваш практический интеллект (здравый смысл) в отличной форме (мы рекомендуем прочитать его книгу полностью):

    • Тренируйте гибкость ума. Это способность оставаться открытым и выслушать представления и идеи других людей, даже если они вас пугают или полностью противоречат вашим мыслям. Это помогает вашему уму быть эластичным и выходить за пределы вещей, которые вы думали, что вы знаете.
    • Позитивно мыслите. Это способ восприятия себя и других в позитивном ключе, всегда старайтесь найти лучшее в других и в себе, и принимайте сознательные решения о том, под чьим влиянием вы позволяете себе находиться, и чему, вы считаете, следует посвящать свое время. Это не так просто, как петь аффирмации или думать о счастливых моментах; умственная работа требует поддерживать положительные и сознательные мысли. Это трудно, но полезно.
    • Положитесь на семантическое здравомыслие. Поддерживайте ясное мышление и освобождайте себя от догм.
    • Цените идеи. Эта концепция ведет вас к принятию новых идей, а не отбрасывания их как несуразных, или невыполнимых. Как вы поймете, что они не совпадают с вашей точкой зрения, если вы еще не работали над ними? Также, оцененные идеи сохраняйте и возвращайтесь к ним периодически, ведь у вас не всегда будет возможность придумать свои собственные идеи.
  6. Если вы возьмете за правило все тщательно обдумывать для себя, а также изучать все факторы и учитывать другие мысли касательно ситуации, тогда вы на верном пути. Вам не обязательно иметь высшее образование; но вам необходимо быть открытым и любознательным. И поймите, что это процесс, а не точка назначения. По жизни вам следует прикладывать умственные усилия на то, чтобы выбирать, какие сообщения вам принимать и каким людям разрешать влиять на вас. Даже эта статья является лишь одним из ориентиров для развития здравого смысла - проанализируйте ее, критически оцените ее применимость к вашим собственным обстоятельствам, и сделайте выбор, отказаться или принимать идеи. В конце концов, это касается просто здравого смысла.

    • Манипуляционные и контролирующие стратегии не приравниваются к здравому смыслу. Это признаки людей, которые хотят изменить реальность и сделать так, чтобы другие люди вписались в их понятия реальности. Вы не можете изменить таких людей, поэтому, если вам не платят за то, что вы случаете чьи-то беды, пользуйтесь своим здравым смысл и держитесь на расстоянии от них.
    • Слушайте мир и людей вокруг себя, прежде чем говорить - особенно если вам есть что сказать, и это может вызвать осуждение. Если вы не можете добавить что-то значимое, ничего не говорите. Это может сразу не увеличить и не развивать ваш здравый смысл, но даст другим отчетливо понять, что вы, в самом деле, обладаете здравым смыслом.
    • Спросите людей, почему они предполагают, что что-то должно быть именно так. Мы настолько привыкли к обычному киванию головой и принятию штампов в культурных предопределениях, что мы забыли о том, что это нормально спрашивать, почему они заявляют о том, что что-то должно быть именно так. Например, если ваш друг говорит вам, что не безопасно выходить на улицу ночью, потому что только у 1 процента людей ночью имеют хорошие намерения, в то время как все остальные - разбойники, спросите его, почему он так думает. Если он просто обобщает, попросите привести факты и примеры. Даже получив факты и примеры, спросите его, почему проблема существует именно там, где вы живете, куда собираетесь, когда вы идете с группой, когда вы идете один, когда вас сопровождают и т.д. В конце концов, вы доберетесь до сути вопроса, основанной на серии историй через средства массовой информации. Тогда спросите друга, лучше бояться опасности или быть готовым к ней? Риск для жизни будет всегда, даже не выходя из дома можно умереть и травмироваться. Лучше готовиться к худшему в здравой и разумной манере (например, заниматься тренировкой по самообороне, знать, где можно ходить в темное время суток, а где - только с другими, брать такси, когда подвыпивший и т.д.), чем ограничивать свою жизнь страхом.
    • Здравый смысл подсказывает, что все важные договоры, финансовые и брачные соглашения следует делать в письменной форме. Не полагайтесь на превратности судьбы и забывчивую память.
    • Старайтесь не говорить и не писать о пустых вещах, которые составляют нашу повседневную жизнь, говорите то, действительно имеет суть. Вы будете не только восприниматься как человек со здравым смыслом, но и в самом деле будете его применять.
    • Популярность не приравнивается к здравому смыслу. Подумайте о пословице, которая гласит, что прежде чем упасть, нужно прыгнуть с обрыва.
    • Узнайте как можно больше о тех частях Вселенной, которые вам интересны, прежде чем вы умрете. Это позволит вам развивать здравый смысл в контексте. "Здравый смысл" без каких-либо практических знаний сродни животному инстинкту.
    • Здравый смысл познается через опыт. Ваши друзья и семья будут более чем рады поделиться своим опытом, если будут знать, что от этого зависит ваша безопасность.

    Предупреждения

    • Не будьте параноиком; будьте мудрым, но не скучным! Хорошенько подумайте перед тем, как браться за дело.
    • Будьте сострадательным. Хотя здравый смысл может иногда проявлять нетерпение в глупостях, совершаемых другими. Отложите свое желание до завтра, иначе некоторое время спустя вы можете осудить свой поступок за недостаток здравого смысла. Мы все одинаково глупы в одно время жизни, так же, как и все одинаково умны и в другое время. Все воспринимается в контексте и становится неловко или не по себе в том случае, если мы отказываемся учиться.

    Что вам понадобится

    • Ресурсы для изучения - читайте книги, сайты и прочее, чтобы улучшить свое понимание мире, других культур, убеждений, и прочее.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - ВЕЛИЧАЙШАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Нормальное мышление, здравомыслие, здравый смысл - это всё чрезвычайно важные понятия, обозначающие мыслительную норму. ВООБЩЕ ЗДОРОВЬЕ характеризует нормальное состояние человеческого организма, а ЗДРАВОМЫСЛИЕ - нормальное состояние человеческого мышления.
Могут спросить: в чем разница между здравомыслием и мышлением вообще?

Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. Если есть здравомыслие, то есть и ненормальное, болезненное, больное, патологическое мышление. В последнем случае мы имеем в виду не столько больное мышление в психиатрическом, медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.

Здравомыслящее поведение - ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни - тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.

Здравый смысл - величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Регулирующая роль здравого смысла очевидна. Опираться на здравый смысл - значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т.е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.

Здравомыслие - это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.

(“В понятии здравого смысла момент согласованности и сбалансированности сохранился. Обладающий развитым здравым смыслом обычно редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он координирует свои действия и обычно не теряет головы в экстремальных или сложных ситуациях, о нем говорят, что он человек “здравый”. Очевидно, что тот, кто обладает здравым смыслом, не даст легко увлечь себя научными и философскими идеями, которые недостаточно им продуманы и осмыслены”. - В. Шаповалов. Здравый смысл, философия и наука. - В: “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.)

Здравомыслие - это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.
Здравомыслие - это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.

Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление - это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Ж. Лабрюйер чисто по-французски высмеял такое мышление. “Парадоксальный ум, - говорил он, - относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации”. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.

С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек - рассудочен, нуден в общении (зануда), педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.

Здравомыслие - мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

Разница между здравомыслием и здравым смыслом не по содержанию, а в их отнесенности к разным объектам. Здравомыслие, здравая мысль - это непосредственная нормативная оценка мышления, мысли. Здравый смысл - это опосредованная нормативная оценка мышления, мысли - через оценку того, что человек говорит, делает. Здравый смысл мы ищем не в самом мышлении, а в словах и поступках человека. На это указывают такие выражения: “в том, что он говорит, есть здравый смысл”; “в делах своих, в решениях и предложениях опираться на здравый смысл”; “выступать с позиции здравого смысла”; “он делает так вопреки здравому смыслу”; “противоречит (не противоречит) здравому смыслу”.

ПРОТИВ ОЦЕНКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИШЬ В “СТЕНАХ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА”

Здравый смысл порой оценивают как нечто сугубо ограниченное, действующее лишь “в стенах” домашнего обихода... Длительное время в нашей стране господствовала точка зрения Ф. Энгельса, отождествлявшая здравый смысл с метафизическим (т.е. антидиалектическим) мышлением.

Ф. Энгельс писал: “Этот (метафизический - Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса...” (Анти-Дюринг. Введение.)

Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса - Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне.

Пренебрежение здравым смыслом - это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл - отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл - здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах - собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).

К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания.
Вот что, например, писал в энциклопедическом словаре русский философ В. С. Соловьев:

"Здравый смысл - термин неопределенный и большею частью употребляемый во зло; должен означать нормальное состояние и правильное действие умственных сил человека. Нормальны, вообще, те суждения и взгляды, которые соответствуют истинному значению вещей, логически выводимому из достоверных данных. Но так как действительные мнения большинства людей определяются не столько разумением предметной истины, сколько предрассудками, привычкой, внушениями страстей и требованиями материальных интересов, и так как всякий человек, чувствуя и признавая свои физические слабости и недуги, не сомневается, однако, в своем умственном здоровье и в правильности своего образа мыслей, то в результате получается такое понятие здравого смысла, которое не имеет прямого отношения к истинным нормам, а выражает лишь средние мнения и обычные интересы людской толпы, в данных условиях места и времени. Такой З. смысл направлен вообще к охранению наличного состояния общественной жизни и мысли, против всего, что двигает людей вперед и возвышает их духовный уровень. Во имя такого З. смысла осуждались, например, нравственное учение Сократа, астрономическая система Коперника, предприятие Колумба; тем же З. смыслом защищалось сожигание ведьм и еретиков, употребление пыток и т. д. Этот неоспоримый исторический опыт внушает законное недоверие к простым ссылкам на З. смысл; всякую такую ссылку следует проверять определенными нормами истины и справедливости, и в случае противоречия с ними - решительно отвергать, как самозванное притязание."

В изданной в наше время немарксистской “Краткой философской энциклопедии” можно прочитать:

“Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности... Верная по сути точка зрения здравого смысла, как правило ограничивается поверхностным взглядом на суть явлений, глубоко не проникая в их смысл” .

(Это же отмечал в 1935 г. Б. Рассел: «среди преемников Юма здравомыслие означало поверхностность, а глубина - некоторую степень сумасшествия». - Б. Рассел. Происхождение фашизма.)

Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.

Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.
В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому - симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.

ПРЕДЕЛЫ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Здравомыслие - фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.

С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, “не хватает звезд с неба” (субъективный фактор) или “в тисках обстоятельств” (объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо.

Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.
Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!

РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ И РАЗНОКОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗДРАВОМЫСЛИЯ

Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.

Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший “логик”), у другого - интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего - одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.

Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других - критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом - всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.

(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).
Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой - в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.

Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т.п.

ЗДРАВОМЫСЛИЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ

Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это - развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.
Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека - это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.

В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия - в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа - одно, здравомыслие ученого - другое, здравомыслие художника - третье, здравомыслие политического деятеля - четвертое и т.д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.

Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.

НЕЗДРАВОМЫСЛИЕ, БОЛЬНОЙ СМЫСЛ
non compos mentis (лат.) - не в здравом уме

Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие.

В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).

Пример иррационального мышления - мистическое умонастроение.
Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.

Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями...

ОТСЛЕЖИВАТЬ, ИЗУЧАТЬ, ИЗОБЛИЧАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ БОЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И, НАПРОТИВ, РАЗВИВАТЬ, ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ФИЛОСОФИЮ ЗДРАВОГО СМЫСЛА - ДВУЕДИНАЯ ЗАДАЧА, ОТ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Из книги "Как мы думаем? Введение в философию мышления". Текст книги см. на моем сайте.

Рецензии

Здоровье в понимании ученых предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния в сочетании интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала. По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Представьте себе рослого человека, о котором говорят косая сажень в плечах. Кроме его крепкого здоровья, можно заметить его неестественное влечение к насекомым - сутками напролет бегает за бабочками, рассматривает под лупой спаривающихся дрозофил и тому подобное. Эту страсть совсем не разделяет другой специалист - дезинсектор. Пусть он будет вторым объектом нашего исследования. Несмотря на полученное второе техническое образование, он не нашел работу по профессии и второе десятилетие занят нелюбимой работой - уничтожает насекомых, среди которых нередко попадаются полчища любимых первым персонажем дрозофил. Два высших образования не обеспечило его социальное благополучие и наш второй подопечный вынужден существовать в нищенских условиях.

На самом деле, можно представить себе массу вариаций социально-психологических условий жизни различных людей, среди которых на поверку окажется, что нет здоровых людей. Отсюда я бы рассматривал вашу тему с другого аспекта - со стороны индивидуального помешательства.

Любимая работа - помешательство. Коллекционирование марок, значков, монет - помешательство. Даже помощь ближнему может считаться помешательством - все зависит от того, насколько серьезно мы к этому относимся и насколько привычно выглядит то или иное условно здоровое меньшинство со своим помешательством в глазах условно здорового большинства.

А кто скажет, что не помешательство коллекционирование скальпов? Для североамериканских индейцев, например, это было в порядке вещей, а мы легко повесили на них ярлык: дикие и кровожадные, т.е. ведущие асоциальный (читайте, не здоровый) образ жизни. Между тем, европеец, намеренно продавший индейцу одеяло, зараженное оспой, в глазах соотечественников считался вполне себе здоровым.

Не о всеобщем помешательстве тогда мы ведем речь? Когда один народ считает пороком иное вероисповедание, иную культуру и обычаи другого народа - это ничто иное, как массовое помешательство. Для того, чтобы признать тот или иной порок неприемлемым для здорового общества, необходимо всего лишь знать место и время, где можно заявить об этом во всеуслышание.

Выходит, мы все в какой-то степени сумасшедшие, причем некоторые помешаны на своем здоровье. Выходит, мы все, занятые реализацией своих личных помешательств в пределах определенного общества - большинство. А большинство, как известно, норма!

Выходит, мы, при всех наших сумасшествиях, нормальные!

Та чудесная, удивительная часть человеческого интеллекта, которая позволяет справляться с подобного рода проблемами, и есть так называемый здравый смысл. Мы столь привычны к нему, что замечаем лишь его отсутствие: без него повседневная жизнь просто немыслима. Здравый смысл – это то, откуда мы знаем, что именно одеть на работу утром, как вести себя на улице или в метро, как поддерживать гармоничные взаимоотношения с друзьями и коллегами. Здравый смысл подсказывает нам, когда правилам подчиняться, когда их тихонько игнорировать, а когда открыто им не повиноваться. Он глубоко укоренен в правовой системе, политической философии и профессиональном образовании. Это sine qua non , сущность социального интеллекта 12 .

Несмотря на то что к здравому смыслу люди прибегают постоянно, ему на удивление трудно дать определение. Грубо говоря, он – слабо организованная совокупность фактов, наблюдений, представлений об окружающей действительности, непосредственного опыта, а также общепринятых или очевидных (прописных) истин, которые каждый из нас накапливает в течение жизни, сталкиваясь с повседневными ситуациями и делая из них соответствующие выводы 13 . За исключением вышеизложенного, здравый смысл не поддается простой классификации. Одни «обыденные» знания по своему характеру очень общие – согласно антропологу Клиффорду Гирцу , это «древний клубок общепризнанных практик, распространенных верований, привычных суждений и естественных эмоций». Но здравый смысл также может относиться и к более специализированным знаниям – например, профессиональным (врача, юриста, инженера), накапливаемым в течение многих лет обучения и практики. В 1946 году в Чикаго в обращении к ежегодному собранию Американской социологической ассоциации Карл Тейлор, тогдашний ее президент, сказал: «Под здравым смыслом я подразумеваю знания, имеющиеся у тех, кто является частью социальных ситуаций и процессов, понимание которых есть одна из основных задач социологии. В этом плане данный термин может выступать синонимом народной мудрости или же относиться к знаниям инженеров, политиков, журналистов, издателей или иных лиц, регулирующих, интерпретирующих и прогнозирующих поведение отдельных людей и групп» 14 .

В своем определении Тейлор подчеркнул две ключевые черты здравого смысла, отличающие его от других типов знаний – таких как естественные науки или математика 15 . Во-первых, в противоположность формальным, сугубо теоретическим системам знания, здравый смысл – всецело практический. То есть главное – это сами ответы на вопросы, а отнюдь не способы их получения 16 . С точки зрения здравого смысла, знать, что нечто есть истина или данность, вполне достаточно. Для извлечения пользы из знаний нам обязательно надо понимать, почему все устроено так, а не иначе, но чересчур сосредотачиваться на этом, пожалуй, не стоит. Иначе говоря, в отличие от теоретических знаний, здравый смысл не осмысливает и не подвергает мир сомнению, а воспринимает его таким, «каков он есть».

А вот и вторая характерная черта, отличающая здравый смысл от формальных знаний: если потенциал последних кроется в возможности сводить полученные специфические данные к логическим категориям, описываемым общими принципами, то потенциал первого заключается в возможности справляться с каждой отдельно взятой ситуацией самой по себе. Например, именно благодаря здравому смыслу наши одежда, действия и речь в присутствии начальника будут отличаться от поведения в присутствии друзей, родителей, друзей родителей или родителей друзей. В то время как во всех этих случаях формальная система знаний пытается вывести надлежащее поведение из единого, более общего «закона», здравый смысл просто «знает», как нужно поступать в данной конкретной ситуации 17 . Именно по этой причине известные всем «прописные истины» оказалось так трудно воспроизвести в компьютерах: в отличие от знаний теоретических, основанные на повседневном опыте подразумевают относительно большое количество правил поведения даже в небольшом количестве особых ситуаций. Допустим, нужно запрограммировать робота, чтобы он ориентировался в метро. На первый взгляд, задача относительно проста. Однако очень скоро выясняется: даже один-единственный компонент этой задачи – как, скажем, «правило», запрещающее просить других пассажиров уступить свое место, – зависит от сложного множества других правил, вроде бы не имеющих к нему ни малейшего отношения. Это, например, принципы распределения мест в вагоне или вежливого поведения в общественных местах. Это правила жизни в многолюдных городах. Это общие нормы вежливости и любезности, справедливости и собственности.

Все попытки формализовать обыденные знания неизбежно наталкивались на тот или иной вариант вышеизложенной проблемы: чтобы научить робота имитировать даже ограниченный диапазон человеческого поведения, приходится, в некотором смысле, учить его всему. В противном случае бесчисленные тонкие различия между тем, что важно, что должно быть важно, но не важно и что может стать важным в зависимости от обстоятельств, всегда будут сбивать с толку даже самого совершенного робота. Стоит ему попасть в ситуацию, лишь самую малость отличающуюся от запрограммированных, как бедняга потеряет всякое представление о том, как себя вести. Он будет явно отличаться от остальных роботов. И всегда ошибаться 18 .

Люди, которым не хватает здравого смысла, чем-то похожи на незадачливого робота. Они не понимают, на чем следует сосредотачивать внимание, – это раз. И не понимают, чего конкретно они не понимают, – это два. По той же самой причине, по которой программирование роботов представляет собой крайне непростую задачу, удивительно сложно объяснить лишенному здравого смысла человеку, что именно он делает не так. Приведите ему множество примеров того, что он сказал и сделал неправильно, – и, вероятно, ему удастся избежать повторения данных конкретных ошибок в будущем. Но как только ситуация изменится, все вернется на круги своя. В Академии у нас было несколько таких курсантов: исключительно умные, компетентные ребята, которые никак не могли сообразить, как играть в нашу общую игру. Все знали, кто они такие, и все видели, что они чего-то не понимают. Увы, не зная, в чем загвоздка, мы не могли им помочь – и большинство из них, растерянные и ошеломленные, в итоге покинули военную службу.