Что надо знать когда даешь милостыню. Народная мудрость о милосердии

Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова : «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить - хорошее дело, если с умом.

Не надо забывать и то, что благотворительность - это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное - они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба - и так исполни заповедь, но исполни!

:

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но - «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило : «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся - выполни евангельское слово.

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

:

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор - помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

Должно ли быть рассуждение в милостыне? - Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), - это как раз «профессионалы».

Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ на вопрос: что лучше - помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90-95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5-10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

:

Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего - своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, - это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это - его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это - те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

:

Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход - организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход - организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, - инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги - слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги - слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» -
провал в духовной жизни

:

Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» - провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, - не давайте ему денег. Если он нищий - купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них - вы сделали, что могли; если же примет - благодарение Богу!

Дающий не судится - горе берущему, если он берет не на дело

:

Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне - в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится - горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо - для того, чтобы избавить их от побоев

По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы - это во-первых, а во-вторых - это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… - и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть - из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро - не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, - и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке - не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку - помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

Можно много размышлять о милости и добродетели, ибо правильно подать милостыню - великое искусство, от владения которым напрямую зависит благополучие человека, но подать не осудив сложно.

Если вы решили подать кому-либо милостыню - дайте, не думая о том, хорошо или плохо вы поступаете, давая ему милостыню, и почему так, а просто дайте, ибо вы даете Господу. Не делайте различий между мужчиной и женщиной, национальностями, ибо для Него все - Его дети, и Он взирает на вас с Небес - как вы отнесетесь к Его творению.

Господь может испытывать человека и по-иному.
Если на вас сыплется большая удача, деньги, богатство и тому подобное - помните, что и это - испытание от Господа: как ты отнесешься к нему и собратьям своим меньшим? Недаром во все времена именитые купцы давали деньги на строительство церквей (кстати, если человек дает на строительство новой церкви, с него снимается любая порча), оклады к иконам, жертвовали вдовам и сиротам.
Если человек не выдерживает испытание богатством - начинает презирать бедных и слабых, использовать его людям во зло, то Господь отнимает у него богатство. Испытание может быть, как у Иова. И тогда не следует сетовать, а нужно молиться и подавать на церковь и неимущим. Богатство дается человеку для кого-то и во имя чего-то, какой-то благой цели, преумножения любви в мире.

Однако подавать следует не всем и не везде, ибо некоторые из людей не стоят того, чтобы им давать. Есть уроды и калеки, наказанные Богом за грехи, а есть люди, которым ниспослано тяжкое испытание. Поэтому, проходя мимо, вслушайтесь в себя и вопросите: \"Этому подать?\", и вы услышите голос своей души, услышите ответ, только будет он очень тихим, так что некоторые не захотят прислушаться.

Подавать можно, если нищие сидят: (но, будьте внимательны всегда-смотрите на человека)

У входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест;
- у входа на базар;
- на остановке троллейбуса;
- у входа в гостиницу.

Нельзя подавать тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах) и пьяным, потому что вы подаете не Богу. Также не следует подавать милостыню сидящим на перекрестках, около аптек и медицинских учреждений (человек отдает свое здоровье), возле кладбищ и \"нечистых мест\", у почт, под священными деревьями (дуб, яблоня, осина), с табличками или с детьми. Если просящий сидит с собакой, - можно. Детям до 15 лет давать только продукты, чтобы не развращать. Молодым и людям средних лет деньги давать с осторожностью (в случае злого умысла могут отобрать энергию, здоровье, жизненную силу). Не следует подавать милостыню по средам - это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестин, а так же возвращаясь с некоторых обрядов.

Прежде чем дать милостыню, надо посмотреть на лицо просителя и его одежду. Если человек грязен и опустился, смотрит исподлобья, имеет \"заячью губу\", \"птичьи\" черты лица, рыжий, шестипалый, одноглазый, сухорукий (если однорукий, одноногий - вначале вопросить, в наказание это ему от Господа Бога или нет?), стоящим с шапкой в руке - не подавать. Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги - это слезы, и когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).

Подавать следует средними и мелкими монетами, предпочтительно 5 коп, или если на монете изображен всадник на коне (такие монеты предпочитала замечательная русская святая Ксения Петербуржская), можно купюры с единицами и нулями (10 лат, 100 руб.). Нельзя подавать монеты с четным числом (особенно 2), 50 коп не подавать, разве только на церковь. Подавать следует, не касаясь руки просящего.

Назвавшему небольшую сумму желательно дать, но если просит во второй раз, следует вежливо отказать, сказав \"первое слово дороже второго\".

Или, например, кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, тогда надо купить, и тогда в дороге у вас не будет никаких проблем и вы избежите крупных неприятностей.

Уходя с базара (а не наоборот, чтобы вас не ограбили), можно подать собирающим милостыню у входа на базар, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног. Подающий сидящему на ящике скоро сам \"сыграет в ящик\".

Особо пристального внимания заслуживает милостыня, подаваемая в церкви.
Входя в церковь, всегда следует трижды перекреститься, но не в притворе, а, перешагнув порог в зал, то же самое следует делать, выходя из церкви.

Всегда сначала ставят свечи на круглый стол - \"во здравие\", а затем на квадратный - \"за упокой\".

Когда вы приходите в церковь с просьбой, чтобы вас вылечили, сняли порчу и так далее, следует поставить свечи, четко и ясно высказать просьбу, постоять минут 15 у иконы, а затем подать на церковь, опустив монеты в церковный ящик.

В церкви милостыню не давать никому.

Просящим на монастырь подавать только в притворе церкви. Подавший на выходе из церкви оставляет все свои беды и грехи, снимает с себя груз, а подавший на входе - оставляет его себе, внося в храм и вынося оттуда обратно.

Можно подать милостыню, если в ряду сидит нечетное число просителей (если четное - подаешь мертвым) - в этом случае желательно подать всем понемногу, если не в ряд - кому сочтешь нужным.

Существует также милостыня в скрытой форме. Яркий тому пример - отказ от сдачи в магазине. В данном случае продавец, получивший милостыню от покупателя, может взять себе его кармические болезни.
Продавец, обвешивающий покупателя или недодающий сдачу, нарушает заповедь Божию \"Не укради\", навлекая на себя тем самым Божий гнев и ухудшая карму - свою и детей.\"

По материалам форума

Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в университет или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. О том, что такое милостыня, кому и как ее правильно подавать, беседуем с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном.

В Святом Писании говориться, что Бог - милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми. Но понимаем ли мы значение этого слова? Что же такое милостыня и в чем она проявляется?

Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.

Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки многие смогли перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью. Молитва о ближнем, душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле.

В Святом Писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Но всякому ли просящему стоит помогать? Как узнать, кому действительно нужна помощь, чтобы не быть обманутым?

Иногда достаточно просто остановиться на пару минут, как бы сложно это не было в условиях городской жизни, и поговорить с человеком, задать пару простых вопросов, узнать для чего он просит милостыню, если на еду, то можно накормить его, если нужна медицинская помощь, то оказать содействие, или как минимум предложить обратиться в тот или иной храм, благотворительный фонд (таких сейчас сотни), а не давать деньги сразу. Обычно мы пробегаем мимо и думаем: «Не буду терять времени, брошу пару монет и пойду дальше. И человеку помог и времени не потерял». Таких людей большинство. Поэтому мы часто самовольно становимся жертвами «лженуждающихся».

Как же поступить при виде человека, находящегося в нетрезвом виде и просящего милостыню, стоит ли ему помогать?

Оказывая помощь важно также не оказаться соучастником греха. Не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на алкоголь. Есть, к сожалению, люди для которых прошение милостыни стало профессией. Таковые обнищали духовно и для них не важно каким образом деньги окажутся у них, главное удовлетворить свои потребности. Это можно понять по лицу, по тому как просят. Выслушав трогательную историю надо найти в себе силы не обмануться. Как правило, выпивший человек, утверждающий, что это в последний раз, говорит эти слова большинству прохожих. Мы должны понять, что не можем удовлетворить потребности всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много и помочь в первую очередь нужно тем, кто на самом деле нуждается, непрестанно молясь за остальных, которым помочь не смогли. Священное Писание говорит: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах. 12:1-2).

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Величина милостыни оценивается не размером подаяния, а склонностью и расположением подающих». Возникает вопрос — как и с какими мыслями следует подавать милостыню?

Эта добродетель, имеющая особое значение в жизни христианина иногда может стать и причиной духовного падения человека. Речь идет о совершении милостыни напоказ, о чем нас очень ясно предупреждает Евангелие: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:1-3).

Милостыню надо давать от чистого сердца. Если я помогаю нуждающемуся, а потом на протяжении всего дня размышляю над тем стоило ли отдавать ему из своих средств, то совершенное мною не будет иметь никакой пользы.

Зачастую можно увидеть, как люди приносят в храм вещи для нуждающихся и это радует душу. Но больно на сердце от того, что половину принесенных вещей приходится выбрасывать, из-за их непотребного состояния.

Мы должны с уважением и любовью относиться к тем, кто ждет от нас помощи. Если мы отдаем вещи, то они должны быть в хорошем состоянии, постиранными и поглаженными, если передаем продукты, то они не должны быть просроченными. Человек, который оказался в нужде ничем не отличается от нас, не думаю, что кто-то из нас употребит в пищу просроченный творог или молоко.

В первую очередь надо стремиться, чтобы чужая беда или нужда в действительности стала твоей личной.

Чтобы варить суп, надо уметь готовить. А чтобы подавать милостыню? Оказывается, и это — целая наука. Подать первому встречному нищему или отнести близким? Всем ли нищим давать поровну? А может, кому-то вообще лучше отказать в пожертвовании? Об этом написано много, но, увы, чтобы все это прочесть, надо сперва научиться понимать язык богословов. Греческий епископ, живший в конце XVII века, был сторонником проповеди на народном языке, поэтому его советы были понятны людям тогда, будут понятны и сейчас.

Зачем ангел таскал пророка за волосы

Пророк Даниил, по ненависти вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку — Аввакуму, который в это время нес пищу на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «Отнеси этот обед в Вавилон, к Даниилу в ров львиный». Аввакум отвечал: «Господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел Господень взял его за волосы и поставил в Вавилоне над рвом, силою Духа. И воззвал Аввакум и сказал: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал к тебе». Даниил сказал: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». И встал Даниил и ел. Ангел же Божий мгновенно вернул Аввакума на его место (Дан. 14, 29-41). Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: «У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу, что же будут есть мои работники?» Но не сказал так Пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок.

Сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у кого нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник (Пс. 9, 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог, конечно, мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова, но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты — богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты — за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно — вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; давай, когда надобно. То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.

Не дари подарки диаволу

Давай, куда надобно. Два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда, куда надобно; во втором — посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надо, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.

В рай за червонец

Давай, сколько надобно, то есть смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба, но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету, недостаточно и на приданое бедной девице.

Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.

Взаймы Богу

Давай как надобно и, во-первых, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: расточил, роздал нищим, посему правда его пребывает вовеки (Пс. 111, 9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Как подавать милостыню, учит Сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра; когда подает одна рука, другой о том знать не надо: пусть они обе подают — щедро и обильно.

«Встаньте, умершие богачи!»

Наконец, давай, когда надобно. Это всего нужнее и для бедняка, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте — девице выйти в замужество, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь. Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! Какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался! До того ли будет в то время, когда будешь находиться при последнем издыхании? Ты соберешься написать духовное завещание, а к тебе уже придут родные и знакомые, чтобы закрыть глаза твои… Но положим, что ты успеешь написать это завещание: уверен ли ты, что наследники твои исполнят волю твою? Какое неразумие! Когда уже при жизни ты не доверял им пожитков своих, ужели по смерти своей доверишь им душу свою? Богачи умершие! Если можно, встаньте из ваших гробов; я предложу вам только один вопрос: если бы Бог даровал вам воскреснуть только на один час, что бы вы сделали тогда? О, конечно, вы тогда четверицею заплатили бы за всякую неправду свою, вы роздали бы все свое достояние, чтобы чрез то умилостивить Божие правосудие… Вот, слушатель, ты теперь спрашиваешь, как евангельский богач: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). И я тебе отвечаю на сей вопрос: если Бог благословил тебя земными благами, как оного богача, то давай.

Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах — жизнь вечную, Царство Небесное. Больше сего, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?

1 . Высший идеал даёт нам Христос: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся » (). «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас ()». «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » (). «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » ().

«Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ().

«5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.
6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому дать».

«Присовокупил же к сему, что не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных . И сие подтвердил местом из Деяний, что, продавая имения свои и принося, «полагали к ногам Апостолов », и ими «каждому давалось, в чем кто имел нужду » (). Ибо, говорил он, нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою».

«Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пиршествуя за роскошным столом, не заботится, утолены ли действительно голод и жажда нищего, и не принимает в нем искреннего человеколюбивого участия: тот да не спешит уверять себя, что уже приобрел право на царствие небесное. Оценить царствие небесное ценою ломтя хлеба и стакана воды значило бы оценить слишком дешево, и оскорбить достоинство ценимого.
Дело благотворения, сделанное без рассудительнаго и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души: и не имеет истинного достоинства пред судом Христа, которого закон духовен, и Который по закону духовному и судит.
Если кто и удовлетворительную и обильную многим подал милостыню; но сделал сие с желанием иметь славу благотворителя; таковый подал милостыню своему тщеславию: не трудно рассудить, много ли должен ему Христос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

«Каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно».

«Милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам»