Ктитор-мученик храма вознесения на гороховом поле. Ктитор храма святой преподобномученицы елисаветы в покровском-стрешневе

КТИТОР (греческий ϰτήτωρ, буквально - основатель, создатель), в православной традиции владелец или покровитель духовного учреждения (монастыря, храма, благотворительного заведения), построивший или восстановивший его на собственные средства. Институт ктитора получил распространение уже в эпоху ранней Византии (существуют, например, папирологические данные о практике ктиторства; особый статус ктитора был признан законодательством Юстиниана I). Выступать в качестве ктитора могло как частное лицо (мирянин или клирик), так и церковный институт. Ктитор имел ряд полномочий, обусловленных правом собственности («ктиторское право»): он определял состав клира или обслуживающего персонала, назначал настоятеля (игумена), единолично распоряжался доходами от экономической деятельности, мог передать основанное им учреждение по наследству. В обязанности ктитора входило содержание клира (персонала), покупка церковной утвари и прочего необходимого имущества. Если ктитор строил монастырь, то ему принадлежало право составления монастырского устава (типик, диатаксис, диатипосис). Ктиторские уставы регламентировали административно-хозяйственную деятельность монастырей и в ряде случаев, учитывая существовавшую традицию, устанавливали правила монашеской аскезы (соблюдение постов, порядок приёма пищи в обычные и праздничные дни, келейное правило). Особая часть уставов была отведена монастырскому или храмовому богослужению, за которым обязательно поминалось имя ктитора. В византийскую эпоху помимо личных духовных мотивов строительство ктиторских монастырей было выгодным способом вложения средств, т.к. монастыри защищались законом от конфискации и прочих злоупотреблений со стороны светских властей и нередко наделялись налоговыми и судебными иммунитетами.

Одним из наиболее известных в истории ктиторов был византийский вельможа Григорий Бакуриани (2-я половина 11 века), написавший устав основанного им Петрицонского монастыря (Банковский монастырь). Этот устав сохранился в греческой, армянской и грузинской редакциях.

В России термин «ктитор» в исконном (византийском) значении известен со 2-й половины 14 века (само явление, вероятно, возникло гораздо раньше). Позднее ктитором иногда называли церковного старосту, избираемого прихожанами, а также назначаемых военным начальством лиц, которым вверялось управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства.

Изображения ктиторов (иногда портретные) в скульптуре, мозаике, фреске, иконописи, часто с символическим изображением постройки в руках были распространены в искусстве Византии, Древней Руси, средневековом искусстве стран Балканского полуострова. Ктитор обычно предстоит перед Христом, Богоматерью или святыми.

Лит.: Типик Г. Пакуриана / Введение, пер. и коммент. В. А. Арутюновой-Фиданян. Ер., 1978; Galatariotou С. Byzantine Ktetorika Туpika: А comparative study // Revue des etudes byzantines. 1987. Vol. 45; Thomas J. Р. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Wash., 1987; Byzantine monastic foundation documents: а complete translation of surviving founders’ typika and testaments: / Ed. J. Thomas, А. С. Hero. Wash., 2000.

православного храма или монастыря или на его украшение иконами , фресками , предметами декоративно-прикладного искусства . Устар. русск. - здатель . В Католической церкви такое лицо называется донатором .

Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т. д.).

Церковный староста

Изображения ктиторов

В средневековом искусстве Византии , Руси , стран Балканского полуострова и Кавказа были распространены изображения ктиторов, нередко с моделью постройки в руках.

Известные изображения ктиторов, представляющие художественную или историческую ценность.

См. также

  • Patron - спонсор, уважаемый клиент (не только в значении босса или патрона)

Напишите отзыв о статье "Ктитор"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ктитор

– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой... Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь... И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше... Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род...
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов - частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

Ныне ктиторов в нашей стране единицы, - говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. - Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель - это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли - из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов - в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.




Медальон «Господь Вседержитель» - фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы - яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» - выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.

См. также `Ктитор` в других словарях

ктитор кти́тор "церк. староста", диал. ти́тар, ки́тар, др.-русск. ктиторъ "основатель (монаст.)" (Сузд. грам. 1382 г.; см. Срезн. I, 1356), цслав. ктиторъ, хтиторъ. Заимств. из греч. κτίτωρ "основатель", а не из κτήτωρ "владелец"; см. Хацидакис, ᾽Αθηνᾶ 21, 441 и сл.; Мitt. Sem. f. orient. Spr., Берлин, XIII, Abt. 2 (цит. по Кречмеру, "Glotta", 3, стр. 316); ошибочно у Крумбахера (IF 25, 393 и сл.), Фасмера (Гр.-сл. эт. 103), Бернекера (1, 635-). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Ктитор (греч. ktítōr, буквально - основатель, создатель)

лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор ). С 17-18 вв. К. называли церковных старост.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

м. церк. староста; употреб. в городах. Ктиторша ж. жена церк. старосты. Ктиторов, ему прнадлежщ.; ктиторский, к нему относящ. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.

ктитор

, м.

Церковный староста.

[Андрей Андреич] видит --- дьячка Лопухова, стремительно выбегающего из алтаря и несущего ктитору просфору. Чехов, Панихида.

[От греч. κτίτωρ - основатель, учредитель]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

1. Строитель, создатель, владелец.
2. Церковный староста.
3. Лицо, выделившее деньги на сооружение православного храма.

Ктитор

В Византии и Др.-Русском госуд. лицо, построившее на свои средства православный храм. За К. и его наследниками закрепл. право распоряжаться доходами этого храма и др. привилегии.


Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

Ктитор

(греч. κτήτωρ) создатель св. храма или обители, вкладчик, попечитель, церковный староста.


Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

Ктитор

Строитель храма, создатель, попечитель.

Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова

Ктитор

кт\"итор, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

(греч., от ktitzo - строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

греч. ktitor , от ktitzo , строю, основываю. Староста церковный, или строитель церкви на свой счет.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

строитель храма на свое иждивенье; также называют теперь и церковного старосту.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

Ктитор кти́ тор

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

Ктитор

кти́торы,

кти́тора,

кти́торов,

кти́тору,

кти́торам,

кти́тора,

кти́торов,

кти́тором,

кти́торами,

кти́торе,

кти́торах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


В Византии и на Руси лицо, построившее на свои средства православный храм или сменившее его внутреннее убранство. К. приобрели право распоряжаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству. С XVII-XVIII вв. К. стали называть церковных старост, в обязанности которых входили сбор средств для церкви, забота о ее благоустройстве и др.

Ктитор

по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι - приобретаю) - создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Иногда этим именем называются церковные старосты в приходских церквах; преимущественно же и специально название Ктитора носят лица, которым вверяется управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства. Отличие их от церковных старост состоит в том, что последние в приходских церквах избираются прихожанами, а К. назначаются военным начальством, которому и дают отчет, совместно с причтом, во всех операциях по хозяйству полковых церквей, насколько оно ведется на средства полка...

(греч. ktitor, букв. - основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки в руках, были распространены в средневековом искусстве Византии, Руси, стран Балканского полуострова. Ктитор (как и донатор в западноевропейском искусстве) обычно предстоит перед Христом, богоматерью или святыми. (