Игры по декоративно прикладному искусству. Дидактические игры по декоративно прикладному искусству

Дидактические игры

по закреплению знаний и умений о декоративно-прикладном искусстве.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило . Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Материал и оборудование. Карточки с изображением различных узоров росписей.

Игровое правило . Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал и оборудование : Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровое правило . Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

Настольная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Материал и оборудование : Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Игровое правило . Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование : Карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Дидактическая задача: умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило . Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Распиши платок»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал и оборудование . Квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровое правило . Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Материал и оборудование . Планшет в виде часов. Вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов. Кубик и фишки.

Игровое правило . Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. Если ответил правильно – получаешь фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Цель: Дидактическая задача: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Материал и оборудование . Элементы гжельской розы.

Игровое правило . Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

Дидактические игры «Собери матрёшку».

Дидактическая задача:

Материал и оборудование . Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило . Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Найди домик матрёшки»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование . Карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровое правило . Правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству.


Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.
Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности
Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Цель: Развитие интереса детей к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать.
Задачи:
Развивать интерес детей к народным промыслам и росписям посредством использования дидактических игр.
Уметь различать цветовые гаммы, характерные для различных промыслов (гжель, городец, хохлома, дымка).
Формировать внимание, память, логическое мышление у дошкольников.
Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.
Воспитывать любовь к декоративно- прикладному творчеству.
***
Дошкольники знакомятся с декоративно-прикладным искусством еще с самого раннего детства: народные игрушки включают в себя элементы росписи (ягоды, листья, цветы), что понятно и доступно детям.Этот вид искусства приобщает детей к обычаям и традициям своего народа, обогащает представления об окружающем мире.
Дидактические игры помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом.
Дидактическая игра «Запомни народные промыслы»
Цель игры: приобщение дошкольников к видам народных промыслов, формирование внимания и памяти.
Ход игры. Необходимо 12 пар одинаковых карточек, которые перед началом игры ведущий перемешивает и выкладывает «рубашкой» вверх. Дети по очереди открывают по 2 карточки. Если обе карточки совпадают, то ребенок забирает их себе. Если одна из карточек не совпадает, то ребенок кладет обе карточки на прежнее место «рубашкой» вверх и право хода переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, у кого в результате игры будет больше всех карточек.


Дидактическая игра «Сосчитай предметы»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам; согласование существительных и прилагательных с числительными; формирование восприятия, внимания и долговременной памяти.
Ход игры. Игрок получает карточку с изображенными предметами, считает их и называет вид росписи. Например, у меня три хохломские ложки и т.д. ; за правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок, у кого в конце игры больше всех фишек.


Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения находить предметы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями.
Ход игры. Игроки внимательно рассматривают свои предметы, изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.



Дидактическая игра «Лото – народные промыслы»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, хохломская); формирование внимания, быстроты реакции.
Материал. Набор карточек (большие и маленькие) с изображением различных предметов с разными росписями (гжель, хохлома, городец) в произвольном порядке.
Ход игры. Раздаются по одной карте, на которой изображены различные предметы с росписями. Ведущий использует маленькие карточки с предметами с различными росписями. Побеждает тот игрок, кто первый заполнит свою карточку.


Дидактическая игра «Где расположен предмет с гжельской (дымковской, хохломской) росписью?»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская), формирование внимания и логического мышления.
Ход игры. Назвать, где расположен предмет с названной росписью (дымка, городец, хохлома, гжель).
Вариант: закрыть предмет с этой росписью фишкою. Выигрывает тот, у кого все картинки закрыты фишками.



Дидактическая игра «Назови, что изменилось»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (гжельская, городецкая, дымковская, хохломская) и развитие наблюдательности, долговременной памяти и быстроты реакции, умение объяснять изменения на рисунке.
Материал. Предметы разных промыслов.
Игровые правила. Ребенок, который первым заметил что изменилось на картинке, поднимает руку и поясняет свой ответ. За правильный ответ он получает фишку.
Ход игры. На рисунке 5 различных предметов с росписями. Ведущий показывает вторую картинку, где нет какого-либо предмета. Задача играющих догадаться, какого предмета нет на картинке и пояснить ответ.
Вариант. Предметы можно менять местами.




Дидактическая игра «Найди вышивку»
Цель игры: закрепление знаний о разнообразных вышивках (русская, украинская, молдавская), формирование внимания и логического мышления.
Ход игры. Необходимо заполнить все игровое поле разными картинками так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и в каждом квадрате 3x3 клетки картинки не повторялись.


Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры на занятиях, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Вальман Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования

Междуреченск 2014

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Использование игровых технологий

на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Общеизвестно, что развитие обучащихся происходит на протяжении всей жизни в процессе игры, учебы, трудовой деятельности.

С точки зрения педагога, деятельность, какой бы она не была, всегда выступает как ведущая для развития детей. Чем больше направлений развития ребенка, чем больше реализуемых им типов деятельности, тем больше расширяются связи ребенкасмиром.

Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высокой степенью мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием педагогического воздействия и организации особой педагогической среды, где активность детей становится естественной и органичной и где ученик не декларативно, а действительно становится в центре образовательного процесса. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, в частности проектирование, игровые технологии.

А если говорить о детях, то для них игра - один из основных видов деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в творчество, в обучение.

Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (Вадим Макариевич Монахов). Я работаю в Центре детского творчества в студии декоративно-прикладного творчества«Вдохновение». Использование игр на занятиях декоративно-прикладным творчеством позволяет узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка, активизировать познавательный интерес детей, способствовать формированию деятельностного отношения учащихся к учебному процессу, снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей. Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.
Используя игровые технологии, можно решать как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. Но, необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.

В структуру педагогической игры должны входить следующие этапы: целеполагние, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Цели педагогической игры:

    Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУНов в практической деятельности, развитие общественных умений и навыков.

    Воспитательные : воспитание самостоятельности, сотрудничества,коллективизма, общительности, коммуникативности.

    Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,фантазии, творческих способностей, рефлексии; умение находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний. Мне хотелось привести несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в детском объединении.

Занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала. Например, на игровом занятии «Путешествие в страну бумажной феи», останавливаясь на разных станциях ребята знакомятся с историей бумаги, ее огромным разнообразием, со свойствами бумаги и ее декоративными возможностями.Занятия- путешествия способствуют расширению кругозора, осмыслению и закреплению учебного материала в области декоративно-прикладного творчества

Игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Кроссворды, ребусы, викторины помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

Игры-соревнования.Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Например: в канун 8 марта проводится конкурсно-игровая программа «А ну-ка девочки…», где ребята демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях, при выполнении конкурсных заданий, учатся работать в команде, проявляют смекалку, демонстрируют кругозор. У нас есть опыт проведения игровых занятий с другими объединениями. Например: «Новый год у ворот», «Рождественские посиделки», «Весна идет, весне дорогу», «Как много профессий разных».

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

Игра «Мастерская Деда Мороза». Ребята мастерят новогодние открытки и выбираются помощники Деда Мороза (старшие ребята), которые помогают и подсказывают остальным детям, как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке, а также развивает творческие способности детей.

Ролевые игры носят и профориентационный характер. Ребятам предлагается побыть в роли педагога и объяснить содержание работы остальным детям, в роли художника, когда необходимо выполнить эскиз будущей работы и т. д. В программе объединения есть и другие профориентационные игры.

Цель игры «Профессия на букву» - расширение знаний ребят о мирепрофессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях

Содержание игры: сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии.

Игра«Подарок»

В данном игровом упражнении специально организуется обсуждение конкретно рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности. Инструкция: представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом подарок должен содержать намёк на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия).

Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре учащихся. Педагог может влиять на взаимоотношения в игровой группе, на распределение ролей, корректировать правила, цели игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей учащихся, поддерживать тех из детей, у которых что-то не получается.

Использование дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, помогает активизировать деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

Список литературы
1. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
2. Шмаков С. А. Учимся, играя…--М.: ЦГЛ, 2004, 128 стр.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова / Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.
4. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск:Краснояр. гос. ун-т, 2001.
5. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.

Дидактические игры по формированию интереса и ценностно-деятельностного отношения ребёнка старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Урало-Сибирской росписью.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Урало-сибирской росписью. (практический материал к учебно-методическому пособию). Предназначены для развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены другие дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Пособие составлено с учётом возрастных и психологических особенностей детей для совместной деятельности педагога с детьми.
Структурным компонентами модели образовательного процесса являются: содержание образования, реализуемое в совместном культурно-коммуникативном взаимодействии, в специально организованных интегрированных видах деятельности, в пространственно-предметной среде развития ребенка.
Более двухсот лет существует уральская народная роспись. Яркий, неувядающий уральский букет цветёт на лаковых подносах, шкатулках, прялках, бураках, потолках, стенах, дверях деревянных изб, даря людям радость и хорошее настроение.
Испытание радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, попытаться сделать прекрасное своими руками. Задача педагога - создать условия для деятельностного приобщения дошкольников к художественному промыслу Урала.
Предлагаю вашему вниманию серию дидактических игр по формированию у детей целостного представления об урало-сибирской росписи, основанных на традиционных играх, но наполненных новым содержанием.

Сказка-быль

(сост. С.К. Стразова)
Давным-давно, в стародавние времена две сестренки Аленка да Марья в холодный, холодный зимний вечер сидели в избушке и смотрели в окно. На стекле мороз нарисовал диковинные узоры: удивительных заморских птиц, неведомые цветы, сказочных животных. Дома удивлялись девочки красоте узора и, вдруг, Аленка поднесла к окну пламя свечи. Поднесла, да так и отпряли обе. Случилось чудо. Ожил волшебный узор, заиграл всеми красками, ожили заморские птицы, заблистали перьями, а сказочные растения так и манили в волшебную страну.
Долго сидели, не шелохнувшись, завороженные девчонки, а потом рука сама потянулась к кисти. Так хотелось оставить хоть частичку увиденной красоты на пустых стенах избы, на обеденном столе, на ставнях.
Увлеклись девчонки работой и не заметили, как вечер прошел и наступила ночь. Осталось совсем немножко, красками раскрасить все то, что было ими нарисовано, но уже не осталось сил.
А утром, когда Аленка да Марья проснулись, то их охватил восторг и удивление. В жилой избе цвел сад, гуляли сказочные львы и жар-птицы. На ветках красовались налитые плоды. Словно ночью незримый волшебник спустился с небес, чтобы одарить сестер за их старание и желание удержать красоту.
С тех пор так и повелось в уральских избах: росписи на стенах, столах и дверях не давали скучать зимой, позволяли поддерживать в доме уют и давали простор для фантазии и таланта.

Игра «Домино»

Цель игры : развивать интерес к урало-сибирской росписи, выделять детали узора; развивать внимание, выдержку.
Подготовка к игре: листы необходимо разрезать по чёрным линиям на карточки, состоящие из 2 картинок.





Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Необходимо раздать каждому игроку по 3–4 карточки, а остальные положить вместе изображением вниз. Первым начинает игру тот, у кого обе половинки пустые. Следующий игрок выкладывает свою карточку так, чтобы картинка на его карточке совпадала с предыдущей. Если такой карточки не окажется, игрок берет (занимает) ее из общей кучи.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, у кого первым не остается карточек.

Игра «Лото»

Цель игры: Продолжать знакомство с урало-сибирской росписью, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, желание самим создавать подобные узоры. Упражнять в классификации предметов.
Подготовка к игре: карточки необходимо разрезать на отдельные картинки.




Большие карты распечатать:
1. Предметы быта


2. Цветы


3. Плоды


4. Ягоды


5. Наряды


6. Животные и птицы


Варианты игры.
«Кто больше?»
Для игры нужны только маленькие картинки. Ведущий перемешивает их и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?» Тот, кто первым правильно назовет, что изображено на картинке, получает ее себе. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.
«Кто быстрей?»
Ведущий раздает играющим по одной большой карте, а маленькие картинки перемешивает и выкладывает рисунками вниз. Затем он открывает одну картинку и называет, что на ней изображено, например: «Цветок», «Плод» и др. Играющий, у которого на большой карте нарисован такой же предмет, говорит: «Мне нужен цветок (плод)». Ведущий отдает ему эту картинку и игрок закрывает ею такую же картинку на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит картинками свою большую карту.
«Кто расторопней?»
Большие карты ведущий оставляет у себя, а маленькие раздает поровну всем участникам игры. Затем он берет одну из карт, например, ту, на которой изображены цветы, показывает ее играющим и говорит: «Все цветы ко мне!». Играющие должны быстро найти среди своих картинок те, на которых нарисованы цветы и выложить их на стол. Если картинки подобраны правильно, ведущий откладывает большую карту и маленькие картинки к ней в сторону и показывает играющим следующую карту, например, - плоды. Если же играющий ошибся и положил неправильную картинку, ведущий возвращает ее. Тот, у кого к концу игры окажется больше картинок, считается проигравшим.
Продолжение данного материала можно посмотреть здесь

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Дидактическая задача:

1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных

2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Руководство:

Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

Дидактическая задача:

1.Закрепить представление о какой-либо росписи

2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство:

Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Художественный салон»

Дидактическая задача:

1.Учить устно, описывать выбранный предмет

2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

Руководство:

Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства

2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен

3. Развивать речь, мышление, внимание

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну»), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: « Составь матрешку»

Дидактическая задача:

  1. Закрепить знания детей о русской матрешке
  2. Учить сравнивать предметы один с другим
  3. Различать цветовые элементы росписи

Руководство:

Найти соответственную половинку матрешки

Ход игры:

На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Дидактическая задача:

1.Закрепить знания детей о трех видах игрушки

2.Учить группировать, обобщать, анализировать

3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

1.Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

2.Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Цель:

1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.

2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Руководство:

Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

Дидактическая игра: «Составь картинку»

(В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактическая задача:

1.Уметь составлять целое изображение из частей.

2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал:

Конверты с разрезными картинками.

Руководство:

Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

Дидактическая игра: «Узнай по силуэту»

« Подбери элемент к игрушке»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о народной игрушке, о трех ее видах (дымковской, филимоновской, каргопольской).

2. Учить узнавать игрушки по силуэту.

3. Развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.

Руководство:

Узнать игрушку по силуэту, и подобрать фишки с соответствующим элементами.

Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Цель:

Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Руководство:

1.Учить правильно, составлять узор

2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2.Уметь составлять целое изображение из частей.

3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Руководство:

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.