Кто строил храмы в индии. Затерянные храмы индии

Об уникальности Индии написано немало: европейцам страна кажется «другим миром». Мы попытаемся коснуться одной из самых ярких граней этой уникальности: особенностей и тайн индийских храмов.

В области древних храмов Индии можно лишь «зацепить краешек»: Индия – страна немаленькая, а храмов около миллиона. Конечно, они различаются по значимости и популярности, архитектуре и особенностям посещения; мы можем упомянуть некоторые из считающихся самыми известными, лучшими и древними, «супер-святынями» или необычными – во всяком случае, «для белого человека. Религиозность жителей Индии впечатляет. Индуистов около 80% населения: индуистских храмов, посвящённых разным богам и святым, большинство. Последователей Магомета тоже немало – около 13%; есть буддисты, джайны, сикхи, христиане и др.

Всем любителям древних цивилизаций хорошо известно, что Индия – это страна богов и храмов.

Один из самых древних – храм Аджанты


Комплекс Аджанты в центральной части страны – из самых древних. Это пещерные храмы Индии, в основном буддистские: 29 прямоугольных залов вырезаны в камне, с резными же колоннами и настенными украшениями. Строилось всё это около 1700 лет, в общей сложности: есть храмы III-I века до н. э, а «самый молодой» XIV века. Кроме залов, много келий: залы окружены ими по периметру. Монахи жили здесь долго, но во времена раннего Средневековья храмы были заброшены из-за мусульманских набегов; лишь в XIX веке их обнаружили случайно англичане. Уникальные росписи изумительны: их не смогли уничтожить «гонители» индийских божеств – просто не нашли, но время не пощадило. Красочные фрески сохранились в 13 пещерах, а расписано было всё: в одном из залов до сих пор росписью покрыто около 1 кв. км, считая стены, потолок и колонны.

Лучший пещерный комплекс Эллоры





В том же штате Индии (Махараштра) есть другой знаменитый пещерный комплекс, вырубленный в базальтовых породах – храмы Эллоры, создававшиеся около 300 лет, в VI-IX веках н.э. Всего пещер 34, половина из них – индуистские; остальные – буддистские (12) и джайнские (5). Наиболее знаменит посвящённый Шиве храм Кайласанатха, удивительно пропорциональный (впрочем, как большинство древних индийских храмов), весь покрытый орнаментами и сложной резьбой: он занимает почти 2 кв. км и считается в комплексе Эллоры центром. Кайласанатха – созвучно названию легендарной пирамидальной горы Кайлас, священного места в Тибете для почитателей Шивы и паломников разных вероисповеданий со всего мира. Храм, высеченный в монолите в VIII веке н.э. – тоже правильная четырёхугольная пирамида; внутри – двор, окружённый аркадами с колоннами, резными панелями и огромными фигурами божеств. Есть и статуи зверей, от львов до слонов, тоже огромные – до 3 м высотой. Кайласанатха считается ярким образцом культуры дравидов – загадочного народа, произошедшего чуть ли не от лемурийцев; сейчас их потомки населяют Южную Индию.


Храм Вирупакши той же архитектуры в штате Карнатака создан дравидами примерно тогда же; он также популярен и активно посещается паломниками.

Индийский храм Тирумалы


Древний индийский храм Тирумалы Венкатешвары – формы бога Вишну, находится у города Тирупати в юго-восточной части страны. Построен на холме – белая резная пирамида возвышается над местностью, занимает больше 2 га площади. Паломников тоже множество – на праздники стекаются сотни тысяч; интересно, что в книге Гиннеса самым посещаемым назван именно он. А ещё – самый богатый: паломники жертвуют множество ценностей, в т. ч. драгоценные камни на миллионы долларов. Важнейшая статья дохода - продажа волос: верующие в сутки приносят в храм около тонны волос. Стрижка ритуальная, хотя и необязательная: считается, что так можно быстрее освободиться от грехов и получить благословение Венкатешвары.

Каджурахо в центральной Индии




Об индийском храмовом комплексе Каджурахо, что находится в Центральной Индии, снято немало фильмов, благодаря обилию эротических скульптур, отлично сохранившихся, рельефных и выразительных. Историки до сих пор пытаются объяснить, почему храмы так украшены: называют их «иллюстрациями к Камасутре» и др. На самом деле, эротизм в украшениях проявлен весьма «в меру»: внутри храмов эротики нет, а на наружных стенах – около 3% фигур, но людям с западным типом восприятия почему-то хочется подчеркнуть данный факт. Стены из светло-коричневого песчаника в основном украшены статуями божеств и их супруг в богатом убранстве – коронах, браслетах, ожерельях и др., - с ездовыми животными и свитой, убранными не менее богато. Больше всего прекрасных женских скульптур-полубожеств: апсары – индуистские нимфы, и небесные красавицы сурасундари, одетые «по минимуму» или обнажённые. Их фигуры украшают и фасады, и внутренние помещения, включая колонны и потолки.

Есть и прекрасные мужчины-гандхарвы – возлюбленные полубогинь, изображения светской жизни (семьи правителей, влюблённые пары, бытовые сцены) и много характерных мифических животных. Каджурахо называют «вершиной средневековой индийской архитектуры» - большая часть построек датируется периодом между серединой X – концом XI веков; храмов было 85, осталось всего 20.

Храм Сомнатх



Древний индийский храм Сомнатх на берегу Аравийского моря, посвящённый Шиве, защитившему бога Луны Сому – один из древнейших, хотя не самый известный. Построен около IV-V века н. э. – это весьма приблизительно. Через несколько веков он стал так богат и роскошен, что вызывал зависть многих. В результате грабили, оскверняли и разрушали храм более 15 раз, но всегда отстраивали, и почти в том же виде, добавляя, однако, деталей и украшений: иногда Сомнатх называют «возрождающимся из пепла». В начале XVIII века один из Великих Моголов окончательно разрушил храм, отправив его в забвение на 250 лет, до середины XX века. В 1950 храм стали восстанавливать: практически строили заново, но опирались на план, созданный по остаткам фундамента. Храм Сомнатх прекрасен – особенно на закате, но фотографировать и снимать видео внутри запрещено.


В Сомнатх туристы могут хотя бы войти, а в другой индийский храм Шивы, Каши Вишванатх в городе Варанаси, иностранцев не пускают. Зато индуисты попасть туда обязаны, если желают освободиться от череды перерождений: недостатка в паломниках нет. Перевод названия – Золотой храм; он действительно отделан золотом: только на купола ушло около тонны. Увидеть это великолепие снаружи всё же можно, поднявшись на верхний этаж (или на крышу) соседнего здания.

Золотой храм индийского штата Пенджаб

Зато в другой Золотой храм, принадлежащий сикхам - Хармандир-Сахиб в Амритсаре, штат Индии Пенджаб, может войти любой желающий, если ведёт себя прилично и соблюдает чистоту: необходимо разуться и вымыть ноги. Сикхи считают, что все религии равны, и не только впускают всех, но и кормят и, если нужно, предоставляют спальное место. Хармандир-Сахиб строился в XVI веке; золото и драгоценные камни и здесь настоящие: древний храм покрыт ими весь и сияет, как звезда.


Брахма, Вишну и Шива – основные божества индусов, но культ первого распространён мало - всего несколько храмов. Самый значимый – у озера Пушкар в Раджастане, где раз в год проводится большой фестиваль. Но производить съёмку тоже нельзя: всё «только для индуистов».

Стоит также посетить Храм Шивы в Байджнатхе, храмовый комплекс Минакши в городе Мадурай, большую ступу в Санчи – считается местом захоронения Будды, храм Лотоса в Дели и множество других удивительных святынь: Индия в этом смысле богаче любой страны мира.

Публикация 2018-09-07 Понравилось 9 Просмотров 6512

7 индийских храмов любви и секса

Куда ни глянь, всюду секс

Индия - сакральная страна чудес, полная загадок. Загадок духовных и телесных. Со всего мира сюда, в древние храмы, едут миллионы людей за ответами. Но некоторые из них порождают больше вопросов, чем ответов. Особенно индийские храмы секса и любви.


Первые европейцы, увидев сцены секса на стенах индийских храмов, были изрядно шокированы

Сцены cекса на стенах храмов в Индии

Тысячи людей стекаются в Индию, чтобы увидеть так называемые храмы секса и любви. Эти невероятные религиозные индийские сооружения потрясают своей красотой и эротическими сюжетами на стенах. Искусные барельефы и скульптуры из камня изображают богов, обычных людей и животных в весьма пикантных ситуациях. Именно откровенные сцены сексуального характера заставляют туристов застывать в изумлении, а некоторых буквально повергают в шок. Ведь этим храмовым эротическим скульптурам сотни и сотни лет! Почему же в местах поклонения богам так много секса? И зачем нужна интимная архитектура Индии?


Архитектурный гимн сексу в Индии

По одной версии, древние индийцы придавали одинаковую значимость и телесным, и духовным началам. Никаких табу в отношении секса не существовало. Более того, искусству любви специально обучали: вспомните знаменитую «Камасутру» , которую начали писать еще в IV в. до н.э. Но было и четкое понимание того, какое место в жизни человека должен занимать секс. Индийские храмы - четкое тому подтверждение. Все картины похоти изображены только снаружи храмов на низших уровнях стен, чтобы каждый молящийся мог очиститься от низменных чувств и научиться их контролировать.


Интимная архитектура Индии воспевают любовь во всех ее проявлениях

ТОП-7 индийских храмов любви и секса

Индийских храмов, иллюстрирующих секс древних, конечно же, намного больше. Мы отобрали лишь семь самых-самых.


Гоматешвара - самая высокая в мире статуя из монолита (18 м)

Кхаджурахо - самый знаменитый храм

Этот знаменитый символ храмовой эротической скульптуры древней Индии прекрасно сохранился. С 1986 года комплекс из 20 сохранившихся храмов в городке Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш) охраняется ЮНЕСКО. Все они посвящены богам вайшнавизма , джайнизма , шиваизма и были построены в период с 950-го по 1100-й годы.


Секс без табу в древних индийских храмах

Эротические образы встречаются на фризах и барельефах фасадов храмов. Чаще всего это сурасундари - пышнотелые красотки, олицетворяющие небесную женскую красоту. Но также встречаются сцены гомосексуального характера. Примечательно, что секс представлен только с одной целью из трех возможных в индийской философии - с целью удовольствия. О просвещении и продолжении рода речь не идет. По подсчетам индологов, эротизма в этих барельефах не так много. От общего количества скульптур откровенно сексуальных всего лишь 2-3%. Зато каких!


Кхаджурахо - родина «Камасутры»

Храм Солнца - самый непристойный

Это потрясающее творение индийского зодчества XIII века в Конарке (штат Орисса) посвящено богу Солнца и выглядит как колесница невероятных размеров с колесами и колоннами. Храм с эротическими фигурками расположен недалеко от океана, и, к сожалению, не дошел до современников в первоначальном виде.


Индийский храм секса и любви в Конарке построен в честь Солнца

Главная башня высотой 60 метров покоится в руинах. Зато основная часть каменных скульптур и барельефов дожили до наших дней. Большинство посвящены теме самых откровенных плотских утех. В свое время британцы посчитали их непристойными. А археологи до сих пор уверены в их сакральности.


Секс в этом храме посвящали Солнцу. Намного лучше жертвоприношений

В наши дни в храме Солнца кипит жизнь. Помимо паломников, сюда ежегодно приезжают люди на фестиваль классического .

Борамдео - самый поэтичный

Из-за множества непристойных скульптур на стенах этот комплекс из четырех храмов в штате Чаттисгарх часто сравнивают с Кхаджурахо. Их красота настолько совершенна, что их еще называют «сверкающей поэзией в камне». Храмы посвящены Шиве и построены царями Нагванши из камня и кирпича. Многие сцены секса на стенах этих индийских храмов отражают . Например, в храме Мадха Махал их 54.


Индийский храм Борамдео построен в период процветания тантризма и оккультизма

Трипурантака - самый искусный

Этот храм, возведенный в 1070 году н.э. в штате Карнатака, сейчас находится в полуразрушенном состоянии, но по-прежнему славится своей перфорированной резьбой по камню. Стены, окна, потолки, экраны - все пестрит миниатюрными фигурками мифических животных и людей, занимающихся изощренным сексом.


Тысячу лет назад секс не был под прицелом пуритан

Храм Солнца - самый разрушенный

Ценителям архитектуры индийских храмов обязательно стоит взглянуть на Храм Солнца в Гуджарате. Он построен в XI веке на берегу реки и на протяжении столетий подвергался то разграблениям, то эррозии. Но уникальные элементы резьбы по камню сохранились. Наряду с бытовыми сюжетами из жизни богов и людей, на стенах храма встречаются фрагменты сексуальной жизни той эпохи - чистой и не подверженной строгой морали.


В древнем индийском храме Солнца секс символизирует плодородие

Маркандешвар - самый демонический

По легенде этот храм бога Шивы построили на берегу реки злые силы всего за одну ночь. Паломники посещают его и в наши дни, считая это место святым. Впрочем, большинству туристов этот индийский храм не очень известен. Сложная искусная резьба по камню отличает его от других сооружений. Помимо привычных житейских сцен, сексу также отведено немало сюжетов на стенах.


По преданию, храм Маркандешвар построен за ночь злыми силами

Вирупакша - самый древний

Расположенный в Хампи (штат Карнатака) храм Шивы также относится к объектам наследия ЮНЕСКО. Он построен в VII веке на обширной территории у реки Тунгабхадра, состоит из множества частей. Несмотря на разрушения, Вирупакша и сейчас привлекает многочисленных паломников и туристов. Особенно в начале декабря, когда здесь проводится свадебный фестиваль Вирупакши и Пампы. Любовь телесная воспринималась древними иначе, и вполне понятно, что декор этого индийского храма также не лишен сцен плотских утех.


Эротические сценки на стенах храма привлекают в Хампи множество туристов

Куда ни глянь, всюду секс

Индийцы искренне верили, что эротика на стенах способствует отречению от низменных побуждений. Поэтому скульптуры влюбленных, занимающиеся сексом, можно встретить во многих других индийских храмах. Советуем посетить:

  • древний храм Нанды Деви в Альморе (штат Уттаракханд)
  • храм Лингараджа и Бхубанешваре, (штат Орисса)
  • джайнский храм секса Осиан Джайн, (штат Раджастхан)
  • Джагдиш Мандир, построенный в честь Вишну (штат Удайпур)
  • руины храмов Падавали, (штат Мадхья-Прадеш)
  • храм Кайласа, расположенный в пещерах Эллоры (штат Махараштра)
  • Ранакпур - храм из белого мрамора посвящен Адинате, (штат Раджастхан)

Еще одна версия: секс изображали на стенах храмов для полового воспитания

Сквозь века эти волнующие эротические образы, запечатленные в камне, помогают современникам лучше понять историю этой дивной, страстной страны. Интимная архитектура Индии будет волновать еще многие поколения землян.

Камасутра - древнеиндийский трактат, посвященный каме - сфере чувственной, эмоциональной жизни, вожделения и любви. Он описывает 64 сексуальные позиции, называя их «искусствами»

Вайшнавизм - одно из основных направлений индуизма. Его последователи поклоняются Вишну и его воплощениям - Кришне и Раме.

Джайнизм - древняя дхармическая религия, которая сформировалась примерно в IX-VI веках до н. э. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Шиваизм - одно из основных направлений индуизма, традиция почитания Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за ее пределами. Индолог Р. Н. Дандекар считал шиваизм древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира.

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.

Почитают традиции, очень трепетно относятся к сохранению древних артефактов, поэтому храмы, построенные много веков назад, дошли до наших дней во всем своем величии, не утратив богатства и великолепия. Для того, чтобы увидеть изумительные храмы Древней Индии, в страну ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Какие же святилища непременно стоит посетить, оказавшись на территории самого большого государства Южной Азии?

Храм Шивы

В индуизме присутствует огромное множество богов, самым почитаемым из которых считается Шива. Шива олицетворяет вселенское сознание, а также мужское начало. Многие храмы Индии посвящены этому божеству. Самым известным культовым сооружением, посвященным Шиве является храм, расположенный в одном из древнейших индийских поселений, носящем название Байджанатх.

Величественное сооружение было выстроено в начале XIII века на средства купцов Ахука и Маньюка. Святилище украшено огромным количеством статуэток, изображающих Шиву и других богов. Внутри здания можно увидеть скульптуру Шивы, управляющего колесницей рядом со своей супругой, богиней Парвати.

Особую уникальность ему придает то, что на его территории расположено самое большое в мире скульптурное изображение Шивы, высота которого достигает 37 метров. Главный бог индуизма изображен сидящим в традиционной позе лотоса. Монументальная статуя окрашена в золотой цвет и словно купается в солнечном сиянии.

Святилище открыто для туристов и паломников. Особенно много паломников здесь собирается во время религиозных праздников, главным из которых является торжество, носящее название «Танец Шивы». В это время индуисты приезжают в Байджанатх, чтобы провести время в молитвах и медитации, а также полить молоком священные лингамы, то есть изображения половых органов Шивы и Парвати, которые также украшают этот величественный храм.

Золотой храм

Золотой храм, который жители Индии называют «Каши Вишванатх», располагается неподалеку от берега Ганга в городе Варанаси. Золотой храм - одно из 12 священных мест, где индуисты могут воздать почести богу Шиве.

Любой индуист, намеренный навсегда покинуть сансару или круг вечного перерождения, должен хотя бы раз в жизни совершить особый обряд: посетить Золотой храм и совершить омовение в Ганге. Поэтому святилище пользуется огромной популярностью. Правда, попасть внутрь могут только люди, которые исповедуют индуизм: для остальных дорога в это сакральное место закрыта.

Интересно, что на отделку куполов храма ушла почти тонна чистого золота. Правда, разглядеть это великолепие можно только с верхних этажей соседних построек.

Храм любви

Величественный комплекс Каджурахо или «Храм любви» можно назвать одним из самых необычных и своеобразных культовых сооружений Индии. Расположено это пристанище богов в заброшенном городе, который был поглощен джунглями много веков назад. Именно этому факту Каджурахо обязан своей сохранностью.

Неизвестно, когда именно был воздвигнут комплекс, однако историки полагают, что он появился примерно десять веков назад в период правления династии Раджпутов. Когда страна была завоевана мусульманами, многие храмы Индии были разрушены, однако Каджухаро чудом сохранился. Правда, до нас дошли всего 22 сооружения из некогда существовавших 85-ти. Не исключено, что храм не был разрушен потому, что местные жители покинули город, опасаясь вторжения афганских племен, и постройки были сокрыты от посторонних глаз густыми зарослями тропической растительности.

Найдены строения были лишь в 1838 году инженером из Британии Д.С. Бартом. В настоящий момент восстановление храма продолжается и неподалеку от него ведутся раскопки.

Каджухаро поистине поражает воображение. Стены храмового комплекса украшают многочисленные барельефы, выполненные с филигранной точностью: прорисовка деталей изумляет до глубины души. Несколько тысяч барельефов изображают батальные, мифологические и эротические сцены, причем последние удивляют своей откровенностью и чувственностью.

Согласно легенде, храм был воздвигнут для того, чтобы воспеть силу человеческой любви и страсти, а также женскую красоту. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил потребовалось древним мастерам для того, чтобы создать этот таинственный, необычный и уникальный в своем роде комплекс. Он словно воплощает в себе всю полноту человеческого бытия во всей его красоте и страстности.

Храм Браджешвари Деви

Величественный белоснежный храм Браджешвари Деви пользуется у индуистов особой популярностью. Может быть, это связано с тем, что появление святилища окутано тайной красивой легенды. Когда супруга Шивы совершила самоубийство, бросившись в пламя, Шива вытащил ее тело из огня и, лишившись от горя разума, начал свой разрушительный танец. Вишну, опасаясь, что обезумевший Шива уничтожит мир, разрубил тело его жены на полсотни частей и разбросал их по всей Индии. Левая грудь богини и превратилась в храм Браджешвари Деви.

Браджешвари Деви получил известность благодаря своему тонкому, изысканному убранству. К сожалению, Браджешвари Деви не дошел до наших дней в первозданном виде: он не раз разрушался как человеческими руками, так и силами природы.

Храм Лотоса

Не только древние, но и созданные сравнительно недавно храмы Индии прекрасны и достойны восхищения. К последним относится великолепный Храм Лотоса, строительство которого было закончено в 1986 году. Пожалуй, его можно назвать одним из самых величественных и символичных храмов в Индии. Он представляет собой монументальное сооружение, сделанное в виде гигантского распускающегося цветка лотоса, окруженного девятью бассейнами с бирюзовой водой.

Он был построен на пожертвования людей, которые верят в единство всех мировых религий. Действительно, внешний вид храма и его убранство располагают к философским размышлениям: неяркий свет, покой и полная тишина заставляют отрешиться от земной суеты и задуматься о вечном. Кстати, о тишине в храме заботятся особо тщательно: здесь запрещены громкие разговоры и фотосъемка. Может быть, именно этот храм стоит посетить, оказавшись в Индии: идея единства всех мировых религиозных течений и необходимости жить в гармонии со всем сущим в наше нелегкое время актуальна, как никогда ранее…

Читторгарх (англ. Chittorgarh, хинди चित्तौड़गढ़) - маленький город на северо-западе Индии в штате Раджастан, славящийся своим древним массивным фортом, возвышающемся на гребне высокого холма на левом берегу реки Берач. Он резко вздымается над окружающими его равнинами на высоту 180 метров и занимает 280 га земли. Древнее сооружение носит статус крупнейшего по площади форта в Индии и, безусловно, считается грандиознейшей крепостью штата Раджастан. Прежние величество и великолепие, несмотря на значительные разрушения, протянулись через века и сохранились в стенах крепости, представляя собой прекрасную и таинственную картину. Сегодня древний форт считается одной из главных достопримечательностей Индии.

ma_zaika

В "Радуге" раскрывают тайны древних храмов индийского штата Орисса

Среда, 25 Января 2017 г. 08:58 (ссылка)







Ma-zaika













17 января посетила презентацию фотовыставки "Планета Земля: Индия" в выставочном центре "Радуга". Отмечу что фотовыставка не привлекла бы должного внимания, если бы не экскурсовод, который подробно рассказывал про индийские храмы. На презентацию были приглашены и студенты из Индии, которые обучаются в Саратове. Они отметили хорошую работу над материалом, о некоторых фактах они впервые услышали как раз в рамках представления экспозиции. Также было упомянуто прекрасное владение индийскими танцами "Париджата". По их уверениям далеко не все танцовщицы из Индии способны двигаться как наши девушки. Завершилась презентация рассказом о мехенди и проведением мастер-класса по этой технике рисования.


Прекрасно-Премудрая

Самый большой клад в истории был найден в индийском храме Падманабхасвами

Воскресенье, 24 Июля 2016 г. 10:19 (ссылка)

Расположенный в индийском городе Тривандрам индуистский храм Вишну Падманабхасвами отличается не только архитектурной красотой, но и несметными богатствами. Здесь в 2011 году был найден один из самых больших кладов в истории, общая стоимость которого составила 22 миллиарда долларов.




Ученые считают, что на протяжении тысячелетия правители Траванкора поколениями собирали и хранили в храме все эти богатства. Интересно, что сокровищами подобного масштаба в Индии может похвастаться только дворец Джай Сингха II в Джайпуре. При открытии тайника в Храме Падманабхасвами присутствовал сын последнего махараджи.




Храм Падманабхасвами был построен царем Мартханда Вармой, одним из самых могущественных правителей Траванкора. Строительство было начато в 1731 году. В 1750 году махарадж посвятил своё царство Падманабхе, главному божеству в царстве, а сам стал называться Падманабхадаса, что значит «слуга Господа Падманабхи».




Архитектурный стиль храма Падманабхасвами является гармоничной смесью дравидского и керальского. Это семирядовый гопурам высотой 30,5 метров. Его фасад полностью покрыт красивейшей резьбой. Внутри находится широкий коридор с 324 рельефными столбами и 24,5 метровый золотой шест с флагом. Стены храма покрывают фрески с изображениями мистических историй.



Пятница, 09 Октября 2015 г. 12:51 ()


10 самых интересных храмов Индии



Индия глубоко религиозная страна. Большая часть населения последователи индуизма - это около 80% населения, еще здесь проживает 13% мусульман, остальные же исповедуют буддизм, сикхизм, джайнизм, христианство и так далее.


Конституция страны разрешает любую религию и именно благодаря такой толерантности, которой надо сказать уже не одна тысяча лет, у нас есть шанс увидеть древние храмы Индии и совсем новые шедевры архитектуры…

Ежегодно миллионы туристов приезжают в эту загадочную страну в поисках духовного просветления, мудрости, желая обрести неисчерпаемое здоровье или попросить у древних богов исполнения желаний. Какой бы не была цель вашего путешествия, не упустите возможность поближе познакомиться с религиозным многообразием Индии.


Пещерные храмы Эллоры




Самый большой комплекс пещерных храмов Индии находится в деревне Эллора в 30 километрах западнее города Аурангабад штата Махараштра


Всего в Эллоре расположено 34 храма и монастыря: двенадцать являются буддийскими, пять - джайнскими, а остальные индуистскими.




Главная достопримечательность всего комплекса - это скальный храм Кайласанатха, посвященный Шиве. Более ста лет несколько тысяч рабочих высекали этот шедевр из монолитной скалы простейшими инструментами.


Чтобы осмотреть комплекс вам потребуется несколько часов, но, бесспорно, знакомство с одним из объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО этого стоит.


Кандарья-Махадева, храмовый комплекс Кхаджурахо


В храмовой архитектуре Индии, комплекс Кхаджурахо остается уникальным. Тысячу лет назад под щедрым патронажем раджпутских царей из рода Чандела (Chandela) было построено 85 храмов, великолепных по форме и богато украшенных резьбой возле ничем не примечательной деревушки Кхаджурахо.




За удивительно короткий промежуток времени в 100 лет (с 950 по 1050 г. н.э.) все храмы были завершены в едином творческом порыве.


Сегодня из 85 оригинальных храмов сохранились только 22, что пережили разрушительное действие времени, и теперь являют миру гимн радости жизни и творчества, окончательному слиянию человека с его Творцом.


Самый любопытный из них Кандарья-Махадева, посвященный богу Шиве. Стоили его 100 лет и воздвигли в XI веке.


Спустя пару веков храм был заброшен и более 700 лет скрывали непроходимые джунгли этот шедевр индийской средневековой архитектуры.




Но когда колонизаторы обнаружили храм, то привлекать внимание к находке не торопились. Дело в том, что внешние и внутренние стены оформлены скульптурами, изображающими сцены эротического характера весьма разнообразного содержания


То, что когда-то отпугнуло европейцев, теперь привлекает сюда туристов. Нынче Кхаджурахо именуют не иначе как «Храм любви», а сам комплекс так же является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Храм Сомнатх


Один из 12 святейших храмов Индии. Расположен он на побережье Аравийского моря, в области Саураштра штата Гуджарат.


По легенде был построен богом луны (отсюда и второе название «Храм Луны») в благодарность Шиве за снятое проклятье.




Шесть раз храм полностью разрушался, но каждый раз его восстанавливали. Последний раз его отстраивали в 1947 году.


Ежегодно сюда устремляется множество паломников со всей Индии, поклонение здесь происходит в форме Джьотирлингама - столпа света, пронизывающего Землю, увидеть который могут лишь духовно развитые личности.


Храм Каши Вишванатх (Варанаси)


Храм Каши Вишванатх или «Золотой храм» расположен на Западном берегу реки Ганг в священном городе Варанаси. Здесь находится один из 12 джьотирлингамов (это труднопроизносимое слово означает святыню, где поклоняются богу Шиве).



Люди со всей Индии стремятся попасть в Варанаси хотя бы раз в жизни, для индуиста посещение храма и купание в Ганге является одним из путей выйти из круговорота сансары.


Попасть же неиндуисту в внутрь практически невозможно. С третьего этажа соседнего здания можно рассмотреть купола, на отделку которых ушла практически тонна золота.


Храм Джаганнатхи в Пури


Из заголовка не сложно понять, что Храм находится в городе Пури, в восточной части штата Орисса. Посвящен он одной из форм Кришны божеству Джаганнатхи.


Для каждого индуиста является одним из четырех мест паломничества, которые следует посетить в течение жизни.




Вход в храм закрыт неиндуистам, даже индусы других вероисповеданий не могут туда зайти.


Европейцам же вход строго запрещен, так как по предсказанию представители белокожей расы попытаются выкрасть деревянную статую бога Джаганнатхи.




Выход из положения, однако, есть: здание храма можно рассмотреть с крыши соседней библиотеки, а деревянные статуи богов, хранящиеся внутри,


Можно увидеть на ежегодном Празднике колесниц в Пури, когда изваяния будут возить по городу на огромных колесницах.


Храм Тирумалы Венкатешвары


Воздвигнутое в честь одной из форм Вишну, святилище расположено на холмах Тирумалы в штате Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии и занимает площадь более двух гектар.




Храм Тирумалы Венкатешвары - это самое посещаемое религиозное сооружение в мире, его еще называют ”индуистским Ватиканом”.


Ежедневно его посещают десятки тысяч паломников, а в дни праздников сюда приезжают несколько сотен тысяч человек.


Так же он является самым богатым индуистским храмом. В жертву Вишну паломники зачастую приносят свои волосы, которые сбривают в парикмахерской в окрестностях.


За год набирается около 15 тонн волос, которые идут на продажу, что приносит прибыль более миллиона долларов.




Примечательны и следующие факты: однажды в ящике для пожертвований было обнаружено 162 бриллианта на сумму 230000 долларов, а самый большой бриллиант, подаренный храму, весил 2,5 килограмма и стоил более 8 миллионов долларов.


Храм Минакши


Восхитительный храмовый комплекс расположен на площади в самом центре города Мадурай штата Тамилнад и занимает площадь в 6 гектаров.


Воздвигнуто сооружение было в честь свадьбы Шивы и Минакши, одной из аватар Парвати. Это событие ежегодно отмечается и по сей день.




В храме Минакши представлен весь красочный мир индуизма: стены покрыты фигурами богов, мифических животных, стражей, жрецов, музыкантов, мужчин и женщин. Масштабы и пестрота поражают.


Здесь интересно побывать и взрослым и детям, ежедневно храм посещают около 15 тысяч человек.


Храм Кедарнатха


Храм Шивы находится в живописных верховьях Гималаев в деревне Кедарнатх. Это одна из наиболее значимых святынь индуистов, местонахождение одного из 12 джьотирлингамов.


Здесь даруется полное очищение от грехов и тысячи паломников устремляются сюда со всего света.




Из Гаурикунд восхождение можно совершить либо на лошадях, либо пешком. Вход в святилище открыт только 6 месяцев в году: с последней недели апреля или первой недели мая до праздника Дивали, который отмечают в ноябре-декабре.


В остальное время тропы, ведущие к храму, покрыты снегом, и проделать этот путь в 14 километров не представляется возможным.


Хармандир-Сахиб (Амритсар, Золотой храм)


Хармандир-Сахиб - это главная святыня сикхов, а также самый известный золотой храм в Индии.


Находится он в городе Амритсар, штат Пенджаб, в центре священного озера Амритсар, в которое погружаются паломники, перед тем как войти в храм.




Стены здания покрыты золотыми плитами и драгоценными камнями, а внутреннее убранство еще богаче внешнего.


Сикхи проповедуют равенство и единство всех религий, поэтому бесплатный вход открыт всем желающим, нужно лишь вымыть ноги и надеть головной убор.


Ежедневно Хармандир-Сахиб посещают более 20000 человек.




В храме есть бесплатная столовая, где любой человек, будь то турист или паломник, может поесть простой индийской пищи.


Здесь можно остаться и на ночлег, для этого есть специальные спальные комнаты.


Храм Лотоса


Одна из самых ярких достопримечательностей Дели, одно из величайших архитектурных сооружений, один из самых красивых храмов Индии!


Здание представляет собой огромный распускающийся цветок лотоса из 27 мраморных лепестков в окружении девяти бассейнов с водой.




Молитвенный дом возведен на пожертвования приверженцев Веры Бахаи, проповедующей единство всех религий, и после 6 лет строительства в 1986 году храм был открыт для посещения всем желающим.


Вход совершенно бесплатный, внутри храма Лотоса запрещены громкие разговоры, фото и видеосъемка, зато приветствуется медитация.




Умиротворяющая атмосфера, тишина и мягкий свет помогут путнику отречься от внешних раздражителей, отбросить все тревоги и прислушаться к своему внутреннему миру,


Дабы обрести гармонию с самим собой и как следствие со всем сущим.




Метки: