Иконы ангелы с черными крыльями что означает. Икона Ангела Хранителя — значение, в чем помогает

Ангел-хранитель с деяниями

Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, - требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел Хранитель? Начиная с Тертуллиана и Оригена, ещё первохристианские авторы давали самые разные ответы.

Но заключительная молитва канона Ангелу Хранителю говорит совершенно однозначно: "от святого крещения" - нового рождения водой и Духом... Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: "от Бога дарованного ми во веки", то есть Ангел Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, "в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, <...> егда имам преходити воздушная мытарства" (молитва акафиста Ангелу Хранителю), так как усопшего "обычно сопровождают два ангела <...>. Обязанность этих ангелов (Ангела Хранителя и встречного ангела. - В. К. ) - сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь". И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения - становится последнему неразлучным другом в вечности.

Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.

Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю - совершенно другая - святому, во имя которого крещен христианин.

Нет, лик Ангела Хранителя от смертных людей скрыт. Зримо он открывается лишь в момент разлучения души с телом. Уже одного этого достаточно для отрицательного ответа на вопрос: "Имеет ли право на существование иконография Ангела Хранителя?". В противном случае иконописец должен был бы умереть и воскреснуть... Да и коль воскреснет, то он изобразит только своего Ангела. Где гарантии, что его Ангел одинаков хотя бы визуально с Ангелом каждого из нас? Этот вопрос правомерен даже к святым, которые воочию видели своих Хранителей. Ведь если "неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них - особое творение Божие, особый духовный мир", - тогда насколько актуальней ставить вопрос об "ипостазировании" Ангелов: есть ли наш Хранитель некая функциональная сила, безликая, а точней, однообразная и трансцендентная - или все-таки конкретная личность, призванная к служению?

Разговор о категориальном анализе личности - трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях. И в человеке ведь различие природы и личности уловить не легче, чем различить единую природу и трех Лиц в Боге.

"Мы привыкли считать эти два выражения - личность и индивид - почти что синонимами, - пишет В.Н. Лосский, - мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично".

В области данного различения христианство пришло к новым понятиям. Как пишет архимандрит Киприан (Керн), "личность не была раскрыта в древнем языческом мире. Поднявшаяся на вершины философского сознания эллинская мысль не нашла даже выражения для личности, что особенно остро сказалось в период тех богословских споров, которые велись вокруг тринитарного и христологического догматов. Христианство обосновало божественное происхождение личности. Тринитарные споры дали богословский фундамент для человеческой личности, осознав Лицо, Ипостась в Божестве. Греческий язык в творениях своих высших философских умов - Платона и Плотина - удовлетворялся местоимением εκαστος, "каждый", характеризуя его членом: ο εκαστος, то есть таким образом придавая ему строгую индивидуальность. Но всё же это оставалось только местоимением, то есть чем-то, что "вместо имени". Только богословие понятия Ипостаси, как самостоятельного "бытия в себе", было способно заполнить в языке ту пустоту, которая в современном словаре заполняется словом "личность". Это не только "индивид" как "часть вида", как "порождение биологического родового процесса", как что-то смертное, как какой-то "номер" натуралистического ряда, нечто нецельное, вполне повторимое. Личность есть отпечаток божественного Лица, творение Божие, а вовсе не порождение рода. Личность духовна и принадлежит духовному миру прежде всего. Это высшая ценность духовного бытия.

Ко всем этим различиям между индивидом и личностью, так ярко осознанными в философии Бердяева, следует прибавить его же замечание о том, что "человек не есть дробная часть мира, в нём заключена цельная загадка и разгадка мира" (О назначении человека. С. 50). Человеческая личность не есть произведение общества или природного мира, или даже рода и семьи. Каждый человек есть в духовном смысле непосредственное создание Божие. Поэтому человек и не зависит в своём происхождении от целого, от рода или мира. Человеческий дух выше и шире, а главное, первичнее и рода, и общества, и мира. Не эти содружества породили дух человека, и потому этот дух и не есть часть рода, общества и мира. Наоборот, он их охватывает, приемлет или отвергает. Род и общество состоят из человеческих индивидов, но дух человека, его личность не есть составная часть рода и общества. Человеческий дух может от них зависеть, насколько это ему угодно, но он ни в коем случае не является собственностью этих общественных организмов и их работ. Личность - выше общества, первичнее его, важнее его. Кроме того, личность - неповторима и не может быть заменена другой "такой же" личностью. "Такой же" личности вообще не существует. Существуют "такие же" оттиски, отпечатки, серийные номера как произведение какой-то машины, но всякая личность, сколько бы миллиардов их ни породил исторический процесс, есть единственная ".

В.Н.Лосский продолжает: "В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, "охарактеризовать" какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, "черты характера", которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно "личными", так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что делает его "им самим" - неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и "бесподобной".

Здесь тайна, происходящая из неограниченных творческих способностей Создателя мира. Она не имеет измеримых "параметров". Существуют ли способы и величины, чтобы измерить тайну?

Но у тайны есть своя антиномия - "индивидуальные свойства". Отсюда возникает понятие "индивидуальность" - совокупность качеств, выражающих сущность отдельного индивида. Человеческая индивидуальность - безусловная экзистенциальная ценность от Бога. Она не отвергается, а включается в Соборное единство; чем и объяснимо требование "портретного сходства" от изографа при живописании иконы того или иного святого, "ибо почитание (воздается иконе) не постольку, поскольку она отстает от сходства (с первообразом), но поскольку она представляет подобие (с ним)", - поясняет св. Феодор Студит. Само слово εικων "образ" восходит к εικω "имею сходство, похожу". Иконописные подлинники полны указаний типа "пастырь, седой, борода Иоанна Богослова", "округло лице, яко же и Матери Его", "власы Николины" и т.п. Умелая кисть мастера, водимая Творцом, каждый раз из совокупности таких сравнительных черт создает единственный и неповторимый образ человека - личность, что подтверждается и надписью на иконе: это свт. Василий Великий, а не свт. Григорий Богослов. Потому в древности образ сначала одобрялся духовными лицами и потом уже освящался надписью (чина освящения, какой известен сегодня, до XVII в. не существовало: считалось, что икону освящает именно надпись; да и сегодняшний чин освящения есть только акт одобрения, и не больше).

Дальше Лосский говорит, что Ангел и человек - "существа личностные", но человек, для известного богослова, "полнее, богаче, содержание ангельских духов", ибо он поставлен "на грани умозрительного и чувственного" и потому "причастен всем сферам тварной вселенной". Отсюда, как видим, личность Ангела и личность человека существенно разнятся, хотя и Ангел, и человек созданы по образу и подобию Божию. Антропология св. Григория Паламы свидетельствует, что Ангел, уступая в совершенстве образа, превосходит человека в подобии. По Лосскому, "личность, утверждающая себя как индивид и заключающая себя в пределах своей частной природы, не может в полноте себя осуществлять - она оскудевает". Ничего такого нет у Божиих Ангелов, ибо они "насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению". Само созерцание Божества, насколько это для них возможно, служит им пищей, как точно излагает православное учение преп. Иоанн Дамаскин.

Могут ли здесь Ангелы утверждаться в статусе индивидов, а значит, заключать "себя в пределах своей частной природы"? Могли... Но только перестали бы быть Ангелами.

Бесполезно углубляться в вопрос об ангельской природе. Этого не даст нам сделать сама непостижимая природа ангельского мира. И все-таки, Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы". Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в известном смысле изобразимы.

Вопрос об их изобразимости (в качестве церковно почитаемого образа) оттого и решаем, что Ангелы - личности. Своим опровержением преп. Феодор Студит доказывал иконоборцам: "<...> икона изображает не природу, а личность". Заметим: конкретную личность, а не символическую - символических личностей, как и "личностей вообще", не бывает. Путать абстрактные формулы с людьми занятие вредное.

Церковная символика укоренена в исторической реальности. Херувимов и серафимов велел изобразить на крышке Заветного Ковчега сам Ягве, а значит, их лик был Моисею открыт, о чем говорил на VII Вселенском Соборе Патриарх Тарасий, что находит подтверждение в Писании: "виждь и сотвориши Ми по всему, елика Аз покажу тебе на горе " (Исх. 25:8); Архангелов людям посылал Господь, Ангелы писались те, что явились пастухам, возвещая о Рождении Спасителя мира, те, что возвестили Женам Мироносицам радость о Воскресшем, причем поданы они в служебном, "функциональном" плане, а не в качестве образа, на который молятся. Символика же Ангела Хранителя ничем не поддержана - это типично головная работа иконописца, его "идеи". И в результате получилась символическая личность, безадресная для молитвы. Ситуация фактически по Канту: "Пусть только наша идея будет правильной, и тогда, несмотря на наличие препятствий, стоящих на пути к ее осуществлению, она не будет не возможной".

Возникает вопрос: что позволяло преп. Андрею Рублеву изображать Св. Троицу в виде Ангелов, символизирующих три Ипостаси? Насколько правомерен символизм здесь? Отвечает ли данная иконография 82-му правилу Трулльского Собора?

Вот в том-то и дело, что "образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия" (Л.А. Успенский). Явление Аврааму трех мужей у дуба мамврийского, по мнению Церкви, является не символом, а прообразовательным видением Пресвятой Троицы. Это и позволяло преп. Андрею Рублеву Ее изображать не символически, а в качестве прообразов. 82-е правило в данном случае не нарушалось, потому как оно, требуя конкретности, запрещает символы, а не прообразы. Да и речь на Пято-Шестом Соборе велась не об изображении Троицы, а - Иисуса Христа. Икона "Отечество", например, противоречит этому правилу и представляет нам образ Троицы ипостазированным. Но в силу невоплощенности Бога Отца, Его образ - уже символ. ["Ветхий денми" из пророчества Даниила не может быть Отцом - согласно Деяниям Большого Московского Собора (глава 43), Он - Сын в славе Божества, "еже будет во второе Его пришествие".] Образ же Духа Святого в виде голубя правомерен лишь в сюжете "Богоявление".

Икона ветхозаветной Троицы, написанная Рублевым, основана на явлении чувственном, и, говоря словами преп. Иосифа Волоцкого, в ней "почитают и целуют едино существо Божества".

К середине XVI в. чужеродный символизм активно начинает вытеснять из иконописи язык "преображенного евангельского реализма". Появляется икона Ангела Служителя (ныне находится в музее-заповеднике города Сергиев Посад). Этого Ангела некоторые искусствоведы приняли за Ангела Хранителя. Диаконские же облачения, вместо меча кадило в руке говорят о нем как о служителе: греч. diakonoV - служитель . Тем не менее, XVI век все сделал, чтобы явить миру образ Ангела Хранителя. А.С. Уваров в свое время писал о нахождении такого образа в клеймах, с пояснительными надписями "Ангел Хранитель хранит человека в дни " и "Ангел Господень хранит человека в нощи ". Сама икона датируется XVII веком, но представляет собой список с иконы XVI столетия, названной А.С. Уваровым "Ангел Хранитель с похождениями". Однако до сегодняшнего дня подобные памятники XVI в. не дошли. Впрочем, в аналогичном символизме того времени сомневаться не приходится. По меткому замечанию о. Георгия Флоровского, "это преобладание символизма означало распад иконного письма. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи".

XVII век лишь усугубил сложившееся положение.

Теперь пришла пора задать следующий вопрос: "Почему Ангелы однообразны, то есть, одинаковы ликами?" Выше мы уже говорили о требовании Отцов к иконописцу добиваться "портретного сходства" с первообразом. Так вот, "одинаковость" у Ангелов - тоже в известной мере "сходство", хотя звучит это парадоксально. Судите сами: Ангелы, будучи личностями и не будучи индивидами ("порождениями биологического родового процесса") приобретают "неуловимые", а, следовательно, ни с кем не сравнимые черты - как такую тайну может разрешить изограф, если, по учению Церкви, на иконе следует изобразить личность и символически указать на природу изображаемого? Как?? Только "апофатически" - от обратного, - чтобы не с кем было сравнить (Ангел в образе юноши - банальная выдумка искусствоведов). Вот древний художник, согласно с требованиями св. Отцов, исключительно духовидчески, умозрительно, а не рационалистически, и представил лик без усов, бороды, без морщин и каких бы то ни было типажных признаков, лик без единой приметы пола (ибо Ангелы - бесполы).

Что можно в таком случае получить, имея вдобавок самые смутные представления о природе ангельского мира? - только то, что получили: фактическую одинаковость (она заодно и подчеркивает меньшее совершенство в образе Божием у Ангела по сравнению с человеком). Даже одежды отличаются не характером, а иерархически: у Архангела, вместо гиматия изображается плащ, вместо хитона - далматик с оплечьем и подольником; волосы же и прически - разницы не имеют.

Вот откуда "в известном смысле " изобразимость, о которой говорили Отцы Седьмого Собора.

Историк философии может справедливо спросить: "Различать "личность" и "индивидуальность" стали лишь с XVIII века, начиная с Канта и Гердера. Поэтому древний изограф не мог даже гипотетически вводить такие понятия в живопись".

Отвечаем. Во-первых, понятием "личность" пользовались Отцы, изобличавшие ариан, в IV веке - "в период тех богословских споров, которые велись вокруг тринитарного и христологического догматов". Во-вторых, отсутствие термина "индивидуальность" или "индивид", не говоря уже о названном различении, вовсе не означает отсутствие самого понятия. Из слов преп. Феодора Студита о сходстве изображения на иконе с первообразом становится ясно, что этот святой имеет в виду именно "индивидуальность". Самость, гордыня - весь перечень грехов,- судя по библейской истории, всегда сопутствовал человеку после потери рая. А ведь они и есть черты, присущие индивиду. Не всякий иконописец мог категориально проанализировать и различить тонкости хитросплетений такой философии, но он обладал, повторяем, мистическим умозрением - зрением умного мира, которое отвлеченные понятия переводило в художественные образы - "краски мудрости", "богословие в красках". Да и само богословие иконы принадлежало преимущественно Отцам, а не художнику. Когда же данный принцип был нарушен, и иконописец начал "действовать" самостоятельно, то вместо богословия получился с претензиями на философию литературный суррогат, обернувшийся "символизмом идей". Из античного прошлого выходила великая тень Платона: идея как метафизическая сущность вещи стала зрительным образом.

Дух времени вершил свое дело .

Все на удивление похоже! В русской истории XVI век - это популяризация великодержавных идей, воплощенных в соответственные деяния. XVII столетие страна начинала смутой, а кончила - петровскими "реформами". "В области художественного творчества, - пишет Л.А. Успенский, - так же как и в области богословской мысли, исчезает творческое переживание предания и переосмысление Православия в свете того, что несет иноверие. Изменения в религиозной психологии эпохи выражаются в разрыве между молитвенным подвигом и творчеством, так же как и богословской мыслью". Складывается впечатление, что некоторым русским живописцам того времени становится трудно помыслить Бога "вне" плоскости иконы, обитающим "в неприступном свете". А коль так, то с иссяканием высокого богомыслия утрачивается и всякое трезвение в изображении неизобразимого. Начинают играть "фантазии", иной раз даже чем-то объясняемые. Тут и случается рецидив авторского произвола, воспитанный влияниями "извне". И его логическим продолжением в XVIII веке станет появление многочисленных языческих "купидонов" в церковном искусстве.

Вот на такой почве культивировалась иконография Ангела Хранителя. Но исчезало полуторатысячелетнее сознание ее невозможности.

Родословная этого феномена прослеживается от образа XIII века "Явление Архангела Михаила Иисусу Навину". Особую роль здесь сыграла икона Архистратига Михаила из Архангельского собора Московского кремля (XV в.). Из 18-ти ее клейм 6 отображают покровительственные и карающие деяния, 6 - спасительные и еще 6 - битву с сатаной. Перед нами никто иной, как Ангел Хранитель "всея Руси", с его функциями и действиями, но не в прямом, а в переносном значении. Московский памятник становится для Руси своеобразным эталоном. Икона из Углича - тому подтверждение, с учетом, конечно, "вкусовых" изменений XVI века. В свою очередь, угличский Архангел - эталонный образ для работавших вместе костромских и ярославских изографов, с которого они создают фрески Ангела Хранителя.

Проблема нововведений XVI - XVII веков остро стоит и в наше время. Широкое распространение непозволительных икон не находит надлежащей критики в церковной, литературе. Л. А. Успенский писал: "Мы знаем: так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII века".

Добавим сюда и образ Ангела Хранителя.

Седьмой Вселенский Собор на все века провозгласил, что "иконописание зависит от св. Отцов и только художественный его аспект принадлежит художнику".

Этого-то и не было, на наш взгляд, при разработке иконографии Ангела Хранителя.

Много заблуждений даже среди верующих людей существует насчет Ангелов. Связано это с тем, что с богословской стороны тут далеко не все ясно, ведь эти существа недоступны непосредственному человеческому наблюдению. Тем не менее, в православии существует традиция приобретать икону Ангела хранителя, молиться перед ней своему небесному заступнику.


Кто такие ангелы

Существует каноническое учение об Ангелах, которое, впрочем, пестрит разными пробелами. Но создания эти часто упоминаются в Священном Писании, непосредственно участвуя в человеческой истории еще с райских времен. Бог поставил Херувима у райских ворот, чтобы Адам не мог туда вернуться. Ангелов Господь повелел изобразить на Ковчеге Завета, затем в Иерусалимском храме.

Изображение Ангелов не только не запрещалось, но и поощрялось уже со времен Ветхого Завета. Согласно мнению Православной Церкви, у каждого человека имеется личный Ангел, который дается после Крещения, хотя многие считают, что сразу после рождения. Икону Ангела Хранителя можно подарить младенцу на день рождения или на крестины.

В иудаизме существует несколько сложных иерархий ангельских чинов, но после появления Нового Завета христиане разработали собственную. Григорий Богослов, например, приводит такой порядок, начиная с наименьшего достоинства:

  • Ангелы.
  • Архангелы.
  • Престолы.
  • Господства.
  • Начала.
  • Власти.
  • Силы.
  • Воинства.
  • Века.
  • Херувы.
  • Серафы.

Как правило, во многих подобных систематизациях собственно ангелы являются наименьшими чинами. Может поэтому именно они чаще всего являлись библейским праведникам, затем святым. По учению Церкви, Ангелы являются личностями, но природа их больше имеет сходства с Божественной. Тем не менее, сильно отличается от нее: например, ангелы не могут быть одновременно в двух местах.

Сегодня церковь придерживается такой иерархии, где высшим чином являются Серафимы, низшим (девятым по счету) - ангелы. От Бога Ангелы наделяются рядом недоступных человеку способностей:

  • Невидимость для людского глаза.
  • Умение летать.
  • Способность проявляться в человеческом мире и влиять на него (в ветхозаветном сюжете Ангелы, например, уничтожали города).
  • Умение говорить с людьми на их языке.
  • Способность читать человеческие мысли.


Зачем Ангел человеку

Бог наделяет ангелов разными обязанностями, использует их как посредников между Собой и людьми. Считается, что Господь посылает их, потому что люди просто не могут выдержать встречи с Ним. Даже вид ангела способен навести на человека ужас, хотя внешне они походят на людей, только с крыльями. Как на самом деле выглядят небесные создания, сказать трудно (в Библии имеются различные описания). Икона святого Ангела-Хранителя изображает лишь канонический образ, утвержденный правилами Церкви.

Согласно церковному преданию, Ангел-хранитель должен наставлять человека в постижении Божиих установлений, ограждать его от нападок темных сил. Человек не видит эти баталии, они скрыты ради того, чтобы не пугать слабых духом. Но он может чувствовать поддержку высших сил. Многие переживали в жизни необъяснимые события - например, когда чудом удавалось избежать автокатастрофы, происходили необъяснимые совпадения, встречи с нужными людьми. В таких случаях надо благодарить своего Ангела.

Молитвы возле иконы Ангела-Хранителя могут носить и характер просьбы: прежде всего, помощи надо просить в духовных аспектах своей жизни. Считается, что в загробной жизни Ангел будет доступен для восприятия человека, с ним можно будет общаться и даже дружить. Во время же земного пути надо просить, чтобы он наставлял в вере и всяком добром деле, которое будет способствовать спасению души.


История изображений

В искусстве Древнего Востока часто встречаются изображения крылатых существ: ими украшен, например, алтарь в Мегиддо. В Самарии были найдены фигуры крылатых ангелов. Ветхий Завет называет целый ряд предметов с изображением серафимов, которые находились в Храме.

В русской иконописной традиции всем привычные образы стали появляться в конце 16 в. В качестве атрибутов Ангелы имели крест (для благословения) и меч (для защиты от темных сил). Одежда их напоминает дьяконское облачение - конечно, ангелы, являясь бесплотными духами, не нуждаются в нем, это просто символ их служения на небесах. Цвет плаща обычно зеленый, хитона - красный, либо одеяние может быть белого цвета.

  • Изображение может быть как поясным, так и полным, в таком случае Ангел обычно стоит на облаке. Значение иконы «Ангел-Хранитель» - напоминать о вечном существовании души. Парящая фигура как бы призывает человека в небесные обители, откуда он был вырван грехом.
  • Хотя внешне Ангел имеет человеческий облик, его неземное происхождение подчеркивается наличием больших крыльев, сложенных за спиной.
  • Одна рука может быть поднята в благословляющем жесте, иногда обе руки сложены для молитвы. Взор обычно направлен прямо на зрителя, но может быть направлен в сторону, а голова немного наклонена в почтении, будто Ангел преклонился перед Господом.
  • На образах современных мастеров небесный хранитель может держать маленькую душу (в образе ребенка) на руках.

Как найти «свою» икону Ангела Хранителя

При крещении ребенок получает имя, его покровителем считается определенный святой. Обычно выбирается он по Святкам, но можно это сделать и произвольно, особенно если человек крестится уже будучи взрослым. Если жизненный путь какого-то конкретного святого вдохновляет - можно смело выбрать его как небесного покровителя. Ошибочно такого святого называют «ангелом-хранителем».

Например, если ребенка зовут Кирилл, ему дарят икону святого Кирилла. Но Ангел-Хранитель - это не святой, не человек, а небесное существо, состоящее на службе у Господа! Можно приобрести икону любого святого - Павла, Иоанна, Николая, здесь нет ограничений по имени или дате рождения - и быть не может. Святые не отвергают молитвы людей только потому, что они родились не в тот день. Молитвы могут быть отвергнуты только если они идут не от чистого сердца.

Ошибкой будет и «привязка» какой-то иконы Божией Матери в качестве ангела-хранителя по дате рождения. Подобная классификация неуместна, она не имеет ничего общего с православной традицией. Царица Небесная - покровительница всех людей без исключения. Это скорей вид современного язычества, появившийся из-за повальной безграмотности в вопросах религии.

Церковный праздник для всех ангельских чинов общий - он отмечается 8 ноября (Собор небесных сил). Имена каждого конкретного ангела скрыты от людей, лишь некоторые из них названы в Библии. Тем не менее, существует традиция, согласно которой икона ангела-хранителя подбирается по имени человека. На самом деле это будет образ святого, носившего то же имя, но никак не Ангела.

В чем поможет Ангел

Люди имеют внутри особенное чувство, называемое интуицией. После совершения очередной ошибки многим приходилось говорить: «Эх, ведь внутренний голос подсказывал поступить наоборот…» В подобных случаях и помогает икона «Ангел-Хранитель». Она предостерегает от досадных промахов, плохих поступков. А еще рассеивает сумрак плохих мыслей, когда все кажется безнадежным.

Люди не могут непосредственно общаться со своим Ангелом-Хранителем, но икона поможет сосредоточить мысли на молитве. Хотя некоторые святые и видели ангелов воочию, но многие ли могут сегодня претендовать на святость? Конечно, нет. Поэтому ответы на жизненно важные вопросы, которые следует задавать в молитве, для большинства приходят именно как некий внутренний голос.

Если ответа долго нет - отчаиваться не нужно. Следует продолжать молитву - Господь никогда не бросает человека. Возможно, ответ придет чуть позже, либо сам верующий просто еще не готов к тому, чтобы воспринять ответ. Иногда происходящие в жизни события сами по себе можно трактовать как предостережения. В таком случае надо немедленно изменить свое поведение, постараться встать на правильный путь. Если не получается самостоятельно - обратиться за помощью к священнику.

Где расположить святой образ

Икона Ангела-Хранителя может находиться в любом месте домашнего иконостаса, главное, чтобы центральное принадлежало образу Спасителя . По благочестивой традиции принято размещать иконку около детской колыбели - ничего плохого в этом нет. Будет хорошо, если ребенок станет свидетелем того, как родители произносят молитвы. Детская душа очень отзывчива ко всему - задача родителей дай ей правильную пищу. Вполне уместно будет разместить дома икону святого, который считается хранителем малыша по дате рождения.

Водители часто вешают святые лики в салон автомобиля. Это делается не потому, что иконы обладают какой-то собственной чудесной силой. Они призваны обращать мысленный взор человека к Небу. Чтобы в жизненной суете он не «забегался» настолько, что забудет о самом главном. Иногда это легко, особенно под давлением обстоятельств или неверующих людей.

Многие люди икону Ангела-Хранителя с написанной молитвой предпочитают носить с собой - существуют маленькие образки, предназначенные для хранения в кошельках. Это уже нечто вроде амулета, но напрямую Церковью не порицается. Главное, чтобы человек на первое место ставил не бумажку, а общение с Господом.

Значение иконы «Ангел-хранитель» такое же, как и других святых образов - она должна помочь сосредоточиться на Боге. Почитание ангелов настолько велико в Православии, что для них составлены специальные молитвы. Хорошо выучить некоторые наизусть и читать в дороге, во время монотонной работы, чтобы мысли не блуждали где попало.

Считается, что Ангел сопровождает человека до самой смерти, после которой он призван проводить душу в рай. Злые же богопротивные дела и слова отвращают это чистое создание от человека. Поэтому следует на протяжении всего дня внимательно наблюдать за собой. Пошли, Господи, Ангела-Хранителя всем христианам!

Молитвы Ангелу хранителю

Молитва Ангелу-Хранителю, которую можно повторять во всех случаях, например, перед началом всякого важного дела.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва из «Молитв утренних» в молитвослове (читается утром)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

«Иконография ангелов» – уже в самом этом словосочетании есть некое противоречие. Иконография – это ведь начертание образа. «Воспроизведение» образа Господа Иисуса Христа, согласно мысли святых отцов, обусловлено и оправдано тем, что Спаситель воистину воплотился, имел земной образ и, соответственно, был изобразим. Но как можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела?

Собор Архангелов. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Греция. Афон. Дионисиат

Символы

Конечно, в Священном Писании упоминаются явления Ангелов в некоем образе. Так, Иисус Навин видел Архангела Михаила как воина с мечом (Нав. 5:15), жены-мироносицы после Воскресения Христова на Гробе Господнем увидели юношу, облеченного в белую одежду (Мк. 16:5) и т. д. Но эти явления индивидуального характера (хотя и они тоже так или иначе отражены в иконографии) были именно видениями, каждый человек их видел по-своему. С помощью таких явлений нельзя решить проблему изобразимости невидимого ангельского мира. Так как же воспроизвести невидимое?

И здесь на помощь художнику приходят символы. Как пишет Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии»: «Все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах» . Потому что наш земной ум может подняться к созерцанию небесных иерархий только посредством символа.

В первохристианские времена Ангелов изображали в основном участниками Священной истории и так же, как прочих персонажей, т. е. как людей. Понять, что перед нами именно Ангел, можно лишь из контекста самого изображения.

Явление Ангела Валааму. Роспись римских катакомб на Виа Латина. IV век

Нимб и крылья

По всей видимости, для первохристианских времен такие ныне привычные и общепринятые атрибуты, как нимб и крылья, вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями (а ведь нимб присутствовал как в античной эллинистической языческой традиции, так и в зороастризме, индуизме и других религиях). И лишь спустя некоторое время образ Ангелов в христианском искусстве принял привычный для нас облик.

Символика нимба и крыльев для большинства христиан понятна. Впрочем, можно напомнить. «Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога», – пишет свт. Симеон Солунский . Крылья же символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей тоже довольно ясно.

Ангельские одежды

Касательно одежды и предметов – все несколько сложнее.

Нужно отметить, что символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой создавалась (в данном случае на реалиях позднеримской и византийской культуры). Например, предметами, связанными с императором и его двором, проще всего символизировать такие понятия, как власть и могущество. Любой человек в Византийской империи сразу улавливал ассоциацию, и риск неверной трактовки символа сводился к минимуму. Такая проблема возникла намного позже, когда значение тех или иных предметов византийской культуры и быта стали забываться. Только тогда появляются альтернативные толкования (порой весьма нелепые), что мы можем наблюдать и в наше время.

Итак, Ангелы – это посланники, служители и вестники Царя Небесного, и чтобы передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники, как мы уже отметили, обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот Ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских придворных сановников и военачальников. Конечно, времена меняются, и сейчас было бы неразумно изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей Министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но отношение к правителям и госслужащим в наше время разительно отличается от отношения к власть имущим в древности. Вот для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий Священной истории и духовного мира – вещь вполне обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе допускалось в религиозной живописи использовать современные для художника костюмы).

Ангелы в хитонах и гиматиях. Фрагмент византийской мозаики VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Италия

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон , гиматий и хламида . Нелишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была тога ), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться до неузнаваемости.

Архангел Михаил в хитоне и хламиде. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Так, хитон, в зависимости от своей длины, наличия разрезов, рукавов – широких или узких, коротких или длинных, нашивок и других деталей, мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т. д. На определенном этапе развития византийской культуры одновременно могли одевать два хитона различных фасонов (что, кстати, сохранилось до сих пор в ношении богослужебных одеяний: епископы надевают саккос поверх стихаря, хотя и то и другое одеяние происходит от хитона).

Хламида, как уже говорилась, – это род плаща в виде накидки на плечах. Она была довольно широкой. На хламиду в районе груди нашивался четырехугольник ткани, который по цвету отличался от самой хламиды – т. н. тавлион . Цвет хламиды и тавлиона мог указывать на место его носителя в придворной иерархии. Наиболее почетным цветом тавлиона был золотой. Хламиду же пурпурного цвета с золотым тавлионом мог носить только император.

Для военных был предусмотрен похожий плащ, который назывался сагий . Он отличался от хламиды только легкостью и меньшими размерами. На него тоже у высших чинов нашивался тавлион. Сагий более характерен для икон Архангела Михаила, который как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался двояко – либо в наряде служителя Царя Небесного (об этом мы говорили выше), либо в доспехах византийского полководца, с сагием на плечах.

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел в доспехах с накинутым на плечи сагием. Миниатюра византийской рукописи X века. Ватиканские библиотеки

Следующим интересным атрибутом одеяний Ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды.

Архангел Михаил в хитоне и лоре. Византийский мраморный рельеф XIII века. Германия. Берлин. Музей Боде

Лор происходит от одежд римских консулов. Консулы, как и все граждане Рима, носили тогу, но, в отличие от других римлян, их тога украшалась широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем неудобная тога уменьшилась в размере, и драпировали ее более простым способом (хоть при этом украшения были значительно пышнее). Этот вариант консульской тоги стал называться трабеей . Она уже целиком была пурпурной и расшивалась различными орнаментами.

Консул, облаченный в трабею. Римский рельеф VI века. Великобритания. Лондон. Музей Виктории и Альберта

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шитого золотом и украшенного драгоценными камнями шарфа, тогда же и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии еще и потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).

Архангел в хитоне и лоре упращенного образца. Византийская мозаика XII века из Палатинской капеллы. Италия. Палермо

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов он стал представлять собой несколько частей: оплечье (в виде широкого воротника), полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.
Иногда в одной и той же композиции переходного периода можно наблюдать Ангелов в разных вариантах лора. Самый характерный и интересный пример – мозаика XII века в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.

Символы власти

Головы Ангелов увенчаны диадемой . В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. К тому же она была одним из атрибутов жрецов.

Эллинистическая монета с изображением царя Антиоха III в диадеме. III-II век до Р.Х. Британский музей

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.
При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками (тороки-ремни)) мы и видим в иконографии Ангелов.

Архангел Гавриил в диадеме. Фрагмент византийской иконы XII века. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае

Когда же античное значение этого аксессуара забылось, на Руси появились наивные попытки его вольного истолкования. Но даже сейчас в популярной литературе по «богословию иконы» можно прочесть такое: «Тороки (слухи) – ленты в волосах Ангелов, символизирующие слушание ими Бога».
Трудно понять, почему ленты на голове должны символизировать «слушание», тем более что это никак не отражено в византийской письменности. Да и нелогично сводить функции одного из древнейших символов власти к антенным, принимающим сигнал.

Случается и другое: центральный камень в диадеме (обычно ромбовидной формы, который можно встретить на некоторых иконах) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Это явно влияние восточных мистических практик. Ещё приходилось слышать, что концы лент – это почему-то молнии…
Но все же диадема – символ власти и священного служения (поскольку, помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).
В руках Ангелов мы часто видим жезл – еще один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины, например, силенциарии (церемонимейстеры).

Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде лабарума . Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Как и в случае с диадемой, смысл жезла постепенно забывается, и уже в поздних русских «иконописных подлинниках» жезл именуется мерилом, что иногда трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Архангел с лабарумом и державой. Византийская мозаика XI века из Софийского собора. Киев

Третий символ власти, присутствующий в иконографии Ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом.

И этот символ на средневековой отечественной почве, после падения Византии и потери связи с древним античным наследием, утратил свой изначальный смысл, в некоторых поздних источниках стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» . Как видим, если диадема внезапно стала «играть роль» антенны, то держава теперь выступает чуть ли не хрустальным шаром для гадания. Есть еще одно странное толкование: оказывается, «зерцало» – это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него»…

В греческой мифологии встречается известный аналог – зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с горгоной Медузой, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь Ангелы и Господь?

Стоит напомнить, что символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного, а не для того, чтобы окутать все мистическим туманом.

Отметим, что для «расшифровки» символики иконы фантазии не нужны, следует всего лишь понимать контекст эпохи, в которую то или иное символическое значение ей приписывалось. Такое знание не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 3. СПб.: Сатисъ, 1995.

2. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857.

3. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995.

Каждому человеку дается при крещении ангел-хранитель. Считается, что он находится на правом плече, а на левом, соответственно, понятно кто. Ангел - это наш заступник. Он ходатайствует перед Богом за своего подопечного.

Но как часто люди призывают на помощь своего незримого помощника? По пальцам можно пересчитать. А благодарят за помощь, если призывают, еще реже. Поэтому хотелось бы поговорить об ангеле-хранителе. Чтобы люди знали, какую помощь оказывает он в духовной брани.

Кто такой ангел?

Это бесплотное существо, которое люди не видят. Ангел дается каждому человеку при совершении таинства крещения. И сопровождает его до конца жизни.

Изображение ангела-хранителя на правом плече человека - не в буквальном смысле. Заступник невидим, об этом нельзя забывать. И он незримо сопровождает своего подопечного на всем жизненном пути.

Зачем он дается?

Есть ли ангелы-хранители? Бесспорно. И даны они нам для того, чтобы помогать в добрых делах и защищать от гибельного для христианской души пути. Ангел возносит молитвы своего подопечного к Богу, всячески охраняя его от всякого зла.

Можно ли остаться без ангела?

Нет, защита ангела-хранителя - навсегда. Но можно отогнать от себя своего небесного попечителя собственными грехами. Чем сильнее грешит человек, тем дальше находится от него ангел.

Как его вернуть?

Раскаяться в грехах и завязать с ними раз и навсегда. Когда человек грешит, ангел скорбит о нем, плачет и отходит. Когда кается и совершает добрые дела, его защитник, данный при крещении, радуется и всячески помогает подопечному.

- это ангел?

Нет. Бытует общераспространенное мнение, что ангел, данный при крещении, и святой покровитель, в честь которого человек получил свое имя, - один и тот же бесплотный дух. Это не так. Святой, в честь которого нас крестили, несомненно, покровительствует тому, кто носит имя в его честь. Когда к нему обращаются искренне, с усиленной молитвой, он молится за человека перед Господом. И ангел, и святой покровитель сопровождают христианина на протяжении всей его жизни.

Изображение ангела-хранителя - каково оно? И существует ли вообще? Об этом чуть ниже.

Когда у человека день ангела?

Ангелы-хранители человека сопровождают его всю жизнь. Точнее, сопровождает. Потому что он дается в единственном числе при крещении.

Когда же отмечается этот праздник? 21 ноября православная церковь празднует день Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. Этот день смело можно называть днем ангела каждого крещеного человека.

Как его отмечают?

Что делать в день ангела-хранителя? Обязательно посетить храм, исповедоваться и причаститься. Провести день ангела стоит в благоговении. Поблагодарить его за защиту и помощь. Поставить свечку перед праздничной иконой, помолиться своими словами. По возможности, совершить добрые дела, кому-то помочь, кого-то утешить.

Когда человек творит добро, это радость для его ангела. Разумеется, не стоит проводить этот день в бесстыдных развлечениях.

Как подготовиться к исповеди?

Выше было написано, что в день ангела нужно исповедоваться и причаститься. А как это сделать? Ничего сложного нет.

Подготовка к исповеди включает в себя осознание своих грехов. Не лишним будет растормошить память, вспомнить все самые потаенные и глубоко запрятанные прегрешения. Обязательно следует исповедать то, что давит на душу. Бывает такое состояние: совершил грех, и он гнетет потом. Совесть мучает, обличает. Искреннее покаяние и очищение своей совести от данного греха, обещание самому себе больше не совершать его поможет очиститься от пагубного воздействия.

Что касается более "прочно въевшихся" в душу грехов, тут могут возникнуть сложности. Во-первых, человек способен начать оправдывать себя:"Все так живут и грешат этим, не я один". Если говорить грубо, все собрались прыгать с крыши, и мы пойдем за всеми, зная, что идем на верную смерть? Едва ли. работают очень хорошо. Только когда речь заходит о сохранении чистоты души, они куда-то пропадают.

Не важно, как живут все. Человек несет ответственность конкретно за себя и за свои грехи. Блаженная Матрона Московская говорила, что "каждая овечка будет подвешена за свой хвостик". А то, что будет прощено и разрешено здесь, простится и разрешится Господом на Небесах.

Во-вторых, стыд. Это ложное чувство, этакий внутренний голос, внушающий исповеднику: "Об этом стыдно рассказывать. Нет, не говори - позор какой. Произносить страшно, нельзя такое рассказывать". Можно и нужно. Должно быть стыдно перед тем, как совершить грех. Однако в тот момент стыд пропадает. Зато потом возникает, не давая человеку очиститься от грязи.

Грехи утаивать нельзя. Необходимо честно рассказать священнику, принимающему исповедь, в чем согрешил. Да, чувство стыда будет преследовать. Но это нужно сделать. В противном случае Бог не примет исповедь, в которой намеренно утаивались подленькие и грязные делишки. Да и ангела-хранителя не стоит держать на расстоянии от себя. Грех, как смрадный запах, отгоняет от нас нашего заступника. Ангелы-хранители человека плачут, когда мы совершаем грех, и не могут подойти к нам, пока не произойдет очищение.

Чтобы ничего не забыть, допустимо записать грехи. И с этими записями отправляться на исповедь.

Как подготовиться к Причастию?

В практике принято после исповеди подходить к Причастию. Но прежде чем приступить к нему, необходимо подготовиться. Как это сделать?

  1. Соблюдение поста на протяжении 3 дней. Под этим подразумевается отказ от мясных, молочных продуктов, а также от яиц. В общем, от всех продуктов животного происхождения.
  2. Удержание плоти от увеселительных мероприятий. Иными словами, в дни физического поста перед тем, как приступить к таинству Причастия, необходимо воздерживаться и духовно. Не смотреть телевизор, не играть в компьютерные игры, не слушать музыку. Ограничить развлечения и удовольствия повседневной жизни.
  3. Супругам нужно воздерживаться от физической близости.
  4. Вечером, накануне Причастия, прочесть три канона - Господу, Богородице и ангелу-хранителю, а также молитвы ко Святому Причастию.

После Причастия читают короткие благодарственные молитвы. Человек благодарит Господа за оказанную милость, за то, что Тот сподобил кающегося грешника принять Тело и Кровь Христовы.

Как молиться ангелу-хранителю?

Существует ли молитва ангелу-хранителю на каждый день? Да, существует. И звучит она так: "Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь."

Вообще, прибегать к помощи своего заступника, данного при крещении, нужно регулярно. И совсем не обязательно для этого молиться "по правилам". Достаточно обратиться к ангелу своими словами, попросить его о помощи и заступлении от всей души.

Как он выглядит?

Каково изображение ангела-хранителя в православии? Фото икон представлено в статье.

Что касается изображения как такового, то наши небесные защитники невидимы для своих подопечных. В представлении человека ангел - это дух, внешним видом схожий с человеком. Имеет за спиной крылья. На иконах ангелы изображены примерно так, как мы привыкли представлять их.

Дата рождения и ангел-хранитель

Существует ли икона ангела-хранителя по дате рождения? Нет. Существует икона святого покровителя, в честь которого назван и крещен человек. Но она никак не относится к дате рождения. Об этом будет рассказано в подразделе, посвященном святому покровителю.

Равно как и ангел не относится к дате рождения. Вот к дате крещения - иное дело. Крещение - это духовное рождение человека.

Как же приобрести тогда изображение ангела-хранителя? Просто купить икону с ангельским образом, не пытаясь найти "именного" защитника, данного при крещении.

Мой ли это заступник?

Как узнать своего ангела-хранителя в православии? Он дан нам свыше, при крещении. Если вы крещены, значит, у вас есть заступник, сопровождающий на протяжении всей жизни.

Человек не может узнать своего ангела. Ибо это бесплотный дух. Имена ангелов сокрыты от людей. У них нет пола, нет человеческого тела. Поэтому увидеть и узнать своего сопровождающего духа можно только на иконе.

Ангелы и дети

Кто охраняет ребенка? Есть ли ангел-хранитель у детей? Он появляется в том случае, если малыша окрестили в православной вере. Пока не совершилось таинство, персонального заступника у ребенка нет.

Считается, что до семи лет дети безгрешны. Эдакие маленькие ангелочки, только земные. Однако несмотря на сей факт, нежелательно затягивать с крещением младенца.

Как он хранит меня?

Крещеный человек находится под защитой своего ангела. И часто можно слышать такое выражение: "У него ангел сильный" или "Тебя ангел спас". Действительно человек иногда остается целым и невредимым при таких обстоятельствах, в которых фактически невозможно остаться в добром здравии.

Может ли получать христианин от ангела-хранителя подсказки? Скорее, невидимую защиту. Ангел способен помочь своему подопечному, уберечь от опасности незримо, отвести беду. Но вряд ли явится к нему воочию, чтобы что-то подсказать вербальным общением.

Немного о святом покровителе

Кто такой ангел-хранитель и чем отличается от святого покровителя, мы разобрались выше. Теперь поговорим о последнем.

Святой покровитель - тот, чьим именем крещен человек. И если иконы ангела-хранителя по дате рождения не существует, то в случае со святым покровителем ситуация иная. Святых много, у каждого из них есть имя. И в православной церкви существует сонм прославленных святых. У каждого из этих святых есть икона. Точнее, есть икона с изображением того или иного святого.

Как узнать, кто является святым покровителем человека, особенно, если святых с таким именем много? Если человек крещен до 2000 года, то может считать своим покровителем того святого, который был прославлен первым. Если после 2000 года, то стоит узнать ближайшую дату прославления святого угодника Божьего от даты собственного рождения.

Приведем пример. Женщина крещена с именем Екатерина. Если таинство над ней было совершено до 2000 года, то ее покровительницей считается великомученица Екатерина. Чья память приходится на 7 декабря. Если крещение принято после 2000 года, значит, ей нужно обратить внимание на дату своего рождения. Женщина рождена до 5 февраля? Тогда ее покровительницей можно считать преподобномученицу Екатерину (новомученицу), чья память совершается 5 февраля.

Как молиться своему святому?

Молитва ангелу-хранителю на каждый день есть, а святому? Конечно же. И ее можно найти в любом православном молитвослове, в конце утреннего правила.

Как и ангела, святого покровителя, в честь которого дано имя, можно и нужно призывать своими словами. Просить его о помощи с "пламенным сердцем", в любой ситуации, когда возникает необходимость этой самой помощи.

Следует помнить, что "именной" покровитель имеет перед Богом дерзновение и ходатайствует за человека, который искренне прибегает к его заступничеству и помощи.

Изображение святого

Изображение ангела-хранителя одно, а святого покровителя, в чью честь дано имя человеку, иное. Например, покровителем Сергея является Сергий Радонежский. И существует его икона. Или мужчина с редким в наше время именем Серафим может смело приобретать изображение святого праведного Серафима Саровского.

Икону с изображением ангела-хранителя и святого покровителя, с чьим именем крещен человек, можно носить на шее. Сейчас в продаже существуют специальные "носильные" иконы.

День именин

Стоит напомнить, что день Ангела и день именин - совершенно разные дни. Если день ангела, как упоминалось выше, отмечается 21 ноября, то день именин у всех разный. Зависит от того, какой святой покровительствует человеку.

Например, у Ларисы, крещенной до 2000 года, день именин выпадает на 8 апреля. У Екатерины - на 7 декабря. У Терентия - на 23 апреля.

Как провести этот день?

Так же, как день ангела. Посетить церковь, исповедоваться и причаститься. Почтить память святого заступника, помолившись перед иконой с его изображением, поставив перед ней свечу. Почитать акафист своему святому дома, если не получается попасть в храм.

О чем просят святого покровителя?

К нему можно "подойти" с любой просьбой. Хотя нет, не так. С любой просьбой, которая несет чистые намерения. С доброй просьбой. У своего заступника, равно как и у ангела-хранителя, нельзя просить что-то плохое. Это кощунственно.

Что можно подарить имениннику?

На день ангела и день именин принято поздравлять человека. А что подарить ему? Например, собственноручно вышитое изображение ангела-хранителя или святого, чье имя носит этот человек.

Прежде чем браться за вышивку иконы, нужно получить благословение у священника на это дело.

Общие правила

Важно знать о том, как содержать в квартире "красный угол". Под этим названием подразумевается домашний иконостас.

  1. Иконостас находится, в идеале, на востоке. В комнате это, как правило, правая сторона.
  2. В углу вешается специальная полка, на которую ставятся иконы.
  3. Красный угол должен содержаться в чистоте. Иконную полку необходимо протирать.
  4. Иконы несколько раз в год полностью снимают с полки и тщательно протирают от пыли и грязи.
  5. Желательно, чтобы перед ликами святых горела лампада.
  6. Домашние животные не должны иметь доступа к иконам. Особенно это касается собак. К сожалению, эти горячо любимые многими друзья человека считаются в православном мире нечистыми животными. Сейчас к их содержанию в квартире относятся достаточно лояльно, раньше запрещалось содержание собаки в одном доме с иконами.
  7. Курить в комнате, где находится домашний иконостас, недопустимо. Да и вообще, от этой пагубной привычки желательно отказаться.
  8. Бывает, что иконы падают. И люди начинают паниковать, что это к страшной беде. Не надо разводить панику. Поднять образ, перекреститься, приложиться к нему и поставить обратно на полку. Икона может упасть из-за того, что плохо стоит, например.

Заключение

Основной аспект данной статьи следующий: ангел-хранитель и святой покровитель - не одно и то же. Ангел дается человеку при крещении, а святой угодник - покровитель тот, с чьим именем крещен новоиспеченный раб Божий.

Второй аспект: день ангела и день именин, судя по основному аспекту, разные дни. День ангела празднуется 21 ноября, день именин - в ближайшую дату памяти святого от даты рождения человека.

Третий момент: иконы с изображением ангела-хранителя "персонального" нет. есть иконы с изображением Божьих угодников, в честь которых даются имена при крещении.

И ангел, и святой покровитель сопровождают человека до конца его жизни. Не стоит лишний раз совершать плохие поступки, прикасаться к чему-то греховному. Ведь ангел из-за этого страдает и отходит от грешника. А отталкивать от себя заступника и защитника, добровольно вверяясь в сети лукавого, не самый лучший вариант того, как прожить земную жизнь.

Молясь перед иконой, человек обращается к тому, кто на ней изображен. Внешний облик Лиц Святой Троицы, Божией Матери, святых художниками обычно передается так, как он запечатлен в церковном Предании либо в свидетельствах очевидцев. Однако присутствуют на иконах и ангельские чины, не имеющие телесного воплощения. Какими принципами руководствуются иконописцы при их создании?

– Чем руководствуются современные иконописцы, изображая Небесные Силы, которые по определению нематериальны?
– Вообще, изобразимо все видимое. Ангельские Силы изображают согласно пророческим видениям.

– Каково древнейшее изображение Ангелов?
– Древнейшие изображения Архангелов встречаются уже в III–IV веке, например, в сюжете «Благовещение». Конечно, иконография к этому времени еще не сформировалась, Ангелы там без нимбов и крыльев. Влияло то, что было время гонений. Но уже на рубеже IV–V веков складывается иконописный облик Ангелов. Они предстоят в хитоне и гиматии, со слухами (торочками), подвязывающими волосы, в сандалиях. Иконография со временем обогащалась. От VI века сохранилось изображение Архангелов Михаила и Гавриила в дорогих придворных одеждах как ближних слуг Небесного Царя. Позже, с XIV века, начинает встречаться изображение Архангела Михаила в доспехах – воина, Небесного воеводы.

В Византии встречаются изображения еще двух из семи Архангелов – Рафаила и Уриила. Кроме того, изображали другие ангельские Силы: Ангелов Господних, Престолы, Херувимов, Серафимов. Иногда они присутствуют в композиции какого-то священного сюжета, иногда – в сонме, окружающем Господа.

Белый Ангел — Сербия

– Ангельских чинов, по учению Церкви, девять. Каковы особенности изображения каждого чина?
– Дело в том, что все ангельские чины крайне редко изображаются и их иконография для меня, по крайней мере, до конца не выяснена. Есть рад изображений девяти ангельских чинов XVI–XIX веков, когда они окружают Господа. Чаще всего можно увидеть семь Архангелов, Ангелов в облике крылатых юношей. Лик, окруженный четырьмя или шестью крылами (реже – двумя), – традиционное изображение Херувимов и Серафимов. Внешне они часто не различимы, а о том, какой именно это ангельский чин, свидетельствует только подпись. Серафимы могут быть красноватыми – огненными. У Херувимов есть особенность – они иногда изображаются «многоочитыми» (ср. Быт. 3, 24), как сказано о них в Священном Писании. Кроме того, на Православном Востоке бытовало изображение Херувимов как тетраморфов – четырехглавых существ. Одна голова, с человеческим лицом, обращена к молящимся, три другие, подобные главам тельца, орла и льва, смотрят каждая в свою сторону: влево, вправо и вверх. Это символизирует, что Херувимы готовы служить Господу всем своим существом – глядеть во все глаза и действовать во все стороны. Такие изображения появляются начиная с VI века, например, в знаменитом Евангелии Раввулы, где у подножия возносящегося на небо Господа изображен такой тетраморф-Херувим, сопровождающий Его. Подобные изображения очень редки, встречаются у греков, на Балканах, в Грузии, но в русской иконописной традиции я таких изображений не видел.

Порой на иконе можно видеть подобие колеса с крыльями, покрытого глазами. Это традиционная иконография Престолов. Таких изображений также крайне мало, одно из первых – в уже упоминавшемся Евангелии Раввулы. В русской иконописи Престолы присутствуют на иконе «Спас в Силах» около подножия трона, на котором почивает Бог.

– В какое время появляются изображения Ангелов, Архангелов по отдельности?
– Одно из первых изображений собственно Ангелов имеется на мозаиках храма святого Георгия в Солуни. Это рубеж IV–V веков. Мозаика сохранилась частично, но все равно хорошо видно, что там Ангелы изображены не группой, а по отдельности, распределены вокруг утраченного изображения Христа Спасителя.

Отдельно предстоящие Архангелы Михаил и Гавриил изображаются уже в VI веке в мозаиках Равенны, присутствуют в деисусном чине, по крайней мере, с XI–XII веков. Их изображения имеются и в минологиях X–XII веков – изобразительных сборниках, сопровождающих крат­кие жития святых.

Если говорить об отдельных моленных иконах Архангела Михаила, то уже с конца XIII века – это характерное явление. Такая икона, например, имеется в Третьяковской галерее. Нередко образ Архангела Михаила окружен клеймами, иллюстрирующими его участие в жизни Церкви Земной и Небесной. Для позднего Средневековья это очень характерное явление. В Средневековье появляется икона Собора Архангела Михаила. Начиная с XIII века, таких изображений имеется целый ряд.

– На храмовых фресках и в русской религиозной живописи XVIII – начала XX века нередко можно видеть упитанных младенцев c крылышками. Откуда к нам пришла эта традиция и насколько она канонична?
– Изображения эти, конечно, связаны с западным искусством, а оно обращалось к искусству раннехристианскому. В III веке в римских катакомбах встречаются изображения таких крылатых мальчиков и даже крылатых отроковиц. Эти изображения были заимствованы из античного искусства и в эпоху гонений говорили христианам о бестелесных небожителях. На Православном Востоке после Миланского эдикта подобные изображения исчезают. Только в эпоху Возрождения мальчики с крыльями вновь появляются в религиозной живописи Европы. Заимствованный с Запада живописный стиль в России становится модным в XVIII столетии, тогда же наши художники, а затем и иконописцы, начинают рассматривать таких крылатых младенцев как ангельский образ. Эта традиция, если сказать кратко, неканонична. Она связана не столько с христианством, сколько с античным миром.

– Из Священной истории известно, что Ангелы нередко являлись людям в человекообразном облике и их одежда, наверняка, соответствовала времени события. Почему нельзя рисовать Ангелов в современной одежде, в костюме или джинсах, например?
– Вообще икона надысторична. Мы не всегда изображаем даже и святых в тех одеждах, которые они носили в земной жизни. Даже Господь облачен на иконах в античную тунику, а совсем не в одеяние палестинского еврея I века. Поэтому когда Поленов в своей живописи пытался реконструировать события того времени, он несколько другие одежды одевал на Господа, чем те, что мы привыкли видеть на православных иконах и фресках.

Икона призвана отображать смысл, не всегда отображая реалистичную сторону событий. Кроме того, конечно же, важен знак, который не вызывал бы отрицательных эмоций. Ангел в современном костюме будет больше вызывать улыбку, чем благоговение. Важен сам знак присутствия небожителя, который помогает нам. Убежден, что к новациям вообще нужно относиться очень аккуратно.

– Но, например, Архангел Михаил часто предстает в доспехах римского воина, с копьем и щитом. Хотя понятно, что он не имеет такого воинского снаряжения…
– Иконописное изображение одежд всегда условно. Даже если сравнивать архиерейские одежды митрополита Московского святителя Петра и его облик на иконах, то они не абсолютно тождественны. Было некое преображение одежды на иконе.

Вообще, изображение поздних одежд – одна из кардинальных проблем при изображении святых нового времени, особенно святых мужчин, мучеников, не принадлежавших к духовному сословию, поскольку гражданская одежда XX века не вполне органично, некрасиво смотрится на иконе. Нужно, чтобы святой был узнаваем, и историческая эпоха как-то отражалась в его одеждах, и чтобы это было просто красиво и в традиции. Это одна из сверхзадач для современных иконописцев.

Думаю, что, если возникнет необходимость изображения современного явления Ангелов в человекообразном облике, нужно будет попробовать ее решить, отразив и реалии, и в то же время сделать это эстетически приемлемо.

– Существует икона «Ангел Хранитель Москвы». Канонично ли это изображение? Может ли по аналогии быть написана икона любого города и вообще населенного пункта?
– Наверное, может. Сама иконография Ангела Хранителя появляется в позднем Средневековье. Известны иконы конца XVI века. Человек молится своему собственному Ангелу Хранителю, созерцая икону с подписью просто «Ангел Хранитель». Еще более поздними являются изображения «Ангела молитвы», несколько иная атрибутика в руках Архангелов.

Самая старая известная мне икона «Ангел Хранитель Москвы» относится к 90-м годам XX века, была написана для Никольского храма на Маросейке. Было ли более ранее изображение – не знаю, но покойный отец Александр Куликов, возродивший храм на Маросейке, благословил такую икону написать. Я не вижу здесь повода для сомнений. Свои Ангелы Хранители, конечно же, есть у всех городов, и вполне можно написать икону Ангела Хранителя какого-то города. Что касается Москвы, то это город особенный, о нем как о столичном граде – особое попечение Божие. Надо молиться, чтобы Господь его хранил.

Ольга Маркелова

О пяти московских храмах апостола Андрея Первозванного читайте на или в газете «ПМ» (№ 5 (570), март 2015 г.).

Диакон Сергий Правдолюбов