В чем духовный смысл брачной одежды? О брачном пире.

Слово в неделю 14-ю по Пятидесятнице
о необходимости покаяния для христианина

(Евангелие от Матфея, 89 зачало, глава XXII, стихи 1-14)

Мы много раз читаем и перечитываем Евангелие, слушаем его в храме, знакомы и с толкованиями. В домашнее молитвенное правило каждого христианина обязательно должно входить и чтение Священного Писания Нового Завета. Однако часто случается, что чтение Евангелия не производит должного впечатления на нашу душу. Апостол Павел говорит: «не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). А апостол Иаков пишет: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1, 23–24). Действительно, Священное Писание должно быть для нас зеркалом. Мы должны рассматривать в нем свое душевное состояние, сравнивать его с требованиями Евангелия и исправлять те изъяны, которые в себе видим. Однако к сожалению, мы так сильно подвержены действию своих страстей, что чтение Евангелия или святых отцов, научающих нас жить по Евангелию, служит нам, как это ни странно, поводом для того, чтобы осуждать и презирать других людей.

Евангельская притча, которая читалась за сегодняшним богослужением, обращена к людям, не принявшим проповедь слова Божия, отвергшим пришедшего в мир Христа Спасителя. Это, прежде всего, иудеи, ибо сначала слово Божие было обращено к ним, и в первую очередь ради них Господь наш Иисус Христос явился в мир. Это можно отнести и ко всем тем, кто по Промыслу Божию тем или иным образом столкнулся в своей жизни с христианскими истинами, но пренебрег ими и даже встретил их враждебно. Итак, в первой части притчи говорится о том, как обличаются люди, которые отвергают истину. Мы считаем, что к нам это обличение совершенно не относится.

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (ст. 2–6). Люди, отвергающие христианские истины, часто относятся к ним либо с пренебрежением, либо даже с откровенной враждой.

«Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (ст. 7). Это изречение по сути является пророчеством о гибели Иерусалима, о наказании богопротивных иудеев. Можно увидеть здесь и то, как Бог наказывает людей за пренебрежение к Его истинам. Бог наказывает не всех, чтобы при виде несчастий, случающихся с другими (например, техногенных катастроф или стихийных бедствий) и остальные устрашились и, опомнившись, обратились к Нему.

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (ст. 8–10). Часто малоцерковные или вообще неверующие люди спрашивают: «Почему у вас в Церкви люди с плохими характерами, со всевозможными недостатками, убогие?» В притче дано объяснение: Господь призывает всех, лишь бы только они согласились войти на Его брачный пир, неважно – злые они или добрые. С одной стороны, это оправдание того, почему в Церкви много самых разных людей, на первый взгляд, может быть, и недостойных быть христианами, и почему за пределами Церкви остаются люди добродетельные и весьма достойные. Кто отозвался на Божий зов, тот и есть «званый», вошедший в лоно Церкви. Кто же сам отверг свое избранничество, тот, пусть людям он и кажется избранником, остается вне спасительного лона Церкви.

С другой стороны, в притче содержится урок и для нас. Мы должны трезво смотреть на себя и понимать, что у нас нет никаких особенных достоинств. Конечно, хорошо, что мы откликнулись на призыв Божий, что проповедь Божия, и по сей день звучащая в мире через проповедников (допустим, священников или миссионеров), через Священное Писание и поучения святых отцов, нашла себе отклик в наших душах, но ничего доброго, кроме того, что мы вошли в лоно Церкви, в нас нет. Мы не должны считать себя какими-то особенными людьми. Однако очень часто, только покаявшись и едва-едва отойдя от прежних смертных грехов, мы уже смело и безумно осуждаем тех, кто еще в них пребывает. Может быть, человек грешит даже меньше, чем совсем недавно грешили мы сами, но о своей греховности мы быстро забываем и мним, что мы праведники. И часто Господь, конечно промыслительно, попускает нам нравственное преткновение или падение, чтобы мы опомнились и вспомнили, что без благодати Божией ничего собой не представляем.

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (ст. 11). Эта часть притчи уже прямо относится к людям верующим, то есть ко всем нам. Мы порой гордимся своей верой, хотя и в этом нет никакой нашей заслуги. Мы гордимся своей праведностью, хотя это дар Божий, который мы приобрели недавно и притом совершенно незаслуженно. И в дальнейшем притча будет обличать непосредственно тех, кто думает, что благодаря одной своей вере, без добродетельной жизни, он уже стал избранником Божиим. Когда мы приходим в Церковь, то вскоре успокаиваемся, полагая, что исполнили свой долг. Мы думаем, что для нашего спасения достаточно того, что мы соблюдаем посты, регулярно ходим в храм, участвуем в церковных Таинствах и не совершаем смертных грехов. Однако мы потеряли прежнее покаяние и сердечное сокрушение, которые привели нас в Православную Церковь и сделали ее чадами. Значит, и с нами может произойти то, о чем говорится во второй части притчи.

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». Что имеется в виду под «брачной одеждой»? Возьмем пример из нашего житейского опыта. Человек, которого пригласили на свадебный обед, конечно, постарается надеть самую лучшую одежду, чтобы выглядеть нарядно и этим почтить пригласивших. Некоторые, в особенности женщины, даже пользуются этим как поводом, чтобы блеснуть новым нарядом. Даже бедные люди, приглашенные на свадьбу к своим друзьям или родственникам, стараются в меру своих возможностей одеться нарядно. Если же кто-то придет на свадебный обед в грязной рабочей одежде или просто в повседневной, то это может обидеть жениха и невесту, их родителей и родственников. Да и другие гости осудят такого человека за пренебрежение к пригласившим и неприличное поведение. Вот самое обычное, житейское толкование этого места притчи. Некоторые толкователи Евангелия считают, что «брачная одежда» – это особая церемониальная одежда, которая выдавалась приглашенным на брачный пир к царю. Тот, кто не надевал ее, бросал вызов обычаям того времени. Такое толкование мы тоже можем принять, оно по сути не противоречит первому. Важно здесь то, что на брачном пире люди должны выглядеть самым наилучшим образом.

Облеклись ли мы в самую лучшую одежду, будучи позванными Богом Отцом на брачный пир Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на брачный пир Христа с Церковью? Сделали ли мы все от нас зависящее для того, чтобы предстать пред Богом, так сказать, нарядными и не оскорбить Его безграничной к нам любви? Конечно, в Церковь приходят и высоконравственные люди, духовная и телесная чистота которых находит сродное себе в Церкви Божией, но нас Бог призвал, невзирая на наше нравственное достоинство, несмотря на все наши недостатки, а мы ведем себя по отношению к Нему пренебрежительно.

Что же означает эта «брачная одежда» в духовно-нравственном смысле? Некоторые святые отцы говорят, что это любовь. Действительно, нет ничего прекраснее любви. Любовь к Богу и к ближнему делает даже самого тяжкого в прошлом грешника прекрасным пред Богом. Добродетель любви так украшает человека, что просвещает даже черты его лица, светится в его глазах, меняет мимику и жестикуляцию человека, и тем более отражается в его делах. Конечно, мы должны всеми силами стремиться стяжать эту добродетель – любовь. Пусть у нас еще каменное сердце, но будем, по крайней мере, стараться делать то, что должен делать любящий человек. Не имея любви к Богу, будем понуждать себя к делам любви: молитве, исполнению заповедей. Не имея любви к ближнему, будем стараться оказывать ему милосердие и снисходительность, когда нам кажется, что он неправ по отношению к нам. Это отнюдь не будет лицемерием, ибо, понуждая себя к любви, мы будем постепенно смягчать свое сердце, пока наконец благодать Божия не дарует нам искреннюю, сердечную, подлинную любовь. Наверное, это самое важное из толкований.

Если это требование кажется чересчур возвышенным для нас, людей грешных, то давайте прибегнем к другому, доступному для всех пониманию «брачной одежды». Под «брачной одеждой» можно понимать покаяние. Это добродетель, которая возможна для всех, она прикрывает нашу нищету и убожество, наш нравственный позор неким благообразием, делая нас в глазах Божиих достойными, несмотря на нашу прошлую греховность и внутреннюю порочность. Имеем ли мы «брачную одежду» покаяния? Нет. Мы успокоились, мы думаем, что, придя в Церковь, уже все сделали, а дальше все должно происходить само собой. Когда же у нас не получается победить какой-то свой нравственный порок или недостаток, то мы обвиняем в этом духовника, который якобы плохо за нас молится и плохо нас учит. Мы доходим даже до разочарования: «Вот, мы пришли в Церковь, а ничего не меняется». Но ничего и не может измениться у человека, который ничего не делает.

На земле мы должны трудиться. После грехопадения первого человека, Господь предрек ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). Этот пот мы должны проливать не только ради пищи телесной, но и ради пищи духовной, то есть и в отношении нашей нравственной жизни, иначе мы не сможем насытить свою душу духовным хлебом. Покаяние и есть духовный труд. Но покаяние это не только слезы и сердечное сокрушение, это еще и постоянная напряженная борьба с самим собой, со своей греховностью и дурными наклонностями, противостояние самому себе. В нас как бы живет два человека. Один – христианин, другой – грешник. Один – новый человек, другой – ветхий. Ветхий противится новому так, как преступник противится палачу. Он никак не может согласиться с тем, что его хотят казнить. Поэтому мы должны быть готовы к чрезвычайно напряженной борьбе с самим собой. В этом заключается покаяние. А слезы – это только внешнее проявление внутренней и невидимой брани.

«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (ст. 12), то есть «Как ты посмел прийти сюда без любви или хотя бы без покаяния? Почему ты спокоен и ничего не предпринимаешь, как будто у тебя уже все хорошо? Откуда такое дерзновение, на что ты надеешься? Я нашел тебя на обочине какой-то дороги, всеми забытого и негодного, Я привел тебя сюда, а ты Меня оскорбляешь своим пренебрежением». Ведь мы считаем, что ничего не должны Богу, а Он нам должен все. Он должен не наказывать нас, не вразумлять, а всегда прощать, миловать и посылать нам земные и небесные блага. Некоторые люди доходят до логического конца этого кощунственного и богохульного размышления, заключая, что Бог не может быть таким «злым», чтобы наказывать человека вечными муками, что Он должен обязательно всех простить, независимо от их дел. Или уж по крайней мере, тех, кто верит в Него, даже если кроме так сказать, голой, умственной веры, они ничего другого не имеют.

«И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (ст. 12). Действительно, что мы можем ответить Богу на такой вопрос? Если бы наша совесть вдруг ожила и заговорила смело и отчетливо, если бы мы встали к ней лицом к лицу, как стоим перед другим человеком, то у нас бы не нашлось ни одного слова, чтобы ответить на ее вопрос: «Почему ты, зная заповеди Божии, пребываешь в Православной Церкви таким негодным?» Обличаемые своей совестью, мы остались бы безответны и печально замолчали.

«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13). Значит, не всякий, входящий в храм Божий и числящийся православным, спасается. Вот о чем мы должны думать, а не осуждать тех людей, которые находятся за церковной оградой. Мы не должны повторять за фарисеем из притчи Спасителя: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Лучше обратим взор на свою внутреннюю жизнь. Посмотрим трезво, насколько наша внешняя и внутренняя жизнь соответствует Евангелию, есть ли у нас настоящее, полное, глубокое покаяние, я уже не говорю о любви к Богу и ближнему. При таком трезвом взгляде на себя мы, может быть, и начнем ткать ту духовно-нравственную одежду, в которую облечемся и которой прикроем свой греховный срам. Тогда мы станем достойными пребывания в Церкви и получим надежду на милость Божию.

«Ибо много званых, а мало избранных» (ст. 14). Много людей, призываемых к спасению, но мало тех, кто от всей души откликается на призыв Божий. Мало тех, которые остаются последовательными христианами. Мы станем избранными только в том случае, если будем делать все, что от нас требуется, и, испытывая при этом какие-либо трудности и неудачи, приобретем покаяние и сердечное сокрушение. Даже если мы не достигнем состояния любви, то ради нашего покаяния, исполнения нашего христианского долга, Господь помилует нас.

Спрашивает ВОВА
Отвечает Александра Ланц, 03.06.2011


Вопрос : И КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ТОТ, КТО ПРИШЕЛ НА БРАЧНЫЙ ПИР НЕ В ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЕ? И СТОИТ ЛИ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСАМИ О ТОМ, ЧТО НЕПОНЯТНО. МОЖЕТ, НУЖНО ПРОСТО ЧИТАТЬ? ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН.
Мир вам, Вова!

Я не могу понять, что вы имеете ввиду, говоря «может, нужно просто читать». Что значит «просто читать»? Просто бегать глазами по строчкам и словам? А для чего? Каков смысл? Неужели Бог даровал Библию человечеству, предусмотрел путь сохранения её книг и даже перевод этих книг почти уже на все языки мира только для того, чтобы человечество просто водило глазами по её словам, не понимая смысла написанного? Простите, но рассуждая так, вы вступаете в противоречие с её же словами, которые вы, наверняка, в состоянии понять... если заставите ваш мозг обрабатывать информацию, полученную от того, что видят ваши глаза:

«Все Писание богодухновенно
и полезно для научения,
для обличения,
для исправления,
для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ().


Каков смысл существования Писания? «да будет совершен Божий человек».

Как достигается это совершенство? Через то, что, когда мы читаем Писание мы можем чему-то из него научиться, при этом оно обличает нас в том, что мы делаем или думаем неправильно, оно исправляет нас и учит нас праведности.

Но как оно всё это делает? За счёт того, что человек бездумно водит глазами по строчкам, или за счёт того, человек стремится понять написанное?

Глава 17 книги «Деяния» повествует нам о том, что вера появлялась именно от усердного исследования Писания () . Сам Иисус повелел людям исследовать Писание () . Понимаете? Не просто читать его, бегая глазами по строчкам, в надежде, что это «беганье» как-то магическим образом будет воздействовать на вас, но исследовать , т.е. сопоставлять тексты, искать ответы на свои вопросы, проще говоря, напрягаться, тратить силы и время на то, чтобы понять, о чём оно, собственно, говорит.

Со страниц Библии Бог объясняет нам, падшим существам, Самого Себя и план нашего спасения! Он желает, чтобы у нас была возможность понять Его и поклониться Ему не из страха перед наказанием, а из-за того, что всё наше существо поймёт Его, осознает, что Он действительно Единственный, Кто по-настоящему справедлив и милостив, и поэтому достоин поклонения. Понимаете? Бог не просто приходит к вам и заявляет: теперь ты будешь поклоняться Мне. Нет! Он приходит к вам и говорит: позволь Мне объяснить, почему ты можешь доверять Мне, позволь, Я объясню тебе, каким Я задумал тебя, каким Я могу сделать тебя, приклони своё ухо и послушай, что Я делаю для того, чтобы вытащить тебя из ямы смерти, в которую попало всё человечество.

Апостол Пётр ясно говорит о том, что Писание – это светильник, к которому мы должны обращаться постоянно () , и здесь он вторит Давиду, сказавшему: «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей». А почему Слово Бога могло быть светильником ноге Давида? Потому что...

Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.


Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.


От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое...


Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.


Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.


Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.
()

Может ли кто-то, кто просто бегает глазами по строчкам Библии, сказать, что становится от этого мудрее и разумнее, что хранит повеления Бога, что Слово Бога слаще мёда для него? Нет, это невозможно. Если не размышлять над Словом, если не тратить силы на понимание сказанного, если не молить Автора о даровании вам разумения, то Слово будет для вас скучным и мёртвым, оно не принесёт вам никакой пользы и не станет для вас ОСВОБОЖДАЮЩИМ от греха, страха и смерти.

Каждый, кто открывает Библию, должен открывать её с молитвой о вразумлении, о том, чтобы Бог помог подключить к чтению Его Слова все интеллектуальные способности читающего, а иначе нет смысла открывать её:

Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем ().

Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим ().


Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои ().


Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить ().

Вы задаёте конкретный вопрос о том, кто именно подразумевается под человеком, который пришёл на брачный пир не в праздничной одежде. Вы задавали этот вопрос Иисусу? Ведь, я думаю, вы согласитесь, что именно Ему надо задавать вопрос о словах, записанных в Его книге, да ещё явно изошедших их Его уст. Зачем бы Он рассказал эту притчу, если бы её невозможно было бы понять тем, кто слушал её тогда и читает её сейчас? Иисус никогда не занимался пустословием.

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].







Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных ().

Царство Небесное (т.е. То Царство, в котором правит Сам Бог) подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов (т.е. тех людей, которые верой и правдой служат Истинному Богу) своих звать званых (тех, кто изначально знал, что принадлежит Богу, а именно израильтян) на брачный пир; и не хотели придти. (читая Евангелия, мы можем увидеть, что даже перед распятием Иисус посылал Своих учеников (рабов) для того, чтобы проповедовать приближение Царствия, т.е. того самого брачного пира, и посылал их с проповедью именно среди израильтян, но мало кто соглашался слушать и тем более придти)

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. (Люди, для которых предназначалось Царствие Божие, оказались слишком занятыми собою, а сердца их были уже настолько ожесточены, что они возненавидели и сам призыв, и посланников Бога, подняв на них руку)

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. (В связи с тем, что избранный народ в подавляющем своём большинстве отказался придти на пир, Бог, оставив их в покое, отправил Своих вестников туда, где о Нём даже не слышали)

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. (таким образом, на пиру оказались все, кто захотел придти. Вы хотите быть там? Значит, и вы будете. Однако для того, чтобы действительно начать пировать, т.е. участвовать в бракосочетании Сына и Его невесты, вам необходимо быть одетым соответственно события, не так ли? Ведь вы уважаете, почитаете и даже любите и Отца, и Сына, не так ли? А если так, то вы обязательно позаботитесь о том, чтобы оказаться на этом пиру в брачной одежде, которая во всём будет соответствовать грандиозности и пышности события. Судя по тому, что мы читаем дальше, далеко не все люди, решившие придти на брачный пир, приняли это событие как наиважнейшее в их жизни, поэтому они не позаботились о том, чтобы обзавестись правильной одеждой. Они решили, что и так сойдёт, что Бог не такой уж и требовательный, а событие не такое уж и важное, что можно проскользнуть в Небесное Царствие и в фиговых листьях, и в грязных штанах)

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Вторая часть притчи, та, о которой вы спрашиваете, – о тех, кто называет себя христианами. Есть христиане, которые, приняв приглашение на пир, сразу же начали заботиться о чистоте и правильности своей одежды для этого великого события, а есть те, кто просто начали назвать себя христианами, но при этом так и остались в том, в чём были.

Что же это за брачная одежда , о которой говорит притча,
чем она отличается от того, в чём ходят люди этого мира ,
и где её взять ?


Это явно не что-то, сделанное из земных тканей и материалов, потому что мы знаем, что когда придёт День Суда, все дела рук человеческих обязательно сгорят () . Значит в притче речь идёт о чем-то очень и очень особенном. Вот те стихи Библии, которые помогут нам понять, какая именно одежда должна быть на тех, кто желает оказаться на брачном пире.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

Просите Небесного Отца, направить ваши мысли и помочь вам понять, что это за одежда такая, которая так важна для нас с вами, желающих не просто оказаться на брачном пире, но и остаться на нём. Если вы будете искать водительства Бога в том, как вы размышляете, то вы обязательно увидите ответы.

Да пребудет с вами Святой Дух Божий.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

22 ноя Соломон говорит старайся и работай, Иисус же говорил о том чтобы мы не заботились о завтрашнем дне. (Владислав)

Во имя Отца и Сына и святого Духа.

Сегодня мы слышали слова евангельской притчи о брачном пире.

Описание пира, образ этого праздничного собрания часто используется в Священном Писании. Но описания эти разные.

Знаем мы описание пророком Даниилом пира у царя Валтасара, безумного торжества накануне бед и несчастий. Мы помним и о торжестве пиршественном, устроенном Иродом царем по случаю дня рождения своего, и все, что потом произошло. Помним и о богаче пировавшем каждый день, и о нищем Лазаре, который сидел у порога его дома.

Это все примеры торжеств нечестивых, которые по словам Священного Писания устраиваются людьми для удовольствия, на которых вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро (Екл. 10, 19). Слова «за все отвечает серебро» значат, что основа этого ликования не изобилие чувств искреннего и чистого сердца, близкого к своему Творцу, но желание угодить своему чреву, и надежда на то, что чем более этих денег, серебра будет истрачено на это угождение, тем более можно будет приобрести счастья и веселья, тем более тешится тщеславием душа устроителя гуляний.

Не о таких ли празднествах и Псалтирь говорит: Да будет трапеза их пред ними в сеть .

Но есть и другие примеры пира.

Одно из них и было предложено нашему духовному вниманию. Господь обращается к фарисеям, священникам, своим ученикам и к нам, говоря:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир .

Конечно, прежде всего слова этой притчи, были обращены во время оно к первосвященникам и фарисеям, т.е. к самым праведным и ревностным хранителям закона того времени. Но увлеченные самомнением и гордостью за сохранением его буквы, они перестали хранить его дух, сущность — перестали внимать словам Истины — сыну Божиему, пришедшему к ним для призвания от закона ветхого к новому, к призванию на брак, союз с Царством Небесным через принятие Его учения. Поэтому и продолжает слово Евангельское:

Но они, пренебрегши [приглашение], пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их .

Так мелочность в исполнении даже самого святого дела затмила их духовное зрение и слух и они пропустили мимо себя великое призвание единения с Богом.

А те, кто был избит за созыв на пир — это пророки и все последующие ученики и последователи Христовы, его апостолы, святые мученики, всех, благочестно хотящих проводить свою жизнь, угождая Бога.

Пойдите [говорит великий распорядитель] на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими .

Это нас, всех христиан, некогда не знавших Бога до крещения, зовет Господь на пир веры.

Созывает не на простой праздник, но брачный пир, призывает к союзу с Богом через соединение через веру с Сыном Божиим — Христом Спасителем. Поэтому и жизнь христианина, хотя бы и была полна скорбей, лишений, печалей не может быть исполнена уныния, ибо цель ее — союз с Богом, союз настолько верный, искренний и чистый, что сам Господь называет его браком. И мы стремимся к нему.

И вот мы действительно видим, как храмина, чертог царя Небесного, церкви Божии, наполнены народом, богомольцами — ибо это мы и есть, и злые и добрые, призванные для общения с Богом, вместо отвергнутых, считавшими себя праведниками. Но не будем думать что мы уже достигли желанной цели, что мы и есть те избранные, о которых говорилось в притче. Мало внешнего прихода в храм и внешнего исполнения обрядов церковных, надо в сердце своем начать служить Господу.

Но как? Через покаяние.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде ?

О какой одежде говорится?

О той, о которой поет Церковь на исходе Великого поста:

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя .

Под одеждой, «одеянием души» разумеются дела жизни по вере, та светлая, праздничная одежда, которая подтверждает нашу готовность на брак, верность, союз с Богом в служении и любви к Нему. Одежда, которая не будет сорвана ветром злых перемен времен и трагических обстоятельств нашей жизни.

Имеем ли мы такую одежду, чиста ли она, не осквернена ли, не запятнана ли грязью нечистых дел и скверных сердечных устремлений: превозношением над ближним, завистью, таящейся или даже открыто живущей в сердце?

Мы часто не хотим видеть своих грехов, считая себя уже окончательно искупленными и прощенными в таинстве крещения.

Правдивы ли к себе, не покрываем ли себя ложью вымышленной о себе правде, не кривим ли душой, не хотим ли казаться теми, кем не являемся, как в блестящей толпе приглашенных на праздник под приветливыми улыбками скрывается холодность души и равнодушие. действительности и нет, а есть только духовная лень.

Суетные страхи, суеверия — неразлучные спутники неверного сердца во все времена, пустые переживания, суетливость от неожиданных перемен в мире и личной жизни, не порождают ли они в нас к Богу — недоверие, а к ближнему — враждебность и гневливость.

Не преисполнено ли наше сердце обид на ближних, на весь мир, на Бога, от которых мы замыкаемся в себе от гордости упрямства и одиночества.

И сами разрываем узы духовного и кровного родства, и кажется совсем остаемся одинокими в этом мире.

И вдруг мы получаем великие приглашение — приглашение на брачный пир к Царю. Мы, все некогда разобщенные грехом, спешим на этот призыв.

Но что мы делаем по дороге на этот пир, по дороге, длиной в жизнь, которая и есть сама наша жизнь. Не отвлекаемся ли мы на суету. Не хотим ли достичь цели раньше других, опередить их, в одиночку, надеясь на свои силы получить на финише и венцы и славу и благодать?

Но стать достойным званым на пир Царя невозможно без смирения нашего сердца перед ближним, надо, чтобы и мы сами стали зовущими и других на торжество веры к Царю Небесному по слову Самого Христа Спасителя: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных » (Лк. 14, 13). Поделимся с ними своей радость, а не ропотом, будем стремится утешить их, христиански ободрить, и сделав это малому из сих, сделаем это самому Господу, пока не пришли дни суда

Ибо много званых, а мало избранных.

Потому что полное торжество благодати и силы Царства Божиего, неразрушимый и совершенный союз души с Богом совершиться только при втором и страшном пришествии Господнем, как и говорит об этом Сам Христос Спаситель:

Царь, войдя посмотреть возлежащих, находившихся в собрании верующих, рассмотрит дела веры каждого.

Тогда сбудется слово из таинственного Откровения святого апостола Иоанна Богослова: -блаженны званые на брачную вечерю Агнца .

Тогда, в жизни будущего века, когда воцарится Господь Бог Вседержитель, судья живых и мертвых. Тогда свершится и полнота союза церкви земной, церкви всех святых, работавших Господу с Женихом Небесным. И они возрадуются и возвеселятся и воздадут Ему славу.

И все рабы Его боящиеся Его, малые и великие возрадуются и возвеселятся и воздадут ему славу.

Но что каждый из нас услышит от Владыки мира?

И горе будет нам нераскаянным, нагим и без брачных одеяний жившим. Какая бездна и мрак нечестия дел наших обличит нас, и какой смрад грехов окутает нас, не имеющих покаяния, а имеющих сердце гордое и надменное над ближним своим.

Тогда отлучат нас от торжества, и

связав руки и ноги, бросят во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов.

Что же делать нам? Исполнить древний и вечно новый призыв святого пророка:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вОлну, т.е. как чистую овечью шерсть, убелю .

Но не только в примере сегодняшнего Священного чтения видим два разных пира, но и сама жизнь сегодняшняя дает нам свои образы.

Сегодня перед нами два праздника: день воскресный, малая пасха, совершаемый в храмах, и праздник — День града сего, совершаемый на площадях и в парках.

Называя сегодняшний, внешний, праздник днем города, все ли понимают, почему именно в этот день он совершается?

Кто зовет нас на сегодняшний, городской, праздник, и в память о чем устраивается он?

Первоначально, в дни святителя Филарета, этот праздник желали совершать в весенние дни, года впервые в летописи был упомянут малой городок Москва. Но не этот день, день рождения стен и башен и первого великокняжеского пиршества, знаменовал рождение града сего.

Указом имераторской власти повелено было совершать праздник города в первый день каждого нового года. Но и это празднование не знаменовало дня его духовного рождения и было забыто со временем.

Промысл Божий устроил так, что в середине прошлого века власть, положившая целью своей искоренение самой мысли и веры в Бога, неведомо для себя выбрала для праздника день, который был связан с историей духовного становлением нашего города, его скорбями и радостями через помощь Божию. Посвятив первый нерабочий день этого первого осеннего месяца городскому празднику, мы видим что он почти всегда приходится на день памяти Собора всех московских святых, на день памяти тех, кто наиболее потрудился на духовной ниве сего града, кто созывал на духовное торжество, пиршество веры в дни радости и скорби народ православный. В списке этом более полутысячи имен, и совершая память этих святых в один день, Церковь воздает им честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество земное. Святые, среди которых одним из первых по времени, видим митрополита Петра, святителя Божиего, тогда по титулу еще Киевского митрополита, благословившего град сей и жителей его, и положивший камень в основание его дальнейшего процветания.

Но и этот праздник, как утренняя звезда перед зарей, предшествует дню бОльшего торжества — вспоминанию встречи у городских стен чудотворной Иконы Царицы Небесной, издревле не однажды устраивавшей спасение жителям нашего города и являющейся его небесной Покровительницей.

Святители, пастыри, мученики, юродивые, исповедники и благоверные стояли верой и жизнью за народ Божий и сделали град сей тем, что он есть ныне - столицей государства Российского. Но все ли носящие имя христианское живут в нем достойно своему званию, и есть ли он столица благочестия, веры и чистоты? Не блекнет ли образ благочестия и веры во внешнем блеске и расточительной роскоши.

Будем же помнить слова сегодняшнего Евангелия: много званых, а мало избранных .

Будем благодарны Господу, за то что не презрел нашего убожества, но призвал нас к Своему общению, да сделаемся достойными этого приглашения, и получив радость этого звания на пир и других призовем к этой радости, стремясь в покаянии обрести чистые брачные одежды.

Будем просить себе помощи Божией, покрова Божией Матери и молитвенной помощи святых Московских, да просветит душу нашу и покроет ее одеждой веселия для жизни будущего века. Аминь

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть святую Церковь, то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей. С великим трепетом в сердце рассуждать надо о том, что последует: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду .

Возлюбленные братья! Что, как вам кажется, обозначается брачной одеждой ? Если скажем, что брачная одежда - это крещение или вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том брачной одежды , кто, пребывая в святой Церкви, не имеет любви, пусть даже есть в нем вера. Мы правы, когда говорим, что брачная одежда - любовь, потому что это именно то, что имел наш Творец, когда пришел на брачный пир соединения Себя с Церковью. И только любовь Бога сделала возможным то, что Его Сын Единородный соединился с сердцами избранных Своих. Иоанн говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16) .

Сорок гомилий на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Омилия 27, произнесенная во время жатвы.

«Вшед Царь» , – говорит, – «видети возлежащих» , т.е. пришедших из числа званных. Пришествие же Его для того, чтобы видеть и судить возлежащих, является возвещением имеющего быть в свое время суда. Итак, «вшед Царь , – говорится, – виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» . – Одеяние духовного брака это – добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам. Если же одеянием всякой души является сочетанное с нею тело, то не сохранивший его, или не очистивший здесь (в этой жизни) воздержанием и непорочностью и целомудрием, найдет его тогда непотребным и недостойным нетленного сего брачного чертога, и заслуженно будет извергнут оттуда.

Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.

Прп. Симеон Новый Богослов

Ст. 11-13 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

Видишь, что говорит Господь? Что на браки собираются те, кои прелагаются от зла и делаются добрыми и добродетельными; те же, которые имеют в себе какое-либо лукавство или зло, хотя и входят на браки, но извергаются и изгоняются со стыдом ангелами, которые здесь называются слугами. Те, которые остались седящими за брачною трапезою, суть святые. Впрочем, я знаю некоторых, которые думают, что под неимущим одеяния брачного должно здесь разуметь тех, которые осквернили тела свои блудами, прелюбодеяниями и убийствами, но это не так. Всякий оскверненный какою бы ни было страстию и греховною склонностию не имеет одеяния брачного. И что это справедливо, послушай, что говорит святой Павел: не лстите себе: ни блудницы… ни прелюбодеи… ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы (которые называются и идолослужителями), ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы (но скажу и от себя, ни те, которые имеют ненависть или зависть к какому-либо брату), царствия Божия не наследят (1 Кор. 6:9-10) , и не имеют части и места в брачном торжестве Господа нашего Иисуса Христа. Видишь, как всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из царства небесного?

Слова (Слово 45-е).

Прп. Исаак Сирин

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Если не очищен малый зрачок твоей души, не смей задержать свой взгляд на солнце, чтобы не лишиться тебе [и] обычного зрения и не быть брошенным в одно из тех умопостигаемых мест, которое есть тартар, представляющий собой образ (ṭupsā = τύπος) шеола. Это есть тьма вне Бога, в которой те, кто вышли за пределы естества в движениях своего ума, блуждают той разумной природой, которой они обладают. Поэтому и тот, кто дерзнул войти в грязных одеждах на пир, назначен быть брошенным в эту внешнюю тьму . Пиром называется видение духовного знания; тем, что приготовлено на нем, [называется] обилие Божественных тайн, исполненных радости и ликования и услаждения души; одеждой пира именуется облачение чистоты, грязными же одеждами - страстные движения, пачкающие душу; тьмой внешней - [то, что пребывает] вне всякого услаждения ведением истины и Божественным общением. Ибо тот, кто, облачившись в эти [т. е. грязные] одежды, дерзает вообразить в своем разуме (madʕā) вышняя Божия и ввести и поместить себя внутрь духовных созерцаний оного святого пира, который появляется только среди чистых, и, будучи охвачен наслаждением страстей, желает приобщиться его [т. е. пира] наслаждению, - тотчас поглощается, словно неким наваждением (šraḡraḡyāṯā), и извергается оттуда в место, лишенное сияния, - то, которое именуется шеолом и погибелью, которое есть неведение и отклонение от Бога.

Слово 76. Краткие главы.

Прп. Иустин (Попович)

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? Он же молчал

Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест. Но потом, когда вошел царь, чтобы увидеть возлежащих на пире своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере (in sua quasi fide) подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой, как союзники. А брачная одежда - это заповеди Божий, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека. Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного (supercoelestis) [или: небесного - coelestis] человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление и ему говорится: Друг! как ты вошел сюда? Он называет его другом как приглашенного на брак; но обличает его в бесстыдстве, потому что грязной одеждой он осквернил чистоту брачного пира. Но он остался без ответа , ибо в то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-14 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги» , то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» - это бесплодное раскаяние. «Много званных» , то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных» , немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал

Когда собирались гости, царя не было во дворце. Он входит только тогда, когда уже начался пир. Контраст между выражениями “злые и добрые” и “возлежащие ” на пиру, т.е. принятые на царский пир в царский дворец гости, проведен, несомненно, намеренно и очень тонко. Хотя гости были “злые и добрые,” однако они удостоились царского приглашения и возлежали теперь на пиру в брачных, т.е. нарядных одеждах. Злые и порочные превращаются здесь в почетных гостей быстро и какою-то чудодейственной силой. Смысл, конечно, тот, что евангельские вести, принимаемые злыми и добрыми, быстро преобразовывают их. Но взор царя омрачается при виде одного человека, который сидел на пиру не в нарядной, а в рваной, грязной, “не в брачной” одежде, в лохмотьях. Виноват ли был этот человек, если пришел на пир прямо, так сказать, с улицы, и если у него не было средств для того, чтобы приобрести себе нарядную одежду? Вопрос этот разрешается очень просто, тем, что всякий, приходящий на пир, приготовляемый Царем Небесным, может взять для себя в приемной комнате царского дворца какие угодно нарядные одежды, и, таким образом, явиться в приличном виде на брачный пир Агнца. Это в притче, несомненно, предполагается. Наша церковная песнь “Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он” выражает, с одной стороны, глубочайшее смирение христианина, а с другой - просьбу, обращенную к Богу, дать приличную одежду в духовном смысле: “просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.” Таким образом, от грешника требуется только желание приобрести себе нарядные одежды, которые будут ему, несомненно, даны, и притом безвозмездно. Человек не в брачной одежде, очевидно, сам не захотел воспользоваться этой царской милостью, и, не стыдясь ни Царя, ни гостей, явился на пир в своих лохмотьях. Ст. 11 -14 имеют прямое отношение к пророчеству Соф. 1:7,8. Под рабом, пришедшим на пир не в брачной одежде, разумеется здесь не Иуда, а вообще плотский ветхозаветный человек (ср. Рим. 13:14; Гал. 3:27; Еф. 4:24; Кол. 3:12) . Выражение “он же молчал” Иероним толкует так: “в то время не будет места покаянию и способности к оправданию, когда все Ангелы и самый мир будут свидетельствовать о грехах.”

Толковая Библия.

– Друг! – однажды эти слова услышит каждый из нас, смотря Христу прямо в глаза. А дальше мы можем услышать следующие слова..
– Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Не думаю, что в Царстве Небесном существует дресс-код и для того, чтобы отличить друзей, там нужна униформа. Свойства нашей души и сегодня легко читаются по нашему лицу. Там же душа будет более осязаема и, следовательно, более видна ее суть. На нашем лице каждый может прочесть чем мы жили.

Мы знаем, что все мы воскреснем. Кто-то говорит, что тела нам будут даны те же, что имеем сейчас, но только молодые и здоровые. Но это странно. Зачем тогда умирать, чтобы обрести то же самое? Ведь если и воскреснем в том же теле, то временная жизнь после смерти до Суда вообще бессмыслица.

Апостол Павел пишет,​ что: «..не все мы умрем, но все мы изменимся». Значит, все-таки тела будут другими, преображенными, более легкими и светлыми. В самом деле, зачем волку в Раю зубы, а кошке когти? Зачем человеку тоже чрево для тяжелой пищи и все то, что ему досталось по родству от зверя?

Никто не знает меры телесности и преображения воскресшего тела. Будет ли это тонкое эфирное тело без кожаных риз или наше тело получит только косметический тюнинг, Один Бог знает..

Апостол Фома отказался испытать качество плоти Господа и не дотронулся до его ран. Апостолы видели Христа в образе человека, но они не знают как существует это тело сейчас. Ведь если оно такое же, то Ему нужна вода, свет и прочие условия существования на земле. То есть это вознесшееся тело должно пребывать на планете Земля-2 и ждать повторного десанта к нам. А это чепуха. Значит, здесь некая тайна.

Совершенно логично, что образ нового тела будет связан с личной мерой святости или, хотя бы, благочестия. Очевидно, что брачная одежда друзей Христа, которые соберутся на Его Пасхальный пир в Царстве Небесном будут украшены нашей личной добродетелью.

Святость будет определять то, что там можно будет назвать одеждой. Вряд ли это будет этническая одежда древней Палестины или одежды греков, в которые иконописцы одевают святых.

Это условность иконописцев, которые очень смело утверждают, что свидетельствуют об образе преображенного бытия. Сандалии, хитоны, фелони, шапочки в виде рюмочки есть условность графики.

Разумеется, что за отсутствие свадебного халата не выбросят гостя во тьму внешнюю пришедшего на пир не в брачной одежде. Разве Христос смотрит, кто как одет? И не за то свяжут ангелы душу, что Христу жалко будет Небесных яств или то, что Он честолюбив и обидчив. А за то, что на вопрос Спасителя:

– Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Этот «друг» ответил молчанием. Так уже было, когда Бог Отец пошел искать согрешившего Адама, а тот сперва прятался от Него, а потом принялся оправдываться и врать. То есть обман и нежелание быть честным и любящим сыном привело праотца на лицо земли, где смерть и земля в волчцах.

Это место в Евангелии можно трактовать тремя способами. Самый популярный - укорение и назидание на примере древнего Израиля, отвергнувшего свое призвание. Но часто такое толкование больше походит на сюжет учебника истории древнего мира. Отвергнувшие давно в земле, и от них, в лучшем случае, остались только зубы или осколки костей. На Страшном Суде Господь точно не спросит с нас за их грех

Второй - перенесение притчи на нас. Ведь Евангелие – вневременной поток информации. Оно - благая весть для каждого из тех, кто его читает. Здесь уместно вспомнить о новых призванных на пир Христа - всех христианах всего света.

Ну, или конкретно о России. Тут опять ловушка. Вспоминая антихристианскую революцию в России думают, что иноземец-масон одурачил русского мужика и он наломал дров. Но, мне кажется, что русские не такие уж дети, чтобы их можно было одурачить и подбить сжечь свой дом. Другие, уверены, что революция сломала хребет русскому народу окончательно и бесповоротно. Они ждут гибели империи и находятся в смертной панике.

Я думаю, что если хочешь научить уму и пророчествовать о своем городе, то сначала нужно стать как местночтимый святой. Как наша рязанская блаженная Любовь. Если хочешь знать, что Бог написал о России - стань преподобным Серафимом или Сергием.

Если хочешь знать о чашах, уготованных миру - будь как Иоанн Богослов

Нет в тебе такого духа - внимай себе, как советуют святые люди. Это третий способ.

Таким образом, примем к себе обращение Христа «друг» и посмотрим, а что сделал не так этот упоминаемый Спасителем евангельский «друг» и «друзья друга».

Мы не знаем, что натворил этот «друг» из притчи, но косвенно можем догадаться о проблеме из реакции озлобившихся законников. Они приняли укор притчи на свой счет и решили убить Христа. Они огорчились словами Христа оттого, что их отношения с Богом были легкими.

Закон проще любви. Их закон, с натяжками, но позволял им убить пророков. Строгость закона всегда компенсируется возможностью обойти его уловками в параграфах. Закон вообще не предполагает любовь. Ни к вышним, ни к нижним. За законом можно спрятать сердце. И это удобно.

И мы так поступаем: судимся, живем по расчету и с понятием того, что не запрещено, то можно. Устранив из своей жизни любовь, а следовательно и Бога, человек находит радость в простых вещах: в еде, автомобилях, деньгах, в противоположном поле, в вине и даже убийствах. Радость греха реально существует. Точнее не радость, а опьянение пороком и следующее за ним похмелье.

Сначала грешить трудно, а потом человек навыкает и живет от греха к греху, украшая пороками свою жизнь и вытолкнув из нее Бога. Грех как наркотик привязывает к себе преступника. Без греха злодею плохо. Наскучивая одним грехом, злодей переходит к другому до тех пор, пока неизбежно не дойдет до вражды на Бога или самоубийства.

С Богом порочному человеку скучно. Молиться, то есть беседовать с Богом, неохота и не о чем.

Но рано или поздно эта встреча произойдет. О чем мы будем с Ним говорить? О наследстве, болезни, еде, автомобилях и деньгах? В самом деле, что у меня есть сказать Богу? Или о чем мы будем беседовать с Его друзьями за пасхальным столом? Вот, обнял нас Христос и говорит:

Садись, сын мой, давай поговорим.

А говорить и не о чем. Жили разными интересами, часто путая добро и зло со своей прихотью.

Мы одновременно и добрые и злые. Очень редко бываем по временам, даже, святыми, но больше скучными и холодные сердцем. Но вот и таких Христос любит и ждет. У нас есть еще время оглянуться и посмотреть, а как так получилось, что «обычная» жизнь обычных людей, привела к тому, что им пришлось услышать: «…царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжег город их».

Ничего нет дурного в том, что человек любит свою работу, землю или жену. Плохо то, что жена, работа, деньги или здоровье становится богом. Жена-бог рано или поздно задаст перца. Работу-бога, все равно, всю не переделаешь и всех денег не заработаешь.

Но жизнь пройдет, жена постареет, здоровье, нужное для работы, кончится, и жизнь потеряет смысл. Она теряет смысл не только на земле, но и на небе. Придет время и станет вокруг нас тихо и строго. И мы зададим себе простые и важные вопросы.

В самом деле, зачем тысячи поколений как заведенные куклы непрестанно женятся, пашут землю и ищут деньги? Где эти деньги царя Ксеркса и красота Нефертити? В лучшем случае ломанное золото древнего мира выставлено в Эрмитаже, а мумия египетской красавицы в виде жалкой перебинтованной куклы лежит в стеклянном ящике на всеобщем обозрении. Крутится эта карусель истории, и сегодня наша очередь недолго покружиться на ней.

Но в руках у нас билет на Пир Бога. И с этим билетом надо прервать вековечное кружение и пойти во дворец Небесного Царя на пир. Это пир не в изобилии еды и вина. А он в радости. Ведь, душа питается радостью. Прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если на сердце нет радости, значит там прилег враг Христов.

Зов Бога мы можем услышать сердцем, принимающим благодать. Эта благодать нам дается не только в храме и в таинствах, но и за его оградой. Она везде. Благодать принимается от честной работы, от верности людям, от всего того, что без Бога - губит и ведет к греху и одиночеству безбожия.

Лучший способ испортить себе настроение - начать думать о себе. Лучший способ испортить себе жизнь - жить только для себя. А лучший способ кануть с головой во тьму внешнюю - принести на небо свои проблемы.

Дом Божий - это весь мир. В нем ежедневно совершается Литургия. Пасха бывает не в мае или в апреле. Она всегда в вечности. И пир, он везде. Только на небе мы будем с Богом лицом к лицу, а сейчас мы всего лишь чувствуем Его руку на своем плече.

Пусть нас не обманывает древнее заблуждение и антураж внешнего благочестия и ложное мнение, что с Богом можно договориться как с деловым партнером. Мало просто ходить в храм. Мало читать и вычитывать. Мало спорить в блогах.

На этом уже попались те, кто выслушав притчу хотели убить Христа. Надо жить и любить. В этом случае Закон всего лишь инструмент усиления любви, но никак не смысл жизни. Кто же любит инструмент больше дела? Закон сам по себе охлаждает и высушивает душу С холодным и тяжелым сердцем не слышащим голоса Христа даже в храме можно быть чужим. Чужим можно быть, даже причащаясь на малом пиру литургии.

Однажды, человек любящий Бога достигает в своем развитии такого этапа, когда он понимает и видит, что мир полон радости. Так человек находит ее везде. И ему становится стыдно своего счастья среди простых и измученных людей. Не потому счастлив праведник, что все у него есть или он совсем здоров.

Нет. Он счастлив тем, что ему не нужно земное богатство. Он счастлив тем, что к чему он ни прикасается открывает ему источник благодати. Он счастлив, видеть, что на все, на что падает его взор полно этой благодати с избытком. Все это происходит потому, что у него в работе, и в семье, во сне и бодрствовании на первом месте Бог. И все это земное счастье и небесные дары, и вечная радостная жизнь дается нам ни за что, а просто даром по любви. Так почему бы это не взять?

Так жить хорошо. Христианину этот мир прекрасен. А за границей жизни он еще лучше.