Буддийские картины. Прижизненные изображения Будды


Буддийских монахов обучают смирению и терпению, и вот теперь понятно, для чего и каким образом. Тренировать силу воли и терпение монахам помогает древнее, необычное и очень красивое искусство, - выкладывание из разноцветного песка и толченого мрамора картин, которые называются мандалы .


Согласно википедии, мандала в переводе с санскрита означает "круг", и поэтому все картины-мандалы имеют форму круга, а также является настолько священной, что может считаться объектом поклонения, и создается с соответствующими ритуалами. Еще бы, ведь эта картина интерпретируется как модель вселенной!




Большой круг, в него вписанный квадрат, в котором - еще один круг, и это все обильно "сдобрено" символическими изображениями, цветными узорами и таинственными письменами, суть которых известна только самим монахам, а также тем, кто исповедует буддизм. Но это - отдельный разговор, - сейчас нужно сосредоточиться на этих великолепных, даже магических картинах, таящих в себе глубоко философский смысл, доступный лишь избранным.


Мандалы бывают не только плоскими, но и объемными, не только выложенными из песка, но и вырезанными из масла, вышитыми, сплетенными, нарисованными... В старину для получения цветного песка монахи измельчали в специальных ступах разноцветные полудрагоценные камни, - Тибет был богатой страной. Сегодня же в ход идет измельченный и окрашенный разными красками мрамор. Ежегодно в буддистских храмах, в частности, в монастыре Гьюдмед, искусству составления мандалы обучаются 12 монахов, которые затем сдают экзамен в центральном храме.



Сложно себе представить, сколько времени (иногда до нескольких дней) и энергии уходит на рисование одной такой мандалы, необходимой для проведения ритуала. А когда ритуал окончен, выстраданная картина... разрушается. Что ж, монахи наверняка воспринимают этот акт вынужденного вандализма с философским спокойствием. Дескать, все смертно в этом мире - и даже искусство...

Слово «буддизм» происходит от слова Budhi на языке хинди, что означает мудрость. В этом смысле Будда означает «Мудрец».

Основателем буддизма был Махатма Будх (Махатма с хинди переводится как «Великая душа»).

Махатма Будх первоначально именовался Сиддхартха. Он был принцем, но он вышел из дома, чтобы найти следующие ответы — Почему возникает много горя и боли в мире? Почему люди стареют и умирают? Как человек может избавиться от своей печали и боли?

Когда Махатма Budh был ребенком (Сиддхартха), несколько мудрецов сказали отцу, что этот маленький мальчик или станет великим царем или мудрецом, большим, чем отец. Mahatma Budh хотел, чтобы его сын стал королем, как он сам, так что он пытался держать его подальше от всех негативных вещей в мире, которые могут повлиять на мозг маленького ребенка. Например, больным, старым и бедным людям не было позволено даже попадать в поле зрения Сиддхартха.

Буддистский монах не должен готовить пищу, он может только попросить еду в качестве милостыни. Цель — провести все время в распространении информации о буддизме.

Эта религия отличается от любой другой религии. Они не верят в богов. Они верят в доброту и жизнь после смерти. Если вы живете хорошей жизнью, вы будете иметь лучшую жизнь в следующей жизни, и она будет строить хорошую карму. Если вы живете плохой жизнью, вы будете иметь плохую карму в следующей жизни.

Буддисты могут пойти в храм не в определенное время или день, а когда они могут.

Монахини — женщины могут занимать должность монахини.

Монахини не имеют права критиковать монахов, но монахам разрешается критиковать монахинь.

Хотя буддизм зародился в Индии, там сейчас почти нет его последователей.

Более 50% учения буддизма является частью индуизма, самой популярной религии в Индии.

Если вы посетите монастырь, вы обнаружите большие молитвенные колеса внутри или много людей, несущих молитвенные колеса в руках. Есть определенные религиозные сообщения, написанные на этих колесах, которые убеждают продолжать вращение этих колес. Эти сообщения изображают цикл жизни для души (жизнь-смерть-жизнь) в буддийской культуре.

«Улыбающийся Будда» в китайских ресторанах вовсе не Будда, а Хотей Будай из китайского фольклора.

Будда не был толстяком — его образ жизни и умеренность в еде сделали его не склонным к ожирению.

В основе буддизма, есть четыре Благородные Истины: (1) все живые существа страдают, (2) происхождение этих страданий является чьим-то желанием, т.е. желающих больше (3) желания могут быть преодолены, и (4) существует путь, который может привести к освобождению от желаний. Этот путь известен как благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие и правильное сосредоточение.

Еще до китайского коммунизма на Тибете была довольно странная политическая система. Мы спорим, что такое демократия, диктатура и аристократия. Но на Тибете все было по-другому. Вместо того чтобы проводить выборы, примерно с 1500-х годов, на Тибете решили искать того, в кого вселяется душа прошлого правителя.

Таким образом, текущий Далай-Лама – это 14-я версия этого правителя. Именно так на Тибете выбирают следующего Далай-Ламу. Это то же самое, что если бы Американцы попытались найти реинкарнировавшихся авторов конституции.

В своей основе, Буддизм не является религией. В отличие от христианства или ислама, это в первую очередь практическое Учение. Не налагающее обязанностей и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения Жизни.

Буддизм можно сравнить с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мы вынуждены кушать по несколько раз в день, но как часто мы пользуемся знаниями из мудрой книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила здоровье?

Он также обладал
32-мя ЧИСТЫМИ ТЕЛЕСНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ВЕЛИКОГО МУЖА.
Наиболее заметная иконографическая черта Будды

УШНИША -
полукруглый выступ на голове, особенность строения черепа, свидетельствующая о чрезвычайной мудрости.
Кроме неё обязательно присутствует

УРНА -
метка между бровями (символ бесконечного движения Солнца),
длинные, до колен, РУКИ,
ПАЛЬЦЫ на руках одной длины и
такие же на ногах,
длинные МОЧКИ ушей, доходящие до плеч.

В странах Юго-Восточной Азии распространены ТРИ основных типа скульптурных изображений основателя учения, вы
и сами заметили и сможете перечислить, итак:), правильно:

СТОЯЩИЙ Будда
СИДЯЩИЙ Будда
ЛЕЖАЩИЙ Будда

Изображения Будды, достигшего нирваны, обычно однотипны:
он лежит на правом боку, голова покоится на правой руке, согнутой в локте, вся фигура олицетворяет мир и покой.
Одну из таких фигур показывают всем туристам, приезжающим на экскурсию в королевский дворец и ближайшие знаменитые храмы Ват Пракео и ват По.В вате По как раз и лежит большой золотой Будда в этой классической позе,
где все его обходят, и кидают монетки в чаши, стоящие по его контуру.


Существует ДВЕ главные позы сидящего Будды.
Поза МАРАВИДЖАЙ -
означает победу Будды над демоном-искусителем Марой. В ней Будда сидит скрестив ноги, правая рука лежит на правом
колене.
Другая поза - САМАДХИ -
соответствует позе лотоса - символ уравновешенности, абсолютного спокойствия и победы разума над чувствами.

Кроме этого, фигуры стоящего и сидящего Будды, как заметили более внимательные любители искусства, различаются
МУДРАМИ - санскр. ЖЕСТ)
символическими положениями рук и пальцев,каждое из которых несет глубокий смысл.

АБХАЯ-МУДРА - жест бесстрашия -
правая рука согнута на уровне груди, ладонь с прямыми и прижатыми пальцами смотрит наружу. Этот жест показывает,
что учение Будды дает защиту, несет мир и устраняет страх.

ВАРАДА-МУДРА - жест благодеяния -
правая и левая рука полуопущена, раскрытая ладонь направлена вниз, что символизирует сострадание и благо.
Сочетание обоих жестов особенно характерно для скульптурных изображений в Таиланде и Лаосе.
Как правило, с таким положением рук изображается стоящий или шагающий Будда.
Например, знаменитый шагающий Будда(14в.) который хранится в Бангкоке в вате Пентямабопхит.

ДХАРМАЧАКРА-МУДРА - жест колеса дхармы -
Будда, уже достигший просветления, изображен во время первой проповеди, когда он раскрыл ученикам дхарму, иначе
говоря, повернул колесо дхармы. Указательный и большой пальцы левой руки Будды соприкасаются, символически изобра-
жая колесо дхармы, три выпрямленных пальца символизируют три драгоценности буддизма - Будду, дхарму и сангху.

ДХЬЯНА-МУДРА - жест медиации -
левая или обе руки покоятся на коленях, ладонях вверх. Жест символизирует медитацию. В искусстве Юго-Восточной Азии
медитирующий Будда иногда изображается под покровом из капюшона многоголового царя змей Муччхилинды.

БХУМИСПАРША - МУДРА - жест касания земли -
один из часто встречающихся в Юго-Восточной Азии образов Будды. Учитель изображен в состоянии глубокого созерцания,
в момент достижения просветления Его левая рука покоится на коленях, ладонь повернута вверх, правая рука опущена
вниз и касается земли - Будда призывает землю в свидетели свершившегося просветления.

Ну вот, теперь и мы кое-что узнали из некоторых поз и жестов, как выяснилось в индуизме их намного больше.
Но мы тут рассматривали изображения Будд в Таиланде.
Зато в следующий раз войдя в храм, внимательно присмотревшись к рукам и пальчикам учителя,
вспомнив этот текст выпустим в пространство красивый звук - - - - - - - - - - - - - - - ВАРАДА-МУДРА!

Это буддийские демоны/боги из Китая перекочевавшие в японский пантеон.

Художника, к сожалению, не знаю.

1. Хэкидзя 辟邪 - «отпугивающая нечисть», женщина-олень . Это персонификация расцветающей красоты природы, божественный олень приносит весну и разрушает зло.


2.Годзумэдзу 牛頭馬頭 - «рогато-лошадиноголовый» - посланник ада, который является за душами мертвых. Иногда его называют 牛頭鬼馬頭鬼 годзуки-мэдзуки - раздвоенный демон с головой быка и лошади. В Китае называют еще 牛頭馬面 (Годзубамэн) - бычья голова, лошадиное лицо.

Иногда разделяется на 2 самостоятельных демона:

牛頭 人 鬼 Годзудзин-они, кит. - сравнивается с минотавром, один из лидеров демонов в буддийском аду, враг человека, существуют множество легенд о борьбе с ним, в тоже время считается, что карает преступников. Священники, чтобы откупиться от попадания в ад, приносили в жертву корову.


(3.) 馬頭人鬼 Батодзин-они, кит. - человекообразный демон с лошадиной головой, мучит мертвые души в аду, подталкивает людей к скандалам и склокам.

На картинах, они держат в руках оружие хаоса даосов (см. здесь: )


4. Яся, Яша 夜叉 «нечто ночное» (как в окончании имени «Ину-яся», где встречаются всевозможные азиатские демоны), форма имени от санскритского демона Якши. Демонобог-людоед земно-водной стихии из свиты Шивы. Дух опасных вод. Изображается по-разному: от гномов/орков, страшных вурдалаков до соблазнительных вампиров мужского и женского пола. Подстрекатель к жестоким убийствам. Тем не менее, в некоторых храмах его почитают и молят о сохранности детей.


5. Кицунэ-ямато 狐仙 «горная лиса» - коварная демоница, живущая в горах, соблазняющая путников и приводящая их к смерти.


6. (Року)Дзиндзуу (六 ) 神通 «божественное провидение» Дух-персонификация священных вод, дающий просветление, либо дающий 6 сверхъестественных сил:

  • Тэнгэнцу 天眼通 - ясновидение
  • Тэнницу 天耳通 - сверхслух
  • Ташинцу 他心通 - чтение мыслей
  • Сюкумёцу 宿命通 - знать свои прошлые жизни
  • Дзинсокуцу 神足通 - способность левитации
  • Родинцу 漏尽通 - обрести просветление Будды или стать Буддой


7. Нацунэ 无常 «демон непостоянства» - посланник ада, подталкивающий к самоубийству, или вселяющий сомнения тем, кто должен покончить с собой.


8. Ханган 判官 «судья ада» 、 в Японии - глава ада, дьявол, тоже, что и Энма 閻魔 .


9. Рю но дзёсэй 龍の女性 , кит. «леди-дракон» - персонификация мудрости бодхисаттвы, к который должен стремиться каждый буддист.


10. Кэйтэн 刑天 «небесный каратель» - обожествленный желтый китайский император 黄帝 Хуан-Ди - основатель даосизма и китайской медицины, после своей кончины (если вообще жил), обрел почему-то такой облик в глазах художника.


11. Дзиро (ками) 二郎 () , Кэнсэй Дзирошин-кун 顕聖二郎真君 - даосский демонобог военного искусства и борьбы с наводнениями.


12. Шитиро 七郎 , Сётакара-Шитиро 招宝七郎 - покровитель школы дзэн и 7-ми ее искусств - возделывание садов (камней), икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство меча - кэндзюцу, стрельба из лука - кюдо, иайдо (баттодзюцу (по Самураю Х можно вспомнить)) - техника мгновенного убийства, считается одним из путей самосовершенствования - быстро достать меч, зарезать, стряхнуть кровь и убрать в ножны - 4 обязательных пункта, если на честь и мировоззрение дзен-буддиста кто-то покушается.

Согласно одной Тибетской легенде, когда Божественный мудрец достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли восемь символов, называемых благоприятными. Сейчас они очень популярны как в самом Тибете, так и в странах, куда буддизм пришёл по северной ветви. Эти знаки очень древние и присутствуют в таких религиях, как индуизм и джайнизм. Также их можно встретить на стенах Буддийских монастырей, ну и, конечно, в домах верующих людей. В этой статье мы рассмотрим восемь символов буддизма и поразмышляем над их смыслом.

1. Золотые рыбы

Это знак достижения Нирваны и преодоления Океана Сансары. В буддийских сутрах достижение Нирваны аналогично достижению Того Берега. Что это значит? Чтобы объяснить, необходимо дать определение противоположному термину «Этот берег». Он символизировал Мир Страстей, состоявший из шести путей. Наше подсознание тесно взаимодействует с Миром Форм и имеет прямое отношение к перерождению (Океан Сансары). Те, кто плывёт по этому океану, постоянно попадают в Мир Страстей. Так происходит процесс перерождения.

Где же расположен Тот Берег? Он представляет собой Мир Без Форм. Если у человека есть мирские желание, то они, подобно волнам, станут серьёзным препятствием при попытке добраться до Того Берега. А святой, вошедший в этот океан, без проблем его преодолеет, так как он победил свои мирские желания. Отсюда появилось ещё одно значение знака Они стали над нашими мирскими желаниями: у рыб не возникает страха перед океаном, они плывут туда, куда хотят. Золотой цвет олицетворяет заслуги, обретённые в ходе духовной практики. Вы спросите, а почему там не одна рыбка, а две? Думаем, это подсказка, намекающая на то, что в духовной практике нужно не только накапливать добродетельные поступки мыслей, речей и тела, но и развивать мудрость.

Существуют и другие интерпретации (то есть символы буддизма имеют несколько значений). Историки считают, что золотые рыбы - это две Индийские реки: священный Ганг и его самый полноводный и длинный приток - Ямуна. Таково добуддийское объяснение этого знака. В те времена упомянутые реки олицетворяли левый и правый канал в эфирном теле человека.

А в древних текстах двух золотых рыбок образно сравнивали с глазами Спасителя. Далее мы рассмотрим другие символы буддизма и их значение. У некоторых знаков тоже будет несколько интерпретаций.

2. Лотос

Цветок лотоса является символом святого сострадания и любви. А эти два чувства входят в четыре неизмеримости и помогают найти путь к душе Бодхисаттвы. Белый лотос символизирует святость и духовную чистоту. Розовый - считается знаком Спасителя, то есть самого Будды.

Своими уходит в ил, его стебель проходит через толщу воды, а лепестки поднимаются над ней. Они открыты солнцу и чисты. В сознании просветлённого нет загрязнений. Три корневых яда не способны отравить ум святого, подобно тому, как грязная вода не может удержаться на незапятнанных лепестках лотоса.

3. Раковина

Как и другие символы буддизма, она имеет собственное значение. Белая раковина с закрученной вправо спиралью считается знаком просветления Спасителя, а также благой вестью всем существам о возможности достичь его природы. В древности раковина была музыкальным инструментом (духовым). Поэтому не удивительно, что она символизировала звук, который распространялся по всем направлениям. Так же и учение Будды передаётся повсеместно, призывая всех существ пробудиться ото сна неведения.

Чаще всего в природе встречаются раковины, у которых спираль закручена влево. Раковины с правосторонней спиралью очень редки. Именно они ассоциировались в сознании людей с особенными признаками и считались священными. С направлением их спирали связывали движение небесных светил: звёзд, планет, в том числе Луны и Солнца.

4. Драгоценный сосуд

Относится к категории «Самые красивые символы буддизма», картинки которых присутствуют в любом Буддийском храме. Это знак здоровья, долгой жизни, а также благосостояния и богатства. Крышка сосуда украшена драгоценностью, которую называют чинтамани (в переводе с санскритского - исполняющая задуманное).

Вы уже знаете, что символы буддизма могут иметь несколько толкований. Вот и содержимое кувшина имеет две интерпертации. Первая говорит о том, что внутри находится нектар бессмертия. Вспомните, на тханках такой кувшин с держали и Будда Амитаюс и ученица Падмасамбхавы - Мандрава. Они обрели вечную жизнь и забыли, что такое старение и смерть. С другой стороны, в Учении Будды сказано: в Трёх мирах ничто не может быть вечным, вечна лишь наша истинная природа. Применяя практики долгожительства, занимающийся может существенно продлить своё существование и устранить жизненные преграды. Главным препятствием является дефицит энергии. Продление жизни особенно ценно, если человек практикуется для достижения Освобождения, совершенствуется в сострадании и любви, накапливает мудрость и заслуги, тем самым становясь нужным другим существам.

Согласно второй интерпретации, этот сосуд наполнен драгоценностями. Причём их можно брать сколько угодно, он от этого не опустошается. Что символизируют драгоценности? Это благие воздаяния за благодетельные поступки, совершаемые людьми. Тот, кто накапливает положительную карму, обязательно пожнёт плоды счастья.

5. Колесо Дхармы

Колесо закона - пятый символ буддизма, фото которого прилагается к статье. Его восемь спиц отражают суть учения - соблюдение восьми «благородных принципов»: правильной веры, поведения, речи, ценностей, стремлений, добывания средств к существованию, концентрации и оценки собственных действий. Центр колеса - это точка сознания, излучающая душевные качества.

6. Знамя победы

Этот символ буддизма означает торжество Дхармы над неведением, а также прохождение препятствий Мары. Это знамя находится на вершине горы под названием Сумеру. Пока существует Вселенная (Небеса Брахмы и Мир Страстей), эта гора Совершенства будет нерушимой. Следовательно, и учение Спасителя уничтожить просто невозможно.

7. Бесконечный узел

Некоторые символы буддизма имеют несколько интерпретаций. И бесконечный узел относится к этой категории. Для одних он является бесконечным круговоротом бытия, для других - символом вечности, для третьих - знаком неисчерпаемых знаний Будды. Также это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления. А чтобы его достичь, нужно преодолеть бесконечно длинный путь Махаяны. Путь Бодхисаттвы довольно долог и включает в себя множество кальп.

Ещё есть гипотеза, что бесконечный узел отражает другой символ, состоящий из 2 переплетающихся змей. Змея - это один из самых древних знаков кундалини, который пришёл в Индию из Древнего Египта. Скорее всего, бесконечный узел имеет связь с чандали. Это подтверждается теорией о том, что переплетающиеся змеи очень похожи на движение кундалини по левому и правому каналам эфирного тела.

8. Зонт

Драгоценный зонт - последний благоприятный символ буддизма. Пока человек идёт по пути Просветления (достижение природы Будды), знак помогает ему в преодолении препятствий.

Традиционно символизировал в Индии защиту, а также царское величие. Поскольку его держали над головой, естественно, он символизировал уважение и почёт. Для светских правителей зонты делали из В религиозном сознании большинства людей защита от непогоды ассоциировалась с защитой от пороков, загрязнений и страстей, мешающих духовному развитию. То есть, подобно тому, как простой зонт спасает нас от лучей солнца или дождя, его драгоценный аналог защищает от преград на пути к Пробуждению.

Тибетский вариант формы зонта был заимствован у китайцев и индусов. Прототипы состояли из шёлкового купола и деревянного каркаса со спицами. По краям шла бахрома или оборка. Шёлк был красным, жёлтым, белым или разноцветным, а черенок красили исключительно в красный или золотой цвет. В Тибете по зонту можно было узнать статус владельца. Причём он был символом не только светской власти, но и духовного могущества. Согласно древним преданиям, Учителя Атишу почитали до такой степени, что выделяли ему в сопровождение тринадцать зонтов.

Заключение

Теперь вы знаете основные символы буддизма. Надеемся, что вам понятно их значение. Без смысловой нагрузки они - всего лишь красивые картинки, украшения и безделушки. Используйте эти символы для достижения состояния Просветления.