История появления иконы божией матери спорительница хлебов. «Матерь Божия, Спорительница хлебов наших! Молитва иконе Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов"

Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru

Икона Божией Матери “Спорительница хлебов”: история

Икона Божией Матери “Спорительница хлебов” была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию. Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным – Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав – снопы ржи. По сравнению с другими образами Божией Матери, “Спорительница хлебов” считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ “Иверской” Божией Матери восходит к евангелисту Луке. Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери “Спорительница хлебов” – 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции.

История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей. Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ “Спорительницы хлебов”. Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным.

Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери “Спорительница хлебов” в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери “Спорительница хлебов”, начался дождь и засуха закончилась.

В 1892 году Святейший Синод издал приказ вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Дальнейшие события разворачивались таким образом, что сейчас местонахождения оригинала иконы, к сожалению, остается неизвестным. Возможно подлинник храниться в Литве в селе Михнево под Вильнюсом. В самой же Шамординской обители, возродившей после трудных лет свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”.

В чем помогает икона Божией Матери “Спорительница хлебов”

Пресвятая Богородица помогает людям в добыче хлеба насущного. Перед этой иконой молятся:

  • О помощи в сборе урожая;
  • О благословении в труде;
  • Об избавлении от нужды;
  • Об избавлении от засухи;
  • О помощи в работе.

Молитвы Иконе Божией Матери “Спорительница хлебов”

«О , Пресвятая Дево Богородице , Премилостивая Владычице , Царице Небесе и земли , всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице , труждающихся благословение , нуждающихся неистощимое богатство , сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице !

Питательнице наша , рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших , Ты , Владычице , ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим , селам и нивам и коемуждо дому , на Тя упование имущему . Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя : буди и нам , грешным и недостойным рабом Твоим , мудрая Домостроительнице , житие наше добре устрояющая .

Всякое же сообщество , всякий дом и семейство во благочестии и православии , единомыслии , послушании и довольстве соблюди . Нищия и неимущия пропитай , старость поддержи , младенцы воспитай , всех вразуми преискренне взывати ко Господу : Хлеб наш насущный даждь нам днесь .

Сохрани , Пречистая Мати , люди Твоя от всякия нужды , болезни , глада , губительства , града , огня , от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения . Обители нашей (веси ), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость , да славим Тя , Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу , ныне и присно , и во веки веков . Аминь» .

Вы прочитали об иконе Божией Матери “Спорительница хлебов”.

В разные периоды жизни верующие с надеждой молятся Пресвятой Богородице. В России множество ее чудотворных образов, часть из которых была создана и явлена на нашей земле. В Оптиной Пустыни, оплоте православной веры, особо почитают икону «Спорительница хлебов», которая была написана по благословению преподобного Амвросия.

Пустынь возле Козельска издавна являлась центром духовности. Здесь жили прославленные Оптинские старцы, в страшные времена гонений обитель держалась до последнего, но была закрыта в 20-х годах. Однако наследие Оптиной - поучение, молитвы, иконы - никогда не исчезало из народной памяти.


История святого образа

Старец Амвросий был известен при жизни силой своей молитвы, мудростью и добротой. Это привлекало к нему многих паломников, особенно обездоленных, обиженных жизнью. О них преподобный проявлял особое попечение, подражая Деве Марии. Для вдов и сирот основал он несколько монашеских общин:

  • Иоанно-Предтеченская в г. Кромы;
  • во имя иконы «Ахтырской» в Саратовской области;
  • Пятницкая около Воронежа;
  • Казанский монастырь в Шамордино.

Обитель в Шамордино стала его последним подвигом, создавалась для тех, кто хотел вести благочестивую жизнь, но не мог себе позволить поступить в монастырь. Располагалась женская пустынь недалеко от Оптиной, поэтому старец приложил много усилий для ее становления. В этот, последний, период земной жизни, Господь подарил ему видение иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Образ был написан в женском монастыре.

Как же у святого возник замысел о создании иконы? Старец всю жизнь не отличался хорошим здоровьем, под конец жизни часто болел. Но это не мешало ему беспокоиться о судьбе сестер - он молитвенно просил Богородицу о том, чтобы она сама взяла руководство над монастырем. Тогда и появился замысел образа.

Преподобный вспомнил икону «Всех святых», которую видел в тульском Богородичном монастыре. Он обратился к его настоятельнице, матушке Софие, с просьбой сделать частичный список и подписать его «Спорительница хлебов». Икона была написана ее родственником, имевшим талант живописца. Образ прислали и поставили в амбаре, чтобы обеспечить пропитание монахов. Такая же икона была сделана для женской обители. Образ сразу нашел отклик в сердцах верующих.

Уже предвидя свою скорую кончину, старец Амвросий твердо верил, что Царица Небесная позаботится о святой обители, и говорил об этом своим близким. Действительно, к началу прошлого столетия монастырь стал процветать, здесь нашли приют около тысячи сестер, посвятивших жизнь Господу.


Значение иконы Спорительница хлебов

Надо ли говорить, какое значение имеет пшеница даже в наше время, когда еды в изобилии. В те же времена неурожай грозил людям голодной смертью. Земледельцы составляли большую часть сельского населения. Тучные поля пшеницы простираются на много километров, они напоминают морские просторы, особенно когда колосья гнутся под порывами ветра. Все это отражено в образе.

Значение иконы «Спорительница хлебов» для народа было очень велико. Каждая российская хозяйка ежедневно молилась за обильный урожай. Религиозному сознанию просто необходима была такая икона. Теперь было где простому люду выразить благодарность Богу за пропитание. Селяне быстро полюбили изображение парящей в облаках Божией Матери, благословляющей пшеничное поле.

Слово «спорительница» значит «помощница», отсюда и выражение «дело спорилось». С благодатной помощью любая работа будет успешной, принесет добрые плоды. Образ должен напоминать верующим, что каждое дело необходимо начинать с молитвы, выполнять старательно, а не кое-как. Ведь некоторые считают работу наказанием, ленятся, пытаются избегать сложных задач.

Не так должен вести себя верующий. Ему подобает прилагать все силы, работать на совесть, помня о том, что постоянно ходит перед Господом. Усердие не останется без внимания, в Священном Писании не раз говорится, что Бог заботится о Своих чадах. Им необходимо иметь лишь твердую веру. Бояться трудностей не стоит - надо принимать вызовы, а Всевышний даст силы, чтобы выдержать любые испытания.


Богословский смысл

Икона - это живописное прославление Бога, поэтому каждый образ имеет определенное духовное значение. Недаром Сам Господь любил говорить притчами, сравнивая людей то с виноградной лозой, то с ветвями деревьев. Здесь же христиане показаны как колосья в поле. Каждый из них должен отделить шелуху со своего сердца, очиститься для Царства Небесного.

Поэтому Богородица молится о том, чтобы каждый колосок был зрелым, принес достойный урожай к престолу Божию. Облако, на котором сидит св. Мария - символ изобилия, щедрого урожая. Сама же она для людей является олицетворением всего, в чем нуждается род людской, как в материальном (вода, хлеб) так и в духовном смысле. Богородица связывает небо с землей, помогая грешникам в их нелегкой задаче добывать хлеб насущный.

Напоминает икона «Спорительница хлебов» о важности духовной пищи, которую не заменит никакая самая изысканная еда. Хлебом для души является Христос, Его учение, божественное Слово, записанное в Евангелии. Только питая душу этой духовной пищей, можно приобщиться к Господу, никак иначе.

В чем помогает святой образ

Еще при жизни старца около образа стали происходить чудеса. В чем помогала людям икона «Спорительница хлебов»? Голодное время тогда стояло на Руси, но по молитвам преподобного в обителях Калужской епархии хлеба хватало - урожай был достаточный. Запасов зерна было столько, что осталось и на следующий ход, хотя насельников в монастырях насчитывалось больше тысячи.

В другой год сильная засуха стояла в Воронежской земле. Людям грозил голод. Сотворили молебен возле списка образа, который был передан из Оптиной пустыни. Пролился обильный дождь, урожай был спасен. Появилось еще больше желающих иметь у себя благодатный образ.

В каких случаях помогает икона «Спорительница хлебов»?

  • Благословляет на труд (не только физический или связанный с работой в поле).
  • Заботится о плодородии земли.
  • Спасает от засухи или слишком затяжных ливней.
  • Помогает тем, кто содержит подсобное хозяйство.
  • Оказывает поддержку в житейских заботах.
  • Помогает преодолеть бедность.

Сегодняшнюю Оптину пустынь украшает храм в честь иконы «Спорительница хлебов». Заложен он в конце прошлого столетия. В основании есть камень, привезенный из Палестины. Небольшая церковь вмещает 150 человек, она прекрасно дополняет древний архитектурный ансамбль обители. Расположено здание между теплицами и мельницей. Монахи круглый год читают здесь Псалтирь, акафист, служат Литургии.

Братия утверждает, что с момента освящения храма в монастырском хозяйстве не было плохого урожая. Они воспринимают это, как знак долготерпения Божия, с радостью трудятся под сенью Матери Божией.

Место расположения, как молиться

Поскольку икона «Спорительница хлебов» прямо указывает на ежедневное пропитание, повесить ее вполне можно на кухне или в столовой. Каждый христианин должен молиться перед едой, благодаря Господа, этой задаче вполне отвечает сюжет образа. Трапеза является неотъемлемой частью жизни, Бог благословляет людям пищу и питье, которые поддерживают их земное тело. Поэтому даже на кухне уместно присутствие красного угла.

Допускается размещение и в основном домашнем иконостасе. Здесь жестких требований нет, важно, чтобы он выделялся, помогал хозяевам сосредоточиться на молитвах. Раньше образ размещали в кладовых и сараях, сегодня такой необходимости нет. Выживание больше не зависит от погодных условий, ему меньше стали придавать мистического смысла. Это, безусловно, хорошо, но также многих заставляет забывать о том, как коротка и хрупка человеческая жизнь.

Важно помнить о благодарности, с нее начинать и заканчивать молитву. Чтобы особенно почтить именно этот образ, следует читать акафист иконе «Спорительница хлебов» - хотя он создан уже в наше время. Подойдет и всеми любимый Богородичный акафист, как и любая молитва, адресованная Матери Божией. Свои личные просьбы следует излагать уже после того, как прочитаны церковные молитвы. Они написаны с таким расчетом, чтобы верующий получал духовную пользу, учился правильно формулировать мысли.

Молитвы около иконы «Спорительница хлебов» необязательно должны быть об урожае, материальной стороне жизни. Царица Небесная печется о душе человека также, как и о его пропитании телесном. Человек, в котором не воспитана духовная сторона, трудиться будет плохо, небрежно. Для христианина это недопустимо. Образ учит как раз тому, что каждая часть жизни должна быть гармоничной.

Молитва иконе Спорительница хлебов

Тропарь, глас 3

О Пречистая Дево Марие, Мати Царя небесе и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению, Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Кондак, глас 7

Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуйя!

Молитва

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе€и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и Православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов"
28 октября по новому стилю / 15 октября по старому стилю

Название это было дано иконе великим Оптинским старцем преподобным Амвросием Оптинским. В 1890 году настоятельница Болховского монастыря игуменья Илария прислала старцу икону Богородицы совершенно нового письма: Владычица мира изображена сидящей на облаках, руки Её подняты в благословляющем жесте. Внизу - сжатое поле, на нём среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи.
Назвав икону «Спорительница хлебов», преподобный Амвросий хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в снискании душевного спасения, но и в их земных трудах.
Преподобный Амвросий очень любил этот образ Божией Матери и заповедовал молиться перед ним своим духовным чадам - монахиням основанной им женской обители в деревне Шамордино Калужской губернии, где он провёл последний год своей жизни. В год своей кончины старец заказал снимки с иконы и разослал их своим духовным чадам и почитателям.
Перед своей смертью преподобный Амвросий сказал, что оставляет обитель на попечение Царицы Небесной, и установил день празднования иконе «Спорительница хлебов» 15 октября. В этот самый день почившего преподобного предали земле. В том же 1891 году, голодном для всей России, по молитвам к Пресвятой Богородице перед Её иконой «Спорительница хлебов» на Шамординских полях и в Калужских пределах был собран прекрасный урожай.

Весть о чудотворной иконе стала распространяться по России. В 1892 году в Воронежской губернии случилась сильная засуха. По просьбе монахинь Пятницкой женской общины в губернию привезли список (копию) иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанный послушником преподобного Амвросия Иваном Федоровичем Черепановым. Вскоре, после того как перед иконой отслужили молебен, пошёл дождь и наступил конец засухи, поля ожили и дали обильный урожай. И поныне православные крестьяне молятся перед иконой Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» о даровании урожая.
В 1892 году по указу Святейшего Синода подлинную икону «Спорительница хлебов», присланную в своё время преподобному Амвросию Оптинскому, из Шамординской обители вывезли. Судьба этого образа неизвестна, хотя есть предположения, что он находится в литовском селе Михнево под Вильнюсом. В самой же обители, возрождённой в 1990 году, почитается новый список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов».

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов" написана по благословению старца Оптиной пустыни прп. Амвросия, пламеневшего детской верою к Божией Матери. Иконой "Спорительница хлебов" он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель.
На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов - снопы ржи.
Старец Амвросий указывал этим празднованием, что пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: "Радуйся. Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"
От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи.

Икона Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов", написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI. 1812 - 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой "Спорительница хлебов" отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ "Спорительница хлебов", указывая этим, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"
День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября - день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой "Спорительница хлебов" был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.

Настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря (г. Болхов) игумения Илария в 1890 году поднесла Оптинскому старцу Амвросию икону совершенно нового написания. Предание приписывает ее кисти Дмитрия Михайловича Болотова, русского живописца и правнука знаменитого ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Дмитрий Болотов принял в 1866 году иноческий постриг с именем Даниил и остался в Оптиной пустыни.
Владычица мира изображена на иконе сидящею на облаках, руки Ее подняты в благословляющем движении, внизу простирается сжатое поле, а на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Мысль написать это поле и название образа, а также толкование его глубинных смыслов принадлежали старцу Амвросию. Он дал иконе имя «Спорительница хлебов», указывая этим на то, что Богоматерь — помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного.
Для пения акафиста перед иконой старец составил особый припев к общему Богородичному акафисту - «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати твоея и яви милосердие Твое».
Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконою, учил особо почитать ее своих духовных дочерей — инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Одна из икон «Спорительницы хлебов» стоит ныне в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря.
Знаменательно, что похороны почившего 10 (23) октября 1891 года старца Амвросия состоялись именно в день празднования иконы - 15 октября. «Обитель оставляю Царице Небесной», - сказал перед смертью отец Амвросий.

1891-й год в России был голодный, местности вокруг Калужской епархии были поражены недородом, однако в пределах Калужских и на Шамординских полях хлеб уродился. Это было первою милостью, излившеюся от иконы «Спорительница хлебов».
Уже по кончине Старца, летом 1892 года, икона «Спорительница хлебов», написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, была послана в молодую Пятницкую женскую общину Воронежской губернии. Там была засуха, грозил голод. Перед иконою «Спорительницы» был отслужен молебен. Вскоре пошел дождь, после чего поля обители и окрестностей оправились.
В настоящее время чудотворная икона находится в Литве, куда была принесена иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 года явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение.
В 1890 году прославленный старец Амвросий из Оптиной пустыни в Калужской губернии (A.M. Гренков, 1812-1891, канонизирован в 1989 году) заказал своему ученику иеромонаху Даниилу (Д. М. Болотов, 1837-1907, известный академический живописец) икону нетрадиционной иконографии. Икона должна была изображать видение, открывшееся старцу Амвросию в близлежащей Шамординской обители, устроенной им для обездоленных женщин. Созерцая с высокого холма, на котором расположена Шамординская обитель, живописную долину с дальними селами, Амвросий молился Богоматери о покровительстве и заступничестве. Богоматерь явилась ему, восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле. Старец сделал эскиз иконы, в основу которой был положен любимый им Шамординский пейзаж. Изображение Богоматери для нового образа было заимствовано из иконы «Всех святых», находившейся в Богородично-Всехсвятском монастыре (1875) в Орловской губернии. Амвросий хотел создать такой образ Богоматери, через который она оказывала бы свою милосердную помощь всем обездоленным и голодающим, покровительствовала бы земледельцам и давала надежду на урожай, что было особенно актуально в голодный для Калужской губернии 1890 год.

Икона была привезена в Оптину пустынь осенью 1890 года настоятельницей Болховского монастыря игуменьей Иларией. Амвросий назвал новый образ «Спорительница хлебов» (помощница людям в их трудах и заботах о хлебе насущном) и установил день его празднования 15 октября — после окончания срока жатвы и уборки урожая. Он составил особый припев к Богородичному Акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!». В молитве иконе полностью раскрывается содержание нового Богородичного образа: «О Пречистая Дево Богородице... Питательница наша, рождшая Питателя Вселенные и Спорительнице хлебов наших... Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай...». Икона сразу же получила почитание не только в Оптиной и Шамординской обителях, но и в других монастырях и храмах России. Ее изображения разносились богомольцами по многим городам и селениям. Списки с иконы посылались в те места, где была особенно большая нужда.
Икона из Третьяковской галереи является уменьшенным списком, исполненным в конце XIX - начале XX в. в живописной манере. Такие списки, довольно точно повторяющие прославленный образ, изготовлялись в Оптиной пустыни.

«Спорительница хлебов»
Эта икона отразила в самом начертании своем глубокую, детскую веру в Богоматерь Оптинского старца Амвросия, одного из великих праведников русского народа XIX-го века, пламеневшего, как большинство русских подвижников, чрезвычайным усердием к Царице Небесной.
Старец Амвросий ни одного Богородичного праздника не пропускал без того, чтобы не отправить у себя в келье перед Ее иконой бдения. В 1890 году настоятельница Волховского женского монастыря, игумения Илария, прислала великому старцу икону Богоматери совершенно нового написания. Владычица мира изображена сидящей на облаках. Руки Ее подняты в благословляющем движении. Внизу — сжатое поле, и на нем, среди цветов и травы, лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Волховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и указанию старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», выражая этим, что Богоматерь — Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Старец сам молился перед этой иконой; учил молиться перед ней и духовных дочерей своих — монахинь основанной им, женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян. Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста перед этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту.

Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой "Спорительница хлебов"

Кондак 1
Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие, Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Икос 1
Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя Помощницу людем, избавляющую нас от глада и всяких напастей, житие наше добре устрояющую во всяком мире и довольстве. Темже со умилением взываем Ти:
Радуйся, благодатное человеков избавление от всякия нужды;
Радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление.
Радуйся, христолюбивыя люди от бед спасающая;
Радуйся, алчущих Питательнице.
Радуйся, сирых Заступнице;
Радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, израстившая нам Плод Живота;
Радуйся, Спаса рождшая душ наших.

Кондак 2
Видев Сын Твой, Богомати, великое Твое к людем милосердие, глаголет к Тебе: "Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя". Мы же, прославляющие сие дивное промышление о роде человеческом, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум небесный даровася благочестивому старцу Амвросию, настави его соорудити во обители им созданной, икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю "Спорительнице хлебов", яко Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищавши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы. Темже вопием Тебе таковая:
Радуйся, Дево, христиан похвало;
Радуйся, яко Тя блажат вси роди.
Радуйся, яко Ты благословляеши и споряеши хлебы наша;
Радуйся, яко Ты избавляеши нас от глада.
Радуйся, питающая нас хлебом жизни;
Радуйся, млеком питавшы Питателя Вселенныя.
Радуйся, Плода Безсмертнаго стяжание;
Радуйся, Садителя жизни нашея росшая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 3
Силою свыше укрепи нас, Благодатная Владычице, во дни глада и пагубы, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем в напастех и скорбех волю Его святую, благую и совершенную, непрестанно хваля Бога и взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 3
Имея любовь велию к людям, искупленным Честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистыя, прияла еси от Него власть устрояти и покрывати род христианский. Ты бо бедствующим Помощнице еси скорая, градом и весем, селам и нивам, и всему миру Покров. Тебе, Милосердной и Боголюбивой Матери нашей, устрояющей и управляющей ко спасению земную жизнь нашу, смиренномудренно глаголем:
Радуйся, Благаго Сына Благая Мати;
Радуйся, непрестанно молящаяся о спасении и помиловании нас грешных.
Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице;
Радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице.
Радуйся, плененных и в темницех заключенных Питательнице;
Радуйся, тела моего здравие и души моея спасение.
Радуйся, яко рай пищный процветаеши;
Радуйся, яко пристанище душам готовиши.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 4
Буря противных ветров, егда найдет на нас внезапно, громы и молнии, град и вода многая устремится на землю, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь нам безпомощным, защити и избави нас от дождевнаго лияния, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, и да будут поля и нивы невредимы от сих, н да не потопит нас буря водная. Тебе бо грешнии имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюше силу молитв Твоих, Рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаще и видяще Твое сострадание, Владычице, к бедствующим и гибнущим людем, мы, грешнии, прибегаем к Тебе и молимся: О, Пресвятая Дево, услыши нас грешных, и во дни, егда солнце изсушит землю и от сухости зной будет, и прозябения земная начнут увядати, тогда Владычице, росу благодати Твоея низпосли на требующия и просящия милости, возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, младенец, и скотов, и иных всех, иже чают дати им пищу во благо время, и от святыя иконы Твоея "Спорительницы" яви милосердие Твое вопиющим Тебе таковая:
Радуйся, Молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая;
Радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
Радуйся, Матерним покровом Твоим от всяких несчастий нас охраняющая;
Радуйся, поля и нивы наша от запаления солнечнаго спасающая.
Радуйся, Всемилостивая Услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии;
Радуйся, жилища наша от огня спасающая.
Радуйся, Державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний;
Радуйся, от всех бед быстрое избавление.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 5
Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати, людем, просящим хлеба насущнаго, немерцаемо сияет, покровом бо Твоея милости соблюдаеши поля и нивы наша и плидоносити их устрояеши, подвизая верныя вопити Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видя Тя Сын Твой при Кресте стоящую с возлюбленным учеником, глаголет Тебе: "Жено, се Сын Твой" и ученику: "Се Мати Твоя!" - всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, чада Твоя сущия, на Твой покров надеющеся, Тебе, яко Матери нашей, глаголати дерзаем:
Радуйся, Судии Праведнаго умоление;
Радуйся, грехов наших прощение.
Радуйся, Надеждо наша известная;
Радуйся, упование наше непостыдное.
Радуйся, скорбей наших разрешение;
Радуйся, печалей наших утоление.
Радуйся, пламене страстей изменяющая;
Радуйся, всех родов веселие.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, от восток бо до запад хвально Имя Твое, и несть града или страны, идеже не совершашеся Тобою действо Силы Божия, во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милостей и щедрот бедствующему и требующему помощи человечеству. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси от Истиннаго Солнца заря, Дево Богоотроковице, просвещаеши души всех, томимых гладом душевным, рече бо Господь: "Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих". Но помрачишася очи наша и окаменеша сердца наша, и не видим очима своима и не разумеем сердцем судеб Божиих. Томимыя душевным гладом, к Тебе прибегаем, Пречистая Дево, и просим Словом Жизни утолить глад душевный нас, вопиющих Тебе таковая: Радуйся, от убожества душевнаго нас воздвизающая;
Радуйся, Питающая нас Словом Жизни.
Радуйся, трапезо Пресвятая, Хлеб Жизни носившая;
Радуйся, Пище, манны приемнице.
Радуйся, земле Благая, Клас божественный израстившая;
Радуйся, ниво, растящая многоплодие щедрот.
Радуйся, каменю напоивший жаждущия жизни;
Радуйся, милость сугубо нам подающая.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 7
Хотящи жати спасение, яко село сладкое показалася еси Владычице, от Негоже питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Дивно прославилася еси, Богомати, в защищении людей православных. Возстающии бо на Бога не познают, коль сильна есть молитва Божией Матери. Мы же о Твоем всемощном заступлении, помощи и благословении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем:
Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая;
Радуйся, бедствующим среди напастей и трудов внезапное вспоможение.
Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице;
Радуйся, Помощнице всех безпомощных.
Радуйся, Кормительнице вдов и сирот;
Радуйся, подающая силу, пищу и отраду болящим и разслабленным.
Радуйся, одеждо нагих дерзновения;
Радуйся, многих согрешений прощение.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 8
Якоже древле содействовала еси схождению на землю Спасителя мира, сице и ныне, яко солнце светозарное, восходиши над созревающей нивой, предшествуя приходу Господина с Жателями. Тому и мы со страхом вопием: Аллилуиа.

Икос 8
Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших ко святей иконе Твоей "Спорительнице" усердно притекаем, чающе получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение во оскудении и нищете нашей, взываем Ти:
Радуйся, милости превеликия сокровище;
Радуйся, пище и утешение к Тебе прибегающих.
Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих;
Радуйся, быстрое нищих услышание.
Радуйся, скорбящих от глада и нужды приятное попечение;
Радуйся, к Свету Неприступному нас извлачающая.
Радуйся, ключу Царствия Христова;
Радуйся, Надеждо благ вечных.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Введенский собор
Построен в 1750-1771 годах
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Построена в 1811 году
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Построена в 1998 году
Церковь Спаса Преображения
Построена в 2007 году
Церковь прп. Илариона Великого
Построена в 1874 году
Церковь Иоанна Предтечи
Построена в 1825 году
Церковь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов".
Построена в 2000 году
Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Построен в 2006 году
Церковь прп. Марии Египетской
Церковь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского
Церковь Архангела Михаила
Церковь Всех Святых
Часовня на месте погребения убиенных Оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта
Построена в 2008 году
249723, Россия, Калужская обл., г. Козельск
48442 5-01-10 - канцелярия наместника 5-01-12 - служба эконома 5-01-13 - бухгалтерия
2-24-32 - секретарь наместника 5-01-15 - вахта/коммутатор 5-01-17 - издательский отдел
5-01-39 - экскурсионная служба 8-920-870-12-97
5-01-14 - служба снабжения 5-01-66 - дом паломника
www.optina.ru

Кондак 9
Вси людие дивятся величию чудес Твоих, Пресвятая Дево, изливаемых Тобою от святых Твоих икон, яко всем даруеши по коемуждо прошению, устрояеши домы наша, посылаеши благословение земледельцем и даеши людем всякое довольство. Темже вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 9
Вития многовещанныя не могут воспети чудес Твоих, Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и ниспосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных. Мы же во смирении своем исповедающе Твое великое заступление о нас грешных и непрестанную помощь в нуждах наших вопием Ти:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, величаемая от всех Небесных Сил.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, Владычице Неба и земли;
Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя.
Радуйся, верная Рабо Господня;
Радуйся, ублажаемая на Небеси и на земли.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 10
Спасительное прибежище в скорбех и напастех Ты еси, Богородице, темже испроси у Сына Твоего и Бога нашего, милости нам грешным, поющим: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Богородице Дево, и всем с верою притекающим и поклоняющимся Тебе и иконе Твоей "Спорительнице хлебов" именуемой и глаголющим:
Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот;
Радуйся, любве Божественных проявление;
Радуйся, чудес преславных совершение;
Радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое.
Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая;
Радуйся, о храмех Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.
Радуйся, несумненная наша Надеждо;
Радуйся, тихое и доброе Пристанище.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 11
Пение наше не презри, Пресвятая Дево, и сокровище любве Твоея не затвори от нас; щедрую руку Твоея помощи простри нам, да прославляющи милости и чудеса Твоя, поем Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши весь мир христианский и заступаеши люди православныя, искупленным кровию Сына Твоего, темже припадающе ко святому образу Твоему, на немже зрим Тя, Богомати, на воздусе над полями и нивами нашими благословляющую собранныя снопы хлеба, молим Тя, Всемилостивая Владычице, род человеческий, осужденный в поте лица снести хлеб, в болезнех родити и в печалех питати чада своя, милостивно пощади и заступи. Даруй нам здравие и благомощие, да питаемии Тобою, от силы в силу возрастати будем и вси исполнимся радости и утешения от щедродательныя десницы любве Твоея, зовуще Тебе:
Радуйся, младенцев Млекопитательнице;
Радуйся, устнами детей хвалу Богови совершающая.
Радуйся, Росо Неботочная в зной трудов сущим;
Радуйся, подавающая требующим благоустроение.
Радуйся, уготовляющая просящим изобилие;
Радуйся, многажды прошения предваряющая.
Радуйся, печальных Утешение;
Радуйся, скорбящих веселие. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 12
Благодатную помощь ниспосли нам, Мати Божия, и егда изыдет сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными устны вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще чудеса Твоя и милости, Владычице Богородице, хвалим Тя вси, яко воистину еси наша Помощнице, Заступнице, Питательнице и Домостроительнице, житие наше ко спасению устрояющая. Темже вопием Ти:
Радуйся, богатство нетленное нам подавающая;
Радуйся, брашно негиблющее алчущим правды.
Радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни;
Радуйся, яко рай пищный процветаеши.
Радуйся, верных спасительное прибежище;
Радуйся, Покрове миру ширший облака.
Радуйся, ненадежных надеяние;
Радуйся, отчаянных спасение.
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 13
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приемши приношение, избави люди, к Тебе прибегающия, от всякия нужды, глада душевнаго и телеснаго, смертоносных болезней и всякаго зла и вечныя изми муки, да с лики ангельскими непрестанно поем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Фотографии в альбоме «Спорительница хлебов » К ондрашова Андрея на Яндекс.Фотках

Мы, светские и тем паче советские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Скажи нам, что у монахов высшей формой смирения является отвержение своей собственной воли, мы рухнем от удивления. Вот мы и спорим, спорим…

Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни - , утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал « ». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир, связав с праздничным событием день 15 октября по старому стилю (28-го по новому), когда старца Амвросия (преставившегося 10 октября 1891 года), предали земле. В день кончины старца (23 октября по нов. ст.) почитают самого преподобного Амвросия. А на следующий день - празднуется весь Собор Оптинских святых старцев, которых у нас 14.

Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.

Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.

Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи». Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица - «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.

Хлеб пищи духовной - хлеб спасения - не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.

Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего. Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря - хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.

Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По край земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья,
И множатся в поле снопы золотистого хлеба…
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земле Умирительница,
Дай нам хлеба в скорости -
Добрым всходам спорости,
Матерь Божия Спорительница!

Из текста следует, что этот образ был тогда уже весьма известен в православной среде. А ведь прошло всего лишь без малого три десятка лет с момента создания иконы «Спорительница хлебов».

Н. Дмитриева в книге рассказывает, что в 1890 году игумения Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода, авторство которого приписывают кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837-1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной в Оптиной (см. фото); считают, что образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера.

Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей - инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков хранится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.

Эту икону отец Амвросий оставил нам словно как знак своей любви и постоянной заботы об наших насущных нуждах.

В статье Е. Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».

В Воронежской губернии была засуха, но после молебна перед иконой «Спорительница хлебов» пошел дождь и засуха прекратилась.

Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано тоже в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители, имеющей особое отношение к образу (о чем скажем ниже), хлеб уродился. В 1892 году, то есть после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской губернии. В той местности была засуха, но после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь, засуха прекратилась.

Сегодня один из списков «Спорительницы хлебов» нового по времени письма находится в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря - женского ответвления Оптиной, чьих насельниц некогда обучал церковной живописи инок Даниил. Считается, что сам изначальный чудотворный образ оказался в Литве, куда он был принесен иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 года явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение, - в деревне Михново под Вильнюсом. А перед иконами «Спорительницы хлебов» в храмах всего православного мира звучит составленный самим преподобным Амвросием для этого образа особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных комментариях к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма».

На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма , главного собора обители, построенного в 1750-1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России.

Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона - одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни.

Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом - Собором Оптинских старцев, - Оптина пустынь?

В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество - особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников.

Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».

По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже - в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский.

Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские - Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения. Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора. Была инициатива по причислению братьев к лику святых - за подвиги на Оптинской ниве.

Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле.

Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели - Н.В. Гоголь, (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).

В 1887 году Оптину пустынь посетил и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший стихи под псевдонимом «К.Р.».

В живописной местности, в 12 км от Оптиной пустыни, возле села Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С самого начала существования обители старец Амвросий собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. И к началу ХХ века это был самый крупный женский монастырь в Европе. Кстати, именно туда и направлялся накануне своей кончины Л. Толстой, поскольку в Шамординской обители несла монашеское послушание его родная сестра Мария.

В монастыре было два особо чтимых чудотворных образа - Божией Матери: «Казанская» (в главном храме, Казанском, - огромном и величественном) и «Спорительница хлебов».

Прекрасным Шамордино, тоже связывающим жизненный и духовный путь старца Амвросия Оптинского с образом иконы «Спорительница хлебов», можно было бы закончить наш краткий очерк. В помощь нам - строки о Шамординской обители безвестной сочинительницы, из «Песни паломницы»:

Там тишина, Господня благодать,
И там всегда, как и тогда, вначале:
Спорит хлеба над полем Божья Мать
И утолит твоя печали.

Однако рассказ об образе «Спорительница хлебов» нам никак нельзя оставить без молитвы, именно ей, амвросиевой иконе, написанной:

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На какие изумительные слова был вдохновлен неизвестный нам автор этой молитвы, обращенной к Премилостивой Питательнице и Кормительнице нашей !

А вот это место в молитве сейчас важно особенно подчеркнуть: Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди.

Употребленное здесь слово «единомыслие» означает единство мысленных устремлений, единство во Христе. Внятно представляется, что это и есть наше, русское единство, и другого у нас быть не может. И в доказательство и в назидание нам - весь страшный русский ХХ век, каждым мгновением вопиющий, что без единства во Христе Руси не бывать. Есть особый повод задуматься о том - как раз в этом календарном промежутке: между 28 октября - празднованием иконе «Спорительница хлебов» - и 4 ноября - празднованием иконе Казанской, ибо в день чудотворного Казанского образа мы теперь отмечаем День народного единства.

Воистину безгранична любовь великого старца Амвросия, и икона, оставленная им, есть благословение нам.

Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI. 1812 — 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери.

Старец Амвросий Оптинский очень почитал икону Божьей Матери “Спорительница хлебов”, призывая и других ей молиться. На ней Богородица изображается сидящей на облаках, а руки ее благословляют сжатое поле со снопами ржи.

Так велел написать сам старец, говоря, что Матерь Божия заботится не только о душевном спасении, но и помогает в земных трудах каждого человека. Когда готовите кушать – зажгите лампадку перед иконой «Спорительница хлебов» и попросите благословения у Богородицы на приготовление пищи. И она станет особенно вкусной!

Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1890 году настоятельница Болховкого монастрыря игумения Илария прислала старцу икону Богоматери совершенно нового письма: Владычица мира изображена сидящею на облаках, руки Ее подняты в благословляющем движении. Внизу – сжатое поле, на нем среди цветов и травы – лежат и стоят снопы ржи.

Изображение было заимствовано от иконы Всех святых, находящейся в Болховском женском монастыре, а поле со снопами внизу – написано по замыслу . Он же сам установил день празднества — 15/28 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Он хотел также показать, что Матерь Божия – помогает людям не только в снискании душевного спасения, но и в их земных трудах. Старец очень любил эту икону и заповедал молиться пред нею своим духовным чадам – насельницам основанной им женской Шамординской общины Калужской губернии, где он провел последний год своей жизни.

Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября — день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился.

В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.

Слово священника об иконе Спорительница хлебов

Хочу рассказать об одной удивительной иконе, называется она «Спорительница хлебов «. На ней изображена Божия Матерь, восседающая на легком облаке.

Под Ней, среди трав и цветов, ржаные снопы. Эта икона была написана в 1889 году по благословению Оптинского старца Амвросия. Говорят, когда был голод, крестьяне, жившие рядом с Оптиной пустынью, вешали списки этой иконы по своим избам и тем спаслись. С тех пор принято считать, что хранит она дом от голода, особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи.

Разве не место «Спорительнице хлебов» над обеденным столом, на нашей кухне, где мы будем возносить ко Господу свои молитвы перед трапезой и благодарить по окончании ее? Вроде и не голодаем, но ведь от тюрьмы да от сумы…

И вообще, как говорил один батюшка, икон в доме должно быть много, и в гостиной, и в спальне, и на кухне. Над кроватью малыша обязательно повесьте иконочку его святого небесного покровителя, Божией Матери, Ангела-хранителя.

В своей спальне найдите место для венчальных икон, которыми благословлял священник ваш брак во время венчания. Святая вода, кусочки просфоры должны тоже находиться в святом месте. И вообще святую воду надо не хранить, а с молитвой ежедневно потреблять, следя за тем, чтобы она не кончалась.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Спорительница хлебов”

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!

Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.

Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой,
именуемой “Спорительница хлебов”, глас 3

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения, и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Вконтакте