Св апостол матфей. Апостол и евангелист матфей (†60)

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Его история особенно трогательна, хотя подробности жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.

Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым.

История Апостолов удивительна тем, что является прямым доказательством Божественного происхождения Спасителя. После того, как Иисус был распят, Апостолы, оставившие свои дома и следовавшие за Учителем, должны были оставаться абсолютно сломленными. Было бы логично, если бы они оставили служение, отреклись от Христа и отправились по домам. Но произошло нечто иное. Апостолы, совершенно разные люди, объединенные одной величайшей на земле идеей, отправились проповедовать, добровольно приняв мученическую кончину. Каждый знал, как рискует, рассказывая о Христе, но не оставил своего служения. Это говорит лишь о том, что Евангелист Матфей, в числе прочих, увидел нечто совершенно потрясающее – Христа Воскресшего. Иначе, он должен был считать себя обманутым, ведь обещания того, кого он почитал Спасителем не исполнились! Слова из всех книг Нового Завета убеждают нас в обратном.

Евангелист Матфей проповедовал и писал Евангелие, добровольно принимал мучения за веру во Христа и свою проповедь.

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга – .

Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма.

Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея

глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея

глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва Евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Изначально святой апостол Матфей носил имя Левий. Он был сыном Алфея, а по роду занятий - мытарем, то есть собирателем налогов. Однажды, когда Матфей занимался сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за Ним собралась целая толпа, с жаждой внимавшая Его учению. Господь обратил Свой взгляд на Матфея и сказал ему: «Следуй за Мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Иисусом, ни минуты не раздумывая и даже не оглянувшись на место, которое покидал.

Матфей устроил у себя большой пир, на котором присутствовал и Иисус с учениками, а также множество мытарей и грешников. Поскольку фарисеи были возмущены этим обстоятельством, Спаситель им сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32; ср.: Мф. 9: 13; Мк. 2: 17).

Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем Его учения и чудес как до распятия, так и после Воскресения. В день Пятидесятницы исполнившись вместе с другими апостолами благодати Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую Весть соотечественникам-иудеям. Поэтому через восемь лет после Вознесения он первым написал Евангелие - изложение учения и деяний Спасителя, предназначенное народам, до которых это учение не дошло в устной форме. Считается, что несколькими годами позже это Евангелие перевел на греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный арамейский текст, не дошедший до наших дней ни в одном экземпляре.

Позже апостол Матфей отправился с проповедью Благой Вести в земли парфян, где претерпел многие злоключения от язычников. После этого он отправился в Иераполь, на берега Евфрата. Там ему удалось проповедью обратить в веру множество идолопоклонников. Достигнув почтенного возраста, апостол отошел ко Господу.

Согласно другому преданию, после того как парфяне и мидяне, противящиеся истине, очень плохо поступили со святым апостолом, тот удалился высоко в горы. В полном одиночестве он посвящал свои дни аскезе и духовному созерцанию.

В горах ему явился Господь в образе ребенка и вручил палку, повелев посадить ее возле церкви города Мирмены.

Епископ Мирменский Платон вместе с духовенством торжественно встретил Матфея. Как только апостол посадил палку в землю, она пустила ростки, а затем появились плоды, из которых сочился восхитительный мед - как прообраз райских благ. Кроме того, у подножия дерева забил освежающий источник, и каждый, кто погружался в него, выходил избавленным от страстей и мрака язычества.

Несмотря на все добрые дела, сделанные Матфеем для парфян и даже для самой царской семьи, царь Фулвиан подверг апостола жестоким пыткам, а затем приговорил к сожжению. Однако позже тиран все-таки обратился к вере благодаря многим чудесам, произошедшим от святых мощей апостола. Когда царя крестили, он потребовал наречь его Матфеем. Новокрещеный низверг всех языческих идолов в своем царстве и привел весь народ к вере. Когда епископ Платон умер, царь отрекся от престола в пользу сына, а сам стал епископом, как и предсказывал святой апостол Матфей.

Такого парфянского царя не существовало. Вероятно, мы имеем дело с искажением имени какого-то из вассальных царей, правивших в пределах Парфянской империи.

Был апостолом из Двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном. но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Имя: Левий Матвей (Matthew the Apostle)

Страна: Израиль

Деятельность: один из двенадцати апостолов

Семейное положение: не женат

Левий Матвей: история персонажа

Помимо деяний Учителя, Левий Матвей был свидетелем его ареста, смерти и вознесения. После финального события он в числе других учеников нес учение Господа людям. Мужчина написал Евангелие, ставшее первым в перечне рукописей апостолов. Книга передавала палестинцам учение на иврите. Апостол побывал в Сирии, Мидии, Палестине, Персии, Индии и Эфиопии. Молясь о том, чтобы люди приняли истинную веру, он нес ее язычникам и атеистам.


Известно о чуде, сотворенном им после встречи с Господом. Левий Матвей воткнул в землю у храма жезл. На этом месте выросло плодоносящее дерево, и из-под него забил источник. Каждый, кто пил воду здесь, становился добрым и кротким, обретая веру.

Легенда связана с властителем Фульвианом и его семьей. Апостол наставил их на путь истинный, несмотря на неверие и желание убить Левия Матвея. Бог был на стороне ученика и помогал, насылая на воинов тьму, не позволявшую взять мужчину под стражу. Пытаясь схватить апостола, Фульвиан ослеп, и Левий спас его. Решив, что апостол чародей, а не господний посланник, властитель приказал сжечь его. Пламя подготовленного костра не задевало апостола, который беспрестанно молился. Силу Бога подтвердил огненный змей, сформировавшийся из костра и набросившийся на Фульвиана. Взмолившись, он признал силу Господа. Левий простил его и умер.

Новый Завет

Библейские сказания предоставляют минимальные сведения о Левии Матвее. Единственной актуальной информацией является то, что мужчина был мытарем. Это подтверждают Евангелия от самого Матвея, от Луки и от Марка. Написанное им самим Евангелие повествует о встрече с Иисусом. Многие сборщики податей и грешники считали Иисуса своим другом и Учителем.


Исследователи Нового Завета сравнивают Левия Матвея с Левием Алфеевым, который тоже числился мытарем. В Евангелии от Марка присутствует небольшой рассказ о нем, а Лука в своем творении описывает призвание героя. Исходя из слов других апостолов, некоторые ученые предполагают, что Левий Алфеев – настоящее имя пророка, а Матвей – прозвище, расшифровывающееся как «Божий дар». Эта версия всегда оспаривалась противниками идеи, например писателем 4 века н.э. Дидимом Слепцом. В Новом Завете упоминаются Матвей и Матфий, поэтому многие расценивают это как транскрипцию имени. Биографии мужчин совпадали, поэтому этот факт можно воспринимать как литературную ошибку.

Христианская традиция постоянно путает Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия».

«Мастер и Маргарита»

Булгаков неспроста использовал героя Библии в качестве прототипа литературного персонажа. В соответствии с преданием, Матвей написал Евангелие на арамейском языке, считающемся древнейшим.


Мужчина был свидетелем пребывания Иисуса на Земле среди смертных. В повествовании Булгакова рассказывает о бывшем мытаре и его произведении. Иешуа почти предает Левия, хотя и боится его. Он направляет стражей на верный путь. Характеристика Матвея из уст Иешуа представляет апостола как человека, действующего вопреки закону. По его мнению, мужчина бросил государственные деньги, а не собственные. Иешуа также уверен, что записи Матвея не верны.

Иешуа рассказывает все о Левии, подставляя его под удар. Евангелистов он характеризует как людей, неправильно записавших мысли о происходящем. Он не отзывается о Левии Матвее положительно и называет его исключительно спутником, но не учеником. Это формирует отношение Пилата к герою. Он не велит арестовать апостола, но и не доверяет ему статус ученика Иешуа. В его глазах Левий утратил милосердие.


Мастер был уверен в том, что Левий не видел допроса Иешуа, а наблюдал только за казнью. Левий хотел прекратить страдания Учителя и считал убийство единственным возможным способом для этого. Левий Матвей в порыве гнева проклинает Бога, потому что уверен, что истинный Господь не допустил бы гибели такого человека, как Иешуа. Герой уверен, что его предназначение заключается в убийстве Иешуа и в освобождении того от мук. Призвав других богов, отказавшись от собственного Господа, он продемонстрировал отсутствие веры.

Новый Завет гласит, что мужчина добыл у стражников нож, чтобы защитить Учителя. В понимании мастера в действиях Левия нет божественного промысла, и он хочет стать освободителем мученика из понятных человечных побуждений.


Левий Матвей и Воланд в сериале "Мастер и Маргарита"

Во время богохульства апостола начинается гроза, предсказанная Иешуа, и она приносит смерть. Палач вонзает копье в сердце сына Божьего. Мистическим образом воплощаются желания Левия. Он вынашивает идею и о смерти Иуды. Убийство осуществляется руками Афрания с разрешения Понтия Пилата.

Экранизации

Роман «Мастер и Маргарита» был неоднократно экранизирован. Первая лента, снятая Анджеем Вайдой в 1972 году, называлась «Пилат и другие». Действие оказалось перенесено в XX век и герои выглядели современно. Даниэль Ольбрыхский исполнил в фильме роль Левия Матвея.


В ленте Александра Петровича того же года выпуска не было библейских мотивов, описывались только события, произошедшие в Москве в тридцатые годы ХХ века. Персонаж Левий Матвей в картине отсутствовал.

Следующим фильмом по сюжету романа стал польский проект Мацея Войтышко. Библейский персонаж отсутствовал и в этой киноверсии литературного произведенияВ 2005 году вышла масштабная экранизация «Мастера и Маргариты». Автором проекта стал . В образе Воланда предстал , Левия Матвея сыграл , а мастера – .

Цитаты

В книге Левий Матвей выступает в качестве подручного Христа. Он приходит в Обитель Воланда со словами:

«Я к тебе, дух зла и повелитель теней».

Это становится дополнительным подтверждением тому, что перед аудиторией предстает Сатана.


Левий Матвей – иллюстрация к книге "Мастер и Маргарита"

Посланник просит даровать покой мастеру и Маргарите. Заступаясь за героев, он заявляет, что мир они обретут только в аду. В раю для автора романа о Понтии Пилате нет места. На вопрос Воланда о том, почему мастер не может пойти в свет, Левий отвечает:

«Он не заслужил света, он заслужил покой».

Рай в этом восприятии не предполагает покоя для человека, который грешил, но его заслуга в виде написанного романа должна получить вознаграждение. И этим вознаграждением станет покой.

) по юлианскому календарю , в Католической церкви и других западных церквях - 21 сентября

Упоминания

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (), от Марка (), от Луки (), а также в Деяниях святых апостолов (). Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея.

О жизни Матфея

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем , то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями . Евангелие от Марка () и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея:

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея:

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии , где был замучен около 60 года ; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис . Ещё одна версия говорит о казни апостола в римской крепости Апсарос , которая находится в Грузии, в городе Гонио. Могила апостола по одной из версий находится там же, в Гонио. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом , датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в Х веке были привезены в итальянский город Салерно , где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе (англ.) русск. , привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

В искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Матфей - персонаж романа Мастера в романе Мих. Булгакова «Мастер и Маргарита ».

Дни памяти и покровительство

  • В православном церковном календаре: 16 (29) ноября по юлианскому календарю и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).
  • В католическом : 21 сентября .
  • В англиканском : 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно в Италии, а также бухгалтеров , таможенников и всех финансовых служб.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.