Когда заканчивается успенский пост в году. Традиции Успенского поста

Один из строгих многодневный постов, соблюдаемых в христианской церкви – Успенский пост. Он посвящён прекращению жизненного пути Пресвятой Богородицы и началу пути небесного – новой жизни, которую так мечтают обрести все люди.

История и особенности поста

Пост напрямую зависит от праздника Успения Пресвятой Богородицы, отмечающегося 27 августа ежегодно (см. ). В этот день Матерь Божия покинула грешную землю, предварительно сотворив пост Успенский во имя всего человечества.

За несколько дней до смерти Богородицы к ней явился архангел Гавриил, сообщивший, что земной путь Её заканчивается, и скоро начнётся новый бесконечный и великий – путь в загробную жизнь. Для того чтобы подготовиться к этому событию, Матерь Божия три дня соблюдала строгий пост, а после скончалась, тихо и спокойно, как и подобает святому человеку.

Когда начинается Успенский пост в 2017 году

Теперь же пост принято держать дольше – две недели. В 2017 году он продлится с 14 по 27 августа . По строгости он совпадает с Великим постом, но переносится легче Апостольного, а всё из-за обилия плодов, которые поспевают к этому времени. Но вкушать их нельзя бездумно. Для каждого из них существует своё время, которое определяется Спасами, выпадающими на время Успенского поста.

Особенности питания по дням Успенского поста 2017

1. Понедельник, среда и пятница подразумевает сухоядение: разрешено вкушать пищу без термической обработки, добавления большого количества специй, растительного масла, мяса. Кроме того, запрещены мясо и рыба (включая рыбные продукты).
2. Вторник и четверг – можно есть горячую пищу .
3. Выходные дни – в еду можно добавлять растительное масло и вкушать вино (оно считается растительным продуктом).

4. На период с 14-го по 27-е августа, выпадает несколько праздников, один из которых празднуется в самый 1-й день Успенского поста – праздник Происхождения честных древ Животворящего Господня Креста. В народе этот день именуется Медовым спасом или Маковеем. В этот день принято приносить в церковь мёд и мак для освящения, после чего весь новый урожай считается освещённым и допускается для употребления в пищу.
5. – самый известных из трёх существующих Спасов, а всё потому, что до этого дня запрещается вкушать любые овощи и фрукты из нового урожая. После освещения в церкви плодов их можно есть сырыми и готовить из них различные блюда, что может заметно разнообразить постное меню .
6. Заканчивается Успенский пост, праздником Успения пресв. Богородицы 28 августа. В этот день разрешается вкушать блюда из рыбы. Если же Успение выпадает на среду или пятницу, то выходить из поста можно только на следующий день.



Успенский пост в 2017 году, какого числа он начинается из года в год не меняется. Данный пост не является переходящим и он всегда начинается 14 августа, а заканчивается 28 августа с наступлением важного праздника Успение Богородицы. Кстати, именно в честь этого праздника пост и установлен.

Данный пост является многодневным и строгим, он был установлен Русской Православной Церковью и является самым коротким , которые православные верующие соблюдают в течение года. Отмечается этот пост уже спустя неделю после Апостольского или Петрова поста, приходится на период 14-28 августа вне зависимости от года.

Этот пост установлен в честь важного праздника Успение Пресвятой Богородицы - день, когда Матерь Божья покинула эту землю и переместилась в Царствие небесное, в жизнь вечную. Как говорят исторические книги, перед своим исходом она несколько недель постилась, сидя только на хлебе и воде, усиленно молилась. Пост любой в православной вере дается людям для того, чтобы немного остановиться, подумать о своей жизни, оценить свои недостатки, разобраться с отношением к себе, своей жизни и к Богу.

Первые исторические свидетельства

Успенский пост в 2017 году, какого числа начинается - это 14 августа и дата из года в год не меняется. Что касается исторических дат возникновения этого поста, то можно найти его отпечатки еще во времена зарождения христианства. Пост был установлен для того, чтобы люди могли вспомнить о том, как усердно и преданно молилась Богородица перед тем, как уйти в Царствие небесное. Она очищала свою душу и тело перед двумя большими христианскими праздниками, которые отмечаются и в современности - это Преображение Господне и Успение Богоматери.

Если говорить о документальных свидетельствах этого поста, то они датируются где-то 450 годом нашей эры. Упоминает о нем Папа Римский Лев Великий, когда говорит о том, что в течение года есть четыре продолжительных поста, чтобы как следует соблюдать законы физического и духовного воздержания. Несмотря на то, что документальное упоминание о посте датируется так рано, в каноны православной церкви этот пост внесли только после Константинопольского собора 1166 года. Тогда были установлены даты Успенского поста на период 14-27 августа по новому стилю или 1-15 августа по старому стилю. Начало и окончание поста знаменуется двумя важными праздниками в христианском календаре.

В честь чего установлен

Итак, Успенский пост в 2017 году, какого числа начинается и заканчивается теперь известно, предлагаем поговорить о событиях, в честь которых этот пост был установлен. По религиозным приданиям, предчувствуя свою кончину Богоматерь долго готовилась к тому, чтобы перейти в Царствие небесное. Последние дни она проводилась в посте и в молитвах о людях. Поэтому сегодня православные, которые хотят почтить память Богоматери, стараются соблюдать Успенский пост в рамках 14-27 августа. В период поста можно приготовить .

Также интересную информацию можно найти в Греческом часослове от 1897 года, где пишется, что происхождение поста связано с тем, что именно в августе в Константинополе фиксировалось много болезней. Поэтому, чтобы избавиться от болезней и напасти, было принято по улицам города в месяце августе носить Животворящее Древо Креста, дабы освятить город и прогнать болезни.




Интересно! Во время богослужений, которые в этот летний пост проходят практически каждый день, священнослужители обязательно вспоминают о празднике Крещения Руси.

О правилах соблюдения

Как уже отмечалось в этом материале, пост начинается 14 августа с большого праздника - Всемилостивый Спас Христа Бога и Пресвятой Богоматери. В этот день чествуют великую победу князя Андрея Боголюбского против булгар Поволжья. В честь Происхождения Древа Живородящего Креста в этот день проходится Крестный ход. Что касается дня окончания пост, 28 августа, в этот день отмечается Ореховый или Хлебный Спас (так называется день в народе, а по церковному календарю это праздник Успения Богоматери). Еще один постный рецепт - .

Важно! Напоминает, что в период самого поста, 19 августа, в православном календаре стоит еще один важный праздник - это День Преображения Господня или Яблочный Спас, как этот праздник традиционно называется в народе.

Как и во время любого поста, порядок приема пищи и содержание тарелки в Успенский пост строго регламентируется церковными канонами. В частности, нужно отказаться от всего мясного, а также не веселиться и не развлекаться. Время стоит посвятить молитвам, походу в храмы и размышлениям о Боге. В рамках этого поста в храмах не проводится торжественный обряд венчания.




Многие верующие ошибочно полагают, что пост - это воздержание только физическое, но никогда нельзя забывать о том, что, в первую очередь, это время духовного воздержания. Нужно творить добро, справляться со своим гневом, проявлять милосердие к окружающим людям. В пост не стоит только ограничивать себя в еде, это время духовного воздержания и все направлено на то, чтобы телесное и духовное в итоге стало единым целым.

Основные правила питания

Успенский пост в 2017 году, какого числа известно, теперь нужно понять, как именно на данный период составлять свое меню. Строгие правила соблюдения поста обязательны для священнослужителей, современный же человек может просто отказаться от запретных продуктов, но кушать в том ритме, в котором ему удобно, чтобы голод и слабость не мешали нормальной жизнедеятельности.

Церковный устав требуется на этот период каждый день воздерживаться от любых мясных и любых молочных продуктов, а также от яиц. Обратите внимание, что жирность молочных продуктов не имеет значения - все они находятся под строгим запретом.

За основу рациона в постный период должны отвечать овощи и фрукты, ягоды, грибы и крупы. К счастью, в августе все это находится в широком доступе, это период сбора урожая, так что, постный стол точно будет и полезным, и разнообразным. Некоторые продукты в пост является благословенными, потому что, освящаются в период Спасов - это яблоки, орехи, мед, мак, фрукты и злаковые культуры, а также овощи.
Важно! Церковный устав говорит о том, что в день Медового Спаса можно смело готовить постные блины и подавать их с медом и маком, также готовят постные булки и пряники с маком.

19 августа - это большой церковный праздник День Преображения Господня, в этот день в меню можно включать нежирную рыбу, а также освящать в храмах яблоки и виноград нового урожая, ставить эти овощи на стол. Также, если пост заканчивается в среду или пятницу, можно будет кушать в этот день рыбу. Если же окончание поста приходится на другой день недели, то разговение происходит уже на следующий день.

Если хочется более строго соблюдать правила поста, помните, что церковный устав запрещает готовить пищу в понедельник, среду и пятницу. В эти дни следует придерживаться сухоядения. Горячие блюда без растительного масла можно кушать по вторникам и четвергам, а вот в выходные можно готовить растительные продукты уже с использованием растительного масла, допускается употребление небольшого количества вина.

Помните о том, что беременным женщинам, больным людям, а также старикам и детям во время поста допускаются определенные послабления. Ограничения могут быть, но не такими строгими, как для других людей. Важно, чтобы пост каждому человеку приносил радость, а не подрывал здоровью, только тогда пост будет угодным Богу.




Успенский пост в 2017 году, какого числа и как именно питаться можно составить самостоятельно, если знать основные правила питания на этот период. Еще раз напоминаем об обязательной духовной составляющей поста, чтобы этот период не превратился просто в диету. Нужно обязательно отказаться от развлечений и увеселительных мероприятий, много молиться, посещать храмы и богослужения.

Древнейшей христианской традицией являются посты – периоды добровольного воздержания перед важными религиозными праздниками. В пост следует посвятить время молитве и размышлениям. Это помогает восстановить равновесие между духовным и плотским в человеке, а также благотворно влияет на его здоровье. Давайте вместе заглянем в историю и вспомним традиции одного из самых уважаемых всеми христианами постов.

Успенский пост – один из четырех больших постов в православии. Он начинается 14-го августа и заканчивается 27-го, в День Успения Пресвятой Богородицы. Данный пост установлен, чтобы почтить Деву Марию. Согласно Библии, перед вознесением на небо она воздерживалась от еды и постоянно молилась.

Праздники во время Успенского поста

В период Успенского поста православная церковь отмечает три праздника. Большинству они известны как Спасы. 14 августа мы празднуем Медовый Спас, 19 августа – Яблочный (день Преображения Господня, а в древности – празднество сбора урожая), 29 августа – Ореховый. Такие названия появились в народе и связаны с сельскохозяйственными работами. В середине последнего месяца лета на пасеках собирают мед, а в садах – яблоки.

До 19 августа наши предки вообще не принимали в пищу фруктов и овощей, за исключением огурцов. В Яблочный Спас крестьяне святили в церкви мед и яблоки, которые можно было есть с этого дня. Кстати, в некоторых семьях такая традиция жива до сих пор. Ну а к последнему Спасу созревали орехи, и 29 августа народ бурно отмечал окончание жатвы и поста.


В период поста православные отмечают 3 праздника Спаса

Питание в Успенский пост

Успенский пост – самый короткий, но и наиболее строгий из всех. Церковь призывает верующих отказаться от яиц, молочных продуктов, мяса и рыбы. Вся пища должна быть слегка подсоленной, овощи следует подавать в сыром или полусыром виде. На протяжении всего поста под запретом находится алкоголь. Монастырская схема питания в период 14-27 августа выглядит так:

  • Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Можно употреблять только продукты, не подвергшиеся термической обработке: хлеб крупного помола (но не выпечку), сырые овощи и фрукты, сухофрукты, мед, орехи, соль. Запрещено добавлять в блюда растительное масло и пить вино. От теплых напитков (кофе, чая, компота) тоже придется отказаться.
  • Вторник, четверг – разрешена горячая пища без масла. К рациону сухоядения можно добавить каши из злаков, супы, похлебки, блюда из отварного картофеля и фасоли.
  • Суббота и воскресенье – можно употреблять горячую пищу с маслом.
  • 19 августа (праздник Преображения Господня) снимается запрет на употребление рыбы. Так как Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году приходится на пятницу 27 августа , дарами моря можно наслаждаться и в этот день.

Конечно, мирянам необязательно соблюдать настолько скудное меню. Допускается менее строгая форма поста, при которой потребляется только растительная пища с растительным маслом, но можно есть горячие блюда. Послабления в меню разрешены детям до 14 лет, беременным и кормящим женщинам, людям, страдающим от различных заболеваний. Особенности постного рациона желательно обсудить со своим духовником.


Во время поста принято отказываться от пищи животного происхождения

Для многих христиан проблемой становится исключение из меню мясных блюд. По мнению священников, резкий отказ от животных белков – не выход. К первому посту лучше подготовиться заранее. Нужно постепенно сокращать количество мяса в своем рационе, заменяя его источниками растительных белков: арахисом, миндалем, брокколи, цветной капустой, бобовыми.

Как вести себя во время Успенского поста?

«Пост не в брюхе, а в духе», – гласит народная пословица. Важно осознавать, что изменение меню – это не главная цель поста, а средство отвлечения от материальных вещей. В противном случае он ничем не отличается от обычной диеты. Православная церковь определяет три взаимосвязанных направления поста:

  • телесное – отказ от некоторых видов пищи и напитков;
  • душевное – самоограничение в увеселениях и общении, уединение;
  • духовное – подавление телесных желаний, недопустимость вранья, клеветы и сквернословия, постоянная молитва.

В дни поста верующим советуют воздержаться от споров, ссор и любых проявлений отрицательных эмоций. Не рекомендуются такие развлечения, как походы в кино, театр или на концерты, а также чтение светских книг. Однако мера этих ограничений зависит от вашего выбора. Во время поста желательно совершить таинства исповеди и причастия.


Начинается Успенский пост в 2019 году 14-27 августа янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

Какого числа Успенский пост в 2019 году?

14 августа начинается Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Заканчивается он 27 августа .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Дни Успенского поста уже считаются осенними, и, действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или : это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, .

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет - проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в Успенский пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя в Успенский пост в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:

– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая в Успенский пост

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

С иереем Димитрием Туркиным беседовала Анна Данилова

– Пресвятая Богородица – почему мы почитаем Ее?

Мы почитаем Пресвятую Богородицу за то, что Она для нас сделала. Она совершила великий подвиг, который не мог совершить ни один человек. Она – Одна из живших людей и, вместе с тем, Она выше всех людей.

Поэтому мы почитаем Ее особым образом. Мы почитаем святых угодников, почитаем власть: мы почитаем все, что выше нас, все, что выше, достойно почитания. Но каждому уровню соответствует особенное почитание. Мы почитаем Пресвятую Богородицу как лучшую из всех живущих и живших людей, но и честнейшую и славнейшую Сил небесных – херувимов и серафимов. Это очень важно – Она была избранная Божия, Та, Которая была избрана Самим Творцом на Свое служение. Любой искренне верующий не может не почитать Пресвятую Богородицу.

Как прекрасно говорил об этом свт. Филарет Московский: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, – слово Творца производило в мир твари; но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное “буди”, – едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось, – слово твари низводит в мир Творца. И здесь Бог изрекает Свое слово: «Зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий… Воцарится в дому Иаковли во веки.» Но – что опять дивно и непостижимо – самое Слово Божие медлит действовать, удерживаясь словом Марии: Како будет сие? Потребно было Ее смиренное: буди, чтобы воздействовало Божие величественное: да будет. Что же за сокровенная сила заключается в сих простых словах: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему,» и производит столь необычайное действие? – Сия чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волею, мыслию, душою, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием» (Слово в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 1822 г.).

Если мы испытываем сомнения на этот счет или слышим протесты против почитания Пресвятой Девы, то мы видим в этом не столько неверное рассуждение, сколько глубокое непонимание сути того, что сотворил Ее Сын и того, что сотворила Она.

Она склонила главу под святое иго Господне, приняла высочайшую святыню, самого Сына Божия в Себя и этого достаточно, чтобы объяснить почитание Пресвятой Богородицы.

– Иногда от прихожан слышишь: «Я верую в Господа, Богородицу и свт. Николая» или «св. Николай – он как второй Бог». Такое отношение близко язычеству? Каким должно быть правильное почитание Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих?

Да, конечно, это в своем роде, язычество, но мало так просто сказать, надо объяснить, почему такое отношение неверно.

В силу многих причин в человеческом обществе суждение человека о мире, об обществе, о горнем мире утратило понятие об иерархии. Это глубочайший корневой ответ. Весь мир построен иерархически. Он устроен так Богом? Высшее главенствует над низшим. Это устроено с нисходящими ступенями – едва ли человеку возможно в полной мере осмыслить эту Божественно установленную иерархию. Она имеет место. Любой ученый, всматриваясь в устроение мира, видит эту иерархию, описывает ее научными терминами, но если его философия и миропонимание неверны, он не увидит истинной иерархии, того, что вся картина мира, со всей соподчиненностью исходит от Бога. Так происходит и здесь. Человек, почитая то, что ему понятно, он престает возносить свою молитву туда, куда она и может быть направлена.

Через святых, через Божию Матерь, через царя мы возносим молитву Всевышнему. Конечно, это не получится через мирскую власть – через президента или муниципалитет.

Мы видим наш мир – повседневный, устроенный неправильно и это неправильное построение мира мы переносим и на мир Божий.

Нужно смотреть на наш мир через иерархию Божественную.

Как помочь людям правильно увидеть мир? Нужно сначала помочь им разглядеть, что неправильно устроено в их жизни, их душах, тогда и мир Божий они будут видеть по–другому. Тогда они и увидят, что только Ты, Господи, и можешь все поправить, только Ты – моя надежда и мое упование на Твою Матерь Пречистую Богородицу и Твоих святых.

– Часто приходится слышать, что почитание святых в Православной Церкви ничем не отличается от язычества? В чем разница?

Конечно, так думать неправильно.

Во–первых, мы верим, что святые молятся о нас – не сами, своей силой, помогают нам. Святые не являются богами, но ходатайствуют за нас перед Богом. Можно привести аналоги: когда нам нужно что–то от большого начальника мы будем надеяться не столько на силу нашего убеждения, но будем просить тех, кто стоит выше нас и ближе к нему, замолвить о нас слово, попросить за нас. Все чудеса, которые они совершают, происходят не некой личной их силой, но благодатью Божией: Господь действует через святых.

Языческое сознание исходит из принципа предопределенности: некая сумма действий и ритуалов или жертвоприношений должна привести к определенному результату. Задача же христиан не обязать Бога сделать то, что нам хочется, а мы хотим, чтобы он сделал нас такими, как Он замыслил о нас, чтобы мы изменились под лучами Его света и благодати. В язычестве мы воздействуем на бога, а в христианстве Бог воздействует на нас.

– В католичестве есть догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Почему Православная Церковь считает его неверным, считает его ересью?

– Догмат о непорочном зачатии говорит о том, что Пресвятая Богородица, с точки зрения католической догматики, с момента зачатия была свободна от греха, была искуплена изначально. И поскольку Она была искуплена и не нуждалась в искуплении, получается, что если это было возможно для одного человека, то смерть Христова была уже не нужна. А мы знаем, что ни один человек не был свободен от первородного греха, все нуждались в искуплении кровью Сына Божиего и пока кровь не была принесена на Кресте, все, в том числе и Пресвятая Богородица, нуждались в этом искуплении.

– Батюшка, расскажите о самых первых иконах Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Первая икона – была икона Спасителя, которая сейчас нам известна как Нерукотворный Образ.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

Первые иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, были написаны евангелистом Лукой – он был среди первых апостолов. Были и нерукотворенные образы Божией Матери.

– Какие основные типы икон Пресвятой Богородицы?

1. «Молящаяся»

(»Оранта», «Панагия», «Знамение») Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки… В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. «Путеводительница» (»Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.

3. «Умиление» (»Елеуса»)

На иконе «Умиление» мы.видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери . Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар… Однако и сам тип изображения Богоматери «Умиление» находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. «Всемилостивая» («Панахранта»)

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны - «Державная» и «Всецарица».

5. «Заступница» (»Агиосортисса»)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

– Что означают звезды на одеянии Богоматери?

– Звезды на челе и на раменах (на плечах) Божией Матери означают ее непорочность: Дева до Рождества, Дева в Рождестве и Дева по Рождестве.

– Батюшка, поясните, пожалуйста, если Пресвятая Богородица пребыла Девой и по Рождестве, а в Священном Писании говорится о братьях Христовых, о ком идет речь?

Речь идет о детях праведного Иосифа, которые и называются братьями и сестрами Христа. Мать сынов Зеведеевых была одной из дочерей прав. Иосифа. По традиции тех времен, так могли называть и троюродных братьев и сестер.

– Почему икон Пресвятой Богородицы так много?

Много становится того, что достойно поклонения и почитании, то, что дорого, то Богом умножается. Достойно так чтить Божию Матерь, чтобы каждое чудо, которое случилось, было запечатлено в иконописном образе. Иконы Божией Матери часто являются чудесным образом, как, например, Тихвинская икона.

– Как относиться к современным иконам, например, к иконе «Воскрешая Русь»?

Икона как таковая – неотъемлемая часть жизни Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому всякая икона как старая, так и новая должна быть отражением истины, и, значит, отвечать определенным требованиям: 1) иметь известный источник происхождения по преданию Церкви: образец или «извод», историческое событие, иногда – благословение авторитетного духовного лица; 2) иметь богословское содержание; 3) быть принята полнотой Церкви; 4) если икона новая и отображает новое явление церковной жизни, то для ее написания необходимо архиерейское благословение. Создание новых икон явление крайне редкое, обычно новым является только название, а происхождение идет от более древнего образа (например, образ иконы Божией Матери Казанская происходит от более древнего образа Одигитрия). Так называемая икона «Воскрешающая Русь» – очевидно совершенно новая и по сюжету и по времени ее появления. За ней не стоит Церковное предание, у нее нет прообраза, отсутствует глубокий богословский смысл, она придумана неизвестно кем и не принята Церковью. Распространением этой иконы занимается люди, цели которых по-видимому, очень далеки от сохранения единства Русской Православной Церкви. Категорически рекомендую воздержаться от почитания этой иконы.

– Отец Димитрий, начинается Успенский пост. Для чего он был установлен?

– Святой Симеон Солунский пишет, что «пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас». Хочется еще сказать, чтобы православные не унывали: я читал, что на самом деле Успенский пост был продолжением поста апостольского – он начинался со второй неделе по Пятидесятницы и заканчивался на Успение. А потом, по немощи человеческой он был разбит на две части. Желаю всем пройти этот краткий пост во спасение души!

Вы прочитали статью Всё об Успенском посте в 2019 году . О питании в Успенский пост Вы можете узнать из этой статьи.

Всяк православный люд знает, что Успенский пост – это многодневный пост, который был установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы еще во времена раннего христианства. Первые упоминания о нем датируются 450 годом, а найти их можно у св. Льва Великого. Каждый год, в том числе и 2017, Успенский пост начинается 14 августа и заканчивается 27-го числа . Первый день является днем Преображения Господня, а крайний – праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Несмотря на то, что не такой популярный, как Великий, люди, приближенные к церкви стараются соблюдать все его каноны. Не стоит думать, что пост это нечто трудновыполнимое. Совершенно наоборот. С каждым годом, все больше и больше людей предпочитают выдерживать такие небольшие паузы в своей жизни, воздерживаясь от каких-то блюд и продуктов.

Считается, что во время таких пищевых «передышек» человек еще больше сливается с природой, настраивается на гармоничное существование и приближается к Богу. Дурные мысли, грехи и поступки отходят на второй план, а на горизонте начинает виднеться счастливая жизнь.

Во время любого поста следует поменьше времени уделять готовке различных блюд, отпустить чревоугодие и предаться чистым мыслям. Скромная пища на протяжении нескольких недель может стать настоящим испытанием для хозяйки. Но даже эти страдания будут вознаграждены душевною чистотою и спокойствием.

Хоть Успенский пост и считается строгим, на самом деле он не так страшен. Конец лета – это приятный период, когда дома всегда есть свежие овощи, фрукты и зелень. Поэтому можно соединить приятное с полезным, значительно расширить свой рацион вкусными постными блюдами и насытить организм витаминами.

В народе Успенский пост очень часто ассоциируют с Медовым, Хлебным и Яблочным Спасом, ведь именно в это время они и отмечаются.

Календарь питания по дням

Этот пост такой же суровый, как и Великий, поэтому в нем есть определенные правила, которых следует придерживаться.

Исходя из монастырских уставов:

  • по понедельникам, средам и пятницам – сухоядение;
  • по вторникам и четвергам – отварная пища (мясо исключено);
  • по субботам и воскресениям – разрешено вино и растительное масло;
  • в первый день поста отмечается праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В народе этот день больше известен как Медовый Спас. Разрешено кушать медовые пряники, блинчики с маком и медом, булки, плюшки и пироги.
  • 19 августа – Преображение Господне или Яблочный спас. Постящиеся могут употреблять созревшие к этой поре фрукты и овощи, а также рыбные продукты.
  • Заканчивается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) и необходимо постараться плавно выйти из поста. Если этот день припадает на среду и пятницу, то разговение будет только на следующий день. А если в любой другой день, то на праздник можно порадовать себя рыбными блюдами.

Не стоит увлекаться разрешенными продуктами, ведь пост это, прежде всего, смирение (даже еде) и покаяние. За счет того, что Успенский пост проходит в конце лета, многие фермеры собирают урожаи, поэтому он переносится очень легко. Даже те люди, которые не владеют земельными участками, могут порадовать себя спелыми фруктами и овощами, купленными в магазине, ведь все они находятся на прилавках магазинов в приятном изобилии.

Как разнообразить свое меню в пост

Очень часто люди заблуждаются, думая, что пост – это дорого и невкусно. Намного дороже покупать каждый день колбасу или сосиски. Даже постные блюда могут быть вкусными, главное проявить немного фантазии. Это к Великому посту нужно готовиться заранее, продумывая каждое блюдо, а Успенский пост никогда не вызывал проблем с меню.

Например, можно приготовить питательное и вкусное блюдо – кашу. Крупы всегда считались полезным продуктом, просто их нужно уметь варить. Используя специи и приправы, легко удастся побаловать себя ароматной кашкой с овощами.

Благодаря тому, что в этот период много овощей и зелени, любая хозяйка может приготовить аппетитный овощной суп, причем изобилие сезонных овощей позволит существенно разнообразить рацион всей семьи и кушать каждый день новое блюдо. Не стоит забывать о грибах, ведь они полезны и богаты на белок и микроэлементы.

Яблоки – главный продукт этого поста. Их можно запекать, делать пирожки и рогалики с яблоками, салаты, компоты, кисели…В общем, умелый повар сможет приготовить из этого фрукта вкусное и постное блюдо.

Пост – это чудесная пора, позволяющая человеку забыть на несколько дней о радостях земных, и вспомнить о духовных чувствах. Во время такого воздержания многие из нас понимают истинный смысл нашей жизни и стараются передать эту мысль близким людям.

Традиции Успенского поста

  1. Среди главных традиций Успенского поста можно выделить освящение меда. Его несут в церковь на первый Медовый Спас и только после того, как Спас закончится, этот мед можно употреблять в пищу.
  2. Во время Успенского Спаса также приносят в церковь свежий урожай яблок и винограда и святят эти дары природы.
  3. Традиционными блюдами Успенского Спаса являются грибные. В эту пору было принято ходить в лес по грибы, а потом из них готовить полезные блюда.

Видео рубрика