Града фамилия барселона. История создания собора саграда фамилия

Охватывает необъяснимый трепет и бесконечное восхищение перед её символом и главной достопримечательностью – грандиозным Собором Саграда Фамилия.

Ведь и вправду, стоя перед этим прекрасным архитектурным шедевром, проходя по громадным залам, возникает неутолимое желание преклонить колени перед необъятным талантом его творца, истинного гения, преданного до самой смерти душой и сердцем своей Каталонии, .

Примечательно, что строительство началось без участия Гауди и, к сожалению, закончится без него.

История малой папской базилики уходит корнями в 1881 год, когда вернувшийся из Ватикана испанский богобоязненный книготорговец Хосе Мариа Бокабелья Вердагер подал идею строительства некоего аналога величественных храмов Ватикана у себя на Родине. Для этих целей им была основана ассоциация по сбору средств для строительства собора. Кроме того эту идею активно поддержала религиозная община Общество Святого Иосифа.

В 1882 году муниципальные власти Барселоны выделили окраине района Эйшампле участок для строительства. Поскольку на строительство храма предполагалось использовать денежные средства вышеупомянутой общины и пожертвования простых граждан, что очевидно бюджет на строительство предполагалось заложить небольшой. На одном из заседаний Городского Совета Барселоны известный архитектор и скульптор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил бесплатно подготовить проект будущего собора.

Глава 1: Заложение камня

Храм планировали построить за 10 лет. Смена архитектора на более дешевого Гауди

19 марта 1882 года, когда Барселона отмечала День Святого Иосифа, епископ освятил место для храма и заложил его первый камень. Строительство началось.

Проект, предложенный Вильяром, сочетал в себе как соблюдение традиций христианского храмового строительства, так и актуальную для ситуации экономию средств. Именно поэтому небольшой, и притом, неготический собор предполагалось построить за 10 лет.

Однако все пошло совсем не так, как было задумано. Хотя уже летом 1882 года в строительстве было задействовано порядка полсотни человек, руководитель постройки окончательно Вильяр рассорился с церковным советом из-за весьма банального и прозаичного обстоятельства – финансирования работ.

Так, совет стремился сократить затраты, закупая дешевые строительные материалы, которые представлял себе неприемлемым использовать Вильяр. Страдало и его жалование. В конечном итоге и сам верховный архитектор и церковный совет принялись подыскивать иное лицо на должность руководителя работ по строительству храма.

Внезапно в поле зрения воинствующих группировок попал молодой талантливый человек, бывший ученик самого Вильяра – Антонио Гауди. Последний испытывал величайший восторг от перспективы возглавить строительство грандиозного католического собора у себя на Родине. Он предложил церковному совету крайне смелый проект, который оставил от прежних разработок своего учителя один лишь фундамент. Церковный совет безоговорочно утвердил кандидатуру Гауди. Поскольку для них он оказался более «дешевым» работником, нежели именитый Вильяр.

Глава вторая: Гауди вдохновлен

Петь тут будет ветер, а колокола звучать как орган…

Начиная с 1884 года, Гауди официально был назначен руководителем постройки Саграда Фамилия или Храма Отпущения Грехов, как именовал его сам архитектор. Для Антонио постройка собора была не просто работой – это было некое занятие для души глубоко верующего человека. В таком призвании он видел назначение свыше и потому все эти 44 года отдавал всего себя работе.

По видению самого Гауди, храм Саграда Фамилия должен был стать неким единением земного и небесного, связующим звеном между Богом и людьми.

В этом свете сооружение планировалось грандиозное. Шутка ли: 18 башен с витиеватыми узорами и громадный центральный купол, возвышающийся на 170 метров над землей. Строение крыши над центральным залом планировалось выполнить так, чтобы в её прорези звучание колокола разносилось, как орган, а дуновение ветра напоминало пение. К слову сказать, даже колокола для собора отливали по особому чертежу архитектора – необычной удлиненной формы.

Примечательно, что в самом соборе Гауди заложил великолепную идею иного понимания христианской религии и веры. За долгие годы средневековой инквизиции католическая церковь очернила себя до такой степени, что вызывала у верующих не благоговение, а дикий страх. Великий архитектор же считал, что религия – это свет и добро. Потому он спроектировал внутреннее убранство церкви светлым, радужным и цветущим.

Антонио Гауди не только проповедовал христианские принципы, но и активно проводил их в жизнь в ходе строительства. Так, он позволял рабочим разводить огороды на участках близ строительства, переводил престарелых рабочих на менее тяжелые работы, а сам ютился в маленькой каморке прямо на строительной площадке и каждый вечер ходил на исповедь.

Примечательно, что великое строительство посещали многие высокопоставленные персоны, в частности король Альфонсо, инфанта Изабелла, папский нунций в Испании, Альберт Швейцер, а также философ Мигель де Унамуно. Со всеми ними Гауди держал себя сухо, холодно и, несмотря на их недовольство, разговаривал исключительно на каталонском языке.

Ходят легенды о скрупулезном отношении Гауди к каждой мелкой детали интерьера и экстерьера храма. Так, каменные изваяния, украшающие фасады здания приходилось по множеству раз поднимать и опускать с невероятной высоты для доработки. При этом все библейские герои изготавливались не наобум, а с натуры – Гауди позировали реальные люди, которых он сам тщательно отбирал из своего окружения.

Глава третья. Смерть Мастера

В 1900 году команде под руководством Гауди удалось закончить центральный фасад Рождества, часть внутренних стен, часовню и крипту и работала над фасадом Страстей Христовых. Когда над собором взвились в небо первые четыре колокольни, случилось непоправимое – трагически закончилась жизнь великого вдохновителя и творца Саграда Фамилия.

После смерти архитектора великое дело продолжил его близкий друг Доменк Сурганьес по чертежам самого Гауди. Под его руководством были закончены башни фасада Рождества, а также керамическая ветвь кипариса, украшающая центральный вход.

В 1936 году в Испании грянула гражданская война, которая уничтожила в своих пожарах часть ценных документов и чертежей строительства.

И хотя в 1939 году работы по возведению собора возобновились под началом Франсеса де Паула Кинтана-и-Видала, они велись скорее наугад. Каждый последующий архитектор стремился достроить шедевр Гауди, но боялся испортить что-то в первоначальном замысле. Именно поэтому, а также из-за недостаточности средств работы велись с муравьиной скоростью. Тем не менее, за эти долгие годы строителям удалось возвести внутренние стены и частично достроить центральные фасады.

Глава четвертая: Официальное признание Храма

В 2010 году папа римский освятил помещение храма и назвал его Малой папской базиликой. С этого момента в Соборе Саграда Фамилия начали проводиться церковные службы. Однако окончание строительства ещё далеко.

знаковое место Барселоны. Посещают Sagrada Familia ежегодно тысячи туристов, практически всегда ассоциирующих Барселону с Искупительным Храмом Святого Семейства, так именуют это несомненно выдающееся произведение архитектуры. Антонио Гауди, задумав невероятное здание, к сожалению, не сумел до конца воплотить его.

Некоторые неосведомленные считают Sagrada Familia оплотом церкви в Барселоне, однако это не так. Земля, на которой находится Sagrada Familia, не принадлежит церкви, поэтому назвать Саграду Фамилию епархиальным храмом нельзя. В Барселоне кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии является резиденцией архиепископа. Монументальное здание находится в Готическом квартале Барселоны, достаточно далеко от Sagrada Familia. Посещают Саграду Фамилию ежегодно около трех миллионов туристов. 7 ноября 2010 года он был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI.

Для того, чтобы избежать больших очередей при покупке билетов в Саграда Фамилия, покупаем билеты заранее через Интернет .

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Саграда Фамилия и другие достопримечательности Барселоны, обратите внимание на туристическую карту , которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Барселоны, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Барселоны. Подробная информация .

Искупительный храм появился благодаря щедрым пожертвованиям прихожан в 1874 году. Недалеко от города в 1881 году был куплен участок земли, на котором стали возводить задуманное будущий символ столицы Каталонии. Город постепенно разрастался и на сегодняшний день Sagrada Familia является частью одного из центральных районов Барселоны.

Первым архитектором стал Франсиско дель Вильяр, именно он заложил в 1882 году первый камень в основание храма. Sagrada Familia должна была выглядеть как неоготическая базилика в форме креста. Была спроектирована большая аспида с 7 часовнями. Однако не прошло и года как архитектор, рассорившись с заказчиками, потерял работу.

Практически сразу проект поручили Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet), который внес изменения, отказавшись от неоготики и модерна. Верный своему принципу гармоничного сочетания строения и природного ландшафта, Гауди посчитал, что Sagrada Familia должна выглядеть как песочный замок. Архитектор был убежден, что человеческий эксперимент не должен превышать размеры природногоокружения, поэтому центральный шпиль Искупительного храма не должен был возвышаться более, чем на 170 метров. Гора Монжуик, находящаяся рядом, ровно на метр выше.


Sagrada Familia в 1915 году

Через 7 лет у Sagrada Familia появилась крипта, заложенная ещё дель Вильяром. Задумывался Храм Святого Семейства как энциклопедия по Евангелию.

Возведение Sagrada Familia происходило очень медленно, потому что строительство велось только на деньги прихожан. В то время, пока строилась аспида, неожиданно поступило достаточно большое количество средств и первоначальный план претерпел изменения. Изначальная форма креста сохранилась, но появилась возможность добавить несколько монументальных башен. Очень большое внимание Гауди уделил и деталям, украшающим Sagrada Familia, разнообразным декортивным элементам.

Первое, что мы видим при взгляде на Саграда Фамилия - это 3 фасада: Рождества, Славы и Страстей Христовых. Керамика разнообразных оттенков должна была украсить фасад, но позже идея была отвергнута. К сожалению, Антонио Гауди успел закончить лишь фасад Рождества.

Антонио Гауди решил, что первым будет возведен фасад Рождества, так как, по его задумке, остальные фасады могли вызвать неприятие у всех, не знакомых с общей идеей Sagrada Familia. Характерными чертами фасада Рождества стали украшения элементами природы, ящерицами, улитками. В это же время проходило строительство клуатра, соответствующего порталу Святой Девы Розария.

В начале двадцатого века Sagrada Familia постепенно приобретала тот вид, что сейчас знаком каждому, увлекающемуся историей Барселоны.

В 1909 году Гауди принял решение, что при Храме Святого Семейства необходимо построить церковно-приходскую школу. Через год строительство было завершено и получило совершенно необычную конструкцию – криволинейная кровля и стены придавали ей особенную прочность. К фасаду Страстей приступили уже после смерти Антонио Гауди.

Строительство фасада Рождества было завершено в 1925 году. Гауди сам смог закончить задуманное, остальная часть Sagrada Familia принадлежит его последователям. Несомненным украшением Sagrada Familia является 100-метровая колонна Святого Варнавы.

Смерть великого архитектора Антонио Гауди

В 1926 году 7 июня произошло трагическое событие в истории города. К сожалению, этот день показал, что бедно одетый человек не может рассчитывать на достойное лечение. Гауди был сбит трамваем, так как он выглядел, как бедняк, то в больнице, в которую его отвезли, ему оказали лишь минимальную помощь. 8 июня он был найден капелланом Саграда Фамилия, но начинать лечение было уже слишком поздно и 10 июня 1926 года архитектор скончался. Гауди был похоронен в крипте строящегося храма, чтобы он мог наблюдать за строительством даже после смерти. Естественно, это событие повлияло на ход строительства. Барселона скорбит до сих пор, ведь гений Гауди неповторим.

Антонио Гауди погиб, но строительство Sagrada Familia продолжилось, в 1926 году самый талантливый ученик - Доменек Суграньес – удостоился такой чести и занялся дальнейшим строительством Храма.


В период 1927-1930 годов были достроены 3 оставшиеся колонны фасада Рождества. Во время гражданской войны 1936 года строительство было приостановлено, осложнил процесс стройки еще и тот факт, что чертежи, сделанные Гауди, сгорели в этом же году. Лишь через несколько лет стройка была возобновлена, но уже без талантливого ученика, который умер в 1938 году.

1952 год стал для Sagrada Familia очень важным, возобновилось строительство. Саграда Фамилия получила новую лестницу и подсветку. Достраивали фасад Рождества. Через два года решено было начать строительство фасада Страстей, в этот период пользовались чертежами, сохранившимися от Гауди, в храме была достроена крипта, которая стала основанием для музея, посвященного и выдающемуся архитектору.

Башни, украшающие фасад Страстей, были достроены к 1977 году, четыре башни гордо вознеслись к небу. Sagrada Familia начали украшать в этот период скульптурами и витражами, это оказалось длительным процессом. Воскресение Иисуса Христа стало основой для витражей.

Последние годы Sagrada Familia строится достаточно быстро, но при этом интенсивном возведении построены лишь трансепты и неф, их фасады и своды. В 2010 году была достроена апсида и средокрестие. На них возводятся 2 башни. Главная 170-метровая башня, украшенная крестом –символизирует Иисуса Христа. Башня над апсидой посвящена Деве Марии.

1. Проект строительства Sagrada Familia предполагает появление еще четырех башен, высотой 120 метров каждая, посвящены будут Евангелистам. Саграда Фамилия должна принять окончательный вид к 2026 году, именно этот год называется годом окончания стройки. Окончательный вид получит к тому времени фасад Славы.

2. Великолепие и необычные формы Храма Святого Семейства привлекают туристов не только снаружи, но и внутри. Антонио Гауди задумал отсутствие прямых линий и всего того, что противоестественно природе. Великий архитектор осознавал, что не сможет завершить задуманное, поэтому многое прорисовал на чертежах. Эллипс, коноид, гиперболоид и геликоид давали мастеру необходимую конструкцию, именно такие соединения деталей и видны внутри.

3. Последние годы строительство Саграда Фамилии ведется с большим успехом. Средства на ведение строительства собираются достаточно интенсивно, причем поступают они часто и от представителей других конфессий. Возведение Храма Святого Семейства осложняется тем, что каждый каменный блок подлежит особой обработке, даже компьютерная модель очень долго обрабатывается.

Его архитектура со всеми многочисленными фасадами и башнями, украшенными скульптурами и мозаиками, по-настоящему захватывает дух. Строительство храма застали многие поколения, так что недостатка в авторитетных мнениях - от Джорджа Оруэлла до Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса (основателя архитектурного стиля баухаус) - никогда не было. Оруэлла храм не впечатлил, он назвал его «одним из самых ужасных в мире». Гропиус и Ле Корбюзье были куда добрее (и понимали явно больше известного писателя), восхищаясь технологическим совершенством здания.

При такой длинной истории легко забыть о неочевидных, но важных деталях. Собрали для вас несколько интересных фактов о храме Святого Семейства в Барселоне.

Все началось с продавца книг

Главного творения Гауди не случилось бы, если бы не путешествие книготорговца Жузепа-Марии Бокабельи в Ватикан. Именно он в течение десяти лет собирал пожертвования на строительство Саграда-Фамилии. Бокабелья посетил Италию в 1872 году и загорелся идеей построить храм не хуже, чем видел там.

Сначала храм строил не Гауди

Первый проект храма разработал в 1882 году архитектор Франсиско дель Вильяр, который собирался построить его в готическом стиле. Спустя год, на этапе работы над криптой, он ушел в отставку, уступив место Гауди, который кардинально переделал проект.

Храм строят в десять раз дольше, чем пирамиду Хеопса

Гауди начал работать над храмом в конце 1883 года, когда ему был 31 год. С 1914-го он забросил остальные проекты и сфокусировался исключительно на нем. На момент смерти Гауди в 1926-м была завершена только четверть здания. В середине 2010-х стройка едва преодолела половину.

Все ведет к тому, что возведение собора закончится к 2026 году, сотой годовщине смерти Гауди. Если все пойдет по плану, строительство собора займет 144 года. Это в десять раз превышает время возведения пирамиды Хеопса и на 123 года дольше строительства Тадж-Махала.

Гауди никогда не волновало, сколько займет строительство

Гауди никогда не беспокоился о темпах возведения собора. «Мой клиент никуда не спешит», - однажды заявил он. Так как архитектор был абсолютно уверен, что строительство потребует труда нескольких поколений, он старался оставить в своих планах пространство для возможных изменений и часто вносил их сам при посещении стройки.

«Нет никаких причин сожалеть о том, что я не смогу закончить храм. Я постарею, но после меня придут другие. Сохраняться должен дух работы, но ее жизнь зависит от поколений, которым она передана и с жизнью которых связана» - такова была философия Гауди во время работы над его главным проектом.

Некоторые ученые считают, что Саграда-Фамилия построена вразрез с проектом Гауди

Пожар в мастерской Гауди во время Гражданской войны в 1936 году уничтожил немалую часть чертежей и макетов мастера. Некоторые из них удалось восстановить, однако впоследствии вид храма вызвал немало споров.

В 2008 году более 400 участников художественного и архитектурного сообщества Барселоны подписали манифест против дальнейшего строительства собора, который, по их мнению, превратился в небрежную попытку воссоздать стиль Гауди в угоду туристам. Мануэль Борья-Виллель, директор Центра искусств королевы Софии в Мадриде, возглавил группу. Он заявил, что собор в его нынешнем виде не имеет ничего общего с духом Гауди, а лишь представляет собой попытку построить очередную дешевую достопримечательность для туристов. Аналогичная акция протеста прошла в 1990-е, когда в архитектуру храма встроили современные скульптуры.

Гауди похоронен в храме

Быть похороненным в здании, которому посвятил полжизни, - логичное завершение пути архитектора. Гауди умер спустя несколько дней после того, как 7 июня 1926 года его сбил трамвай, и был похоронен в склепе храма. Единственный человек, который тоже похоронен там, - это, конечно же, автор идеи Жузеп-Мария Бокабелья.

Саграда-Фамилия строится на пожертвования

В продолжение традиции, которую задал Бокабелья, собрав деньги для начала строительства, Саграда-Фамилия финансируется исключительно на деньги прихожан. «Храм создан людьми и отражается в них. Эта работа в руках Бога и человеческой воли», - однажды заявил Гауди. Ни испанское правительство, ни Церковь не платили за стройку, которая обходится примерно в 25 миллионов евро в год.

В настоящее время бюджет формируется за счет продажи входных билетов, которые стоят от 15 до 29 евро, и частных пожертвований через Фонд друзей Саграда-Фамилии.

При строящемся здании храма была школа

В 1909 году Гауди создал школу Саграда-Фамилия. Она была предназначена для детей рабочих, строящих церковь, хотя дети из живущих рядом бедных семей также посещали учебное заведение.

В школе три классных комнаты, зал и часовня. Ее здание было расположено непосредственно на месте будущего главного фасада храма до 2002 года, когда потребовалось пространство для продолжения строительства. После этого школу демонтировали и перенесли.

Технологии ускоряют процесс

Развитие технологии резьбы по камню означает, что те места, которые раньше приходилось делать вручную, долго и с большим трудом, теперь могут быть сделаны быстрее благодаря компьютерам.

В 2015 году главный архитектор храма Джорди Колл использовал 3D-печать, чтобы визуализировать, как новые части здания войдут в старую конструкцию. «Если бы Гауди был жив сейчас, он бы довел 3D-технологии до абсолюта. Многие его работы уже были задуманы именно в таком виде», - сказал Колл .

Потолок внутри имитирует деревья

Природа была источником вдохновения Гауди, и неудивительно, что Саграда-Фамилия наполнена символами природы. Самые потрясающие из них - потолочные своды, достигающие 60 метров в высоту. Колонны разветвляются, когда достигают потолка, и создают похожую на лес конструкцию.

Архитектор Бернат Каррау, который проводит туры по храму для Context Travel, отмечает, что дизайн не только символичен, но и функционален. Гауди, решив превзойти традиционные готические церкви, использовал геометрические ветвящиеся структуры, чтобы избежать строительства контрфорсов, традиционной черты готической архитектуры.

Каждый шпиль храма имеет символическое значение

Согласно оригинальному проекту храма, его 18 шпилей символизируют 12 апостолов, Деву Марию, четверых евангелистов и Иисуса Христа. Высота шпилей зависит от места тех, кого они символизируют, в религиозной иерархии. По завершении строительства (сейчас построены только восемь шпилей) высота башни Христа составит 167 метров. Это сделает храм вторым по высоте объектом в Барселоне после горы Монтжуик (173 метра). Сделать храм ниже горы было осознанным решением Гауди, который считал, что человеческое творение не может быть выше божьего.

Это самая посещаемая достопримечательность в Барселоне

Каждый год более трех миллионов человек посещают шедевр Гауди. Что заставляет их возвращаться? «Люди все еще так очарованы, потому что нет другого места, подобного этому, во всем мире - никакой другой современной церкви, которая строится на частные пожертвования, которая имеет внутренний неф высотой 60 метров, - объясняет Тейт Кабре, автор нескольких книг о каталонском модернизме. - Волшебная атмосфера внутри храма заставляет людей посещать церковь во время их каждого приезда в Барселону. Иногда случается принимать посетителей, которые были здесь девять или десять раз».

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в



Церковь Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) в — один из самых знаменитых храмов мира. Правильней называть сооружение — Искупительный храм Святого Семейства. Какое-то совершенно неземное здание, как и многие творения Гауди, впрочем…

Башни храма видно из многих точек города. Мелькающий среди деревьев храм вызывает ощущение попадания в другой мир.

Уникальное здание было заложено в 1882 году и строится на частные пожертвования до сих пор. В последние годы работы идут значительно быстрее, так как подключились крупные инвесторы.

Первый проект Собора Святого Семейства был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar). В конце 1883 года возглавить работы был приглашён Антонио Гауди, значительно изменивший первоначальный замысел.

Законченный фасад «Рождество» — истинный шедевр Антонио Гауди. Это единственный фасад, законченный великим мастером. Скульптурные группы изваяны в натуральную величину с необыкновенным мастерством. Чтобы получить максимально натуральные изображения для сцены избиения младенцив Антонио Гауди даже делал слепки с умерших младенцев.

После смерти Гауди строительство собора продолжили его ученики, затем ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании чертежи Антонио Гауди были уничтожены. Стройку остановили, долгое время были споры о целесообразности продолжения строительства.

Второй фасад собора «Страсти Христовы» был выполнен испанским скульптором и художником Иосифом Марией Субирачесем, в кубическом стиле и кардинально отличается от стиля Гауди, подчеркивая таким образом, что создать подобие уже созданному шедевру невозможно. Хотя, надо отдать должное скульптору — он тоже создал, несомненно, очень значимое произведение.

Субирачес сейчас возглавляет работы по строительству третьего фасада.

Виноград на небольших башнях слева от строящегося фасада символизирует Святое причастие. В декоре храма Святого Семейства вообще очень много всякой символики, можно увидеть даже нумерологию.

У законченного собора будет 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов. Самая высокая центральная башня — символ Иисуса Христа.

О соборе Саграда Фамилия столько всего сказано и написано, что, наверно, можно было бы вести отдельный блог о ходе строительства. Дарю кому-то идею…

Собор Святого Семейства не так велик по площади, но быстро обойти его не удается, забываешь о реальном времени. Начинала обход храма под дождем, с каплями на стекле объектива фотокамеры, а заканчивала под ярким солнцем…

Ежегодно к собору Саграда Фамилия приезжают около 3 миллионов туристов со всего мира. Вокруг собора — огромная очередь желающих попасть внутрь.

Несомненно, Собор Святого Семейства — самая известная достопримечательность Барселоны и одна из наиболее известных достопримечательностей Планеты, создаваемая на наших глазах.

Рядом с храмом расположены сувенирные магазины. Все доходы магазинов идут в фонд строительства собора.

Здесь в стеклянной витрине можно увидеть точный макет Искупительного храма Святого Семейства.

В магазине приобрела золото Толедо (традиционные испанские украшения). Надеюсь, мой вид в новых серьгах ускорит завершение строительства, которое сейчас ожидается в 2026 году.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований.

Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

История создания собора

Основатель собора Хосе Мариа Бокабелья был книготорговцем, католиком и неординарным человеком. Он неоднократно бывал в Риме и считал храм Лорето образцом церкви. Бокабелья частенько посещал Монсеррат и как гласит легенда, идея построить Cобор Святого Семейства посетила его во время пребывания в монастыре, глядя на изображение Святого семейства. Он основал ассоциацию, которая занималась сбором средств на строительство Саграда Фамилия (каталон. Temple Expiatori de la Sagrada Familia).

В 1881 году ассоциация получила от города земельный участок на окраине города. Изначально планировалось строить не очень огромный храм ввиду не слишком больших финансовых средств. В процессе обсуждений будущего строения архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил безвозмездно поработать над проектом. И вот через год, в марте, на День святого Иосифа был заложен первый камень. Сначала строительство было активным и удачным. Но потом отношения Вильяра и церковного совета начали портиться и завершились безобразной ссорой. После которой стало ясно, что его дальнейшее руководство стройкой храма просто неприемлемо. И тут, как повествует легенда, решение Бокабелье пришло во сне. Якобы Хосе приснился молодой архитектор, который очень скоро спасет Саграда Фамилия. А узнать его можно будет по голубым глазам. Через несколько дней, идя в кабинет архитектурного консультанта Мартореля, Бокабелья встретил Гауди. В тот момент он сразу понял, что это и есть тот, кто ему нужен. Позднее Гауди, как «избранный», получил полную свободу в работе над собором.

В свою очередь этот заказ мгновенно причислил молодого 31 –него архитектора к ведущим архитекторам Барселоны. Антонио Гауди создал гипсовый проект, по которому планировалось построить собор в длину 110 метров, а в высоту – 45 м. С четырьмя колокольнями – согласно числу евангелистов и двенадцатью башнями – по числу апостолов. Проект предусматривал возведения трех фасадов, которые повествовали о разных эпизодах жизни Христа — «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады собирались украсить огромными панно и рельефами на сопутствующие темы. Церковный совет одобрил макет, и архитектор приступил к его воплощению.

Шли годы, менялись рабочие, помощники Антонио Гауди, стройплощадка стала неофициальным факультетом архитектурной школы. Наиболее ревностные студенты приходили сюда по вечерам, чтобы послушать уважаемого дона Антонио. А когда Cобор Святого Семейства, наконец – то начал обретать осязаемые очертания, это было настолько впечатляюще, что слава про необыкновенный замысел мастера – каталонца разлетелась по всей земле. Посмотреть на это, а заодно и принять участие в грандиозном проекте приезжали отовсюду. На стройку приезжали смотреть король Альфонсо, с которым Гауди общался исключительно на каталонском, чем вызвал недовольство монарха. Была здесь с визитом также инфанта Изабелла. Кроме нее еще Cобор Святого Семейства посещали кардинал Рагонези, нунций Папы в Испании, Альберт Швейцер.

Строительные работы то прекращались, то вновь возобновлялись. Не последнюю роль в остановках строительства играли и финансовые средства. Но хоть храм Саграда Фамилия был главным детищем Гауди, параллельно с ним, он осуществлял и другие проекты. Но изначально архитектор обещал закончить собор через 18 лет. Но, увы, это оказалось не так, строительство идет и по сей день.

Тяжелое военное время внесло свою негативную лепту. Архитекторы теряли интерес к Гауди. Ему самому пришлось много пережить: смерть близких друзей, ухудшение здоровья, душевный кризис.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований. Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

Гауди всегда ориентировался в проектах на природные шедевры. Так, внутри Саграда Фамилия свод поддерживают весьма необычные колонны, напоминающие форму деревьев.

Гауди отлично понимал психологию воздействия и важность звука именно в церковных строениях. Он годами проводил эксперименты над удлиненной формой колоколов. Поскольку архитектор спроектировал конструкцию так, чтобы она могла функционировать как большой орган. Предполагалось, что через отверстия башен будет проходить ветер и это создавать настоящий хор. Задум Гауди также предполагал освещение самой высокой (170 м.), центральной башни прожекторами с двенадцати башен. Тогда крест, венчающий башню, будет излучать свет, воплощая этим символ основного постулата Христа: «Я есьмь Свет Миру». Но к величайшему сожалению, это оригинальное решение мастера пока не воплощено в реальность.

Сам Гауди понимал, что его жизни не хватит, чтобы завершить задуманное. Незадолго до своей смерти он сделал замечание, что «на завершение грандиозных церквей уходят века» и привел в пример собор Святого Павла в Риме, Кёльна и Реймса.

Сегодня в строительстве храма задействованы не только архитекторы с мировым именем, но и каждый турист, посещающий памятник. Поскольку те деньги, что он платит за осмотр достопримечательности, идут в строительный фонд. Таким образом, продажа входных билетов и сувениров приносит ежегодно порядка 10 млн. евро в фонд храма. Эксперты сделали подсчеты, что если дело так будет идти и дальше, то сооружение собора может завершиться в 2022 году.

Как доехать?

Добраться до Саграда Фимилия очень легко. Совсем рядом станция метро с одноименным названием Sagrada Família, через нее проходит ветка L5.

Часы работы Cобора Святого Семейства:

Стоимость входных билетов Cобор Святого Семейства

В самый полный билет входят Собор, башни, музей, склеп и аудиогид на русском.

Полезные советы

  • В будние дни народу меньше
  • Для хороших фотоснимков без туристов приезжайте до 8 утра
  • На фасаде Страстей Христовых есть криптограмма, на ней написан возраст Христа
  • Вечером через окна витражей фасада страстей красиво падает свет. Можно сделать фотографии.
  • Посетите колокольни фасада Рождества.