Эссе о нравственном образе жизни конфуции. Эссе «Мы доверяем своим глазам — но и им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться

Тадзио Гольдгевихт

Конфуцианство – школа философской мысли, созданная Конфуцием, одним из величайших мыслителей и просветителей Китая. В конфуцианской школе некоторые его идеи изменились, подстраиваясь под требования текущей эпохи, и получили дальнейшее развитие последующими мыслителями. Однако, в этой статье я буду рассматривать традиционные учения Конфуция, так как они излагаются в книге «Лунь Юй», известной также как «Кун-Цзы».

В своей статье «Тату в современном Китае - культурный обзор», я писал о том, как многие аспекты традиционной китайской культуры не учитываются, или подменяются заимствованными западными взглядами и идеями, забываются и продолжают жить только в коллективном бессознательном народа (возможно, в будущем я еще рассмотрю это в специальной статье). Говоря о том, что конфуцианство является фундаментом морали китайского общества, нужно иметь четкое представление, какое место оно занимает в жизни современного Китая.

Нужно сказать, что большинство китайцев, по всей видимости, не понимают истинного значения Конфуция.

Когда дело доходит до Конфуция, то отношение к нему китайца будет подобно отношению к чему-то в природе, что надо практически боготворить. Конфуций уже больше чем просто человек, он стал своего рода символом, и олицетворяет собой одновременно и саму страну и ее дух, и китайский народ гордится им. Но здесь важно отметить, что большинство китайцев, по всей видимости, не понимают истинного значения Конфуция. Если вы заговорите о нем с китайцами, они несомненно сразу скажут вам о том, какой он великий человек и наставник, но вместе с тем обнаружится, что они практически не знают его учения. Для некоторых людей это будет говорить о том, что учение Конфуция так глубоко интегрировалось в китайскую культуру, что воспринимается уже просто на бессознательном уровне и не требует специального изучения. Другие люди, включая меня, согласятся с тем, что механическое зазубривание и повторение без понимания – является признаком невежества, и не может расцениваться как достижение высокого уровня, хотя конечно имеет свое значение и роль в социальном аспекте.


Влияние конфуцианства, достигнувшего самого сердца китайской культуры, видно во всем, что делают китайцы, но как я уже писал, - это не значит, что они это понимают. Конечно, было бы здорово, если бы они его понимали, но это не так. И здесь перед нами открываются два аспекта существующего положения вещей: очень красивый и очень грустный. Прекрасный, потому что мы видим, что сила мысли человека, жившего тысячи лет назад, по-прежнему живет и наполняет мысли и поступки миллиардов людей. Это прекрасно, потому что мы видим, что человеческие мысли и идеи продолжают жить, когда самих людей уже не стало, пали династии, в которых жили те люди. В этом чувствуется величие. И вместе с тем грустно, потому что это великое наследие постепенно забывается, воспринимается все более через призму понимания отдельных людей, а величие и значение, - или просто принимаются слепо на веру, или забываются. Это трагично, если не больше.

Человеческое поведение, которое раньше считалось бы аморальным, сейчас становится в порядке вещей.

Изменяется общество, и изменяются нормы принятой в нем морали. Человеческие ценности остаются, но их понимание может (и довольно часто) сильно меняться, некоторые люди говорят о том, что это неизбежный элемент социальной адаптации к меняющимся условиям жизни социума. В нашем современном обществе, некоторые основополагающие социальные ценности остались теми же, что и много лет назад, но их понимание кардинально изменилось. Человеческое поведение, которое раньше считалось бы аморальным, сейчас становится в порядке вещей. Например, честность, когда-то была такой социально-значимой человеческой ценностью и вызывала восхищение, сейчас же, во взглядах наших современников, - это скорее черта некоторых простаков. Ее место заняла позиция извлечения личной выгоды, этим принято руководствоваться в жизни. Да и само понятие нравственности, как комплекса определенных нравственных принципов, уже рассматривается как несовременное.

Но нельзя относиться к этому только с ностальгией. Все это конечно говорит о том, что человечество рановато взяло на себя роль правителей планеты. Мы достигли многого, но еще не можем мыслить коллективно. Нетерпимость и войны все также продолжают сопровождать нас. Для нас не важно, в какую сторону развивается наше общество, для нас важнее думать о том, что мы есть. Мир, в котором нет голода, войны, несбывшихся надежд,существует только в умах дураков, мечтателей и людей, опередивших свое время. Сейчас я тоже не могу сказать, что верю в то, что мы можем жить в мире и гармонии, но мы, безусловно, может решить для себя такую вещь, как справедливый социальный порядок. Возможно, что истинная причина падения моральных ценностей заключается в том, что в большинстве стран мы не имеем справедливого социального порядка.

В конфуцианстве совершенное общество называется «Da Tong». Я думаю, что даже для Конфуция, такое общество было утопичным. Он мечтал о таком обществе, но знал, что это не достижимо, по крайней мере, при его жизни. Осознав это, он понял путь, ведущий к началу реформирования общества, - начать с самого простого: установить базовые социальные ценности, определить их и объяснить их смысл в самых простых терминах, так, чтобы они были понятны самым простым людям.

Вы играете в игры, умножающие ложь.

Я вижу прямую параллель между нашим современным обществом и китайским обществом, времен жизни Конфуция. Как сейчас, так и тогда, есть (было) много путаницы. Ценности, которые когда-то считались важными, представляются незначащими и ненужными. Как и конфуцианство в современном Китае, большинство людей понимает его традиционное значение по умолчанию: каждый должен заботиться о других, совершать добрые поступки и т.д. Этому нас учили дома, в школе, поэтому мы считаем, что это человеческие ценности. Тем не менее, если спросить,положа руку на сердце, - мы еще верим в это? Большинство людей ответили бы: «Да». Но по иронии судьбы, это совсем не означает, что они действительно верят в то, что они говорят, потому что для большинства людей эти ценности являются лишь тем, чему их учили, что должны мы принимать по умолчанию, даже если в душе мы с этим не согласны. Это не согласие является приемлемым, вы привыкли уже носить маски в вашей жизни. Вы играете в игры, умножающие ложь. Есть те, кто еще верит по-настоящему в эти ценности, есть те, кто уже не верит ни во что, есть те, кто не знает, во что верить. Настоящая путаница. Тем не менее, обучение и воспитание людей является одним из решений этой проблемы, и как в древнем Китае, так и сейчас, - учитель является тем, кто ответственен за соответствующее образование.

Как я уже писал, общество во времена Конфуция, как и в наше время, было очень разнородным и сумбурным. Так происходило потому, что моральные ценности, которые должны быть основой социального поведения и взаимодействия были не востребованы. Конечно, и тогда и сейчас они не утеряны, вроде бы есть и известны. Однако, в нашем современном обществе нельзя поручиться за то, что человек будет ими руководствоваться в своих поступках. Наверное, такие же нормы поведения и морали были и в то время, возможно даже были отдельные нормы поведения для разных слоев общества. Тем не менее, Конфуций чувствовал, что общество больно, и эта болезнь проистекала из непонимания этих нравственных ценностей, непонимания пользы от того, чтобы руководствоваться ими в жизни. Демонстрируя удивительную степень уверенности в себе, которая порой рассматривается некоторыми как его гордыня, Конфуций не только говорил, что общество больно, но и говорил о том, что у него есть лекарство от этой болезни – его собственные учения.

Поскольку та социальная обстановка, в которой мы сейчас находимся, напоминает ту, которая была во времена Конфуция, я считаю, что наставления, которые давал мастер могут (и актуальны) применяться и сейчас. На первый взгляд может показаться сомнительным, что в нашем современном обществе применимы учения, созданные тысячи лет назад, но после более глубокого анализа, мы можем ясно увидеть, почему это не так. Прежде всего, учение Конфуция – это не инструкции для китайского народа, это именно учение, которое имеет социальную цель. Китай тех времен не существует сейчас. Конфуций вел и активную международную деятельность. Он путешествовал по разным странам и везде старался донести до людей свои идеи. Поэтому нельзя сказать, что его доктрина ориентирована именно на китайцев, и западные люди также могут извлечь из нее пользу. Кроме того, мы должны иметь в виду, что западные люди, как люди, не так уж отличаются от китайцев, как многим хотелось бы думать. Да, мы многое делаем и понимаем по-разному, но в основном, мы принимаем одни и те же общечеловеческие ценности, хоть зачастую и подходим к их осмыслению с разных сторон.

Я считаю, что в какой-то степени мы пожертвовали важности моральных ценностей в обмен на их принятие в качестве «социальных стабилизаторов».

Образно говоря, мы с боем достигли тех позиций, на которых сейчас находимся, и я считаю, что мы должны гордиться тем, чего достигли. Хотя нам предстоит пройти еще долгий путь, но можно с уверенностью констатировать, что за последние века мы добились многих социальных улучшений нашей жизни. Некоторые даже считают, что мы достигли пика своего социального развития, и что такого никогда не было раньше. Хотя это утверждение и кажется верным, но надо признать, что мы пожертвовали ради этого рядом вещей, и даже если жертва является, безусловно, часть игры, я думаю, что мы должны посмотреть немного глубже на то, чем мы пожертвовали. Я считаю, что в какой-то степени мы пожертвовали важностью моральных ценностей и их ролью в качестве "социальных стабилизаторов". Социальные стабилизаторы - это те элементы, которые способствуют благосостоянию общества в целом, путем поощрения более сбалансированного взаимодействия между людьми, таким образом, позволяя обществу быть более устойчивы и гармоничным. Как я уже писал, наше общество сложно назвать гармоничным. На мой взгляд, это происходит потому, что, ради прогресса, мы пожертвовали несколькими такими социальными стабилизаторами. Об этом говорит целый ряд признаков. Одним из них будет тот факт, что западное общество, хоть и демонстрирует поразительное улучшение в социальной сфере, но мир все так же остается нестабильным, погибающим от насилия, нетерпимости и других заболеваний. Точно так же, как и во времена Конфуция.

Основой учения Конфуция является учение о морали. Другие школы философской мысли и заложенные в них религиозные элементы также оказали определенное влияние на его учение. Но религиозность, существование Бога или Богов, отношения между людьми и "сверхъестественным" - это все вторичное (по меньшей мере, для него). Для Конфуция главенствующее место занимали идеи справедливого общественного порядка и гармонии. Он считал, что социальный порядок был самым основным требованием, и что другие цели и идеи должны рассматриваться только после достижения этого. Мастер понял, что здоровое сплоченное общество, включающее в себя бескорыстные возвышенные идеи и принципы, - это лучший путь для достижения личного блага каждого.

Поняв, что истинное благо – это благо для общества, он закладывает фундамент построения справедливого общества.

Поняв, что истинное благо – это благо для общества, он закладывает фундамент построения справедливого общества. Возможно, Конфуций понял, что люди эгоистичны по своей природе, и что единственный стимул, который заставляет их работать – это работать для своей пользы. Затем он добавил концепцию, личную пользу, непосредственно касающуюся социального порядка, - того, что у вас нет, вы получите в последствие. Таким образом, он обеспечил то, что даже несмотря на эгоистичную мотивацию поступков человека, он все равно совершает действия, направленные на благо общества. Отличное воплощение здорового цинизма. Здесь нет места для романтики, самообмана и лицемерных суждений о величии человеческой расы, есть просто неоспоримый довод, что мы, как люди, имеем мотивацией наших действий стремление к личному благу.

Все, чего человеческое общество хочет добиться или достичь, улучшение условий жизни, прав человека, международного признания или внутренней стабильности, оно может достигнуть, только если уже есть базовый уровень социального порядка. Для Конфуция, социальный порядок означал две вещи: то, что люди понимают свою роль в обществе и то, что они ее выполняют. Для него общество было подобно высокоточной машине. Такая машина состоит из разных частей, каждая со своими функциями, и каждая часть машины должна хорошо работать, чтобы машина в целом работала. Конфуций говорит о обществе, в котором люди знают свои функции и знают как их выполнять. Очевидно, что нельзя описать все многообразие ролей, которые выполняют люди в обществе, и Конфуций, чтобы научить своих учеников, дал описание некоторых основных функций, выполняемых людьми и тех требований, которые предъявляются к человеку на его месте.

То, насколько хороши социальные взаимодействия, будет определять благосостояние нации.

Конфуций говорит в основном о трех видах таких социальных взаимоотношений. Это отношения между человеком и членами его семьи, отношения с другими людьми и отношения человека и власти. То, насколько хороши социальные взаимодействия, будет определять благосостояние нации. В рамках этих социальных взаимодействий, мастер рассматривает основные роли, такие, как отец, сын, брат, друг, правитель, министр т. д. После определения этих ролей, он переходит к описанию базовых ценностей, которые будут определять то, как социальное взаимодействие должно происходить. Такие ценности, как доброжелательность, надежность и мужество - объяснил подробно, а также их социальное значение и функции.

Так как это не эссе, посвященное предметному разбору положений конфуцианского учения, я не буду детально разбирать и рассматривать эти взаимодействия. На мой взгляд, сказанного уже достаточно, чтобы понять, что эти социальные взаимодействия являются жизненно важными для существования сбалансированного общества. Отсутствие же их представляет социальный хаос, очень похожий на то, как мы сейчас и живем, маскарад под вуалью социального прогресса. Поэтому, важно признать провал не только в использовании, но и в определении моральных ценностей в современном обществе. В настоящее время, мы не только не знаем, как применить в нашей жизни нравственные ценности, но и не понимаем, как научить людей видеть выгоду для себя в том, чтобы им следовать. Во-первых, такое заявление может быть встречено с недоверием - в конце концов, почему мы должны иметь определенные моральные ценности и использовать их? Похоже, что в наш современный век мы просто забываем о некоторых социальных элементах, которые были достигнуты нами в напряженной борьбе и самопожертвовании. Мы забываем то, за что так долго боролись, и на место этому приходит ложь и лицемерие. Почти каждый готов рассуждать о нравственности и ее социальной значимости, но верят ли они в то, о чем говорят? Возможно, что люди не только эгоистичны по своей природе, но и еще ленивы и трусливы. Чтобы увидеть, как это происходит, надо только обращать внимание на мелочи, и пример за примером, это будет обнаруживаться. Именно мелочи способны приоткрыть завесу лицемерия и показать нам, кто мы есть на самом деле и то, что мы действительно думаем.

Наверное, конфуцианство не панацея от того социального хаоса, что мы сейчас имеем, но, во всяком случае, это честный взгляд и подход к человеческой природе и к тому, что действительно определяет наши поступки. Честный взгляд на способы достижения социального порядка, достижение личного блага, которое будет одновременно являться коллективным благом.

Школа – гимназия № 94 город Алматы

Учитель начальных классов

Абдрахманова Айгуль Таймысовна

Эссе о нравственном образе жизни Конфуции

«Человек может сделать великим путь,

которым идет, но путь не может

сделать человека великим»

Конфуций (551-479 до н э)

О дин из великих мудрецов древности, является своего рода символом

Китая, его культуры, философской мысли. Конфуций считается также великим

первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды

жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно тоже, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины. "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". И это действительно было так, в этом была сила Конфуция. Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий.

Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где

готовили чиновников. Но это не остановило Конфуция. С 15 лет он стал брать

частные уроки и заниматься самообразованием. Овладев иероглифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу.

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп". Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был. Со страниц трактата "Лунь-юй" жизнь Конфуций, была жизнью одинокого и не избалованного успехами учителя, лишь преданными ему учениками.

Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно заботили непорядки в стране. Под влиянием того, что он видел на службе, и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его.

Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно

учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В

кругу учеников он был сердечен и естествен, чужд надменности. Он никогда не

выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики

оказывали на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам,

выслушивал от них упреки, оправдывался перед ними. Конфуций не обещал ученикам дать какое-то высшее сокровенное знание. Он наставлял их в простой земной науке, которой был беззаветно предан сам "Я просто человек, - говорил он, - который в страстном стремлении к знанию забывает о пище, в радостях познания забывает о горестях и который не замечает приближающейся старости".

В 528 году до н э у ум ерла мать. По обычаю он должен был в знак траура покинуть службу на 3 года. И хотя многие в то время уже не обращали внимания на это правило, он решил строго соблюсти его. Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории.

Вскоре умер сын Конфуция, а вслед за ним любимый его ученик Янь Юань, беззаветно преданный учителю. Смерть Янь Юаня потрясла философа. Конфуций почувствовал, что наступает его черед. Все это время он не прекращал работать. В раздумьях Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя

достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни. "Если на рассвете познаешь правильный путь, то на закате Солнца можешь и умереть".

Образ "благородного мужа" как общественный идеал проходит красной

нитью через беседы Конфуция со своими учениками. Главное его качество - "жэнь".

Это понятие, введенное учителем, не имеет буквальных эквивалентов в европейских

языках и по смыслу близко к значению "человеколюбие", "человечность", "гуманность". Оно характеризует идеальное отношение, которое должно быть, в первую очередь, между отцами и сыновьями, братьями, между правителями и чиновниками, друзьями. Жэнь - это определенный тип поведения. "Если человек тверд, настойчив, прост, скуп на слова, он близок к человеколюбию".

Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране. Для того чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаями порядкам. Но сделать это нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга.

Ка к Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения

Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" -

"Суждения и беседы". Она состоит главным образом из собранных афоризмов, которые начинаются словами "Учитель сказал ". Иногда в ней сообщаются факты из биографии Конфуция, иногда попадаются эпизоды, показывающие учителя в беседе с друзьями. "Лунь-юй" остается почти единственным надежным свидетельством о мудреце и его учении. "Лунь юй" начинается и оканчивается высказываниями, в которых говорится о необходимости учиться и о благородном муже. Эти две взаимосвязанные мысли пронизывают все произведение, свидетельствуя о том, что учение Конфуция есть одновременно программа личностного самосовершенствования. « Направь свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с человеколюбием, упражняйся в искусствах», - говорится в «Лунь юй».

В своем этическом учении о человеколюбии, Конфуций советует человеку быть всегда почтительным, проявлять уважение даже тогда, когда исполняешь работу, по отношению к людям проявлять преданность. О всех этих качествах человеколюбивому и мудрому мужу не стоит забывать даже в том случае, если он «отправляется к варварам».

« Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали» - таково мнение великого учителя.

Конфуций сказал: "Тот, кто способен проявлять пять качеств, является человеколюбивым". Это такие качества, как почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.

Конфуций учил людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии.

Мудрость великих мыслителей является основополагающим в современной нравственно-духовного образования «Самопознание». Наследие, которое они нам оставили, это тот факт, что все они воспитывали своих учеников только примером своей собственной нравственной жизни, основанной на принципах общечеловеческих ценностей и бескорыстном служении обществу.

Проявляться такие идеи в массовом сознании, не были бы лишними исследования в области, которую философы называют философией политики, или - уже, философией власти. Крайне важным было бы предпринять усилия для глубокого осмысления этой новой тяги к Вождю... Посвященным в египтеские Мистерии и поэтому относился к сказанному слову очень ответственно. Еще одним аргументом в пользу вышеприведенного высказывания Платона являются такие реалии, как воля к власти, и сама власть, ибо они внутри себя имеют...

https://www.сайт/journal/143506

564.) Страх - основной источник суеверий и основной источник жестокости. Преодоление страха - начало премудрости." Бертран РАССЕЛ (Философ отрицает церковно-библейское учение о том, что "Начало премудрости - страх Господен" - Псалом110:10; Премудрости, 1:7; ... отношение к Богу я выражал ясно и никогда не отказывался от своих слов. Если же что-то из моих высказываний может показаться кому-то религиозными, то это, вероятно, - мое безграничное восхищение структурой мира, которую нам показывает наука...

https://www..html

Требует, чтобы ему тотчас поверили): "пользуясь вопросами и ответами" , он просвещает разум у последователей его философии . (В ряде мест Платон отмечает, что) благо познаваемо "для немногих", что многие, преисполненные "неправильного презрения... На что (Платон) этими словами указывает, не всякому легко понять, если только он не сумеет вникнуть в следующие его высказывания : "Из-за нашей слабости и тяжеловесности мы не способны подняться к пределам воздуха", "если бы природа (человека) способна была...

https://www.сайт/journal/141079

3. Учитель сказал: "Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь?".30 4. Линь Фан31 спросил о сущности церемоний. Учитель ответил: "Это важный вопрос! Обычную церемонию лучше сделать умеренной, а похоронную церемонию лучше сделать печальной". 7. Учитель сказал: "Благородный муж не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда он участвует в стрельбе из лука. После взаимных...

https://www.сайт/journal/144103

1. Учитель сказал: "Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда [кто-либо] поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?" 2. Учитель сказал: "Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу". 3. Учитель сказал: "Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей...

https://www.сайт/journal/144104

2. Ай-гун спросил [учителя]: "Кто из ваших учеников самый прилежный в учении?" Кун-цзы ответил: "Самым прилежным в учении был Янь Хуэй. Он не срывал свой гнев на других, не повторял ошибок. К несчастью, жизнь его была короткой, он умер. Теперь нет такого человека, я не знаю, кто бы был так прилежен". 6. Цзи Кан-цзы спросил: "Может ли Чжун Ю заниматься делами управления [государством]?" Учитель ответил: "Ю способен решать вопросы. Почему же он не может заниматься делами управления?" [ ...

https://www.сайт/journal/144106

1. Учитель сказал: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну"64. 2. Учитель сказал: "Безмолвно хранить [то, что знаешь], учиться без пресыщения, просвещать без устали, - что из этого я осуществляю?". 3. Учитель сказал: "Когда мораль не совершенствуют, изученное не повторяют, услышав о принципах долга, не в состоянии им следовать, не могут исправлять недобрые поступки, я скорблю"65. 5. Учитель сказал: "О как я ослабел: я уже давно не вижу во сне...

https://www.сайт/journal/144107

1. Учитель редко говорил о выгоде, воле неба и человеколюбии. 2. Человек из Дасян сказал: "Велик Кун-цзы. Его ученость огромна, но он еще не прославился". Услышав это, Кун-цзы сказал, обращаясь к ученикам: "Что бы мне сделать? Доказать ли искусство управления колесницей или искусство стрельбы из лука? Я покажу искусство управления колесницей". 3. Учитель сказал: "В соответствии с ритуалом следует делать шапки из конопли. Но теперь изготовляют из шелка. Так экономнее, и я следую этому. ...

Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин

Творческая работа по теме:

"Конфуций и его учение о государстве"

Составила:

Студент 1 курса

Проверила:


Введение_________________________________________________________3

1. Личность Конфуция_____________________________________________4

1.1. Биографический портрет_____________________________________4

1.2. Основы философских взглядов________________________________4

1.3. Конфуцианство_____________________________________________5

2.Концуций и государство__________________________________________7

2.1. Правила и вежливость_______________________________________7

2.2. Суждения Конфуция о государстве ____________________________9

2.3. Правитель в Китае и концепция истинного правления____________10

Заключение______________________________________________________12

Список используемых источников и литературы_______________________13


Введение

Анализируя высказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности. Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личный опыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постах убедил Конфуция, что управлять людьми и государством - задача не из легких.

Идеи Конфуция оказали влияние на цивилизацию всей Юго – Восточной Азии. Он был самым известным китайским учителем, философом и политиком – теоретиком. Нам будет очень полезно изучить деятельность Конфуция в историческом контексте.

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя - весьма важная часть конфуцианского учения.

Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую часть правил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по - иному и сведется лишь к слепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименование китайских церемоний.


1. Личность Конфуция

1.1. Биографический портрет

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Конфуций, латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философии в Китае.

1.2. Основы философских взглядов

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее". Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.).

Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюнь - цзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?". Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.

1.3. Конфуцианство

Конфуцианству следовали китайцы более двух тысячелетий. Оно традиционно служит предметом изучения, источником ценностей и социальным кодексом китайцев. Иногда конфуцианство рассматривается как религия, а иногда как философия. Конфуций изучал способы мышлений и действий, которые могли бы восстановить порядок и гармонию. Он привлёк 3000 учеников, 72 из которых стали его последователями. Конфуцианство стало считаться одной из шести основных философских школ. Во время правления династии Хань (206 – 220 г.г. до н.э.) конфуцианство стало государственной ортодоксальной философией. Классическими текстами которые занимают важное место в конфуцианской традиции, являются: Шу цзин (книга истории), Ши цзин (книга песен), И цзин (книга перемен), Ли цзин (собрание ритуалов) и Чунь цю (летопись). В современном Китае конфуцианство как школа мысли и практики сошло со сцены. Но его принципы и парадигмы всё ещё сохраняются глубоко в китайской культуре.


2. Конфуций и государство

2.1. Правила и вежливость

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией на протяжении многих веков.

Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.

Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и, прежде всего, любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость по-сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем учении Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".

Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства, через разногласия".

Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.

2.2. Суждения Конфуция о государстве

В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): "Он обладает четырьмя Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.

Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.

Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье Дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народ потеряет, сыновни чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.

Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.

2.3. Правитель в Китае и концепция истинного правления

Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).

Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей право на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

"Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.

Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, для которых доверие народа высшее достояние.

У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой.

"Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.


Заключение

В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

Нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права властителя. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего “совершенного” бюрократа.

Малявин В.В. – Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. – 37-103 с.

Знаменитый китайский философ и мыслитель затрагивает проблему процесса познания и его форм, их единства, и в частности посвящено чувственной форме познания. Проблемы познания были и остаются актуальными в обществе всегда, так как человек во все времена пытался познать себя, мир, добраться до истины. К тому же, познавательную деятельность многие философы выделяли как главную способность, отличающую человека от животного. По мнению автора, познание очень сложный процесс, в ходе которого не стоит полностью опираться на знания, получаемые с помощью органов чувств, так как познавательная способность чувств ограниченна, и они не могут дать человеку всей полноты знаний об изучаемом объекте.

На мой взгляд, в процессе познания важно, чтобы чувственная форма была тесно связана с рациональной. Это позволит добиться получения истинного знания об объекте и не попасть в заблуждение.

Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. Как известно из курса обществознания, познанием называют процесс приобретения знаний. Наряду с трудом и игрой, познание является ведущей деятельностью человека, цель которой состоит в получении объективных знаний об окружающей действительности, т.е. истины. Выделяют чувственную форму познания и рациональную. Структура первой складывается из таких элементов как ощущение, восприятие и представление. Ощущения помогают нам изучить отдельные свойства предметов и явлений. Например, каждый может ощутить запах или вкус малины, или скажем, тепло и холод. В ходе восприятия у человека создается целостное видение всех свойств предмета. Так, у человека, рассматривающего картину, каждую ее деталь, формируется целостный облик в своем сознании. Посредством представления в сознании человека сохраняется определенный образ предметов и явлений без их непосредственного взаимодействия. Человек, покинув музей, вечером может вспомнить об этой картине, если она произвела на него впечатление. Вместе с тем наши чувства не всегда передают реальное положение дел. Например, ложка в стакане с водой выглядит искривленной. Не доступны человеческому восприятию многие явления и процессы социальной жизни, скажем духовные ценности – убеждения, вера, совесть. Именно в этом и заключается сложность познания мира по средствам чувственного познания.

Ярким примером ограниченной познавательной способности чувств может служить сама история, случившаяся с Конфуцием и описанная в китайском энциклопедическом произведении «Вёсны и осени господина Люя». Суть ее в том, что пока ученик Конфуция готовил рис, сам философ уснул. Проснувшись и открыв глаза, он вдруг увидел, что его ученик якобы выхватил из котла немного риса и съел. Конфуций сделал вид, что ничего не заметил, но решил удостовериться в честности ученика. Он рассказал ему о приснившемся покойном отце и о том, что теперь необходимо почтить его память и принести жертву его душе лишь чистой нетронутой пищей. Ученик ответил, что это невозможно, так как в котел упал уголек, и его пришлось достать и съесть, чтобы устранить недоброе предзнаменование! И мыслитель, вздохнув, произнес вышеупомянутую нами фразу.

Как вы видите, Конфуций столкнулся с ограниченной возможностью чувств отобразить и познать характер человека и ввел себя сначала в заблуждение по поводу честности своего ученика. Но, думаю, не стоит категорически отрицать и не доверять своим чувствам, ведь это единственный канал связи человека с окружающим миром, без которого человек утратит способность и к познанию, и к мышлению. Именно чувства дают нам тот материал, на котором базируется рациональное познание. Конкретным фактическим примером можно назвать историю развития современной аэродинамики. Так, Н.Э. Жуковский, основоположник аэродинамики, прежде чем разработать математическую модель крыла для летательных аппаратов, наблюдал за полетами птиц. Налицо взаимосвязь двух форм познания.

Подводя итог, мы убедились, что процесс познания мира является одним из наиболее сложных и противоречивых видов деятельности человека. Чувственное познание имеет определенные возможности и границы и, чтобы не попасть в заблуждение, следует в процессе познания полагаться на обязательное участие и единство и чувственного и рационального познания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -