Дорожные знаки для детей старшей группы. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: конспект нод по пдд в старшей группе «путешествие в страну дорожных знаков

Название: Конспект НОД «Дорожные знаки – наши друзья» (ПДД), старшая группа
Номинация: Детский сад, Конспект НОД (ПДД), Старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Детский сад № 1»
Месторасположение: г. Ярославль

Конспект НОД «Дорожные знаки – наши друзья»

Воспитатель: Андреева Н.Н.

Цель: познакомить детей с видами дорожных знаков.

Программные задачи:

Развивающие:

1. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей.

2.Развивать зрительную и слуховую память.

Обучающие:

Познакомить детей с запрещающими, предписывающими и предупреждающими знаками.

Воспитательные:

1. Воспитывать сообразительность и находчивость.

2. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Материалы: дорожные знаки разрезные, белый круг с красной каймой, белый треугольник с красной каймой, синий круг, 3велосипеда, листы с дорожными знаками, красные и синие фломастеры, знаки групповые.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение.

Город, в котором с тобою мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука,- над головой:

Знаки развешены вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Ребята, о какой азбуке идет речь в стихотворении?

Дети:

Об азбуке дорожного движения.

Воспитатель:

Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения?

Дети:

Дорожные знаки

Воспитатель:

Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить?

Дети:

О дорожных знаках.

Воспитатель:

Правильно. Но так как знаков очень много мы будем говорить о видах дорожных знаков.

Зачем нужны дорожные знаки?

Дети:

Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам

соблюдать ПДД.

Воспитатель:

Что они сообщают водителям и пешеходам?

Дети:

Они сообщают, чего можно и чего нельзя делать на дороге.

Воспитатель:

Мы с вами уже познакомились с некоторыми знаками. И сейчас я предлагаю вам собрать 3 дорожных знака. Для этого каждый возьмет одну часть знака, определит у кого такой же и вчетвером, соберите целый знак.

Дети собирают знаки на коврике по группам.

1 предупреждающий «Дикие животные»

3 предписывающий «Пешеходная дорожка»

Что обозначает ваш знак?

Дети:

Дикие звери, подача звукового сигнала запрещена, пешеходная дорожка.

Воспитатель:

А сейчас каждой группе нужно самим попробовать сконструировать один и тот же запрещающий дорожный знак. «Движение на велосипеде запрещено ». У каждой группы на столе лежит белый треугольник с красной каймой, белый круг с красной каймой, синий круг и велосипед, который надо положить либо в треугольник, круг или круг, чтобы получился запрещающий знак.

Дети выполняют задание по группам за столами.

Сравним, как каждая группа выполнила задание. Ребята, посмотрите, задание было одно, а выполнили все по-разному. Почему так получилось, вам надо было собрать запрещающий знак. Так чего вы не знаете?

Дети:

Мы не знаем, как обозначается запрещающий знак (круг, треугольник, или синий круг)

Воспитатель:

Чтобы разобраться предлагаю вернуться к знакам, которые вы собирали из частей. Вы мне сказали, что этот знак (показать знак « подача звукового сигнала запрещена») называется « подача звукового сигнала запрещена »

Посмотрите внимательно, чем он отличается от соседних знаков?

Дети:

Он круглый белый с краской каймой.

Воспитатель:

Значит запрещающие знаки, какой формы, цвета?

Повтори, как выглядит запрещающий знак.

Запрещающие знаки запрещают и говорят нам о том, что нельзя делать.

Вы собирали знак «Движение на велосипеде запрещено».

На какую фигуру мы положим велосипед, чтобы получился запрещающий знак?

Дети:

На белый круг с красной каймой.

Воспитатель:

А кто знает, как обозначаются предупреждающие знаки? Как вы думаете, какой из двух знаков предупреждает водителя о возможной опасности?

Дети:

дикие звери

Воспитатель:

Значит, какой формы предупреждающие знаки? А цветом?

Дети:

Треугольник белый с красной каймой.

Воспитатель:

У нас остался синий круг. Посмотрите на знак. Что означает этот знак?

Дети:

Пешеходная дорожка.

Он нам говорит, предписывает водителю или пешеходу, что можно делать (выполнять)

Воспитатель:

Значит это какой знак?

Дети:

предписывающий

Физкультминутка.

Игра на внимание «Автомобили и пешеходы»:

На слово «автомобиль» ездить и рулить по группе, не врезаясь друг в друга. На слово «пешеход» — маршировать.

Воспитатель:

А сейчас мы с вами потренируемся рисовать запрещающие, предупреждающие и предписывающие знаки.

Пройдем за столы. У вас есть 2 фломастера синий и красный. Я буду называть знак, а вы обводить его в красный треугольник, круг или синий круг.

Воспитатель называет вразнобой вид знака и сам знак.

Запрещающие:

1 движение пешеходов запрещено

2 обгон запрещен

3 движение мотоциклов запрещено

Предупреждающие:

1 дорожные работы

2 скользкая дорога

3 неровная дорога

Предписывающие:

1 пешеходная дорожка

2 движение прямо

3 круговое движение

Ребята, а ведь знаки могут быть не только на дорогах, а и у нас в группе. На дороге стоят дорожные знаки, а у нас в группе появились знаки групповые. Давайте их поищем. Что может обозначать знак?

Дети :

Запрещающие знаки: « нельзя ломать игрушки», «нельзя драться»

Предупреждающие знаки: «осторожно горячая вода», «осторожно посуда»

Предписывающие знаки: «книги», «рисование»

Воспитатель:

Итак, давайте еще раз повторим. Как обозначаются запрещающие знаки, предупреждающие знаки, предписывающие знаки.

Как только ваш малыш начнет ходить дальше, чем детская площадка возле дома, то он непременно заметит дорожные знаки. Самыми частовстречаемыми знаками для детей становятся: «Пешеходный переход», «Дети», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса», «Въезд запрещен». Любознательный ребенок увидит и другие знаки, ведь приходится иногда и путешествовать с папой или мамой.

Я считаю, что учить ребенка дорожным знакам нужно с раннего возраста. С какого? Да с тех самых пор как малыш станет переходить с вами дорогу или ездить на авто. Почему бы не рассказать ребенку о том, что такое «Зебра» и почему возле нее стоит красивый знак человечка, шагающего по полоскам. К тому возрасту, как ребенок начнет ходить в детский сад и в первый класс, он уже будет знать самые основные дорожные знаки.

Сегодня я хочу показать вам картинки «Знаки дорожного движения». К каждой картинке со знаком будет представлено подробное и простое объяснение.

Картинки для детей - Дорожные знаки

«Пешеходный переход» - это информационно-указательный знак.

Он указывает на место наземного перехода проезжей части улицы. Устанавливается такой знак возле специальной разметки для пешеходов - «зебры».

Обратите внимание ребенка, что есть еще один такой же знак, но треугольный. Он предупреждающий (треугольный) знак, который также называется «Пешеходный переход». Он не обозначает место перехода для пешеходов, а предупреждает водителя о приближении к переходу.

«Подземный пешеходный переход» - это информационно-указательный знак. Этот знак указывает на место подземного перехода проезжей части улицы. Устанавливается возле входа в переход.

Если у вас по дороге в садик или в школу есть подземный переход, то обязательно покажите его ребенку.

«Место остановки трамвая» - это также информационно-указательный знак. Он информирует и указывает нам на то, что в этом месте останавливается общественный транспорт.

Родителями следует объяснить ребенку, что этот дорожный знак, также как и предыдущий, важен как для пешеходов, так и для водителей.

Пешеход по нему сориентируется где находится остановка, а водитель будет внимателен, потому что на остановках могут быть люди (и особенно дети).

Рассказывая об этом знаке, обязательно повторите ребенку как следует вести себя малышам на остановке (нельзя бегать, выскакивать на проезжую часть).

«Место остановки автобуса» - это также информационно-указательный знак. Он информирует и указывает нам на то, что в этом месте останавливается автобус.

Устанавливается этот знак вплотную к посадочной площадке - месту ожидания транспорта для пассажиров.

«Велосипедная дорожка» - это предписывающий знак. Разрешает движение только на велосипедах и мопедах. Другим видам транспорта заезжать на нее не разрешается. По велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки.

Если ваш ребенок уже умеет кататься на велосипеде, то вам следует объяснить ему, что ездить он может на своем велоконе только во дворе дома. И та, где есть вот такой знак.

Велодорожки созданы специально для велосипедистов. Возможно у вас в городе есть такие зоны для катания на велосипедах.

«Пешеходная дорожка» - gредписывающий знак. Иногда на улицах устраивают такую специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов .

На этой дорожке надо соблюдать общие правила поведения для пешеходов: придерживаться правой стороны; не мешать другим пешеходам.

Детям следует объяснить, что нельзя устраивать игры на пешеходной дорожке, кататься на санках. Ездить на велосипеде по пешеходной дорожке тоже запрещено.

«Въезд запрещен» - это запрещающий знак. Все запрещающие знаки красные.

Этот знак запрещает въезд любых транспортных средств, в том числе и велосипедов, на участок дороги, перед которым он установлен.

Действие его не распространяется лишь на общественный транспорт, маршруты которого проходят по данному участку. Велосипедист, увидев этот знак, должен сойти с велосипеда и вести его по тротуару, соблюдая правила движения пешеходов.

Напомните ребенку, что если он сам везет свой велосипед, а не едет на нем, то он считается пешеходом.

«Движение на велосипедах запрещено» - еще один запрещающий знак.
Этот знак запрещает движение на велосипедах и мопедах. Устанавливается он в местах, где двигаться на велосипеде может быть опасно.

Обычно этот знак помещают на улицах с большим движением транспорта.

Следует помнить, что на автомагистралях езда на велосипеде запрещена, даже если не стоит запрещающий знак.

Я считаю, что этот знак и правила связанные с ездой на велосипеде должен знать каждый ребенок, ведь дети так любят кататься и при возможности захотят проехать по автодороге.

«Дети» - предупреждающий знак.

Этот знак предупреждает водителя о возможном появлении детей на дороге. Устанавливается он вблизи детского учреждения, например, школы, оздоровительного лагеря, игровой площадки.

Но родители должны предупредить ребенка, что этот знак не означает место для перехода дороги детьми! Поэтому ребенок-пешеход должен переходить улицу в том месте, где пешеходный переход разрешен и есть соответствующий знак.

«Движение пешеходов запрещено» - запрещающий знак.

Этот знак запрещает передвижение пешеходов. Устанавливается он в местах, где двигаться пешком может быть опасно.

Этот знак часто используют для временного ограничения движения пешеходов, например, на время проведения дорожных работ или ремонта фасадов домов.

Следует помнить, что на автомагистралях и проезжей части дорог движение пешеходов запрещено всегда, даже если не установлен запрещающий знак.

Конечно, в этой статье рассказано не о всех дорожных знаках. Но те, которые вы увидите на наших картинках - знаки наиболее часто встречаемые пешеходами.

Если же вы хотите научить ребенка всем знакам, то можно скачать картинку и распечатать каждый дорожный знак. С помощью этих самодельных дорожных знаков можно играть с ребенком, а заодно и учить его.

Просто вырежете знаки, приклейте их к спичкам или зубочисткам, установите в подготовленные пластилиновые держатели и расставьте на игрушечной трассе.

Пусть малыш сам катит свою машинку и рассказывает вам что за знаки он встречает на пути.

Конспект занятия по ПДД (старш.гр)

Тема: «Дорожные знаки помни всегда».

Цель: формировать систему знаний о дорожных знаках.

Задачи:

социально-коммуникативное развитие:

Развивать логическое мышление, память, ориентировку в окружающей детей обстановке.

Умение применять усвоенные правила дорожного движения в различных игровых ситуациях,

Воспитывать у детей организованность.

Воспитывать желание научить правилам поведения на улице младших детей, своих друзей,

познавательное развитие:

Учить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов,

Закрепить знания детей о видах транспорта,

речевое развитие:

Расширять активный словарь

Развивать речь

художественно-эстетическое развитие:

Формировать интерес к окружающей действительности

физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Обеспечение занятия:

Плакат с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие, предписывающие), карточки с видами транспорта, конверты (по количеству детей), в которых находятся разрезные знаки, знак «Место остановки автобуса», билетики, стенд «Школа дорожных знаков».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение.

Ход занятия:

Вос-ль: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в школу. Но не в обычную школу, куда ходят ученики, а в «Школу дорожных знаков».

На чем бы вы хотели поехать?

Дети: (на автобусе, на трамвае, на самолете…)

А как одним словом называют средства передвижения, которые вы назвали? (Транспорт).

Чтобы узнать, на чем мы поедем, вы должны отгадать загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на тонких длинных ножках

А в резиновых сапожках… (автобус).

Да, вы правильно угадали.

Ребята, когда вы садитесь в транспорт, кем вы становитесь? (пассажирами).

А какие правила поведения должен знать пассажир?

1.Ждать автобус надо на специальной остановке.

2.В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, кричать.

3.Отвлекать водителя разговорами запрещено.

4.Воспитатанный человек уступает место в автобусе пожилым людям, инвалидам.

5.Высовывать голову из окна автобуса нельзя.

Как называют человека, который управляет автобусом?

Водитель.

А человека, который продает билеты в автобусе? (кондуктор)

А где мы должны ждать автобус? (на остановке)

Скоро мы отправимся в путь и чтобы не скучать, давайте споем песенку. («Мы едем, едем…)

Вот мы и приехали в «Школу дорожных знаков».

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею

Я задам вам всем вопросы

Отвечать на них не просто.

Ребята, в школе нас ждут разные задания.

Вот первое задание. На столах у вас лежат карточки с номерами. Найдите свою карточку по номеру билета. Возьмите карточки, посмотрите внимательно. Что изображено на вашей карточке? Скажите, к какому виду относится данный транспорт? Подходим по одному и вкладываем рисунки в кармашки.

Воздушный Водный Наземный

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Что такое - отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине. (Троллейбус)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут - положу,

Человеку я служу. (Подъемный кран)

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает. (Экскаватор)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина. (Пожарная машина)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет. (Поезд)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет - 5 плугов тащит. (Трактор)

Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (Автомобиль)

(подведение итога игры)

А сейчас ребята подойдите пожалуйста ко мне. Давайте с вами вспомним дорожные знаки.

(Дети смотрят на плакат, где изображены дорожные знаки)

Какие виды дорожных знаков вы здесь видите?

(Называют знаки)

1.Предупреждающие.

Эти знаки предупреждают о приближении водителя к опасному участку дороги. Форма – треугольник с красной каймой.

(Дети называют знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дорожные работы» )

Они вводят или отменяют определенное ограниченное движение. Форма -круг, с красной каймой. Цвет-красный.

3.Предписывающие.

Дают чёткое предписание. Форма - круг, цвет- синий.

А для чего нужны дорожные знаки?

А если бы не было дорожных знаков, что могло бы произойти?

(Ответы детей)

Ребята, а теперь нам пора в детский сад. Садимся в автобус и поехали.

(Итог)

Вам понравилось в «Школе дорожных знаков?»

А что вам больше всего понравилось?

Вы узнали для себя что-то новое?

Вы, ребята, молодцы! За это я вам дарю книгу «Азбука дорожного движения». Мы с вами и в дальнейшем будем продолжать изучение правил дорожного движения.

Цель : дать детям понятие о дорожных знаках и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «дорожные знаки» и их разновидностями.

2. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь.

3. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.

Методическое обеспечение: таблицы с дорожными знаками, тетради по ПДД, фломастеры или цветные карандаши, макет микрорайона, дорожные знаки на подставках из дидактических игр по ПДД.

Мотивация : личная заинтересованность детей.

Методика проведения:

1. Беседа о знаках дорожного движения

— На прошлом занятии мы с вами рассматривали разные знаки и значки. Посмотрите на доску, что там я повесила?

(Таблицы с дорожными знаками)

— Правильно, это — дорожные знаки. Давайте вспомним, для чего нужны человеку эти знаки?

(Ответы детей)

— Давайте внимательно рассмотрим дорожные знаки.

(Дети рассматривают)

— В каких геометрических фигурах нарисованы знаки?

(Треугольники, квадраты, прямоугольники, круги)

— Да, вы правы. А я вижу дорожный знак, который нарисован в многоугольнике. Поищите его среди всех знаков.

(Дети ищут, если не находят, воспитатель показывает его на таблице указкой)

— Давайте посчитаем углы этого многоугольника.

(Вызывает ребенка по желанию к таблице «Дорожные знаки»)

— Правильно, углов — 8. Как называется такая геометрическая фигура по количеству углов?

(Восьмиугольник)

— Посмотрите, внутри знака на красном фоне написаны буквы. Кто-нибудь из вас знает эти буквы? Я вижу, что это буквы не русского алфавита.

(Предположения детей)

— Я в школе учила немецкий язык. На немецком языке это читается как «Стоп». И на латинском языке так читается. Что значит это слово?

(Предположения детей)

— А в правилах дорожного движения этот знак обозначает — «Движение без остановки запрещено». Значит, если водитель увидит на дороге такой знак, обязательно должен остановиться.

2. Работа в тетрадях

Откройте свои тетради по ПДД и давайте при помощи фломастеров или карандашей нарисуем знак «СТОП».

(Дети рисуют, воспитатель помогает тому, кто

нуждается в помощи)

— Давайте еще раз внимательно посмотрим на таблицу. Есть между всеми дорожными знаками сходство?

(Ответы детей)

— А какое различие вы видите между ними?

(Ответы детей)

(Дети считают вместе с ребенком, который стоит у таблицы)

— Да, знаков очень много, и водителям, и пешеходам их надо знать, чтобы не было на дорогах аварий. И мы с вами будем изучать знаки дорожного движения, для того чтобы соблюдать правила дорожного движения и сохранить свою жизнь.

3. Проигрывание ситуации со знаком «Стоп»

— Давайте подойдем к макету нашего микрорайона. Найдите в игре «Дорожные знаки» рассмотренный нами

знак. Теперь я этот знак поставлю у дороги. Кто у нас будет водителем этой машины?

(Выбирается ребенок — водитель)

— ... (Имя ребенка) едет по этой дороге. Он внимательно смотрит и видит дорожный знак. Что ты должен сделать?

(Остановиться)

4. Придумывание предложений

Воспитатель предлагает детям придумать предложения со словами: дорожные знаки, пешеход, светофор, водитель, «зебра».

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел Образования исполнительного комитета Азнакаевского
Муниципального района МБДОУ №9 «Салават купере» города Азнакаево
Проект для старшей группы
«Дорожные знаки»

2016­2017 учебный год

Проект для старшей группы
«Дорожные знаки»
1. Тип проекта:
информационный
творческий
практико­ориентированный
групповой
среднесрочный
Срок реализации проекта: (15.05.2017­05.06.2017)
2. Участники проекта:
Воспитатель, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель.
3. Актуальность проблемы:
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому
изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний
день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к
встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а
также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем
раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать
у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность
нежелательных происшествий с ним на дороге.
Ребёнок участник от зарождения идеи до получения результата.
4. Цель проекта:
Формирование безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного
возраста через ознакомление со знаками дорожного движения.
5. Задачи проекта:
1. Расширять представление детей об окружающей дорожной среде и правилах
дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков,научить понимать их
схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно­
транспортной среде.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного
движения, культуру поведения в дорожно­транспортном процессе.
5. Повышать педагогическую культуру родителей в формировании у детей бережного
поведения на дороге.
6. План проекта:
1 этап: Подготовительный (сроки: 1­3 дня).
1. Диагностика детей.
Цель: Выявить знания детей о дорожных знаках.
2

2. Анкетирование родителей.
Цель: Выявление дифицита знаний в специально­организованных условиях для
практического изучения дорожных знаков.
3. Создание творческой группы по разработке дорожных знаков.
Цель: Создать творческую группу (воспитатель, музыкальный руководитель,
родители).
4. Разработка проекта.
Цель: Изучить и закрепить с детьми старшего дошкольного возраста дорожные знаки.
2 этап: Реализация проекта.
Познавательно­речевое развитие Беседы: «Улицы города» Приложение № 1
«Как и где переходить улицу»
«Я гуляю без взрослых»
«Мы пешеходы»
«Странный знак»
«От чего же всё кругом»
«Железная дорога не место для игр»
«Потерялся знак»
Моделирование ситуаций:
«Расставь знаки» (на макете).
«Найди на улице такой же знак»
«Перейди через дорогу»
«Собери знаки»
Экскурсия около садика «Знакомство со знаками» Приложение № 2
«Правила для пешеходов»
Чтение художественной литературы: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
А. Усачёв «Домик у перехода»
Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Бездельник светофор», «Велосипедист».
В. Тимофеев «Для пешеходов».
Заучивание стихотворения С. Михолкова «Шагая осторожно».
Познакомить детей с загадками о дорожных знаках. Приложение № 3
Просмотр и обсуждение видеофильмов и презентаций.
«Мы на дороге»
Художественно­эстетическое. Продуктивная деятельность:
Рисование «Знак который мне понравился». Приложение № 4
«Знак который я знаю».
«Какого знака не должно быть».
«Дети и улица».
«Предупреждающие дорожный знак».
Лепка «Весёлый дорожный знак». Приложение № 5
«Дорожные знаки».
Конструирование «Опасная дорога». Приложение №6
Коллективная работа «Знаки по дороге в садик».
3

Музыка. Развлечение: «Путешествие в страну дорожных знаков».
Драмматизация сказки: «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Приложение № 7
Физическое развитие. Подвижные игры и эстафеты «Игра с мячом».
«Ребёнок и дорога».
«Ориентируйся по знакам».
«Велосипедист».
«Расставь знаки».
«Стоп машина».
«К своим знакам».
Социально­личностное.
Дидактические игры «Польза и вред знаков». Приложение № 8
«Учим дорожные знаки».
«Дорожная азбука».
«Найди и обознач».
«Угадай какой знак».
«Волшебные знаки».
«Разложи правильно».
«Перекрёсток».
«Выбери правильно».
«Найди лишний знак».
«Собери знак».
Сюжетно­ролевые игры «Инспектор ДПС». Приложение №9
«Пешеходы».
«Фотограф».
«Волшебник».
«Регулировщик».
«Пешеходы и водители».
«На улицах города».
«Почемучка отправился в гости».
Работа с родителями.
Консультация «История возникновения и развития дорожных знаков» Приложение
№ 10
Оформление стенгазеты «Наши друзья ­ Дорожные знаки»;
Создание альбома «волшебные дорожные знаки»;
Памятка для родителей «Что может знать ребёнок 6­7 лет о дорожных знаках»
Приложение № 11
Создание макета «Безопасная улица;
Коллекция Иллюстраций «Разные ситуации на дорогах»;
Конкурс поделок «Знаки по дороге в детский сад»;
Конкурс рисунков «Знак, который мне понравился».
3 этап: Заключительный.
1. Диагностика детей.
4

2. Выставка детского творчества "Волшебные дорожные знаки"..
3. Макет.
4. Альбом "Волшебные дорожные знаки".
5. Стенгазета "Нужные знаки".
6. Развлечение "Путешествие в страну дорожных знаков". Приложение № 12
7. Акция «Водитель помни – наша жизнь в твоих руках!»
8. Интернет акция «СОХРАНИ ЖИЗНЬ! #СБАВЬСКОРОСТЬ» город Москва
9. Ожидаемый результат проекта:
У детей расширились представления об окружающей дорожной среде и правилах
дорожного поведения; дети знакомы со значением дорожных знаков, умеют понимать
их схематическое изображение для правильной ориентации на улице и дорогах; у детей
есть способность практически применять полученные знания в дорожно­транспортной
среде; имеются навыки дисциплинированности и сознательного выполнение
правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно­транспортном процессе;
повысилась педагогическая культура родителей в формировании у детей безопасного
поведения на дороге.
Приложение №1
Беседа: «Наша улица»
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения;
ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
Словарь: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, газон, обочина.
Содержание: ­ Давайте разгадаем загадку:
В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
­ Сегодня Петя Светофоров приглашает вас в Автоград. В городке есть дома, магазины,
школа, есть улицы, дорога, перекрёстки, много машин. Но надо соблюдать условие – на
улицах должен быть порядок, дисциплина. А для того, чтобы никто не попал под
машину и не было аварий, все должны соблюдать правила дорожного движения.
Игра «Улица города»
Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о
правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы­пешеходы, светофор, дорожные
знаки.
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. свои ответы
дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
1. Какие дома на нашей улице?
2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
4. Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить улицу?
5. Как обозначается пешеходный переход?
5

6. Как регулируется движение на улице?
7. Какие сигналы светофора вы знаете?
8. Какие дорожные знаки есть на улице?
9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
10. Как надо вести себя в автобусе?
11. Можно ли играть на улице?
12. Далее восп­ль предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного
движения. Затем кто­то выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто без ошибок
справился.
Наша улица.
Вот наша улица. По проезжей части мчатся автомобили. Едут автобусы, трамваи. На
тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для
того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила
должны знать водители и пешеходы. должен знать их и ты.
Петя Светофоров знакомит детей с правилами:
1. Нельзя ходить по проезжей части, а можно только по тротуару, придерживаясь
правой стороны.
2. Переходите улицу шагом в местах, обозначенных указателями.
3. На регулируемых перекрёстках ожидайте появления зелёного сигнала светофора или
соответствующего знака регулировщика, при этом внимательно наблюдайте за
транспортом.
4. Прежде, чем сойти с тротуара на проезжую часть улицы, убедитесь в полной
безопасности, сначала посмотрите налево, а дойдя до середины улицы направо; идущий
транспорт пропустите.
5. Ожидайте трамвай, автобус только на специально обозначенных посадочных
площадках, а где их нет на тротуаре.
6. Выйдя из трамвая, посмотрите направо, и только убедившись в безопасности, идите
на тротуар.
7. Не играйте на проезжей части улицы, не катайтесь на коньках, самокатах, санках по
дорогам, не цепляйтесь за движущийся транспорт.
Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать
свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает.
У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая дорога нужна
машинам – они сами большие, да и скорость у них больше, чем у нас. А нам, пешеходам,
вполне хватит тротуара. Здесь мы в безопасности. Опытный пешеход никогда не будет
расхаживать по мостовой. Даже не сойдёт с тротуара: опасно, да и водителям помеха.
А если не в городе? Тогда правило звучит иначе: дорога для машин, обочина – для
пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе
навстречу.
Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить
по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам.
Транспорт движется по проезжей части улиц.
Игра (на размеченной площадке)
6

Дети выполняют роль транспортных средств. Каждому выдают картинку
транспорта. Детей распределяют на три группы, две группы выстраиваются лицом к
лицу с правой и левой стороны. Подаётся команда: «Направо! » «Движение! ».дети
едут по улице, подчиняясь правилам движения, по правой стороне, третья группа
движется по тротуару. Далее группы меняются местами.
Затем Петя Светофоров знакомит с дорожной разметкой. Это белая линия,
которая разделяет дорогу посередине. Сплошную линию водителям пересекать
запрещено, а прерывистую разрешается при обгоне, повороте налево, развороте.
Белые линии пешеходного перехода называют зеброй.
Игра «Пешеходы и водители»
Часть ребят изображают пешеходов, а часть – водителей. Водители должны сдать
экзамен на права шофёра и получить автомобиль. Пешеходы направляются в магазин
игрушек за покупками. Водители направляются к стоянке автомобилей, затем едут к
регулируемому перекрёстку. Пешеходы из магазина идут к этому же перекрёстку.
У перекрёстка:
­ Внимание, сейчас начнётся движение по улицам, следите за светофором. Едут
автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов. Игра продолжается до тех пор, пока дети
не усвоят правила движения.
Приложение №2
Конспект экскурсии по ближайшей улице. (старшая группа)
Программное содержание:
Закрепить знания о родном поселке, полученные в средней группе.
Расширить представления о назначении различных учреждений, познакомить с
объектами улицы.
Развивать память, наблюдательность, мышление.
Воспитывать любовь к родному краю.
Ход экскурсии
В. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие – пройдем по улице, около нашего
детского сада и посмотрим, какие изменения произошли на ней. Как называется эта
улица?
Д. Победы.
Первая остановка Школа.
В. Для чего нужна школа? Давайте посчитаем сколько у школы этажей.
Д. Т ри этажа.
В. А окон.
Д. Очень много.
В. Да и классов тоже много, есть спортивный зал, а около школы есть стадион и
коробка для баскетбола и хоккея. В следующем году мы с вами обязательно сходим в
школу и посмотрим на классы. Пойдем на вторую остановку спортивная площадка и
школьный сад.
7

Для чего нужна спортивная площадка? Давайте поиграем в игру «Мы веселые ребята».
А рядом есть сад. Посмотрите, какие деревья растут в саду. Давайте пособираем
листья на гербарий.
Третья остановка Стройка.
В. Мы пришли к строящемуся дому. Что мы здесь видим?
Д. Кран, машины подъезжают, привозят стройматериалы. Работает много людей. У всех
свои обязанности: кто мешает раствор цемента, кто носит кирпичи, кто­то кладет
кирпичи, другие следят за грузом крана, убирают мусор.
В. Как вы думаете, строить дома­ нужное занятие?
Д. да, потому что в поселке много людей и им нужно жилье.
В. По дороге к четвертой остановке давайте поговорим и посмотрим на дома, мимо
которых мы проходим. В некоторых домах открылись новые магазины. К другим домам
пристроены магазины, ДДТ, сберкасса. Расскажите, кто живет из вас в этих домах,
удобно ли это.
Четвертая остановка Детский сад.
Итак, много ли изменений происходит в поселке, даже на одной улице. К лучшему ли
эти изменения, что бы вы хотели еще дополнить для удобства вас и других жителей.

Приложение №3
Загадки о дорожных знаков
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете­
В этом месте ходят дети!
(Знак «Дети»)
* * *
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная.
(Знак «Подземный переход»)
* * *
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги ­
Берегите свои ноги!
(Знак «Дорожные работы»)
8

* * *
Белый круг с каемкой красной­
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете друзья?
(Знак «Движение запрещено»)
* * *
Затихают все моторы
И внимательны шоферы
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад»
(Знак «Дети»)
* * *
Всё водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг ­ ...(дорожный знак).
* * *
Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед­чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?
(Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)
* * *
Вот так знак! Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое отопление?
Вот знак «паровое отопление».
Что? Не так он называется?
А как?
(Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)
9

* * *
Это что за чудо­юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак
Называется он как?
(Знак «Неровная дорога»)
* * *
Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой...
(Знак «Опасный поворот»)
* * *
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(Знак «Пешеходный переход»)
* * *
Замечательный знак ­
Восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать?
Если бегать ­ босиком!
Если ехать ­ с ветерком!
Отвечаю я вам строго:
­ Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
(Знак «Прочие опасности»)
* * *
Что за тёмная дыра?
Здесь, наверное, нора?
В той норе живёт лиса.
Вот какие чудеса!
Не овраг здесь и не лес,
Здесь дорога напрорез!
У дороги знак стоит,
Но о чём он говорит?
(Знак «Тоннель»)
10

* * *
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке.
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход»)
Приложение№4
НОД рисование на тему «Дорожные знаки»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих,
информационно­указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
2. Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные
изобразительные материалы.
3. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного
использования знания ПДД в повседневной жизни.
4. Развивать внимание, творческое воображение детей.
Словарная работа: предупреждающие, запрещающие, информационно­указательные,
предписывающие.
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в выборе изображения знаков
и выборе изобразительных материалов.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический, эвристический, частично­
поисковый, мотивационный,
Приемы: рассматривание, беседа, художественное слово, указания, пояснения,
самостоятельная деятельность, использование различных изобразительных материалов,
развитие находчивости и активности, активность детей за счет включения проблемной
ситуации, убеждение, поощрение, приход героя.
Предварительная работа: беседа «Дорожные знаки»; занятия по ПДД в группе;
дидактические игры «Осторожный пешеход», «Азбука дорожных знаков», «Умные
машины», «; чтение художественной литературы по теме ПДД; знакомство с
дорожными знаками в повседневной жизни.
Ход занятия.
В гости к детям на занятие приходит Светофорик.
Светофорик: Ребята, я пришел к вам за помощью. Дело в том, что я живу в Волшебной
стране, у нас все было хорошо, но однажды Фея­неразбериха прислала Озорной вихрь.
Он утащил все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг на краю страны. Жители
11

нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, что просто беда. Ни один
знак теперь не похож на себя, я сейчас покажу их вам (вывешивает "испорченные"
дорожные знаки, дается время на рассматривание знаков). В городе стали происходить
аварии, пешеходы попадают под колеса автомобилей, автомобили не могут переехать
ЖД переезд, дикие животные боятся переходить дорогу, проходящую по лесу,
пешеходы переругались с водителями, пассажиры не могут понять, где "пункт
питания", а где "пункт техобслуживания". Ребята, помогите нам, пожалуйста,
исправьте наши знаки.
Воспитатель: Поможем жителям Волшебной страны?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, но сначала еще раз повторим, какие дорожные знаки существуют
и что они обозначают, а Светофорик нас послушает и скажет свое мнение.
Рассказы детей о дорожных знаках.
Светофорик: Молодцы, ребята, все верно! Но что же нам делать с "испорченными"
знаками?
Воспитатель: Не беспокойся, Светофорик, мы поможем тебе, дети нарисуют тебе
существующие знаки и еще придумают и нарисуют новые, которые помогут жителям
Волшебной страны в жизни, верно, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы разделимся на три группы; первая группа будет рисовать
предупреждающие знаки, (форма треугольника, поле белое с красной каймой –
предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности); вторая группа –
запрещающие, (форма круга, цвет поля белый с красной каймой по окружности ­
запрещают водителям некоторые маневры: превышения скорости, остановки, стоянки);
а третья – информационно­указательные и знаки сервиса, (форма четырехугольника,
поле синее ­ оповещают водителей, пассажиров о местах расположения стоянок,
пунктов питания, больниц).
Дети делятся на группы и распределяют между собой, кто какие знаки будет рисовать.
Самостоятельная работа детей, во время которой воспитатель осуществляет
индивидуальную помощь, напоминает о способах и приемах рисования.
Воспитатель: Закончили, ребята? Светофорик, посмотри, справились наши дети с
заданием?
Светофорик: Да, спасибо.
Воспитатель: Но это еще не все, сейчас ребята нарисуют еще по одному знаку, которые
они придумали сами. Эти знаки не простые, они помогут жителям волшебной страны в
их веселой жизни.
Дети рисуют придуманные знаки.
Светофорик: Очень интересно, а что они обозначают?
Творческие рассказы детей о своих придуманных знаках.
– Спасибо, ребята, я обязательно передам ваши знаки и пожелания, мне пора. До
свидания.
Воспитатель: Вы хорошо поработали, справились с заданием, а чьи знаки и рассказы про
них понравились вам больше всего?
Анализ и самоанализ детей.
12

–Город, в котором с тобой мы живем
Можем по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все­время урок.
Вот она азбука над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
­ Молодцы, понравилось вам занятие? На следующем занятии мы продолжим с вами
знакомиться с правилами дорожного движения.
Приложение №5
Конспект по художественно­эстетическому развитию в старшей группе (лепка)
«Знаки вокруг нас»
Задачи: закрепить понятие «знак», показать роль и значение различных знаков в нашей
жизни, познакомить с конкретными знаками: простыми (жест, звуковые сигналы,
стрелка как указатель направления,
универсальными (дорожные знаки); развивать выразительность жестов,
коммуникативные способности. Учить лепить дорожные знаки, которые
предупреждают пешеходов. Добиваться выразительности и сходства.
Словарная работа: жест, жестикулируем, ориентируемся, информация.
Материал: Колобок,Дидактическая игра «Дорожные знаки», стрелки различных
направлений размещенные по группе, схематичное изображение эмоциональных
состояний (радость, грусть, обида, веселье,доски для лепки,пластилин,салфетки.
Презентация «Знаки вокруг нас»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно­
эстетическое развитие».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Вы согласны? Прошу
вас (жестом приглашает детей сесть).
­ Как вы догадались, что нужно сесть? (ответы детей).
­ А если я покажу вот так? (встать)
­ Все правильно. Вы поняли меня без слов. Мы общаемся с вами при помощи рук. А как
называется движение руки? (жест).
­ Покажите, какие жесты вы знаете?
­ Что они означают? (ответы детей).
­ При помощи жестов мы можем общаться, передавать информацию. Представьте, что
мы не умеем говорить, но нам скоро нужно идти гулять, оставив в порядке все игрушки
в группе. Как же мы договоримся между собой? Давайте жестами объясним друг другу
кто­ что будет делать. (Упражнение на развитие выразительности жестов и мимики).
­ Мы друг друга очень хорошо поняли, объясняясь жестами – жестикулируя.
Что мы с вами делали? (жестикулировали).
Пальчикова гимнастика «Как живешь?»
Как живешь?
13

­ Вот так!
(большие пальцы обеих рук –
вверх, остальные пальцы собраны в кулак)
А плывешь?
­ Вот так!
(руками изображаем движения пловца)
Как бежишь?
­ Вот так!
(руки сгибаем в локтях, движения вдоль туловища)
Вдаль глядишь?
­ Вот так!
(поочередно прикладываем ладони ко лбу)
Машешь вслед?
­ Вот так!
(энергичные движения кистями рук)
Ночью спишь?
­ Вот так!
(ладони под голову)
А шалишь?
­ Вот так!
(кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)
Воспитатель показывает стрелку: Что это? Стрелка­ самый простой знак, с помощью
которого можно показать направление. Отправляемся в путешествие!
(По стрелке подходят к мольберту, на котором размещены изображения эмоций:
радость, грусть, обида, веселье).
­ Чтобы пройти дальше нам нужно изобразить этих человечков. Какой этот
человечек? (веселый). Как с помощью жестов и мимики можно изобразить его?
Дети изображают эмоции:радость,грусть,обида,удивление.
­ Теперь можно отправляться дальше. (по стрелкам подходят к столам).
­ Ребята, ведь это наш старый знакомы Колобок. Он не знает как перейти дорогу?
Надо помочь Колобку правильно подобрать дорожный знак по которому он сможет
перейти дорогу.
(подходим к импровизированному пешеходному переходу)
­ Можно ли перейти дорогу? В каком месте можно перейти проезжую часть? (ответы
детей)
­ Пешеходный переход – это дорожный знак. Дорожных знаков очень много.
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
­ Символы и знаки сопровождают нас всю жизнь, помогают лучше ориентироваться в
окружающем мире.
Физминутка «Светофор».
В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять.
Предлагаю всем Вам встать. (Дети встают, ходьба на месте маршируя).
Красный свет нам «Стой!» кричит, (Дети стоят на месте).
14

Ждать зеленого велит.
Вот и желтый загорелся, (Рывки руками под грудью).
Приготовиться пора
Руки, ноги, разогреем
Начинаем, детвора! (Приседания).
Вот зеленый загорелся, (Руки поднять вверх).
Можно нам идти вперед, (Ходьба на месте маршируя).
Будь смелее, пешеход.
Воспитатель: А сейчас все сядем за свои столы и преступим к лепке дорожных знаков.
Дети лепят дорожные знаки.
Рефлексивно­оценочный этап.
­Что такое жест?
­ Что вы узнали о дорожных знаках?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все очень старались.
Приложение №6
Конспект НОД по конструированию
«Улица города»
Цель: Закреплять понятие «улица», называть характерные особенности улицы
(длинная дорога, по которой едет транспорт, тротуар для людей, дома на
обочине). Формировать обобщѐнные представления о конструируемых
объектах. Развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов
структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т. п.),
творчество, инициативу. Формировать способность к построению собственных
замыслов. Развивать умение сообща планировать работу, добиваться общего
результата, помогать друг другу.
Материалы. Картинки с изображениями улиц, строительные наборы, схемы.
Ход занятия:
­ Ребята, посмотрите что изображено на картинке (Ответы детей).
­ А как вы догадались, что это улица?
(дети называют характерные особенности улиц, вспоминают, какие здания
могут быть расположены на улице (жилые дома, магазин, школа и т. д.)
­ Давайте и мы с вами спроектируем улицу. Какие здания могут быть на нашей
улице? Как вы считаете, какие здания необходимо построить около жилых
зданий? Почему мы построим театр, школу, мост? И т. п.
– Ребята, каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы
назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)
Распределить с детьми, кто и что будет строить. Обратить внимание детей на
последовательность зданий на улице (где будет стоять школа, или с какой
стороны магазин от жилого здания.)
– Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.
Физкультминутка.
Получили мы подарки.
Кирпичи, бруски и арки
15

Из коробки мы берем
Строим мы красивый дом.
(Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)Строим быстро, строим
скоро
Без цемента, без раствора.
Дом карниз, труба и крыша.
(Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут
кирпичи.)
Дети приступают к строительству. Затем дети анализируют свои постройки.
Улица построена!
У ворот – ждет игрушечный народ.
Проходите, черепашка,
Крокодил, и Чебурашка,
И Петрушка и матрешка,
И игрушечная кошка!
Радуйтесь, игрушки, звери,
Открывайте окна, двери,
Новоселье затевайте,
Пойте, прыгайте, играйте!
Детям дается возможность обыграть улицу.
Приложение №7
Конспект тематической беседы по правилам дорожного движения в старшей
группе.
Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Программное содержание:
­ закреплять правила дорожного движения;
­ учить применять свои знания на практике;
­ пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
Предварительная работа:
­ Знакомство детей с правилами дорожного движения;
­ Знакомство детей со знаками дорожного движения;
­ Разгадывание загадок о транспорте, дорожном движении.
Материалы и оборудование: руль (несколько штук), жезл регулировщика.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей совершить интересное и познавательное путешествие за
ворота сада. У ворот детского сада находятся дорожные знаки «Осторожно – дети» и
«Ограничение скорости 20 км\час».
Как у наших у ворот
Очень важный знак живёт.
Этот знак предупреждает:
Водитель скорость уменьшает,
Потому что в детский сад
Ребятишки здесь спешат.
16

Этот знак стоит у сада,
Как военный часовой.
Этот знак «Внимание ­ дети!»,
Защищает нас с тобой.
И тогда любой водитель,
Лишь увидев этот знак
Сбавит скорость и, конечно,
Вас пропустит тот же час.
Только очень осторожны
Мы должны с тобою быть.
Вдруг водитель не сумеет
Вовремя затормозить…
­ Ребята, скажите, чем же важен этот знак?
(потому что он показывает, что на дороге могут быть дети, и водитель должен быть
внимательнее).
Кто изображён на нём?
(дети)
Что делают дети?
(куда­то спешат)
А куда спешат дети?
(в детский сад)
­ О чём он предупреждает водителя?
(о том, что на дороге – дети).
­ Почему этот знак стоит у детского сада?
(потому что у нашего сада проходит дорога, по которой ездят машины. И водитель
должен замедлить скорость. Потому что здесь находятся два детских сада).
Внимательно рассмотрев с детьми дорожный знак и понаблюдав, как проезжающие
машины выполняют правила, предусмотренные данным дорожным знаком, воспитатель
предлагает продолжить беседу на участке. Все возвращаются на территорию детского
сада.
Воспитатель:
А сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного мальчика. Вы внимательно
послушайте и подумайте, правильно или не совсем мальчик вёл себя на дороге и
почему?
1 ситуация:
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Это просто мальчик Петя
В детский сад один идёт…
Он без мамы и без папы
В детский садик побежал.
И, конечно, на дороге
17

Мальчик чуть не пострадал.
Петя прыгает и скачет
Не глядит по сторонам.
Мальчик очень невнимателен­
Так вести себя нельзя!
Вы подумайте, детишки,
Нужно Пете дать совет
Как вести себя мальчишке,
Чтобы не наделать бед?!
(ответы детей: мальчик невнимательный, может попасть под машину; нужно знать
правила поведения на дороге; надо ходить в садик с мамой или папой).
Молодцы, ребята! Очень нужные советы вы дали Пете. Я надеюсь, что больше с ним
ничего страшного на дороге не случится.
А вот ещё одно стихотворение. Слушайте внимательно.
2 ситуация.
Что такое? Что случилось?
Отчего всё кругом
Замерло, остановилось
И как будто спать легло?
Это просто мальчик Миша
В садик медленно идёт.
Еле­еле он шагает,
Не глядит по сторонам,
На ходу он засыпает­
Так вести себя нельзя!
Почему, скажите, нужно
Мишу тоже научить
Как проезжую дорогу
Правильно переходить?!
(ответы детей: нельзя быть невнимательным на дороге; нужно смотреть, когда
переходишь дорогу налево и направо; переходить, когда рядом нет машины, нельзя
спать на ходу).
Молодцы, ребята! Теперь вы и Мишу научили правилам безопасного поведения на
дороге. Ведь дорога ­ это прежде всего опасность. И невнимательный, рассеянный
человек может попасть в беду. И пострадает не только он, но и водитель. Поэтому так
важно знать и соблюдать правила дорожного движения.
А сейчас я предлагаю проверить, как же хорошо вы сами знаете эти правила. Для этого
мы поиграем с вами в игру «Регулировщик».
Правила игры:
Выбираем 1 ребёнка ­ это регулировщик. Он получает свисток и жезл. Остальные дети
делятся на две команды: пешеходы и машины. Задача регулировщика так подавать
знаки командам, чтобы не произошло наезда или столкновения. Игра проводится на
специально расчерченной площадке. Регулировщика можно поменять несколько раз за
игру.
18

Итог: Молодцы, ребята. Сегодня вы показали себя, как хорошие пешеходы, примерные
водители и знатоки правил дорожного движения. Удачи вам на дорогах!
Приложение №8
Дидактическая игра по правилам дорожного движения
Игра «Теремок»
Цель: Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода,
водителей автотранспорта и велосипедистов. Воспитывать внимание, ориентировку в
пространстве.
Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с
изображенными на ней дорожными знаками. (Предупреждающие знаки:
железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот.
Предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная
дорожка. Информационные знаки и знаки особых предписаний: место стоянки,
пешеходный переход, телефон.)
Ход игры
Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке поочередно появляются
дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их значение.
Дидактическая игра «Автошкола»
Цель: Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении
светофора, регулировщика и дорожных знаков. Упражнять в ориентировке в
пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать
товарищу.
Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с изображением
различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны правила.
Ход игры
Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они
должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов,
детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.
Дидактическая игра «Узнай знак»
Цель: Закрепление знаний детей о дорожных знаках.
Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль
края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается
окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит
нужный знак.
Ход игры
Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти
дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
Дидактическая игра «На остановке»
Цель: Закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта.
Знакомить с наиболее типичными дорожно­транспортными ситуациями и
соответствующими правилами поведения пешеходов.
Материал: Картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов,
дорожные знаки, светофор.
19

Ход игры
Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить
поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки
нужного дорожного знака.
Игра «Пешеходы и водители»
(игра предназначена для детей от 5 до 6 лет)
Цель: Учить детей правильно переходить улицу, соблюдая ПДД, развивать внимание.
Материал: Таблички с видами транспорта.
Ход игры
Дети делятся на 2 группы ­ «пешеходы» и «водители». Каждому
из «водителей» выдаются таблички с видами транспорта: велосипед, мотоцикл,
грузовые машины, легковые машины, автобус, указываются маршруты движения для
водителей и пешеходов.
По команде «Движение!» «улица» оживает, по проезжей части двигается транспорт,
по тротуарам, переходам идут «пешеходы».
«Водители» должны соблюдать ПДД, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы должны
правильно переходить улицу.
В конце игры учитываются:
1. правильность ходьбы по тротуарам;
2. правильность перехода улиц;
3. понимание сигналов светофора;
4. правильность перехода при высадке из общественного транспорта.
Дидактическая игра «Светофор»
(для детей дошкольного возраста)
Цель: Учить различать сигналы светофора, закреплять правила пешеходов, развивать
внимание, быстроту, ориентирование в пространстве.
Материал: Фишки (красного, зеленого цветов) по одной на каждого ребенка, флажки (1
красный, 1 желтый, 1 зеленый).
Ход игры
Педагог:
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся.
Дети отвечают: «Стой!» и показывают красную фишку.
Педагог:
Желтый скажет пешеходу:
Приготовься к.
Дети отвечают: «К переходу» и показывают желтую фишку.
Педагог:
А зеленый впереди­
Говорит он всем.
Дети отвечают: «Иди» и показывают зеленую фишку.
Появляется «Светофор» ­ помощник педагога, одетый в костюм светофора, ­ поводит
игру «Будь внимателен».
20

Правила игры: «Светофор поднимает зеленый флажок - дети маршируют по кругу,
красный - стоят на месте, желтый - маршируют на месте.
Дидактическая игра «Играй да смекай»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить
речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;
воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания
информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения,
прозвучавшие загадки в стихах.
В игре участвуют 4­6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением
дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает
загадки (стихи) о дорожный знаках, дети закрывают карточками их изображения на
таблице.
Эй, водитель осторожно! Здесь дорожные работы­
Ехать быстро невозможно. Ни проехать, ни пройти.
Знают люди все на свете­ Это место пешеходу
В этом месте ходят дети! (знак «Дети») Лучше просто обойти.
(знак «Дорожные работы»)
Никогда не подведет Этой зебры на дороге
Нас подземный переход: Я нисколько не боюсь
Дорога пешеходная Если все вокруг в порядке,
В нем всегда свободная. По полоскам в путь пущусь.
(знак «Подземный переход») (знак «Пешеходный переход»)
У него два колеса и седло на раме
Две педали есть в низу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(знак «Велосипедное движение запрещено»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Дидактическая игра «Подумай - отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить
представления о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать
сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его
хором. Выигрывает тот,кто получил больше фишек за правильные ответы.
Воспитатель: я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен
поднять руку. Кто первым ответит правильно, тот получает фишку. В
конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
Сколь колес у легкового автомобиля? (4)
21

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
Кто ходит по тротуару? (пешеход)
Кто управляет автомобилем? (водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (по правой)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил ПДД? (авария или ДТП)
Какой свет верхний на светофоре? (красный)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (жезл)
Дидактическая игра «Мы - водители»
Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных
знаков, видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность;
формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы,
видеть и решать проблемы.
Правила: придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый
удачный знак получит фишку - зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее
количество кружков.
Материалы:
1) карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в мед. Пункт (пункт
техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. ­ 6 вариантов); встречи в
пути (люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов); сложности в пути,
возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие
такие дороги;
3) маленькая машина или автобус;
4) зеленые фишки ­30 штук.
Дидактическая игра «Веселый жезл»
Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице;
активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание
выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та
команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только
получив жезл.
Воспитатель делит детей не две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее
правила.
Воспитатель: тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил
поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте
внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повториться.
Жезл переходит из одной команды в другую. Дети называют правила.
Приложение №9
Сюжетно ­ ролевая игра «Инспектор ДПС»
Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания
детей. Задачи: Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию
22

внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила
дорожного движения. Ход игры: Часть детей – пешеходы, другие – водители; один
ребѐнок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит
боком к пешеходам, пешеходы идут, а машина в это время стоят. Регулировщик
поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает
руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение
Приложение №10
Консультация для родителей «Дорожная азбука»

скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на
автодорогах являются одной из причин дорожно­транспортных происшествий. Никого
не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к
сожалению, являются и дети.
Причиной дорожно­транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения,
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Пре­
доставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с
реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в
должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно
определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают
собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не
выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед
остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне
естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь
веселую игру.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как
знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение ­ потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице,
следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в
пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание,
ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно ­ идеальный момент для
формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда
должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил
дорожного движения.
Правила безопасного поведения на улице
На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала
остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если
машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
23

Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то
смело переходить дальше.
Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую
часть.
Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует
внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами
дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого
соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на
улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом,
пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот
случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей,
отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления,
предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой
или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей ­ панический страх перед транспортом не менее вреден,
чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С.
Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука
безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно
рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый»,
«Пешеходу­малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры,
фигурки постовых ­ регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами
сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра ­ хорошее средство обучения
ребенка дорожной грамоте.
ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего
ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на
дорогах!
Приложение №11
Анкета для родителей