Сергей гиляровский. Владимир гиляровский - биография, информация, личная жизнь

Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуальных мужчин, неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев. По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 200 000 - 1 500 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

Цыганская женщина с ребёнком, во время исследований в Центре расовой гигиены.

Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы.

Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности. Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (нем. Zigeunertum) от немецкого народа.

Дети в лагере Берлин-Марцан. 1933 год.

Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах.

Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. Так, 16 июля 1936 года, в связи с Олимпийскими играми, проводившимися в тот год в Берлине, цыгане были изгнаны за черту города и отправлены на участок, впоследствии получивший название «площадки для привала Марцан».

Изготовление слепка лица в Центре расовой гигиены. 1936 год.

С марта 1936 на цыган были распространены положения так называемых «Нюрнбергских законов» (нем. Nürnberger Gesetze) о гражданстве и расе, которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, было снято гражданство Третьего рейха.

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем, линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 Имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

В лагере Халле - подразделении Бухенвальда.

Через лагерь Марцан прошли как минимум 1500 цыган. Это был накопитель, первая станция на пути к уничтожению. Подавляющее большинство находившихся в нём людей было депортировано в мае 1943 года в лагерь уничтожения Освенцим.

16 мая 1938 года по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера в берлинское управление уголовного розыска было включено управление по борьбе с «цыганской угрозой», образованное из Службы информации по цыганам. Тем самым завершилась первая фаза уничтожения цыган: создание псевдонаучного инструментария, селекция и концентрация в лагерях, а также создание централизованного и отлаженного аппарата для координации дальнейших преступных проектов в масштабах всего государства на всех административных уровнях. Насколько известно, первым законом, прямо и непосредственно направленным против цыган, был циркуляр Гиммлера от 8 декабря 1938 года «О борьбе с цыганской угрозой». В нём говорилось об «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов».

В Центре расовой гигиены доктора Риттера.

Уничтожение началось со стерилизации цыган (вторая половина 1930-х годов). Нацисты выработали несложный способ стерилизации женщин - укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. Это приводило обычно к мучительному воспалительному процессу, приводившему к заражению крови и смерти. Такому методу стерилизации подвергались не только взрослые женщины, но и девочки.

Сотрудница Центра расовой гигиены определяет цвет глаз молодой женщины.

27 апреля 1940 по приказу Гиммлера начались первые депортации синти и рома на территорию Польши - в трудовые и концентрационные лагеря, а также в еврейские гетто. Затем последовал приказ о принудительном переводе на оседлое положение польских цыган: их размещали в еврейских гетто, а имущество конфисковывали. В городе Лодзь находилось самое большое на завоеванных Германией территориях цыганское гетто, послужившее образцом для остальных. Оно было полностью изолировано от еврейского гетто.

Первые партии цыган поступили сюда осенью 1941 года, их транспортировкой руководил лично Адольф Эйхман. Всего в Лодзь прибыло 4996 цыган (в том числе 2689 детей), депортированных из лагерей на территории Австрии. Многие были уже крайне истощены, страдали от жестокого обращения и болезней. Цыганское гетто в Лодзи просуществовало почти два месяца. С 1943 года цыган Лодзи начали уничтожать в лагере смерти Хелмно. Из Варшавского гетто цыган вместе с евреями отправляли в лагерь смерти Треблинка.

В «цыганском» лагере Тангермюнде. 1931 год.

Депортация цыган. 1940 год

Ева Хедвиг Юстин(немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии) опрашивает цыганскую семью.

Д-р Риттер берет образец крови у цыганки.

В Центре расовой гигиены.

Цыган в Асперг, Германия, перед депортацией в лагерь, в Польше.

Цыгане идут по улице в Asperg, на пути к тюрьме Hohenasperg.

Цыгане во дворе тюрьмы Hohenasperg.

Цыгане под конвоем полиции в Асперг, Германия.

Цыгане едут в поезде, в концентрационный лагерь, в Польше.

Софи Эрхардт, атрополог и исследователь «расовой теории», беседует с цыганкой.

Геноцид цыган был - это никто не оспаривает и не подвергает сомнению. Но вот единого, общепринятого названия для тех кровавых событий нет. Чаще всего, используется термин «Параймос» (или «Пораймос»), предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком. Но у этого слова существует несколько значений и одно из них - «Надругательство» (или «изнасилование»). Поэтому даже среди цыган идут споры о правильности использования данного определения.

«Борьба с цыганской угрозой» по Гиммлеру

Нацисты, пришедшие к власти, отталкиваясь от своей расовой теории, определили всех цыган в категорию «опасных» для чистоты немцев. Вообще, этот кочевой народ представлял для идеологии серьезную проблему, поскольку цыгане, как и арийцы, являлись выходцами из Индии. Получалось, что жители таборов тоже являлись ответвлением легендарной «чистой» расы. А раз есть проблема, значит, нужно ее решить. Выход нашли быстро. По официальной версии, все цыгане, живущие в Европе, были признаны плодами смешения низших рас с арийцами. Именно «плохими» генами нацисты объяснили склонность к бродяжничеству и общую асоциальность. Причем представляющими угрозу были признаны не только кочевники из таборов, но и оседлые. Поэтому специальная комиссия рекомендовала верхам отделить чистый немецкий народ от соседствующего с ним «цыганства».

16 июля 1926 года в Баварии был принят «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». А оттуда это постановление быстро разошлось по другим регионам Германии, где также поспешили ужесточить законы, касавшиеся этого народа.


Но до поры до времени цыгане жили относительно спокойно. Беда пришла вместе с новым, нацистским режимом. В 1935 году полицейские и сотрудники ведомства специального обеспечения получили приказы о задержании цыган и перемещении их в лагеря принудительного содержания. Они представляли из себя огороженную колючей проволокой территорию, на которой действовал строгие законы и распорядки. Например, в 1936 году, когда в Берлине проходили Олимпийские игры, из города выгнали всех цыган, выделив им «площадки для привала Марцан».

Но чуть раньше, с марта того же года, по положению «нюрнбергских расовых законов», которые ранее распространялись на евреев, цыганам запрещалось принимать участие в политической жизни Германии и создавать семьи с немцами, а еще их лишили гражданства Третьего рейха. Также был объявлен «всеобщий день облавы на цыган».

Вообще, через «площадки для привала Марцан» (а это был полноценный лагерь) прошло, по меньшей мере, полторы тысячи цыган. А оттуда, уже в начале 40-х годов, большинство людей были отправлены в лагерь уничтожения Освенцим.


В мае 1938 года рейхсфюрер СС Гиммлер приказал создать управление по борьбе с «цыганской угрозой», которое заменило собой Службу информации по цыганам. А в декабре того же года Гиммлер издал циркуляр «О борьбе с цыганской угрозой», главная мысль которого звучала так: «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов».

Но самое страшное ждало цыган впереди — началась массовая стерилизация этого народа. Нацистские врачи нашли простой и бюджетный способ проведения этой процедуры. Женщинам и девочкам делали укол грязной иглой в матку. После чего их просто оставляли, не оказывая никакой необходимой медицинской помощи. Поэтому многие цыганки страдали от болезненных воспалительных процессов. У некоторых происходило заражение крови, оканчивающееся смертью.


В конце апреля 1940 года нацисты добрались до польских цыган. Синти и рома (родственные ветви цыганского народа) подверглись насильственной депортации как в трудовые, так и в концентрационные лагеря. Кроме этого, часть из них переместили в еврейские гетто. Имущество, конечно, конфисковали. После этого был принят закон, запрещающий цыганам вести кочевой образ жизни.

Крупнейшее цыганское гетто было образовано в городе Лодзь. А первые несчастные поселились здесь по осени 1941 года. По приблизительным подсчетам, в том гетто находилось порядка пяти тысяч цыган, половина которых — дети. Их депортировали на территорию Польши из австрийских лагерей. Из Лодзя цыган отправляли в лагерь смерти Хелмно. А узников Варшавского гетто — в лагерь смерти Треблинка.

От геноцида цыган не удержалась власть и марионеточного Независимого хорватского государства. Недалеко от Загреба была создана система лагерей смерти Ясеновац. Здесь уничтожались не только цыгане, но и евреи, и сербы.

Охота на территории СССР

Осенью 1941 года немцы взялись за цыган и на оккупированных советских территориях (вслед за евреями). Специальные Айнзацгруппы рыскали в поисках таборов и уничтожали все, которые только смогли найти. В декабре того же года АЙнзацгруппа «D» устроила кровавую зачистку Крыма. Причем уничтожали не только кочевых, но и оседлых цыган. Вскоре подобная практика распространилась на все оккупированные территории СССР. Руководствуясь «принципом крови», нацисты не щадили ни колхозников, ни рабочих, ни артистов. Под гребенку попали даже дети от смешанных браков.


В оккупированной Смоленщине за уничтожение цыган отвечал капитан Алферчик, являвшийся «русским немцем». Он в свое время эмигрировал из России, а затем примкнул к нацистам и вернулся в качестве руководителя особого отдела. Из нескольких тысяч цыган после резни в колхозах «Сталинская Конституция» и «Завет Ильича» в живых осталось около двух десятков. Почти всех — просто пощадили. Одну цыганку и ее внучку не стал расстреливать и сам Алферчик. По воспоминаниям очевидцев, он долго смотрел на ее нательный крест, а потом сказал по-русски: «Иди быстрее, пока я не передумал».

Но все же, это скорее исключения. Цыган истребляли нещадно. Особенно сильно это проявилось на территории все той же Смоленской области, а также в Ленинградской и Псковской. За несколько лет здесь (плюс территория Западной Украины) было уничтожено более тридцати тысяч цыган.


…В 1944 году советская армия довольно близко подошла к Освенциму. Нацисты в панике начали избавляться от детей и нетрудоспособных заключенных в «цыганском секторе». Их массово начали загонять в газовые камеры. А остальных экстренно эвакуировали в другие лагеря, находящиеся на расстоянии от линии фронта. Нацисты боялись, что советские солдаты освободят узников и не всеми силами старались не допустить этого.

***

Те ужасные события нашли отражения в фильмах цыганского режиссера Тони Гатлифа «Добрый путь» и «Сам по себе», а также поляка Александра Рамати, снявшего «И скрипки умолкли». Об уничтожении цыган на территории СССР рассказывает картина российского режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви».

И, конечно, не мог пройти мимо этого цыганский театр «Ромэн».

В конце октября 2012 года в Берлине появился мемориал, посвященный памяти цыган, погибших от рук нацистов.

Испанские цыгане умоляют короля Филиппа III отменить закон об их изгнании.

В течение столетий на территории Европы было два крупных национальных меньшинства - евреи и цыгане.

Если положение еврейского населения достаточно хорошо изучено, то история цыган продолжает оставаться уделом немногих специалистов, хотя и она содержит немало поучительных эпизодов.

Большинство ученных сходятся на том, что цыгане (самоназвание «рома») пришли в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите. По одной из гипотез, предки цыган были бродячими артистами и ремесленниками, кочевавшими между дворами индийских махарадж. Неизвестно, что побудило этих людей оставить родину и направится на Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии. Византийские императоры предоставляют им привилегии и в течение почти двух столетий цыгане мирно живут на территории угасающей империи. Документы упоминают о них редко, что свидетельствует об отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между переселенцами и местным населением (а так же и властями). Большинство цыган, по-видимому занималось ремеслом.

Согласно грамотам, полученным ими на Пелопонессе в 1378 г. и на острове Крит в 1386 г. цыгане зарекомендовали себя как искусные мастера по металлу. Кроме этого они так же изготовляли кожаные ремни, седла, гадали и давали музыкальные и театральные представления.

Кризис и распад Византии тяжело ударил по цыганским общинам. Спасаясь от бесконечных войн сопровождавших завоевание Балкан турками, цыгане постепенно стали переселяться в глубь европейского континента. В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. - Испании, в 1500 г. - Шотландии. Европейцам, цыгане рассказывали разные истории о своём происхождение, но чаше всего они говорили о том, что вышли из Египта. Поэтому например в английском языке цыган называют «Gipsy» от слова «Egypt» - Египет. В скором времени на территории Западной и Центральной Европы число цыган достигло несколько десятков тысяч.

На первых порах цыгане встретили радушный приём. Они достаточно легко усваивали местные верования и поэтому цыгане лишь в исключительно редких случаях подвергались гонениям со стороны инквизиции. Европейские короли предоставили им охранные грамоты. Так французский король Франциск I (1494-1547 гг.) повелел своим служащим оказывать всяческое содействие Антуану Морелю «своему любимому капитану Малого Египта», не препятствовать его табору, и даже предоставлять ему место для ночлега. Цыганским вожакам было предоставлено исключительно право суда над своими таборами. Английский король Генрих VI (1421-1471 гг.) повелел судить цыган особыми судами, где половина присяжных состояла из цыган, а половина из англичан.


Иоганн Траутман. «Цыгане». Середина XVIII в.

Итак, на первых порах цыгане успешно нашли свою нишу в Европе. Интересно, что в Англии цыгане постепенно смешались с местными бродячими ремесленниками и артистами - «тинкерами», и стали называться единым термином - «тревелерз» (путешественники). По сути дела цыгане стали своеобразной нацией-сословьем бродячих ремесленников и артистов. Трудно не усмотреть здесь параллелей с историей европейских евреев, которые обосновались в Европе при аналогичных обстоятельствах (переселившись в Европу в эпоху раннего средневековья из района Средиземного моря), и по мнению историка-марксиста Аврама Леона стали торговой нацией-классом.

Однако «золотой век» цыган в Европе был недолог. С конца 15 в. в странах континента начинают приниматься антицыганские законы. Согласно официальным документом причиной возникновения подобного законодательства были «дурные качества цыган», их мошенничество и преступность. Но, зная об аналогичных мотивировках антиеврейских законов, мы должны отнестись к ним с осторожностью, и попробовать понять, почему правители Европы сменили по отношению к цыганам милость на гнев.

Цыгане стали одной из первых жертв формирующегося в Европе капиталистического способа производства. Можно легко заметить параллель между судьбой цыган и трагической участью жертв «огораживания» в Англии. Мелкое ремесло и фермерство уничтожалось, а появившиеся «новые нищие» представляли из себя слишком опасный социальный элемент с чьим существованием можно было мириться. Английской бедноте изгоняемой со своей земле, властями предлагалось только две альтернативы - работать за гроши на мануфактурах или отправляться на виселицу. Как известно жертвами законов «против бродяг» стало до двух процентов населения Англии. Цыгане, бродячие мелкие ремесленники и артисты стали жертвами этой новой политики. Для нарождающегося капитализма они были не нужны, а следовательно обречены на уничтожение, подобно северо-американским индейцам. Если сравнить гонения на евреев и на цыган, то можно заметить, что преследование последних было гораздо более жестоким и последовательным. Если вопрос об изгнание евреев каждый раз вызывал большие споры среди правящей феодальной верхушки (как это было например в Португалии), то цыган обрекали на изгнание и смерть без всяких проблем, несмотря даже на то, что они были христианами. Социально-экономические причины всегда были гораздо важнее вопроса - кто распял Христа!


Клейма для цыган применявшиеся в германских государствах.

С 15 по 18 в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скандинавии. (Самое толерантное отношение к цыганам было в таких отсталых странах как Испания, Турция и Россия). Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган мужчин, а так же для «тех кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». (Можно предположить, что последние дополнение было направлено против тинкеров, о которых мы писали выше). Уже в 1557 г. по этому закону были казнены семь англичан и одна англичанка.

В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган мужчин. Фридрих Прусский пошел ещё дальше и в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет не взирая на пол. В графстве Рейн «всех встреченных в рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте». Закон Майнца от 1714 г. предписывал казнь всех цыган мужчин и порку и клеймение женщин и детей. В Габсбургской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.


Эмиль Вотер. «Цыганка узница».

Все эти драконовские законы приводились в жизнь. В 1724 г. в маркграфстве Баурейт в один день было повешено пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни остановились только когда пропавшие нашлись.

Если цыганам Европы в отличие от тасманцев или индейцев удалось уцелеть, то в этом нет заслуги европейских правителей. Последние, сделали всё возможное, чтобы «окончательно решить цыганский вопрос». Во Франции с 1504 по 1666 г. антицыганские законы принимались 10 раз! Просто дело было в том, что абсолютистские монархии не располагали таким мощным репрессивным аппаратом, как государства 19-20 вв. Преследуемые цыгане довольно легко могли пересекать границы, прятаться в лесах, подкупать местных чиновников. Как и в случае с евреями гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать и ограничили до минимума свои контакты с не цыганами - «гажё».

Цыгане находили и другие пути для выживание. Одним из них была эмиграция. Так цыгане оказались в Бразилии, где довольно активно занялись работорговлей и стали процветать. Немногие счастливчики находили себе постоянную работу и тем самым избегали гонений. Другие поступили на военную службу. В 17 в. наблюдался резкий рост численности армий, и рекрутов постоянно не хватало. В Швеции 17 - 18 вв. военная служба стала своего рода цыганской профессией, и практически не было цыгана, не служившего в армии хоть раз. Подобное явление наблюдалось и в других европейских странах. Многие цыгане «ушли на дно» и примкнули к криминальным группировкам. Вынужденная криминализация части цыганского сообщества в свою очередь привела к возникновению антицыганских стереотипов среди широких масс населения, стереотипов которые не наблюдались ранее (Подобное явление можно видеть и в сегодняшней России. Так в ряде регионов из-за отсутствия других заработков, цыгане занимаются наркоторговлей, что естественно вызвало гнев их соседей. П.С. Вы спросите кто же их вынудил? Ну наверное "традиция не работать" или как минимум предрасположенное отношение к ним работодателя...).

Сделав небольшое отступление от основной темы нашего повествования, мы отметим, что судьба цыган имеет много общего с судьбой европейских низов в переломный период 17-18 в. Она объясняет почему на протяжение почти 150 лет, с 1640 по 1789 гг. Европа практически не знала мощных социальных потрясений. С одной стороны церковная Реформация уже не могла быть идеологией социальных низов - в 17 веке она могла предложить пролетариям и мелким ремесленникам только петлю. Всякое возмущение пресекалось превентивным террором. Наиболее активные представители низов эмигрировали в Америку или на окраины Европы, шли на военную службу (где существовала довольно высокая социальная мобильность) или криминализировались, ведь мы говорим о времени легендарного «Дворца чудес» и Картуша.

Цыган продолжали преследовать вплоть до начала 19 г. Кое-где антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния. Если они появятся вблизи другого города, то мэр в праве вызвать войска.

Приход к власти в Германии нацистского режима дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их жертвами стали немецкие цыгане - синти. Как и евреи они уже давно были интегрированы в немецкое общества как торговцы, ремесленники и артисты. Изначально нацисты взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путём стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом Второй империалистической войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это всего лишь заниженные и приблизительные цифры. Существенный вклад в дело геноцида цыган внесли коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии усташи разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек.

Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были главным объектом опытов зловещего доктора Менгеле.

Холокост цыган был крепко забыт после Второй мировой войны. И это не удивительно. Например, на 300 книг о нацистском геноциде евреев, приходится лишь одна книга о геноциде цыган. Большая часть организаторов геноцида цыган так же осталась безнаказанна. Др. Р. Риттер, организатор выявления всех цыган Германии заявил, что не знал, для чего проводятся данные мероприятия и был оправдан.
Реставрация капитализма в Восточной Европе привела к новому витку затянувшейся на несколько веков цыганской трагедии. В период с 1945 по 1991 год политика просоветских режимов в Венгрии, Румынии, Болгарии и Чехословакии была направлена на интеграцию цыган в новое общество. Для них строились поселки, школы, а что самое главное – цыганам была дана работа. Примечательно, что в этих странах цыгане влились в рабочий класс.

Так в Венгрии по данным на 1971 год, только 26 % цыган в возрасте от 25 до 29 лет окончили начальную школу. К 1993 году, среди молодых людей этого же возраста цифра закончивших школу выросла до 77 %. Даже буржуазная российская газета «Комерсантъ» вынуждена признать, что: «При социализме 95-96 процентов венгерских цыган работали в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, имели стабильный доход, получали от государства квартиры, их дети ходили в школы и получали высшее образование. С приходом рынка все это рухнуло».

После реставрации капитализма в Венгрии 50% цыган сразу потеряли работу. Работодатели прежде всего избавлялись от работников «нетитульной» нации. Затем были закрыты заводы. Безработица среди цыган выросла до 80%. Венгерский журналист Агнеш Геребен «За 20 лет выросли поколения, которые не видели родителей работать, братьев и сестер возвращаться из школы».
Аналогичные процессы шли и в других восточноевропейских странах. Вот что пишет тот же «Коммерсантъ»:

«К переменам, вызванным «бархатной революцией» 1989-го в Чехии, местные цыгане тоже оказались готовы хуже других. Плохое образование и отсутствие профессиональной подготовки, а также исчезновение госсектора экономики, в котором и были заняты цыгане по госпрограммам, привели к образованию бедняцких поселений, в которых живут, как в гетто, не менее 60-80 тысяч человек. Цыганские «зоны» стали точками с высоким уровнем преступности».

А вот другое свидетельство:
«80-90 процентов цыган остались безработными,- описывает «Огоньку» ситуацию экс-министр Чехии Джамиля Стегликова.- Возникают гетто, целые территории, где цыгане живут в изоляции. А в них - проблемы, с которыми мы не встречались: ростовщичество, проституция, криминал, наркозависимость..».
Многомиллионое цыганское население Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии в одночасье превратились в лишних людей «не вписавшихся в рынок» и брошеных на произвол судьбы.
По данным европейских институтов постоянно голодает каждый шестой цыган. Менее 20 % цыган в странах постсоветского блока заканчивают среднюю школу. Более 70 % из них живут за чертой бедности без пособий и медицинской помощи. Средняя продолжительность жизни цыган на 15 лет меньше, чем в целом по Европе, а уровень детской смертности в четыре раза выше. На одной из конференций по цыганской проблеме вице-президент Всемирного банка Йоханнес Линн, посетивший несколько таборов в Словакии, воскликнул: «Цыгане живут так, как будто сегодня не XXI, а XII век!»

Но неолиберальный капитализм не способен решить цыганский вопрос. Выделяемые на «помощь» цыганским общинам средства благополучно «распиливаются». О централизованом создании рабочих мест в условиях «свободного рынка» не может идти и речи. Что же делать с милилонами оставшимися без средств к существованию людей, которые к тому не принадлежат к «титульной нации»? Изгнать или уничтожить – подсказывает многовековая традиция капиталистического варварства, и «гуманные» европейцы с энтузиазмом идут по этому пути.

Начало 90-хх стало временем полуофицальной политики по силовому выдавливанию цыган во многих восточноевропейских странах. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома. В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов. Из Хорватии большинство цыган бежало, вследствие террора устроенного против них правительством Ф. Туджмана. В Чехословакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен». Кается за эти преступления, похоже, никто не собирается. Известный российский левый публицист Михаил Магид, привел автору данной статьи интересный диалог, состоявшийся между одним румынским министром и немецкой журналисткой, близкой к партии зеленых. Во время их беседы за окном проехала цыганская бричка, что отвлекло внимание собеседников. Министр выразил сожаления за столь досадную помеху и невозможность в данный момент решить «цыганский вопрос». Когда же его собеседница возмутилась, достойный представитель румынской демократии, не поняв причину возмущения немки, воскликнул в сердцах - «Но вы же сами навязываете нам соблюдение этих прав человека!» Впрочем, цыганофобская политика не стала для восточноевропейских стран преградой для вступления в Европейский союз.

Спасаясь от нищеты и погромов, тысячи цыган из Венгрии, Румынии и Болгарии устремились на Запад, но там им оказались тоже не рады. Нищих и беженцев там уже хватало в избытке. Решение Николя Саркози о депортации цыган из Франции обратно в Румынию и Венгрию, демонстрирует что 8 миллионам цыган в нынешней Европе просто физически нет место. Это вообщем то не новая картина. В начале 20 века, в Европе было примерно столько же «не вписавшихся в рынок» евреев – грязных, пейсатых, промышлявших криминалом и склонных к политическому экстримизму. После Первой мировой войны возможности для их эмиграции были исчерпаны, но как известно европейцы нашли радикальное решение еврейской проблемы.

Положительная общественная реакция на депортацию цыган демонстрирует, что европейская публика всегда готова к решению наболевших вопросов старыми методами. В конце-концов, что стоят права или жизнь нескольких миллионов каких-то цыган, если культурные европейские люди будут избавлены от попрошаек у себя под окнами? В худшем случае можно будет лет через пятьдесят покаятся и установить пару скорбных монументов в стиле постмодерн.

В отличие от «пресвященной» Европы, в России история цыган долгие годы складывалась почти идиллически. Бежав на территорию царской империи ещё в 18 в., цыгане приняли православие, выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений. Не имя в этих областях конкурентов, они худо-бедно просуществовали до революции. В 20-х годах правительство проводило по отношению к цыганам политику патернализма, схожую с политикой по отношению к другим национальным меньшинствам. Был создан Всероссийский Союз цыган, школы, техникумы, кружки по ликвидации безграмотности. В 1928-1932 гг. была сделана попытка создания цыганской письменности.

"В семидесятых годах прошлого века самым безлюдным местом в Москве была Театральная площадь, огороженная с четырех сторон пестрыми, казенного рисунка, столбами, и сквозь них был протянут толстый канат..."

Каким увидят наш город лет через 100 наши потомки? Кинофильмы, репортажи, картины... Что выберут они за основу для его изучения?
Нам несказанно повезло... Мы можем посмотреть на него глазами талантливого журналиста Владимира Гиляровского. Наверное, на современном сленге его можно было бы назвать папарацци, так как совал он свой любопытный нос не только в элитные кварталы, но и в ночлежки, трущобы, рынки...

В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву - и с тех пор мы все знаем его как знатока самых сокровенных тайн города. От Хитровки до Сухаревки, по подземным водам Неглинки мы отправимся за журналистом в увлекательное путешествие по самым мрачным местам Москвы...

Владимир Алексеевич Гиляровский - явление в истории русской культуры уникальное. Его жизнь была так богата событиями и приключениями, а личность так привлекательна, что еще при жизни он стал фигурой легендарной. Один из самых знаменитых репортеров своего времени, талантливый беллетрист, поэт, он оставил и удивительные книги воспоминаний, давно ставшие классикой мемуарного жанра.

Владимира Алексеевича Гиляровского, известного журналиста и писателя, знала вся Москва - извозчики, торговцы, полицейские, журналисты, писатели, художники - перечислять можно долго. Но и он знал Москву, как никто другой. Его жизнь богата событиями и встречами, в ней было все - лишения, невзгоды, преодоления, взлеты, его книги "Мои скитания" и "Москва газетная" стали классикой мемуарного жанра.

Мясные и рыбные лавки Охотного ряда, тайны Неглинки, притоны Хитровки, Колосовки и Грачевки с грязными дворами и промозглыми "фатерами", где жизнь на грош, а любовь за копейку...
Автор, прозванный современниками "дядей Гиляем", известный журналист, в живой и занимательной форме рассказывает о быте и нравах старой Москвы, подкупая достоверностью и живостью портретов и описаний, ощущением сиюминутности происходящего и сохраняя в своих очерках неповторимый аромат той эпохи.

"Москва и москвичи" В. А. Гиляровского - это уникальное произведение, в котором в увлекательной форме рассказывается о жизни москвичей во второй половине XIX - начале XX века. Минувшее предстает перед читателями во всем своем многообразии: в блеске и нищете, в веселье и скорби.

"В начале 1870-х годов Владимир Гиляровский впервые приехал в Москву", - читали мы в любом школьном учебнике по литературе. С тех пор все знают его как знатока самых сокровенных тайн города - "Москва и москвичи" стали главной книгой о российской столице.

Владимир Гиляровский не писал толстых романов и повестей, но многие из его современников ушли из памяти людской, а он остался. Нельзя забыть его - талантливого в каждой своей строке журналиста и писателя, защитника угнетенных и обиженных.
В сборник вошли рассказы и очерки о различных событиях, очевидцем которых был писатель, и людях, с которыми сводила его судьба. В этих коротких произведениях созданы яркие картины дореволюционного быта и нравов.

(1853/55–1935), русский журналист, прозаик, поэт. Родился 26 ноября (8 декабря) 1853 (по др. сведениям 1855) в семье помощника управляющего лесным имением в Вологодской губ. В 1860 Гиляровские переехали в губернский город Вологду, где Владимир поступил в гимназию.

Мать умерла, когда Гиляровскому было 8 лет, и это определило раннюю самостоятельность и привычку к труду. Отец был дружен с ссыльными революционерами-народниками. Не окончив гимназию, Гиляровский на 10 лет «ушел в народ». За это время был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером. Когда началась русско-турецкая война 1877–1878, Гиляровский добровольно стал солдатом.

Дать человеку перевернуться в трудный час.

Гиляровский Владимир Алексеевич

Начал печататься еще во время своих скитаний, но профессиональным литератором стал, поселившись в Москве в 1881. Около года писал статьи для различных периодических изданий, с 1882 сотрудничал как журналист в газете «Московский листок», а в 1883–1889 – в «Русских ведомостях». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», в «Муравье», «Осе», «Русском слове» и др. изданиях. В 1889–1891 году числился штатным сотрудником в газете «Россия».

Гиляровский стал одним из лучших репортеров столичной прессы, его «коньком» были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли «королем репортеров». Вершиной его репортерской деятельности стал очерк о Ходынской катастрофе 1896. Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское «дно» – Хитровку, приют нищих, босяков и отщепенцев. Воображение современников поразило описание Гиляровским хитрованских притонов.

Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Известна, например, история о том, как он послал письмо в Австралию по вымышленному адресу. Письмо вернулось к Гиляровскому, и он демонстрировал его своим друзьям, поражаясь обилию штемпелей и почти сказочному пути, которое проделало письмо. Ходили легенды и о физической силе «дяди Гиляя»: он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие др. литераторы, художники, актеры.

У меня все равны.

Гиляровский Владимир Алексеевич

В 1900, работая над статьей В гоголевщине и очерком На родине Гоголя, Гиляровский смог уточнить место и дату рождения великого писателя.

Первыми рассказами Гиляровского были Человек и собака и Обреченные (1885). В 1887 вышел сборник очерков и рассказов Трущобные люди. Главной темой сборника было превращение людей в обитателей «дна». Цензура запретила книгу, тираж ее был уничтожен. Но рассказы из нее вошли в более поздние сборники писателя Негативы (1900) и Были (1909). В 1894 вышел первый стихотворный сборник Гиляровского Забытая тетрадь. И в последующие годы на протяжении всей жизни Гиляровский не оставлял занятий поэзией. Наиболее известна поэма Стенька Разин (отд. изд. 1922), в которой автор выразил свое понимание русской души. Во время Первой мировой войны вышли три поэтических сборника на патриотическую тему, не имевшие успеха. Та же участь постигла поэму Петербург (1922), в которой прослеживается влияние Двенадцати Блока.