Сколько суннитов в сирии. Сунниты и шииты жили в сирии мирно, но только до тех пор, пока там не появились сша

В последние годы Ближний Восток не выходит из топов мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие в нем, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. Здесь переплелись интересы практически всех крупнейших мировых игроков: США, Европы, России и Китая.

Но чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть несколько глубже. Многие противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все больше начинают напоминать религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобные события уже случались в истории человечества: европейская Реформация привела к нескольким столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если сразу после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами. Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией и находился на этапе своего становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет читателю разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – это одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, которые проживают в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что такое многочисленное религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит большое количество различных течений, некоторые из которых считаются маргинальными даже самими мусульманами. Крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны передаться все его чесноты и духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «власть Али». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, который используют сунниты частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное отличие суннитов и шиитов. Оно было причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако, следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, но и религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций («арабская весна»), прокатившихся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируется даже детали внешнего вида человека и его поведение.

Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.

Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.

Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.

Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего – его звали Мухаммад аль-Махди – из которых неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания

Сколько же всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – это, скорее, исключение, вызванная политическими причинами. Этот конфликт скорее связан с противостоянием персов и арабов, который своими корнями уходит в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество , совершают всего лишь два намаза в день (хотя, по исламским нормам их должно быть пять), не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.
О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, так как эта группа активно использует практику такия, которая позволяет верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Конфликт в Сирии не исчезает из лент новостей пятый год подряд. Может сложиться впечатление, что воюют там уже целую вечность без веских на то причин. Оснований для обострения конфликта и его продолжительности великое множество. Сегодня речь пойдет об этно-конфессиональных различиях и противоречиях – ключевом катализаторе гражданской войны в Сирии.

Сирию едва ли можно назвать полиэтничной страной - 90% ее населения составляют арабы, и лишь оставшиеся 10% - курды и прочие меньшинства. Однако, это не касается ее конфессионального состава: можно выделить по меньшей мере пять крупных общин, и шесть, если учитывать этнический фактор.

Базовый раскол


Сунниты и шииты на карте исламского мира

Исламский мир традиционно делится на суннитов и шиитов. Вопрос различий между этими двумя течениями регулярно поднимается на просторах Интернета, и особенно активно - в связи с нынешними конфликтами на Ближнем Востоке, которые некоторые эксперты помещают в контекст внутриисламского противостояния.

Первоначально раскол произошел в связи с политическими причинами - разделение произошло по вопросу о том, кто имеет право наследовать титул халифа: шииты считали, что он должен передаваться по наследству среди потомков одного из т.н. «Праведных Халифов» - Али. Сунниты, в свою очередь считали, что титул халифа должен передаваться по согласию Уммы - исламской общины.

Однако, с течением времени раскол усиливался в вопросах религиозных практик. На завоеванных арабами территориях располагался и функционировал достаточно весомый пласт до-исламского наследия, адепты которого пытались привнести в ислам некое видение вопросов религии. Начало развиваться сектантство, особенно среди шиитов, которые находились в гораздо менее выгодном положении, чем сунниты - в первую очередь из-за своей малочисленности. Среди изолированных групп представителей шиизма возникали новые учения, которые со временем настолько разошлись с первоначальной трактовкой, что превращались в самостоятельные течения ислама. В результате разрастания отдельных религиозных сект возникли различные группы внутри шиизма, многие из которых представлены проживающими в Сирии меньшинствами: алавиты, шииты-исмаилиты, друзы и т.д.

Алавиты


Расселение алавитов в Сирии

Алавиты среди сирийских меньшинств играют, пожалуй, самую важную роль. К этой группе населения принадлежит президент страны - Башар Асад.

Данные по численности этой религиозной группы в Сирии очень сильно варьируются - от 12% до 18%, что, в общем-то, неудивительно в условиях поликонфессиональной страны, где до недавнего времени мирно уживались представители многих общин и границы самоидентификации могли сдвигаться. Немаловажную роль играет и традиционный принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя веру в душе. Такой подход сформировался в период османского владычества в Сирии, которое сопровождалось гонениями на представителей этого культа. При условии, что нельзя установить точную численность общины, можно обозначить границы ее расселения - это прибрежные районы страны, провинции Тартус и Латакия, где еще с XIX в. правили алавитские шейхи.

Рамки религиозного вероучения алавитов размыты. Это достаточно закрытая группа, а внутри самой общины существуют различные течения, идеи которых никак не кодифицированы. Например, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету и тех, кто поклоняется тьме; тех, кто отождествляют Али (ключевую в шиизме фигуру) с Солнцем, и тех, кто отождествляет его с Луной. В их религиозной системе существует множество мелких нюансов, которые стороннему человеку вряд ли станут ясны даже при более глубоком изучении вопроса.

Известно, что алавитов объединяет представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммаде и Сальмане аль-Фарси, каждый из которых воплощает собой определенные понятия в системе алавизма. Есть в алавизме и элементы, позаимствованные из христианства: они празднуют как Пасху, так и Рождество, на богослужениях читают Евангелие, почитая не только Ису (Иисуса), но и апостолов.

Все указывает на то, что алавизм - даже не течение внутри шиитского ислама, а отдельная религия - настолько некоторые аспекты вероучения расходятся с тем, что традиционно понимают под исламом. По этой причине алавитов долгое время не признавали частью своего течения даже в признанном центре шиизма - Иране. Там алавитов признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г., и то - больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад.

Что же касается отношений с другими конфессиями, то радикалы в лице духовного авторитета нынешних религиозных фундаменталистов - салафитов (ваххабитов) Шейхуль-Ислам Ибн Таймии - четко обозначили свое отношение к алавитам (нусайритам) еще в XIII в.:

«Эти люди, именующие себя нусайритами … хуже своим неверием, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже неверием, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных».

Похожее отношение к алавитам сохраняется у радикалов до сих пор. Тезис о «непринадлежности» этой общины к исламу используется по ходу всего конфликта в Сирии. Исламисты объясняли мусульманам-суннитам, что борьба с режимом президента Асада - это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.

Впрочем, религиозные противоречия не мешали суннитам и алавитам мирно уживаться в рамках одного государства. Явного дисбаланса в виде чрезмерно непропорционального представительства алавитов в кругах политической элиты не было. Своеобразный паритет наблюдается и в семье Башара Асада, который женат на мусульманке-суннитке Асме Асад. При этом, большую часть правительства также составляют сунниты. Ничто не мешает Асаду принимать участие в праздновании как Ид аль-Адха (Курбан-байрам) вместе с мусульманами-суннитами, так и Пасхи вместе с христианами, оставаясь лидером многоконфессиональной страны.

Изображение ключевой фигуры в шиизме - Али

Шииты-двунадесятники

Как уже упоминалось выше, в шиизме, несмотря на то, что самих шиитов в исламском мире меньшинство, существует огромное количество сект и ответвлений. Но и среди шиитов есть свое большинство - это шииты-двунадесятники. Они получили свое имя потому, что признают в качестве духовных авторитетов двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба, полагая, что последний из имамов исчез в детском возрасте. Его возвращения под именем Махди они ждут и поныне. Шииты-двунадесятники составляют большую часть населения Ирана, также проживая в Ираке, Азербайджане, Ливане и Бахрейне. Присутствуют они и в Сирии - правда, в количестве 750 тыс. человек - 3% населения.


Зона проживания шиитов отмечена светло-красным

Основная зона проживания шиитов-двунадесятников - в пригородах Дамаска и вдоль границы со столь же многоконфессиональным Ливаном. Там же, неподалеку от Дамаска, располагаются основные шиитские святыни Сирии - например, мечеть Саида Зейнаб, которая, как считается, построена на месте захоронения Зейнаб - внучки пророка Мухаммеда. Эта святыня очень почитаема среди шиитов и относительно недавно стала местом массового паломничества. Кроме того, защита мечети Саида Зейнаб от суннитских джихадистов стала формальным поводом для участия шиитской «Хезболлы» и иранского КСИР в сирийском конфликте на стороне Башара Асада.

Бесспорно, причина участия Ирана и его группировки-сателлита в сирийском конфликте лежит отнюдь не в религиозном поле. Речь идет о борьбе между Ираном и Саудовской Аравией, которая, в свою очередь, поддерживает исламистов в Сирии, за влияние в регионе. Сирия представляет собой ключевую точку противостояния, т.к. Иран не может просто так бросить дружественный ему режим Асада, а Саудовская Аравия имеет на Сирию свои виды.

Верхушка королевства Саудов считает, что страной с преимущественно суннитским населением не может управлять представитель другой конфессии. Тем более, господствующией в монархиях Залива конфессией является т.н. салафия - то, что на русском языке обычно понимают под ваххабизмом. Представители этого ответвления суннитского ислама - религиозные фундаменталисты, многие из которых вообще не считают мусульманами даже шиитов-двунадесятников, не говоря уже об алавитах. Салафиты называют шиитов вероотступниками, которые в их представлении приравниваются к многобожникам, а значит, безусловно заслуживают смерти. Все это увязывается со стремлением как можно больше уменьшить сферу влияния Ирана, который за последнее время укрепил свое влияние в регионе - в первую очередь за счет Ирака, элита которого после преобразований, выполненных в период американской оккупации, состоит преимущественно из шиитов (парадоксальным образом американцы помогли Ирану).

Сами шииты-двунадесятники, как и все прочие меньшинства, безоговорочно поддерживают Башара Асада, ведь от исхода нынешнего противостояния зависит не только их благополучие, но и физическое выживание.


Кровавый ритуал самоистязания на шиитский праздник Ашура

Шииты-исмаилиты

От двунадесятников эта группа сирийских шиитов отличается тем, что признает не двенадцать имамов, а только семь. Область их проживания в Сирии - округа города Саламия к югу от Хамы. Общая численность - 200 тыс. человек, что составляет всего 1% от населения страны.

Друзы


В период французского мандата над Сирией у друзов было собственное государство - на карте отмечено голубым

Друзы стоят особняком среди других шиитских ответвлений ислама. Это такой же мистический культ, как и алавизм, со своими практиками и нюансами. Главной особенностью друзов считается принцип крови: непосредственно друзом может считаться лишь тот, чьи родители были друзами. Не существует никаких ритуалов по переходу в религию друзов. Они составляют примерно 3% населения Сирии и практически все компактно проживают в районе Джабаль ад-Друз на юго-западе Сирии.

В отношениях нынешнего режима и друзов все не так просто, ведь исторически между ними и алавитами постоянно разгоралась жестокая борьба, зачастую разжигаемая сначала османскими спецслужбами, а затем и французскими. В результате друзы маневрируют между поддержкой Асада и подчеркнутым нейтралитетом.

Христиане


Христианский храм в городе Хама

В христианской общине Сирии представлены все возможные ответвления: есть и община Антиохийской православной церкви (примерно половина всех христиан Сирии), и католики (18%), а также большое число прихожан Армянской апостольской церкви и даже РПЦ. Общее число приверженцев христианства в стране - около 1,8 млн человек (около 12% населения), что превышает совокупную численность шиитов-двунадесятников и шиитов-исмаилитов. Основные районы проживания - крупные города: Дамаск, Хасеке, Дейр аз-Зор, Сувайда, Хама, Хомс, Тартус.

С самого начала конфликта христиане пострадали очень сильно. Основные центры их проживания были разрушены войной, а провинция Дейр аз-Зор и вовсе попала почти под полный контроль «Исламского государства». Исламисты на захваченных территориях заставляют христиан платить специальный налог - джизью, а во многих случаях просто убивают. Большинство христиан поддерживают законное правительство Сирии - другого выхода для выживания этой общины в стране просто нет.

Курды-сунниты


Область расселения курдов в Сирии

Курды в последнее время все чаще появляются в заголовках новостей о Сирии - в первую очередь из-за борьбы с «Исламским государством». Курды проживают в северо-восточных районах страны, где намерены создать автономию в составе Сирии.

В их самоопределении религиозная принадлежность играет второстепенную роль, они считают себя в первую очередь курдами, и лишь затем - мусульманами. Тем более, среди курдов широко распространены левые взгляды - например, популярен весьма специфический «курдский» коммунизм. Во взаимоотношениях курдов, основной ударной силой которых в Сирии является YPG/PKK, и Асада в течение войны были разные периоды - чаще всего они выступали в союзе против особо опасных группировок на севере страны, но периодически случались и конфликты. Сейчас армия Асада и YPG/PKK совместно действуют против ИГ в районе города Хасеке на северо-востоке страны.


Типичная картина среди сирийцев здорового человека: христианский священник и имам - друзья

Сунниты

Мусульмане-сунниты - наиболее многочисленная община в Сирии. По разным подсчетам они составляют около 70% населения страны. Территория расселения - практически вся Сирия, кроме районов, которые исторически населены алавитами - например, прибрежная провинция Латакия.

Как уже говорилось, война в Сирии некоторыми экспертами представляется как локальное проявление суннитско-шиитского конфликта, но надо понимать, между какими шиитами и какими суннитами разворачивается конфликт.

Основные противники Асада в этой войне в большинстве своем - не простые мусульмане-сунниты, которых, к слову, и в России насчитывается до 20 млн человек, а фундаменталисты-радикалы, которые мечтают ввести в Сирии Шариат. Даже те немногие, кто заявляет о «борьбе за демократию» в Сирии, на самом деле воюют либо за тот же Шариат, либо, в лучшем случае, за доминирование своей общины. Могут ли фундаменталисты говорить от лица всех мусульман-суннитов, многие из которых, очевидно, вряд ли хотят возвращения в Средние века? Реальность нынешнего Ближнего Востока такова, что радикальным проповедникам очень просто объяснить молодым людям, что корень всех их проблем - один «неверный», который правит Сирией, и если его заменить на «правоверного» правителя, а то и вовсе установить Халифат, то жизнь наладится и самые острые проблемы исчезнут.

Идеи исламистов находят благодатную почву именно в обществах, которые испытывают проблемы социально-экономического плана, что на Ближнем Востоке встречается сплошь и рядом. Но где-то власть справляется с исламистской угрозой, а в других случаях радикалам настойчиво и обильно помогают из-за рубежа, стремясь опрокинуть легитимный режим. Те сирийские мусульмане-сунниты, которых не поглотили радикальные исламистские идеи, либо поддерживают Асада, либо просто уезжают из страны, которая превратилась в рассадник международного терроризма.

Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов, которые по факту станут пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент.

В течение продолжительного времени в Сирии идет гражданская война. Сначала она носила локальный характер, но постепенно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. В конечном итоге к военным действиям подключилась даже давно не воевавшая столь далеко от своих границ Россия. «Телеграф» разобрался, кто и какие цели преследует в Сирии.

Шииты против суннитов

По словам известного российского арабиста и исламоведа, профессора Восточного факультета СПбГУ Ефима Резвана, в районе сирийского города Алеппо сейчас воюют 15 группировок. С одной стороны, это шииты — ливанские, иранские и некоторые другие, а с другой стороны — сунниты. К первым можно отнести Корпус стражей исламской революции (КСИР) из Ирана, представителей ливанской организации «Хезболла». А ко вторым, например, сирийских туркменов (туркоманов). Шииты выступают в поддержку действующего президента Башара Асада, а сунниты — против него и в поддержку демократии.

На самом деле, вражда между суннитами и шиитами зародилась еще на заре становления ислама и тянется с конца VII века. Если вкратце и поверхностно объяснять суть их противоречий, то можно охарактеризовать их как разногласия о преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда (Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али), а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 12 почитаемых имамов. Именно в этом конфликте и лежит корень всех остальных противоречий между двумя самыми крупными ветвями ислама.

Ефим Резван

Как считает профессор Ефим Резван, вся политическая конъюнктура западной цивилизации сейчас заточена под большую войну. «Без этого Запад прожить уже не может. Напрямую с Россией и Китаем воевать тяжело, а вот война на Ближнем Востоке как нельзя кстати подходит для этого. Это попытка сбросить долги, продать оружие и так далее», — подчеркнул эксперт.

По мнению Ефима Резвана, в Сирии фактически идет интернациональная внутриисламская война, поддерживаемая с двух сторон с той целью, чтобы она не прекратилась. «То, что мы видим сейчас в Сирии, можно сравнить, например, с гражданской войной в Испании 1936-1939 годов, Корейской войной 1950-1953 годов», - пояснил арабист.

Ефим Резван считает, что Россию вынудили в итоге поддержать шиитскую сторону. Кроме этого, по мнению эксперта, внутриисламский конфликт между шиитами и суннитами активно хотят переместить на территорию России, но основная масса российских мусульман — это сунниты, а шиитов совсем мало. Конфликта между ними нет. Для России гораздо больше актуальны противоречия внутри самих суннитов — допустим, между последователями суфизма и салафизма, о которых «Телеграф» писал ранее.

Кто за Асада, а кто против?

Как пояснил Ефим Резван, за Башара Асада воюют фактически частные военные компании из числа шиитов. «Причем особо отмечу, что бойцы Асада сейчас получают гораздо больше денег, чем воюющие на противоположной стороне. Они получают гигантские суммы. Сюда можно отнести и КСИР, и ливанских шиитов из "Хезболлы", и иракских шиитов. Отстаивают они интересы Ирана, Сирии и Ливана», — подчеркнул исламовед.

Что касается противников Башара Асада, то в их число входят монархии Персидского залива (Катар, Саудовская Аравия). Причем подпитывают эти страны оппозицию нынешнего сирийского президента в первую очередь финансово — покупают амуницию и оружие. «Части повстанцев, которые недавно прорвали оцепление в Алеппо, были вообще экипированы как западный спецназ», — добавил Ефим Резван.

Арабист считает, что оппозицию Башару Асаду поддерживают и США. «Но они делают это очень завуалированно. Они даже уходят от прямого ответа на вопрос о том, какие именно группировки получают их поддержку», — резюмировал Ефим Резван.

Особняком здесь стоит запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, ИГ). Эти люди никого не поддерживают и воюют со всеми, а целью ставят создание на части Сирии и Ирака авторитарного государства. Фактически это религиозные нацисты. Их задача — обращать население в радикальный ислам, а тех, кто не захочет этого сделать, уничтожать.

Курды

Еще одним воюющим в Сирии движением являются курды. Как рассказал «Телеграфу» сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии курдов РФ Фархат Патиев, в Сирии проживает около 3,5 млн курдов, что составляет около 18% от общего числа населения страны. Большинство курдов живут на своих исторических землях — в Курдистане. До гражданской войны в Сирии треть курдов проживала в городах Алеппо, Дамаск, Хомс, Ракка, Хама. По мере углубления сирийского кризиса наметился отток части курдского населения с арабской части страны на территорию сирийского Курдистана. Географически под сирийским Курдистаном подразумевают три кантона (района) на севере страны, включая практически освобожденный район Манбидж и пока еще занятые боевиками районы Азаз, Баб и Джараблус с населением около 4,6 млн человек.

Фархат Патиев

«В Сирии курды находятся в состоянии войны с ИГИЛ, "Джабхат Фатш аш-Шам" (бывшая "Джабхат ан-Нусра") и другими террористическими организациями. За пять лет противостояния курдам удалось освободить практически всю северную Сирию, называемую курдами Западным Курдистаном, кроме трех районов — Джараблус, Азаз и Баб», — пояснил Патиев.

По его словам, единственное, что может сгладить существующие сейчас противоречия (и в Сирии, и в Турции) — это введение гибкой системы управления. «План по внедрению унитаризма в ближневосточном регионе потерпел крах. Федерализм — не идеальная, но лучшая модель для региона», — подчеркивает Патиев.

За минувшие годы в Западном Курдистане (называемом также Рожавой) были сформированы все институты, необходимые для полноценного функционирования автономии. 17 марта 2016 года здесь было провозглашено создание Федерации Рожава — Северная Сирия. Тем самым курды и другие этнические и конфессиональные группы региона провозгласили курс на федеративную Сирию. В то же время Башар Асад негативно воспринял эту инициативу. «Сирия слишком мала для федерализации», — заявил он.

«Если в целом оценивать отношения между курдами и сирийским правительством, то начиная с гражданской войны в 2011 году курды объявили нейтралитет и строго придерживались его. За пять лет между курдскими силами самообороны и правительственными силами иногда возникали столкновения, но не столь значимые, чтобы говорить о наличии серьезного конфликта. Отношение курдов к сирийскому режиму в настоящий момент держится на формуле: не трогай меня, не трону тебя», — резюмировал Патиев.

Саудовская Аравия

«Темной заинтересованной стороной» в сирийском конфликте является Саудовская Аравия с ваххабизмом в качестве государственной религии. А что нужно ей? Ефим Резван рассказал «Телеграфу», как он когда-то посетил религиозное учебное заведение под Эр-Риядом, где готовят богословов, причем прививая им достаточно радикальную форму ислама и нелюбовь к западной цивилизации. Он задал высокопоставленному чиновнику вопрос, зачем они это делают, готовя фактически будущих радикалов. «Знаете, если мы не направим это (радикальные идеи — прим. ред.) вовне, это вернется к нам», — ответил тот.

Саудовская Аравия заинтересована во внутренней стабильности. С одной стороны, они инвестируют в сирийский конфликт. Но с другой, есть огромная инерция, ведь заявленная цель боевиков ИГ — Мекка и Медина, расположенные на территории Саудовской Аравии.

По словам Резвана, эту страну также обижает обделенность. «Есть G7, есть Совбез ООН. А где там представлен исламский мир? Мусульман никто не спрашивает, хотя их огромное количество. В Саудовской Аравии считают, что когда возникнет огромное мусульманское государство с атомной бомбой, то тогда с мусульманами и начнут считаться», — подытожил исламовед.

Чем грозит Европе «кризис беженцев», как Запад провинился перед Востоком, откуда взялось Исламское государство — об этом в интервью «Фонтанке» рассказал востоковед, политолог, историк, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

— Европа переживает «кризис беженцев». Почему они бегут в Евросоюз, почему их не спасают более благополучные мусульманские страны?

– Этот кризис, прежде всего, – следствие войны в Сирии, больше всего беженцев оттуда. На втором месте – беженцы из Ирака, где тоже война. На третьем – беженцы из Афганистана, там тоже война. Дальше – из Сомали, это тоже война. И из Ливии – где тоже война. А уже на последнем месте – беженцы из стран тропической Африки, там войны нет, но люди просто умирают от голода. И больше всего они как раз бегут в мусульманские страны. Сейчас в Ливане 2 миллиона беженцев из Сирии, а там своего населения – всего 4 миллиона. То же самое – в Иордании. Но Ливан и Иордания – бедные страны, сколько народу они могут прокормить? А до Саудовской Аравии беженцам не добраться. Да и кто их туда пустит? Поэтому они бегут в Европу. Им и в голову не приходит задумываться о религии. Они бегут от мусульман, которые их убивают, к христианам, которые их кормят. Они бегут от смерти и от голода. Они счастливы уже потому, что попадают в страну, где можно спокойно жить, можно работать, где их могут накормить.

— С точки зрения распространения не ислама, а именно исламистских взглядов, это не опасно?

– Конечно, опасно! Потому что следующее поколение уже забудет, что их отцы и матери нашли в этих странах приют, спасаясь от голода и смерти. Следующее поколение начинает вести себя по-другому. А кругом культура другая, цивилизация другая, отношение к женщинам совершенно другое. Исламистам противно смотреть на светское государство. Для настоящего исламиста, побывавшего в Америке или Англии, так называемое равноправие женщин – это проституция.

— А чувство благодарности к стране, которая их спасла?

– У первого поколения беженцев оно есть. Сейчас они благодарны. Приехала молодая девушка, она благодарна. Через 10 лет у неё родятся пятеро детей. Она не будет работать, будет получать пособие. Она даже не станет учить язык той страны, где живёт.

— Но западные страны, в частности – Германия, создают для беженцев целые программы, чтобы те получали образование, работали, делали карьеру.

– Некоторые так и поступают. Есть люди, которые хотят стать квалифицированны ми специалистами, сделать карьеру, в совершенстве осваивают язык, хотят играть какую-то роль в новой стране. Но таких меньшинство. А большинство культуру новой страны терпеть не может.

— Может быть, когда на Востоке закончатся катаклизмы, они захотят вернуться домой, к родной культуре?

– Никогда в жизни исламисты не захотят вернуться в свою страну. Там их ничего хорошего не ждёт. Там их будут ловить, как преступников, и убивать. В христианской стране исламисты чувствуют себя гораздо свободнее, легче, вольготнее.

— Отказать им в приюте Европа не может, потому что сейчас им действительно нужна помощь. Можно ли как-то интегрировать этих людей в европейскую культуру?

– Если бы я знал ответ, то мог бы претендовать на Нобелевскую премию.

— В израильской прессе на днях появились сообщения о том, что Россия «приступила к военной интервенции в Сирию». Пишут, что на авиабазу под Дамаском прибывают российские самолёты. Это правда?

– Чепуха. Вся авиация Башара Асада – это и так российские самолёты. И танки, и пушки – всё у него и так российское. Что тут может быть нового? А людей туда посылать никто не будет.

— В июне президент Путин говорил о создании коалиции для борьбы с Исламским государством в Сирии. Может быть, это военная помощь в рамках коалиции?

– Коалиция была создана год назад американцами. Но Россия отказалась в ней участвовать. Россия предложила другую коалицию, но это так и осталось на словах.

— Дамаск не одобряет коалицию, созданную США, называет её участников «странами, причастными к происходящему в Сирии кровопролитию». За пределами Сирии тоже есть такая точка зрения, что события на арабском Востоке – дело рук США. Как именно они «причастны к кровопролитию» в Сирии?

– А при чём здесь США? В Сирии это началось 4 года назад, когда мальчишки в городе Дера на юге страны ночью вышли на улицу и стали писать граффити: «Народ требует свержения режима». То есть они потребовали того же самого, чего требовали за месяц до того в Тунисе. В Египте. В Ливии. Их стали хватать, пытать, расстреливать. Поднялись их родственники, знакомые. Начали расстреливать их. И пошло, пошло… Когда диктатор бросает войска убивать мальчишек, когда их семьи, родственники, знакомые начинают выступать, причём происходит всё это в стране, где 75 процентов населения – сунниты, а 12 процентов – шииты, алавиты, то раскручивается всё дальше и дальше. И чем дальше раскручивается – тем больше люди выступают. У армии не хватает сил, люди не хотят воевать. Войска алавитов боеспособны, но их слишком мало.

— Шииты, алавиты – это правительство Асада, а оппозиция – сунниты, так?

– Да. Вот как вы думаете: почему правительственна я армия, вооружённая до зубов российским оружием, уже 4 года не может справиться с группой, которую Асад называет бандитами, наёмниками и уголовниками?

— Почему?

– Моральный дух другой. Среди суннитов, которые и подняли восстание, наверх вышли исламисты. А для исламиста великое счастье – умереть за веру. Против них выступает армия, которая тоже в большинстве состоит из суннитов. И они не хотят воевать против исламистов. Солдаты – это люди, думающие о том, как бы вернуться домой живыми. А против них – исламисты, мечтающие умереть за веру. Так продолжается 4 года, а Асад контролирует не больше 20 процентов территории. И эту войну он никогда не выиграет.

— Но мы ведь говорим не только о Сирии, «арабская весна» в большей или меньшей степени затронула почти два десятка исламских стран Азии и Африки, где есть противоречия между шиитами и суннитами…

– Вот! Ислам раскололся на шиитов и суннитов 1300 лет назад, с тех пор началась война между шиитами и суннитами. Америки ещё на свете не было! И в каждой стране, где есть шииты и сунниты, они друг друга терпеть не могут. Мне только сегодня прислал письмо сын, который сейчас в Германии на конференции. Зашёл разговор о расколе в исламском мире. «Какой может быть раскол? – говорят мусульмане. – Нет никакого раскола». Их спрашивают: как же, а шииты? «Шииты? А кто вам сказал, что они мусульмане?»

— Религиозным противоречиям 1300 лет, правители в странах, охваченных «арабской весной», сидели десятилетиями. Что спровоцировало взрыв в 2011 году?

– Какую-то одну главную причину назвать нельзя. В этих странах царит фрустрация, неудовлетворённо сть: ничего у них не получается, демократии не получается, социализма не получается, реформы не получаются. С Израилем справиться – тоже не получается, евреи бьют их каждый раз в каждой войне. Всё плохо. Коран говорит: «Вы лучшая из общин, появившаяся на благо человечества». А получается – кто правит миром? Какие-то паршивые американцы! Объедините всё это – и вы поймёте, что в основе – глубокий моральный кризис, нравственный кризис. Экономический кризис. Всё сплелось воедино. Только одно дело, когда это происходит в такой стране, как Кувейт или Бахрейн, где человек может поехать лечиться за границу за счёт государства, взяв с собой бесплатно ещё и сопровождающего. Другое дело – страна вроде Йемена, где люди – полуголодные, или нищий Судан.

— А ведь это всё нефтяные страны.

– Нефтяные богатства у Судана огромны, но эти идиоты, Север и Юг, не могут друг с другом поладить. Поэтому им и нефть ничего не даёт. Они не могут её вывозить: добывают в одном Судане, а вывозят через другой. И друг с другом воюют.

— Но «арабская весна» охватила не только бедные страны.

– В богатых Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Омане всё прошло относительно тихо. Но Ливия – тоже богатая страна. Так что дело не в бедности или богатстве.

— Вот как раз насчёт Ливии – так тут Россия обвинила США открытым текстом: «Хаос стал прямым следствием безответственног о вмешательства США».

– В Ливии для половины населения, востока страны, Каддафи никогда не был приемлем. В Киренаике (нефтеносный регион Ливии, начавший восстание. – Прим. «Фонтанка» ) его всегда терпеть не могли. И он отвечал им тем же. Когда-то должен был наступить взрыв. И вот настал момент, когда люди начали писать лозунги против режима. Их схватила полиция. Родственники пошли их освобождать. Родственников расстреляли. Тогда уже другие люди заняли помещение полиции, захватили оружие. Начались столкновения с полицией. Пошло дальше. Народ восстал. А Каддафи, вместо того чтобы по-человечески выступить перед людьми, сказал им: «Вы крысы и тараканы, мы вас всех выжжем, ни одного дома не останется». И послал самолёты бомбить этих людей. Бенгази, главный город восточной области Киренаике, выгнал войска Каддафи. Тогда тот двинул туда танковую колонну. Всё это вызвало в мире возмущение. Вопрос был поднят в Совете Безопасности ООН. Президентом России тогда был Медведев, и Россия не стала налагать вето. Было принято решение создать над Ливией бесполётную зону. Французская авиация налетела и разбомбила к чёрту эту танковую колонну. Тем самым спасли Бенгази, иначе Каддафи залил бы его кровью. После этого восточная часть страны отделилась. Началась война между востоком и западом.

— А американцы-то как в этом участвовали?

– Американцы в этом вообще не участвовали. За исключением двух дней, когда они послали несколько ракет «Томагавк», чтобы уничтожить зенитную артиллерию ПВО Каддафи.

— Нас во всех этих конфликтах больше всего интересует сила под названием Исламское государство…

– Это тоже сунниты.

— Как оно появилось?

– А оно появилось благодаря товарищам Брежневу, Громыко, Устинову.

— Подождите, я читала ваши же статьи о том, что оно отпочковалось от «Аль-Каиды».

– Так я об этом и говорю. Откуда, по-вашему, «Аль-Каида» взялась?

— Американцы.

– Ничего подобного. Была война в Афганистане. Туда вошла советская армия, чтобы помочь марксистскому правительству. Это был первый случай, когда войска неверных вторглись в страну, где шла война между сторонниками ислама и сторонниками марксизма. И тогда во всём исламском мире был брошен клич: «Джихад! Неверные вторглись в мусульманскую страну!» И арабские добровольцы, юноши, поехали туда. Они создали организацию, которую назвали «Аль-Каида». Во главе встал бен Ладен. Но поскольку в это время шла «холодная война», то Рейган, не будь дурак, конечно, в это дело вмешался. И через пакистанцев дал оружие.

— «Аль-Каиде»?

– Не только. Против советской армии воевали афганцы, моджахеды. Те, кого у нас называли душманами. Их было 90 процентов. А «Аль-Каида» – это было несколько тысяч арабов. Потом, когда советская армия не выиграла войну и ушла, американцы потеряли интерес к Афганистану.

— Но осталась «откормленная» ими и вооружённая «Аль-Каида».

– Осталась «Аль-Каида», и бен Ладен сказал: мы разгромили одну сверхдержаву, советское знамя сброшено в мусорную яму, теперь мы возьмёмся за вторую сверхдержаву. Через несколько лет они начали действовать в США – и, наконец, взорвали башни-близнецы. Вот после этого бен Ладен стал создавать филиалы своей организации, в том числе в Ираке. Как раз тогда там американцы устроили свою интервенцию. Это было бен Ладену очень на руку. Американские войска вторглись в Ирак – и началось то же самое, что было в Афганистане: был объявлен джихад. И такие же люди, как те, что воевали против советских солдат в Афганистане, хлынули в Ирак – воевать против американцев.

— Буш повторил ошибку СССР?

– Конечно! Только ещё хуже. Потому что советская армия в конце концов ушла – и нам нет дела до Афганистана. А от ошибки Буша пострадали американские интересы на Ближнем Востоке. Иран поднялся во весь рост. Саддам Хусейн был его главным врагом, а американцы его уничтожили. Это была страшная ошибка, страшная. Но уже ничего не поделаешь.

— Как филиал «Аль-Каиды» в Ираке превратился в Исламское государство?

– Американцы же принесли в Ирак демократию, а демократия – это всеобщие выборы. И на выборах выяснилось, что 60 процентов населения Ирака – шииты. А суннитов всего 25 процентов. То есть, по логике, шииты должны были встать во главе государства. Тогда сунниты подняли войну. Им на помощь пришли алькаидовцы. Выиграть войну они не смогли – ушли в Сирию. К этому времени наступила «арабская весна», в Сирии началась гражданская война. Там алькаидовцы начали воевать против шиитов. Захватили несколько районов, в которых добывается нефть. И стали продавать нефть по демпинговым ценам. Получили деньги – начали закупать оружие. И вернулись обратно в Ирак. Только уже под другим названием – Исламское государство Ирака и Сирии. Потом назвали себя халифатом. Захватили треть Ирака и треть Сирии. От «Аль-Каиды» они откололись, у них даже отношения плохие. Вот и всё. И при чём тут американцы?

— Как раз из ваших слов получается, что очень даже при чём.

– Почему?

— А ошибка с Ираком?

– С Ираком – да. Но бен Ладен ведь создал филиалы своей всемирной террористической сети не только в Ираке, но и в Африке, и на Аравийском полуострове, в разных местах. Американцы к этому не имели отношения. Они быстро поняли, что это страшный враг. Только было уже поздно. Лет тринадцать назад я был в Иракском Курдистане, и мне прочли листовку местного филиала «Аль-Каиды». Это было обращение к молодым бойцам: «Ты спрашиваешь, брат мой, почему мы должны убивать американцев? Потому что американцы – это те же евреи, которые отняли у нас Палестину и захватили Иерусалим».

— Чем Исламское государство отличается от «Аль-Каиды», которая тоже провозглашала целью создание халифата?

– Это уже другие люди, другое поколение. У них другая идеология. Вместо того, чтобы устраивать террористические акты в Америке, в Англии или других странах, они создали халифат. Молодёжь хлынула к ним со всего мира. Те, кто вовсе не захотел бы устраивать взрывы в Америке или в Англии, поехали к ним. Хотя это двойная глупость. Кого они убивают в Сирии, в Ираке? Арабов. Они воюют против своих же – шиитов. То есть убивают своих же братьев.

— Так они шиитов братьями не считают.

– Да, но ехать откуда-то из Австралии в Сирию, чтобы там убивать шиитов, защищая ислам, это уже полный идиотизм. Тем не менее так происходит.

— Они опаснее, чем «Аль-Каида»?

– Конечно!

«Аль-Каида» распространялась везде и могла устроить теракт где угодно, а эти себя назвали Исламским государством Ирака и Леванта. Левант – это всё-таки ограниченная территория на востоке Средиземного моря.

– Нет, это раньше они себя так называли. А теперь от этого отказались. И называют себя просто – Исламское государство. Халифат – это халифат. От Франции до Китая.

— Их расширение – реальная угроза?

– Кто ж это может знать? Думаю, об этом думают и Обама, и Путин, и все президенты и короли.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Справка:

Георгий Мирский — востоковед, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ. Специализируется на странах Ближнего Востока, темах исламского фундаментализма и международного терроризма. Окончил в 1952 году Московский институт востоковедения, защитил кандидатскую диссертацию по новейшей истории Ирака и докторскую — о роли армии в политике развивающихся стран. В советское время был профессором МГИМО и сотрудником отдела Азии, Африки и Латинской Америки журнала «Новое время». В 1990-е читал лекции в университетах США, за счёт стипендии фонда Макартуров проводил исследование по теме «Межэтнические отношения в бывшем Советском Союзе как потенциальный источник конфликтов». В настоящее время — профессор Высшей школы экономики (факультет мировой экономики и мировой политики) и Московской высшей школы социальных и экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Почему армия Асада не отступает (The National Interest, США)

Американский журнал The National Interest, уделяющий большое внимание ситуации в Сирии, выпустил материал «Why Assad"s Army Has Not Defected». Федеральное агентство новостей предлагает вниманию читателей перевод данного материала.

Четыре года назад Реджеп Тайип Эрдоган, занимавший в то время пост премьер-министра Турции, заявил, что «всего через несколько недель» он будет «молиться в Большой мечете Дамаска» , так как армия сирийского лидера Башара Асада должна была, по его мнению, «вот-вот пасть». Вслед за Эрдоганом подобную точку зрения высказал и министр обороны Израиля, Эхуд Барак. Когда в 2012 году оба этих политика выстраивали свои предположения на этот счет, на сирийской стороне еще не было ни иранских военных, ни российских ВВС.

С провалом очередного раунда мирных переговоров, когда весь мир замер в ожидании следующего поворота событий в Сирии, пришло самое время обратиться к предупреждениям Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского. Киссинджер и Бжезинский, будучи самыми опытными и влиятельными американскими политиками по вопросам Ближнего Востока со времен Второй мировой войны, выступали против общепринятого мнения и заявляли, что президента Сирии Башара Асада поддерживает большее количество людей и сил, чем все национальные оппозиционные группировки вместе взятые.

Ни для кого не секрет, что власти Саудовской Аравии, Катара и США пытались подкупить некоторых чиновников из круга политиков, приближенных к Асаду, для подрыва его сил. Однако профессиональные военные кадры сирийской армии остались абсолютно преданными своему предводителю.

В большинстве своем сирийская армия состоит из солдат-срочников и всего около восьмидесяти тысяч профессиональных военных. В начале конфликта большое внимание было уделено дезертировавшим тысячам солдат, но это были те немногие срочники, которые никогда особо не горели желанием служить в армии, и даже бы в мирное время, скорее всего, постарались бы найти способ уклониться от этой повинности. Профессиональные же ряды, тем временем, до сих пор остаются очень крепкими и поликонфессиональными. Когда представители сирийской оппозиции говорят о поликонфессиональном будущем Сирии, они не осознают, что пока они дискутируют в Женеве, Вашингтоне или Вене, их представители на территории Сирии сотрудничают с самыми фанатичными и радикальными террористическими группировками всего Ближнего Востока.

Сирийская же армия держит свои позиции уже на протяжении более пяти лет. Ее численность, возможно, немного и сократилась, что, в принципе, неизбежно в условиях любого военного конфликта. При пристальном рассмотрении становится понятен не совсем очевидный факт, что костяк сирийской армии составляют сунниты. Нынешний министр обороны Сирии, Фахед Джасем аль-Фредж, является одним из самых титулованных военных чиновников за всю историю сирийской армии, при этом он родом из центрального суннитского района Хамы. Два самых важных руководителя сирийских разведывательных служб — Али Мамлюк и Мохаммед диб Зайтун - также не раз доказывали свою верность правительству Асада и оба являются суннитами, выходцами из очень влиятельных семей. Теперь уже покойный глава разведки Рустум Газали, который некоторое время руководил Ливаном, также был суннитом; глава разведывательного департамента политического управления, Махмуд аль-Хаттиб, тоже происходит из одного из самых древних суннитских родов Дамаска, что можно сказать и о многих других военных чиновниках.

История сирийской армии, сформированной Хафезом аль-Асадом, очень поучительна. Будучи президентом, Асад-старший назначил на посты верховного командования армии высокопоставленных членов сирийских ВВС. Наджи Джамиль (суннит) служил командующим ВВС с 1970 по 1978 год и был повышен и переведен в комитет генерального штаба по наблюдению за охраной границы с Ираком. В числе счастливчиков, получивших подобного рода продвижения по службе, был и Мохаммед аль-Хули, который до 1993 года занимал завидные должности в логистической сфере между Дамаском и Ливаном, а также Рустум Газали, Газем аль Хадра и Диб Зайтун, все они были суннитами. Начиная с 1973 года, стратегически важные танковые батальоны 17-й вооруженной бригады, находящиеся вблизи Дамаска в местечке аль-Кишва, состояли из рядовых алавитов, которыми командовали такие выдающиеся офицеры-сунниты, как Хасан Туркмани и Хикмат Шехаби.

С 1970-х и вплоть до 1990-х сирийская армия выполняла распоряжение стабилизировать обстановку в Ливане. В этот период сирийские военные, оказывая поддержку своим ливанским марионеткам, пытались обыграть израильскую армию и американский флот. В Ираке после свержения Садама Хусейна американцы так и не смогли понять, кого из шиитских и суннитских мятежников поддерживает сирийская военная разведка, во многом благодаря профессиональным навыкам ее кадров.

Сирийская армия одновременно является единственной на всем Ближнем Востоке армией, имеющей в своих рядах большое количество генералов, исповедующих христианство. Самым известным из них является Дауд Раджа, начальник штаба греческого происхождения, он исповедует греческое православие. Два самых влиятельных на данный момент ливанских христианских лидера Мишель Аун и Сулейман Франджие, они являются кандидатами на президентский пост Ливана, также являются союзниками сирийской армии и правительства Башара Асада. А сирийский город Дайр-эз-Заур, успешно державший блокаду на протяжении двух лет, является полностью суннитским городом.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что факт остается фактом: умеренная сирийская оппозиция существует только на Западе. На деле же у нее нет реальной вооруженной поддержки. Башар Асад все еще занимает пост президента Сирии не только благодаря поддержке его режима российскими и иранскими силами, но и благодаря тому, что его армия, являясь полликонфессиональной и выносливой, представляет такую Сирию, в которой религия не является определяющим фактором продвижения по служебной лестнице. Сирийская армия также является одним из самых весомых препятствий распространению терроризма. Именно поэтому трое из высокопоставленных британских генералов за последние пять лет открыто призывают мировое сообщество признать сирийскую армию единственной силой, способной подавить ИГ и «Аль-Каиду» (обеорганизации признаны террористическими Верховным судом РФ, их деятельность в России запрещена).