Когда читается похвала пресвятой богородицы. "похвала пресвятой богородицы"

Наш Пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах».

Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елизаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной. Святая Церковь, включая всех нас, приносит сегодня похвалу Пречистой Божией Матери.

За Божественной литургией, когда совершается пресуществление Святых Даров мы поем: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Это происходит в тот самый момент, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию.

А после возгласа священника: Изрядно о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии… — совершается чтение замечательной молитвы, которая читается священнослужителем тайно (т. е. не вслух), в алтаре пред уже освященными Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Этот возглас Божией Матери произносится в присутствии Самого Христа - Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. В последующей молитве священник молится о всех скорбящих и обремененных, о всех болящих, находящихся в нуждах, работах, заточении, о всех, пребывающих в грехах и немощах.

И это обращение не случайно, потому что в лице Матери Божией мы имеем благодатную Заступницу и Молитвенницу за каждого человека в отдельности и за весь род людской.

Господь вновь и вновь приходит к каждому в Таинстве святой Евхаристии. Причащаясь Пречистого Тела и Крови Его, мы соединяемся с Ним навеки.

Святой Симеон Новый Богослов, великий афонский подвижник XI века, однажды после причащения святого Тела и Животворящей Крови, возвратившись в свою убогую келью, пережил радость и ощутил по-настоящему Господа, приходящего к человеку в Таинстве святого Причащения.
«Удивляюсь и трепещу, - говорит Симеон Новый Богослов, - созерцая свое немощное тело. Мои немощные руки стали в этот момент руками Христовыми; мое немощное тело стало частью тела Христова; меня пронизало Божество, я сочленился и приобщился Христу, я исполнился радостью Духа Святого». Это счастье дано каждому верующему человеку. Им живет Святая Церковь, проповедующая Христа распятого и воскресшего, вечно торжествующего.

А как любили молиться Ей наши предки, не в пример нам, духовно ленивым и находящимся в постоянной дремоте! Они постоянно обращались к Матери Божией и на опыте своей жизни знали, что их молитва не будет тщетна, а будет услышана, и Матерь Божия покроет их Своим омофором и защитит от всех напастей, встречающихся на жизненном пути.

Когда поется эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви протяженносложенной молитвой. Эта молитва о всех, в скорбях и нуждах сущих; о всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих; о всех, кто страждет от нечистых духов, кто погибает в грехах. Эта молитва — о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу.

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди», — говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за Утренею: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу.

Один из самых величайших людей — пророк Исаия говорит: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда к человеку приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка, и мы говорим, что погибаем, приближаясь к Богу своими нечистыми устами.

А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.

Мы знаем, что в нашей Церкви есть святые, и тех, которые совершают дела истинной любви, Господь всегда ублажает. Но так, чтобы в роды родов, чтобы все человечество, всегда и непрестанно! И не просто за один великий подвиг прошлого, который имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви непрестанно возрастают, — такого человеческий род, кроме Божией Матери, не знает.

Из новых и новых сердец исторгается хвала и благодарность Божией Матери, воистину спасающей всех нас. И эти непостижимые слова о том, что все роды человеческие приносят Ей хвалу и ублажают Ее, говорят, с одной стороны, о том, как может быть измерено смирение Божией Матери — самое главное качество человека. Ибо похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Ее смирения: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди». Об этом Господь Сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11.29).

Только одному единственному просит научиться нас Господь — смирению и кротости, и ничему другому, потому что это есть совершенство человека. И тот, кто смиряет себя, будет возвышен.

Мы можем видеть тайну смирения Божией Матери через возвышение и ублажение Ее всем родом человеческим до скончания века и в бесконечной, благословенной вечности. С другой стороны, мы можем видеть в таинственных словах похвалы Божией Матери нашу духовную связь с этой тайной оттого, что Ее ублажат «вси роди».

Это относится и к нам. Эта духовная связь и наше вступление в радость Господню дается каждому из нас заступничеством Божией Матери. Для того, чтобы приносить хвалу Божией Матери, нужно понимать, о чем идет речь.

Должен хотя бы чуть-чуть блеснуть свет, и эта тайна приоткроется, как говорит об этом в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, которому Божия Матерь являлась в течение его земной жизни двенадцать раз. После того, как лицо его просияло ярче полуденного солнца на зимней русской поляне, он сказал Мотовилову: «Не убойтесь, ваше боголюбие, потому что и вы сами находитесь в таком же свете».

Человек никогда не может увидеть святость другого, если он сам не причастен этой святости, потому что это дается только тем же самым Духом Святым, той же благодатью. И потому ублажать Божию Матерь, приносить Ей хвалу для нас значит таинственно вступать в Ее славу, в Ее вечное блаженство.

Вступать, конечно, еще в той самой малой степени, на какую мы только способны сейчас, но всегда с сознанием, что всем нам даруется спасение Ее славою. Ее смирением. Ее чистотою. Ее послушанием. Ее заступничеством.

Похвалу Божией Матери мы можем привести только мерою нашего смирения, нашего послушания, нашей чистоты, которые свидетельствуют о том, что благодаря Ей мы причастны Богу.

Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, спаси нас!

Тропарь в день Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).

Дево Безневестная / и Мати Всечистая, / приемши от Архангела благовещение, /
со тщанием востекла еси в Горняя, / и целовавши южику Твою, всечестную Елисавет, /
Материю Господа от сия наречена была еси, / и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/
Благословенна Ты в женах, / и благословен Плод чрева Твоего.

Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова). Слово на Акафисте Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы… Дорогие братия и сестры, некогда одна женщина, восхищенная чудным учением Христа Спасителя, возвысив голос, воскликнула: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк.11:27). В этих немногих словах выражены то величие и та слава Богоматери, которыми воздал Ей весь мир, видимый и невидимый, за Ее любовь и милость к страждущему человечеству.

Верующему христианскому сердцу всегда отрадно бывает вспоминать об этой любви и милости Пресвятой Богородицы, но особенно отрадно вспоминать об этом нам, насельникам и посетителям сей святой обители, которая удостоилась дивного посещения Богоматери, над которой обещала Она постоянно простирать Свой Божественный покров.

Православная Церковь Христова выше всех созданий земных и небесных почитает честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. По учению Церкви, Она есть единая надежда грешных, спасение всех, притекающих к Ней, от бед и напастей, источник милости и стена необоримая, ходатайство ко Творцу непреложное, упование и предстательство верных, всех скорбящих Радость и обидимых Заступница.

Она неусыпно ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Пред Ее взором каждый день, каждую ночь, каждый час и мгновение предстоит бесчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих их погибели, другие отягчены непомерными скорбями и напастями, а иные страдают тяжкими недугами и болезнями; и всех их видит Преблагословенная Матерь Божия.

По Своей беспредельной любви к человеческому роду, Она близко к сердцу принимает всякую слезу, всякую беду и всякий вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет Он к людским неправдам и да избавит рабов Своих от всякого зла. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Являясь Посредницей между Богом и нашими грехами, Пресвятая Богородица не дает возможности нашим грехам восходить близ пред Богом и гласом Своих молитв за нас отражает гласы грехов наших, вопиющих на нас к Богу». Поэтому нет ни одного истинного христианина, который бы со всецелой доверенностью и любовью не возносил своих частных и общественных молитв к Богоматери и не ощущал бы Ее благодатной помощи.

Дорогие братия и сестры, слово Божие возвещает нам, что есть мир злых духов, которые непрестанно пекутся о погибели человеческих душ. Святой апостол Петр говорит христиа­нам: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Поэтому где же бедному и немощному человеку укрыться и найти убежище от коварства этих супостатов?

Прибежище от них христианин находит только в покрове Богоматери. В только что прочитанном акафисте мы слышали такие слова: Радуйся, бесов многоплачевное поражение (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2), радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства (Там же, икос 5), радуйся невидимых врагов мучение (Там же, икос 4), радуйся, низпадение бесов (Там же, икос 6). Эти слова уверяют нас в том, что Божия Матерь прогоняет от нас бесов, одно имя Ее обращает лукавых духов в бегство. И святая Церковь Христова знает множество случаев, когда Преблагословенная Матерь Божия избавляла людей от невидимых врагов.

В Прологе рассказывается о некотором человеке по имени Кодрат. Он был бесноватый, и однажды бесы гнали его через пустыню десять недель. Он погибал от голода и ожидал уже смерти. Но вот, в минуту просветления ума он обратился с мольбой к Божией Матери, и Пресвятая Дева Сама явилась ему в пустыне, изгнала из него бесов, укрепила его, показала ему дорогу к дому родителей, и он сделался совершенно здоровым. Имеется и много других подобных примеров.

Но Пресвятая Богородица избавляет не только от враг невидимых, Она избавляет благочестивых людей и от враг видимых. В Александрии жил один благоговейный, милостивый, христолюбивый муж, имевший жену, смиренную нравом и постницу, и дочь лет шести. Однажды он должен был поехать по торговым делам из Александрии в Константинополь.

Когда он уже отправлялся, то супруга спросила его: «Кому же ты нас поручаешь, господин наш, на время твоего отсутствия?» «Владычице нашей Богородице!» – отвечал муж. Оставив в доме одного раба, он уехал. Враг же всякого добра диавол внушил этому рабу злую мысль убить супругу и дочь своего хозяина, ограбить имение и убежать с похищенным имуществом. Для этой цели он взял нож и пошел в горницу, где находились мать и дочь. Но только подошел он к дверям горницы, где они занимались рукоделием, как внезапно был поражен слепотою и, не видя ничего, не мог двинуться ни вперед, ни назад.

Измучившись и не находя выхода, он начал кричать и звать госпожу свою, чтобы она вышла к нему и помогла ему. Не подозревая никакого злого умысла, она все же ответила ему: «Приди ты к нам». Тогда он стал звать ее дочь, но мать и дочь свою не пустила к нему. В конце концов, видя, что его замыслы не исполнились, он в порыве злобы поразил ножом самого себя и с ужасным криком упал на землю.

На шум сбежались соседи, вышла и госпожа, и он, будучи еще жив, рассказал им о своем злом умысле и приключившемся ему несчастье. И все собравшиеся прославили Бога и Его Пречистую Матерь, сохранивших жизнь благочестивых Своих рабов. Вот этот пример и нас научает, дорогие, чтобы и мы прибегали всегда к помощи и заступлению Божией Матери. Был и сейчас еще есть благочестивый обычай у христиан – поручать своих прис­ных и детей защите и покрову Пресвятой Богородицы, отпуская их в далекий путь, или, напротив, самим отлучаясь по какой-нибудь надобности от них.

Дорогие братия и сестры, земная жизнь наша полна скорбей и печалей. Недаром и называется она так часто юдолию плача и сетования. С плачем рождается человек, и в мир иной отправляется он со многими воздыханиями и мучениями. Так что миновать скорбей и слез в этой жизни не может никто; у человека бывает куда больше бед и несчас­тий, нежели радости. Каждый по опыту знает, как иногда жизненное горе давит душу со всех сторон, от тоски и скорби истомляется сердце, и невольно иногда льются слезы из глаз.

Трудно бывает человеку переносить несчастья, и он порой впадает в уныние, и чувство печали овладевает им. Но, дорогие мои, самое главное – не отчаивайтесь, мужайтесь! Когда окружит вас облако скорбей, так что, кажется, и выхода никакого нет из этого положения, то вспомните тогда, что вы имеете на небесах Матерь, Царицу Небесную, Которая вас видит, слышит и знает все ваши душевные движения. Призовите Ее с верой, и Она тотчас придет к вам и избавит от бед и напастей.

Помолимся же Ей, чтобы Она услышала нас с вами и в сей час и избавила от всякой прискорбности и несчастья, очистила от всякого по­ро­ка и греха и сподобила радости в вечном Царстве Сына Своего, дабы мы всегда с любовью взывали к Ней: Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая! Аминь.

11.04.2016
Понедельник

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
(Тропарь Субботы Акафиста, глас 8)

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
(Кондак Субботы Акафиста, глас 8)

Дорогие братья и сестры!

В субботу на пятой неделе Великого поста (03/16 апреля) святая Русская Православная Церковь торжественно возносит благодарственную похвалу Пречистой, Преблагословенной, славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.


Праздник этот установлен в IX в. в память неоднократного избавления Константинополя заступничеством Божией Матери от нашествия иноплеменников. Перед лицом страшной опасности уничтожения от персидских и скифских войск, все жители города в единодушной молитве обращались ко Пресвятой Богородице с молитвой о помощи. Во Влахернском храме Константинополя хранилась икона Богородицы, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, с которой патриархом Сергием совершались крестные хода.

Положение греков на тот момент было безвыходным. Оставалось уповать лишь на милость Божию. Все вместе они совершили особый крестный ход вокруг города с иконами и песнопениями, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли неприятеля. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. «неседальный», то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!». И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.


«Будем же, грешники, - восклицает святитель Димитрий Ростовский, иметь добрую надежду, ибо имеем доброго пастыря, пречистую Деву. Послушаемся Её голоса, пойдем на Её призыв, на Её пир; вкусим от сладостей Её пастбища и, воздавая ей благодарение, будем усердно повторять сию радостную песнь: «Радуйся, Невестно неневестная!».
Акафист есть священная похвала Пресвятой Богородице. Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Божией. В то время как на других службах по уставу можно сидеть, в настоящий праздник все мы слушаем похвалу стоя. На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. В некоторых местах существует традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.



Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс. Позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского, затем - в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Церкви.



Отметим, что 2/15 июля православные христиане отмечают праздник Ризоположения Пресвятой Богородицы, который также установлен в честь избавления православных христиан от врагов заступничеством Божией Матери. В троицкое благочиние входит построенный в 1722 г. прекрасный храм Ризоположения в Леоново, настоятелем которого на протяжение нескольких лет был и наш батюшка Георгий Гуторов.



В проповедях на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Шаргунов отмечает: «среди Поста, когда мы слышим строгие покаянные молитвы, когда не принято читать акафистов, Церковь внезапно расцветает благоуханием Похвалы Божией Матери. Она не находит слов, чтобы выразить свою любовь, свое благоговение перед Пречистою Девою Мариею, Божией Матерью, размышляя о Ее девстве и о Ее материнстве, о тайне человеческой личности - самой святой из всех людей, самой близкой ко Господу. Сама святость человеческого естества измеряется степенью его близости ко Господу. Никто как Она в роде человеческом не послужил тайне искупления. Своим непостижимым соединением со Христом Она сподобилась быть Матерью Божией. И в тайне девства и материнства открывается нам Ее материнское служение всему роду человеческому. Она наша духовная Мать, Она предстательствует за всех нас. И открывает совершенное христианское служение, которое во внешнем своем выражении и внутреннем стоянии неотделимы. Поэтому, наверное, так славится Божия Матерь бесчисленными Своими чудотворными иконами, которые являются в тот момент, когда решаются судьбы народа, судьбы нашей Русской Православной Церкви…



…Сегодня все святые приносят Ей похвалу, и мы, грешные, присоединяемся к этим хвалам. Слова Акафиста благодатно и точнее всего раскрывают эту хвалу, когда мы произносим вместе со всею Церковью: «Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, мучеников непобедимая дерзосте!» Радуйся, - скажем мы, - Похвала всех святых; радуйся, Госпоже ангелов, Царице неба и земли, но более всего Мати - Матерь Божия и Матерь нас грешных. Это непостижимая тайна - Она единая из всех людей, Которая никогда в жизни не согрешила, и поэтому может ходатайствовать за всех грешных людей и быть Заступницею всех нас. И сегодня во всех храмах мы присоединяем к небесному гласу ангелов и всех святых, приносящих похвалу Божией Матери, пение наших голосов и наши тихие сердечные молитвы во исполнение пророчества, которое Она произнесла: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».


На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, Матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери на Руси является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV в.



Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.


В проповеди на Похвалу Пресвятой Бог ородицы святейших Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «это день особый: после недели Крестопоклонной, когда мы вспоминали Крест Христов, на этой, пятой неделе Великого поста мы прославляем Богоматерь. Связь между главной темой недели предшествовавшей и нынешней неслучайна: Божия Матерь в жизни Своей не имела никакой славы, никакой похвалы. Вся Ее жизнь была несением огромного креста. От нас практически сокрыты дни Ее жизни до того момента, когда Спаситель вышел на Свое общественное служение.



Но и повествование о годах служения Христа Спасителя содержит мало сведений о том, что происходило в семье Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, что происходило в сердце Его Матери. Мы можем только догадываться о том, как материнское сердце страдало за Своего Сына, Который с первых дней проповеди стал на путь непримиримой борьбы со злом и ложью, с теми силами мира сего, которые противились Божией правде. Каждое слово Спасителя было пронизано этой правдой, а потому возбуждало ненависть, клевету, зависть, вплоть до готовности физически уничтожить Того, Кто посмел открыто и честно говорить людям правду Божию.


Но разве не надрывалось сердце Пресвятой Богородицы, когда Она слышала о всех готовящихся злонамеренных действиях против Ее Сына? Разве не скорбело Ее сердце и тогда, когда фарисеи на третью Пасху общественного служения Спасителя пришли в Галилею из Иерусалима, - потому что Он не пошел в Иерусалим, ибо еще не приспел час, а там уже готовились учинить над Ним расправу? И пришли фарисеи в Галилею, мирную и спокойную страну, чтобы улавливать каждое Его слово и доносить в Синедрион, - с тем, чтобы непременно уличить Его в преступлениях против Закона, в преступлениях против народа. Разве в стороне была Пречистая Богоматерь? Конечно, нет: Она была рядом со Своим Сыном, Она все видела и слышала, Она не могла не понимать того, что происходит, что буквально месяцы отделяют Сына от страшной кончины. Это было не сиюминутное страдание и не только то, что явилось в апогее, на Голгофе, - это было страдание ежечасное, ежеминутное, это был Ее жизненный крест, и никакой славы - до самой смерти. Славой Богородицы явилась Ее физическая смерть, Ее восхищение на небо, поэтому мы и празднуем так торжественно Успение Пресвятой Богородицы, ибо это было явление Ее славы еще на земле.


А сегодня мы возносим славу Пресвятой Богородице, Той, Которая пронесла через жизнь особый крест, Которая явила нам пример не только святости жизни, чистоты ума и сердца, любви, но и терпения, мужества, способности достойно и спасительно нести тяжелейший крест, который только и спасает человека. Пресвятая Богородица была восхищена на небо не только потому, что явила в Себе величайший дар Божественной благодати, но и потому, что жизнью Своею Она этот дар поддержала. Терпением, страданием и скорбью Своею Она этот дар преумножила, принеся великую жертву Богу всей Своей жизнью. И сегодня мы прославляем Пречистую Царицу Небесную и учимся от Нее спасительному крестоношению, прославляем Ее как заступницу рода человеческого, Которая, пройдя скорбными тропами Своего земного бытия, ныне во славе предстоит Сыну Своему и Господу нашему и, верим, молится за нас, каждого укрепляя в его собственном крестоношении, каждого укрепляя на пути к спасению в осуществлении и провозглашении Божией правды.

Пусть сегодняшний день наполнит наши сердца радостью, ибо перед нами великий пример спасительного крестоношения, который увенчан бессмертной вечной славой Богородицы, предстоящей Сыну Своему и Богу нашему. Ее молитвами да сохранит Господь Церковь нашу, Отечество наше и всех тех, кто с верой и любовью притекает к Ее святому имени. Аминь».

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».


Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары — в 626, персы - в 677, арабы - в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.


Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице «. С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью - риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос - приветствием архангела «Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название — «Акафист Благовещения», хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.


В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля — совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)

Похвала Владимирской иконе Божией Матери — Древо государства Российского

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.

Похвала Богородице, апостолы; XVI в.; Критская школа; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 87 x 68 см

КЛИКАБЕЛЬНО

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: “Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!

Путешествуя по миру. Обезьяний лес на Бали.
Обезьяний лес на Бали находится в Убуде, входной билет стоит 20 тыс. рупий (около 65 рублей), за отд...

С Днём 8 Марта!
Прекрасные, милые, добрые женщины, девушки, девочки, с Днём 8 Марта! Будьте счастливы! ...

Дорога к счастью
Из Дома. Творчество Светланы: http://stargalaxie.net/viewtopic.php?f=40&t=386&start=375 ...

Обетования
"Пойдем и завладеем ею (землею), потому что мы можем одолеть ее". - Чис.13.31. Исследователи Библей...

Икона Похвала Пресвятой Богородицы является иконографическим прославлением Пречистой Девы. В соответствии с пророчествами Ветхого Завета она стала матерью Богочеловека Иисуса Христа. А для всех христиан – Великой Скоропомощницей, Заступницей.

Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббо́та Ака́фиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.

Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений:

  • 626 год – аварских завоевателей,
  • 677 год – персов,
  • 717 год – арабов.

История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.

Воспользовавшись тем, что император Ираклий с войском отбыл в поход на персов, авары взяли Константинополь в осаду. Неприятельский флот вплотную подошел к берегам столицы. Казалось, горожане обречены. Понимая, что у них слишком мало сил для отражения врага, жители Константинополя обратились с молитвами к святым христианским заступникам: Господу Богу и Пресвятой Богородице. Патриарх Сергий вынес из храма Влахернскую икону Божьей Матери (другой вариант – Ризу Богоматери).

Люди собрались вместе, крестным ходом со святынями обошли родной город. Подойдя к берегу Босфора, возглавлявший процессию патриарх, продолжая молиться, опустил Ризу Пречистой Заступницы в воду. Спокойная и тихая до того времени стихия вдруг стала меняться. Поднялся сильный ветер, разбудил грозную бурю. Огромные волны скрыли вражеские корабли в глубинах залива. Старинная фреска (1644 год) храма Ризоположения, что в Московском кремле, образно показывает, как именно с помощью иконы Богоматери и святой Ризы происходило чудо, которое уберегло Константинополь.

История спасения города отразилась в написанном вскорости кондаке «Взбранной Воеводе». Данный текст изначально стал составной частью первого акафиста (церковного гимна), чествующего Матерь Божию (Одигитрию). Хвалебную песнь впервые прочитали христиане ночью после чудесного избавления города от вражеских кораблей. Так традиция празднования благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы началась во Влахернском храме Константинополя, месте хранения и поклонения чудотворной Влахернской иконе Богоматери (принадлежащей, по преданию, руке евангелиста Луки), а также предметов, которыми пользовалась Богородица при жизни на земле (Пояс и Риза).

Со временем регулярность празднований закрепили внесением в специальный набор правил, регламентирующих богослужения (Студийский устав). Позже чествование вписали в церковные книги, что сделало его общим торжеством для всех христиан, принадлежащих к Восточной церкви. Формирование канона праздника Похвалы Божией Матери было сделано Иосифом Студитом (IX век).

Каноны изображения икон похвалы Пресвятой Богородицы

Образы Похвалы Пресвятой Богородицы появились позже. На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века. Каноном для иконописи этого типа стали слова патриарха Германа Константинопольского о пророчествах, предсказывающих появление чистой земной Девы. Она воплотит в себе: «стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев».

Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:

  • Иаков – лестницу, которая соединяет Землю с Небесами;
  • Моисей – Неопалимую Купину,
  • Валаам – звезду (символизирующую приход Мессии);
  • Гедеон – руно (прообраз Благовещения);
  • Иезекииль – врата (затворенные врата – символ Пречистой);
  • Иеремия – скрижали;
  • Исаия – клещи и угли (означающие очищение);
  • Иессей и Аарон – процветшие жезлы (символизирующие Богородицу);
  • Давид и Соломон – уменьшенный Иерусалимский Храм;
  • Аввакум и Даниил – горы (знак царства).

Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.

Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.

На еще одной благодарственной иконе Богоматери Царица Небесная и Христос находятся в центре изображения, они обрамлены переплетающимися цветущими ветвями. Слева от Богоматери стоят: первосвященник Захария, рядом пророки Елисей, Малахия, Иаков, Аввакум, Моисей, Самуил, Илья, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Иессей, Иезекииль, Соломон, Софония, Аггей, Аарон, Михей, Захария, Иона, Наум, Иоиль, Даниил. Они не окружают Богородицу, а расставлены плотными горизонтальными рядами.

Не все из пророков, которых изображали на похвальных образах, пророчествовали о Богоявлении. Это значит, что первоначальная трактовка сюжета была изменена. На представленной иконе собраны святые одного чина. Большая часть пророков, кроме Соломона, Давида, Моисея, предстоят перед Богородицей без предписанных символических атрибутов Боговоплощения. Данная тема дополнительно развивается в трех фрагментах верхней части образа. По центру – склоняющийся Бог Отец с голубем, который есть Святой Дух. С расположенным ниже благословляющим Младенцем Христом они составляют Святую Троицу. Справа представлен сюжет «Собор Архангелов», а слева изображено «Отечество».

Чудеса, творимые образами Похвала Богородицы

Христианская чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы обитает на Афоне в соборном храме Дионисиатской обители. Ее относят к одной из 70 древних икон, которые написал евангелист Лука. Изображение выполнено не красками, а восковой мастикой, поэтому со временем черты образа размылись. Именно перед этим святым ликом был впервые совершен акафист Пресвятой Богородицы.

С этой иконой связано множество чудесных случаев. Она была похищена пиратами (1592), но заставила нечестивцев вернуть святыню, раскаяться и принять монашеский постриг. В другой раз образ помог исцелиться от страшной опухоли руководителю Афонской академии Евгению Вулгарису. Он сам сделал подробное описание удивительного выздоровления (1758 год).

Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.

Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвалы Матери Божией.

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы начинается с утрени. В храме торжественно читается в четыре приема весь акафист. Каждый прием служители церкви выходят на средину храма через Царские Врата. По другому обычаю – акафист читают по очереди у каждой почитаемой иконы Богородицы, которые есть в данном храме. Это радостный, добрый праздник, который напоминает прихожанам, что повседневные житейские обиды, неприятности – всего лишь суета, по сравнению с Его милостью, Небесным Царствием.

Московский Богоявленский кафедральный собор имеет особенную благочестивую традицию – каждый год на празднование Похвалы Пречистой Девы прихожанам для поклонения выносят чудотворную богородичную икону Божьей Матери Умиление. Это славный образ, перед которым коленопреклоненно молился батюшка Серафим в келье. А император-страстотерпец России Николай II почитал и прислушивался к преподобному Серафиму, одарил чудотворный образ Царицы Небесной драгоценным золотым окладом, выполненным знаменитым Фаберже. В тяжелые для Русской Православной Церкви годы святыня тайно и бережно сохранилась верующими.

Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков. Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.

Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события - сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.

А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

АКАФИСТ «ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ»

Акафист «Похвала Богородице» - это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году - на пятой неделе Великого поста - верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней. Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.

«Радуйся..., радуйся..., радуйся...» - повторяются на протяжении всего акафиста слова Архангела, благовестившего Деве Марии о рождении Сына. И, кажется, так неожиданно звучит этот призыв в дни Великого поста, когда все в храме настраивает на покаяние: когда всего лишь два дня назад здесь же звучал Великий канон Андрея Критского на Мариином стоянии, все ближе Страстная седмица и все напоминает о Жертве, принесенной на Голгофе...

Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста (Мф. 6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью?..

Мы предлагаем вам текст Акафиста Похвала Богородицы, который читается в храме вечером накануне праздника, то есть в пятницу пятой седмицы Великого поста. Он может читаться по желанию верующего дома и в другие дни.

ИКОНА «ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЫ»

События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородицы», получившей распространение в XIV–XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос... Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.

Икона «Похвала Богородицы» поистине «гимн в красках»: в ней находят визуальное отображение поэтические образы, связанные с Богородицей и встречающиеся в посвященном Ей Акафисте.

Развитие темы Похвалы Пресвятой Богородицы можно увидеть в храмовых росписях XVI-XVII веков. В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями.

Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия (Путеводительница), стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе.

СЛУЖБА ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЫ

Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.

Вечером в пятницу на утрене после обычного начала, псалмов и молитв с кондака «Взбранной Воеводе...» начинается Акафист. Он состоит из 12 икосов (хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся») и 12 кондаков (меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя»), но во время богослужения делится на четыре части - по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения фрагментов Акафиста священнослужитель выходит через царские врата и встает перед помещенной в центре храма иконой Богородицы.

В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.

МОЛИТВА ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЫ

Акафист Богородице - это и есть молитва Похвала Богородице. Но есть и короткие молитвы праздника - тропарь и кондак.

Тропарь Похвалы Богородицы : Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».

Кондак Похвалы Богородицы : Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Тропарь, то есть, краткое молитвенное песнопение с объяснением смысла праздника, рассказывает о явлении Архангела в доме Иосифа с благовестием о рождении через Нее Сына Божия. Господень Посланник призывает Марию: «радуйся, Невесто Неневестная». И эти его слова повторяются на протяжении всего Акафиста. Они же есть и в другой краткой молитве - кондаке Похвалы Богородицы: «Взбранной Воеводе победительная...»

Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров. Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл. «Взбранной Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.