Иерей виссарион аплиа об абхазском расколе. Отец Давид: «Никто не позволит отцу Виссариону захватить монастырь

В этом году исполняется 20 лет с того момента, как бывший сотрудник ГАИ Сергей Тороп ушел в тайгу и создал новую религию. С тех пор у церкви Последнего Завета появилось несколько тысяч последователей, расселившихся в деревнях Курагинского района, а о Виссарионе - именно так назвал себя новоявленный пророк - и его последователях в Красноярском крае слышал каждый. Мы побывали в одной из таких деревень и посмотрели, как живут люди в ожидании Судного Дня.


Царство небесное на земле

В начале и середине 90-х годов в эти полузаброшенные деревеньки Курагинского района, бросая родных и близких, отрекаясь от материальных благ, приезжали десятки тысяч людей. Ехали строить «новое общество на основе духовной любви», поверив в предсказание очередного пророка, предвещавшего скорый конец света. .

Так выглядит добрая часть деревень в этой глуши

По словам религиоведов, учение Виссариона - это синкретическая религиозная мешанина из христианства, буддизма, первобытной религиозности и эзотерики. Вновь прибывшие должны следовать строгим канонам, установленным здешней Церковью. Основные требования - наивность, послушание, строгая вегетарианская диета без мяса, рыбы и молочных продуктов, готовность к беспрерывному физическому труду и размножению, а также отказ от медицинского обслуживания. Услышав такие рассказы, невольно ожидаешь увидеть мрачных мужиков, изможденных женщин, забитых ребятишек.

жители на улице деревни

Но въезжая в деревню Петропавловку, земной форпост «Царства небесного», понимаешь, что внешне все иначе. Новые деревянные домики с резными наличниками стоят вдоль пыльных улиц посреди больших приусадебных участков.

сельский магазин

Повсюду молодежь со смышлеными лицами, гордо вышагивающие по улицам бородатые мужики в высоких начищенных сапогах, женщины в цветастых платках и длинных, до самого пола, юбках. Везде чисто, аккуратно подстрижены газоны.


Улицы Петропавловки

В магазинах нет водки и мяса, лишь овощи, фрукты, да сладости. Здесь пахнет коммуной, движением за возрождение религиозной жизни, магазином лекарственных трав.

Рядом с селом вовсю идет строительство: это болгарский бизнесмен Миша (здесь все зовут друг друга по имени, фамилию узнать практически невозможно) стоит небольшую фабрику по переработке древесины.


Будущая фабрика

На ней смогут работать как последователи Виссариона, так и местные жители. Последних, правда, почти не осталось, - это большей частью старики.

Одна из прихожанок
Приверженцы новой веры все еще стремятся в этот "непроходимый медвежий угол". Особенно охотно их принимают, если они приходят с деньгами, которые, тем не менее, здесь положено презирать, ибо они от дьявола.

«Ничто людское нам не чуждо»

культурный центр

Любопытные объявления у входа в КЦ

В центре села - большой культурный центр, рядом с ним - молельный дом. На выходных в нем собираются верующие, в будни же прийти и помолиться может каждый.

На входе стройной шеренгой выстроилась обувь - внутри церкви расстелены мягкие ковры. На месте иконостаса - фотография Виссариона. Прямо на полу храма сидят женщины и поют хором. Вместе с ними - маленькая девочка. По глазам видно - она хочет убежать отсюда, поиграть на траве, покататься с горки на построенной неподалеку детской площадке.

Моления в храме

Долгими вечерами местная молодежь проводит в культурном центре: разучивают ролевые игры, изучают языки и бесконечно длинные, как Библия, откровения многословного Учителя.

Икона живого бога. Это и есть сам Виссарион.

Хотя не чужд сторонникам Виссариона и интернет: некоторые оставляют мне свои электронные адреса и предлагают подружиться с ними социальных сетях. На вопрос, зачем они променяли цивилизацию на глухомань, здесь отвечают просто: захотелось душевного покоя. А где его искать, как не в таежной деревне, под боком у Виссариона?

Я уехал сюда 17 лет назад, - рассказывает художник Игорь Мохов. - Жил в Москве и, как многие люди, искал истину и смысл жизни. Потом встретил Учителя и переехал в Петропавловку. Здесь обрел гармонию. А что Виссарион? Он "мудрый человек", стоит на одной ступени с Христом, Мухаммедом или Буддой.

Игорь Мохов

В отличие от большинства, Игорь Мохов периодически выезжает из тайги в Красноярск, а то и в Москву: продавать свои картины, устраивать выставки. - Жить ведь на что-то надо? - разводит руками художник.- Да и нечто людское нам не чуждо.
А вот Николай Петрович, бывший военный переводчик и преподаватель Академии Генштаба, за пределы Петропавловки не выезжал последние 19 лет. Сразу же опознав во мне приезжего, он начинает выспрашивать, что происходит в большом мире. Очень удивляется, что в крае сменился губернатор.

Николай Петрович
- В 2005-м я за Хлопонина голосовал, - рассказывает бывший военный. - Хороший был человек, нас от нападок защищал. По слухам, все последователи церкви «Последнего завета» поддержали Александра Хлопонина по требованию самого Виссариона.

Сам учитель Виссарион, по его собственным словам, далек от мирской суеты. Поэтому местом жительства он избрал одну из ближайших невысоких гор и руками последователей возвел там Город Солнца, назвав его «экопоселением» и «обителью Рассвета».

Горная обитель Виссариона. Фото предоставлено Игорем Моховым.

Новогоднее богослужение в Городе Солнца. Фото предоставлено Игорем Моховым

Оттуда он и правит, иногда спускаясь с горы на белоснежном «Ленд Крузере». Простому человеку в Город Солнца просто так не попасть - нужно получить разрешение от местной службы безопасности, которая весьма эффективно подменяет полицию.

Живой бог на земле

Без шансов на светлое будущее

Но преступности тут почти нет. Можно спокойно бросать машину открытой, а если потеряешь бумажник или телефон, тебе пропажу обязательно вернут. При этом в администрации Курагинского района признаются: проблем с последователями Церкви Последнего Завета предостаточно. - Многие люди не хотят получать медицинскую помощь, - рассказывает глава района Евгений Дмитриев. - Взрослый человек, и правда, может сам решать, но когда дело касается детей… Нам постоянно приходится отстаивать права несовершеннолетних. Бывают случаи, когда ребенку нужна срочная медицинская помощь, но родители противятся. Приходится уговаривать, иногда даже угрожать.

Еще одна беда Петропавловки - это отсутствие общеобразовательной школы. Детей приходится возить автобусом в другую деревню. Но отпускают своих детей в школу далеко не все: кто-то учит на дому. Уровень такого образования не высок, и шансов вырваться из «земли обетованной» у ребят практически нет.

Кого здесь волнует обязательное образование, пожарная охрана или регистрация… - возмущается лесничий Иван Байков. - У них умирают и исчезают люди, а никто об этом никуда не сообщает. Некоторые последователи церкви действительно неизлечимо больны раком или СПИДом, но к врачам они не ходят, надеясь, что Учитель исцелит их наложением рук. Однако чуда не происходит: рано или поздно в «памятной книге умерших» на сайте Церкви Последнего Завета появляется еще одна фамилия. Сейчас в этом списке 72 человека.

***
Сложно понять, какое будущее ждет жителей Петропавловки и других сел. Ведь трижды предсказанный апостолами Виссариона Конец Света все не наступает. И каждый год находятся люди, которые уезжают обратно в большой мир, поняв, что купились на «разводку» невероятного масштаба. «Но пока есть хоть один последователь, город Солнца будет стоять», - обещает «солнцеликий» Виссарион. Время покажет, был ли он прав.

Автор не ставит перед собой цели заклеймить религиозный культ "Церковь Последнего Завета" яркой красной табличкой "тоталитарная секта" и не пытается преподнести ее деятельность исключительно в негативном ключе. А лишь доводит до сведения читателей общеизвестные и не очень факты из биографии ее лидера Виссариона, известного в миру под именем Сергей Тороп.

***

Продолжение:

  • Когда мечты столкнулись с реальностью: секта Торопа - Иван Лебедев

***

Более того, автор этого текста отдает должное работе этого человека, поскольку во многом благодаря его деятельности удалось уберечь под лавиной деревенской нищеты, депрессии и алкоголизма Курагинский район в Красноярском крае.

Тем не менее, Бабр обязан рассказать о том, какими средствами и жертвами это благополучие было достигнуто.

Детство

Виссарион родился 14 января 1961 года в Краснодарском крае в семье строителей Анатолия и Надежды Тороп. Когда мальчику исполнилось два года, его родители развелись, и до шести лет он прожил со своей бабушкой Тиной, ярой приверженницей баптистской церкви.

Далее мать забрала Сергея в Красноярский край в село Шушенское к сестре, где вновь вышла замуж и завела второго ребенка. Из Шушенского новоиспеченная семья на четыре года перебралась в соседнее село Ильичево.

После Сергей покинул ненавистную ему тогда Сибирь и вернулся к бабушке на Кубань. Но через год его путь снова будет лежать в Красноярский край – в Ужур и Минусинск.

В Минусинске Тороп был предоставлен самому себе и большую часть времени провел на улице, вращаясь далеко не в самых благонадежных кругах. Обучение в школе для него отошло на задний план, в приоритете были шалости подростковой жизни.

Взрослая жизнь

Демобилизовавшись из стройбата в 1982 году, Сергей поехал по известному маршруту на запад в гости к бабушке. В Краснодарском крае вместе с двоюродным братом Валерием вступил в ряды местной дворовой группировки. Но спустя полгода, в попытке залечь на дно, вернулся в Минусинск к матери на иждивение.

В 1983 году Тороп женился, но по-прежнему не утруждал себя поиском постоянного вида заработка. Живя уже за счет жены Любы, Сергей оправдывал свое дармоедство тем, что современники не способны по достоинству оценить его художественный талант.

На помощь к Торопу пришел одноклассник по минусинской школе и по блату устроил его на работу в ГАИ. Но и там Сергей надолго не задержался, будучи уволенным под предлогом сокращения.

Однако, связавшись с двумя его бывшими коллегами по ведомству, Бабр выяснил, что реальной причиной увольнения Сергея Торопа из органов было "крысятничество".

Тогда Тороп попытался вступить в Союз художников, но, в силу отсутствия у него хотя бы средне специального образования, о членстве в организации ему пришлось позабыть.

Уйдя в длительный запой и плавно переместившись в палату местной психиатрической больницы, экс-гаишник открыл для себя мир буддизма, йоги и восточных единоборств, коротая свободное время за изучением "Агни-йоги" Рериха, "Розы Мира" и "Тайной доктрины" Блаватской.

В это же время Тороп увлекается уфологией и посещает клуб "Гипотеза", существовавший в то время на деньги Томского национального исследовательского политехнического университета.

В 1989 году состоялся звездный час Торопа – на областной студии телевидения в передаче "Добрый вечер" в эфир вышел материал о его творчестве. После репортажа Сергею предложили провести персональную выставку картин в галерее Минусинска.

Также с Торопом связался отец Олимпий и попросил написать несколько икон для храма святого Николая в Абакане. Впрочем, из-за творческих разногласий в ходе работ от сотрудничества было принято решение отказаться.

Религиозный бизнес

Сергей Тороп совместно со своим другом по уфологическому клубу Владимиром Плесиным начал обдумывать грандиозную аферу – Плесин должен был сыграть роль пророка, с которым произвел контакт Иисус Христос из космоса.

Позже, однако, данная роль перешла к Сергею и претерпела значительные изменения. Если вначале Тороп, как и предполагалось, позиционировал себя пророком, то потом он эволюционировал в третью реинкарнацию Христа и назвался Виссарионом.

Вскоре на минусинском телеканале "Резонанс" в рамках пиар-кампании секты покажут проповедь Виссариона, где он провозгласит о начале эры "Единой Религии Земли".

Что же до Владимира Плесина, то парень откровенно просчитался, понадеявшись на честность Торопа. Разругавшись позже с подельником, Владимир оказался на обочине жизни, потеряв все деньги и влияние. Сегодня Плесин живет в селе Имисское, работает охранником на железной дороге, и имеет в распоряжении один автомобиль "Волга".

Сергей Тороп умело воспользовался нестабильностью в стране после августовского путча, активно вербуя морально сломленных людей, которые по вине власти выпали из своей привычной среды, оказавшись неспособными адаптироваться к новым реалиям. Люди бросили вызов обществу, и этот вызов выражался в своеобразном пассивном социальном протесте против той жизни, что теперь именовалась демократическим капиталистическим миром.

Лжехристос Сергей Тороп (Виссарион) его паства

Из-за отчаяния и безысходности верующие пытались воссоздать атмосферу единства. И та эйфория, что вновь охватила их разум, возникнув на почве ностальгических воспоминаний и собственных иллюзий, стала ловушкой, которая ввела их в капкан, заранее расставленный различными религиозными деятелями.

Тороп и другие аферисты на основе социальных противоречий, смогли сформулировать основные проблемы современных "лишних" людей, подарив им надежду на будущее, таким образом, вернув их в мир с понятными идеалами и идеями о справедливости.

Между тем в секту шли и реалисты, видящие в общине Виссариона возможность заработать или скрыться от правосудия.

Сергей Тороп ездил в гастрольные туры с проповедями по России, Европе, США и странам бывшего СССР. Помогали ему в поездках внучка первого выборного президента Российской академии наук Александра Карпинского Мария и Вадим Редькин, музыкант группы "Интеграл" Бари Алибасова. Знакомство Торопа и Редькина состоялось в Луганске после концерта Жени Белоусова. Вадим тогда подрался со зрителями, и те выбили музыканту зуб.

На своих концертах Виссарион призывал народ переезжать в общину в Минусинске, где впоследствии они были вынуждены ютиться в коммуналках и бараках.

Понимая, что секте требуется расширение, по одной из версий, Виссарион отправил свое доверенное лицо Станислава Казакова занести "подарок" чиновникам. Которые затем передали подконтрольной Торопу фирме ЗАО "Табрат" 250 гектаров земли на горе Сухая близ озера Тиберкуль.

В будущем на этой горе построили Город Солнца, также именуемый эконоосферным поселением Тиберкуль. Город разделен на три яруса – поселение, Небесная Обитель и Храмовая Вершина.

"Город Солнца" – прибежище бывшего гаишника Сергея Торопа, основавшего в 90-е годы Церковь Последнего Завета.

Город построен силами его последователей на горе Сухая посреди тайги в Красноярском крае.

Населенный пункт разделен на три яруса – поселение, "Небесная Обитель" и "Храмовая Вершина". Количество жителей городка примерно 450 человек.

Нижний ярус спроектирован в радиально-кольцевом стиле из 14 улиц. Улицы носят названия – Млечный путь, Алмазные росы, Хрустальные врата, Детские грёзы, Лунные цветы, Ласковые сны, Вечные искания, Солнечные ветра, Лесные духи, Озорные дожди, Мерцающие тайны, Серебряные родники, Поющие горы и Звездные поля.

По бумагам Город Солнца является микрорайоном поселка Жаровск, однако, по факту все совсем иначе. Расстояние между населёнными пунктами составляет 18 километров и единственной причиной объединить их стало желание чиновников краевой администрации сэкономить на строительстве дороги и прокладке электросетей. В ответ на это, на дороге, построенной уже силами и финансами самих сектантов, нарушая законодательство РФ, возникло КПП с натянутой цепью.

Постоянно проживать в поселении имеют право лишь избранные, зовущие себя "семьей". Все остальные последователи культа селятся в окрестных деревнях Курагинского района по личному разрешению Торопа и его бизнес-партнеров.

Семья – это привилегированная каста, попасть в которую могут лишь верующие, одобренные на совете. Однако нахождение в семье в Городе Солнца далеко не означает обеспеченную жизнь – некоторые из "избранных" перебиваются с гроша на копейку.

А вот кто живет в свое удовольствие, так это сам Тороп. И если раньше он проживал в особняке на вершине горы в "Небесной Обители", то сейчас, в силу серьезных проблем со здоровьем, ему пришлось спуститься в поселение, где для него построил коттедж болгарский архитектор. Заметим, что приближаться к дому Виссариона категорически запрещено.

«Церковь последнего завета», - доморощенная российская секта, которую основал Виссарион, он же — Сергей Анатольевич Тороп.

«Церковь последнего завета» - доморощенная российская секта

Родился Тороп в 1961 г. в Краснодарском крае, но вскоре его мать развелась с мужем и переехала с Сергеем в г. Минусинск Красноярского края, где вновь вышла замуж.

В Красноярском крае он живет и сейчас, здесь его штаб-квартира. Образование среднее. Служил в армии (в стройбате), работал слесарем, потом участковым милиционером. Дослужился до звания сержанта. Женат. Жена, кстати, у него уже вторая. От обоих браков у него есть дети.

В 1990 году Сергею пришло «откровение», что он является «новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца — Виссарионом». На основе минусинского общества уфологов возникает харизматическая культовая община.

С 1991 года Тороп начал общественную проповедь, вербуя своих сторонников и приглашая их поселяться близ Минусинска. Ходит Сергей Анатольевич в хитоне и в красном плаще, в который он картинно кутается. Носит волосы до плеч и аккуратно подстриженную бородку: работает под актера Роберта Пауэлл а, игравшего Иисуса Христа в фильме Дзефирелли: «Иисус из Назарета». Кстати, откровение посетило нашего героя, как раз когда этот фильм был впервые показан в России.

Роберт Пауэлл, в роли Иисуса Христа

Учение Виссариона — « Последний Завет » — синкретично и возникло в результате:

  1. работы группы людей, преимущественно из уфологического клуба «Гипотеза» г. Минусинск Красноярского края;
  2. собственных умозаключений Сергея Торопа (Виссариона);
  3. синтеза авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева (Роза мира), Елены Блаватской (Тайная доктрина), Николая и Елены Рерихов (Агни-йога), учения Карла Маркса и др. учений.
  4. также включает в себя антитринитаризм, реинкарнацию и апокалиптику.

В общем, типичный «Нью Эйдж».

Изложено это учение в одноименной книге «Последний Завет», изданной по образцу Библии.

В «Последнем Завете» помимо разных мифов и легенд про Виссариона, встречается и откровенная ложь, например: повествуется о триумфальном выступлении «Сына Человеческого» на Всемирном философском конгрессе, проходившем в МГУ в конце августа 1993 г. По окончании речи Торопа в главном конференц-зале произошла сенсация:

Националистически настроенная небольшая часть русских философов объявила Виссариона своим знаменем: “Хватит нам евреев-спасителей, пусть у нас будет свой Христос — русский”, — с серьезным видом говорили они .

Однако по свидетельству очевидцев, предъявляющих программы того конгресса, никакого выступления Виссариона там не значится.

Суть учения Виссариона состоит в том, что христианство — это не Богооткровенная Истина, а лишь часть «Единой Истины», да и то в силу неразвитости «человеков» неправильно понятая и истолкованная. Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма, буддизма, даосизма; языческие мифология и модные нынче псевдовосточные гипотезы». При этом, внешне, учение активно маскируется под христианство: имеет своего «Христа», «церковь», «священников», «таинства» и активно использует псевдохристианские термины и славянизмы. Учение Виссариона декларирует себя как единую веру, которая соединяет в себе остальные религии. Согласно этому учению Православие — утратившая актуальность часть общей истины. При этом в самом учении Виссариона, Христос — не Бог. И даже Сам Бог тоже не является Богом, а лишь некоей, сотворенной "абсолютом" сущностью.

Идеология движения «виссарионовцев» основана на утопическом стремлении создать «новое человечество», свободное от насилия, войн и агрессии, живущее в гармонии с окружающей средой, что достигается за счет накопления "позитивной энергии" и избавления от "негативной".

Виссарион очень любит цитировать Священное Писание, но в свою пользу. Если у него спросить о тех примерах, которые явно Писанию не соответствуют, то ответу него один: Писание — книга таинственная и зашифрованная, поэтому никто его до конца не понимает. Но это слово письменное и мертвое, а он — это Слово Живое. Письменное слово никто не может понимать без слова живого, поэтому его слово преобладает над Писанием.

Интересна фраза, которая мелькает во многих проповедях Виссариона: «Отключи свой мозг, воспринимай все сердцем». Эта фраза дословно совпадает с тем, что говорят своим адептам лидеры многих тоталитарных сект.

От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом.

По свидетельству бывших членов секты, «самые сокровенные тайны» Виссарион открывает в доверительных беседах. Так, в своем «устном предании» он сообщает, что каждая человеческая душа переживает некое ограниченное количество переселений, которое он оценивает по-разному, по всей видимости, в зависимости от вдохновения: от 7 до 110 раз.

Но, каково бы, ни было это количество, главное в том, что сейчас человечество подошло к своей последней реинкарнации. Последнее воплощение его, Сергея, — это как раз и есть Христос Виссарион. Каждый сейчас пришел к своему последнему воплощению, поэтому все зависит от того, какое решение мы примем, потому что новых реинкарнаций больше не будет.

Согласно Виссариону, грядущий конец света должен был начаться в 2007 году.

Движимые страхом перед грядущим апокалипсисом сектанты, поселялись в Курагинском районе Красноярского края, где они построили новый город, который называется Слово, или Город Солнца. Город на арендованном Виссарионом участке в 250 гектаров. В центре участка — гора Сухая (более 700 м высоты), на ней «город». Подъем на гору — несколько километров по узенькой тропинке. В соответствии с экологическим уклоном все там построено из дерева.

"Город солнца"


Город построен вокруг храма и дворца Виссариона; другой массивный трехэтажный дворец Виссариона сооружен в селе Петропавловское, теперь он называется «гостевой дом». Высота храма для деревянного строения довольно впечатляюща. Рядом — дворец, в котором Виссарион живет со всей своей семьей. Все эти строения находятся на плато почти на самой вершине горы. Рядом — дома ближайших сподвижников Виссариона.

Верхнее плато называется «Небесной обителью» и, туда, кроме изредка проводящихся под строгим надзором «паломничеств», не допускается никто. За соблюдением этого запрета следит личная гвардия Виссариона, которую называют «ангелы Господни». Зато можно снизу подойти к крутому краю верхнего плато: Виссарион иногда выходит туда и произносит «нагорные проповеди», а все почтительно внимают ему, задравши головы.

Гора - это что-то вроде монастыря для людей из виссарионовских деревень. «Что я давно на горе не был» — может сказать последователь, подразумевая, что духовная жизнь у него не ладится.

Группа «особо избранных» виссарионовцев живет на плато пониже.

Паломники в "Город солнца" входят строго через арку. Арка украшена надписью "прими надежду всяк сюда входящий". Каждый, кто входит, совершает поклон.

В "Город солнца" входят строго через арку

Но до того как попасть к вратам, придется пройти через КПП, на котором строгий юноша спросит — из какой деревни вы прибыли и как вас зовут.

В Городе Солнца введен особо строгий пропускной режим. Все посетители должны проходить паспортную регистрацию и допускаются в пределы Города по списку.

В центре города алтарь, последователи называют это место "природным храмом" или храмом под открытым небом. Вместо стен кустарник, в центре столб, напоминающая языческого истукана. Здесь молятся с одинаковой радостью как "матушке Марии" так и "земле матушке".



Здесь молятся "матушке Марии" и "земле матушке"

Жители Города прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню. Теперь на плато живут крепкие молодые люди с семьями, в количестве, приблизительно - 260 человек. Они называются «рать Виссариона». «Ратники» освобождены от основных работ: они более не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. Работы по возведению жилищ для них ведутся виссарионовцами, обитающими в деревнях, работающими на строительстве вахтовым методом. Они доставляют продукты питания для «ратников».

Нужно сказать, что, в отличие от членов секты более низкого уровня, «ратники» производят вполне упитанное впечатление. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты.

Виссарион очень заботится об экологии: в 5-километровой зоне вокруг города запрещены всякие механизмы (бензопилы и проч.); даже деревья, из которых все строится, валят вручную либо конной тягой доставляют из-за 5-километровой зоны, чтобы воздух был чистым. Действительно, воздух в городе исключительной чистоты.

Во дворце «у Христа» есть солнечные батареи, рации, радиотелефоны и спутниковая связь, при помощи которой Виссарион подключается к Интернету. Говорят, что верхушка секты, включая Виссариона, когда их не видят, пользуется личными автомобилями. Правда, сам он предпочитает появляться на публике верхом на подаренном ему белом коне.

Местами компактного проживания последователей Виссариона в Красноярском крае являются населенные пункты Курагинского района: с. Можарка, с. Тюхтята, с. Петропаловка, с. Черемшанка, с. Гуляевка, с. Жаровск, с. Бугуртак, с. Имиское; поселения Тиберкуль, Красный Ручей, - всего около 5 тысяч членов секты.



"Храм" Церкви Последнего Завета и здание школы в Черемшанке.

Многие сектанты стремятся попасть жить “на гору”, но это нужно еще заслужить. Основной массе виссарионовцев дозволяется лишь работать там и совершать туда паломничества.

Питание у сектантов строго вегетарианское (и не чаще двух раз в день), животная пища исключена, как и дрожжевые продукты, сахар, мед. Перец и приправы тоже запрещены. Соль позволяется лишь в минимальном количестве. Поскольку грибы также не рекомендуются, то рацион питания значительно сужается.

Сам Виссарион, дорожа своим здоровьем, никогда не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов, которые ему туда доставляются. По слухам, он также вполне приемлет мясо и вино, во всяком случае, бывшие члены об этом сообщают.

От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать. Рассказывают родители потерпевших:

Что делает Виссарион? В первую очередь отнимает имущество. Члены его секты продают квартиры, машины, вещи, а деньги несут в организацию. Кто поумнее, оставляет себе часть, чтобы купить домик в одной из деревень. Причем Виссарион приказал: покупать только самые дешевые. Через некоторое время жертву обирают по второму разу. Мол, ты достиг определенного уровня, можешь переехать на гору в палатку — “ближе к Богу”. Домики опять продаются, деньги идут в общую кассу. Виссарион учит: “Деньги не нужны. Их не стоит копить. Отдай все, что имеешь. Многие сейчас говорят — верни, а я говорю — забудь” (цит. по его проповеди). Вот они и отдают, потом голодают. Виссарион призывает последователей самим шить себе одежду и обувь наподобие древнерусских. Представляете, как они выглядят: рубахи-косоворотки, бороды, ремешок на голове. А еще шьют хитоны и плащи, как в древней Иудее. <...> Трудятся на лесоповале, обрабатывают огород, чтобы прокормить семью .

А вот слова самого «бескорыстного» Виссариона:

...Вы, сначала имея много, порою говорите о щедрости. Конечно, вы даете просто так. А потом у вас становится мало, и вы начинаете припоминать, что вот вы дали, хорошо бы вернуть. Сразу проявилась ваша настоящая натура. Ведь истинная щедрость сердца — когда оно отдает последнее, и отдает с радостью... А другая натура делится, только когда этого много. <...> Если ты чувствовал — надо дать, ты должен был дать и забыть про это. Но вы не забыли. И в трудную минуту стали напоминать. Это самое мерзкое .

Сектанты концентрируются в медитации на портреты Виссариона, называя это «cлияниями», и пытаются во время этого «cлияния» объединить свою душу с душою «Учителя». А он якобы в то же время «сливается» с ними.

“Слияние” с Виссарионом

Чтобы приобрести надежную «крышу» и возможность получения грантов из США, виссарионовцы вошли в московский «Социально-Экологический союз» (СоЭС) на правах его проблемного отделения «Тиберкуль».

Есть у «Церкви Последнего Завета» представительства в Москве, в Петербурге, есть отделения в Болгарии, Германии и США. Оттуда приезжают «паломники» в Красноярский край, и некоторые из них живут там месяцами.

По данным на 2005 года РИА «Сибирь»: «Реальное количество адептов Виссариона около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае».

Медицина там запрещена, а вместо нее — так называемая эстетотерапия: с утра выйти полюбоваться на сибирские красоты, и все болезни должны пройти. Отсутствие медицинской помощи сказывается. По свидетельству депутата Госдумы первого созыва В. Савицкого, в Минусинске было несколько случаев смерти (в том числе детской) от истощения и неоказания медицинской помощи. А сколько там, в тайге может быть незарегистрированных смертей — Бог весть. Впоследствии Виссарион распорядился отсылать детей в школы, что раньше было запрещено.

Дети последователей ЦПЗ проходят домашнюю форму обучения, после чего в конце года сдают экзамены в средней школе села Петропавловка. В городе Солнца также находится детский центр творчества где дети изучают музыку, рисование, гончарное дело, иностранные языки.

В 2002 году община Виссариона раскололась на две религиозные организации: «Церковь Последнего Завета» и «Шаманы Последнего Завета». Характерными признаками «Шаманов Последнего Завета» является то, что они в отличие от «Церкви Последнего Завета» открыто признают себя тоталитарной религиозной организацией, считают Виссариона главным Шаманом и исповедуют отказ от Священных Писаний. Организация «Шаманы Последнего Завета» не зарегистрирована в органах юстиции. В настоящее время обе организации существуют, не конфликтуя друг с другом.

В 2011 в самой «Церкви Последнего Завета» начались разногласия. Среди сектантов некоторые считают, что сам Виссарион исчерпал свою миссию и уже не соответствует званию Христа, нужен новый лидер.

Единства в идеологии, как раньше, уже нет. Внутри ЦПЗ появилось новое направление, которое последователи называют "Свет", со своим лидером. Сторонники "Света" призывают поклоняться напрямую люциферу (отсюда и самоназвание). Поклонение сатане основано на словах самого Виссариона о том, что Православие якобы неправильно понимает сущность люцифера, а на самом деле он совсем не злой и вообще, живет в другой части галактики.

Двадцать пять лет назад сибирский инспектор ГАИ Сергей Тороп понял, что он - Виссарион, новый пророк на Земле, и призвал идти за ним в глушь. Призвались интеллигенты, ради спасения души научившиеся выживать среди слепней, держать огород и строить дома. Сегодня у Виссариона десятки тысяч последователей, уверенных, что он - второе пришествие Христа. Проезд в его коммуну, закрытый для посторонних, был открыт прокуратурой в мае этого года, и самиздат «Батенька, да вы трансформер» посетил Обитель Рассвета, в народе известную как Город Солнца, и обнаружил там процветающее общество.

Обитель, загадочное место, в девяностые часто интересовавшее журналистов, находится на юге Красноярского края, в Курагинском районе. На машине от Красноярска - около семи часов пути, через бесконечные леса и сладкие степи Хакасии. В дороге читаю статьи про Виссариона, которые строго делятся на восторженные и ненавидящие. В первых - радость и благодарность за возможность познать Истину. В остальных - известный набор претензий: секта заставляет продавать квартиры и забирает деньги, все «сношаются» друг с другом, главный бросил «старую» жену и женился на «новой».

«Чистых» фактов немного: Сергей Тороп рос в непростой семье, отслужил в армии, работал слесарем, преподавателем физкультуры, инспектором милиции, а в 1990 году «духовно пробудился», стал косплеить Христа, проповедовать, писать «Последний завет». В остальном отделить правду от вымысла и догадок сложно, после «Википедии» и вовсе хочется развернуть машину: энциклопедия сообщает, что в Церкви последнего завета поощряются любовные треугольники, доносительство, в ходу тяжёлый и изнурительный физический труд, строгая вегетарианская диета, что приводит к инфекционным заболеваниям почек и повышенной кислотности мочи; заболевающие ВИЧ и раком последователи не обращаются за медицинской помощью и верят в исцеление прикосновением Виссариона.

В ночном плотном тумане, по бездорожью добираемся до деревни Черемшанки, одной из ближайших к Обители. Через третьи руки находим ночлег. У ворот нас встречает мужчина в халате: «Машину можете не закрывать, у нас не воруют».

Олег и его семья - не последователи Виссариона, они местные жители, к которым однажды приехали странные люди в белых хитонах: «Сначала их принимали в штыки. Представьте, являются в деревню тысяча человек, почти разом, и с таким напором, даже агрессией: мы триста лет проживём. Тогда было много плохой информации про секты, про „Белое братство“ украинское, вот мы и ожидали разного. Даже сход села собирали, староверы приходили, сам Виссарион выступал. Постепенно всё рассосалось более-менее. Так-то они умницы, грамотеи».

Теперь местные уверены: если бы не виссарионовцы, которых в этой и соседних деревнях уже большинство, Черемшанка была бы нежилой. «Работы всё больше, люди строятся, молодёжь не хочет уезжать, да у нас на Петропавловку только три „Крузера“», - аргументирует Олег.

Утром нам объясняют дорогу до Обители. Мы едем по Черемшанке и действительно видим большую зажиточную чистую деревню. Покупая воду в магазинчиках, уточняя направление, спрашиваем каждого местного об общине. Вперемешку с радостью от такого необычного соседства с нами делятся местными обидами: «Говорили, что им ничего не надо, а теперь выставляют кандидата в главы администрации»; «В депутатах их уже львиная доля, черпают потихоньку бюджеты»; «Есть слух, что оружие закупают: времена смутные, всякого ждать можно».

И все как один говорят про Виссариона - «непонятный, загадка».

«Едим детей»

Владимир Ведерников - первый виссарионовец, с которым мы знакомимся. Высокий красивый человек лет пятидесяти в светлой одежде и белой шапочке типа тюбетейки выходит к нам с депутатской сессии и, пока ждёт звонка из Города, рассказывает о себе. В Обители Владимир больше двадцати лет. Приехал из Кишинёва, где владел бизнесом «на уровне президента страны». Рядом с социальными успехами был страстный духовный поиск: изучал разные религии, направления и однажды пошёл за Учителем. В Обители он - один из лидеров, директор школы, устроитель церкви.

На все вопросы Владимир отвечает спокойно, запретных тем будто нет. «Да, раньше про нас писали больше, сейчас этот интерес спал. Может быть, потому, что людям надоело читать гадости. У меня до сих пор хранится статья из федеральной газеты, ещё с первых наших лет, где говорится, что мы едим детей. Лучше бы написали, чем отличается эта территория от других, как здесь живёт общество, в котором не пьют, не курят, не ругаются. Или это скучно?»

Отличается территория, конечно, людьми: семьдесят процентов виссарионовцев имеют высшее образование; Владимир говорит, что среди последователей можно набрать больше ста специальностей врачей, в деревнях есть стоматологии городского уровня, а учителей хватит, чтобы укомплектовать три школы.

«Нам важно, чтобы к нам относились не с позиции протеста. Вы только подумайте - это деревня в Сибири, а у нас есть балет. Причём на высоком уровне: наши девочки участвуют в спектаклях Красноярского театра оперы и балета, ездили с ними в Лондон. Наших ребят практически без экзаменов берут в хореографическое училище. У нас четыре танцевальных направления, есть даже фламенко, эстрадно-цирковая студия. А мастерские? Созданы кузницы, которые изготавливают дамаск, булат. Но есть и большой список направлений, которые нужно развивать. Например, изготовление стекла».

Он договаривается о пропуске для нас в Обитель и уходит работать.


Бог на КПП

От Черемшанки доезжаем до деревни Жаровск, дальше до Города Солнца ведёт прорубленная в лесу дорога - восемнадцать километров. Стёкла машины моментально облепляют оводы, слепни, комары. Это настоящая тайга. Живая, живописная, иногда открывающая вид на быструю речку.

На пятнадцатом километре дороги - шлагбаум, с КПП и сторожем, похожим на стереотипного бога: пожилым, бородатым, с добрым взглядом. Весной в прессе мелькала новость : суд постановил убрать пропускной пункт и железную цепь, которые «ограничивали права граждан», что противоречит Конституции страны. Цепь убрали, КПП остался. Ради «противопожарного режима», рассказывают листки с печатями на стенде.



«Бог» поднимает шлагбаум - нас ждали. От КПП до Обители ещё несколько километров. Проезжаем три, паркуемся в кустах, знакомимся с нашим провожатым - Алексеем. Ему лет тридцать, но, может, и пятьдесят - мы быстро понимаем, что здесь «на глаз» возраст определять нельзя. Алексей отказывается «давать интервью», только говорит, что когда-то в Город его привезла мама, а позже он принял решение остаться. Моросит дождь, и по расклеившейся дороге мы идём к Обители. Не верится, что находимся в глубокой тайге: техника, строительство, голоса. Виссарионовец в резиновых сапогах решает по рации бытовые вопросы, перезванивает кому-то раз за разом: едут ветеринары, нужно встретить.

Через пять минут к нам выходит ещё один человек. Он выглядит, как дачник с иллюстраций про Чехова: светлые одежды, плетёная сумка через плечо. На груди бейджик: «Александр, служитель». Об Александре мы узнали ещё в Черемшанке от Владимира - он художник-скульптор из Санкт-Петербурга, и его работами восхищались в Музее мадам Тюссо.

О той своей жизни Александр рассказывает с удовольствием: «Мне было около тридцати лет, я работал в Юсуповском дворце над большой композицией про Распутина. Это многолетняя работа, и она прозвучала ярко в истории Петербурга. Да, приезжали представители от знаменитого музея, восхитились нашим умением создать сильный художественный образ». Но по-настоящему упоённо Александр говорит о месте, где мы находимся: «Явление, с которым вы соприкасаетесь, имеет историю, настоящее и будущее - и не имеет аналогов. Оно играет важную роль для людей и разворачивается в Сибири уже двадцать один год - столько лет Городу. Общине - двадцать пять лет. Учитель дал нам Истину, согласно которой наша суть - в развитии духовности, проявлении любви, радости жизни, в творчестве, в жизни на природе. Земля - это детский сад, где человек учится жить и творить».

Мы подходим к деревянной арке, на которой написано: «Прими надежду всяк сюда входящий».
- Это просто арт-объект или для вас арка значит что-то большее?
- Значит. Мы были в гостевой зоне, а сейчас пересекаем черту, заходим в город, в наш дом, который является храмом. Здесь живёт Учитель, его семья, семьи служителей, здесь особая среда, другое энергоинформационное пространство. Вы это почувствуете.

Пересекаем черту. Перед нами - огромное, мало застроенное пространство. Вдали - гора, над ней виднеются купола, по сторонам - лес.



Город-сказка-мечта

Александр живёт здесь с первых лет Обители, с 1995 года. С Учителем он встретился на проповеди в Петербурге за три года до этого: «Я увлекался мировыми религиями. В разное время и Библия, и Коран, и учения арабских суфиев, и учения тибетцев лежали на моём столе - всё было интересно, шёл духовный поиск». Однажды на остановке он увидел афишу очередной религиозной встречи. Пошёл скептически настроенный, но Виссарион покорил. «Явление „Учитель“ было идеальным. Он отличался всем: внешним видом, внутренним состоянием и Словом - оно было всеобъемлющим. Он открыл Истины. Знал всё о человеке, о духовном развитии. Это был дух великой гармонии, любви, вечности».

Два года Александр нёс слово Виссариона миру: сначала в своей мастерской, затем в командировках по Белоруссии, Украине, Молдавии, Прибалтике. Рассказывает, что когда приехал, наконец, жить рядом с Учителем, здесь была сплошная тайга. И огромное небо, и бескрайняя мощь от земли. И тяжёлый резко континентальный климат, бурелом, стаи мошки, трава выше человека - «горизонта не видно». Казалось, городские люди не справятся. Но «Учитель вёл твёрдой поступью», он поставил посох и сказал: здесь будет город.
- Мы вышли из матрицы и почувствовали правду, обрели крылья. Учитель учит нас быть свободными, смелыми, самостоятельными и не бояться ошибок. Но это не стометровка, это марафон - надолго.
- На сколько?
- Я вам сейчас скажу точно, Учитель даёт срок: вечность.

Мы идём по улице Хрустальных врат - здесь все улицы называются чудесно и звучно - к главной площади. Александр объясняет, что город состоит из верхней и нижней частей. Верхняя - Небесная обитель на горе Сухой. Показывает: вон виднеются верхушки большой звонницы, Храма Истины, монастыря для юношей, и Алтаря, где живут шесть семей служителей. Мы гуляем по нижней части города - Обители Рассвета, Городу Солнца, Новому Иерусалиму. Обитель имеет радиально-кольцевую форму, где четырнадцать лучей-улиц устремлены в центр; получилось солнце, Вифлеемская звезда.

В Городе нет заборов - ни между домами, ни разделяющих, например, огород и дорогу. От этого пространство кажется широким, бескрайним. Подходим к центральной площади - кругу с пятью «вратами» и статуей ангела. Фотографией этого места часто иллюстрируют истории про общину. Скульптуру сделал московский резчик по эскизу Виссариона.

«Это наш символ, наш храм. Помню, когда его устанавливали, вокруг была тайга, и он казался очень большим», - говорит Александр.


Здесь, около ангела, каждое утро в семь часов все мужчины Города встречаются на короткой литургии, получают необходимую информацию на день - в первую очередь о работе. Летом стараются ежедневно посвящать пять часов своему хозяйству, пять часов - общим работам. Сейчас строят конюшню, кузницу, приёмную для Учителя, улучшают дороги, парковую зону. Вечером тоже проходит собрание, на котором решаются все важные семейные, служебные вопросы.

«Организаторы жизни у нас - мужчины. Если женщина опережает мужчину, она теряет свою привлекательность. Поскольку Город - храм, то все призванные мужчины здесь - служители. Они отличаются ответственностью, дисциплиной, хорошо знают Писание, готовы выполнить любую задачу».

Александр рассказывает, как устроен Город: за храмовой площадью идёт парковая зона, дальше - жилая, за ней - производство. Бежевый фронтон внизу - дом Учителя. «Сейчас, летом, Город активно строится, формируется парк. Но мы не увлекаемся украшательством: жизнь в тайге трудная. Просто стараемся реализовывать нашу программу». Согласно программе, в Городе будет двести пятьдесят зданий, рассчитанных на пятьсот человек - не больше, ведь «храм» должен быть гармоничным, а люди в нём - жить как одна семья: знать друг друга, дружить, вместе работать, отдыхать.

Спрашиваю, как будут отбирать счастливчиков.

«Обитель - это не привилегия, это повышенная ответственность. Наши последователи живут в Курагинском и Каратузском районах, и в деревнях жизнь проще. Мы не берём с людей никаких сумасшедших взносов, как пишут. Последователи приезжают, покупают участки, строятся, создают единые семьи и начинают жить, опираясь на те принципы, которые даёт Учитель. Мы взаимодействуем с ними, собираемся на общие литургии, также они платят десятину и трудятся на общих работах по графику. Если кто-то готов делать больше, подаёт заявку на жизнь в Обители. У кого-то получается, у кого-то нет. Мы никого не выгоняем, ведь Истина Учителя - это Истина Любви. Она учит нас быть скромными, смиренными».

Сейчас в Городе шестьдесят домов, в них живут шестьдесят пять семей и приглашённые мастера - триста пятьдесят человек. Семья должна сама себя кормить, и огород - большая ценность. Виссарионовцы - вегетарианцы, обязательно выращивают горох, фасоль, сою, чечевицу, чтобы компенсировать белок. Собирают в тайге кедровый орех, папоротник, черемшу. Стараются обходиться своими продуктами. В магазинах закупают крупы, соль, сахар, но с каждым годом всё меньше.



Добрая секта альпинистов

Экскурсии по своему любимому Городу Александр водит регулярно. Говорит, раньше они развивали только паломничество, теперь почувствовали необходимость в духовном туризме. Обитель он показывает с гордостью. Вот летняя сцена, детский сад, качели. Дома здесь считаются кельями служителей, и каждый строится по индивидуальному проекту, должен соответствовать как внутреннему состоянию семьи, так и общему облику Города. За этим следит архитектор по строительству из Болгарии. Ещё есть архитектор по храмовому строительству из Питера. По словам Александра, кого тут только нет: американцы, болгары, бельгийцы, итальянцы, прибалты, немцы, «обаятельный творческий человек, директор школы» кубинец Адриан Кастро.

По-прежнему в общине состоит Светлана Владимирская, певица, звезда девяностых, уход которой к Виссариону когда-то прославил Город Солнца на всю страну. «Света живёт в Петропавловке, иногда поднимается сюда с друзьями. Мы с ней в одно время приехали», - говорит Александр.

За час прогулки мы почти не встречаем людей - все на работах. Летом в деревне, как говорят, день месяц кормит, и нам не раз напоминают, что ради этой экскурсии несколько человек оторвались от дел. Напоминают по-доброму. Иногда видим работающих на огородах женщин, играющих детей. Здесь принципиально не держат собак, есть только одна поисковая: собаки шумные, и их нужно кормить мясом. В домах есть кошки, во дворах - козы и куры. А ещё много птицы из леса: куропатки, совы, орлы, глухари. Иногда в тайге видят медведя.

Познакомиться с нами выходит Виктор, молодой улыбчивый мужчина, живущий с семьёй в Городе около пяти лет. Говорит, что семья его небольшая - «всего трое детей пока». Когда-то он из Крыма, как и Алексей, приехал с родителями, принявшими истины Учителя. Жили в деревне Петропавловке, а когда вырос, решил прийти ближе. Женился, оброс хозяйством, попробовал себя в разных областях: коневодстве, строительстве, газете. «Стало интереснее общаться с миром, потому что ушёл образ „страшной секты“. Мы секта не страшная, мы добрая секта», - смеётся.

Александр предлагает спуститься к пруду, сформированному стекающими с гор ручьями. Они огибают Город справа и слева и очень важны для его гидрологии. Мы идём смотреть на карпов, фотограф запускает квадрокоптер, чтобы сделать снимки сверху. Качавшиеся недалеко мальчики бросают своё занятие и, как заворожённые, идут на звук пропеллера. «Инопланетянин, - говорит Александр. - Да, над нами такие иногда летают. Мне прислали несколько фильмов, снятых дроном, про города. Я с удовольствием посмотрел, про Питер тоже».
- Скучаете по чему-то из прошлой жизни?
- Первые годы очень не хватало культуры, искусства. Но мы были слишком увлечены своим процессом. Потом я несколько раз выезжал в Петербург, ходил запоем в театры, музеи. Но мне трудно находиться в той среде - чувство, что живёшь в микроволновке. За двадцать лет на природе у меня жабры выросли.
- Как же получается «жить дружно» единой семьёй, справляться с минусами человеческой натуры?
- Взаимоотношения - это самое сложное. Избегать ошибок помогает живой Учитель, который всегда рядом. Мы общаемся с ним по воскресеньям, после большой литургии. Колонна спускается с горы, приходит в определённое место, где происходит общая молитва и разговор. Мы разбираем важные, проблемные вопросы. Учитель даёт критическую оценку и подсказки, ориентиры. У нас очень опытный проводник, который ведёт нас к вершинам красоты, истины, гармонии. Это даёт нашей группе альпинистов возможность подняться выше, когда другие застряли. Основной принцип нашей жизни - постижение Истины.

Истины Виссариона занесены в Писания - двадцать томов. Его последователи сверяются с заповедями, укрощая свои недовольства, обиды, требования. «Мы не можем даже подумать плохо о ком-то: все люди удивительны, уникальны, прекрасны. Было сказано: возлюби врагов своих - крепко сказано, хорошо. Мы идём дальше».

Александр снова и снова рассказывает мне о жизнеустройстве Города. Главная ценность - дети, их больше ста. Сейчас стремятся реформировать школу так, чтобы мальчики и девочки учились раздельно. «Наша задача - научить их быть свободными, смелыми. Но мы не прячем их от мира. Если хотят получить образование, узнать свет - пожалуйста. Вера предполагает свободу выбора».

Спрашиваю, правда ли, что Виссарион оставил жену и женился на молодой девушке. «У него была жена, они вместе приехали. Она большой молодец, ведь это очень сложно - быть женой Пророка. Представьте, у вас был обычный муж, и вдруг он стал Учителем. Она прошла большой путь рядом с ним, но дети выросли, и она захотела уехать, пожить для себя. На тот момент для Учителя была важна гармония в семейной жизни. Рядом с мужчиной должна быть женщина, которая служит ему. По воле Бога и природы появилась девушка, она родила Учителю двоих детей, находится с ним рядом, помогает. Первая жена иногда приезжает к нам».

Наш разговор прерывают колокола. Обертона льются с большой звонницы на горе, их подхватывает звонница городская и ещё одна, на третьей вершине. Алексей и Александр на несколько минут замолкают, погружаются в себя. «Это символ нашей веры. Время молитвы и тишины. Трудно представить жизнь здесь без этих перезвонов, они проходят каждые три часа».


Молитва против «Инстаграма»

Нас приглашают на обед в один из домов. Хозяева - Николай, Марина и их сын Ваня, девятиклассник. В доме чисто, уютно, по-деревенски. Комнату украшает портрет Виссариона.

Марина сразу спрашивает, можно ли на ты. Накрывает на стол: «Кому зелёный борщ? Пожалуйста. Накладывайте жареные кабачки, луковые стрелки обжаренные, есть овсяные лепёшки, если не едите хлеб. Картошечка уже свежая, специально посаженная чуть раньше. Помидоры, огурцы, зелень - с грядки». В центре стола горит свеча, всё просто и очень красиво. Мелькает мысль сделать фотографию для «Инстаграма». Вместо этого мы «благословляем еду»: берёмся за руки, каждый молится про себя.

За столом идёт вполне мирской разговор. Мы обсуждаем острую кухню Индии и Таиланда. Хозяева рассказывают, как у них жил друг из Эстонии. Мужчины жалуются на дождь, который идёт каждый день и забирает драгоценные часы работы. Александр говорит, что до этого было слишком жарко, даже «поплыл» в мастерской слепленный им портрет садовника.

Спрашиваю хозяев про их путь. Марина и Николай приехали с Кубани уже давно - старшие дочери выросли, осели в Абакане, а Ваня родился здесь. Он серьёзный, кажется, обиженный на что-то. Марина угощает нас чаем с травами, оладушками, ставит на стол варенье и мёд. Мы благодарим: хорошо у вас. «А как же иначе, ведь живём у Христа за пазухой».

Через полчаса мы прощаемся с хозяевами, идём к машине. Александр показывает фотоальбом со своими новыми работами, советует в следующий раз приехать на несколько дней, подняться на Гору и увидеть озеро Тиберкуль: шикарное, огромное как море.

В мою картину мира только-только улёгся Город Солнца с его странностями, как Александр упоминает староверов.
- Их же здесь больше нет?
- Дальше, за Горой ещё живёт Иаков с сыновьями.


В Абхазии произошёл церковный раскол. Комментарии по этому происшествию даёт управляющий Сухумо-Абхазской епархией иерей Виссарион Аплиа.

Иерей Виссарион Аплиа о расколе

Произошедшие в Новоафонском монастыре события больше всего были похожи на комсомольские собрания. Люди входили на территорию монастыря, а у них брали подписи о том, что они православные.

Есть ли какие-то пути примирения? Готовы ли Вы и, если да, то на каких основаниях, примириться с группой иеромонаха Дорофея (Дбара)?

Иеромонах Дорофей - давно запрещенный священнослужитель. Его запретил в служении владыка Пантелеимон, Майкопский и Адыгейский (сейчас он находится в Орле и может это подтвердить).

Откуда Вы бы хотели видеть епископа для Сухумо-Абхазской епархии? Вообще, какой статус должен быть у Церкви в Абхазии?

У Церкви может быть только один статус - небесный.

Здесь необходима небольшая историческая справка. Абхазская Церковь была независимой поместной Церковью. Она прекратила свое существование в связи с исламской османской агрессией на территории Абхазии. Через полтора десятилетия мы вошли в состав Российской империи. В Синодальной России вопрос о восстановлении Поместной Церкви не вставал.

В 1851 году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке. В 1894 году было создано общество восстановления Православия в Абхазии, во главе которого становится абхазский князь. Ново-Афонский монастырь становится не только духовным центром нашего народа, но и центром просвещения, там располагается комиссия по переводам, создаются переводы богослужения со славянского на абхазский язык.

Абхазское просвещение проходило под эгидой русского царя. И мы благодарим Бога и Россию за оказанную нам помощь.

Не следует думать, что мы находились под омофором Грузинской Церкви. Эта ситуация была создана искусственно в 1943 году. А гораздо ранее, в 1917 году, на Поместном Соборе не признал прав Грузинской Церкви на Абхазию и Осетию. Абхазская епархия была дарована самостоятельность, но сначала прошла революция, а потом и Сталин не дал этому осуществиться.

Сейчас в Абхазской Церкви идет восстановительный процесс. Два года назад мы объявили о воссоздании Абхазской Православной Церкви. Естественно, мы не просто заявляем свою самостоятельность, а хотим восстанавливаться, и все наши взоры обращены здесь к Русской Православной Церкви. Московский Патриарх - это Великий Господин и отец наш, наши клирики обучаются в Москве. Мы окормляемся у русских старцев. Я долгое время ездил к отцу Кириллу (Павлову), но сейчас он болен, и мы поддерживаем контакт с отцом Илием (Ноздриным).

Все необходимое окормление мы получаем от Московского Патриархата.

Беседовала Мария Сеньчукова.

Вы прочитали статью Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе . Читайте также.