Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы. Большая энциклопедия нефти и газа


Министерство образования и науки Р.Т.

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра ТХНГ

По дисциплине: «Машины и оборудования»

На тему: «Такелажные средства»

Выполнил: студент гр. 27-01
Нусамиев Р.И.
Проверил: к.т.н. доцент
Гильмутдинов Ш.К.

Альметьевск 2011
Содержание

    Такелажные средства…………………………… …………………3
    Троллейные подвески…………………………… …………………3
    Эластичные захваты……………………………… ………………..5
    Монтажные захваты…………………………………………….….7
Список использованной литературы…………………..……………13
    Такелажные средства
Погрузочно-разгрузочные, монтажные и изоляционно- укладочные работы при строительстве линейной части магистральных трубопроводов, начиная с погрузки труб в железнодорожные полувагоны и кончая укладкой изолированного трубопровода в траншею, выполняются с помощью специальных такелажных средств: троллейных подвесок, захватов, траверс и т. д.
Специфической особенностью линейного строительства является то, что оно ведется непрерывным потоком, перемещающимся на десятки, сотни и тысячи километров по различной местности в любое время года. При этом такелажные средства должны выдерживать значительные динамические нагрузки в широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха, влажности, ветра, а троллейные подвески находятся под нагрузкой круглосуточно. Невзирая на столь жесткие условия, они должны обеспечивать безопасность работ, высокое качество и темп строительства.
Для обеспечения сохранности изоляционного покрытия и торцов труб в конструкциях такелажных средств широко использованы высокопрочные неметаллические материалы: капрон, капралон, полиуретан и другие полимеры. Учитывая, что такелажные средства используются и при строительстве трубопроводов в северных районах нашей страны в зимний период, при их изготовлении использованы соответствующие марки стали, технология сварки, методы контроля и предусмотрены также конструктивные решения, которые в состоянии обеспечить их прочность, надежность и долговечность при любых условиях ведения работ в пределах установленного срока службы.
    Троллейные подвески
Троллейные подвески (тележки) предназначены для поддержания на весу трубопровода трубоукладчиком в процессе непрерывной укладки при сопровождении очистной и изоляционной машин. Троллейная подвеска состоит из катков, осей, соединительных щек, скоб и подвесок с петлями. Катки имеют форму усеченного конуса и выполнены из стального литья. В некоторых типах троллейных подвесок катки жестко соединены между собой попарно металлической трубой, внутри которой проходит ось, укрепленная в соединительных щеках. В этом случае катки опираются на ось при помощи радиальных шарикоподшипников, которые разгружены от осевых усилий, воспринимаемых трубой. В других типах троллейных подвесок труба отсутствует, и осевые нагрузки передаются через конические подшипники на ось каждой пары катков. В зависимости от диаметра трубопровода, который поддерживают подвески, число пар катков в них бывает равно двум, трем, четырем. Оси катков соединяются между собой при помощи щек, расположенных с внешних сторон катков. Шарнирное крепление щек позволяет подвеске повторять изгиб трубопровода и обеспечивает тем самым контакт с его поверхностью всех катков без исключения. Таким образом достигается равномерное распределение нагрузки на все катки. К щекам посредством скоб прикреплены подвески, которые верхними своими петлями навешиваются на крюк трубоукладчика. Современные подвески такого типа имеют грузоподъемность от 60 до 350 кН и предназначены для поддержания и укладки трубопровода диаметром от 89 до 1020 мм. Свойственная им жесткая конструкция катков во многих случаях приводит к возникновению больших удельных нагрузок и образования вмятин на трубе. Кроме того, жесткие металлические катки нарушают грунтовочное покрытие. Сейчас накоплен опыт применения троллейных подвесок с катками, представляющими собой пневматические баллоны высокого давления (1,2 МПа), благодаря которым трубопровод и его грунтовочное покрытие предохраняются от повреждений. Конструкция троллейной подвески для поддержания трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм, стенки которых более чувствительны к местным деформациям, связанным с потерей устойчивости, предусматривает большее число опорных катков в каждом ряду для более равномерной нагрузки поддерживаемого участка.
    Эластичные захваты
Эластичные захваты (полотенца) предназначены для подъема, поддержания и опуска в траншею изолированного трубопровода или отдельных труб и плетей. По конструкции различают полотенца тросовые и мягкие. Полотенца мягкие ПМ523, ПМ823, ПМ1223 и ПМ1425 предназначены для подъема и укладки в траншею изолированного трубопровода методом периодического перехвата, а также для подъема, перемещения и стыковки с «ниткой» стальных труб и секций длиной до 36 м на строительстве магистральных трубопроводов и на обустройстве промыслов при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 °С (рис. 4.13).
В конструкции мягкого полотенца основным силовым элементом является гибкая лента, выполненная из полосовой капроновой ткани СТСЗ-1. Концы ткани пропущены через пазы двух металлических пластин и сшиты между собой капроновой нитью на швейной машине «зиг-заг» класса 87. Концевые пластины изготовлены из листовой стали марки 09Г2С-14 ГОСТ 19282-73 толщиной 16 мм. В результате такого соединения получаются двухслойная лента общей толщиной 10 мм. Кроме поперечных швов, соединяющих концы ткани, полосы сшиты между собой продольным зигзагообразным швом по торцам и поперечным швом ниже пластин на 25 мм.
В зависимости от типоразмера и грузоподъемности ленты отличаются друг от друга числом капроновых полос, их длиной и способом подвешивания на крюк трубоукладчика. Ленту после сборки сверху покрывают специальным защитным влагонепроницаемым слоем - полимером на основе дивинилстирольного термоэластопласта ДСТ-30. Полотенце ПМ321, состоящее из однополосной ленты, и полотенце ПМ523 с двухполосной лентой подвешивают на крюк трубоукладчика без промежуточных траверс. У этих полотенец в каждой концевой металлической платине, выполненной в виде серьги, имеется вырез под крюк трубоукладчика. Полотенце ПМ823 с трехполосной лентой и полотенце ПМ1223 с четырехполосной лентой состоят из траверсы и ленты. Лента подвешена на крюках траверсы, имеющей такую форму, которая позволяет сцепку металлических пластин ленты и их расцепку только при наклоне пластин под углом 30° вверх от рабочего положения. Это обстоятельство исключает необходимость наличия специальных замков на траверсе, поскольку лента самостоятельно не может соскочить с крюков траверсы. Полотенце ПМ1425 грузоподъемностью 63 т состоит из коромысла, на котором шарнирно подвешены две траверсы и две ленты. Траверса и лента имеют аналогичную с полотенцем ПМ1223 конструкцию.

Рис. 4.13. Полотенце мягкое: а -ПМ1223; б - ПМ1425

Тросовое полотенце состоит из нескольких гибких полос (лент), сплетенных из стальной проволоки и прикрепленных концами к поперечинам, каждая из которых имеет серьгу для надевания на крюк трубоукладчика.
Для предохранения изоляции трубопровода от повреждения при соприкосновении с плетеной стальной полосой к каждой из них с внутренней стороны прикреплена лента из прорезиненной ткани, контактирующая с поверхностью поднимаемой трубы.

    Монтажные захваты
При погрузке и разгрузке, а также при выполнении монтажных работ, предшествующих сварке трубопровода в «нитку»; трубы и плети поднимают с помощью полуавтоматических и автоматических клещевых захватов. Все применяемые захваты каждого типа аналогичны по конструкции и отличаются только размерами, соответствующими диаметру труб.
Полуавтоматический клещевой захват (рис. 4.14) состоит из следующих основных деталей: корпуса 8 с приваренными к нему двумя крюками 6, двух рычагов 5, 7 с лапами, двух звеньев 4, кольца 2 с приваренными к нему ручкой 1 и штырей 3. Рычаги с корпусом соединены шарнирно при помощи осей 9 таким образом, что центр тяжести каждого рычага сдвинут относительно соответствующей оси к центру захвата. Вследствие этого, если мы наденем кольцо на крюк трубоукладчика и начнем поднимать захват, поставленный корпусом на трубу, то рычаги начнут поворачиваться вокруг своих осей и сближать лапы, прочно охватывая и поднимая трубу. Если же мы опустим трубу на землю и будем продолжать опускать крюк, то рычаги лягут на корпус захвата, разведя лапы и опустив трубу. При новом подъеме они снова охватывают трубу и начнут ее поднимать. Чтобы этого не произошло,

Рабочий, взявшись рукой за рукоятку кольца 2 при лежащих на корпусе рычагах, должен повернуть кольцо, заведя штыри 3 в зев крюков, расположенных в центральной части корпуса. В этом случае подъем захвата будет производиться при воздействии кольца не на рычаги, а непосредственно на корпус. Захват будет поднят в открытом положении и установлен сверху на следующую трубу. Рабочий, снова взявшись за рукоятку, повернет кольцо и выведет штыри из-под крюков корпуса. Теперь при подъеме рычаги охватят лапами трубу и поднимут ее. Таким образом, открытие и закрытие захвата производятся автоматически, а фиксация открытого положения осуществляется вручную рабочим путем поворота кольца, поэтому кольцевой захват этого типа называется полуавтоматическим.
Автоматический клещевой захват не требует при работе присутствия рабочего стропольщика для фиксации лап и рычагов перед моментом подъема трубы и после ее опуска. Функции строполыцика выполняет специальный механизм. Захват клещевой автоматический (рис. 4.15) состоит из сварного корпуса 5 двух-таврового сечения, выполненного из листовой стали, на котором с помощью осей установлены два рычага 2, в нижней части снабженные подвижными лапами / с ограниченной возможностью поворота относительно осей. Наверху корпуса установлен механизм фиксации, представляющий собой шарнирно соединенную с корпусом стойку 4 коробчатого сечения, в которой размещены ползун 9 с упором 8 и поворотная звездочка 7. Звездочка 7 установлена на оси, приваренной к неподвижной стойке 4. Ползун кончается серьгой 5, при помощи которой захват подвешивают на крюк трубоукладчика. Верхние концы рычагов с помощью звеньев 6 шарнирно соединены с серьгой 5. Четырехтактный механизм фиксации предназначен для периодической автоматической фиксации разомкнутого положения рычагов и их освобождения для смыкания и захватывания трубы. Работа захвата основана на принципе самозамыкания двух рычагов под действием массы груза (трубы) и их размыкания после опускания груза на землю (после снятия нагрузки).

Параметры захвата выбраны так, что при смыкании рычагов и подъеме трубы возникает вертикальная составляющая сила, которая прижимает трубу к корпусу захвата. Она по величине больше, чем масса трубы, поэтому при подъеме трубы рычаги захвата не могут разомкнуться и труба, находящаяся на весу, не может выпасть. Это обстоятельство обеспечивает надежность и безопасность действия захвата. Для сохранения изоляционного покрытия при подъеме и стыковке изолированных труб внутренняя поверхность корпуса и лапы захвата снаружи обшиты алюминиевыми листами
Работа четырехтактного механизма фиксации характеризуется четырьмя последовательными положениями ползуна и звездочки (см. рис. 4.15). В положении «а» звездочка своим зубом заклинивает ползун относительно неподвижной стойки, в результате чего фиксируется разомкнутое положение рычагов. В таком состоянии, поскольку ползун находится в нижнем положении, захват висит не на рычагах, а на механизме фиксации и всегда готов к работе. При опускании захвата на трубу (положение «б») его корпус упирается в трубу и останавливается, а крюк трубоукладчика, ползун с серьгой и оба под действием собственной массы продолжают опускаться до тех пор, пока упор не коснется звездочки и не повернет ее в горизонтальное положение. При этом два зуба звездочки окажутся в прорези ползуна, но не будут выходить за его пределы. Ползун своим упором и прорезью упрется в звездочку, и движение вниз прекратится. При этом расстояние между лапами рычагов несколько увеличится. Положение «в» - захватывание трубы и ее подъем. При этом ползун, двигаясь вверх, воздействует кромкой прорези на звездочку, поворачивая ее на 90°, и беспрепятственно продолжает двигаться вверх. Па мере движения ползуна с серьгой вверх рычаги, связанные с серьгой звеньями, постепенно смыкаются, своими лапами захватывают трубу и прижимают ее к обечайке корпуса. При этом подвижность лап обеспечивает их правильное прилегание к поверхности трубы. Длина звеньев и паза в ползуне выбрана так, чтобы при подъеме трубы механизм фиксации был полностью разгружен и не участвовал в передаче усилий. В этом положении связывающими элементами между серьгой и рычагами являются звенья, которые несут всю нагрузку. При опускании трубы на землю ползун с серьгой перемещается вниз, а рычаги под действием собственной массы размыкаются. При этом упор ползуна, воздействуя сверху на звездочку, поворачивает ее на 45° (рис. 4.15, г). Так завершается один полный цикл механизма фиксации. Если после этого поднять захват за серьгу, ползун несколько продвинется вверх, заклинит звездочку и зафиксирует разомкнутое положение рычагов. Таким образом, захват будет приведен в исходное положение.
Шарнирное соединение механизма фиксации с корпусом позволяет разгрузить механизм фиксации от боковых усилий, исключить его заклинивание и перебои и обеспечить тем самым надежность и необходимую долговечность в работе.
Захват трубный автоматический ЗТА101 является навесным трубозахватным оборудованием к портальным кранам. Он предназначен для погрузки и разгрузки стальных труб в морских и речных портах по вариантам: палуба - склад, палуба - полувагон, склад - полувагон и склад - склад. Модификация этого захвата- захват трубный автоматический ЗТА102 (рис. 4.16) является навесным трубозахватным оборудованием к трубоукладчикам и самоходным автокранам. Он предназначен для погрузки металлических труб на трубовозы и полувагоны, их разгрузки и штабелирования на прирельсовых площадках и на трубосварочных базах. Захват трубный автоматический ЗТА102 состоит из сварной балки, внутри которой с двух торцовых сторон на специальных направляющих установлены две тележки, оснащенные крюками. В боковых стенках балки имеются окна, которые обеспечивают свободный доступ к узлам и деталям, смонтированным внутри балки, и позволяют значительно уменьшить ее массу. Внутри балки приварены перегородки и два кронштейна для установки в них четырех блоков, а в центре балки стакан, который наверху имеет овальное отверстие, большой осью расположенное вдоль балки. Для насаживания захвата сверху на трубу балка снизу снабжена двумя опорами. Чтобы не повредить поверхность трубы во время насадки, опоры снаружи покрыты листовой резиной. Каждая из тележек установлена на четырех катках и может перемещаться в направляющих в пределах 1610 мм. Тележки с помощью пружины и трособлочной системы постоянно прижимаются к торцовым упорам балки, поэтому крюки тележек в таком состоянии находятся в раздвинутом положении. Применение трособлочной системы позволяет уменьшить ход пружин вдвое. Крюки снабжены мягкими капролоновыми накладками, которые обеспечивают сохранность торцов труб.
Тележки посредством трособлочной системы соединены с подвижной траверсой, которая может передвигаться по направляющим балки в вертикальном направлении. Второй конец каната присоединен к балке с помощью стяжки, которая позволяет регулировать длину каната. Такая схема запасовки (схема четырехкратного полиспаста) грузовых канатов позволяет в 4 раза уменьшить ход подвижной траверсы по отношению хода тележек, что дает возможность увеличить диапазон поднимаемых труб. Кроме того, выбранная схема позволяет уменьшить нагрузку в канатах в результате чего значительно уменьшаются диаметр грузовых канатов и нагрузка на торцы поднимаемых труб.
Траверса состоит из двух швеллеров, сваренных между собой поперечинами и двумя направляющими втулками. На каждой стороне траверсы за направляющими втулками установлены по два блока. На верхней части траверсы шарнирно присоединены две серьги, с помощью которых захват подвешивают на крюк грузоподъемной машины. Блоки сверху ограждены полукруглыми кожухами, которые препятствуют выскакиванию канатов при их ослаблении. Траверса своими направляющими втулками насажена на направляющие стойки. В средней части траверсы установлен механизм фиксации, главной деталью которого является фиксатор. Этот механизм предназначен для периодической блокировки траверсы с балкой при нижнем положении траверсы. В таком положении балка висит на траверсе с помощью фиксатора. Канаты свободны и не несут нагрузки. Поэтому тележки под действием пружин перемещаются в противоположные стороны и прижимаются к торцам балки. В таком состоянии крюки отпускают трубу, и захват можно снять с трубы.
Захват ЗТА101 отличается от захвата ЗТА102 только конструкцией подвижной траверсы, которая приспособлена для подвешивания на стрелы двухканатных портальных кранов.

Список используемой литературы

1. Минаев В.И. Машины для строительства магистральных трубопроводов – Москва: Недра, 1985. -440c.
2. www.stroy-technics.ru

Механизмы

Таблица 2

Рис.2. Платформа для перевозки стоек опор ВЛ до 10 кВ:

1 - рама, 2 - краны, 3 - стояка

Инструменты и приспособления

Таблица 2

Эксплуатационные материалы

Таблица 3

Такелажные средства и приспособления и инструмент

При транспортировке материалов и оборудования по трассе широко применяют канаты, тросы, приспособления для строповки, стрелы, шарниры, якоря, блоки, полиспасты.

Таблица 4

Характеристики тросов

Диаметр проволоки, мм Трос 6x37 Трос 1х37
диаметр, мм масса, кг/км разрывное усилие, кН диаметр, мм масса, кг/км разрывное усилие, кН
0,5 11,5 427,0 61,05 - - -
0.6 13,5 613,5 87,71 - - -
0,7 15,5 834,5 - - -
0.8 - - - 5,6 154,5 26,9
0,9 - - - 6,4 201,5 34,05
1,0 22,5 1705,0 243,5 7,0 249,0 42,05
1,1 24,5 2060,0 294,5 7,8 301,0 50,9
1,2 27,0 2455,0 8,5 359,0 60,7

Канаты и тросы . На вспомогательных работах, не связанных с большими усилиями (подъеме блоков и инструмента на опоры, расчаливании установленных опор), используют пеньковые и капроновые канаты. При подъеме и установке опор основными такелажными средствами являются стальные канаты двойной крестовой свивки - тросы (табл.4).

Рис.3. Стальной трос:

1 - пряди, 2 -проволока, 3 - пеньковый сердечник

Трос (рис.3) состоит из проволочных прядей 1, свитых вокруг пенькового сердечника 3. Проволоки 2 внутри прядей также перевиты между собой. В маркировке троса указываются количество прядей и число проволок в каждой из них. Так, трос 6х37, часто используемый для грузовых (тяговых) канатов в лебедках и полиспастах, свит из шести прядей по 37 проволок в каждой. Для изготовления стропов применяют гибкие тросы с проволоками диаметром от 0,5 до 1,2 мм, так как проволоки меньшего диаметра легко перетираются, а большего не обеспечивают необходимую гибкость. Для расчалок и оттяжек используют жесткие тросы, состоящие из 114 проволок.

Приспособления для строповки грузов . Для крепления тросов к опорам, монтажным стрелам и якорям служат инвентарные захваты: коуши, сжимы, концевые зажимы, крюки и др. При заделке троса в коуш 1 (рис.4, а) сходящие с него концы троса 3 стягиваются сжимами 2, устанавливаемыми так, чтобы затягивающие гайки были расположены со стороны рабочей ветви троса. Для оконцевания тросов используют также зажимы ТС (рис.4, б), закрепляемые на его конце опрессованием. Размеры проушин 4 зажимов ТС позволяют сцеплять их со стандартной арматурой для монтажа проводов.

Рис.4. Заделка троса в коуш (а) и в концевой зажим ТС (б):

1 - коуш, 2 - сжимы, 3 - трос. 4 - проушина зажима ТС

Для обвязки грузов и крепления их к крюкам грузоподъемных механизмов служат грузовые стропы, изготовляемые из отрезков особо мягких тросов. Концы одинарных стропов (рис.5, а) заделывают в коуши 1 и в проушины крюков 3, а универсальных кольцевых - соединяют между собой (рис.5, б). По числу канатных ветвей стропы бывают одно-, двух- и четырехветвевыми. Стандартный двухветвевой канатный строп (рис.5, в) состоит из звена 4 для навешивания стропа и двух канатных ветвей 2 с крюками 3 для захвата груза 5. При установке опор обычно применяют универсальные и двухветвевые стропы, а анкерных плит и фундаментов - четерыхветвевые.

Рис.5. Грузовые стропы:

а - одинарный с коушем и крюком, б - кольцевой универсальный УСК-1,6-2/1100, в - двухветвевой:

1 - коуш, 2 - канатная ветвь, 3 - крюк, 4 - звено для навешивания стропа, 5 - груз

Усилия в ветвях стропа зависят от массы поднимаемого груза, числа ветвей и угла между ними. Чтобы уменьшить нагрузку на ветви, этот угол должен быть по возможности минимальным и не превышать 90°. Длина ветвей стропа должна быть одинаковой. В зависимости от массы и габаритов груза применяют в соответствии со специальными типовыми таблицами и технологическими картами определенные схемы строповки.

После подъема опоры много времени затрачивают на снятие стропов и оттяжек, так как приходится влезать на опору и освобождать трос. Специальные стропы с различными освобождающимися устройствами позволяют выполнять эту операцию с земли (рис.6, а, б). Кольцевой строп 1 с полуавтоматическим замком 2 охватывает ствол опоры и запирается пальцем 4 под действием встроенной в скобу пружины 5. После подъема опоры строп освобождают, оттягивая палец веревкой 3.


Рис.6. Захват опоры кольцевым стропом (а) с полуавтоматическим замком (б):

1 - строп, 2 - замок, 3 - веревка, 4 - палец, 6 - пружина, 7 - скоба

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Перед употреблением троса тщательно проверяют целость его проволок. Количество оборванных проволок на длине одного шага свивки не должно превышать 10% общего их числа в тросе. При большем числе оборванных проволок трос должен быть забракован. При поверхностном износе или коррозии трос бракуют, если число оборванных проволок меньше. Трос с оборванной прядью нельзя использовать ни в каких такелажных средствах. При обрыве пряди во время работы трос должен быть немедленно заменен.

5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

При транспортировке материалов по трассе нельзя ломать кусты и деревья, повреждать поверхностный слой земли, загрязнять почву продуктами отработки машин и механизмов. Чтобы исключить оползни грунта на склонах, следует применять косогорные опоры с разной длиной стоек и оттяжек, что позволяет отказаться от выравнивания грунта в месте установки опор. Уменьшение ширины просек вблизи опор значительно сокращает вырубку деревьев. Такие просеки могут быть криволинейными или ступенчатыми. Для сохранения птиц, садящихся на провода и вьющих гнезда в местах их крепления на опорах, устраивают специально противоптичьи заградители, насесты, площадки для гнезд в безопасных местах.

1. Эксплуатация транспортных средств при доставке на трассу ВЛ 0,4 кВ конструкций и строительных материалов должна осуществляться в соответствии о "Правилами дорожного движения".

2. Работы по строительству ВЛ 0,4 кВ необходимо выполнять в соответствии с требованиями СНиП.

3. Эксплуатация подъемно-крановых машин, а также стропов, канатов, крюков и др. на строительстве ВЛ 0,4 кВ должна осуществляться в соответствии о "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".

4. Работы по сооружению ВЛ 0,4 кВ необходимо выполнять в соответствии с требованиями СНиП.

5. Основные правила безопасного выполнения работ о применением строительных машин в охранной зоне действующей ВЛ приведены ниже.

5.1. Охранной зоной ВЛ является участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положения) на определенном расстоянии.

Расстояние от крайних проводов ВЛ до границы охранной зоны - L в зависимости от напряжения ВЛ приведены в таблице 5.

Таблица 5

Напряжение ВЛ, кВ L, м
до 1
от 1 до 20
150, 220
330, 400, 500
800 (постоянный ток)

5.2. Строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей ВЛ следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличия письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определявшего безопасные условия работ.

5.3. На места работ провода отключенной ВЛ должны быть заземлены переносными заземлениями.

5.4. Работа в действующих электроустановках допускается в случае, если исключено приближение людей к находящимся под напряжением токоведущим частям на расстояние L , менее указанного в таблице 6.

Таблица 6

5.5. При невозможности снятия напряжения о ВЛ работа строительных машин в охранной зоне допускается, если расстояние - L от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением, не менее указанного в таблице 7.

Таблица 7

5.6. Работа строительных машин под проводами ВЛ напряжением ниже 110 кВ без их отключения не допускается.

5.7. Допускается работа строительных машин под проводами действующих ВЛ напряжением 110 кВ и выше, при условии, что расстояние от подъемной или выдвижной частей машин, а также от перемещаемого ими груза, находящегося в любом положении, до ближайшего провода будет составлять не менее указанного в таблице 4 для соответствующего напряжения ВЛ.

5.8. Корпусы грузоподъемных машин, за исключением машин на гусеничном ходу, работающих в охранной зоне действующих ВЛ без их отключения, должны быть заземлены.

5.9. Крюки грузоподъемных машин и стропов должны быть снабжены предохранительными замками.

5.10. При проезде под проводами действующей ВЛ подъемные и выдвижные части механизмов и грузоподъемных машин должны находиться в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под проводами действующей ВЛ следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).

Проезд машин и механизмов под проводами действующей ВЛ без проверки возможности обеспечения безопасных расстояний до проводов находящихся под напряжением запрещается.

11. При случайном соприкосновении части машины с проводом ВЛ, находящимся под напряжением, или возникновении между ними влектрического разряда запрещается прикасаться к машине, стоящим на земле, подниматься на нее или сходить о нее до снятия напряжения с ВЛ или отвода соприкоснувшейся части машины на безопасное расстояние.

В случае возгорания машины водитель должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю сразу обеими ногами и удаляться от нее прыжками на одной ноге или двух одновременно, либо короткими шагами, не превышающими длину стопы.

16. Во время грозы производство работ и пребывание людей вблизи опор действующей или строящейся ВЛ запрещается.

При погрузочно-разгрузочных работах место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть освещено в соответствии с нормами. Все чалочные и захваточные приспособления должны быть испытаны и иметь клеймо или бирки с указанием срока испытания и предельной грузоподъемности.

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны иметь соответствующие удостоверения. Работы, связанные с погрузкой и выгрузкой железобетонных и металлических конструкций (столбов, опор, подножников), выполняются под руководством прораба, мастера или опытного бригадира. Предварительно прораб (мастер или бригадир) обязан провести подробный инструктаж по технике безопасности.

Строповку длинномерных и тяжеловесных грузов выполняют в соответствии со схемой, выдаваемой такелажнику и крановщику. Для разворота грузов при подъеме или перемещении такелажник должен применять специальные оттяжки, а также следить за тем, чтобы при подъеме груза тяговые канаты находились в вертикальном положении, и не допускать подтаскивания груза крюком. Перед опусканием груза необходимо осмотреть место выгрузки и убедиться в невозможности падения, сползания или опрокидывания груза при установке.

Материал подготовил Демьянов А.А.

Cтраница 1


Такелажные средства периодически испытывают вне зависимости от того, были ли они в работе. Нормы и сроки испытаний определяются соответствующими инструкциями.  

Такелажные средства периодически испытывают независимо от того, были они в работе или не были. Нормы и сроки испытаний определяются соответствующими инструкциями.  

Такелажные средства подвергают периодическому осмотру и испытывают с периодичностью 1 год.  

Такелажные средства применяются при невозможности или нецелесообразности использования монтажных кранов. Применение мачт и порталов, которые удерживаются расчалками, занимающими большую территорию и закрепленными за временные якори, потенциально опасно, потому что за расчалки может задеть кран или транспорт и вызвать падение такелажного оборудования. Известны крупные аварии, связанные с применением мачт, удерживаемых расчалками. Поэтому лучше применять безъякорные схемы подъема аппаратов способом поворота вокруг шарнира, из которых наиболее перспективен метод выжимания специальными подпорками или гидравлическим подъемником. Особенно целесообразны безъякорные схемы подъема при стесненных условиях монтажа.  


Такелажные средства полагается периодически осматривать. Сроки осмотров регламентированы: стропы - через каждые 10 дней, захваты - через 1 мес, траверсы - через 6 мес.  


Такелажные средства испытывают на стендах. Стенды должны обеспечить нагружение оснастки в условиях, близких к нормальным условиям эксплуатации, измерение нагрузок с достаточной точностью, а также выдерживание под нагрузкой испытуемой оснастки в течение установленного для этого времени. Монтажными организациями разработано несколько типов стендов. В одних стендах нагружение осуществляется грузовыми лебедками. Усилия замеряют динамометрами, установленными на тянущем канате. Схема такого стенда показана на рис. 105, а. Она состоит из двух тележек /, на которых устанавливается испытуемый полиспаст или строп.  

Такелажные средства и приспособления требуются и в тех исключительных случаях, когда котлы подаются на монтаж в виде набора отдельных секций и сборка их производится непосредственно на фундаментах. Выбор такелажных средств и приспособлений зависит от массы монтируемого оборудования, а также местных условий производства работ.  

Какие такелажные средства и приспособления применяют при установке опор.  

Подготовляют такелажные средства (краны, тали, стропы) для подъема и поворачивания вала относительно собственной оси в процессе обработки; для защиты от повреждения обработанных поверхностей между стропами и валом закладывают предохранительные прокладки из мягкого материала.  

Нагрузки на такелажные средства при подъеме вертикального оборудования методом поворота определяют либо графическим (рис. 11), либо аналитическим методом.  

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Пеньковые канаты применяют для подъема небольших грузов, обычно до 200 кг и для оттяжек при их подъеме. Допускаемые для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости от диаметра каната и угла наклона к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20-40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются.

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688-55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, - мягкий канат по ГОСТ 3071-55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072-55.

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех - при тросе диаметром до 28 мм и пяти - при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.


Рис. 121. Типы стропов:

а - стропа с одной петлей, б - с двумя петлями, в - кольцевой строи,
г -
стропы специальные; 1 -трос, 2 - коуш, 3 - крюк (гак)


Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде....................................................................4,5

То же при механическом приводе с легким режи мом................................................................5,0

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии............6,0

Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы..................................8,0

Канаты для расчалок (вант)................................................................................................................... 3,5

Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных проволок, коррозии на поверхности проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами прожогов (пораженных электрическим током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют полностью или снижают их грузоподъемность.



Рис. 122. Блоки и полиспасты для стальных канатов:

а - однорольный блок: 1 - крюк (гак), 2 - траверса, 3 - ролик, 4 - ось ролика, 5 - обойма,
6
- ось ушка, 7 - ушко, 8 - серьга, 9 - стяжные болты обоймы; б - двухрольный блок,
в
- трехрольный блок, г - полиспаст.


Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце каната Q полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики - в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Таль - грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже - червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5-5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.


Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с тяговым усилием 1,5 тс: 1 - корпус, 2 - рычаг, 3 - трос


Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.