Конфуций. Конфуцианство: спасение на земле

Правила воспитания от Конфуция
Китайский философ не оставил четких инструкций, как именно следует вести себя с ребенком. Вместо этого Конфуций описал, каким он должен вырасти.

Конфуций (ок. 1770)

Ребенок - будущий идеальный гражданин
Конфуций родился в середине VI века до нашей эры. Сначала он был чиновником, но затем занялся преподаванием. Известно, что у философа были сын и дочь.

«Совершенный взрослый», по Конфуцию, соблюдает правила, исполняет свой долг, эрудирован, скромен, во всем руководствуется умеренностью, в помыслах и делах стремится к благу. Главное в его системе воспитания - вырастить полезного члена общества, который впишется в существующий социум. При этом взрослый не только служит личным примером ребенку, но и растет над собой.

Во всем должен быть порядок
Человек должен понимать своё место в мире и добросовестно выполнять свои обязанности. «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном», - наставлял Конфуций.

«Сообразуйся с надлежащими нормами поведения» - одно из главнейших правил философа. Нравственные ценности должны брать верх над материальными, а долг надо исполнять всегда: «Видеть свой долг и не выполнить его - это отсутствие мужества».

При этом в словах следует соблюдать такой же порядок, как в делах:

«Совершенный муж стыдится, когда его речи превосходят его поступки».

Всегда думай о будущем
Занимаясь повседневными делами, не следует забывать о будущем. «Если человек не продумывает далекое, он непременно сталкивается с неприятностью в близком», - говорил Конфуций.

А когда ставишь перед собой дальние цели, наберись терпения и добросовестно работай день за днем: «Нетерпеливость в малых делах может погубить большие замыслы».

В деле обучения ни для кого не существует различий
Так думал Конфуций, хотя в Китае того времени считалось, что девочкам достаточно начального образования и умения вести хозяйство. Учиться следовало у мудрых предков. Разумеется, речь идет не об овладении ремеслом, а о постижении нравственных уроков.

«Приобрети обширную ученость с помощью текстов. Сообразуйся с надлежащими нормами поведения. И тогда у тебя не будет отклонений от надлежащего пути», - учил Конфуций.

«Учиться и не размышлять - пустое занятие, размышлять и не учиться - занятие опасное».

Не делай другим того, чего не желаешь себе
Конфуция спросили: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это взаимоуважение. Чего себе не желаешь, того не делай другим».


«Конфуций и дети» — иллюстрация из книги для детского чтения (1680)

Почитай старших
Народ почитает правителя и подчиняется ему, тот же принцип действует в семье и во всём обществе. «Когда юноши находятся дома, они должны быть почтительны к родителям. Когда же они выходят из дому, они должны быть уважительны к старшим», - считал Конфуций.

Что же такое почтительное отношение к родителям? Учитель отвечал:

«Почтительным отношением к родителям является такое, когда родители опечалены лишь во время болезни своего сына».

Не зазнавайся из-за богатства
Конфуцию задали вопрос: «Как оценить человека, который, будучи беден, не начинает заискивать, а разбогатев, не становится заносчивым?» Он ответил: «Так вести себя можно. Но еще более похвально, когда человек, будучи беден, пребывает в веселом расположении духа, а будучи богат, любит надлежащие нормы поведения».

Выше всего ставь верность и доверие
Конфуций много внимания уделял тому, какими людьми следует себя окружать. «Три типа друзей полезны и три типа друзей вредны. Полезны друзья прямые, верные и эрудированные. Вредны друзья льстивые, податливые и подхалимы», - учил он.

Следует избегать и пустословов. «Как трудно с теми, кто, находясь вместе целыми днями, и слова ни скажут о должном, а лишь пускают в ход свою мелкую сообразительность», - говорил Конфуций. То есть ведут пустой, пусть даже и остроумный разговор.

При этом к себе следует относиться намного строже, чем к друзьям: «Человек, который требователен к себе, но не предъявляет больших претензий к другим, отдаляет от себя обиды».

Не забывай о работе над ошибками
«Не стыдись исправлять свои ошибки», - призывал философ и объяснял:

«Ошибкой называется то, что, будучи ошибкой, не было исправлено».

Учение конфуцианства настойчиво сторонится понятий о сверхъестественном или потустороннем. Сам Конфуций призывал учеников держаться подальше от духов. Он говорил о необходимости придерживаться высоких моральных принципов, а главной задачей считал создание процветающего государства, без тирании и насилия.

Для социального порядка необходимо, чтобы каждый занимал свое место. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Во всей этой системе должно быть беспрекословное подчинение младших по статусу старшим, на основе сыновней почтительности (сяо) первых и авторитета вторых. Моделью общественных отношений должна служить семья (семейный клан).

Конфуций учил, что в древние времена, в царствование легендарных императоров Яо, Шунь и Юй идеальное общество уже существовало. Его "реставрация" станет возможной, если во главе государства будет стоять человек совершенный, а помогать ему будут мудрые и благородные.

Конфуций создал образец идеального человека – цзюньцзы, "благородного мужа" или, в дословном переводе, "государева сына". Цзюньцзы должен был обладать качеством Жень (гуманностью), включавшим в себя скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие и пр. Он также должен иметь чувство долга (и), быть искреннем (чжен) и соблюдать ритуалы (ли). Именно таким людям должна принадлежать власть в обществе.

Таким образом, подразумевалось, что при назначении на должность, главным критерием должны стать добродетельность человека – его моральные качества. Фактически же была создана система строгих государственных экзаменов, в которой, кстати, уделялось действительно мало внимания практическим наукам. Претенденты на чиновничье место должны были проявить себя в знании древней культуры, литературы и философии.

Другой отличительной чертой средневекового конфуцианства стали четкое соблюдение предписанных норм поведения и многочисленных ритуалов, определенных практически для каждого случая и для всех сословий, а также фанатичная приверженность древности, выражавшаяся в сохранении внешних атрибутов старины, покроя одежды, архитектуры, домашней и храмовой утвари.

Культ

Основным предметом поклонения китайцев издревле было Небо (тянь), культ которого возник за несколько веков до Конфуция. Китайское Небо – это безликая сила, регулирующая жизнь людей, карающая недостойных и вознаграждающая добродетельных. Китайские императоры именовались Сынами Неба и, как считалось, имели с ним родственную связь. Смена династий преподносилась как передача Небом мандата (мин) на управление империей более достойным. Культ Неба осуществлял только сам император.

Важнейший для конфуцианства культ предков также не был нововведением Конфуция, однако для его последователей он имел новый смысл. С одной стороны, как уже отмечалось, Конфуций мало уделял внимания религиозной сфере в нашем обычном понимании. С другой, культ предков играл важную социальную роль. Существовала своего рода "табель о рангах", по которой человек, согласно своему статусу мог иметь то или иное количество табличек умерших предков в своем храме. Кроме того, похороны, соблюдение времени скорби по умершим предкам, воздаяние им посмертных почестей и жертвоприношения – все это, как и многое другое, регламентировалось множеством правил и их соблюдение определяло не только моральный уровень человека, но и его законопослушность в поддержании семейных, клановых и, наконец, государственных устоев.

В Китае, как стране до последнего времени почти исключительно аграрной, закономерно существовал и культ Земли (ше). Еще с древнейших времен он был связан с шаманизмом и оккультными практиками. Алтари Земли существовали в каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей. Каждой весной правитель на ритуальном поле возле столичного алтаря лично вспахивал первую борозду, после чего все остальные могли приступать к полевым работам. Весной и осенью возле алтарей Земли проходили праздники в честь пробуждения природы и сбора урожая. Эта практика также вошла в конфуцианскую традицию.

Культ Конфуция отличался от поклонения другим божествам и занимал особое место не только в конфуцианстве, но и в даосизме. Ритуал почитания Конфуция не содержит прошений, характерных для прочих религиозных культов, а состоит из гимнов, прославляющих его как великого Учителя. Главную церемонию в честь Конфуция раз в год на его родине проводил сам Император, а во времена Китайской республики члены правительства.

Конфуцианство - очень «земная» религия. Раци­ональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его ре­лигией в полном смысле слова.

Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, кото­рым должен следовать человек, - вот что в первую очередь интересовало Конфуция и его последователей.

Однако мир потусторонний все-таки незримо при­сутствует в учении: древнее божество - Небо - вос­принимается как средоточие высшего блага и гар­монии, как образец для подражания. И основные принципы конфуцианства как раз зиждутся на подра­жании небесной гармонии, они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

Государство, которое Конфуций стремился привес­ти в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каж­дый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.

Государь должен быть государем, сановник - са­новником, отец - отцом, сын - сыном.

Конфуций

Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качест­ва должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей.

Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность влас­тей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.

« Преданность государю и забота о людях » - вот те основы, на которых, по мысли китайского философа, зиждется благополучие страны. Конфуций стремился сделать государственную власть гуманной.

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ бу­дет добрым.

Конфуций

Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному облику чиновников - представителей власти, непосредственно осуществляющих управле­ние страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, со­здавая образ чиновника-рыцаря - бескорыстного бор­ца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов.

Конфуций и приверженцы его учения пытались пе­ревести теорию в практику: создавали специальные школы, в которых готовили новую бюрократическую элиту к выполнению высокой миссии. Впоследствии, когда конфуцианство превратилось в государственную религию, учение философа вошло как основной пред­мет в систему государственных экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендо­вать на получение должности чиновника.


Реальность нередко расходилась с высокими идея­ми философа: среди чиновников, наизусть знавших конфуцианский «моральный кодекс», попадалось не­мало корыстолюбцев, жестоких и нечестных людей. Однако были и другие, относившиеся к своим обязан­ностям именно так, как хотел основатель учения. Так, в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бед­ственным положением в стране, стали обращаться к императору с предложениями о реформах и с крити­кой деятельности правительства - от экономики до внешней политики. На эти смелые доклады власть от­ветила жестокими репрессиями: неугодных казнили, ссылали, лишали должности; некоторые чиновники, чтобы доказать свое бескорыстие, кончали жизнь са­моубийством. Несмотря на расправы, поток критики не ослабевал, и в конце концов правительство было вынуждено уступить и согласиться на некоторые пре­образования.

Конфуцианство с его идеей гуманности и нравст­венности государственной власти укрепило бюрокра­тический аппарат, а в конечном счете и саму госу­дарственность.

Конечно, конфуцианство не определяло полно­стью духовную жизнь Китая. Оно существовало в об­становке соперничества с другими религиозными уче­ниями; почти одновременно с конфуцианством, в VI-V вв. до н.э., появилось учение философа Лао-Цзы - даосизм, в котором проповедовалось духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV-V вв. н. э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буд­дизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно в народной среде, однако никог­да не вытесняли конфуцианства полностью. Скорее, они дополняли это рационалистическое, исполненное практицизма учение мистическим осмыслением мира и человека.

Конфуцианство выдержало и борьбу с политиче­ской школой легистов (от слова 1ех - закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом культе закона. Выполнение законов поощрялось, малейшее отступление от них преследо­валось.

Во времена Конфуция политика китайских прави­телей почти целиком находилась под влиянием легис­тов. Но в конце концов (и это очень примечательный факт) власть сделала ставку на конфуцианство, проро­чески оценив это гуманное учение как цементирую­щую цивилизацию силу.

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.) защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы").

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу.

Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.

Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами.

Перенесенные в сферу политики эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. Государю вменялось в обязанность относиться к подданным как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах. Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.



Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев.

На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали однако что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.

Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.

Вместе с тем, отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести, прежде всего, идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.

Выдержки из работ:

<...> Учитель сказал: "Управляя царством, имеющем тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время". <...>

Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится . <...>

Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду . <...>

Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: "В государстве должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять правителю". Цзы-гун спросил: "Чем, прежде всего, из этих трех вещей можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от оружия". Цзы-гун спросил: "Чем, прежде всего, можно пожертвовать из оставшихся двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия народа государство не сможет устоять". <...>

Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном.

Управлять - значит поступать правильно. Если, управляя, вы будете поступать правильно, то кто осмелится поступать неправильно? <...>

2. Учитель сказал: "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам;прямота без ритуала приводит к грубости. Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости".

9. Учитель сказал: "Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему".

10. Учитель сказал: "Когда любят отвагу и ненавидят бедность, это может привести к бунту; когда очень ненавидят людей, лишенных человеколюбия, это также может привести к бунту".

13. Учитель сказал: "В любви к учению опирайтесь на искреннюю убежденность; стойте до смерти за правильное учение. Не посещайте государство, где неспокойно; не живите в государстве, где беспорядки. Если в Поднебесной царит спокойствие, будьте на виду; если в Поднебесной нет спокойствия, скройтесь. Если государство управляется правильно, бедность и незнатность вызывают стыд. Если государство управляется неправильно, то богатство и знатность также вызывают стыд".

14. Учитель сказал: "Если не находишься на службе, нечего думать о государственных делах".

17. Учитель сказал: "Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь знаний, словно вы боитесь их потерять".

Глава двенадцатая. "янь юань"

1. Янь Юань спросил о человеколюбии. Учитель ответил: "Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут его человеколюбивым. Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?"

Янь Юань сказал: "Я прошу рассказать о правилах (осуществления человеколюбия]". Учитель ответил: "На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать". Янь Юань сказал:

"Хотя я и не достаточно сообразителен, буду поступать в соответствии с этими словами".

2. Чжун-гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил: "Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут" чувствовать вражды". Чжун-гун сказал: "Хотя я "недостаточно сообразителен, но буду поступать в соответствии с этими словами".

3. Сыма Ню 87 спросил о человеколюбии. Учитель ответил: "Человеколюбивый человек в разговоре проявляет осторожность". [Сыма Ню] спросил: "Тот, кто в разговоре проявляет осторожность, называется человеколюбивым?" Учитель ответил: "Если [человек] встречает трудности в деле, то разве он не будет осторожным в разговоре?"

4. Сыма Ню спросил о благородном муже. Учитель ответил: "Благородный муж не печалится и не испытывает страха". [Сыма Ню] спросил: "Того, кто не печалится и не испытывает страха, можно назвать благородным мужем?" Учитель ответил: "Если, взглянув на свои поступки, [видишь], что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?"

7. Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: "[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]". Цзы-гун спросил: "Чем прежде всего из этих трех [вещей] можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил:

"Можно отказаться от оружия". Цзы-гун спросил: "Чем прежде всего можно пожертвовать из [оставшихся] двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять".

11. Циский Цзин-гун 88 спросил учителя об управлении государством. Кун-цзы ответил: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". [Цзин-]гун сказал: "Правильно! В самом деле, если государь не будет государем, сановник - сановником, отец-отцом, сын-сыном, то, даже если у меня и будет зерно, хватит ли мне его?"