Жизнь ольги корбут. Биография Ольги Корбут: легенда спортивной гимнастики

У каждой Олимпиады свои герои. Спортивная фортуна выбирает их из числа победителей. Герой Олимпиады - личность совершенно особая, почти легендарная. Во-первых, потому, что на каждой Олимпиаде таких героев не больше трех-четырех, а во-вторых, потому, что чаще всего их появление неожиданно: совсем недавно, накануне стартов, склоняли одно имя, и вдруг кто-то, до того почти не упоминавшийся, стал объектом всеобщих симпатий и восторгов. Предугадать появление героя или героини почти невозможно, никакое знание спорта тут не поможет. И это понятно: кроме чисто спортивной феноменальности от героя требуются еще такие ценные человеческие качества, как обаяние и яркая индивидуальность. Разве угадаешь, кто окажется на высоте всех требований! Но именно в этой неожиданности один из секретов привлекательности большого спорта.

Кто, например, мог угадать, что одна из самых любимых героинь Мюнхенской Олимпиады определится в первые же дни Игр, в разгар соревнований по гимнастике, и станет ею не чемпионка мира Людмила Турищева, не спортсменка из ГДР Карин Янц, не американка Кэтти Ригби, уже завоевавшая призы «Самой обаятельной участницы», а крошечная, забавная и непосредственная Оля Корбут! Правда, еще в Москве, обсуждая, кому представлять сборную страны, наши тренеры говорили: «Оля ка-а-ак свое сальто закрутит, сразу всех покорит!» Однако это были все-таки в большей мере мечты, чем строгая уверенность. Хотя Оля Корбут уже с успехом выступала в международных встречах, никто не мог определить степень эффекта ее олимпийского дебюта.

Ольга Валентиновна Корбут родилась 16 мая 1955 года в Гродно. Они жили вшестером в комнате в двадцать квадратных метров без всяких удобств: папа - инженер, мама - повар и четверо сестер. Оля была самой младшей и самой любимой. Ее характер закалялся в дворовых баталиях. Затем она пошла в школу и до четвертого класса училась без троек. А во втором классе школьный физрук Ярослав Иванович Король взял ее в школьную гимнастическую секцию. Однако, когда шел отбор в местную ДЮСШ, то ее поначалу не взяли: слишком уж толстенькая!

Но «толстушка» почему-то приглянулась олимпийской чемпионке Елене Волчецкой. Через год Оля стала заниматься у заслуженного тренера страны Рональда Ивановича Кныша.

Она пришла к нам в школу в 1965 году, - вспоминал Ренальд Иванович. - Мы отобрали ее в числе других пятидесяти девочек, и Елена Волчецкая - она уже была в то время чемпионкой страны - начала с нею работать. Прошло примерно полгода. Я присматривался к новичкам: кого бы мне теперь подготовить в чемпионы? И выбор пал на Олю. Уж очень легко она схватывала новые элементы! Я скоро понял, что эта девочка сможет и невозможное...

Дело было не только в том, что маленький вес, легкость позволили Оле подбрасывать себя в воздух так, что иногда казалось, будто она, преодолев земное тяготение, «зависает» в пространстве, словно пушинка. А отличная координация движений помогала точно приземлиться после полета. Ведь разве мало кругом девчонок и мальчишек невысоких, щупленьких и подвижных? И многие из них занимаются гимнастикой, а второй Ольги Корбут нет... Значит, секрет не только в природных данных. Секрет еще и в характере. Чтобы выполнить то, что еще никто до тебя сделать не пытался, нужна особая смелость. И не просто смелость в том смысле, что «не боюсь упасть».

Кто знает - выросла бы Корбут, не попади она к Кнышу, в хорошую гимнастку. Они нужны были друг другу: Кныш - спокойный, рассудительный на вид, степенный человек, а на самом же деле - нервный, подвижный, мечущийся в постоянных поисках, отбрасывающий сотни вариантов, каждый из которых для иного был бы находкой; и Корбут - сама непосредственность, обнаженность души, гордое и легкоранимое существо.

Наипростейший путь в спорте - копировать чемпионов и стараться достичь их уровня мастерства. Самый трудный - искать свою дорогу, опережая время, сегодня видеть то, что еще не видит никто.

Лучшие дня

Кныш как-то наткнулся на книжку о Гойе и прочел там фразу, сразу заставившую заработать мысль. Великий художник, объясняя истоки творчества, сказал: «Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес». Кныш фантазировал.

Он сочинял элементы. Ольга плакала от обиды, когда у нее не получалось задуманное, и тут же бралась повторять сотни и тысячи раз, пока каждая связка, каждый элемент не становились неотделимой частью целого. И когда можно было успокоиться, Кныш отвергал все начисто и мрачно мерял шагами спортзал, а Оля, уже привыкшая к таким неожиданным поворотам, старалась поспеть за мыслями тренера и научилась понимать с полуслова, точно их сердца были настроены на одну волну.

Фантазеров не любят. Кнышу доставалось крепко, но он был не из робкого десятка и легко бы снес несправедливость упреков, если бы не Оля. Как часто она ставила его в тупик своим упрямством и переменчивостью настроения, враз ломая то, что было выстроено совместными усилиями. Ольга и не скрывала этого: «У меня, знаете ли, несносный характер. То мне до слез хочется именно того, чего мне нельзя делать, то просто не могу перебороть нежелание выполнить какое-то пустячное задание Кныша. И понимаю, что Рональд Иванович прав, а сама ничего с собой не могу поделать, хоть плачь...»

Вскоре после Олимпиады в Мехико четырнадцатилетняя девочка успешно выступила в юношеских соревнованиях «Олимпийские надежды», продемонстрировав свое знаменитое сальто на бревне.

Правда, четыре года назад с этим сальто у Оли раз на раз не приходилось: то сделает уверенно, то не выйдет... «Нестоящее дело, - качали головой скептики, - никогда она его не освоит так, чтобы можно было без опаски выпустить ее на международную арену. Да это и невозможно!» Но Ренальд Иванович упорствовал. Молчаливый, замкнутый, он, наверное, уже тогда верил: если один раз вышло, значит, и еще, и еще раз выйдет; если поймано - остается только закрепить, удержать. Находку нельзя упускать!

Долгое время все разговоры о Корбут крутились вокруг этого уникального сальто. Как будто бы больше ничего интересного, стоящего у нее в арсенале не было!

Нет, было! Просто сальто бросалось в глаза всем, даже неспециалистам. А между тем одновременно с сальто Оля показала новые элементы на брусьях и обычный прыжок - «сгиб-разгиб» - исполнила в необычном темпе, что придало ему совершенно новую окраску.

Иначе и не могло быть, потому и связывалась с этой гимнасткой мысль о приливной волне - сальто на бревне явилось самым ярким выражением новаторства тренера и спортсменки. В самом деле, такой элемент «на лезвии бревна» просто так не выполнишь, для этого требуется что-то особое. Ренальд Иванович Кныш это особое в Корбут нашел, но на то, чтобы найденное развить, требовалось время. И терпение.

В 1969 году на чемпионате республики в произвольной программе Оля Корбут дала такой «бой» Тамаре Лазакович, что последнюю спасло только более стабильное выступление в обязательной программе. Здесь и показала Корбут свое оригинальное сальто на брусьях.

Как же вошел в арсенал девочки этот безымянный трюк?

Совершенно случайно, - вспоминает Рональд Иванович. - Как- то Оля «баловалась» на брусьях и неожиданно сделала что-то невообразимое. Мне пришлось напрячь память, чтобы воспроизвести все заново. Через некоторое время вернулись к этому элементу. Такое рискованное сальто, но Оля молодец - не испугалась.

Тогда Оля училась в восьмом классе специализированной гродненской школы. Дополнительно изучала английский язык...

В июле 1971 года в Москве шла Спартакиада народов СССР. После обязательной программы впереди два ярких лидера гимнастики - Ольга Карасева и Тамара Лазакович. Недалеко от них и Корбут. В произвольной программе она начинает «доставать» лидеров. Все ждут ее выступления на бревне. В Москве еще не видели ее оригинального сальто назад. И вот зал замер. А Оля? Лицо ее стало мраморно-белым. Работает осторожно. Вот чуть-чуть качнулась... Замерла. Сейчас свершится. И вдруг... Оля упала. Естественно, упали и шансы на победу. Но она все-таки получила «золото». Вместе с подругами. За командную победу. Она улыбалась со слезами на глазах. Радость и горе сошлись в ней. И еще Оля сказала:

Я выиграю Спартакиаду...

Это был спортивный азарт девчонки. Девчонки, жаждущей победы. Она сдержит свое слово. Через четыре года в Ленинграде Оля поднимется за медалью чемпионки Спартакиады народов СССР. Рядом будет стоять Нелли Ким. Обе финишировали первыми.

Корбут была на виду, однако только через четыре года после своей заявки на турнире «Олимпийских надежд» Ольге удалось одержать победу в многоборье и накануне Олимпийских игр выиграть Кубок страны. А до этого то одно, то другое мешало ей и приносило, конечно, немало огорчений. И тем значительнее триумф на Олимпиаде в Мюнхене!

Эффект превзошел все ожидания. На следующий день после того, как Оля продемонстрировала затаившему дыхание от изумления «Спорт- халле» свою необыкновенную комбинацию на брусьях, мюнхенские газеты открыли состязание в восторгах по адресу советской спортсменки. Как только Олю не называли! И «любимицей Олимпиады», и «цыпленком советской команды, со своим сальто прыгнувшим прямо в сердце публики», и «вундеркиндом»... Каждое ее новое появление на помосте встречалось овацией. И потом, когда уже давно кончились гимнастические поединки и новые события, казалось, должны были бы вытеснить впечатления первых олимпийских дней, Оля Корбут долго не исчезала с телеэкранов.

Ольга захватила лидерство на второй день - после произвольной программы на ковре. Зал долго рукоплескал ей. На брусья она вышла вместе с Лазакович и Цухольд. Соперницы не пугали ее, ведь брусья были ее любимым снарядом, именно здесь они с Кнышем «сотворили нечто».

Хотя Корбут написала в своей книге «Жила-была девочка»: «Петли» я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив ее до автоматизма, до почти стопроцентной стабильности, я всегда, до самого последнего дня в большом спорте, подходила к брусьям, и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость. Мысль о побеге, о позорном побеге под улюлюканье, под свист зала всякий раз принимала вполне реальные очертания. Не знаю, как выходило у других, я стыдилась расспрашивать. Быть может, это искало выход естественное, обыкновенное волнение, посещающее без спроса всех спортсменов. В том числе и тех - я уверена, - кому журналисты приклеивают сомнительные ярлыки типа «человек без нервов», «железный». Другое дело, Рен научил меня держать волю в узде».

В Мюнхене случилось непоправимое, ужасное, как показалось многим. Два балла, снятые судьями за упражнения на брусьях, подобно цунами, вдребезги разнесли планы Кныша и Корбут. Так показалось тем, кто имел хоть малейшее отношение к выступлению Корбут. Сел в свое кресло Кныш, и еще непроницаемее стало его лицо. Разрыдалась натруди у Эрики Цухольд, подружки из команды ГДР, Ольга. Словно окаменела тренер сборной Полина Астахова- ей сразу вспомнилось собственное падение в далеком теперь олимпийском Риме, и она содрогнулась при мысли, какое недетское испытание выпало на душу юной гимнастки. Растерянно затих зал. И лишь оператор - бородатый великан в черной кожаной куртке - покатил на Ольгу Корбут камеру, стремясь заглянуть в лицо девчушки, чтоб крупным планом безжалостно показать миру каждую ее слезу, морщинку, гримасу боли и обиды, внутренний разлад.

Ей нужно было выходить к бревну, и она отстранилась от Эрики Цухольд и, глядя прямо перед собой, взбежала по ступенькам на помост, замерла у снаряда. В многоборье Корбут стала лишь пятой.

Почему же при всей феноменальности и безоглядной решимости Ольги Корбут абсолютной чемпионкой XX Олимпийских игр стала все-таки не она, а Турищева?

Корбут очень бурно переживала свои успехи: раскланивалась во все стороны, поднимала вверх руки и улыбалась трибунам. Такое славное чувство, как радость, вернее бурная радость, ликование, взрыв эмоций, требует огромного расхода нервной энергии. Опытные спортсмены, такие, как Турищева, отлично знали, что это такое, и себя берегли, сдерживали до поры до времени. А Ольга, впервые попавшая в напряженную атмосферу Игр, не выдержала.

Еще есть четыре золотые медали. Не упускай своего, - строго сказал Кныш после неудачи в многоборье.

И в последний день состязаний Корбут утвердила себя в мировой гимнастике как звезда первой величины. Ольга на этих же брусьях, которые вчера принесли ей столько огорчений, великолепно справилась со своей задачей и уступила лишь Карин Янц. Зато на бревне и в вольных упражнениях она вошла во вкус и была первой. Особенно поразили всех ее вольные упражнения. Оля превзошла тут обеих чемпионок Европы - Лазакович, которую называли самой изящной гимнасткой Игр, и Турищеву, у которой вольные - любимый вид программы.

Еще недавно хореограф и тренер голову ломали: какие вольные придумать этому ребенку, чтобы не было нарочитой взрослое™, чтобы продемонстрировать во всем блеске ее удивительную акробатику и чтобы раскрыть характер? Последнее оказалось самым трудным - характер ломался, не поддавался определениям, не воплощался в движении. И все-таки общими усилиями сумели создать прелестную композицию - «Полет шмеля», которую Ольга и исполняла. Но накануне Олимпиады она решительно отказалась от «Шмеля»:

Это детские вольные, хочу другие!

Были сомнения. Не рано ли менять? Пусть семнадцать лет, а облик- то ребячий! Однако Ольга не была бы самой собой, если бы уступила. Она настояла. И доказала, что была права. Весь ее «кураж» в вольных под задорную «Калинку» раскрылся с исчерпывающей полнотой.

Раскрылся еще и в том, что незадолго до мюнхенского старта Кныш и Корбут придумали нечто новое - особое, «с затяжкой», исполнение такого традиционного акробатического элемента, как «фляк», и решились эту эффектную новинку вставить в композицию вольных. Это весьма характерно было для Кныша - не ждать, когда новинка «дозреет» до полной готовности, а тут же выносить на суд, поражая и судей, и зрителей таким «эффектом внезапности».

Конечно, три золотые олимпийские медали - за командное первенство и за победы на отдельных снарядах - для олимпийской дебютантки невиданный успех, что и говорить, и Ольга покидала Олимпиаду счастливой! Если взять всеобщее мнение зрителей, то героиней в те дни была школьница из Гродно Ольга Корбут. Именно она и сумела полностью овладеть вниманием зрителей, заставить их умолкнуть, а затем, после соскока, взорвать зал в долгой и шумной овации.

Когда в Кремле вручали ордена героям Олимпиады, она по-детски сбежала с верхнего ряда, прыгая через ступеньку. И орден «Знак Почета» казался таким большим на ее маленьком форменном жакете...

В 1973 году сборная СССР по гимнастике отправилась в двадцатидневное турне по США. Американцы сходили с ума по миниатюрной русской приме Ольге. Популярность ее была бешеной. Один за другим, как грибы после дождя, росли гимнастические клубы имени Корбут.

А еще через год расстались Корбут и Кныш. Рен, как она его называла, передал Ольгу Алексеевой. «Возможно, Алексеева не торила гимнастическую целину, подобно Рену, - вспоминала Корбут - Но дело свое она знала досконально и исполняла его с любовью, что тоже случается не так уж часто. Три последних и самых нелегких моих года в гимнастике она находилась рядом.

Пожалуй, Алексеева не была для меня тренером в привычном смысле этого слова. Она не «застегивалась на все пуговицы», не «держала дистанцию». Наоборот, открытая, ласковая, общительная, сразу стала старшим товарищем, мудрым советчиком, внимательным собеседником. Нам не потребовалось время на притирку, в нашей новой связке мы быстро нашли каждый свой маневр, свою манеру поведения.

Удивительный получило» результат! Никогда - ни раньше, ни потом - не чувствовала я себя такой уверенной и подготовленной, как в осенней октябрьской Варне 1974 года. Неправда, будто пик моей спортивной формы пришелся на Мюнхен - разве можно звездные часы определять количеством завоеванных золотых медалей? Нет, Варна, именно Варна! Утверждаю так вовсе не для того, чтобы вдогонку бросить в Рена камень. Лишь констатирую факт, пусть и основанный на моих субъективных ощущениях.

Команда в Варне у нас подобралась достаточно сильная - классический сплав опыта и молодости: Люда Турищева, Эльвира Саади, Русудан Сихарулидзе, Нина Дронова, Нелли Ким и я. Почти по традиции выиграли командное первенство, хотя искры соперничества с ровной, солидной сборной Германской Демократической. Республики все же высекались. Ну а в многоборье, опять же почти по традиции, первенствовала Люда Турищева. «Может, и вправду она создана побеждать, а я - для удивления? - думала я, стоя на второй ступени пьедестала и глотая невидимые, проливающиеся внутрь слезы. - Где я потеряла проигранные 0,8 балла, как могла их потерять, если прекрасно подготовлена и не сделала ни единой ошибочки? Почему так несправедливы были арбитры? Или нынче мода на «строгую» гимнастику Турищевой, а моя, взрывная, раскрепощенная, отважная, упала в цене, разонравилась? Почему же тогда кажцый раз осуждающе свистит и топает зрительный зал, едва табло высвечивает мои оценки? Значит, понимают, поддерживают... Не-ет, извините за наглость, в Варне всех сильнее я! Так сказать, неофициально».

Так мыслила я когда-то, и время практически ничего не прибавило и не убавило к тому давнему самоуверенному, почти хвастливому убеждению. Принимайте или не принимайте его, но мне всегда претило изображать радость оттого, что меня кто-то и где-то победил, пусть даже подруга по сборной. Никогда не подходила, не лебезила: «Людочка, молодчинка, поздравляю». Скорее могла мелькать рядом, пряча глаза и не здороваясь, а то и огрызнуться, укусить: «Слушай, тебе всегда везет, как утопленнику...»

Я все-таки выиграла, вырвала золотую медаль в прыжках. Назло всем несправедливостям на свете. Реновский «360 плюс 360» опроверг всех действительных и мнимых недоброжелателей! Благодарю вас, Рональд Иванович!

Благодарность отнюдь не абстрактная. Ведь Кныш собственной персоной находился в Варне и непосредственно приложил руку к моему золотому прыжку.

В командных соревнованиях рисковать не отважились: не было стабильности, боялись подвести сборную. Готовились выстрелить в финале на снарядах. Накануне, в день отдыха, забежали с Алексеевой в спортзал, хотели скоренько прикинуть наши «за» и «против».

И вдруг незадача: бьемся, бьемся над прыжком - никакого толку, словно в былые времена, когда я, начинающая, промахивалась мимо контура и неуклюже, коряво шлепалась в поролоновую яму. Продолжаем прыгать - как лбом о стену, безнадежно. К вечеру что-то едва- едва проклюнулось. Страшно сомнительное. Засыпали в раздвоенных чувствах: ставить не ставить, ставить не ставить? Наверное, лучше не ставить...

В таких случаях завтра наступает всегда быстрее, чем хочется. «Корбут!» - прокашливается динамик. Выхожу, тяну носочек, поднимаю приветственно руку. «Будем прыгать один обычный пируэт, - так решили мы с Алексеевой утром. - Постараемся сделать чисто, красиво». Я оглядываюсь на трибуну и встречаю глаза Рена. Он сидит в первом ряду, почти рядом, кричит, жестикулирует. Слышу осколки его фраз: «...Не суетись!.. Резче!» Разбегаюсь, прыгаю, приземляюсь, впиваюсь в табло. Увы, 9,7. А нужно для чистой победы 9,8. Ничего не замечаю, мчусь к месту разбега, оборачиваюсь на Рена, немо, взглядом спрашиваю: что делать? Он, не колеблясь, опускает веки: «Валяй, Корбутиха, «два по 360»!»

Разбегаюсь, винт до касания, винт после касания и... приземление в доскок! 9,8! Но не оценка уже занимает мое внимание. Я оглядываюсь по сторонам и смущенно-растерянно наблюдаю, как стоя аплодируют сами... гимнастки. Неужели мне?

Вот он пришел, миг спортивного счастья «по Рену». «Что болельщики, они люди эмоций, - говорил Кныш, - их нетрудно обмануть «клубничкой», сыграть на внешних эффектах. Если ты когда-нибудь сумеешь удивить своих коллег-спортсменов, если тебе от души зааплодирует тот, кто сам варится в гимнастической кухне и знает, что в ней почем, считай, ты перестала быть ремесленником, ты стала Мастером».

В 1976 году в Монреаль Корбут отправлялась звездой, от которой ждали новых искр, однако она их не зажгла. Это сделали Нелли Ким и Надя Команечи. Еще один отрывок из книги Корбут:

«К моменту, когда над олимпийским помостом в Монреале зазвучал фрагмент из Первого концерта Чайковского, приглашая гимнасток на построение, все могло быть «на 100 процентов». Обновлены, усложнены и отрепетированы все старые программы. Варненский прыжок «360 плюс 360» отточен до блеска. На бревне интереснейшая связка - фляк и тут же в темпе бланш-перекат. И оригинальный соскок - сальто вперед с поворотом на 540 градусов. На вольных - уже упомянутое двойное сальто. И так далее и так далее. Да, все могло быть «на 100 процентов». Могло, но не стало.

За несколько дней до старта в очередной раз захандрил давно травмированный голеностоп. Травмы всегда случаются некстати, такова уж их природа! И все же чтобы так некстати! Щадила себя, практически не выполняла соскоков на последнем этапе подготовки. Врачи колдовали над ногой, кажется, подлатали. Постучу несильно больным местом по скамейке, прислушаюсь- болит не болит. Как будто нет... Увы, к середине обязательной программы я уже не просто хромала- ковыляла. У беды цепная реакция. Личный зачет Олимпиады для меня кончился: пришлось выбросить двойное сальто из произвольных, изъять «сальто Корбут» из комбинации на брусьях, кое-что урезать в остальных программах. На одной ноге такие элементы не исполнишь. Посмотрели мне в глаза, спросили: «Сможешь выступать?» - «Смогу», - сказала.

Речь шла о команде. Для меня подвести кого-то- трагедия... Себя- пожалуйста, сто раз. Хотя, если разобраться, подводя на Олимпиаде лично себя, я подводила не только себя. Ах, травма, травма...

Есть у меня от Монреаля и маленькая крепкая гордость. Я доковыляла-таки до финиша, стерпела боль. Внесла пусть и не ожидаемо большую, но все же лепту в командное олимпийское «золото», выигранное в седьмой раз подряд женской гимнастической сборной СССР. Я не подвела Люду Турищеву, Нелли Ким, Элю Саади, Свету Гроздову, Машу Филатову. «Будь спокойна за этот бой», - подсказывает мне «не управляемый мною контролер».

Небольшой презент, сувенир по завершении гимнастической карьеры - серебряная медаль на брусьях. И еще одно утешение на прощание: никто до сих пор не исполняет «сальто Корбут» так размашисто, как я; никто не освоил за два года варненский прыжок; никто не делает на бревне фляк и бланш-перекат в темпе; никто не...

Если журналисты станут настаивать на том, что Ольга Корбут была эпохой в гимнастике, я не буду возражать. Глупо отказываться от того, что тебе больше никогда не предложат».

Вскоре Ольга окончила исторический факультет Гродненского пединститута. Весной 1978 года на международных соревнованиях в Москве состоялись торжественные проводы Ольги Корбут. А потом Корбут вышла замуж.

За несколько месяцев до свадьбы Ольга дала свои последние показательные выступления в Тегеране. «Не уходи, Ольга!» - скандировали ей фанаты-болельщики. Тогда же Ольга и Леонид Борткевич случайно познакомились в самолете. Встреча звезды спорта и певца популярного в стране ансамбля «Песняры» казалась судьбой. Как позже признавался Леонид - это была любовь с первого взгляда. У Ольги же - первый брак. У Борткевича уже была семья. С женой он развелся...

На свадьбе в одном из минских ресторанов гуляли человек 150. Танцевали и пели под «Песняров». Пел и жених.

Уйдя из спорта, Ольга занялась мужем. С упорством, которое вложили в нее тренеры, режиссировала каждый его шаг- как выходить на сцену, как держать микрофон, как кланяться. Потом она уговорила его начать сольную карьеру, и Борткевич ушел из «Песняров».

Но Ольге было откровенно скучно. На родине ее заслуги подзабыли быстро. Должность тренера и оклад в 200 рублей - вот все, чем она должна была довольствоваться в СССР. А Америка по-прежнему грезила девушкой-гимнасткой... Отъезд семьи в США (вместе с сыном Ричардом) казался единственно правильным поступком.

В 2000 году после двадцати двух лет совместной жизни Ольга и Леонид развелись. Решение о разводе Корбут и Борткевич принимали спокойно. Они вырастили прекрасного сына Ричарда, которому исполнился двадцать один год. И, может быть, в самом деле, как сейчас говорят, их брак себя исчерпал.

В 2002 году с Ольгой произошла новая неприятность - она была арестована по обвинению в краже продуктов из магазина в пригороде Атланты. По решению местного суда, Ольга Корбут была выпущена под залог, сумма которого определена в 600 долларов. Стоимость товаров, в похищении которых обвиняют гимнастку, составила 19 долларов. По заявлению менеджера Корбут, все происшедшее стало результатом обычного недоразумения.

По словам самой гимнастки, она просто забыла свой кошелек в машине и пошла за ним, чтобы расплатиться. При этом она намеревалась оставить тележку с продуктами у дверей магазина. "Ольга была уже у выхода, когда сотрудники службы охраны решили, что она пытается вывести тележку с собой", - подчеркнул менеджер гимнастки Кей Уитерфорд (Kay Weatherford).

О прославленной советской гимнастке Ольге Корбут ходят легенды. В ее биографии было немало счастливых и трудных событий. Поклонники интересуются спортивными достижениями и личной жизнью Ольги Корбут на сегодня.

Надо сказать, что сейчас она живет вполне счастливо в небольшом городке США. После завершения спортивной карьеры она переехала за рубеж, где стала реализовываться в других сферах. Полностью спорт Ольга Валентиновна не забросила: она занимается тренерской деятельностью, дает спортивные мастер-классы и разрабатывает фитнес-программы и ведет активный образ жизни.

Талантливая представительница спортивной гимнастики родилась в городе Гродно в мае 1955 года. Является неоднократной обладательницей высших наград на Олимпийских играх, заслуженной гимнасткой и мастером спорта.

Биография Ольги Корбут и ее личная жизнь наполнены удивительными поворотами судьбы. Блестящая карьера далась ей очень нелегко, всеобщее признание было достигнуто упорным, изматывающим трудом. Спортивные достижения Ольги очень высоки, а ее фирменная «петля Корбут» признана самым феноменальным и рискованным элементом в спортивной гимнастике, который вскоре запретили на официальных соревнованиях.

Детство и юность

Будущая звезда спорта родилась в республике Беларусь. Семья состояла из шести человек. В их распоряжении была небольшая 20-метровая квартирка, где все и ютились. Вместе с Ольгой воспитывалось еще 3 детей – ее старшие сестры. Родители были простыми работягами: мать кормила людей в местной столовой, отец был инженером.

Оля росла непоседливым ребенком. Спорт с самого детства ворвался в ее жизнь. Ему она хотела посвящать все свое время.

Эта сосредоточенность очень мешала учебе: девочка не успевала по школьным предметам, ее даже хотели перевести в класс умственно-отсталых детей, ведь она совершенно не хотела учиться. Детство проходило в условиях дворов, где закаливался характер будущей спортсменки. Сначала ее тяга к покорению спортивных вершин была встречена прохладно. Девочку даже не хотели принимать в ДЮСШ. Тренеры назвали ее «толстушкой».

В 1963 году учитель физкультуры замечает в юном даровании склонности к гимнастике и записывает ее в спортивную секцию. Можно сказать, что именно в это время начался старт спортивной карьеры. А через 2 года девочка все-таки переходит тренироваться в спортивную школу под крыло наставника и олимпийской чемпионки Елены Волчецкой.

Спортивная гимнастика

В 1965 новым тренером юной спортсменки стал Ренальд Кныш. Он сразу разглядел в девочке сильный волевой характер и несомненный талант в спортивной гимнастике. Тренер старался создать нечто небанальное, новое в спортивном сообществе. Он выдумывал новые элементы и связки и заставлял юную гимнастку выполнять их. Это сотрудничество было трудным, не обходилось без обид и слез. Но трудные тренировки себя оправдали – вскоре Ольгу ждала слава и успех.

Смотря теперь прошлые выступления спортсменки на ютуб, поклонники поражаются тому, насколько сложные элементы выделывала Ольга. Ее фирменная «петля Корбут» до сих пор считается самым сложным и травмоопасным элементом.

Впервые громко заговорили об Ольге, когда ей было 14 лет. Тогда она приняла участие в соревнованиях «олимпийские надежды». На них спортсменка показала судьям сложнейшее сальто на бревне. Выступление произвело настоящий фурор. После этого Ренальд Кныш добавил спортсменке еще несколько сложных трюков в необычном темпе, чем придал программе Ольги новые «краски».

Была у Ольги Корбут серьезная конкурентка – гимнастка Людмила Турищева, которая была представительницей классической школы, Корбут же отвечала за все новое и экспериментальное.

Девушек то и дело сравнивали, выделяя достоинства обеих. В 1972 году на Олимпиаде Ольга уступила Турищевой, допустив ошибку в своем коронном сложном номере. Но, это была единичная оплошность, ведь в следующих своих соревнованиях всегда становилась фавориткой среди судей и зрителей.

В 1973 году Ольга вместе со сборной Советского Союза отправляется в длительный тур по Америке. За границей очень тепло встретили Корбут, назвав ее русской примой и настоящей миниатюрной красавицей. Рост спортсменки всего 152 см, а сама она отличается бесконечным обаянием. Популярность русской спортсменки достигла пика, а ее фото часто можно было встретить в советских журналах.

Через четыре года Кныш передает свою подопечную другому наставнику. Новым тренером становится Ольга Алексеева. Женщина отличалась очень общительным и добрым характером. Ее спортивные методы кардинально отличались о тех, к которым привыкла Корбут. Алексеева стала для спортсменки настоящим другом, которая всегда поддерживала в трудных жизненных ситуациях.

В 23 года Корбут решает оставить свою спортивную карьеру. В большой спорт она уже вернется чуть позже, но теперь в качестве тренера в Америке. Многих поклонников интересуют не только спортивные достижение, но и кто муж Ольги Корбут. Об этом чуть ниже.

«Петля Корбут»

О знаменитой «петле Корбут» слышал почти каждый поклонник легкой атлетики. Впервые он был исполнен во время тренировок Ольги. Упражняясь на брусьях, она случайно выполнила сложный трюк. Тренер Рен Кныш заметил необычное упражнение и заставил спортсменку наработать петлю. Трюк представляет собой сложное сальто назад: спортсменка встает на верхнюю перекладину брусьев, взлетает в воздух, выполняет сальто назад и возвращается на верхнюю перекладину. Элемент выполнялся Ольгой настолько точно, что было впечатление, будто бы закон земного притяжения совершенно не воздействует на спортсменку.

Впервые «петля» была выполнена в 1970 году на первенстве СССР. 14-летняя спортсменка вызвала настоящее удивление среди зрителей и судей. Публика получала настоящие захватывающие эмоции, наблюдая за тем, как девушка совершенно выполняет опасный трюк. Этот элемент мог привести к серьезной травме. Каждый раз гимнастка с большой тревогой выходила на брусья.

Сейчас «петля Корбут» запрещена. Запрет состоялся еще в 1980 году. Готовясь к Олимпиаде-80, спортсменка Елена Мухина на тренировках готовилась выполнить этот трюк. На одной из тренировок спортсменка при выполнении этого элемента неудачно приземлилась. Результатом падения стал сломанный позвоночник. После этого спортсменам официально запретили становиться ногами на верхнюю часть спортивного снаряда. Соответственно легендарная «петля Корбут» была запрещена и осталась в истории только в ее исполнении.

Личная жизнь

В личной жизни Ольги тоже было довольно много интересных событий. В 1976 году она познакомилась в самолете с известным белорусским певцом Леонидом Борткевичем. Мимолетное знакомство так могло и закончиться на небольшом разговоре, но Леонид настоял на второй встрече. Вскоре молодые люди поженились. В этом браке родился сын Ольги Корбут – Ричард.

Ольга с супругом много путешествуют, отлично проводят время вместе. Спортсменка решает подготовить почву для своей новой деятельности и получает высшее образование по специальности «историк».

Молодые люди задумываются о большой семье и мечтают о детях. Спортивная карьера не лучшим образом отразилась на здоровье девушки. Второй совместный ребенок супругов родился мертвым. Это должен был быть сын, которого хотели назвать Иваном.

Были в биографии Ольги и весьма скандальные истории. В 2000-х годах вышло откровенное интервью, в котором Корбут раскрывает всю правду о своем легендарном тренере Ренальде Кныше. Спортсменка, призналась, что однажды, будучи 18-летней девушкой, подверглась избиению и изнасилованию со стороны учителя. Достоверно неизвестно, правда это или нет. Сам тренер назвал эти слова сущей клеветой и способом напомнить о себе. Ренальд Кныш был очень оскорблен такими словами своей бывшей подопечной и захотел, как он сам сказал, «плюнуть ей в лицо».

В 23 года спортсменка покидает профессиональный спорт. Она планировала уехать за границу, но власти долгое время закрывали ей въезд за рубеж. Пенсия спортсменки была очень мала. Только в 1989 году Ольге Валентиновне удается покинуть Союз. Она приезжает в Америку и устраивается на преподавательскую должность. В это время прежняя семья Ольги Корбут начинает рушиться. Она начинает встречаться с молодым человеком, после этого Леонид Борткевич уходит от спортсменки.

В настоящее время Ольга замужем третий раз. Спутник звезды спорта на много моложе ее. Она часто видится с сыном и воспитывает внуков.

Ольга Корбут сейчас

Прославленная гимнастка в данный момент живет в Америке, в небольшом городке штата Аризона. Среди дружественного круга спортсменки есть такие влиятельные люди как Дональд Трамп и Арнольд Шварценеггер.

Ольга Валентиновна ведет здоровый образ жизни. Профессионально она теперь реализуется в сфере фитнеса – даже разработала свою авторскую методику. Бывшая гимнастка увлекается туризмом, спортом и кулинарией.

Сейчас замужем в третий раз. Ее избранник занимается бизнесом и обеспечивает супругу всем необходимым. Да и сама Ольга не бедствует: получает отчисления за спортивные элементы, ведет мастер-классы, занимается тренерской работой.

Однако недавно последние новости сообщали о плохом финансовом положении спортсменки. Говорилось, что известная гимнастка выставила на аукцион все свои спортивные награды. Сам Ольга Валентиновна опровергла информацию о бедственном положении, но сказала, что награды она все-таки продала. Якобы она выставила на торги просто с целью узнать стоимость. Но на трофеи быстро нашлись покупатели, а идти на попятную по правилам аукциона идти уже было нельзя. Гимнастка призналась, что сильно не расстроилась. За годы жизни в Америке у нее полностью изменилось отношения ко всем наградам.

Достижения

Среди достижений и наград Ольги Корбут можно выделить следующее:

  • Создание фирменного элемента «петли Корбут», который так никто и не смог повторить.
  • Олимпийский Чемпионский титул. В 1972 стала трехкратной олимпийской чемпионкой. В 1976 году завоевала золото в командном первенстве на Олимпиаде.
  • Стала Чемпионкой мира в 1970 и 1974 году.
  • Абсолютная Чемпионка СССР 1975 года и победительница Спартакиады.
  • Серебряная медаль в 1973 году в абсолютном первенстве на европейском Чемпионате.

Ольга Корбут пришла в гимнастику в 10 лет и в 1965 году попала в группу к Кнышу. Первый большой успех пришел в 1970 году - она стала чемпионкой СССР в опорном прыжке и вошла в сборную СССР.

  • 4-кратная олимпийская чемпионка:
    • 1972 - командное первенство, бревно и вольные упражнения,
    • 1976 - командное первенство
  • Двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр (1972 - брусья, 1976 - бревно),
  • Чемпионка мира 1974 в опорном прыжке,
  • Чемпионка мира 1970 и 1974 в командном первенстве,
  • Победительница Спартакиады народов СССР и абсолютная чемпионка СССР 1975 года, многократная чемпионка СССР,
  • Обладательница серебряной медали чемпионата Европы 1973 года в абсолютном первенстве.

Первая гимнастка, которая смогла выполнить сальто на бревне.

В историю спортивной гимнастики вошло противостояние Людмилы Турищевой и Ольги Корбут. Турищева олицетворяла собой старую академическую гимнастическую школу, тогда как Корбут воплощала в себе новые веяния в спорте: рискованные элементы, атлетизм и юность. На Олимпиаде в Мюнхене 1972 года Корбут продемонстрировала новаторские гимнастические элементы и стала фаворитом зрительских симпатий. Однако в жёсткой борьбе за абсолютное первенство она проиграла Турищевой.

Личная жизнь

После Олимпиады 1972 года Ольга Корбут стала звездой эфира и была в 1973 году приглашена на гастроли в США. Гастроли прошли триумфально и с ними связывают начало бума спортивной гимнастики в Америке.

Закончила Ольга свою спортивную карьеру после Олимпиады в Монреале. В 1977 году получила диплом исторического факультета Гродненского университета. В 1978 году вышла замуж за известного певца, солиста группы «Песняры» Леонида Борткевича и прожила с ним вместе 22 года, имеет сына. В 2000 году они расстались. В настоящее время живет в США.

«Петля Корбут»

Ольга Корбут первой исполнила уникальный элемент «Петлю Корбут». Гимнастка встает на высокую часть разновысоких брусьев и делает сальто назад, цепляясь руками за верхнюю перекладину брусьев. Элемент был исполнен во время ее упражнений на брусьях на Олимпиаде в Мюнхене. Впоследствии элемент был усовершенствован Еленой Мухиной - она добавила к нему винт.

В настоящее время «Петля Корбут» не выполняется на официальных соревнованиях, так как запрещена правилами (гимнасткам нельзя вставать ногами на верхнюю часть брусьев).

В середине 70-х эта девочка с косичками, живущая в небольшом белорусском Гродно, била все рекорды популярности. И экстравагантности - тоже.

Не такая, как все

Мы встретились в ноябре 75-го. Гениальная маленькая гимнастка и начинающий репортер из большой молодежной газеты, предназначенной вроде бы для таких, как она. Зашли в ее квартиру, заставленную кубками и прочими атрибутами вселенской славы. Был и приготовленный длиннющий список вопросов, и редакционный фотоаппарат, который Оля сразу же потребовала убрать. Да и я в принципе мог бы убраться из не по-провинциальному роскошного жилища минут через десять.

Хотя, как и каждый, спорт любящий, я боготворил эту девочку, совершившую Великую корбутовскую революцию в гимнастике. Она выиграла три "золота" на Олимпиаде-1972 в Мюнхене. "Сальто Корбут", "Петля Корбут" и еще черт-те что, выдуманное ею с тренером Ренальдом Кнышем, то запрещалось из-за чрезмерной сложности и риска для жизни единственной исполнительницы, то превозносилось как непревзойденное новаторство.

Она была не такая, как все, и опередила гимнастику на годы, если не на десятилетие. Пусть неизменно проигрывала в личном первенстве отличнице, настоящему вожаку и комсоргу сборной, до скукоты аккуратненькой и правильной делегатке комсомольских съездов Людмиле Турищевой. Пусть иногда срывалась даже со своих любимых брусьев и бревен. В этом противостоянии двух школ - советской гимнастической и сугубо ее, корбутовской, мои симпатии были на стороне девочки с косичками.

Боюсь, не дипломаты Громыко с Добрыниным, а именно Ольга Валентиновна Корбут, 18 лет от роду, пробивала форточку в ненавидящие нас в ту пору Штаты. Там, куда ступила во время первых гимнастических гастролей в США ее крошечная кривовато-мускулистая ножка, выросли десятки клубов, которым присваивали благословенное для Америки имя. Она открывала для СССР двери в чужие страны. И многие на Западе смотрели на Советский Союз уже по-другому: если там воспитали такую гениальную малышку, то, может, с этой страной можно иметь дело? Она поражала своей открытостью, жаждой общения, умением наладить на помосте контакт с любым чужаком - зрителем.

Но не со мной.

Могла быть и стервой

Хамство из нее так и перло. Да и нет, издевательские ответы на вопросы. Я поначалу пыжился, пытался напомнить о величии большой комсомольской газеты. Да этой девчонке, все и всех видевшей, было плевать и на миллионные тиражи, и на престиж. Его хватало по ее пресыщенное славой и вниманием горло. Никогда ни до, ни в последующие за этим 33 года меня не принимали вот так по-хамски.

Уже собирал манатки. Уже слушал упреки ее довольно милой, очень простой мамы: "Человек же к тебе приехал из Москвы, в поезде бока тер, трясся..." Она с расплетенными косичками казалась мне теперь нескладно-нелепой наглой уродицей, с которой и говорить не о чем. Маршрут квартира - гостиница - вокзал был вполне логичен. Но поменять билет не удалось. Я был заперт в ставшем противным Гродно с его едва ли не единственной гостиницей.

От нас так просто не уедешь. А я и помогать не буду.

И не надо, - отрезал я.

Спускайтесь, это Ольга, - ну да, а то я не догадался. - Я внизу в гостинице.

И мы пошли гулять по солнечному Гродно. Ноябрь, но ее роскошная лисья шуба - вот пижонка! - слегка волочилась по гродненской мостовой. И как же было Ольге приятны узнаванье на каждом шагу, просьбы об автографе, внимание прохожих - в первый и последний раз увиденных.

Тесен мир. Почему-то вдруг встретился гремевший в ту пору танцор Махмуд Эсамбаев. Он бывал у нас дома, у отца, но меня не узнал, да вообще не обратил внимания. Уже совсем и не юный склонился в своей всегдашней папахе в три погибели, поцеловал Оле руку, пригласил на сегодняшний концерт, протянул словно приготовленные заранее два билета.

Пойдем? - спросила она, когда народный артист СССР так же внезапно исчез, театрально раскланявшись.

Нет, - я по-прежнему дулся. И она, скомкав билеты, выбросила их прямо на мостовую. Решительная была девчонка.

И тут, ей-богу, не знаю почему, полились широкой рекой откровения. Хотелось выговориться? Появился новый собеседник? Вряд ли же для газеты. Она рассказала мне все. Или почти все. Как лежала три раза в больнице с сотрясением мозга и как об этом запрещалось писать. Как надоели тренер Ренальд Иванович с наставлениями и еще чем-то там и его приставленная к ней, Ольге, напарница. Рассказала о вечном страхе, который не покидает, когда выходит на помост. Это для нас, зрителей, ее полеты - цирк, представление, для нее - игра если и не со смертью, то с риском. Иногда выступление заканчивается печально. Вот и сейчас больше месяца пролежала в больнице. Навещал тренер, но для чего? Смотрел, когда же можно снова приступать?

А ей все надоело до чертиков, даже еще до чего-то, о чем и написать нельзя. Ей уже 20, и каждый элемент дается все труднее. И страх душит. И конкуренты тоже. Ну как люди, оценивающие гимнастику, не понимают, что будущее за ней, за Корбут, а не за теми, кто выходит, "помахал ручками и ножками" и взял медальку? И ни слова о гимне, о чести защищать Родину и тому подобного, в те времена ну просто обязательного, как во времена царизма "Отче наш".

А мне медали и звания не нужны.

А что же нужно?

Нужна любовь, а не медали

Любовь зрителей. Когда еще только разминаюсь, я уже их чувствую. Если удается установить с ними контакт - успех обеспечен, - вдруг совершенно непонятное: - Хотела бы поступить в Школу-студию МХАТ. Или в Щукинское училище. Нет, лучше во МХАТ.

Но почему во МХАТ?

И по-девичьи, по сугубо провинциальному наивное, хотя и склонялся в поклоне, целуя натруженную гимнастическую ладошку, народный артист Эсамбаев:

А там актеры посолиднее.

Утром в гостиницу пришли Кныш с помощницей Алексеевой. Жаловался мне Ренальд Иванович на Ольгу, на нежелание тренироваться, достойно защищать честь советской страны. На случающиеся у воспитанницы нарушения режима. В чем я сам, был грех прошлым вечером, мог убедиться.

Короче, все или почти все было вскоре опубликовано в комсомольской газете. В суровую и спящую брежневщину прозвучало это странным, непривычным для Страны Советов откровением. Ладно, что старательно перепечатали все эти нежданные признания дружественные нам братские молодежные издания стран социализма. "Интернэшнл геральд трибюн", единственная известная в СССР американская газета, процитировала все самое резкое и запоминающееся, точно воспроизведя нюансы сложного перевода.

Должен был, уже потихоньку разгорался скандал. В ЦК - МК считали: переврали и извратили слова советской гимнастки. Но почему-то все погасло. Ольга там, в Гродно, подтвердила, что все так и было, говорила. Редакцию по тогдашней моде завалили письмами, все хотели помочь бедной Оле, просили адрес и телефон...

А я встретился с Ольгой уже в июле 1976-го на Олимпиаде в Монреале. Хотя Оли-то уже и не было. А был выдрессированный оловянный солдатик румынка Надя Команечи, опередившая и нашу Нелли Ким, и ту же стойкую Люду Турищеву. Корбут хоть и победила в составе команды, даже на бревне румынке проиграла, заняв второе место. Ее было не узнать. Какая там девочка с косичками. Взрослая и усталая женщина боролась с новым, только народившимся и полным сил поколением гимнасток. Да, победила гимнастика Корбут. Но еще более усложненная, рисковая, жестокая.

Не случайно на этих пекинских Играх хозяев подозревали, что выпускают они на помост совсем девчушек. Женская гимнастика в ту пору закончилась вместе с карьерой Корбут. Пытавшаяся повторить что-то из корбутовского Елена Мухина получила серьезнейшую травму, и только приход не менее гениальной и строптивой, чем Корбут, Светланы Хоркиной на пару Олимпиад скрасил потускневшую картину.

В Пекине на гимнасток, особенно на наших, смотреть было жалко. А на китаянок совсем страшно. Бедные семиклашки...

Где сейчас Ольга Корбут?

Она вышла замуж за песняра Борткевича, родила ему сына, названного в корбутовском стиле Ричардом, живет в США. В малоизвестном для нас штате Аризона в собственной то ли школе, то ли зале тренирует безвестных американок.

Развелась после двух десятков лет совместной жизни с вернувшимся в "Песняры" Борткевичем. Нередко попадает в дурацкие скандалы. То обвинят в неуплате 19 долларов в супермаркете, то найдут какие-то фальшивые деньги на квартире близкого Ольгиного родственника. Глупые обвинения не подтверждаются. Она осталась сама собою - рисковой, уверенной в себе, довольно в свои за 50 миловидной и лишь на кило прибавившей в весе.

Сейчас поговаривают о ее возвращении домой. Дом прежний - Белоруссия, только страна и жизнь совсем другие. Что ей могут предложить дома? Как читал я в белорусских газетах, общую, со всеми накрутками, зарплату в 150 долларов. Боюсь, после почти двух десятков лет в США на нее не протянет никто из "наших американцев", а уж Корбут - тем более. И кем возвращаться? Тренером? Чего? Не уверен, но, по-моему, пути тут полностью отрезаны. Тренер Кныш тоже настроен саркастически.

Но есть люди, которым можно и должно простить все. Хотя, что прощать Оле Корбут? Не прощать надо, а благодарить за совершенное для нашей гимнастики. Девочка с косичками, потрясающая гимнастка, в былые годы и дипломат. Ее большая гимнастическая жизнь завершилась в 21 год. Потом началось существование иное. И прекрасно, что все это продолжается без отступлений от собой же намеченного.

брусья Золото Монреаль 1976 команда Серебро Монреаль 1976 бревно Чемпионаты мира Золото Варна 1974 команда Золото Варна 1974 опорный прыжок Серебро Варна 1974 многоборье Серебро Варна 1974 брусья Серебро Варна 1974 бревно Серебро Варна 1974 вольные Государственные и ведомственные награды

О́льга Валенти́новна Ко́рбут (16 мая , Гродно , Белорусская ССР , СССР) - советская гимнастка , четырёхкратная олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта СССР (1972). Выступала за Вооружённые силы. Тренировалась у Ренальда Кныша . Окончила (1977) по специальности тренер-преподаватель.

Спортивная биография

Ольга Корбут пришла в гимнастику во втором классе в школе в кружок гимнастики Ярослава Ивановича Короля в 1963 году. В 10 лет в 1965 году попала в группу к Кнышу. Первый большой успех пришёл в 1970 году - она стала чемпионкой СССР в опорном прыжке и вошла в сборную СССР. Первая гимнастка, которая смогла выполнить сальто на бревне.

В историю спортивной гимнастики вошло противостояние Людмилы Турищевой и Ольги Корбут. Турищева олицетворяла собой старую академическую гимнастическую школу, тогда как Корбут воплощала в себе новые веяния в спорте: рискованные элементы, атлетизм и юность. На Олимпиаде в Мюнхене 1972 года Корбут продемонстрировала новаторские гимнастические элементы и стала фаворитом зрительских симпатий. Однако в жёсткой борьбе за абсолютное первенство она проиграла Турищевой . Выступая в ходе абсолютного первенства на своем коронном снаряде брусьях, она допустила серьёзную ошибку, и в итоге даже не попала в призы .

В 1976 году Ольга вошла в состав сборной СССР на Играх в Монреале, выиграв в составе команды золото и завоевала серебро на бревне.

Личная жизнь

После Олимпиады 1972 года Ольга Корбут стала звездой эфира и была в 1973 году приглашена на гастроли в США . Гастроли прошли триумфально, и с ними связывают начало бума спортивной гимнастики в Америке.

В 1974 году «по мотивам» её биографии был снят художественный фильм «Чудо с косичками», в котором она сама исполняла спортивные упражнения (в главной роли Ирина Мазуркевич).

Закончила Ольга свою спортивную карьеру после Олимпиады в Монреале . В 1977 году получила диплом исторического факультета Гродненского университета . В 1978 году вышла замуж за известного певца, солиста группы «Песняры » Леонида Борткевича и прожила с ним вместе 22 года, имеет сына Ричарда. В 2000 году они расстались.

«Петля Корбут»

Ольга Корбут первой исполнила уникальный элемент «Петлю Корбут » . Гимнастка встаёт на высокую часть разновысоких брусьев и делает фляк, цепляясь руками за верхнюю перекладину брусьев. Элемент был исполнен во время её упражнений на брусьях на Олимпиаде в Мюнхене.

Впоследствии элемент был усовершенствован Еленой Мухиной - она добавила к нему винт. В настоящее время «Петля Корбут» не выполняется на официальных соревнованиях, так как запрещена правилами (гимнасткам нельзя вставать ногами на верхнюю часть брусьев).

Достижения

  • 4-кратная олимпийская чемпионка:
    • 1972 - командное первенство, бревно и вольные упражнения,
    • 1976 - командное первенство
  • Двукратная чемпионка Олимпийских игр (1972 - брусья, 1976 - бревно),
  • Чемпионка мира 1974 в опорном прыжке,
  • Чемпионка мира 1970 и 1974 в командном первенстве,
  • Победительница Спартакиады народов СССР и абсолютная чемпионка СССР 1975 года, многократная чемпионка СССР,
  • Обладательница серебряной медали чемпионата Европы 1973 года в абсолютном первенстве.

Напишите отзыв о статье "Корбут, Ольга Валентиновна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Корбут, Ольга Валентиновна

– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.