Будьте там где ваше сердце. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Было далеко за полночь, когда вор вскрыл входную дверь и с большой осторожностью, не осмеливаясь зажигать никакого света, на цыпочках обошёл жилище, которое намеревался обокрасть. Одна за другой открывались пред ним безлюдные комнаты, детали убранства и обстановки в которых бледно и нечётко обрисовывались неверным отсветом далёких и тусклых уличных фонарей. Только тогда домушник мог перевести дух, когда не менее безлюдною предстала пред ним последняя из комнат - хозяйская спальня - и только тогда он достал и засветил небольшой фонарик, принесённый с собою, и при его свете воротился в зал.

Яркий и узкий луч, рассекая погружённое во мрак жилище, метался по стенам, а вор восхищённо улыбался, видя в его светлом пятне то один, то другой плод упорного труда хозяина дома - мрачного, набожного, состоятельного человека, десятилетиями неутомимо собиравшего дорогостоящие распятия, иконы, статуи святых и прочую вероисповедную утварь. Там оклад из драгоценных камней, там серебряный потир, там вышитая золотыми нитями риза для аналоя сулили домушнику богатую поживу. Но между ними свет также выхватывал лики и изваяния святых, и в их суровых глазах и на немых древних устах читался непроизнесённый упрёк - упрёк во грехе. «Не укради», - вот что невольно мог видеть вор в печальном и грозном взгляде Христа, и в жестах святых, и даже в мановениях кончиков ангельских крылий.

Было ли это впечатление совершенно случайным? Домушник неожиданно стал сознавать, что нет. Коллекция хозяина дома, которую будущий похититель с интересом и предвкушением оглядывал не первый десяток минут, более не могла казаться ему бессистемною. В ней угадывалось одно чувство, один деятельный замысел. Только те эпизоды евангельских событий, только те элементы житий святых развёртывались вдоль стен во множестве изображений и скульптур, которые вполне раскрывали тему греха и последующего возмездия за грехи. Вершиною этой подборки, очевидно, являлось в центре зала громадное полотно, изображавшее с большою художественною силою муки грешников во время Страшного Суда. Во всё это время вор избегал пристально взглядываться в картину, которую (при её-то габаритах) никак не мог бы унести незаметно; но тут любопытство пересилило - и рука, будто сама собою, обратила именно туда луч фонаря. Пристально взглядевшись, в одну минуту домушник понял, что картина изображает не нравственные муки раскаяния во грехе, а вполне физические, ощутимо болезненные муки грешников. Талант её живописца был талантом явного или потаённого садиста, находящего величайшее удовольствие в справедливости причиняемого страдания.

Впервые в эту ночь вор подумал, что такой выбор иконописи и живописи открывает пред ним с полной ясностью ту фанатическую жестокость и ту свирепую нетерпимость ко греху, которая одухотворяла коллекционера - и даже, быть может, отражала какую-нибудь тайную личную драму в прошлом этого человека, проливала свет на истинные причины его уединённой жизни, которая-то и сделала возможною кражу в первую же ночь его краткой отлучки из дома. Вор невольно вздрогнул и узкий луч электрического света бешено метнулся по стене.

Холодный пот выступил на лбу вора, а сердце его забилось часто-часто, как у загнанной в угол крысы. Без малейшего промедления он изогнулся всем телом, озираясь в направлении прозвучавшего голоса, затем десятки раз крутанулся вокруг себя, рассекая ночной мрак светом фонаря, заглядывал в тёмные проёмы соседних комнат - и наконец вполне уверился, что был, как и прежде, единственным человеком во всём жилище. Да и был ли человеческим голос, напомнивший ему о Сыне Божьем? Интонация и даже звук его не особенно напоминали те, которыми общаются простые люди.

Неужто под влиянием случайного впечатления, открывшего натуру коллекционера, теперь похитителю предстоит отказаться от хищения?

Циничная усмешка неверия искривила его губы. Движением, отточенным за годы воровской практики, он протянул руки и стал рассовывать по карманам и потайным мешочкам наиболее мелкие и ценные предметы обчищаемого им жилища: миниатюрные золочёные ковчежцы, блистающие серебром дискосы, небольшие иконки явно немалой художественной ценности - как вдруг новый звук разорвал тишину. Этот звук был хлопаньем крыльев.

Внутренне домушник был готов в эту минуту и застонать от стыда, и рассмеяться над самим собою. Все, все его страхи были беспочвенны! - он понимал теперь безусловно, что в углу комнаты богато украшенная ткань скрывала под своими сферическими очертаниями не какой-нибудь драгоценнейший глобус или астролябию, а всего лишь округлую клетку с попугаем!

Тремя быстрыми шагами вор достиг этого угла, рванул ткань - и луч фонаря уткнулся в пернатое лицо смышлёной говорящей птицы.

Ну, кто это тут говорил со мною об Иисусе? - довольно спросил похититель.

Иеремия, - неожиданно представился попугай именем известного ветхозаветного пророка.

Каким же фанатиком нужно быть, чтобы даже попугая назвать Иеремией? - захохотал домушник.

Но ему стало совсем не до смеха, когда кривой клюв распахнулся в последний раз и птичий голос бесстрастно разъяснил:

А таким, который бультерьера назвал Иисусом.

Новость отредактировал A.Norton - 16-06-2018, 11:24

Прем 18, 6-9
Пс 32
Евр 11, 1-2. 8-19
Лк 12, 32-48

Слава Иисусу Христу!

Сегодня 19 рядовое воскресенье. Благодарю всех, кто на прошлой неделе был с нами (а я заметил, что на прошлой неделе было исключительно много посещений нашего блога, иногда даже более 650 в день). Спасибо Вам, что Вы с нами! Спасибо Вам, авторы размышлений, авторы комментариев, читатели, Вам, которые молитесь за нас и с нами, которые говорите другим о нашем блоге. Всем Вам желаю, чтобы слово Божие жило в Вас и изменяло Вашу жизнь. На это дело и на следующую неделю, да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух Святой!

Дорогие братья и сестры!

Что в нашей жизни является сокровищем? Что в нашей жизни заслуживает называться сокровищем?

Иисус сегодня в Евангелии говорит о двух родах сокровищ – сокровища на земле и сокровища на небе.

О сокровищах на земле, говорит, что мы постоянно боимся, чтобы у нас кто-то не украл, чтобы моль не съела… И Иисус находит очень простой выход – бросьте это – «продайте имение и давайте милостыню». Причем, начинает свою речь со слов – «Не бойтесь». Он знает нашу привязанность к разным вещам, к тому, что могу назвать – моё!

И интересно, что Иисус говорит – «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Иисус начинает с положительного – Отец хочет вам дать… и дать Царство. Но чтобы Он мог вам дать, нужно место, место в сердце, которое занимает материальное, земное сокровище. Что с ним сделать? – Продайте ваше имение и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровища на небе, там никто у вас не украдет.

Что это значит? Кто-то скажет – И так нам еле хватает, и семья и дети, а тут ещё продать, ещё раздать? Красиво звучит, но как это воплощать? Это нереально?

Вот, в чем проблема! Проблема в нашем сердце, которое сосредоточилось на материальных благах, также таких, которых на самом деле нет.

Мужчина, мечтает купить машину. Этой машины нет, но он мечтает… и работает много, и домой приходит уставший, и для жены, детей его нет, и на молитве не может сосредоточиться – думает о машине. И этой машины нет, но его сердце полностью в машине, которой нет. Эта машина является его сокровищем, потому что в ней его сердце. И в этом случае слова Иисуса – продай, раздай… это значит – перестань думать об этой машине, брось это, это не самое главное – будет что будет, нет так нет… У тебя есть ценнее сокровища – семья, жена, дети, Бог…

Чтобы нам освободиться от таких привязанностей, надо упражняться в том, чтобы больше давать. Иисус говорит – продай, раздай…

Это важно, чтобы мы время от времени отдавали, раздавали, продавали, выбрасывали то, что лежит у нас на сердце. Иногда это мелочь, но так нам жаль это отдать…

Кроме вещей, иногда надо дать время, внимание, силы, помощь, служение.

Не хватает у тебя времени? Тогда возьми себе намерение, чтобы раз в неделю прийти и помочь сестрам Матери Терезы, или проще час поиграть с детьми – быть полностью в их распоряжении – так просто, чтобы кому-то отдать время, которого, как тебе кажется, у тебя нет.

Когда был конклав, мы много и усердно молились к Духу Святому, чтобы послал нам хорошего Папу Римского. Он ответил, дал Папу Франциска, а вместе с ним дал направление для Церкви, для нас, для каждого из нас – Церковь, и люди Церкви, должны жить более скромно.

Итак, недавно своим соотечественникам Папа Франциск сказал: «Всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем нам!» И очень интересно развивал эту мысль: Папа призвал «подать им руку», «смотреть на них с любовью», «разделять их боль, тревоги и проблемы». «Но важно смотреть на них и помогать им не издалека, - нет! Надо идти к ним навстречу. Таков христианин! Именно этому нас учит Иисус: идти навстречу самым нуждающимся, - так же, как Иисус всегда шел навстречу людям». Он пригласил «смотреть в глаза» тем, кому даем милостыню. «Иисус учит нас, прежде всего, встречаться, и встречаясь, помогать»,- напомнил Папа и пригласил формировать «культуру встречи», особенно в контексте «семейных неурядиц», «проблем в среде», «неприятностей на работе». Не надо бояться встречаться с теми, кто нуждается в нас, «кто переживает плохие времена». «Всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем нам!».

Папа не только говорит, он сам конкретно, очень интересно действует. Вот два дня назад мы могли прочитать в Радио Ватикана, следующие новости:

«Большой неожиданностью стал для всех незапланированный визит Папы Франциска в промышленную зону Града Ватикан. Святейший Отец тепло приветствовал и поблагодарил работников ватиканских столярных и кузнечных мастерских, электростанции и санитарно-технического цеха. Это стало также большой радостью для прохожих, которые оказались в этом районе Ватикана и смогли увидеть Папу вблизи и поздороваться с ним.
Оператор ватиканской электростанции Алессандро Де Грегори рассказал об этой встрече: «Мы разговаривали с коллегами здесь, в отделении, где работаем 24 часа в сутки, — и вдруг увидели подъезжающий автомобиль. Мы посмотрели друг на друга и сказали: ‘Неужели, правда? Кажется, это Папа…’. Действительно, это был Святейший Отец вместе с монс. Сандро Мариотти. За 10 лет моей работы такое случилось впервые. Это действительно очень приятный сюрприз. Папа был рад зайти к нам в гости, и все мы были счастливы — ведь это он пришёл к нам, а не наоборот».

Простой жест, а какой глубокий, оригинальный, неожиданный. Такой маленький сюрприз. Думаю, что не надо быть Папой Римским, чтобы такие неожиданные, приятные сюрпризы друг другу делать. Такие простые жесты, это и есть сокровище, которого вор не украдет и моль не съест.

И ещё одно событие, жест Папы: «Папа Франциск получает много писем от простых людей, которые делятся с ним своими бедами и радостями. В этом убедился на своем опыте Микеле Ферри, брат убитого в июне итальянского предпринимателя, написавший Святейшему Отцу о своей боли и о кризисе веры после гибели брата.
«Добрый день, Микеле, это Папа Франциск»: услышав эти слова в телефонной трубке, Микеле сначала подумал, что кто-то неудачно пошутил. Но буквально через мгновение понял, что это на самом деле Папа. Потому что говоривший сразу же сослался на слова из письма: Папа читал его, как сам он признался, со слезами на глазах».

Вот так говорит и действует Папа Франциск, которого Дух Святой дал нам, как ответ на наши молитвы, а через него показывает то, о чем мы сегодня слышим: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает.

А у нас, хорошим примером из последнего времени, примером заботы о сокровище на небе, являются реколлекции супружеских пар. Двадцать семей оставляют на три дня обычную жизнь, чтобы размышлять над сокровищем веры, чтобы каждый день и часть одной ночи стоять на коленях перед пресвятыми дарами…

Вот это показывает, что человеку важно, это сокровище ценнее любых денег.

Но если мы решили, выбрали, что мое сокровище, это сокровище на небе, и если мы хотим, чтобы оно было главным, Иисус дает нам ещё одно предупреждение. Ты за это сокровище отвечаешь.

Ответственность, это важная черта христианина, это важная черта человека.

Также ответственность за веру, за отношения с Богом – за вечность.

«Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими».

«Кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут».

Мы утешаем себя – столько людей хуже себя ведет, меньше верит, практикует – но они может меньше и получили? Ответственность, чтобы сокровища веры не потерять, не поцарапать, не затоптать.

Поэтому предлагаю в конце несколько вопросов:

Является ли Бог самым главным сокровищем моей жизни, на первом месте в жизни?

О чем думаешь чаще всего на молитве? Куда уходят мысли?

Как долго, после того, как проснешься, Бог ждет сигнала от тебя?

Ввиду этого Спаситель рассматривает богатство и с другой стороны, как я выше упомянул: «где сокровище » человека, говорит Он, «там и сердце » его. То есть, хотя и ничего подобного не случится, но немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех приходящих к тебе, - занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого? Но так как мысль эта превышала понятие слушателей, и как вред, так и польза, проистекающие от богатства, для многих не были очевидны, и, чтобы понять это, нужен был ум довольно проницательный, то Спаситель, после предварительного объяснения, и сказал: «где сокровище » человека, «там и сердце » его. Поясняя то же самое далее, Он обращает речь от умственных предметов к чувственным, именно говорит: «светильник для тела есть око» (Мф. 6:22) . Смысл слов Его таков: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, - потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое. Напротив, если будет твое сокровище на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище; наоборот, когда ты положишь свое сокровище на земле, то будешь испытывать совершенно противное.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Он поручает нам удалиться от мира и быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей (своего сердца) и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным и воссокровиществовали его на небесах; «потому что где сокровище твое - там будет и сердце твое ». Господь видит, что сатана, действуя чрез богатство, принуждает мысли человека к тому, чтобы они поникли к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься от этого, чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и имел сердце у Бога; так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то (уже раздав его бедным) и не нашел бы уже ничего и, хочешь не хочешь, был бы принужден взирать туда, куда ты воссокровиществовал и отослал его, то есть - на небо, «потому что где сокровище твое, там будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа I. Слово 53.

<…> повелел Он оставить золото, серебро, родство, продать имение, раздать нищим, положить это в сокровищницу и искать сего на небесах: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце » твое. Господь знал, что сатана чрез это берет силу над помыслами и вводит их в заботу о вещественном и земном. Посему-то Бог, промышляя о душе твоей, повелел отречься от всего, чтобы и по неволе взыскал ты небесного богатства и обратил сердце свое к Богу. Ибо если и пожелаешь возвратиться к тварям, то окажется, что не владеешь ничем видимым; и тогда, хочешь или не хочешь, принужден будешь ум свой обратить к небу, где собрал и положил все в сокровищницу: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа II. Слово 11.

Прп. Максим Исповедник

Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них: то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше , глаголет Господь.

Главы о любви.

Прп. Нил Синайский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сказано: «идеже есть сокровище» твое, «ту будет и сердце» твое (Мф. 6:21) . Ибо каковы занятия, таков, без сомнения, и образ мыслей, и к чему устремлены занятия, того держатся и воспоминания, и ум. Посему должно более обращать трезвенное внимание на сокровище небесное и некрадомое.

Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.

Блж. Иероним Стридонский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Это нужно относить не только к деньгам, но и ко всем вообще страстям [или: имуществам]. Для прожорливого богом служит его чрево. Итак, он имеет сердце там, где и сокровище [или: есть сокровище]: сокровище любящего роскошь человека суть изысканные блюда; для ленивого - забавные игры, для любовника - похоть: Всякий находится в рабстве того, что одерживает над ним победу (2 Пет. 2:19) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Он говорит это: если ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе, то ты погасил свой светильник и омрачил свою душу, ибо как глаз, когда он чист, то есть здоров, освещает тело, а когда худ, то есть нездоров, оставляет его во мраке, так и ум ослепляется заботой. Если же ум омрачен, то душа делается тьмой, а тем более тело.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше

Сердцем здесь назвал ум. Он говорит: если даже ничего из того не бывает, однако вообще, где ваше сокровище, там будет и ум ваш. Но не малый вред для души в том, что ум пленен здесь, связан многоразличною заботою об охранении сокровища, порабощен такой тирании и не смеет перейти к другой мысли.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано; в чем человек поставляет свое высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления нашего сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист. Сокровища небесные - добродетели; вот к чему должно быть привязано сердце христианина.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Смысл ясен. Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит. Человек не только любит те или иные сокровища, но и живет, или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот. Здесь, в словах Спасителя, глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений. Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам только земным. Вместо “ваше” Тишендорф, Вест. Хорт и другие - “сокровище твое,” “сердце твое”. Может быть, в recepta и многих курсивных “твое” заменено словом “ваше” для согласования с Лк. 12:34, где “ваше” не подлежит сомнению. Цель употребления “твое” вместо “ваше”, может быть, заключалась в том, чтобы обозначить индивидуальность сердечных склонностей и стремлений человека со всем их бесконечным разнообразием. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение “у меня сердце лежит” или “не лежит к тому-то” почти равнозначно евангельскому выражению 21 стиха. Его можно перефразировать так: «где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы твои, и любовь твоя”.

Троицкие листки

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Непрочно, обманчиво всякое земное сокровище; но если бы оно и прочно было, уже одно то, что люди прилепляются к нему всем сердцем и ради него забывают Бога, есть великое зло и бедствие для души. Почему? «Потому что ты становишься тогда рабом земных твоих сокровищ», - говорит святой Златоуст. ибо где сокровище ваше , где то, чего вы желаете, о чем заботитесь, что любите, там будет и сердце ваше , туда будут постоянно устремлены и взоры ваши, желания ваши, ибо где сердце человека, там и весь человек, вся судьба его. «Если, - говорит святитель Филарет Московский, - сокровище твое на земле, то не думай, чтобы сердце твое нашлось на Небеси - у Бога». - «Немалый для тебя вред, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - если ты будешь прилеплен к земному, отпадешь от Небесного, будешь думать только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибылях… Что может быть бедственнее этого? Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не услышишь ничего полезного и необходимого для тебя». Твое сердце не тронется мольбами несчастных вдов и сирот; оно так же холодно, как металл, к которому прилепилось… Угрюмый и суровый, ты от всех сторонишься, всех подозреваешь, всего боишься… Но не одно богатство может так завладеть сердцем человека: всякая страсть может сделаться его идолом, его сокровищем , с которым ему жаль расстаться. Посмотрите на человека, для которого все сокровище сердца - это плотские греховные удовольствия. Его сердце отравлено ядом разврата, его воображение переполнено нечистотами греха: до того ли ему, чтобы думать о Боге, о Небе, о спасении души? Или вот человек, у которого вся душа занята заботой о почестях, наградах, отличиях, повышениях… Этот честолюбец готов унижаться до раболепства перед сильными мира сего, хитрит, лукавит, жертвует совестью и законом: он не остановится ни перед чем, лишь бы столкнуть ближнего, занять его место. Какое черствое, холодное сердце у этого человека! Придет ли ему на ум позаботиться о будущей жизни, о Царстве Небесном? Его царство, его сокровище - здесь, на земле, в почестях и отличиях земных. А где сокровище его, там и его сердце. Укажем еще пример. Вот женщина, которая всю свою жизнь отдает в жертву страсти к нарядам и убранствам. Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее… А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие… Когда ей заботиться о детях? Что ей за дело до того, что у мужа недостает средств на обновы для нее? И сколько огорчений, даже несчастий семейных бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам!… Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?… Но всех таких земных сокровищ , всех греховных привязанностей, к которым склонно наше сердце, и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище - Бог и святой Закон Его. Если ты любишь Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде ни в чем не может наше сердце найти мира и блаженства, кроме как у единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него место чистое, а не скверное…

Троицкие листки. №801-1050.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

В воскресенье перед началом Великого Поста в церкви будем слышать отрывок из Евангелия от Матфея: « Е сли вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,14-21).

Уже пророк Исаия сочетает настоящий смысл поста с прощением: «„ Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » (Ис.58,3-7).

Поэтому перед началом Великого Поста Иисус подчеркивает нам суть прощения: « Е сли не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ». Это единственный комментарий к молитве «Отче наш» прощать.

Кто-то сделает нам зло, очернит нас, что-то украдет или сделает нам подлость и с этого зла возникнет ранение – по вине ближнего. Он мог сделать это сознательно или несознательно. Наша реакция на то, что нас обидели, является плохой ненависть или жалость к себе. Когда примем эту политику, которую «ветхий человек» (наша нарушенная природа) принимает автоматически, наступает соединение с этим злом и мы запутываемся дальше и дальше, как в сети паука. Какие мы глупые! Наша реакция должна быть такой: «Хорошо, этот человек причинил мне боль. Это сделал или несознательно (а это часто случается и мне – сколько раз я сам хотел добра, а причинил зло) тогда я ему прощаю. Или сделал сознательно, и даже если это было действительно сознательно, Бог это допустил как некое очищение для меня. Поэтому за это благодарю и прощаю этому человеку». Конечно, надо быть осторожным, а не сразу же с преувеличением выявлять это ближнему. Я должен иметь внутреннюю позицию прощения, чтобы быть свободным: «Бог это допустил, я осознаю также свою вину и принимаю это за то, и за то, и за то...». Если ближний сделал это даже со злобой и с полным осознанием, то я понимаю, что дьявол его обманул, потому что он слушал его уже раньше, и теперь на таком этапе, когда сознательно делает зло. Бог это допустил, что он причинил мне страдания, но и его душа в глубине стремится найти помощь, потому что она находится на пути к гибели. Поэтому я ему прощаю и знаю, что страдание, которое он мне причиняет, есть для меня шансом к святости и героизму.

Однако человек вместо прощения и благодарности часто питает ненависть, обиду и месть. Если в этом остается, дьявол смеется, потому что в этом состоянии на него действует проклятие.

Но вернемся к прощению. Условие прощения заключается в том, что человек сам идет к свету, выходит из ненависти, эгоизма, эгоцентризма и делает шаг веры, осознавая: «Источником зла является не тот человек, который мне причинил боль, он была лишь медиумом зла, и я также часто был инструментом зла, произвола и различных других грехов. Если Бог мне прощает, то и я должен простить, чтобы Бог простил мне и в будущем!» А это главная вещь в нашем отношении к Иисусу и настоящая мудрость, потому что мы молимся: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

« К огда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою » (Мт.6,16)

«Ветхий человек», то есть наша нарушенная природа, стремится к признанию. Чего я хочу? Ведь Бог меня видит! Играть святого, чтобы кто-то меня уважал и поклонялся как святому? Хорошо, но стань святым! Тогда не будешь вынужден его играть. Будь им, но в скрытости, Бог это видит. Для чего это делать перед людьми? «Уже получили свою награду». Какую я хочу награду? Награду от людей, которые будут меня в глаза хвалить, а за спиной будут оговаривать, и еще добавят то, что не является правдой? Когда человек заботится о человеческой похвале, закончит в депрессии.

« С обирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,20-21).

Мы должны иметь свое сокровище в небе, а нашим самым большим сокровищем должен быть сам Иисус. Если это так, то мы действительно ставим Его на первое место в своей жизни. Он является самым ценным сокровищем, в Нем – все наши сокровища. В Нем есть полнота мудрости и знания, как говорит слово Божие. В Нем есть жизнь вечная. «Имеющий Сына – имеет жизнь вечную; не имеющий Сына Божия – не имеет жизни» . А где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Подведи итог

Поэтому полезно подвести итог: Где твое сокровище и что является твоим сокровищем? Что или кто? Или это твое «эго», вокруг которого ты крутишься и предаешь Христа, или это какое-то мечтание, стремление? Что является твоим сокровищем? Если не знаешь, что является твоим сокровищем, то где тогда твое сердце? Что для тебя имеет наибольшую ценность? Что или кто это? Или это какая-то вещь, мечта, человек, или это Иисус? Если это Он, то тогда в Нем получишь все. Если это суета, которая пройдет, то все потеряешь. В конце концов, что такое человеческая жизнь? Каждый из нас когда-то был на похоронах. Что из этого всего останется? Два метра земли. Все здесь, на земле, есть суета сует, ни копейки не заберем в вечность. Какие запасы хотим накапливать? Какие мы глупые!

Что главное в жизни? Чтобы мы спасли свою душу и собирали себе сокровища в небе. Сколько до сих пор я имею там этих сокровищ? Мы не можем быть ленивыми, но надо собирать себе сокровища там, где никто их от нас не отнимет. А как? Что является теми сокровищами в небе? Это шаги нашей веры.

Десятина времени

Как хорошо использовать время Великого Поста – это драгоценное время, которое является центром всего года? Что делать, чтобы в нас произошло изменение? Давать Богу десятину времени. Если кто-то не может это реализовать каждый день, то хотя бы в среду и пятницу дать Богу десятину времени. Что это значит? «Войди в свою комнату, закрой за собой дверь и говори со своим Небесным Отцом» (Мф. 6,6). Во время Великого Поста мы должны размышлять, прежде всего, о страданиях Иисуса. Можете молиться «Крестный путь» или «7 последних слов Иисуса с креста». Во время Великого Поста Бог зовет нас под крест, чтобы мы смотрели Иисусу в лицо, посмотрели Ему в глаза – это университет любви. Свой взгляд мы должны направить на Иисуса распятого. Опять осознать, что Он есть Бог, Он умер за мои грехи! Что Он за меня вытерпел, что Он для меня сделал! А что я делаю для Него? Он сделал максимум, а я так мало! Осознаю, как Его бичевали, венчали терном, распинали. Это все было ради меня. Так возлюбил Бог мир – меня, что отдал Сына Своего Единородного...

Десятину времени для Бога надо использовать для внутренней молитвы, где полностью открываемся перед Иисусом, и где одновременно отдаем Ему все свое богатство и так становимся нищими духом. Когда наш дух нищий и свободный от всего богатства, это помогает нам жить по вере. Только тот, кто бедный, может жить в зависимости от Иисуса, жить Его жизнью послушания и зависимости от Небесного Отца.

Десятину времени можем использовать на изучение слова Божия, или на миссии – свидетельствовать об Иисусе. Но и во время миссии надо хотя бы один час в день проводить в молитве с Иисусом. Он Сам говорит: «Не могли вы один час бодрствовать со Мною?». И в молитве необходимо реализовать слово – «отвергнись себя самого». Когда человек ленив и не победит внутреннее рассеяние, то может и целый час на молитве мечтать, но это не имеет смысла. Каждая молитва является борьбой с рассеянием, с собой, борьбой с духами, которые не хотят, чтобы человек получил опыт с живым Богом, чтобы испытал настоящую свободу и настоящее счастье, чтобы полностью отдался Богу. На молитве нужно не только произносить Его имя, но и соединяться с Иисусом, полностью Ему отдаваться, и каждый день сознательно, хотя бы одну минуту, в молитве по-настоящему любить Его. Посмотри на свою жизнь взглядом покаяния и в смирении стань перед Богом.

Пост

Итак, мы начинаем этап Великого Поста, во время которого хотим сделать нашу христианскую жизнь более интенсивной. Это не означает, что 40 дней не будем ничего есть. Конечно, хорошо было бы сделать что-то с едой и сладостями. Мы должны поститься. Иисус также постился. Но люди иногда думают, что святость заключается в том, что человек выглядит как труп – сама кожа и кости. Но это не означает, что такой человек святой. И язычники, йоги, постятся, но чтобы открыться духу темноты. Пост, который является в согласии с Божьей волей, побуждает к более глубокой духовной чуткости. Хорошо, если при этом человек имеет время на молитву и размышляет над Божьим словом. Постные «подвиги» очень опасны. Лучше, если человек постоянно постится в среду и пятницу, или по возможности и в понедельник, и научится дисциплины в пище, чтобы не быть капризным, привередливым, но есть здоровую пищу, скромную, а не какие-то дорогие деликатесы. Это лучше, чем какие-то экстремы. В Божьем слове ясно написано, что Царство Божие не в еде и питье. Полезно поститься, но надо иметь в этом определенный порядок. Когда вы находитесь в психологическом стрессе или во время физической перегрузки, нет смысла делать постные подвиги. Это закончилось бы взрывом во взаимных отношениях. Вы или поссорились бы со своей женой (мужем) или кричали бы на детей. Для поста необходимы определенные условия, мы должны сочетать его с размышлениями об основных истинах веры. Традиция Церкви такова, что в среду и пятницу люди постятся в течение целого года. Во время Великого Поста каждый пытается сделать дополнительное постановление. Уже несколько лет мы имеем опыт с ритмом поста, который человек может продолжать в течение всего года. Речь идет о посте три с половиной дня в неделю (ср. Откр. 11). Во время такого поста человек ничего не ест, только пьет воду. Постится с вечера воскресенья до вечера понедельника – 24 часа; от вечера вторника до вечера среды – 24 часа; с вечера четверга до утра субботы – 36 часов. Вместе это составляет 3,5 дня поста в неделю. Воскресенье является днем Христова воскресения, поэтому согласно древней традиции в воскресенье не постятся.

Кроме физического поста, есть и пост духовный : полезно поститься от бесполезных и даже вредных информаций. Это требует дисциплины глаз и дисциплины мышления. На наше мышление влияют СМИ, билборды , разговоры с людьми, которые думают только о земных и бесполезных вещах, а о самых важных вещах, таких как смерть не говорят, и даже не думают. Божий суд и вечность. Есть люди, которые во время поста выключают телевизор и все это время его не смотрят.

Дети, когда начинался период Великого Поста, делали себе на целый пост программу под названием «Цветная жизнь». За каждый выполненный пункт ежедневно раскрасили одну клетку. Когда задачу не выполнили, клетка оставалась пустой.

1) Борьба с ленью – когда мама будит, надо победить лень и встать.

2) Борьба с лакомством – отказаться от конфеты или оставить себе ее, например, на воскресенье.

3) Бороться с интересом – во время поста не смотреть телевизор, ограничить использование мобильных телефонов, интернета...

4) Ежедневно сделать доброе дело, кому-то помочь.

5) Молитва – в течение дня помолиться остановки (9:00, 12:00, 15:00, 18:00, 21:00), Святой час, четки...

6) Извиняться, если кому-то сказал плохое слово...

Ежедневно сделать что-то для Иисуса

Такое постановление может сделать каждый. Оно служит для того, чтобы человек тренировал свою волю. Делать для Иисуса хотя бы какие-то конкретные маленькие шаги, как дети. Дать себе конкретное постановление, или обновить свои добрые привычки. Каждый день можем приносить Господу малые усмирения, извиниться (даже если человеку этого не хочется), быть терпеливым, делать небольшие жертвы, победить некое чувство, жалость к себе, горечь, гнев, желание кого-то поругать... Тренироваться в практической любви к ближнему, то есть сносить недостатки ближних, бороться с критическими и гордыми мыслями, а также учиться на молитве принимать ближнего в повиновении – так, как молимся в молитве св. Ефрема: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего (сестру)». «Ветхий человек» в нас имеет особую норму: виноватым является кто-то другой, а я – никогда. Имеет и свои законы: «Бревно есть в глазу ближнего, а в моем – никогда». Такая система есть в нас, а человек ее не распознает, пока не начнет предпринимать конкретные шаги против этой системы зла, которая держит ближнего и меня. «Ветхий человек» постоянно хочет, чтобы ближний уже наконец поучился и чтобы уже был хорошим (ведь ему уже столько раз об этом говорилось!), но он до сих пор таковым не является... Но я должен начать от себя, а не хотеть, чтобы начал ближний.

Часто мы делаем себе хорошие постановления, сделаем себе план на весь период поста, с рвением начнем, а на второй день – конец. Поэтому полезно сделать себе план на одну неделю, а потом его продолжать на следующей неделе, или изменить его, дополнить. Можете сделать себе табличку на время Великого Поста, как дети, и обозначать себе: «Господи, это я сделал(а) во время этого поста из любви к Тебе. Хотя бы мелочь, но для Тебя».

Каждый день одно самоотречение

Теперь очень важное время. Что можем делать в этой борьбе? Можем молиться и приносить Господу ежедневно маленькие жертвы. Иисус говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» . Отвергнись себя – такое постановление можем сделать себе все. В конкретной ситуации остановиться: «Господи, теперь я отрекаюсь себя». Например, хочу куда-то посмотреть – «Стоп, это любопытство, это вредит! Мне этого не нужно!» Как надо уметь отречься себя! Это момент, когда человек что-то хочет, но вместо этого сделает шаг веры – самоотречение. А в этом самоотречении кроется победа. Это момент, когда есть шанс победить свою волю, а тогда радуюсь, что победил себя, а также имею из этого пользу. Человек, который не научится побеждать себя, имеет одни проблемы, жалости к себе и депрессии.

Когда придет какое-то уныние, снова надо применить Иисусово слово: «Отвергнись себя», отдай Господу эту проблему, не оставайся в ней!

Н аступил уже час пробудиться от сна, ибо ныне ближе к нам спасение !

« Н аступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света » (Рим. 13,11-12).

За св. Августина его мать Моника молилась много лет. Говорила ему, чтобы каялся, но грех был сильнее. Хотя он читал Писание, Жития святых и все теоретически знал, но был не в силах сделать этот решающий шаг обращения. Его мать не могла ничего сделать до тех пор, пока Бог не дал ему этой благодати. Однажды он ходил по саду, держа Писание, и услышал голос: «Возьми и читай!». Он открыл и начал читать: «Н аступил уже час пробудиться нам от сна, ибо ныне ближе к нам спасение ...». Он воскликнул: «Но я не могу!» Вдруг услышал голос: «Могли мужчины, могли женщины, почему б не ты, Августин?» . Тогда из всей души он вскрикнул: «Господи!» , и сделал шаг веры. Это был тот момент самоотречения. Поэтому во время поста мы должны учиться делать самоотречения в мелочах. А за эти малые самоотречения Бог дает великую милость.

Перед нами 40-дневной постный марафон. Полезно сделать себе постановления: делать малые вещи, которые бы вели нас к тому, чтобы с новым духом мы могли пережить на себе силу Христова воскресения в нашей жизни. Получить опыт, что Он жив! Живет во мне Христос! Осознать, что вместе с Ним мы воскресли, и чтобы получить личный опыт, что Дух Того, Кто воскресил Иисуса, живет в нас.

Собирай сокровища в небе – и не только для себя. Веди борьбу за весь народ. Ежедневно сделай хотя бы одно малое самоотречение из любви к Иисусу и для спасения своей души и душ ближних.

...шрам не болел уже девятнадцать лет. Всё было хорошо.

Доктор Морган вышел из палаты и огляделся. На жёстких больничных стульях справа по коридору печально ютилась тощая седеющая блондинка в аккуратной шляпке с вуалью. Док подошёл.

– Миссис Эванс? – Она подняла голову. Тускнеющие серо-зелёные глаза, окружённые мелкими морщинками, вцепились в него с обыкновенной для родственников пациента мольбой, но Морган всё равно вздрогнул.

– Мисс, – поправила его Петунья. – Я не замужем. – Доктор зачем-то почесал левой рукой нос. Наверное, решил, что она флиртует с ним, и посчитал нужным продемонстрировать массивное золотое кольцо на безымянном пальце. Она поторопила. – Так что?..

– Да, – кивнул доктор и потёр ладони друг о друга. Новости были неприятными. – Мисс Эванс, вы ведь были и в других больницах, верно? – Она кивнула, док заглянул в карту. – В Америке, Швейцарии, Израиле...

– Везде нам отказывали, – теряя самообладание, прервала его Тунья. – Вы – моя последняя надежда, доктор! Если не сможете вы, не сможет никто. – Она откинула вуальку и вперила в мужчину истерзанные слезами глаза.

Морган устало вздохнул и сел рядом.

– Мисс Эванс, у вашего племянника серьёзное психическое расстройство. Он не осознает, где находится, он живёт в мире иллюзий, и это не метафора. – Морган облизнул губы и взял несчастную женщину за тонкую руку. – Ни одно из известных медицине психических заболеваний не походит на это. Он будто бы болен всем сразу, и мы не можем сказать, почему. Мы не знаем, что с ним. – Петунья отняла руку и вцепилась в сумочку.

– Не знаете? – Она медленно встала. Высокая, тонкая, когда-то давно, наверное, красивая. – Вы же врачи, – в её голосе узнавались знакомые нотки женской истерики. Док приготовился к крику, но она не кричала. – Вы же спасаете людей от неминуемой смерти, но не можете помочь потерявшемуся человеку найти себя? – Её тихий говор сошёл через шёпот в немой упрёк. Её затрясло. – У меня погиб единственный сын, муж ушёл от меня, друзья отказались иметь со мной дело, и Гарри, сын моей сестры, моей Лили, погибшей вместе с мужем, когда их сыну не было и двух лет, – единственный оставшийся у меня родной человек! – захлёбываясь горем, проговорила она. – Пожалуйста. – Петунья внезапно рухнула на колени, молитвенно сложа руки у сердца. – Пожалуйста... – Док попытался поднять женщину, но безуспешно – она потеряла сознание.

– Сестра, воды! – Последнее, что она услышала сквозь накатившую темноту.

Петунья нервозно постукивала пальцем по кромке гранёного стакана с валерианой, сидя в кабинете главврача лечебницы.

– Так вы... – Она глубоко вздохнула. – Так вы попробуете?

– Мы можем попытаться, мисс Эванс, но ничего не обещаем. Его болезнь – новая, неизвестная, единичная. Других таких случаев мы не знаем. Лечить мистера Поттера лекарствами от шизофрении – возможно, не самая лучшая идея, но пока что единственная. – Толстый лысеющий господин в белоснежном халате, похожий на моржа, вращал в руках маленькие песочные часы и не смотрел в глаза обессилевшей женщине.

– Я согласна. – Она извлекла из ридикюля ручку. – Где подписать? – Из ящика стола белым голубем надежды вылетела бумага – смертный приговор или спасение. Дрожащей рукой она расписалась. Доктор кивнул, и в его усах промелькнула жуткая улыбка живодёра, которому дали ещё одну лабораторную крысу.

Тунью передёрнуло. Она поднялась и чуть пошатнулась, сестра придержала её за локоть, но женщина отмахнулась.

– Могу я его увидеть? – Морж невнятно дёрнул бровями так, что очки съехали по носу.

– Конечно, конечно. Пока мы не начали лечение, вы можете повидаться с племянником.

– А потом?.. – насторожилась она.

– Политика лечебницы не позволяет родственникам видеться с больными во время приёма лекарств, – встряла до того молчащая сестра. – Это может нарушить действие препаратов. – Главврач кивнул, подтверждая слова сотрудницы.

– Ладно, это не так уж важно, – раздражённо согласилась она. – Тогда до свидания.

Её проводили в палату Гарри. Он сидел в кресле в ужасной больничной робе, глядя в туман за своим окном. Он совсем отощал, отказываясь от еды, и в свои тридцать шесть лет всё ещё казался подростком.

– Гарри, – позвала она, подходя ближе. Он повернулся. Копия Джеймса смотрела на неё глазами Лили.

– Флёр, я не знаю, куда ушла Мари-Виктуар, честное слово! – Тунья сглотнула слёзы.

– Я уже нашла её, не волнуйся. – Он просиял и вновь обернулся к окну.

– Такое чудесное утро для Лондона, верно? – Она встала рядом с ним и с интересом вгляделась в промозглый столичный день.

– Правда, мой дорогой, правда.

– Я волнуюсь за Альбуса, – сказал он уже будто бы другому человеку. – Каким будет его жизнь в Хогвартсе? – Поттер запрокинул голову, пересекаясь с тётей взглядом. У неё по щеке покатилась слеза. – Ну-ну, Джинни, не плачь! – Гарри протянул к ней руку и смахнул солёную каплю.

– Не буду, милый. – Она взъерошила племяннику волосы, он довольно зажмурился. Из-под чёрных лохм выглянул шрам в виде молнии. Тунья нагнулась и поцеловала своего мальчика в эту жуткую отметину. – Мне нужно отойти на минутку, Гарри, ты не против? – Он покачал головой, вновь безучастно уставившись в серую дымку осени.

– Только вернись.

– Обязательно, – шепнула она, остановившись на секунду у двери.

Она ненавидела Лондон. Ненавидела, ненавидела, ненавидела.
Ненавидела суетных прохожих, сгустившийся влажный воздух, запах выхлопных газов и вонь существования без намёка на жизнь.

Петунья вышла из лечебницы и двинулась к ближайшему метро. Ей было дурно. У неё не оставалось больше сил и надежды, она вся истощилась. Она жила одной лишь любовью. Но и на неё сил уже почти не хватало.

Всё чаще она вспоминала, как погиб её сын. Как Гарри убил его. Как Вернон ушёл, когда она встала на защиту больного мальчика вместо того, чтобы отдать его в психушку и забыться горем по их бедному Дадли.

Он не был виноват. Никто не был виноват.

Она остановилась посреди пустынной улицы и заплакала, закрыв лицо руками.

– Что же мне делать, Лили? – воззвала она к духу умершей сестры и не ожидала услышать ответа.

– Тунья... – Она вздрогнула. По спине прошли мурашки, женщина огляделась в поисках позвавшего. Никого.

– Верно, мне почудилось, – уверила она саму себя, чувствуя, как внутренности завязались в узел от волнения. Она пошла дальше и повернула в сторону Кингс-Кросс – ей нужно было на поезд до Коукворта.

Вокзал как обычно тонул в визгах, прощальном плаче, запахе дыма и мазута, в радости и в горе. Петунья Эванс шла поверх этого гама через мостик к поездам ближнего следования. Посреди это тонкой перемычки она остановилась и оглядела закопчённое здание вокзала, словно полководец войско перед боем.

– Платформа 9 и 3/4, – прошептала Тунья и зажмурилась. Ей живо представился тот спор с родителями, когда она отказалась провожать Лили на поезд. Отказалась все семь раз...

– Тунья, но ведь вы не увидитесь полгода!

– Ну и хорошо! Полгода мне не придется сгорать от стыда! – кричала она в лицо матери, наплевав, что эти вопли может услышать и Лил.

– Она же твоя сестра, Тунья, как можно?..

– Она мне не сестра! Она – уродка! Знать её не хочу!

– Прости меня, Лили, – шепнула она, выпустив облачко пара, роняя на металлический поручень горячие слёзы.

– Конечно, прощаю, – ответил такой знакомый и любимый голос сестры. Она обернулась. Лили, такая, какой она запомнила её на всю жизнь, стояла по ту сторону редкого потока людей. – Конечно, я прощаю тебя, сестрёнка, прощаю. – Лил улыбнулась и протянула к ней руки. Тунья неуверенно шагнула к наваждению. Копна рыжих волос так живо трепетала на воздухе, тёплая улыбка сияла так по-настоящему, кожа должна была согреть своим прикосновением.

– Но как? – засомневалась она. Лили рассмеялась.

– Пойдём. – Она махнула рукой. – Весь этот кошмар происходит в твоей голове. Всё это – ненастоящее.

Тонкие губы Петуньи дёрнулись в улыбке.

– А как же Гарри?

– Он уйдёт с нами, – пообещала сестра и вновь протянула к ней руки. – Пойдём со мной. Ты будешь счастлива, Тунья, я обещаю тебе. Я клянусь. – Она поверила.
Шагнув вперёд, она схватила тёплые и нежные руки младшей сестры, не узнав в них холодного металла поручня. Лил потянула её наверх, уходя по невидимой лестнице, и Петунья шла за ней.

– Женщина, что вы делаете? – вскричал в ужасе замученный бухгалтер прогоревшей компании, когда на его глазах худощавая дама взобралась на поручень мостика. – Женщина! – Но было поздно.

Она шагнула вверх и на мгновение застыла, но потом камнем упала вниз. Петунью Эванс снёс прибывший скорый поезд до Коукворта.

Гарри Поттер развернулся, чтобы вместе с женой и друзьями покинуть душный мир маггловского Лондона, но вдруг что-то стиснуло ему грудь. Он задыхался, но нехватка воздуха была сладка.

Он помнил, как так же задыхался от любви к Джинневре, когда они выкрадывали у суеты короткие счастливые моменты.

Гарри обернулся к друзьям, но вместо перрона увидел лишь белую стену какой-то комнаты, похожей на палату в больнице. Со стула, отложив журнал, поднялась угрюмая сиделка в белом колпаке. Мальчик-который-выжил внезапно осознал, что умирает.

– Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, – прошептал он, блаженно закрыв глаза, явственно видя протянутые к нему руки матери.