Там где было оно должно стать. Психоаналитическая философия

7. «Там, где было Оно, должно стать Я»

Нанесенный психоанализом психологический удар по нарциссическому Я заставил многих теоретиков и практи-ков по-новому взглянуть на человека, традиционно счи­тавшегося символом и оплотом сознательной деятельно­сти. Что касается Фрейда, то в своей исследовательской и терапевтической работе он стремился показать, каким об­разом и почему самомнение человека о всесилии и веемо-гуществе своего Я представляется ничем иным, как иллю­зией, навеянной желанием быть или казаться таким, ка­ким он не является на самом деле. При этом основатель психоанализа значительное внимание уделил раскрытию именно слабых сторон Я, чтобы тем самым развеять суще­ствующие иллюзии о его всемогуществе.

Однако это вовсе не означало, что подчеркивание в исследовательском плане слабого Я оборачивалось в практике психоанализа низведением человека до несча­стного существа, обреченного на вечные страдания и муки вследствие своего бессилия перед бессознательны­ми влечениями, силами и процессами. Напротив, тера­певтические усилия психоанализа преследовали важ­ную цель, направленную в конечном счете на укрепле­ние слабого Я. В рамках классического психоанализа ре­ализация данной цели означала перестройку организа­ции Я в таком направлении, благодаря которому его функционирование могло быть более независимым от Сверх-Я и способствующим освоению территории Оно, ранее неизвестной человеку и остающейся бессознате­льной на протяжении его предшествующей жизни. Па­фос терапевтической деятельности психоанализа наи­более точно был отражен в классическом положении Фрейда, прозвучавшем в его работах недвусмысленно и вполне определенйо: «Психоанализ является тем оруди­ем, которое должно дать «Я» возможность постепенно овладеть «Оно» или, в более краткой форме, «Там, где было Оно, должно стать Я» .

Надо сказать, что часто приводимая в зарубежных и отечественных исследованиях психоаналитическая мак­сима «Там, где было Оно, должно быть Я» общеизвестна. Менее известно то, что данная максима, составляющая кредо психоанализа, является, по сути дела, измененным


по форме изречением немецкого философа Э. фон Гарт-мана, на которого, как уже обращалось внимание, Фрейд ссылался в своей работе «Толкование сновидений». В тру­де «Философия бессознательного» Гартман писал буква­льно следующее: «Везде, где сознание в состоянии заме­нить Бессознательное, оно должно заменить его» . Не исключено, что, как и в случае с методом сво­бодных ассоциаций, почерпнутым Фрейдом из статьи Л. Берне, общеизвестная психоаналитическая максима была воспринята им непосредственно из соответствующе­го труда Гартмана. В рассматриваемом контексте нет не­обходимости выяснять вопрос о том, является ли психоа­налитическое положение «Там, где было Оно, должно быть Я» фактом криптомнезии или Фрейд самостоятельно сформулировал данное положение. Более существенно то, что структурный подход к осмыслению человеческой пси­хики, позволивший выявить слабости Я, не только не ли­шил психоанализ интенции на необходимость осознания бессознательного, но и еще раз продемонстрировал на­правленность терапевтических усилий.



Вместе с тем структуризация психики и рассмотрение несчастного Я через призму опасностей, подстерегающих его со стороны внешнего мира, Оно и Сверх-Я, поставили Фрейда перед необходимостью осмысления того психиче­ского состояния, в котором может пребывать беззащитное Я. Как показал основатель психоанализа, подвергнутое опасностям с трех сторон и не способное всегда и во всем давать достойный отпор, несчастное Я может стать сосре­доточением страха. Дело в том, что отступление перед ка­кой-либо опасностью чаще всего сопровождается у чело­века появлением страха. Беззащитное Я сталкивается с опасностями, исходящими с трех сторон, то есть возник­новение страха у него троекратно увеличивается. Если Я не может справиться с грозящими ему опасностями и, соответственно, признает свою слабость, то в этом случае как раз и возникает страх. Точнее говоря, Я может испыты­вать три рода страха, которые, по мнению Фрейда, сводят­ся к реальному страху перед внешним миром, страху совес­ти перед Сверх-Я и невротическому страху перед силой страстей в Оно [ 11. С. 348].

Таким образом, структурный подход к психике и вы­явление слабостей Я привели Фрейда к постановке воп­роса о страхе, имеющего важное исследовательское и те-

рапевтичеекое значение в психоанализе. Разумеется, ра­бота «Я и Оно» не послужила для него открытием фено- j мена страха как такового. Проблематика страха служила предметом его размышлений и в более ранний, по срав­нению с 20-ми годами, период развития психоаналити­ческих идей и концепций. Тем не менее выявление Фрейдом трех видов страха подтолкнуло его к дальней- J шему исследованию соответствующей проблематики, занимающей существенное место в классическом пси­хоанализе и оказавшейся в центре внимания как многих последователей Фрейда, так и тех, кто внес различного | рода изменения в его концептуальные построения. Поэ­тому следует, на мой взгляд, более подробно рассмотреть взгляды Фрейда на проблему страха тем более, что они ме­нялись на протяжении его многолетней исследователь­ской и терапевтической деятельности.


Глава 17 ПРОБЛЕМА СТРАХА

Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии XX в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узко специализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь культурологическое и философское обобщение. В первую очередь это относится к фрейдизму, неофрейдизму и аналитической психологии.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральное место в психоаналитической философии занимает учение о бессознательном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

Организационное становление психоанализа началось в 1902 г., когда в Вене вокруг Фрейда собрался кружок его единомышленников. В 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации, первым президентом которой был избран К. Г. Юнг (в 1909 г.). Фрейдизм быстро получил распространение среди психологов и психиатров и стал весьма популярным среди образованных людей Запада.

Однако уже в 1911 г. ученик Фрейда Альфред Адлер (1870– 1937) выступил против нескольких центральных положений доктрины учителя . Адлер основал несколько своих институтов по социальной ориентации (социализации) детей.

В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом, и Юнг стал основателем "аналитической психологии" и юнгианской ассоциации психологов.

В 1920–1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, наиболее выдающимся представителем которого стал Э. Фромм (1900–1980).

Рассматривая общее развитие западной философии XIX– XX вв., можно заметить, что в эволюции психоаналитической философии прослеживается некий "круг" и частичное возвращение к традиционной философии в трактовке человека, казалось бы, преодоленной классическим позитивизмом (широко распространенным во второй половине XIX в.) . Отказавшись от традиционного для всей идеалистической метафизики понятия "души" и дуализма "души" и "тела", классический позитивизм ввел представление о сознании как свойстве материи. Фрейд же пришел к выводу, что деятельность человеческой психики не может быть объяснена чисто физическими и химическими причинами, здесь необходимо учитывать специфически биологические или физиологические факторы.

Неофрейдисты и юнгианцы (каждые по-своему) начали преодолевать, в свою очередь, уже "биологизм" ("физиологизм") Фрейда. Если Фрейд считал, что ведущую роль в бессознательном играют различные и прежде всего сексуальные влечения (т.е.

Схема 162.

биологические или физиологические факторы), то неофрейдисты полагали культурные и социальные факторы более существенными. Юнгианцы же трактовали бессознательное в индивиде как проявление общечеловеческого коллективного бессознательного, имеющего онтологический статус (см. схему 162).

Психоаналитическая философия внесла большой вклад в развитие философской антропологии (учение о человеке).

Психоанализ в своем развитии оказался тесно связанным с лингвистикой и философией языка. Во-первых, интерпретация чувственных образов, эмоциональных переживаний и влечений ведется в нем с помощью речи; во-вторых, психоанализ принимает тезис о том, что язык – это вторая сигнальная система, и слова трактуются как символическое выражение внутренних переживаний . Воспользовавшись рядом достижений языкознания и философии языка, психоанализ внес свой оригинальный вклад в эту область. Отсюда, например, влияние психоанализа на Ясперса, Хайдеггера и философскую герменевтику в целом.

Особо надо отметить колоссальное влияние психоанализа на культуру Запада в целом: на культурологию, искусство (особенно сюрреализм) и искусствоведение, литературу и литературоведение, социологию и социальную психологию, этнографию, педагогику и т.д.

Фрейд (Freud)

Биографические сведения. Зигмунд Фрейд (1856–1939) австрийский психиатр и психолог (еврей по национальности). Окончил медицинский факультет Венского университета; несколько лет работал в физиологической лаборатории, занимаясь проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. В 1881 г. получил степень доктора медицины. В 1886 г. занялся медицинской практикой. Проходил стажировку во французских клиниках – сначала под руководством Ж.-М. Шарко, а затем под руководством И. Берихейма, широко применявшими гипноз для лечения неврозов. Концепция "психической травмы" Шарко и гипноз как метод лечения в течение долгого времени были основой врачебной деятельности Фрейда.

К середине 1890-х гг. сформировалась собственная концепция Фрейда и основанный на ней метод лечения, получивший название "психоанализ". Согласно этой концепции существуют такие неврозы, причиной которых являются не органические повреждения и не "психические травмы", а возникшие в период раннего детства и вытесненные в подсознание сильные влечения, и прежде всего сексуальное – либидо. Позднее к понятию либидо у Фрейда добавляется понятие агрессивного (деструктивного) влечения.

Постепенно свои открытия и выводы, сделанные в психиатрии па базе изучения больных неврозом, Фрейд распространяет па все общество, применяя метод психоанализа при исследовании различных социальных проблем. При этом он вышел иа уровень культурологических и философских обобщений, хотя сам не считал себя философом.

В 1938 г., после аншлюса Австрии фашистской Германией, Фрейд переехал в Лондон, где на следующий год умер.

Основные труды. "Толкование сновидений" (1899), "Литературное творчество и ожившее сновидение" (1907), "Леонардо да Винчи. Воспоминания детства" (1910), "Тотем и табу" (1913), "Моисей и Микеланджело" (1914), "Гёте: воспоминания детства в вымысле и реальности" (1917), "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), ""Я" и "Оно"" (1923), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Достоевский и отцеубийство" (1928), "Недовольство культурой" (1930), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (1939).

Философские воззрения. Учение о бессознательном. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия "бессознательного" (в более поздних работах Фрейд называет его "Оно"), С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное "Я" наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй – скрытый – слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное "Я" устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, символическую, зашифрованную форму.

Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхности психики, в сознании, остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее, вытесняется в область подсознания. Там оказываются все желания и влечения, которые не прошли "цензуру" нашего "Я", т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе своей социализации . Наиболее активно социализация протекает в детстве и юности, и именно в этот период происходит особенно сильное и "массированное" вытеснение в область подсознательного различных произвольных импульсов и побуждений, идущих от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное и греховное . Поэтому такого рода влечения вытесняются из области сознательного "Я" в область подсознания; при этом они заменяются (сублимируются) чем-то более "пристойным" с точки зрения общества. Отсюда "невинные", на первый взгляд, образы, посещающие нас во время сновидений, интерпретировались Фрейдом как символы "постыдных" эротических влечений. Специфическими видами сублимации он считал религию и искусство.

По Фрейду, либидо имеет место уже у ребенка. Обнаружение детской сексуальности и эротизма стало еще одним шокирующим общество открытием Фрейда . Он считал, что рождение ребенка, т.е. переход от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, есть психическая травма. И мать, являющаяся источником удовольствия (например, пищи – при кормлении грудью), становится первым объектом эротического влечения. В возрасте 3–5 лет у мальчиков формируется "Эдипов комплекс": желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнершей) и стремление убить своего отца – "конкурента" в этом отношении . Страх перед наказанием со стороны отца (комплекс кастрации) приводит к вытеснению соответствующего влечения и его частичной замене. Поскольку ребенок не может избавиться от отца, то мальчик отождествляет себя с ним, перенимая тем самым черты мужского поведения и систему моральных запретов и предписаний, которые формируют его личность.

Как полагал Фрейд, когда-то на ранней стадии развития человечества (еще в человеческом стаде) сыновья действительно убивали своих отцов и завладевали своими матерями. После этого они раскаялись в совершенном, пережили чувство стыда и страха, и на место отца поставили тотем, которому стали поклоняться. Так люди обрели Бога, заменяющего отца. В результате в каждом мужчине – их потомке – имеется теперь не только сам "Эдипов комплекс", но и чувство вины и раскаяния по отношению к отцу, а в культуре появился Бог, у которого ищут защиты, но которого боятся .

Структура психики. В развитии представлений Фрейда о структуре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознательное, предсознание, сознание (схема 163).

Схема 163. Структура психики: "первая тоника"

К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре человеческой психики (схема 164), в ней выделяются следующие области.

  • "Оно" (Ид) – сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного ("Я") желаниями и влечениями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем "принцип удовольствия".
  • "Сверх-Я" (Супер-Эго) – сфера моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера долга и совести, внутренний цензор, которые формируются за счет переноса "внутрь" различных внешних авторитетов (например, авторитета отца). "Сверх-Я" формируется к пяти годам, когда у ребенка появляется чувство вины и стыда. "Сверх-Я" "перехватывает" агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из "Оно", трансформируя их в угрызения совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авторитетов.
  • "Я" (Эго) – сфера сознательного, находящаяся "между двух огней": с одной стороны, на нее давит "Оно", а с другой – "Сверх-Я". Именно "Я" направляет импульсы, идущие из "Оно" в приемлемые для общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы – как у личности, так и всего общества в целом. Для фрейдизма характерна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций и т.п.) как проявлений общественных неврозов. Постижение с помощью психоанализа тайн "Оно" позволяет "Я" взять над ним вверх, усмирить его. Отсюда лозунг Фрейда: "Там, где было "Оно", должно стать "Я"!"

Если в "Оно" господствовал "принцип удовольствия", то в "Я" имеет место "принцип реальности".

Схема 164. Структура психики: "вторая топика"

"Оно", "Я" и "Сверх-Я" понимается Фрейдом не только как результат личного опыта человека, но и как "архаическое наследие индивида" от предков. Свое проявление они находят как в "комплексах" индивидов, так и на социальном уровне в религиях, искусстве и социальных чувствах.

Учение об Эросе и Танатосе. В основе человеческой природы, по Фрейду, лежит ряд "влечений", "энергий" или инстинктов. Суть этих "влечений" и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он сам пишет о них как о "мифических существах" .

В определенном смысле эти фрейдовские понятия близки к таким фундаментальным понятиям философии жизни, как "воля к жизни" (Шопенгауэр), "воля к власти" (Ницше), "жизненный порыв" (Бергсон). В своих работах (написанных после 1920 г.) Фрейд среди всех этих влечений в качестве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и инстинкт смерти (влечение Танатоса) (табл. 98).

Таблица 98

Эрос и Танатос

Понятия "влечение Эроса" и "влечение Танатоса" Фрейд применял не только к отдельным людям, но и к целым обществам и культурам, классифицируя их но доминирующему в них влечению.

Судьба учения. Постановка и исследование проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются безусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи самого Фрейда (учение об "Эдиповом комплексе", архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.) были позднее отвергнуты даже фрейдистами, тем нс менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом (схема 165).

Схема 165.

Неофрейдизм

В 1929–1930 гг. начал развиваться неофрейдизм , получивший особое распространение в США. Его наиболее выдающиеся представители: К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм. Иногда подлинным началом неофрейдизма считается выход в свет в 1941 г. книги Фромма "Бегство от свободы".

Неофрейдисты отказались от идеи Фрейда о господстве в бессознательном биологического начала и, в частности, сексуальных влечений. Они полагали, что на жизнь индивида и общества, а также формирование неврозов гораздо большее влияние оказывают социальные и культурные факторы. Каждая культура обладает собственным "идеологическим стержнем", и именно он оказывает решающее воздействие на воспитание детей и формы поведения взрослых. Поэтому основным объектом исследования у неофрейдистов стали межличностные отношения.

Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности. Наиболее значимыми для философии являются идеи и выводы в учении Фромма.

Фромм (Fromm)

Биографические сведения. Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский философ и психоаналитик, виднейший представитель неофрейдизма. Родился в Германии. Окончил Гейдельбергский университет, где изучал социологию. С психоанализом познакомился в Берлинском психоаналитическом институте, работая там в качестве сотрудника Института социальных исследований. После прихода к власти фашистов в 1933 г. эмигрировал в США, затем работал в Мексике (1949–1974) в созданном им институте психоанализа. С середины 1970-х гг. жил в Швейцарии.

Основные труды. "Бегство от свободы" (1941), "Человек для самого себя" (1947), "Забытый язык" (1951), "Здоровое общество" (1955), "Антология человеческой деструктивности" (1973), "Иметь или быть?" (1976).

Философские воззрения. Фромм считал, что в процессе исторического развития человек утратил свою биологическую "первую" природу . Взамен нее возникла "вторая", где решающую роль играют социальные связи и отношения. В основе этой "второй природы" (единой для всех людей) лежат не какие-то постоянные качества, а исходные и неразрешимые противоречия – экзистенциальные дихотомии (табл. 99).

Таблица 99

Экзистенциальные дихотомии

Человек является частью природы, и как таковой он подчинен ее законам и не в состоянии их изменить

Человек постоянно выходит за пределы природы, создает свой собственный "рукотворный" мир второй природы (культуры)

Человек отделен от мирового целого, лишен гармонии с миром и потому бездомен

Человек стремится к гармонии с миром (возвращению домой) и потому постоянно создает все новые формы соотнесенности с миром, которые никогда не бывают окончательными

Человек конечен и смертен

Зная о своей конечности и смертности, человек утверждает вечные ценности и идеалы, пытаясь реализовать себя за свой недолгий век

Человек одинок, осознает свое отличие от других людей

Человек стремится к солидарности с другими людьми, в том числе прошлых и будущих поколений

Экзистенциальные дихотомии не устранимы, каждый человек дает на них ответ всем своим существом. Природа человека проявляется в этом ответе, который может рассматриваться как осмысленное отношение человека к миру. В качестве таких ответов Фромм рассматривает как позитивные (стремление к свободе, истине, справедливости и т.д.), так и негативные (ненависть, садизм, конформизм, нарциссизм и т.д.). Эти характерные для человека черты не являются биологическими инстинктами, Фромм называет их "укорененными в характере страстями".

Характер же человека Фроммом определяется как "относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром" . Характер заменяет у человека инстинкты, он формируется в процессе социализации и оказывает значительно больше влияния на поведение человека, нежели такие унаследованные психофизиологические свойства, как, например, темперамент. Поэтому, станет ли человек альтруистом или садистом, зависит не от того, сангвиник он или меланхолик, а от того, какой характер у него выработался, т.е. какие страсти укоренились в его характере. В ситуациях, требующих решения, человек благодаря своему характеру автоматически или "инстинктивно" выдает типичное для себя поведение (скупец будет копить деньги, мот – проматывать их и т.п.).

Человек – социальное существо, он живет в обществе, принадлежа к какому-то роду, племени, этносу, клану, классу и т.п. Каждое такое общество вырабатывает в своих членах ряд специфических качеств, необходимых для сохранения и нормальной жизнедеятельности этого общества. Первичная социализация происходит в семье – "психическом агенте общества". Нормы и правила поведения, усвоенные в раннем детстве, позднее даже не осознаются индивидом. Поэтому, в каком бы обществе человек ни вырос (пусть даже это диктатура или тоталитарное общество), большинство людей воспринимает царящие в нем законы и правила как нормальные, естественные и положительные.

Каждая историческая эпоха вырабатывает свой "социальный характер". Так, например, современное индустриальное общество требует дисциплины, порядка, пунктуальности, поэтому у членов этого общества вырабатываются соответствующие качества. Но это произошло за счет утраты открытости, непосредственности, спонтанности, которые имели место у людей более ранней эпохи (до промышленной революции). В индустриальную эпоху люди начинают превращаться в автоматы и становятся все более опасными как для самих себя, так и для природы в целом.

Судьба учения. Идеи Фромма получили широкую известность в кругах политиков, социологов, художественной интеллигенции, но не оказали серьезного влияния на кого-либо из философов.

Юнг (Jung)

Биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог и психиатр. Окончил медицинский факультет Базельского университета, затем работал в психиатрической клинике в Цюрихе, позднее начал преподавать психологию в Цюрихском университете. В 1902 г. защитил докторскую диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов". В 1907 г. он познакомился с 3. Фрейдом и стал активным приверженцем и пропагандистом психоанализа. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и главным редактором журнала этой ассоциации (1909–1913). В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом (причиной были как личные конфликты, так и теоретические расхождения).

В 1916 г. Юнг организует свой "Психологический клуб". Начиная с 1920 г. он много путешествовал с целью проверки своих представлений о сути человеческой психики . Разработанное им учение о коллективном бессознательном легло в основу "комплексной", или аналитической, психологии , получившей широкое распространение среди европейских и американских психологов.

В 1933 г. была создана юнгианская ассоциация (Международное психотерапевтическое общество) во главе с Юнгом, а в 1948 г. под Цюрихом – первый "Институт К. Г. Юнга", в настоящее время действует еще несколько таких институтов.

В поисках подтверждения своего учения Юнг обращался к различным мистическим и оккультным учениям, большое внимание уделял восточным религиозно-философским концепциям, в последние два десятилетия его особо интересовали гностицизм и алхимия. Поэтому не удивительно, что его идеи получили широкое распространение не только среди психологов, но и представителей других наук. Более того, они стали широко известны и далеким от науки людям, и Юнг приобрел у них репутацию "гуру" .

Как и Фрейд, Юнг разрабатывал свое учение на основе эмпирического опыта, полученного им при лечении больных, а затем вышел на уровень культурологических и философских обобщений.

Основные труды. "Очерки ассоциативной психологии" (1906), "Психология Dementia Praecox" (1907), "Метаморфозы и символы либидо" (1912), "Психологические типы" (1921), "Отношение между Я и бессознательным" (1928), "Проблемы души в наше время" (1931), "Психология и алхимия" (1944), "Символика духа" (1948), "Ответ Иову" (1952), "Комментарий к “Тайне Золотого Цветка”" (1929), "Психологический комментарий к “Бардо Тходол”" (1935).

Философские воззрения. Критика Фрейда. Высоко оценивая идеи и достижения Фрейда в целом, Юнг был принципиально не согласен со сведением всех явлений культуры и сознания к физиологическим факторам, в частности к сексуальным. Полагая, что Фрейд переоценивал роль сексуальности в жизни людей, Юнг считал необходимым "поставить сексуальность на место", считая сексуальные комплексы важными, но далеко не единственными: их значение не стоит преуменьшать, но не стоит и преувеличивать.

Учение о коллективном бессознательном. Базой для философских и культурологических идей Юнга послужили его исследования в области глубинной психологии, и особенно разработанное им учение о коллективном бессознательном ("Едином Духе", "Едином сознании"). Это некое психическое первоначало бытия, существующее наряду с физической реальностью .

Человеческая психика понимается Юнгом как некая энергетическая система, в которой постоянно взаимодействуют сознание – индивидуальное человеческое "я" ("эго"), наполненное различными комплексами, и коллективное бессознательное , представляющее собой систему архетипов (схема 166). Эта система является общей для всех людей, это сверхличностный психический субстрат, присутствующий в каждом человеке и наследуемый им от предков . И становление индивидуального сознания есть процесс обособления личного "я" от коллективного бессознательного, т.е. родовой человеческой сущности.

Схема 166.

Учение об архетипах. Архетипы, составляющие человеческую сущность, есть "автопортреты инстинктов", и они определяют схемы инстинктивного поведения, присущие всем людям. Реализуются архетипы в образах конкретной культуры и внутреннего опыта конкретных людей, т.е. каждый раз по-разному. На самых ранних этапах развития человечества они проявляются преимущественно в чувственно-образной форме; с ее спонтанными проявлениями имеет дело и современный человек, например во сне.

Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная психическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его развития, с другой – результат "архаического познания природы", т.е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах и религиозных учениях (отсюда и интерес самого Юнга к этим учениям). К числу важнейших архетипов он относил такие, как "Великая Мать" и "Великий Отец", "Персона" и "Тень", "Самость" и т.д.

"Великая Мать" (Анима) есть архетип женственности, связанный с эмоциональным началом, "Великий Отец" (Анимус) – архетип мужественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в мужчинах, влияя на их поведение (табл. 100, 101).

Таблица 100

Анима и мужчины

Таблица 101

Анимус и женщины

Персона – это совокупность социальных ролей, которые мы играем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но даже совокупность этих масок не есть еще подлинное "я" человека. Тень – это "низший человек в нас", т.е. совокупность наших комплексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдержать с ней встречу – очень трудно. Но единственный способ избавиться от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, чтобы научиться принимать ее как данность, сосуществовать с ней. И только это позволяет прекратить приписывание другим людям собственных негативных качеств.

Важнейший из архетипов, по Юнгу, – Самость . Это психологический образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности. Именно к пониманию и непосредственному восприятию Самости стремятся адепты большинства восточных религиозно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, своего индивидуального "я" в процессе медитации и йогической практики. Постижение Самости происходит в состоянии самадхи. Этот процесс интеграции Самости, т.е. родового человеческого "Я", в индивидуальное "я" (индивидуации) позволяет излечиваться от неврозов, разрешать внутренние противоречия и проблемы, позволяет человеку обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконечен, поэтому символом его может служить круг, вписанный в квадрат .

Трансформация архетипов. Архетипы обладают громадной, безличной, но при этом эмоционально заряженной энергией; ощущая ее, люди относятся к архетипам со страхом и трепетом. Ее прорывы могут привести к колоссальным разрушениям, поэтому так важно научиться ее контролировать и направлять в должное русло. В прошлом энергия архетипов чаще всего трансформировалась в религиозные священные символы, которые и приоткрывали архетипы людям, и одновременно скрывали их подлинную сущность от людей (делая тем самым "переносимыми" контакты с ними). Страх перед громадной силой архетипов заставлял людей на протяжении всей истории человечества развивать рациональное мышление, что особо характерно для западной цивилизации.

Трансформация архетипов играет важную роль в жизни как отдельных людей, так и всего человечества в целом. В прошлом она приводила к созданию картин прекрасного, гармоничного символического космоса (буддийского, христианского и т.п.), в котором человек имел свое определенное место и потому мог относительно нормально существовать. Рациональный анализ религиозных верований ("штурм священных стен"), начавшийся с протестантизмом, привел к появлению безбожной материалистической цивилизации (с ее "символической нищетой"), оказавшейся беззащитной по отношению к неожиданным прорывам коллективного бессознательного. А это ведет на социальном уровне к войнам, революциям, бунтам и другим актам насилия, а также к появлению тоталитарных идеологий, а на индивидуальном уровне – к психическим патологиям.

Однако Юнг вовсе не призывает к отказу от рациональности и бездумному копированию восточных учений и практик. Если в западной культуре недооценивается мир "Единого Духа" (коллективное бессознательное), то в восточной – "мир сознательного". Поэтому каждая из этих культур однобока, стремиться же следует к гармоничному слиянию обоих этих подходов.

Концепция "синхроничности". Еще одна интереснейшая концепция Юнга – это его учение о синхроничности, введенная им для объяснения феномена ясновидения (возможности "видеть" и переживать индивидом явления, которые он не может воспринимать непосредственно, например, события, происходящие на большом расстоянии ).

Согласно Юнгу, между психикой человека и реальностью существует особая связь – не причинная (каузальная), а смысловая, позволяющая одновременно (синхронично) проявляться событиям и в действительном (физическом) мире, и в психике людей (схема 167). Юнг предполагал, что это происходит благодаря обращению ясновидцев к коллективному бессознательному, а оно, в свою очередь, имеет непосредственный доступ к самой сути физической реальности.

Схема 167.

Причем для коллективного бессознательного пространство и время относительны, а архетипы как формы Мирового духа являются вечными, т.е. вневременными

Сознание собственного «Я»

Это сознание представляет собой неразрешимую загадку, если смотреть на душевную жизнь человека как на механическое отражение в сознании физических состояний человеческого организма, потому что с точки зрения этого взгляда можно объяснить собственно не единство сознания во всем разнообразии его действительных явлений, а только одинаковость связи этих явлений в силу объективно данных условий.

Следовательно, было бы ошибкой смотреть на душевную жизнь человека, как на механически определенный ряд психических явлений или комплексов этих явлений, а не как на сознание самого сознания, как безусловного единства и как действительной причины психических явлений, ибо такой подход является совершенно достаточным, чтобы можно было раскрыть тайну сознания человеческой личности, не заменяя фактов гипотезами.

Фактически человек существует, как живой организм, деятельность которого необходимо связана всеобщими законами физического мира. Поэтому, как в своей физической природе, так и во всем содержании своей физической жизни человек является собственно вещью внешнего мира и, как всякая вещь, связан со всеми другими вещами этого мира механическим законом взаимодействия.

Однако внутренний процесс человеческой жизни непосредственно сознается человеком не как особая форма выражения физических движений организма и даже не как простое отражение в сознании объективно данных отношений мира и организма, а как последовательное развитие живых состояний самого же сознания. И если бы не было сознания «Я», душевная жизнь была бы невозможна, потому что психические явления тогда могли бы связываться между собою лишь по чисто механическим соотношениям сходства или различия, существования или последовательности, а эта механическая связь представляет собой не душевную жизнь, а только простой механизм душевных явлений. В сознании же «Я», отдельные психические явления связываются вместе единством самого сознания и, в силу этой связи, последовательное положение явлений становится процессом жизни сознания. Следовательно, живут собственно не психические явления, а живет сознание, и сознание живет только в том случае, когда оно создает себя самого, т.е., когда оно есть самосознание, следовательно, - когда оно и есть личность истинного человека, и в своей деятельности выражается как личность сознанием «Я».

Объединяя научные теории, невролог доктор Антонио Дамасио берется исследовать важные вопросы - о сознании, понимание собственного «я» и природу ума, экспериментально и на практике.

Его первая неспециализированная книга «Descartes "Error» была опубликована в 1994 году и привела к коренному слому в понимании того, какую роль играют эмоции в человеческой рациональности и принятию решений. Его последняя книга «Self Comes to Mind» исследует как люди и некоторые животные развивают понимание собственного «я», и, что это говорит нам о природе ума.

Рассматривая собственное «я» и эмоции, мы в конце концов приходим к выводу, что они имеют общую цель, и эта цель - упорядочивать нашу жизнь.

Эмоции - это одни из самых инструментов, которые помогают лучше регулировать жизнь. Они позволяют нам справляться с угрозами и возможностями. А роль собственного «я», значит, такая же.

Мы развивали ум, чтобы получить лучшее видение мира, это необходимо для того, чтобы выжить. Его «я» - это как паспорт организма .

Осознание собственного «Я» и развитие самооценки личности всегда было актуальными для человека, который хочет добиться в жизни успеха. В настоящее время актуальность высокой самооценки велика, так как именно она способствует карьерному росту, является решающей в общении с людьми и формировании жизненной позиции человека. Отражая уровень удовлетворения не удовлетворение собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха в деятельности, достижения цели определенного уровня, то есть уровня притязаний личности.

«Я-концепция» - это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений о себе. Однако следует заметить, что в отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит бессознательное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармонии.

Многие ученые рассматривали эту проблему. Известный психоаналитик Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между его реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»). А. Маслоу видел внутреннее противоречие в несоответствии реального уровня самоактулизации индивида, его возможном уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактулизуватися. В своих концепциях самоактулизации личности как стремление к самовыражения Маслоу дает описание требований, которым должен соответствовать индивид . Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает: кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Е. И. Бойко представлены результаты исследований научной школы в познании физиологических механизмов психической деятельности. Учёным анализируется предложенный в школе новый подход к решению психофизиологической проблемы происхождения «Я». Описан новый оригинальный метод изучения физиологических механизмов высших психических процессов человека, полученные с его помощью результаты и теоретические обобщения, касающиеся мозговой организации произвольного внимания, избирательного восприятия, следов кратковременной памяти, актов умственного сопоставления объектов, произвольных двигательных реакций по предварительной словесной инструкции.

Итак, «Я-концепция» - это оценочно-познавательная система, переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Э. Фромм отмечает: «Мое собственное« Я »должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укоренено в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить ». Итак, образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивают роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает идентификацию, личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции «Я-концепции» проявляется в вербализованной форме: собственному желанию - «я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я хочу» . Следует отметить, что центральным компонентом «Я-концепции» является самооценка личности. Самооценка выполняет регулирующую и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми.

Мелани Кляйн (1882-1960) большое значение придает доэдипальным стадиям развития индивида, на которых явно прослеживаются как объектные отношения, так и элементарные защитные механизмы. Эти выводы Кляйн противоречат и классическим, и более современным взглядам психоаналитиков на процесс развития ребенка.

Она обнаруживает, что уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются такие проявления Я и Сверх-Я, которые Фрейд относил к более поздним стадиям развития, например, к фаллической. В книге 1932 г. "Психоанализ детей" и в более поздних своих работах "Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям" 1940 г., "Заметки о некоторых шизоидных механизмах" 1946 г., она показала, что уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются два противоположных инстинкта - влечение к жизни и влечение к смерти. Влечение к смерти воспринимается младенцем как преследование, поэтому, чтобы справиться с этим страхом, он обороняется с помощью примитивные защитных механизмов.

Для развития личности эффективна достаточно высокая общая самооценка, что соотносится с адекватными частичными самооценками разного уровня. Стойка и одновременно достаточно гибкая самооценка, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, накопленного опыта, оценок других людей, - оптимальна как для личностного роста, так и для продуктивной деятельности. Отрицательной этом отношении чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также слишком неустойчива, такая, что меняется при наименьших воздействий.

Самосознание личности чутко регистрирует с помощью механизма самооценки соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Важным компонентом образа «Я» личности является самоуважение, которая определяет соотношение настоящих достижений и того, на что человек претендует, рассчитывает. Американский психолог У. Джемс предложил формулу определения самоуважения, в числителе которой представлены реальные достижения индивида, в знаменателе - его притязания .

Идеалом разностороннего разложения человека есть гармоничная личность. Представление человека о самом себе не всегда адекватное, а именно, когда не совпадают ее реальное «Я» с представлением ее идеального «Я». Считают, что личность достигает самосовершенствования только путем внутренней борьбы и кризисов. Однако есть и другой взгляд, в частности М. Мольц считал, что кризис можно контролировать. «Никогда не поздно изменить образ собственного «Я», а значит начать новую жизнь», - писал он и как путь к счастью предлагал выработать положительное отношение к самим себе. Чем высшей процент правильных положительных представлений человека о себе, тем безпроблемнее его жизнь. Настоящий оптимист не ругает себя даже когда в чем-то проигрывает, терпит неудачу, а анализирует, ищет ошибки и просчеты, а потому в дальнейших действиях успехи закрепляются, а неудачи корректируются. Усиливается координация «Я», что фактически означает личностный рост.

Поэтому, следует заметить, что роль самооценки в развитии личности весьма значительна. Она влияет на жизнь человека, его отношение к окружающим и к самому себе. Самоосознание своего собственного «Я» означает новый этап в развитии личности, поскольку становится возможным овладение процессом ее развития, активного и целенаправленного воспитания, и как следствие достижения целей, которые перед собой ставит человек.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал:“Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии .

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций".

Содержание свободных ассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т.п.). Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы). Его задача – слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути.

Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний.

Выделяют следующие приемы аналитического метода:

1) Инструкция относительно процедуры психоанализа.

2) Вопросы для получения информациии прояснения содержания.

3) Реконструкция – описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать.

4) Конфронтация – привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признать что-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать. Иногда, за существенным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивление лечению со стороны Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическая реакция . Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер * ), его оценка продвижения рассматривается как санкция. Если терапевт заранее уяснит для себя характер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, ему легче будет анализировать развивающийся трансфер.

5) Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании).

6) Интерпретация – указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания. Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания, опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознает историю, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация – предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента. Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмировать и создать новую систему защит. Основное условие – отсутствие оценки со стороны аналитика Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной. Выделяют различные виды интерпритаций по нескольким критериям.

Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения.

Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме.

Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.

Интерпретация

Горизонтальная.

Позволяет выявить сходные темы в аспектах опыта клиента (например: «Вы чувствуете, что жена, начальник и обстоятельства – все против вас.»). Обрисовывает проблему, позволяет понять ее смысл.

Вертикальная.

Проникает в источник психоло- гического конфликта, возвращая к точке фиксации (например: «Вы боялись говорить об этом, потому что думали, что я буду смеяться над вами, как это делал ваш отец.»).

ВЫВОДЫ

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

«Не следует забывать, что фактически только благодаря
собственному опыту и ошибкам человек учится действовать осознанно».
Зигмунд Фрейд.

Как известно, цель психоанализа заключается в том, чтобы «бессознательное сделать сознательным» (Фрейд); однако, парадоксальным является тот факт, что место и роль сознания в этом процессе остаются за рамками психоаналитических исследований. Кажется, что «сознание» - это еще более загадочная вещь, чем «бессознательное», о которой мы не можем сказать ничего определенного, кроме того, что оно - есть.
Попытки исследовать сознание «как таковое», как «объект», приводят к чистой абстракции и познавательному тупику, в котором мысль обнаруживает свои границы. Но только в познании своих границ может быть открыта истина как постулат сознания или аксиома, не требующая доказательств. Интересно, что только в конце 19-го века были впервые сформулированы аксиомы арифметики, казавшиеся до смешного очевидными: существует нуль; за каждым числом следует еще число и т.д. Аксиомой психоанализа можно назвать открытие Фрейда: Бессознательное существует, Оно оказывает существенное влияние на жизнь человека, Оно требует осознания. К этому следует добавить утверждение, кажущееся самоочевидным: сознание развивается в процессе осознавания бессознательного (или неосознанного).
Противопоставляя систему Бессознательного и Сознания в начале своей деятельности, Фрейд считал сознание фактом индивидуального опыта, доступным непосредственной интуиции, «не поддающимся никакому определению и описанию», и не пытался дать ему какое-то другое определение. Позже, в «структурной модели», сознание получает четко очерченное место в топике, выступая как ядро «Я». Приблизительно в это же время (или чуть раньше) Гуссерль, основатель феноменологии, также определил сознание как ядро «Я», но не просто «переживающего Я», а «Я», осознающего свои переживания. То, что Фрейд назвал «бессознательным», в феноменологии Гуссерля представлено как «первый ярус» сознания, интенциональный поток переживаний, в котором «Я» растворено и неотличимо от «Оно». Осознается только содержание переживаний в контексте единичных ситуаций, и в этом аспекте сознание интерпретируется как «пережитое содержание». "Второй ярус" сознания - это осознавание самого акта переживания, "переживающее сознание". Вот это переживающее сознание, т.е. сознание, находящееся в состоянии (процессе) переживания, является ядром "Я".
Ядро "Я" - понятийно невыразимо, зато очевидно и достоверно. Содержание очевидности есть "сознание единства", которое должно лежать в основе, - считает Гуссерль. Очевидность имеет в себе различия, но не являет собой отдельности, это "неразрывное единство" восприятия предмета, это - "Перво-данное"; элементы очевидности отличаются друг от друга, но не разделены. Это не просто «диалектический процесс» анализа и синтеза, а одномоментное схватывание противоположностей - Tertium datur (третье дано). Сознание существует как осознавание, и эта функция «схватывания» переживаний во взаимодействии с миром названа Бионом психоаналитической функцией личности, «которая присутствует с самого начала жизни и развивается благодаря психоаналитическому методу».
Вопрос о том, «Что такое сознание» в аспекте «схватывания связей» звучит как «Кто это?», а наиболее очевидным и достоверным ответом, который не может быть ни доказан, ни опровергнут, является ответ «Это - Я». Иногда этот ответ сопровождается указательным жестом, который призван убедить собеседника в том, что это действительно так. Парадоксальным образом в таком диалоге ответ предполагает, что вопросы излишни, и «Я» знает, что его знают. Собственно, это и означает «со-знание», или совместное знание, «общность знания или причастность к чему-либо вместе с другими». (Именно такое определение дается в Оксфордском словаре).
Вопрос «кто это?» или «кто там?» - основная интенция (направленность) сознания матери, которая создается стремлением к узнаванию происходящего в ней изменения в период беременности, кормления и последующего развития ребенка, и, одновременно, предопределяет его «знание» о себе как объекте материнских устремлений. Это «узнавание» всегда происходит в контексте той или иной культурной традиции, так же, как «узнавание» пациента всегда происходит в контексте той или иной психоаналитической «теории». Конечно, такое стремление к определенности не может не оставлять свои «отпечатки» в сознании и психике познаваемого «объекта». В этом аспекте существенным являются этические составляющие познания, поэтому так называемое «научное» познание ради подтверждения существующей гипотезы и познание ради открытия неизвестной доселе истины - это разные пути приобретения знания об «объекте» или - познание «разных» объектов. Так, например, познать женщину, (или истину, или мир) возможно только в любовном акте, который производит трансформацию в существе самого познающего, иначе познание оборачивается насилием.
Выражение Фрейда «Там, где было Оно, должно стать Я» можно рассматривать как уровни осознания: от смутной интуиции «Это есть», через самоутверждение «Я есть», к осознанию «Я есть Это». По выражению Сергия Булгакова, в этом фундаментальном суждении «Я» - это подлежащее (или субстанция), которая обладает голосом (глаголом «есть» или «быть»), а «Это» (потенциальное Все) есть сказуемое для Я. «Наше Я есть ипостасное Я, абсолютный субъект, и ему присуще, как сказуемое, все, но, будучи не от мира сего, оно и не сливается с ним»./5/ Поэтому, с одной стороны, Я есть полное и окончательное НЕ по отношению ко всякому определению (Я - не есть тело, не есть душа - постоянно зыблющееся море состояний и т.д.), ибо оно вообще не есть, с другой стороны, Я есть все или Я есть не-Я. Троичность, таким образом, может быть выражена как: Я есть не-Я и вместе с тем Я, зараз и одновременно, где связка «есть» означает Бытие, реальность непрерывного осознавания и узнавания себя во всем сущем, согласования с ним. Это и является конечной целью всех человеческих устремлений, которую Балинт определил как «достижение ничем не нарушаемой гармонии с миром». Практически это означает присутствие сознания в каждом проявлении взаимодействия с неожиданным, непредсказуемым, иногда некрасивым, несовершенным, негармоничным миром и осознание этого взаимодействия.
В терапевтической ситуации непрерывное присутствие сознания (что синонимично присутствию духа) обеспечивается терапевтом, носителем «психоаналитической функции». «Превращение бессознательного в осознанное» и достижение инсайта пациентом в обычных обстоятельствах недостаточны, чтобы вызвать в его состоянии фундаментальные изменения. Для глубоких изменений необходимо как минимум два условия: осознанное намерение меняться, преодолевая сопротивление, и наличие человека, который уже имеет такой опыт, то есть терапевта. Присутствие осознающего «Я» аналитика и его способность к инсайту создает условия для развития такой способности у пациента. Значение «инсайта» в смысле способности терапевта «схватывать» связи между фрагментами материала или содержания сессии приближается к тому смыслу, который Оксфордский словарь называет устаревшим, т. е., «понимание, ум, мудрость», а в более техническом смысле, как способность пациента к осознанию, оно существует в формулировках Фрейда как отображающее процессы изменений, приводящих к «излечению».
Терапевтическая работа происходит в коммуникативном поле особого рода, характеризующемся принципом неопределенности и неполноты, открытости познанию принципиально нового. Свободно плавающее внимание терапевта при установках на нейтральность, пассивность и анонимность - это состояние «эпохэ?» (греч. ????? - «задержка, остановка, удерживание, самообладание», воздержание от суждений), которое означает отсутствие «своих» мыслей, сохранение особого состояния осознавания происходящего, включая наблюдение за своими реакциями, если такие появляются. Присутствие сознания при отсутствии мыслей - это состояние, в котором сознание фиксирует различные «кванты информации» и обнаруживает между ними связи, неочевидные при «направленном изучении». Техника свободных ассоциаций не отменяет присутствия сознания, а становится возможной только при его наличии, благодаря чему и достигается инсайт, или осознание связей.
В психоаналитической терапии работа происходит на нескольких интенциональных уровнях: во-первых, она направлена на содержание (события в прошлом и настоящем, сновидения, теоретические концепты и т.д.); во-вторых, на чувства и ощущения («сейчас» - в отношениях с аналитиком, но одномоментно - «тогда» - в воспоминаниях и ассоциациях); в третьих, на обнаружение связи между первым и вторым. Такое установление связей между содержательными, чувственными и временными аспектами психики происходит в акте мгновенного осознания (озарения, просветления), которое Лакан сравнивает с появлением смысла, подобного внезапному появлению на поверхности острия швейной иглы, пронизывающей и соединяющей несколько слоев пережитого. Это мгновенное понимание истины о самом себе, схватывание смысла происходящего, производит трансформацию в коммуникативном поле и необратимо, поскольку невозможно «забыть» то, что осознано. Терапевт не может „дать“ инсайт, но вся практика работы с пациентом ориентирована на достижение такого осознания и получение личного опыта переживания истины.
Осуществляя функцию воздержания от суждений или терапевтического не-знания, терапевт создает пространство, открытое познанию нового. Парадоксальным образом мы можем увидеть работу сознания в действии только там, где оно натыкается на невидимую преграду незнания или непонимания чего-то. Таким образом, сознание все время преодолевает свои собственные ограничения. Работа сознания проявляется только там, где ощущается сопротивление. Сопротивление - индикатор ограничения сознания какими-то рамками: устоявшимися правилами, мнениями, общепринятыми воззрениями и т.д. Непонимание чего-то, нетерпимость к «инакомыслию», реакции возмущения и протеста по отношению к каким-то фактам жизни - это манифестация ограниченности сознания, но в то же самое время указатель направления в его развитии. Твердо и раз и навсегда усвоенное «знание» освобождает от необходимости думать и осознавать, становится бессознательной защитой от появления чего-то, что может разрушить сложившиеся стереотипы.
Развитие сознания как развитие способности к осознанию или инсайту отличается от психического развития, которое традиционно считается объектом психоаналитических исследований при работе с детьми. Психическое развитие «в норме» происходит «естественным путем», то есть путем, обусловленным той или иной культурной традицией. Ребенок наполняет содержанием свое сознание, используя опыт взрослых и «впитывая» их способы взаимодействия с миром. Собственно, в этом и заключается «вос-питание» - передача опыта поколений, который может выражаться как в форме уже осознанных «истин» - того, что «общеизвестно и общепринято», так и в трансляции привычных патологических форм взаимодействия, приносящих страдание. Но если говорить о развитии сознания, то оно начинается с осознанного намерения «познать себя в мире и мир в себе», с вопроса «Кто Я?», стремления разобраться в «сумме идентификаций» и ложных отождествлений, а поэтому развитие сознания - процесс «противо-естественный», осуществляющий, по выражению Мамардашвили, «сумасшедший поворот глаз». Для того, чтобы прийти к осознанию собственного «Я» (или Самости), нужно пройти путь разотождествления с внутренними объектами или состояниями, с тем, чтобы принять их как свое «содержимое».
Пример. Клиентка, находившаяся в длительной симбиотической связи с матерью, на мою просьбу дать ассоциацию к слову «Я», ответила сначала «Вы», а потом «не знаю». На следующей сессии она сказала, что поняла, что не знает, кто она. Вместе с тем, она стала говорить о том, что преследующие ее состояния сильного гнева, нетерпимости и ненависти - это состояния ее матери. В течение некоторого времени это открытие позволяло ей более терпимо относиться к своим агрессивным импульсам, и, рассказывая о них, она повторяла, что это - не она, а ее мать в ней. Это был первый этап осознания: «это - не я», или наблюдения за повторяющимися состояниями, которые стали ей чуждыми, при одновременном разотождествлении с агрессивным первичным объектом. Идентификация со мной позволила ей однажды получить опыт такого состояния, про которое она сказала: «Это - я. Я - есть». Приступы агрессии продолжались, но окрепшее осознающее «Я» уже могло с ними справляться, хотя она все еще называла их «мамины состояния». Однажды, когда она описывала свою ярость, она опять сказала мне, будучи уверенной, что я ее поддержу, как я делала это прежде: «Но это – не я». Однако в этот раз я не согласилась с ней, а спросила: «А кто же это?». Она ответила, как обычно, «мама», но уже не была в этом уверена, так как я не выразила подтверждения. Наступила фаза осознания состояния или принятия: «И это - я». Осознание этого было довольно болезненным, но привело к тому, что приступы агрессии стали контролируемыми, не столь бурными, появлялись реже, быстрее проходили. Вместе с тем постепенно нормализовались отношения с матерью. Клиентка научилась понимать ее «как себя», выдерживать ее агрессию и управлять своей.
Работу по осознанию состояний можно назвать практикой развития сознания, которая имеет свои этапы: 1) получение опыта состояния; 2) накопление опыта состояния при повторах; 3) знание состояния; 4) удержание состояния (управление состоянием); 5) осознание состояния и прекращение его повторения, что ведет к какому-то иному, ранее неизвестному состоянию, т. е. производит глубокую трансформацию в психической структуре. Эти этапы могут сосуществовать, между ними нет четкой границы до момента осознания.
С «экономической» точки зрения можно предположить, что чем более аффективно нагружено получение опыта, например, детской травмы, тем сильнее будут защиты от его осознания, и тем большее количество повторов в терапии необходимо для того, чтобы накопить силы, достаточные для преодоления сопротивления осознанию.
Пример. Клиентка не могла дифференцировать чувства, она не могла ответить на вопрос «что вы чувствуете», например, когда начинала плакать по непонятной причине или испытывала сильнейший физический и психический дискомфорт. Сначала она говорила, что ничего не чувствует, потом - что чувствует какой-то «комок чувств». Потом смогла выделять из этого сплетения разные негативные чувства. Затем поняла связь чувства страха с определенными болезненными ощущениями в теле. Затем она начала отслеживать появление приступов страха и болезненных ощущений в повседневной жизни и связывать с сопутствующими обстоятельствами. Но все равно оставалось загадкой, почему эти обстоятельства вызывают такое состояние. Однажды, когда она рассказывала о своих наблюдениях, она испытала приступ страха в моем присутствии, и смогла его подробно описать. Попутно вспомнились некоторые эпизоды прошлого, и мы проработали негативный перенос. Стало легче в том смысле, что она перестала бояться этих приступов и могла осознавать их появление - «это страх», хотя оставалась непонятной его причина. В конечном итоге она смогла вспомнить детскую травму, которая была связана с сильнейшим аффектом страха и боли, и освободиться от симптома, место которого заняло осознанное воспоминание. Для этого понадобилось несколько лет. Однако это не значит, что мы занимались только этой проблемой. Были осознаны еще и другие состояния, которые портили жизнь, а точнее, делали ее невыносимой.
В заключении хочется сказать о том, что развитие сознания парадоксально и не может быть описано языком бинарных оппозиций. Осознание происходит: индивидуально - и при взаимодействии; мгновенно - и в процессе предварительного получения и накопления опыта; при условии сознательной установки или намерения осознавать - и спонтанно, непредсказуемо (никто не может предсказать, сколько времени понадобится человеку для того, чтобы осознать то, что ему кажется уже известным); в направлении проблемы - и в направлении преодоления этой проблемы; в стремлении к удовольствию (избавлению от болезненных чувств) - и в стремлении к повторению ситуаций неудовольствия для их осознания; с использованием мышления - и в воздержании от сужения; движется вспять (к осознанию прошлого) - и рожает будущее; всегда нравственно - и не выносит моральных суждений; связано с преступлением, но освобождает от наказания; стремится к причине, но обнаруживает следствие; познает Оно, но узнает Себя.