Библия о плоти и духе. Библия онлайн

16 Я говорю , поступайте по духу , и вы не будете испол нять вожделений плоти ;

17 Ибо плоть желает противного духу , а дух - противного плоти : они друг другу противятся , так что вы не то делаете , ч то хотели бы .

18 Если же вы духом водитесь , то вы не под законом .

19 Дела плоти известны ; они суть : прелюбодеяние , блуд , н ечистота , непотребство ,

20 Идолослужение , волшебство , вражда , ссоры , зависть , г нев , рэспри , разногласия ,( соблазны ), ереси ,

21 Ненависть , убийства , пьянство , бесчинство и тому подобное ; предваряю вас , как и прежде предварял , что поступающие так Царствия Божия не наследуют .

22 Плод же духа : любовь , радость , мир , долготерпение , б лагость , милосердие , вера ,

23 кротость , воздержание . На таковых нет закона .

24 Но те , которые христовы , распяли плоть со страстямии похотями .

25 Если мы живем духом , то по духу и поступать должны .

ГлавнаямысльвторойполовиныПосланияк Галатам состоит в том, что жизнь во Христе -э то свобода.Прежде мы были в рабстве,под осуждением закона, но Христос освободил нас. Мы были рабами греха, но теперь мы - дети Божьи.

Однако всякий раз, когда Павел говорит о свободе, он предупреждает, что ее очень легко потерять. Неко торые вновь соскальзывают из свободы в плен (5:1), другие превращают свободу во вседозволенность (5:13). Об этом Павел говорил в двух последних рассмотрен ных нами отрывках. Особенно в стихах 13-15 он под черкивал, что истинная христианская свобода выражается в воздержании, в заботливом служении ближним и в послушании Божьему закону. Теперь перед нами стоит вопрос : каким образом все это возможно? И ответ на него таков: Духом Святым. Только Он сможет сохранить нас поистине свободными.

Отрывок, где Павел об этом рассуждает, просто на полнен Святым Духом. Его имя упоминается здесь семь раз. Он предстает перед нами как Освящающий нас, Единственный, Кто может противостоять плоти и покорить ее (ст. 16-17), дать нам возможность соблю дать закон и избавиться от его жестокой власти (ст. 18) и произрастить в нашей жизни плод праведности (ст. 22-23). Итак, обладание христианской свободой зависит от Духа Святого. Действительно, освобождает нас Христос. Но без постоянной, направляющей, освящающей работы Святого Духа эта свобода неизменно будет сведена к вседозволенности.

Рассуждения этого отрывка можно разделить на две части и озаглавить их так: «наличие внутреннего кон фликта у христиан» и «путь христиан к победе».

1. Наличие внутреннего конфликта у христиан (ст. 16-23)

Соперники в этом конфликте названы «плотью» и «духом». Стихи 16-17: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть же лает противного духу, а дух - противного плоти». Под «плотью» Павел подразумевает то, чем мы являемся по естеству и наследственности - наше падшее состо яние, то, что Новый английский перевод и Дж. Б. Филлипс называют нашим «низшим естеством». Под «духом» он, по-видимому, подразумевает С амого Свя того Духа, Который обновляет и возрождает нас, сна чала дав нам новое естество, а потом оставаясь жить в нас. Проще сказать, «плоть» - это то, кто мы такие по естественному рождению; «дух» - это то, чем мы становимся благодаря рождению свыше, рождению Ду хом. И эти два начала, плоть и дух, резко противостоят друг другу.

Некоторые учителя считают, что у христиан нет внутреннего конфликта, нет гражданской войны, по тому что, как они утверждают, плоть уже уничтожена и прежнее естество христианина мертво. Данный отрывок противоречит такой точке зрения. Христиане, по меткому выражению Лютера, - это «не бесчувственные бревна и камни», то есть те, «которых ничто не трога ет, которые никогда не испытывают вожделений или плотских желаний». 1 Конечно, по мере того как они учатся поступать по духу, плоть все более покоряется. Но плоть и дух остаются, и борьба между ними ярост на и упорна. Можно пойти дальше и сказать, что этот конфликт присущ именно христианам. Мы не отри цаем того, что в нехристианах существует такое явле ние, как нравственный конфликт, но утверждаем, что у христиан эта борьба яростнее, поскольку они обла дают двумя естествами плотью и духом, находя щимися в непримиримом противостоянии.

Теперь нам нужно взглянуть, к какому поведению склонно каждое естество.

а. Дела плоти (ст. 19-21)

«Дела плоти известны», - говорит Павел. Они для всех очевидны. Сама плоть, наша прежняя природа, невидима и незаметна, но ее дела, слова и поступки, в которых она проявляется, находятся на поверхности и всем видны. Что это за дела?

Перед тем как посмотреть на список «дел плоти», нужно добавить кое-что еще в связи с выражением «вожделения плоти» (ст. 16). К сожалению, в английском языке это слово приобрело смысл, какого не было у его греческого эквивалента. Сегодня «вожделение» или «похоть» означает «необузданное сексуальное же лание», а «плоть» означает «тело», и, таким образом, «вожделения плоти» и «грехи плоти» связываются (в представлении обычного человека) с аппетитами нашего тела. Но Павел подразумевает под этим более широкое значение. Для него «вожделения плоти» яв ляются всеми греховными желаниями нашего падшего естества. И уродливый список «дел плоти» не оставля ет нам в этом никакого сомнения.

Это не значит, что данным списком они все ис черпываются, потому что Павел заканчивает его сло вами «и тому подобное» (ст. 21). Но то, что включено в список, по-видимому, относится к четырем сферам: секс, религия, общество и алкоголь.

Во-первых, секс: прелюбодеяние, блуд, нечистота, не потребство (ст. 19). Прелюбодеяние и блуд - это сек суальные отношения вне брака и измена супругу, но также и любой вид незаконного сексуального пове дения. «Нечистоту», наверное, можно понять как «неестественный порок», 2 а «непотребство» - как «непри стойность», что означает «открытое и дерзкое пренебрежение приличиями». Этих четырех слов доста точно, чтобы показать, что все сексуальные беззакония, открытые или тайные, в браке или вне брака, «есте ственные» или «неестественные», относятся к разряду дел плоти.

Во-вторых, религия: идолослужение , волшебство (ст. 20). Важно увидеть, что идолослужение является та ким же делом плоти, как и сексуальная безнравствен ность, а значит, дела плоти включают в себя и пре ступления против Бога, точно так же, как против ближнего и против самих себя. Если «идолослужение » - это вызывающее поклонение другим богам, то «вол шебство» - это «тайное вмешательство в мир сил зла». 4

В-третьих, общество. Павел приводит восемь примеров нарушения личных взаимоотношений, которые Новый английский перевод толкует как «ссоры, свар ливый характер, зависть, приступы ярости, эгоисти ческие амбиции (или «вспышки раздражения» и «стре мление к высокому положению 5), разногласия, интри ги соперников и ревность» (ст. 20-21).

В-четвертых, алкоголь: пьянство, бесчинство (или в Новом английском переводе - «приступы запоя и ор гии», ст. 21).

К этому списку дел плоти в сферах секса, религии, общества и алкоголя Павел добавляет серьезное пред упреждение. «Предваряю вас, - пишет он, как и прежде предварял [когда был с ними в Галатии ], что поступающие так [глагол prassontes означает, скорее, привычное поведение, нежели одиночный проступок] Царствия Божия не наследуют» (ст 21). Поскольку Царство Божье - это царство благочестия, праведности и воздержания, из него будут изгнаны те, кто потвор ствует делам плоти. Ибо подобные дела свидетель ствуют, что такие люди не находятся во Христе. А если они не Христовы, тогда они и не являются семе нем Авраамовым , «по обетованию наследниками» (3:29). Другие упоминания о нашем наследии во Хрис те, ожидаемом или потерянном, можно найтивПо слании к Галатам 4:7, 30.

б . Плод Духа (ст. 22-23).

Здесь перед нами - собрание девяти христианских добродетелей, которые показывают христианское отно шение к Богу, к окружающим и к самим себе.

Любовь, радость, мир. Эта триада включает в себя основные христианские добродетели. Однако они пре жде всего касаются нашего отношения к Богу, ибо первая любовь христианина - это его любовь к Богу, его главная радость - радость в Боге, его глубочайший мир - мир с Богом.

Далее идут долготерпение, благость, милосердие. Это социальные добродетели, направленные, скорее, на че ловека, нежели на Бога. «Долготерпение» - это вы держка и терпение по отношению к тем, кто раз дражает или гонит нас. «Благость» касается нрава, характера, а «милосердие» - слов и дел.

Затем вера, кротость и воздержание. «Вера» (или «верность»), по-видимому, описывает надежность хрис тианина. «Кротость» - это смиренная мягкость, прояв ленная Христом (Мф . 11:29; 2 Кор . 10:1). И оба этих качества являются аспектами «самоконтроля» или «воз держания», которое и завершает список.

Итак, можно сказать, что прежде всего дела Духа -« любовь, радость, мир» - направлены на Бога; дела «долготерпения, благости и милосердия» направлены на людей, а дела «веры, кротости и воздержания» - на самого христианина. Все они плод Духа, естест венный результат, появляющийся в жизни христиан, ведомых Духом. Неудивительно, что Павел вновь до бавляет: «На таковых нет закона» (ст. 23). Ибо закон должен обуздывать, сдерживать, отпугивать, а здесь отпугивать незачем.

Теперь, когда мы по отдельности рассмотрели «дела плоти» и «плод духа», нам должно быть еще более ясно, что «плоть» и «дух» находятся в решительной борьбе друг против друга. Они тянут в противоположных направлениях. Между этими двумя существует «непрестанная смертная вражда». 6 И в результате этой борьбы «вы не то делаете, что хотите» (ст. 17).

Параллель между этой коротенькой фразой и второй половиной 7 главы Послания к Римлянам кажется мне слишком явной, чтобы быть случайной. Каждый обновленный христианин может сказать: «По внутрен нему человеку нахожу удовольствие в законе Божием » (Рим. 7:22). То есть: «Я люблю этот закон и стремлюсь исполнять его. Мое новое естество жаждет Бога, благочестия и благости. Я хочу быть добрым и творить добро». Таков язык каждого возрожденного верующего. «Но, - приходится добавить ему, - своими силами, даже с этими новыми желаниями я не могу делать то, что хочу. Почему? Из-за греха, что живет во мне». Или, как говорит об этом Апостол здесь, в пятой главе Послания к Галатам , «из-за сильных желаний плоти, противных духу».

Вот каков внутренний конфликт христиан - яростный, ожесточенный, упорный. Более того, в этой борь бе христианин просто не может победить своими силами. Ему приходится говорить: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18), или, как бы говоря с самим собой, «ты не то делаешь, что хотел бы» (Гал . 5:17).

«И это все? - спросит недоумевающий читатель. - Что же, этим трагическим признанием «я не то делаю, что хотел бы» и завершается рассказ о внутреннем нравственном конфликте христианина? Это и есть все, что предлагает христианство - ощущение постоянного поражения?» На самом деле, это не так. Если бы нас предоставили самим себе, мы и не могли бы делать то, чего хотели бы; вместо этого мы покорились бы желаниям своего старого естества. Но если мы «поступаем по духу» (ст. 16), тогда мы не будем исполнять вожделений плоти. Мы будем их испытывать, но не станем им потакать. Наоборот, мы принесем плоды Духа.

2. Путь христиан к победе (ст. 24-25)

Что делать, чтобы управлять вожделениями плоти и приносить плоды Духа? Если ответить коротко, надо придерживаться истинного христианского отношения и к одному, и к другому. По собственным словам Апостола, надо «распять» плоть и «поступать» по духу, а. Надо распять плоть

Эту фразу мы встречаем в стихе 24: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Этот стих часто понимают неправильно. Обратите вни мание: «распятие» плоти, описанное здесь, не делается для нас; мы сами это делаем. Здесь говорится, что именно мы сами «распяли плоть». Пожалуй, лучше всего предупредить частое недопонимание, сказав, что Гал . 5:24 не содержит ту же самую истину, что Гал . 2:20 или Рим. 6:6. В тех стихах говорится, что по своему единению с Христом верой «мы сораспялись с Ним». Но в этом отрывке действуем уже мы сами. Мы «распяли» свое старое естество. Теперь это уже не «умирание», которое мы испытали через единение с Христом; скорее, здесь намеренное «убивание».

Что это значит? Павел заимствует образ распятия, конечно, у С амого Христа, сказавшего: «Кто хочет идти со Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и сле дуй за Мною» (Мк . 8:34). Говоря «возьми крест свой», Господь отчетливо нарисовал картину самоотречения. Каждый последователь Христа должен вести себя, как приговоренный преступник, и нести свой крест к мес ту казни. Теперь Павел доводит эту метафору до логи ческого завершения. Нам нужно не только взять и нести свой крест, но и убедиться в том, что казнь состоялась. Фактически, нужно взять плоть - наше своевольное и капризное «я» - и (говоря метафори чески) пригвоздить ее к кресту. Так Павел наглядно описывает покаяние, когда мы отворачиваемся от прежней эгоистичной, грешной жизни и полностью, навсегда отвергаем ее.

Тот факт, что плоть должна быть распята, очень важен. Доказывать от аналогии всегда очень риско ванно, но мне кажется, что следующие моменты, сов сем не являются игрой воображения, а принадлежат понятию распятия и не могут быть от него отделены.

Во-первых, христианское отречение от старого ес тества должно быть безжалостным. Распятие в греко- римском мире было далеко не приятной формой каз ни, и его не применяли к милым и утонченным людям; его оставляли для самых закоренелых преступников, и именно поэтому для Иисуса Христа распятие было таким позором. Таким образом, если мы хотим распять плоть, надо ясно представлять себе, что плоть - это не какая-то уважаемая личность, к которой нужно относиться вежливо и с почтением, а нечто настолько злобное, что не заслуживает ничего, кроме распятия.

Во-вторых, отрекаться от старого естества будет больно. Распятие было казнью, «приносящей сильную боль» (Гримм-Тейер ). А кому из нас незнакома острая боль внутренней борьбы, когда отрекаешься от «вре менных, греховных наслаждений» (Евр . 11:25)?

В-третьих, отречение от старого естества должно быть решительным. При распятии жертва умирает хотя медленно, но верно. Преступники, пригвожденные к кресту, не выживали. Джон Браун отмечает значение этого факта для нас: «Распятие... приводило к смерти не внезапно, а постепенно... Истинным христианам не удается полностью уничтожить ее (т. е. плоть) здесь, внизу; но они пригвоздили ее к кресту и намерены держать ее там, пока она не скончается». 7 Е сли пре ступника прибивали к кресту, он оставался там до самой смерти. На место казни приводили солдат для охраны. Они обязаны были следить, чтобы никто не снял жертву с креста, по крайней мере пока она не умрет. «Но те, которые Христовы, - говорит Павел, -р аспяли плоть со страстями и желаниями». Греческий глагол стоит здесь в aorist (грам. форма глагола, обоз начающая мгновенное или предельное действие) и означает, что мы сделали это решительно в момент обращения. Придя к Иисусу, мы покаялись. Мы «распяли» все дурное, что знали. Мы взяли свое старое эгоистическое естество со всеми его греховными страстями и желаниями и пригвоздили его к кресту. И это наше покаяние было решительным, таким же реши тельным, как распятие. Итак, говорит Павел, если мы распяли плоть, надо оставить ее умирать. Ежедневно нам надо обновлять в себе такое вот безжалостное и бескомпромиссное отречение от греха. По словам Иисуса, записанным Лукой, христианин должен «брать свой "крест каждый день» (Лк. 9:23 - англ. п ер.).

Это библейское учение так часто игнорируют, что его нужно повторять снова и снова. Первый великий секрет святости лежит в глубине и решительности покаяния. Если нас постоянно беспокоят неугомонные грехи, это происходит потому, что мы либо никогда не раскаивались по-настоящему, либо не поддерживаем своего покаяния. Это подобно тому, как, пригвоздив старое естество к кресту, мы вновь и вновь с сожа лением возвращаемся на место казни. Мы начинаем жалеть жертву, любить ее, жаждать ее освобождения, даже пытаемся снять ее с креста. Нам нужно научиться оставлять ее на кресте. Когда в голову приходят какие-нибудь ревнивые, гордые, злобные или нечистые мыс ли, их нужно немедленно вышвырнуть вон. Если на чать их рассматривать, рассуждая, покоримся мы им или нет, - это провал. Мы объявили им войну; давайте не будем возобновлять переговоры. Мы решили этот вопрос раз и навсегда; не следует поднимать его снова. Мы распяли плоть; не будем же вынимать из нее гвозди.

б . Надо поступать по Духу 8

Теперь мы обращаемся к тем отношениям, которые нам надо усвоить, - к Святому Духу. Они описываются двумя способами. Во-первых, надо «водиться духом» (ст. 18). Во-вторых, это значит «поступать по духу» (Английский авторизованный перевод - «в духе», ст. 16 и 25). В греческом оригинале в обоих предложениях слово «дух» стоит на первом месте для усиления его значимости; употребляется здесь простой дательный падеж (нет никаких предлогов, ни «по », ни «в »), а глагол стоит в настоящем продолженном времени. В то же самое время ясно видно различие между выра жениями «водиться духом» и «поступать по духу», поскольку первое выражение стоит в пассивном залоге, а второе - в активном. Дух ведет нас, но идем-то мы сами.

Во-первых, христианин изображается как человек, «водимый Духом». Здесь употреблен глагол, который вызывает в воображении образы крестьянина, пасущего стадо, пастуха, ведущего своих овец, солдат, конвоирующих заключенного в тюрьму или в суд, или ветра, подгоняющего корабль. Метафорически его употребляют, говоря как о добрых, так и о злых духах, - о злой силе сатаны, сбивающей людей с пути (напр. 1 Кор . 12:2; Еф . 2:2), и о Святом Духе, Который вел Христа во время Его искушения в пустыне (Лк. 4:1-2), а сегодня ведет детей Божьих (Рим. 8:14). Будучи нашим «водителем», Дух Святой берет на Себя иници ативу. Он противопоставляет С вои желания желаниям плоти (ст. 17) и производит в нас святые, небесные помыслы. Он мягко направляет нас, и нам нужно покориться Ему и Его водительству.

Негромко глас Его звучит, Подобно дуновенью. Проверит душу, усмирит Мои сомненья.

Всю доброту и чистоту Господь в меня вложил, И мне победу подарил Л ишь Он один.

Но было бы большой ошибкой считать, что мы обязаны лишь пассивно покориться управлению Духа, как будто бы от нас и требуется только повиновение Его водительству. Напротив, нам самим нужно «поступать по духу», идти активно и целенаправленно по верному пути. А Дух Святой - это тропа, по которой мы ступаем, и спутник, который указывает нам дорогу.

Это становится ясным, когда тщательно сравнива ешь стихи 16 и 25. В обоих стихах употреблено одно слово «поступать» (англ. - «и дти», прим. перев.), но в греческом эти слова различны. Глагол в 16 стихе -о бычный глагол, обозначающий ходьбу; но в 25 стихе ( stoiched ) он буквально обозначает людей, «выстроившихся в одну линию». Таким образом, он означает «идти по цепочке» или «идти с кем-то в одном ряду». Так говорится о верующих, разделивших с Авраамом его веру и поэтому «ходящих по следам веры» Авра ама, т. е. следующих его примеру (Рим. 4:12). Подоб ным образом говорится о христианах, живущих «по правилу», согласно тому, чего они уже достигли (Флп . 3:16), поступающих «по правилу» и в соответствии с требованиями закона (Деян . 21:24) или с истиной Евангелия (Гал . 6:16). В каждом из этих случаев есть какое-то правило, стандарт или принцип, которому нужно следовать. В Гал . 5:26 это «правило», или «линия», Самого Духа Святого и Его воли. Итак, «поступать по Духу» - значит намеренно идти по этому пути или в соответствии с правилом, выдвигаемым Святым Духом. Дух «ведет» нас; но нам нужно «идти рядом» с Ним, согласно Его правилу.

Поэтому точно так же, как мы «распинаем плоть», отвергая все дурное, мы должны «поступать по духу», следуя всему доброму. Мы отвергаем одну тропу, что бы пойти по другой. Мы отворачиваемся от зла, чтобы заняться тем, что есть благо. И если необходимо быть безжалостным, отворачиваясь от дел плоти, то так же необходимо быть дисциплинированным, поворачиваясь к делам Духа. Писание говорит, что нам надо «помышлять о духовном», «помышлять о горнем», «о том и помышлять» (т. е. о том, что истинно, честно, справед ливо, чисто, любезно, достославно, что только добро детель и похвала). 9

И это мы увидим на всем жизненном пути, в том, как мы проводим время отдыха, что мы читаем, как выбираем друзей и знакомых. Прежде всего мы уви дим это в том, что авторы прошлого называли «при лежным использованием благодати», то есть в дисци плинированной молитвенной жизни и размышлениях о Писании; в общении с верующими, которые побуж дают нас любить и творить добрые дела; в соблюдении Дня Господня, в участии в общем поклонении и Вече ре Господней. Всеми этими способами мы участвуем в духовных делах. Недостаточно просто покориться; нам нужно активно идти путем Духа. Только так проявятся в нас Его плоды.

Вывод

Мы увидели, что дела плоти многочисленны и злы, что плод Духа приятен и необходим, что плоть и Дух находятся в постоянной борьбе друг с другом и сами мы не в силах делать то, что хотели бы; что мы должны распять плоть, отвергнуть ее злые пути и поступать по Духу, приняв Его благое водительство.

Победы может достичь каждый христианин, по скольку каждый христианин «распял плоть» (ст. 24), каждый христианин «живет духом» (ст. 25). Наша за дача - ежедневно вспоминать эти истины и жить в соответствии с ними. Если мы распяли плоть (а мы это сделали), тогда нам нужно оставить ее крепко прибитой к кресту, чего она и заслуживает, а не пы таться вытащить гвозди. И если мы живем по Духу (что мы и делаем), тогда нам нужно «поступать по духу». Когда подкрадывается искуситель со своими злобными инсинуациями, мы должны дать ему ярост ный отпор и сказать: «Я - Христов. Я распял свою плоть. И речи быть не может о том, чтобы я даже помыслил снять ее с креста». И опять: «Я - Христов. Его Дух живет во мне. И поэтому я буду помышлять о делах Духа, поступать по Духу, согласно Его руководству, день за днем».

Ст. 19-21 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют

Теперь ты, обвинитель плоти своей, скажи мне, если ты думаешь, что это сказано о борьбе и вражде ее (пусть даже прелюбодеяние и блуд, по-вашему, зависят от плоти), – как вражда, ссоры, зависть, распри, ереси и волшебство (а все это, равно как и другое, конечно зависит от воли, только развращенной), как они-то могут зависеть от плоти? Видишь, что (апостол) говорит здесь не о плоти, а о земных и низменных помыслах? Поэтому он возбуждает и страх, говоря: «поступающие так Царствия Божия не наследуют» . А если бы это зависело от злой природы, а не от развращенной воли, то ему скорее следовало бы сказать не – «творят», но – «претерпевают». Но за что же они, в таком случае, лишаются и царствия? Ведь как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле. Вот почему и Павел угрожал так.

Беседы на послание Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Явлена же суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние

Внушал Апостол, что, во внутренней нашей брани, нам должно противостоять самости и самоугодию и всегда следовать требованиям и влечениям духа. Теперь показывает пространство и поприще духовной брани, от чего отстать и чему противиться должно.

Перечисляя дела самоугодия, Апостол не всё выводит на среду и в том, что выставляет, не указывает тонких оттенков, а называет лишь наиболее выдающиеся самоугодливые дела и в самом грубом, отталкивающем их виде. Это потому, что плотская жизнь языческая обнаруживалась в таких наиболее делах, как все это видели и знали, и потому, что, когда возбудится отвращение к делам неодобрительным, образуется вместе отвержение и помыслов, и пожеланий их, и в первом нельзя хорошо успеть, не имея второго.

Явлена суть дела плотская. Явлена , φανερα, - явны, всем известны, по общему нравственному чувству и голосу совести. Или явны вам, яко христианам: и гражданин честный не одобрит их, а не только христианин, благодатию возрожденный. Или явны: пред глазами вашими этот позор разумной твари; посмотрите, как живут язычники и все нераскаянные грешники, в забвении о Боге и будущей участи своей. - Дела плотская - суть дела самости, самоугодия, того заправляющего жизнию человека начала, которое привилось к нему вследствие падения и заставляет его, вместо Бога, себе угождать, вместо духа, влечениям плоти следовать, вместо вечных - одни временные любить и вкушать блага.

Осьмнадцать видов греховных дел перечисляет святой Апостол; но очевидно они делятся на две половины: на дела силы пожелательной и на дела силы раздражительной. Заимствую такие наименования из писаний Отцов -подвижников, у которых все недобрые движения души подводятся под эти две силы, кои называют они иногда и короче - похотию и гневом. Им противополагают они ум, то же, что у нас названо духом; и всю борьбу внутреннюю сводят на борьбу ума-духа с похотию и гневом, или с движениями пожелательной и раздражительной силы души. Видно, что их наставления совершенно согласны с указаниями святого Павла. И всякий может заметить на себе, что он непрестанно движется между этими двумя, переходя от похотения к раздражению и от раздражения к похотению, когда не имеет в цели лучшего, - того, что указывает дух.

Сначала перечисляет Апостол недобрые дела пожелательной силы или похотения, когда она не слушает внушений ума или духа. Выставляет самое срамное. Прелюбодеяние - плотские грехи, более в брачном союзе, и блуд - плотские грехи - вне сего союза; нечистота и студодеяние - плотские грехи противоестественные. Под нечистотою, впрочем, может быть, разумеется и осквернение души срамными помыслами с услаждением и желанием дела; а под студодеянием - разлив похотствования до бесстыдства и мании, когда и людей даже не срамятся. Идолослужение тою стороною сюда относится, в коей наиболее действующею являлась похоть. Были у язычников божества, коим и служба совершалась удовлетворением сей страсти. И чародеяния здесь помянуты, потому что часть их отряжена была в пособие плотским грехам, как-то: составы зелий и трав и разные наговоры, с целию произвесть взаимное обаяние, или, как у нас говорят, приворот. В житии Киприана и Иустины можно видеть, как это делалось (см. Четьи-Минеи, 2 октября).

Дела раздражительной силы или гнева указываются такие: вражды ,- когда одно лицо с другим, или семейство с семейством, или род с родом во вражде состоят - не видаются, не встречаются, не говорят, и если не замышляют зла, то желают, чтоб оно постигло другую сторону, и рады, когда это бывает; рвения , ερεις, - тяжбы, брань, ругательства, споры, когда ни в чем не хотят уступить другому и на волос, всегда хотят поставить на своем; завиды - не то, что зависть, а: ζηλοι, - когда бьются из всех сил, чтоб не дать другому опередить себя в чем-либо, в чести, в богатстве, в вещах, в должностях, в чем бы то ни было, причем предполагается неприязненность к тому, кто выдается, с желанием подставить ему и ногу: это извращенное эгоизмом соревнование; ярости , θυμοι, - сердитость, гневливость, когда кто бывает как порох, за всякую малость вспышка гнева, брань и даже драка; разжжения , εριθειαι, - когда сердят других, посевают раздоры, разжигают одних против других, поджигают всякие нестроения в обществе, семействах и между частными лицами; распри , διχοστασια, - надвое разделение или распадение, когда кто ни с кем не мирен, не миролюбец, раздорник, или когда кто заводит партии, немирный дух партий, соблазны - в греческом нет,- скандалы или делание сцен, как говорят: такой-то или такая-то сделал мне сцену; ереси , - может быть, это не разделение в предметах верования: ибо Апостол пишет картину с языческой жизни, а там разделений в этом роде не бывало; скорее, это вообще разделение, из каких бы то видов ни было, только с враждебным, неприязненным духом, требующим изгнания или смерти противникам; зависти , φθονοι, - когда завидуют счастию другого и злятся на всякого, зачем ему хорошо, с смертельною, однако ж, неприяз-нию и к нему, от коей дышащая убийствами ненависть; убийства , (φονοι, - не по одному созвучию постановлено после: φθονοι, - а по существу дела так бывает: φθονος вполне удовлетворяется в φονος;. Это верх неприязненных отношений к другому. Образец - Каин.

Последние два: пьянства и безчинны кличи - проводятся не в том смысле, что Апостол хотел дополнить ими дела похотные, а в том, что в этих двух похоть и ярость обе находят себе удовлетворение. Это будто дома, в которых они живут. Пьяный - и срамные дела творить, и раздорить готов. Равно на пирушках и похоть, и гнев разыгрываются широко. Бесчинны кличи, κωμοι, -пирушки, заводимые затем только, чтоб потешиться и шумно повеселиться.

И подобная сим в той и другой части греховных дел, и в похотной, и в раздражительной. Дополнить этот список, по примеру сказанного, может и всякий сам собою.

Яже предглаголю - относительно них я говорю наперед, то есть прежде чем наступил суд; якоже и предрекох , - как и сказал уже, тоже наперед, вероятно, когда лично преподавал им наставления о христианском образе жития. Яко таковая творящий Царствия Божия не наследят . Не наследят решительно Царствия Божия того, которое откроется по втором пришествии, неизреченно блаженного и вечного. Суд над ними будто уже произнесен и скреплен. Но когда говорит Апостол: таковая творящии ,- то дает разуметь, что суд этот над ними в силе, пока они вращаются в такого рода делах. Выдь они из того круга, и суд не падет на них. Это блаженное изменение чается от них до самого последнего издыхания. Дотоле и обетование - снять с них этот приговор. Но когда отворится смертию дверь в другую жизнь и исходом отселе затворится, тогда всему конец.

Блаженный Августин пишет: «таковая творящии Царствия Божия не наследят . Творят же сие и те, которые, склоняясь на пожелания плотские, вожделевают и дел их, хотя не имеют возможности привесть их в исполнение. А те, которые, чувствуя приражение плотских движений, остаются непреклонными к ним и не только не представляют членов тела своего в орудия к деланию греха, но и мановением даже не изъявляют согласия на то, эти не творят таковая и, следовательно, Царствие Божие наследят. Ибо, очевидно, в мертвенном теле их не царствует уже грех так, чтобы слушаться его в похотях его, хотя и обитает еще в нем. Иное дело грешить, а иное иметь грех. В ком не царствует грех, то есть кто не слушается похотей его, тот не грешит; но, в ком не было бы и самых пожеланий греховных, тот не только не грешил бы, но и совсем не имел бы греха. Это, впрочем, в этой жизни может быть достигнуто только в некоторой степени, в совершенстве же явится по воскресении».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Блж. Иероним Стридонский

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство

Слова апостола: А дела плоти известны, показывают, что эти дела известны всем, потому что они сами по себе очевидны, как злые и такие, которых должно избегать; и очевидны настолько, что даже делающие их желают скрыть то, что делают. Или же, может быть, [что они] известны только тем, которые уверовали во Христа, потому что многие из язычников полагают славу свою в своих безобразиях и думают, что если они удовлетворили свои похоти, то одержали «победу» над бесчестием.

ТЕМА 10
ДЕЛА ПЛОТИ

Плоть - это греховная составляющая человеческой природы с ее растленными желаниями. Она остается в христианине после его обращения и является в нем мертвым элементом: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божью не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:6-8, 13). Те, кто творят дела плоти, не наследуют царства Божьего. Поэтому делам плоти следует противиться и умерщвлять их в постоянной битве, которую верующий ведет Святым Духом.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божья не наследуют» (Гал. 5:19-21):
1. Прелюбодеяние - половые отношения состоящего в браке человека с кем-либо, кроме супруга или супруги.
2. Блуд - внебрачные половые отношения, удовлетворение полового желания без непосредственного полового акта людьми, не состоящими в браке. «Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1 Кор. 6:15, 16).
3. Нечистота - половые извращения (оральный и анальный секс, гомосексуализм и лесбиянство, секс с животными, онанизм, пристрастие и удовольствие от порнографических фотографий, фильмов или книг), включая похотливые мысли и желания: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3); «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).
4. Непотребство - следование за своими страстями и желаниями до такой степени, когда утрачиваются стыд и чувство меры. Сюда можно отнести также праздное и неправильное времяпрепровождение:
- пристрастие к телепередачам и фильмам, которые в большинстве случаев содержат в себе элементы насилия, оккультизма, аморальности и т.п.;
- пристрастие к компьютерным играм;
- чтение бульварных романов и других книг, содержащих информацию, наносящую вред нравственному и духовному здоровью.
5. Идолослужение - поклонение духам, личностям или изображениям, а также упование на какую-то личность, организацию или явление, как на равное или превышающее Бога и Его Слово. Сюда же относится пристрастие к стяжательству, необдуманному накоплению: «любостяжатель, который есть идолослужитель» (Еф. 5:5).
6. Волшебство - колдовство, спиритизм, черная и белая магия, поклонение демонам и использование наркотиков для «духовных» переживаний: «… не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:9-12).
7. Вражда - сильные негативные чувства и действия по отношению к кому-либо. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15).
8. Ссоры - раздоры, антагонизм, борьба за первенство: «Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: `я Павлов"; `я Аполлосов"; `я Кифин"; `а я Христов"» (1 Кор. 1:11, 12).
9. Зависть - огорчение, досада по поводу чужого успеха: «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет» (Деян. 7:9).
10. Гнев - вспыльчивость, ярость, выражающаяся в жестоких словах и действиях: «ибо они во гневе своем убили мужа» (Быт. 49:6).
11. Распри - эгоистические амбиции и стремление людей к власти: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1).
12. Разногласия - различные учения или мнения, а также действия, разделяющие церковь и разрушающие единство между ее членами: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17, 18).
13. Ереси - проповедь искаженного учения, не соответствующего Библии, но претендующего на звание истины. К этой категории дел плоти относится также увлечение различными мистическими учениями, совершение обрядов и религиозных действий, не соответствующих Священному Писанию. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
14. Ненависть - сильная неприязнь к другому человеку. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15).
15. Убийства - преднамеренное лишение человека жизни (убийство, аборты, самоубийство).
16. Пьянство - употребление любого алкоголя. Исключением является употребление лекарств с содержанием алкоголя и использование слабоалкогольного вина в Вечере Господней.
К подобному делу плоти также относится принятие наркотиков, токсикомания и курение.
17. Бесчинство - превышение чувства меры, а также вызывающее поведение, вечеринки, включающие алкоголь, наркотики, секс и т.п. К данной категории также относятся нарушение установленного порядка, иерархии («чинов»), неуважительное и вызывающее отношение к руководству. В среде христиан это может проявляться в поведении отдельных людей во время членского собрания, когда они неуважительно относятся к руководству церкви, высказываются в оскорбительной манере, прерывают выступление других.

В субботу, 19 мая, в день памяти Иова Многострадального, на богослужении звучат слова апостола Павла из пятой главы Послания Галатам. Процитируем их.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Есть, конечно, люди, и их немало, которые оценивают для себя невозможность совершения тех или иных поступков через страх наказания. Это несколько лучше, чем не иметь вообще никаких ограничений на этот счет и руководствоваться лишь своими сумбурными бесконтрольными желаниями, льющимися потоком. Так обычно буйствует зло, и Павел здесь называет такое расположение человеческих чувств «делами плоти». Но как до таких «дел» человек доходит? Если внимательно следить за мыслью апостола, то понятно станет, что страх наказания и лежит в основе того, откуда они произрастают. Обычно «плоть» и «дух» понимают буквально, и поэтому в христианстве вяло всегда тлело и продолжает тлеть некоторое негласное манихейство, презрение ко всему, мягко говоря, «не духовному».
То есть это именно плоть, материя выдает все нехорошее, а духу свойственно все духовное из себя изводить, то есть - хорошее, то, что Богу должно особенно нравиться. Между тем, словно не замечается, что в «делах плоти» обнаруживаются «идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев», явно не плотские произведения, не одни только пьянство с убийством. В то же время в «духовном» видим «воздержание», то есть прямое участие плоти. Еще чуть ранее апостол говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы», и здесь кажется, что противопоставление плоти и духа именно такое, какое особенно нравится священникам, когда они произносят проповеди - с налетом манихейства.
Однако нет. Павел мыслил гораздо тоньше многих своих даже братьев-апостолов, использовал очень многоярусные метафоры, не всегда сразу доступные для понимания, требующие сильного образного мышления. И только внимательно следя за мыслью, можно понять, что он имел в виду. Безусловно, он не писал тех грубых рекомендаций, в которые порою превращают его слова. Несколько ранее апостол заранее объясняет значение «плоти» как «несвободы», чтобы еще раз подчеркнуть свою основную мысль, присутствующую в каждом его послании (и в каждом же послании христианами дружно игнорируемую): «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры», тем самым объясняя, что «дух» равен «свободе». О несвободных же говорит образами сложными, построенными на весьма непростых ассоциациях: «Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам… Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной».
Помянутое «иносказание», где «два завета» означают «обязанность и свободу», «рабство и обетование», дают ключ и к пониманию «плоти и духа». И действительно, как мы ранее сказали, многие удовлетворяются для ограничения себя от всего дурного страхом наказания. Павел не на шутку опасается, что так, завязнув в законе, христиане снова окажутся там, откуда пришли, откуда вышли с таким трудом: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. … Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? … Малая закваска заквашивает все тесто». Начав снова «вводить закон», спорить об исполнении закона, требовать исполнения, христиане снова становятся рабами закона, и значит несвободными, значит, говоря образно, «рожденными по плоти». А «дела плоти известны». Все закончится тем же самым, если снова избрать этот путь.
То есть для укрощения зла недостаточно страха наказания. Каким бы праведным оно не смотрелось. Это снова приведет к злу. Неизбежно. Ответственность за прекращение «дел плоти» должны нести «плоды духа», Павел перечисляет эти плоды. «Дела плоти» - это тоже ведь «плоды». Несвободы, рабства. И, следовательно, закона, об обязательном исполнении которого снова христиане завели речь. А в законе всегда найдутся уловки. Что не перечислено, то «не страшно делать». Не накажут. Страх наказания перестанет быть регулятором, и на статью закона опять воздвигнутся толкования, разъясняющие, как закон можно обойти. Законно.
Христианство все равно пошло путем закона, несмотря на отчаянные предупреждения апостола Павла. Статей их - не перечесть. А негласных, тех, что придумываются прямо на коленке ради «одноразового использования» - вообще тьма. Вместо того, чтобы учить быть и оставаться свободными, снова вернулись к тому, что стали учить ходить кругами несвободы, бояться наказания и испрашивать советов по каждому мелкому случаю. Примеры? Они повсюду. Заходим на любой известный православный ресурс и прямо по ряду читаем «вопросы к батюшке»: грех ли получить красный диплом, влияют ли длинные волосы на мое спасение, можно ли фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых, запрещены ли Церковью единоборства, можно ли при месячных идти на похороны и так далее.
Сонмы вопросов, на которые священники дают исчерпывающие ответы, бороздя поляну несвободы совместно со своими чадами. И зачем?

Человеческое тело

Нет ничего плохого, или неправильного, в человеческой плоти. Когда Бог создал мужчину и женщину, Он посмотрел на всё сотворенное… :

31 И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
(Быт 1:31).

Тело человека и его плоть представляют собой одно из удивительных творений Бога. Не следует учить детей тому, что их тела дурные или что плоть порочна. Напротив, их следует учить тому, что плоть это творение рук Божьих.

В Библии, всякого рода пороки, названы — делами плоти :

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал 5:19-21).

В этом значении «плоть» часто употребляется в Библии для обозначения зла:

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
(Рим 8:8).

Однако этот отрывок не означает, что человек, живущий в окружающем его мире, не может угодить Богу.

Поэтому, слово сочетание «живущие по плоти», очевидно, означает позволять греху «царствовать в смертном теле», и Павел говорил римским христианам, что им не следует этого допускать:

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
(Рим 6:12-13).

Нет ничего плохого, или неправильного, в материальном мире, сотворенном Богом. Но слово «мир», зачастую употребляется в Библии, подобно слову «плоть», для обозначения зла.

Дела плоти

Дела плоти происходят от внутреннего человека, или его сердца:

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Мр 7:21-23).

Перечисление грехов в Послании к Галатам 5:19-21 включает нечистоту, непотребство, бесчинство, и т.д. Давайте обратим внимание на эти три «компонента, дел плоти», а именно на их греческий перевод.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота , непотребство , идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал 5:19-21).

Нечистота - это akatharsia со значением «похоть; нечистое побуждение; нечистота похотливого, распутного образа жизни». Это слово употребляется в Послании к Римлянам 1:24 и 6:19; 2 Послании к Коринфянам 12:21; Послании к Ефесянам 4:19; 1 Послании к Фессалоникийцам 4:7 и некоторых других отрывках.

24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
(Рим 1:24).

19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
(Рим 6:19).

21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
(2 Кор 12:21).

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
(Еф 4:19).

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
(1 Фес 4:7).

Непотребство - это aselgeia со значением «невоздержанность; распутство, развратность; непристойные телодвижения; не целомудренные отношения между мужчинами и женщинами». Это слово также употребляется в Евангелии от Марка 7:22; 2 Послании к Коринфянам 12:21; Послании Иуды 1:4 (у Иуды это слово переведено как «распутство»).

22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.
(Мк 7:22).
Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
(Иуд 1:4).

Бесчинство - это komos со значением «кутеж, пирушка; веселое шествие; пиршество, сопровождаемое пьянкой и развратом». Греки употребляли это слово для обозначения веселых и шумных вечеринок с употреблением спиртного, которые продолжались до поздней ночи.

Нам не нужна большая исследовательская работа дабы понять, что многие современные танцы попадают под определение трех греческих слов, приведенных выше.

Нет сомнений, что в большенстве своём, современные танцы являются продуктом субкультуры общества в котором мы живём. А современное общество пропагандирует и продвигает идеи, при которых духовные ценности (чистое духовное молоко) ничего не значат, если эти ценности ущемляют «права и свободы» людей. Даже если эти свободы сопряжены с развратам и распущенностью.