Специфика политической деятельности, ее основные виды. Политические процессы

Политическая деятельность - это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, как уже отмечалось, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.

Политическое действие - это добровольное вмешательство или невмешательство отдельного человека или группы людей в отношения политической власти и подчинения. Политическая деятельность имеет место не только тогда, когда совершаются определенные действия, по и тогда, когда имеет место бездеятельность, воздержание от действий. Так дело обстоит потому, что в политической жизни конкретные следствия имеет не только совершение определенных действий, но и невыполнение действий. Абсентеизм, то есть уклонение от действий, непрепятствование событиям в политике представляют собой действие.

Конкретные проявления политической деятельности весьма многообразны: революции, восстания, референдумы, избирательные кампании, митинги, демонстрации, шествия, стачки, государственные перевороты, разработка программ, платформ и т. д.

Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они в конечном счете фокусируются в потребности властвовать. «Но чтобы сделаться фактором детерминирующим деятельность, потребность должна трансформироваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Формой ее выражения выступает политическая идея» (Андреев С. С. Политическое сознание и политическое поведение// Социально-политический журнал. - 1992. - № 8. - С. 16).

В идеях получают выражение цели политических действий. «Ясность цели (ее понимание) во многом зависит от того, каким уровнем политического сознания определяется политическое поведение. Теоретический - обеспечивает классам целеполагание, дает четко видимую цель; обыденный же, - в лучшем случае обеспечивает возможность руководствоваться здравым смыслом» (Там же). Чем в большей мере субъект политического действия обладает теоретическим сознанием, тем целенаправленнее его действия. Субъекты, обладающие таким сознанием, как правило, действуют сознательно, а не обладающие - стихийно. Однако, в реальной действительности ни сознательность действий одних, пи стихийность действий других в большинстве случаев не проявляются в чистом виде. В силу противоречивости интересов субъектов политических действий нередко возникает несоответствие Между их ближайшими и перспективными целями. В силу этого сознательная деятельность нередко дает непредвиденные, в своей сути стихийные результаты; вместе с тем некоторые действия, начавшись стихийно, на определенном этапе становятся сознательными.

Как правило, политическая деятельность совершается на основе системы идей, выраженных в той или иной идеологии. Степень разработанности идеологий бывает разной, однако, как справедливо отмечают многие исследователи, политическое действие всегда представляет собой действие идеологически ориентированное. Результаты, отвечающие потребностям Нормального функционирования и развития общества, может дать политическая деятельность, опирающаяся па подлинно научные теории. Однако, получившая надежные доказательства теория есть необходимое, по не достаточное условие эффективного политического действия. Для успешного политического действия мало обладать научной теорией. Для этого необходимо творческое применение теории с учетом особенностей конкретной ситуации (см.: Санистебан Л. С. Основы политической науки. - М., 1992. - С. 49). Политические действия, как уже отмечалось, весьма разнообразны. Разобраться в многообразии политических действий помогает их типология. Виды политической деятельности могут выделяться на основе разных критериев.

Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей люден (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).

Политическая деятельность подразделяется также на теоретическую и практическую, которые, в- свою очередь, могут быть подразделы на виды меньшей общности.

Заслуживает внимания типология политической деятельности, которую предложил Л. С. Санистебан. Он подразделяет политические действия на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и творческие, стихийные и организованные (см.: Санистебан Л. С. Основы политической пауки. - М., 1992. - С.51-55).

По мнению Л. С. Санистебана, позитивными являются такие политические действия, которые заключаются в том, чтобы «сделать нечто» с целью достижения определенной цели, негативными такие, которые направлены на то, чтобы «прекратить что-то делать», чтобы позволить произойти определенным событиям.

В качестве двух других типов политического действия, считает Л. С. Санистебан, выступают рациональное и иррациональное.

Рациональное политическое действие имеет место тогда, когда его субъект «имеет четкое представление о целях, которые он намеревается достичь, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, способен совмещать свои разные цели, устанавливая систему приоритетов, а также может пересматривать и вносить изменения в свою стратегию, если она не приводит к ожидаемым результатам» (Там же. - С. 51-52).

Вместе с указанными Л. С. Санистебаном чертами рациональное политическое действие, как свидетельствует практика, характеризует умение его субъекта мобилизовать людские, материальные и иные ресурсы для достижения поставленной цели, его способность приспосабливаться к возникающим новым политическим реалиям, своевременно реагировать на новые требования.

Иррациональное, политическое действие характеризуется, говорит Л. С. Санистебан, неспособностью его субъекта «правильно увязывать средства с целями», слепым отношением к «упрямым фактам» действительности, его попытками рассматривать реальную политическую действительность «в соответствии с абстрактными схемами, не имеющим ничего общего или почти ничего общего с этой действительностью» (Там же. - С. 52).

Рациональное и иррациональное политические действия в реальной действительности в «чистом» виде встречаются весьма редко. Рациональное и иррациональное в политических действиях, как правило, «уживаются» рядом, причем в самых различных сочетаниях. Однако, в каждом конкретном политическом действии рациональный или иррациональный момент преобладает. Это позволяет в целом говорить о рациональном или иррациональном политическом действии.

Если политическое действие, говорит Л. С. Санистебан, рассматривать еще с одной стороны, то оно может выступать как инерционное и творческое. В рамках инерционного политического действия его субъект ограничивается воспроизведением существующих форм поведения. Это действие по своей сути консервативно. Его цель заключается в сохранении и воспроизведении существующей политической системы. Стремясь сохранить существующие политические отношения, институты и учреждения, субъекты инерционных политических действий упорно сопротивляются переменам (см.: Там же. - С. 52).

Л.. С. Санистебан не дает определения творческого действия. Однако, в целом под таким действием он понимает такое действие, которое направлено на внесение изменений в существующие политические системы, па создание принципиально новых, более совершенных политических институтов и учреждений.

Вместе с указанными видами политической деятельности, по мнению Л. С. Санистебана, обнаруживаются и действия стихийные и организованные. С этим его утверждением также следует согласиться. В реальной действительности субъекты политической деятельности действуют и стихийно, и организованно. При этом хорошо организованное Политическое действие, как уже отмечалось, иногда перерастает в стихийное, а стихийное - в организованное. С Санистебаном нельзя согласиться в том, что «относительно высокой степенью организованности» характеризуются действия лишь господствующего социального слоя.

Осуществляющий политическое господство социальный слой, имея в своем распоряжении многочисленный аппарат управления, органы насилия, средства массовой информации, безусловно, располагает значительно большими возможностями для осуществления организованных политических действий. Это во многих случаях реализуется на практике, но далеко не всегда. Политические действия высокой степени организованности, как свидетельствуют действительность, способны совершать) и социальные слои, группы, другие общности людей, противостоящие господствующему социальному слою.

Многообразие политических действий указанными их типами не исчерпывается. Исследуя политическую деятельность, есть смысл выделять и ряд ее других типов. В частности, при анализе политических действий целесообразно выделять такие их виды, как действия конструктивные, созидательные и действия разрушительные. Политические действия могут быть спонтанными, спорадическими. Специфическими чертами характеризуются инновационные политические действия и т. д.

Выделяя тот или иной из указанных видов политической деятельности, следует иметь в виду, что в реальной действительности в «чистом» виде они практически не проявляются. Каждый из охарактеризованных видов политической деятельности тесно связан с другими.

1. Формирование политической идеологии всегда осуществляется целенаправленно и, как правило, специальной группой людей («идеологами»).

2. Кроме того, каждая идеология имеет свою орга-низацию, свой тип пропаганды и другие формы идеологического воздействия на массы.

3. Политическая идеология закрепляется в виде тех или иных социально-политических теорий, доктрин, кон-цепций, которые становятся конкретным воплощением идеолого-теоретического уровня политического сознания.

4. Для теоретичес-кого обоснования идеологии огромное значение имеет научный анализ политической действительности, который дает объектив-ный, непредвзятый подход к осмыслению реальных политических процессов и явлений.

5. Подлинно научный анализ политики спо-собствует выяснению объективных причин политических событий, разработке путей регулирования политических интересов в целях их постепенной и планомерной гармонизации.

Идеолого-теоретический уровень политического сознания играет мобилизующую функцию, способствует консолидации дея-тельности людей, придает ей определенную направленность. Имен-но на этом уровне разрабатываются прогнозы политического развития общества.

Идеология, как уже отмечалось, это систематизированная, упорядоченная совокупность идеалов, взглядов, оценок, ценнос-тей, теорий, концепций, целей, которая выражает интересы опре-деленных больших социальных групп, классов и других субъектов политики. Идеология как уровень общественного сознания отра-жает мировоззрение, умонастроение и жизненные позиции ее но-сителей. Политическая идеология отражает совокупность взгля-дов (и т.д.), но по отношению к политике и власти. Примерно с XVII в. начинается активное формирование политических идео-логий. Политическая идеология традиционно институционально формируется в соответствующих политических группировках, со-юзах, партиях, движениях. Однако эта связь не является одно-значной и застывшей, т.к. все эти объединения в ходе своей эво-люции могут изменять свою идеологию.

Политическая (идейно-политическая) доктрина — это систе-ма взглядов, определяющих направления и цели действия в конкретно исторических условиях данной эпохи. Это своеобразное вы-ражение идеологии языком конкретной политики. Политическая доктрина в обществе выполняет ряд специфических функций: аги-тационно-пропагандистскую, интеграционную и мобилизующую, директивную, культурно-воспитательную и т.д.

Политическая программа представляет собой доктрину, при-меняемую в конкретной ситуации, т.е. это изложение и конкрети-зация политической доктрины, разработка ее практической реа-лизации в конкретных исторических условиях.

Идейно-политическая концепция является по своей сути си-стемой взглядов, позиций, определяющей направления и цели дей-ствия в конкретных условиях по конкретным проблемам. Они предполагают в наибольшей степени персонифицированный подход и ограниченную сферу распространения.

Несмотря на огромное многообразие современных идейно-политических доктрин и концепций, они поддаются определен-ной систематизации в соответствии с их идеологическими основа-ми.

Политика и власть

Термин политика в переводе с греческого, как уже отмеча-лось, означает искусство управления государством, государствен-ные или общественные дела.

Однако этимология этого слова не раскрывает его сущности. В действительности в наше время мож-но говорить о политике в широком смысле слова как обществен-ном явлении и в узком — как теоретическом обосновании реаль-ной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным явля-ется понимание политики как общественного явления.

Приступая к рассмотрению любой науки, обычно начинают с ее основополагающих понятий. Так, если для философии это материя и сознание, для политической экономии — способ произ-водства, то для политологии таковыми являются политика и власть. Определение основополагающих понятий представляет определен-ную трудность, т.к. их нельзя определить через другие понятия данной науки. Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны обществен-ной жизни, но не сводится ни к одной из них.

Кроме того, любая теория (марксистско-ленинская или буржуазная) интернациональна, всеобща по своему содержанию, по своей сути для всех стран и народов, выражающих ту или иную идеологию.

Не может быть она и «наднациональной». Она по своему глубинному содержанию, принципам и целям — интернациональна, а по форме — национальна, т.к. политическая борьба ведется, прежде всего, за разрешение соци-ально-классовых противоречий в национальных границах госу-дарств. При проведении национальной политики необходимо учи-тывать ее интернациональное содержание.

Овладение диалектикой теории и политики является решаю-щим условием успешной реализации политики в конкретных ис-торических условиях. Недооценка теории, нигилистическое отно-шение к ней в конечном итоге могут сбить с правильного полити-ческого курса и привести к тяжелым негативным последствиям и ошибкам в политике, в конкретных решениях тех или иных про-блем. Теория сама по себе не может изменить мир, но она может указать пути и ориентиры его изменения. Вера во всесилие и всемогущество последней создает возможность для появления мнения, будто политика может все или почти все. Подобного рода суждения носят название «импровизированной политики». По существу все проявления субъективизма и волюнтаризма на любом уровне руководства и есть не что иное, как импровизация в политике, зачастую при словесном признании политической теории. Не менее опасна и другая крайность — переоценка теории, ее абсолютизация. Теория не может знать все наперед, даже коллективная мысль не может предугадать все детали будущих событий.

Как бы правильно ни была намечена политическая линия, ее успешное осуществление зависит от того, как она будет проведена в жизнь, т.е. от искусства политического руководства.

Само понятие власть может трактоваться очень широко по своему значению. Это и власть родителей над детьми, и власть государственная, и власть над природой и т.д. Власть всегда пред-полагает существование взаимозависимости, имеет универсальный характер, что обусловливает ее верховенство над всеми другими регуляторами общественной жизни. Она по своему существу мо-жет быть присуща только социальному субъекту. Властные отно-шения — это естественная и необходимая сфера общественных отношений. Власть — естественная функция любого человеческо-го сообщества, обеспечивающая его единство и возможность фун-кционирования.

В самом широком смысле власть — это способность и воз-можность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воз-действие на поведение, деятельность людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия и т.д.).

С усложнением структуры общества и возникновением про-тивоположных социальных интересов власть становится выражением интересов одной или нескольких социальных групп. Начи-нается борьба за власть, т.е. борьба за господство своих социальных интересов и целей. Тем самым общественная власть трансформи-руется в политическую, субъектом которой выступает социальная группа или класс.

Дальнейшее отделение власти от общества приводит к тому, что она сосредотачивается в руках определенной группы лиц, за-нимающихся только управлением, т.е. возникает государство как основной субъект власти, и мы говорим о государственной власти. Государственная власть носит юридически-императивный харак-тер и осуществляется через систему органов, отделившихся от общества и противостоящих ему.

Власть относительно самостоятельна по отношению к обще-ству, его экономическому базису, она может целенаправленно воздействовать на базис и способствовать его изменению.

Принято выделять следующие основные сущностные черты (или характеристики) власти:

1. Суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. Власть не может быть разделена между субъектами, зани-мающими различные политические позиции.

2. Авторитет власти, т. е. общепризнанное влияние субъекта части во всех сферах жизнедеятельности общества, которое вы-ражается в том, что объекты власти готовы выполнять волю ее субъекта в силу признания легитимности власти. Авторитет власти может быть формальным и неформальным.

3. Волевой характер власти предполагает наличие осознан-ной политической программы, цели и готовности последователь-но добиваться ее осуществления. Можно говорить о том, что сила воли определяет и силу власти.

4. Принудительный характер власти различными средства-ми, вплоть до применения насилия. В различных политических системах формы принуждения могут быть разными: насилие, убеж-дение, подчинение, приказание, господство и т.д. Диктатура выс-тупает его высшей ступенью.

5. Всеобщность (или инклюзивность) власти означает ее фун-кционирование во всех сферах общественных отношений и поли-тических процессах, способность проникать во все виды челове-ческой деятельности, а также распространенность на всю террито-рию, ей подвластную.

Перечисленные черты власти раскрывают ее сущность и роль в обществе. Говорить о наличии власти в обществе можно лишь при наличии совокупности этих черт. Отсутствие какой-либо од-ной черты приводит к кризису власти и затем соответственно к безвластию, а это в свою очередь неизбежно приводит к смене власти

Государственная власть — это высшая форма политической власти, осуществляемая специальным, обособленным от общества аппаратом управления в границах установленной территории, имеющая свою внутреннюю структуру и субординацию и облада-ющая средствами организованного и законодательно закрепленного насилия.

Важное место при рассмотрении сущности властных отношений занимает вопрос о принципах осуществления власти. Среди них можно назвать: централизм, демократический централизм, самоуправление. Централизм предусматривает одностороннее воздействие субъекта власти на ее объект. Централизованное воздействие по своему характеру может носить ограниченный и неограниченный характер. Это зависит от степени обратного воздей-ствия на субъект властных отношений. Чем выше активность объек-та в формировании власти, тем больше ограничений имеет цент-рализованное управление. Традиционно централизм как принцип организации властных отношений связан с монархической фор-мой правления, авторитарным и тоталитарным политическими режимами.

Демократический централизм для своей действенной реали-зации предполагает осуществление на практике следующих ос-новных моментов: а) совместную выработку политических реше-ний между субъектом и объектом власти (осуществление согласо-ванных политических действий); б) централизованное регулиро-вание властных отношений сверху, направленное на реализацию принятых демократическим путем решений (подчинение меньшин-ства большинству); в) наличие возможности обратного воздей-ствия объекта на субъект властных отношений, что и придает цен-трализму подлинно демократический характер (своеобразный кон-троль низших органов власти за высшими); г) выборность всех властных органов на основе принятого всеобщего избирательного права. Осуществление принципа демократического централизма возможно, только в условиях демократических политических ре-жимов.

Самоуправление предполагает саморегуляцию общественным образованием своей жизнедеятельности. При этом можно гово-рить об организационном совпадении субъекта и объекта власт-ных отношений, которое выражается в функционировании само-управляемой системы, где происходит совмещение функций гос-подства и функции подчинения. Реализация этого принципа на практике возможна лишь при устойчивой политической системе и довольно высоком уровне политической культуры общества.

Политический статус личности

Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается.

По проблеме роли личности в истории сложилось два классических подхода. В одном из них преувеличивалась роль личности в общественном развитии, создавая ее культ. Сторонники второй, наоборот, считали, что личность не играет никакой самостоятельной роли, а лишь поступает в соответствии со сложившимися условиями. Оба эти подхода, выражая крайние позиции, не смогли раскрыть истинную роль личности в политике.

Личность является продуктом исторического развития. Ее политическое сознание формируется под влиянием социальной и политической действительности. Человек в своей деятельности может и оказывает обратное влияние на политический процесс, а познав его объективные закономерности, способен управлять этим процессом.

Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:

1. Материальные, сущность которых изложена в открытом К. Марксом законе развития человеческой истории о том, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, ис-кусством, религией и т.д.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т:19. — С.350-351). История убедительно доказала, что для нормальной политической деятельности человеку необходимо, прежде всего, достижение определенного уровня благосостояния.

Один из круп-нейших американских политологов С.М.Липсет приходит к выво-ду, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования; более высокий уровень национального благосостояния служит необходимой базой для более высокой профессиональной подготовки управленческих кадров.

2. Социально-культурные предпосылки, к которым относятся социальная среда и образование. Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.

Не менее важное место занимает и образование. Общеизвестно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Современная зарубежная политология на основе многочисленных исследований сделала общепризнанный вывод о том, что чем выше уровень образования личности, тем более она

политически ориентирована, активнее ее влияние на политику (С.М.Липсет, В.Кей, Г.Алмонд, С.Верба и др.)

3. Политико-правовые предпосылки определяют возможнос-ти участия личности в политике. К ним относится тип политичес-кого режима, сущность политической культуры, правовая обеспе-ченность гарантий прав и свобод личности, а также участие чле-нов общества на всех стадиях политического процесса.

Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как дей-ствительного субъекта политики. Участие личности в политике может быть различным, что выражается в ее отношении к власти, политической активности и влиянию.

Можно выделить несколько уровней политической активности личности (или различных типов политического статуса):

1. Рядовой член общества. Это человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересо-ванностью политическими вопросами. В определенном смысле можно даже говорить об аполитичности такой личности.

2. Человек, принимающий определенное участие в полити-ческой жизни общества. Он может участвовать в деятельности общественного движения или организации. Его политическая ак-тивность проявляется в силу его принадлежности к этой органи-зации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его не-посредственное включение в политику определяется его возмож-ностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это уже осознанное включение в политику.

4. Общественный деятель, в частности, политический дея-тель. Это так называемая политическая деятельность «по совмес-тительству». Как правило, это руководитель общественной орга-низации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основ-ную a ктивность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с позициями как руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный политик, для которого политика стала не только профессией, источником существования, но и главным занятием, смыслом всей его жизни. Это, прежде всего, руководи-тели политических партий, ответственные работники органов го-сударственного управления и т. д.

6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Традиционно лидер имеет формальный или неформальный авто-ритет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Выделенные типы политического статуса личности лишь схематично отражают ее роль в политике. В реальной политичес-кой практике все значительно сложнее.


Характеризуя особенности политического процесса в современной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от тоталитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове-
дение выборов в высший орган власти - Съезд народных депутатов - на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переустройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались делом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены затронули базовые социальные, экономические и политические структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преобразования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулиро-вавших различные стороны жизни людей. Серьезно постра-дал уровень жизни значительных слоев населения. В резуль-тате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем из-держки других революций) породили разочарование и недо-вольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX-XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общест-венного мнения наглядно продемонстрировали, что более половины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.
Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пути становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели более четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены пра-ва, свободы, честь и достоинство человека. В свете произо-шедших в стране за последние годы трансформаций пер-спектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового госу-дарства и российских исторических и культурных тради-ций.
Особенностью политического процесса в современной России является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания условий для развертывания предпринимательства, что соответствует принципам демократии. Но все это сочетается с проявлением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современной России является их «гибридный характер» в большинстве регионов страны. Отличительной характеристикой такого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический режим в современной России имеют очевидные признаки демократии - регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой системной оппозиции. Но одновременно существующая система от-вечает интересам привилегированных групп - старой и но-вой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опи-рается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженнос-ти, стрессов политической системы страны, которой не хва-тает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося мира и которой со временем может недоставать массовой поддержки.
Вместе с тем российские реалии дают и повод для оптимизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в повседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демократия, демократический политический процесс в его развитых формах остаются для России делом будущего, перспективы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок само-организации людей, институтов гражданского общества.
Модель демократического процесса не может быть навязана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.
S4W Основные понятия: политический процесс. яЙЩ Термин: агрегация.
Проверьте себя
1) Почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы? 2) Какие факторы оказывают воздействие на политический процесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктатор-ского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте харак-теристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современной России?
Подумайте, обсудите, сделайте
Один из ваших друзей заявляет, что рядовые гражда
не в нашей стране никак не включены в политический про
цесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы мог-
ли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.
Часто можно услышать утверждения, согласно кото
рым партии не играют никакой значимой роли в рамках по
литического процесса в нашей стране. Насколько обоснова
на подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.
Подумайте над тем, какие именно политические про
цессы протекают в данный момент в вашем родном городе
(регионе).
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политологов о политическом процессе.
Выработка политического курса является ключевым мо-ментом политического процесса. Чтобы понять политику го-сударства, мы должны знать, как принимаются решения. ...Правительственные учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor - дей-ствующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институ-тов. Не будучи трансформированы государственными чинов-никами в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на на-логовые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодейст-вия между правительством и гражданами имеет двусторон-
2. ний характер, включая в себя идущие вверх влияния и требования общества и спускающиеся вниз решения правительства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы могут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непосредственно инициируют и формулируют предложения относительно политического курса.
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.
Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. -
М.: Аспект пресс, 2002. - С. 187-188.
РН Вопросы и задания к источнику. 1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке политического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?
Выводы к главе II
1. Мир политики сложен и многообразен. Осмыслить по
литическую жизнь в целом, упорядочить представление о
взаимодействиях ее участников, рассмотреть взаимосвязи
политики с экономикой, социальной сферой, культурой,
уяснить способы поддержания стабильности в обществе по
зволяет понять политическая система. Оно охватывает со
вокупность политических институтов, норм, ценностей,
идей и отношений, в которых реализуется политическая
власть.
Демократическую политическую систему характеризуют свободные выборы, парламентаризм, принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, гласность, правовое госу-дарство, развитое гражданское общество, гарантированность прав и свобод человека, приверженность общества демокра-тическим ценностям.
Важнейшее место в политической системе занимает го
сударство. Это политический институт, отличающийся от
гражданского общества, имеющий определенный аппарат,
обладающий верховной властью на определенной террито
рии, имеющий право издавать обязательные для всех граж
дан законы. Государство выполняет основной объем работ по
управлению обществом. Центральную роль в государствен
ном управлении играют бюрократические структуры, кото
рые призваны участвовать в подготовке политических реше
ний и их проведении в жизнь.
Активную роль в политической жизни играют полити
ческие партии - добровольные политические организации,
объединяющие лиц с общими интересами и идеалами, дея
тельность которых направлена на завоевание политической
власти либо на участие в ее осуществлении. Партии выра-жают интересы различных социальных групп, предлагают собственное видение целей политики и путей ее осуществле-ния, стремятся обеспечить себе поддержку избирателей, до-биться реализации своей политической программы на зако-нодательном и исполнительном уровнях. В партийных программах воплощены политические идеологии - системы понятий и идей, в которых определенные субъекты политики отражают в своем сознании политическую жизнь, осознают собственные политические позиции и видят ориентиры борьбы за свои интересы.
4. Политический лидер является, как правило, руково
дителем организации (обычно политической партии) или го
сударства, т. е. политическим руководителем. Политическое
лидерство - это постоянное влияние на людей; влияние од
нонаправленное от лидера на объект; широкое, охватываю-
щее все общество или большие группы людей; опирающее
ся на авторитет лидера.
Значительную роль в политике играет политическая элита - группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Проявлением вовлеченности граждан в политические
отношения является политическое участие. Оно выступает
показателем демократизации. Политическое участие - мно
гомерное явление, включающее широкий набор действий,
связанных с влиянием в политике. Его формы и степень ак
тивности зависят от психологических, социальных, эконо
мических, культурно-исторических факторов. Политическое
поведение - это совокупность поступков, сознательных дей
ствий, направленных на достижение какой-либо социально
значимой цели, порождаемых традициями, ценностными
ориентирами, а также бессознательных действий, вызван
ных эмоциональным состоянием индивида. Утверждение в
сознании людей демократических ценностей во многом оп-
ределяет их ориентацию на демократические, правовые фор
мы политического поведения.
В современном обществе никакая общественно-полити
ческая организация и ни один политический деятель не мо
гут быть успешными в публичной политике без доступа к
СМИ.
Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.
7. Формой функционирования политической системы об-щества, развивающегося в пространстве и времени, является политический процесс. Это продолжительная во времени смена состояний политической системы или ее отдельных элементов, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Среди процессов, проис-ходящих в демократическом обществе, особое значение име-ет избирательный процесс. Он обеспечивает легальность и легитимность существующих государственных органов, по-казывает уровень доверия к политике правительства.
Вопросы и задания к главе II
Какова роль политической системы в жизни общест
ва? Чем отличаются ее функции от функций других сфер
деятельности людей?
Перечислите основные политические институты и оха
рактеризуйте роль каждого из них.
Как соотносятся политические институты с подсисте
мами политической системы?
Назовите субъектов политической жизни и охаракте
ризуйте возможности влияния на политику каждого из них.
Каково влияние политических партий, политических
лидеров и СМИ на политическое участие и политическое по
ведение граждан?
Какую роль играют идеологии в политике государств,
политических партий и в политическом поведении лю
дей?
На любом примере покажите взаимодействия, воз
никающие в политическом процессе между его участни
ками.
Готовимся к экзамену
1. Из перечисленного исключительным признаком государ
ства является:
право официально представлять все общество внутри
страны и за рубежом;
наличие бюджета;
защита интересов граждан;
существование в качестве политической организации.
2. Одной из форм политической идеологии являются:
политические конфликты;
политические объединения;
политические программы;
политические демонстрации.
3. Законодательство в Российской Федерации является
функцией:
Правительства;
Федерального Собрания;
Президента;
Конституционного суда.
4. Верны ли следующие суждения?
А. Следствием расширения функции государства в различных сферах является усиление роли государственного аппарата.
Б. Одним из негативных следствий усиления государственного аппарата является возможный рост его замкнутости.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны и А, и Б.
Оба суждения неверны.
5. Дополните перечень признаков и ценностей демократии:
принцип народовластия;
принцип большинства;
... и т. д.
6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа -- Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромными территориями, с множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство "связано" правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на 6 лет, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого -- Совет Федерации -- составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком 5 лет.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную -- Правительство, а судебную -- федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80 Конституции РФ, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции.

Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция--право усмотрения в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, -- основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

Полит. психология - это подвижный и динамичный элемент полит.сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающиеся у человека (зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность).

Если политическая идеология носит систематический характер, то политическая психология – стихийный . Идеологию формирует интеллектуальная элита, политическая психология же формируется практическим образом, характеризуя те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни.

Политическая психология – внутренне противоречивое явление , которое свидетельствует об одновременном сосуществовании в сознании человека прямо противоположных побуждений.

состоит из нескольких уровней : психофизический (наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты), индивидуально-психический (личностно-персональные психики – воля, память, характер), функционально-физиологический (элементы сознания, характеризующие врожденные черты и задатки), социально-психологический (чувства, характеризующие специфику отображения человеком своих интересов и формирования мотивов подлит.деятельности). Каждый из этих уровней по-своему отображает политическую реальность и формирует собственные её эмоциональные оценки.

Полит.психология с познавательной точки зрения является ограниченной формой мышления , которая не в состоянии отразить скрытые от непосредственного наблюдения черты полит.явлений. Полит.психология демонстрирует специфические способы интерпретации понятий. Она приписывает непосредственно воспринимаемым ею явлениям разнообразные причины, устраняя таким образом имеющийся у нее дефицит информации.

Полит. психология может создавать определенный тип акторов, т.е. тех акторов, для которых эмоциональный фактор является системообразующим.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Объект и предмет политической науки

Объект и предмет политической науки.. объект исследования область изучаемых явлений предмет исследования особая.. политика форма поведения человека..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что объединяет обыденное, технологическое и научно – теоретическое сознание?
Фундаментальный характер; Нормативный хар-р - в отношениях политики всегда заложена некот. устойчивая модель, фиксирующая принципы и др. фундаментальные отношения человека внутри политики. (ex: обы

Прикладная политическая наука
Политический анализ: Как разновидность прикладного знания политический анализ прежде всего ориентируется на описание и изуче­ние конкретной, стоящей перед субъектом

Основные теоретические трактовки прав человека
Проблема прав человека как само­стоятельная политическая проблема актуализировалась по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, госу­дарством и индивидом. Впервые предст

Типология прав человека
В самом широком по­нимании права человека распадаются нанегативные и позитивные. К первым из них относятся такие права и свободы, которые ос­нованы на препятствовании необ

Основные нарушения прав человека
Существуют режимы, которые направлены на ограничение прав как фундаментальных начал в отношениях го­сударства и человека. К таким способам относятся, например, введе­ние неоправданных (возрастных,

Сущность ПЭ
ПЭ – группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.она концентрирует высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя пути е

Функции ПЭ
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего к ее социальным задачам относятся ●

Структура ПЭ
Строение элит довольно сложно. Ученые выделяют сегменты элит (например. Экономический, административный, военный, интеллектуальный и т.д.). Ученый Миллс выделяет 3 слоя элит – правящую элиту (котор

Четвёртая причина: использование "внешних врагов" для консолидации общества
Механизм перехода страт в политическую сферу: 1. Участие в выборах; 2. Непосредственное воздействие на власть; 3. Присоединение к действующим в полит сфере различным спец

Основные этапы партогенеза
Кристаллизация партийных функ­ций, становление структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в многовековом процессе формирования и ф

Сущность и разновидности партийных систем
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых свя­зей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные

Структурные особенности
В институциональнойсфере авторитаризм отличается, прежде всего, организационным закреплением власти узкой элитарной группировки (или лидера). Соперничество конкурирующих группирово

Современные теории демократии
В современных условиях в политичес­кой науке сохранили свое место мно­гие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период (марксизм, либерализм). Но наряду с ними

Сущность политической системы демократического типа
Если в области теории авторы раз­нообразных концепций, делая упор на тех или иных аспектах демокра­тии, непрерывно полемизируют друг с другом, то в практической области явственно обозначилось пре­и

Универсальные свойства демократии
Специфика и уникальность демокра­тического устройства власти выража­ются в наличии у нееуниверсальныхспособов и механизмов организации политического порядка. В част­ности, такая по

Этап либерализации (отход от тоталитаризма) – установление режима дозированной демократии
2). Этап институционализации демократии (развитие институтов, решение задач по обеспечению интересов отстраняемых от власти влиятельных групп). 3). Этап конституционализации демократии (ус

Религия
3. идеология – способ символизации политических явлений, позволяющий отображать, выражать, защищать групповые интересы в процессе борьбе за государственную власть.

Политические коммуникации
46. Политическая идеология. Понятие политической идеологии: Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политическ

Роль политической психологии в политической процессе
Роль и характер влияния полит.психологии на полит.поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Показательным фактов влияния

Структура политической психологии
Полит. психология обладает разнообразной и разветвленной структурой. Один структурный срез полит.психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания. К индивидуальным психологи