Многообразие форм политического поведения таблица. Политическое поведение и участие

Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это го, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или ином политическом событии. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение всех этих субъектов политики неоднозначно: одни спокойно дремлют в депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону и т. д.

По-разному ведут себя и участники политического события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи - спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов и участников политики подпадают под определение «политическое поведение». Иными словами, все описанные субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют в политическом событии, но каждый ведет себя по - разному. Следовательно, политическое поведение - это способ проявления политического участия и политической деятельности.

По мнению Д. П. Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-объективные отношения, это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане субъективно-объективные отношения т. е. отношения, обусловленные видом деятельности.

Политическое поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. К их числу относятся:

Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта или участника политического процесса. Например, В. В. Жириновского характеризуют эмоциональность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешние спокойствие;

Личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

Адаптивное поведение - поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;

Ситуативное поведение - это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;

Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями политического актора;

Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть компетенции заключается в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их применять;

Поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);

Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в политическую жизнь. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призванием и смыслом жизни, для четвертых - способом зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы. Виды и формы политического поведения.

Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.

Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами, которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение (если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества .

Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение - действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы

К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это нормальное поведение.

Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.

К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей

Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством, воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е. комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – феномен и специфику политического поведения и участия;
  • – основные типы политического участия;
  • – теории политического участия;
  • – основные черты и тенденции электорального участия в современной России;
  • – особенности электорального поведения в России;

уметь

  • – анализировать мотивы политического поведения и участия;
  • – отстаивать и защищать свои нрава;
  • – идентифицировать партийные предпочтения российских избирателей;

владеть

  • – базовой методикой оценки политического поведения и участия;
  • – проблемным полем электорального поведения.

Типы политического поведения и участия

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Политическое поведение является мотивированным процессом, в нем находят воплощение различные виды политической деятельности. Особенности политического поведения связаны со спецификой политической сферы, которая предполагает, что все "политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть разделение на группы “друг – враг”, и они становятся пустой и призрачной абстракцией, если эта ситуация исчезает" .

Современная политическая мысль использует несколько подходов для объяснения феномена политического поведения. К основным направлениям относятся: экономическое, социологическое, психологическое. В ряде случаев возможны их интеграция, комплексное использование с целью получения объективного представления о "целостном человеке" – избирателе.

Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие представляет собой инструментальную активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

К политическому участию относятся:

  • – электоральное поведение (действия по делегированию полномочий);
  • – активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
  • – посещение митингов;
  • – участие в демонстрациях;
  • – участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Классификация типов политического участия по А. Маршу

Как видно из табл. 12.1, А. Марш выделяет три основных типа политического участия: ортодоксальное, неортодоксальное и политические преступления.

К политическому участию ортодоксального типа А. Марш относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение), квалифицируются как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное – пассивное). На основании формы участия (приемлемые и неприемлемые) и степени активности (активное – пассивное) можно выделить четыре типа политического участия (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.2

Формы политическою участия

Политическое участие зачастую подразделяют на следующие виды: автономное и мобилизационное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических – автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. Один из крупнейших австрийских политологов, преподававший также в Колумбийском университете и Гарварде, Йозеф Шумпетер утверждает, что "существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши – это все не украшения. Это и есть суть политики" . Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние, прежде всего, идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и (или) партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым "нормативным" состоянием. "Взрыв" протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с прежним.

Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду "выбиться в люди", у кого повторялись и подкреплялись попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более распространено среди людей, чье положение относительно улучшилось, нежели среди тех, у кого оно стабильно остается плохим. Активизация различных форм политического протеста возможна и в периоды экономического подъема, когда рост ожиданий может значительно обгонять экономические возможности удовлетворения потребностей.

Однако недовольство – важная, но не единственная причина протестного поведения людей. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, утрата веры в традиционные способы выражения требований.

Распространенными формами политического протеста являются митинги, демонстрации, шествия, забастовки. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому во многих демократических странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п.).

К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Понятие "терроризм" не следует путать с понятием "террористическая деятельность", в содержание которого входит как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы ) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны ввергнуть общество в состояние шока, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

  • – По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм.
  • – По преследуемым террористами целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.
  • – По исторической направленности терроризм может подразделяться на "анархо-идеологический", стремящийся нарушить традиционную политическую систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и "национал-сепаратистский", стремящийся, напротив, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.
  • – В отдельный вид выделяется религиозный терроризм.

К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, склонность к стрессам, фанатизм, неадаптированность к реальности.

Адаптация – это своеобразная форма приобретения личностью привычки. Приобретение привычки, подчеркивал И. П. Павлов, с физиологической точки зрения есть не что иное, как "образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию и служащих основой формирования поведенческих актов" , включая, видимо, и социальную активность человека.

Многие террористы лишены способности самоконтроля. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. "Самоконтроль, – считает Т. Шибутани, – это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя “со стороны”, сформировать, с точки зрения других, Я-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям" . Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль представляет собой определенное ограничение личного в пользу общественного и является главным условием совершенствования, процесс которого соотносится с ростом чувства ответственности, чувством долга и т.п. Важным аспектом саморегуляции поведения является стремление понять позицию других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное "иоле" одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

В ситуациях неразрешимых проблем, борьбы мотивов возникает необходимость подняться над ними, что помогает индивидам повышать свою жизненную устойчивость в ситуациях неопределенности и кризисных ситуациях.

Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации низкой личностной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирование ощущения сопричастности, коллективного единства. По существу, член террористической организации – это радикализированный маргинал, отвергший общепринятые нормы культуры, создающий и осваивающий нормы контркультуры, контркультуры насилия.

Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако "всплеск" террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. Распространению терроризма способствует эмоциональноинтеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода "политическое робингудство" служит террористам моральной поддержкой и способствует распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления – одно из слагаемых успеха в борьбе с ним.

Выстрел в петербургского градоначальника Ф. Трепова, произведенный январским утром 1878 г. В. Засулич, ознаменовал зарождение в российском государстве политического терроризма.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и (или) иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов.

В настоящее время процесс социализации приобретает проблемные черты, обусловленные тем, что "свободное" воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Неслучайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими.

Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества – в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой – существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

  • Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997. С. 296.
  • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 232.
  • Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 428-429.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 168.

В центре внимания политологии чаще всего находится проблема законности или незаконности конкретных видов политического поведения, речь идет о законопослушании или нарушении закона. Рассматривая политическое поведение, исследователи чаще всего выделяют его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы. К законопослушным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это «нормальное» поведение. Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др. К экстремистским формам политического поведения можно отнести такие, как конформизм, нонконформизм, политический экстремизм, политический терроризм, популизм и др. На характеристике этих форм политического поведения следует остановиться более подробно в силу их специфики и негативных последствий воздействия на общество. Одной из форм политического поведения личности является конформизм. Его цель состоит в стремлении личности приспособиться к существующему в обществе экономическому и политическому строю, покорно выполнять требования властей, соглашаться с авторитетами, подчиняться устоявшимся взглядам и традициям, стереотипам массового сознания и т. д., и это при том, что отличные от господствующих взглядов мнения самой личности обычно не высказываются. Такое поведение становится возможным в силу, с одной стороны, отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, общественной и политической пассивности, а с другой - в результате колоссального воздействия режима. Конформистское поведение граждан присуще прежде всего тоталитарному и авторитарному типу политического режима, которые считают формирование конформизма одной из своих задач. Ее решение обеспечивается ограничением доступа граждан к информации, подавлением индивидуальности, поощрением вмешательства государственных и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха и т. д. Конформистское поведение было довольно широко распространено в нашей стране в годы сталинизма. В то время люди по различным причинам старались вести себя «как все». И дело здесь не только в устрашающих репрессиях НКВД, но и в их внутреннем состоянии. Говоря об этом, А. И. Солженицын подчеркивал, что у него тоже была вера в Сталина «до мозга костей» и некоторая доля притворства, когда это ему было выгодно. Подобную мысль высказывал в свое время и академик А. Д. Сахаров. Немало людей конформистского поведения есть и в современной России. Прямо противоположной конформизму формой политического поведения личности является нонконформизм. Он, как и конформизм, получил политическую окраску в 60 - 80-е годы нынешнего столетия, когда в ряде стран Запада среди молодежи и этнических меньшинств распространились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм общественной жизни. Это вылилось в движение молодежного протеста, хиппи, сексуальную революцию. В психолого-политическом плане носители конформизма и нонконформизма могут характеризоваться высоким и низким уровнями уверенности. В первом случае они в большей степени поддаются внушению, во втором - скорее лишь считаются с нормами социального окружения. Широко распространенной формой политического поведения личности в настоящее время является политический экстремизм. Его сторонники придерживаются крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей. Зародившись еще в конце XVIII в., во времена Великой французской революции 1789-1794 гг., политический экстремизм получил практически повсеместное распространение в XX в., особенно во второй его половине. Его ареной стали в 60-80-е годы Италия, ФРГ, Испания, Франция, Великобритания, США, Япония, страны Латинской Америки, а также другие государства нашей планеты. Среди факторов, способствовавших появлению и развитию политического экстремизма в современном мире, обычно называют такие, как социальные и экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия, национальный гнет, стремление социальных или политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т. д. Характеризуя причины появления экстремизма в политической жизни современных государств, некоторые политологи в качестве решающей из них часто называют существовавшие в них еще совсем недавно фашистские политические режимы, а также относительную неразвитость демократических принципов организации общества и отсутствие демократических традиций в политической жизни. Другие же исследователи считают, что эти особенности не могут рассматриваться как основные, тем более единственные причины, порождающие такое явление, как политический экстремизм. В подтверждение своей точки зрения они обращают внимание на то, что в последние годы политический экстремизм во всем многообразии его проявлений заметно активизировался и в тех западных странах, которые не пережили фашизма и имеют давние демократические традиции. В качестве примера называют Великобританию, Францию, США. Свою задачу в политической области экстремизм видит в борьбе против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть их для достижения своих целей. Если говорить об идейных основах политического экстремизма, то прежде всего необходимо указать на следующее: он отрицает всякое инакомыслие, пытаясь утвердить свою систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязать их оппонентам любой ценой. От своих сторонников он требует слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. В пропаганде своих взглядов и представлений экстремизм делает ставку не на разум, а на чувства и предрассудки людей. При этом он рассчитывает не на знания, а на примитивное сознание и инстинкты. В результате утверждения таких идей сторонники данной формы политического поведения становятся склонными к самовозбуждению, теряют контроль над своим поведением, готовы на любые акции, нарушение норм, сложившихся в обществе. Методы и средства, к которым прибегает политический экстремизм, являются самыми радикальными, включая все виды насилия и террора. Различные экстремистские организации и движения используют подстрекательского содержания лозунги и призывы, откровенную демагогию, самими же спровоцированные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны и т. п. Социальная база современного политического экстремизма выглядит следующим образом: мелкобуржуазные слои, часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках. Особенно это характерно для современной молодежи. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные в ряде стран Западной Европы и США, многие молодые люди не верят в возможности своего влияния на политические структуры государства, обещаниям политических и государственных деятелей. Политические кризисы, материальные лишения, чувство разочарования, утраты жизненной перспективы, отчаяния, процесс вытеснения молодежи из общественной жизни - эти и многие другие явления общественной жизни толкают значительные слои молодежи к противопоставлению себя общественной политической структуре, к политическому экстремизму. Именно в нем отчаявшиеся и разочаровавшиеся молодые люди видят кратчайший путь к преодолению острых социальных и политических проблем современного общества. К экстремистским формам политического поведения склонны также различные угнетаемые национальные и социальные меньшинства. В первую очередь это относится к рабочим-иммигрантам, которые часто испытывают двойное, а то и тройное угнетение. В экстремистских формах зачастую выражают свой протест национальные религиозные меньшинства. Таким образом, политический экстремизм присущ представителям различных социальных групп и слоев современного общества. Современный политический экстремизм характеризуется многообразием разновидностей и форм проявления. Традиционно выделяют правый и левый политический экстремизм. Первый представляют прежде всего неофашистские партии и группировки. В основе их идеологии лежит воинственный антидемократизм и антимарксизм, популизм, антисемитизм, национализм, расизм и шовинизм. Они возвеличивают тоталитаризм, проповедуют необходимость сильной, даже беспощадной власти. Достижение своих целей они связывают с сильной армией. Правый экстремизм отдает предпочтение террористическим политическим режимам, стремится к ликвидации демократических свобод и институтов. Нормой жизни он считает всеобщее насилие. Действия неофашистских правоэкстремистских групп и движений представляют собой серьезную угрозу демократическим институтам в различных странах. Они способствуют возникновению политических кризисов и политической напряженности. Второй олицетворяют различные левацкие партии и движения, а также *новые левые». Последние представляют собой совокупность идейно-политических течений конца 60 - начала 70-х годов нынешнего столетия в развитых странах. Их представители выступали с критикой теории и практики «старых левых» - коммунистических и рабочих партий, обвинявшихся в недооценке роли вооруженного насилия и устаревших представлениях о движущих силах современного революционного движения. Словосочетание «новые левые» вошло в широкий обиход в первой половине 60-х годов. Наряду с ростом политической активности молодежи, сопровождавшейся появлением на Западе множества студенческих организаций «лево»-анархистского и троцкистского толка, решающим для формирования «новых левых» стал подъем национальноосвободительного движения в колониальных и зависимых странах Африки и Латинской Америки. Особый акцент «новые левые» делали на насильственные политические методы борьбы, главным образом на вооруженное насилие, критикуя за их недооценку «старых левых». Сразу же после «пика», наступившего в конце 60-х годов, движение «новые левые» резко пошло на спад. Основной причиной этого было отрицательное отношение общественности западных стран к левоэкстремистским действиям «новых левых», которые нередко выливались в акты вандализма и терроризма. Левые экстремисты обычно апеллируют к идеям марксизма-ленинизма и другим левым взглядам, объявляя себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс» и т. п. Они критикуют капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию, а социализм - за бюрократизацию, забвение принципов классовой борьбы и т. д. И для «левого», и для «правого» экстремизма характерен антикоммунизм. Часть левых экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты. Однако большинство экстремистских организаций и движений действуют легально и даже имеют своих представителей в парламентах и местных органах власти различных стран современного мира. Еще одной формой политического поведения личности является терроризм. Он представляет собой одну из форм политического насилия, крайнее проявление экстремизма. Исследователи этого политического явления относят его зарождение еще к эпохе Великой французской революции, то есть к концу XVIII в. В нынешнем столетии наибольший всплеск политического терроризма пришелся на 70-80-е годы. Однако он продолжает оставаться в арсенале различных политических сил и в настоящее время. Политический терроризм политологами характеризуется как средство достижения политических целей путем совершения актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, государственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны. Им широко используются убийства, налеты, разбойные нападения, похищения, диверсии, захват заложников, получение денег, специальных материалов, транспорта или оружия, освобождение политических заключенных, устранение «сильной личности» или ее сторонников, провоцирование репрессий со стороны государства, которые, по мнению организаторов террора, могут дать детонирующий политический эффект. Носителями политического террора могут выступать отдельные личности, политические партии радикального толка или спонтанно возникающие политические группировки и организации экстремистской направленности, которые отрицают или считают недостаточной легальную политическую борьбу и делающие ставку на «вооруженное насилие» (например, «красные бригады» в Италии). Ими являются также специальные органы государственной власти или создаваемые ими «самодеятельные» организации, предназначенные для физической расправы с противниками существующего политического режима. Политический терроризм, осуществляемый от лица государственных институтов и перенесенный в сферу международных отношений, обычно называют государственным терроризмом. Результатом терроризма может быть в одних случаях дестабилизация общественно-политического строя в стране, в других - создание приемлемого, безопасного для существующей власти положения, когда реально способные противостоять ей оппозиционные силы полностью ликвидируются или ослабляются настолько, что уже не представляют собой никакой угрозы этой власти. Во всех случаях последствием политического терроризма является нагнетание в обществе атмосферы неуверенности в завтрашнем дне, страха и беззакония, что отрицательно влияет на политический климат и способствует росту разрушительных настроений. . Длительное время наша страна оставалась в стороне от проявлений политического экстремизма и терроризма. Однако в последние годы эти явления вошли и в политическую жизнь России. Подтверждением тому могут служить убийства главы временной администрации в Северной Осетии и Ингушетии В. Поляничко, а также ряда депутатов российского парламента, захват российских пограничников в Таджикистане. В последнее время в России имели место проявления и международного терроризма - взрыв посольства Объединенных Арабских Эмиратов в Москве и захват рейсового самолета «Аэрофлота» иранскими гражданами с последующим угоном его в Норвегию (1993). Наряду с рассмотренными формами политического поведения существует и такая, как популизм. Он возник в XIX в. в США. Носителями идей популизма чаще всего являются промежуточные слои общества. Идейные течения популизма обладают весьма различным социальным содержанием: от программ «улучшенного» капитализма до революционно-демократических лозунгов. Он близок к консерватизму, национализму и реформизму. Его левое крыло является составной частью демократического течения. Популизм ориентирован в основном на решение политических задач с помощью манипуляций избирателями, частичного перераспределения власти. В числе его основных признаков называют: отражение чаяний и ожиданий различных слоев общества; демагогическую апелляцию к «народу»; использование принципа приоритета «воли народа»; стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества каких-либо политических институтов. Примером популизма в нашей стране может служить Либерально-демократическая партия Российской Федерации и ее лидер - В. В. Жириновский.

Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами.

Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения.

Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:- формы рациональных политических действий;- формы бессознательного политического поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.

В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:

1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

2. По склонностям и психическим состояниям - поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3. По ситуационному контексту поведения - ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4. По организационным формам и нормам поведения - организационные, институциональные, неформальные;



5. По характеру отклоняющегося поведения - произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6. По продолжительности поведения - единичный акт, явление или развивающийся процесс;

7. По остроте проявления поведения - борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8. По степени целесообразности и успешности - функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:

-реакция , когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;

- периодическое участие , связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;

- Деятельность в политических организациях, партиях ;

- выполнение политических функций в рамках государственных органов : служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

- прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки;

- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:

- роль , это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

- статус , или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

- принадлежность к группе , социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;

- участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.


№ 43. Политический экстремизм и терроризм как формы политического поведения.

Полит-ое поведение - это мотивированные действия субъектов, направленные на защиту и реализацию полит-их интересов и ценностей; универсальная хар-ка полит-ой жизни, применимая к любым субъектам властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным). Полит-ое поведение - это форма участия личности, соц-ой общности людей в осущ-ии полит-ой власти, защите своих полит-их интересов.

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, мерам. Экстремизм есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экон-им, соц-ым и т. п, вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осущ-ие политики крайними методами.

Терроризм – разновидность полит-ого экстремизма в его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом явл-ся «угроза или исп-ие насилия в полит-их целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».

Сам термин "терроризм" вызывает однозначно негативную реакцию и связан с повышенно эмоциональным отнош-ем к феномену, часто исп-ся как ярлык для не связанных между собой и довольно разнородных типов полит-ого поведения.

Полит-ий терроризм стал объектом научного анализа в последние десятилетия, а его становление как заметного явления в полит-ой жизни обычно датируют концом 60-х -нач 70-х гг.

Терроризм представляет собой специфическую форму вооруженного насилия.

Сущ-ют различные аспекты, связанные с наличием полит-ой направленности в деят-сти террористических групп, вне зависимости от их ориентации, этнической, соц-ой и демографической структуры или личных устремлений боевиков.

Полит-ий аспект. Осн методы полит-ой борьбы террористических организаций след:

Провоцирование вооруженного мятежа, восстания или военного переворота для захвата власти;

Наруш-ие системы гос-ого управления с помощью полит-их убийств, шантажа, нагнетания страха, безысходности и отчаяния;

Разрушение основ цивилизованной жизни и создание хаоса в функционировании систем связи и жизнеобеспечения, транспортных средств, работе организаций и учреждений совр-ого общ-ва.

Далеко не все акты заговорщических, повстанческих и экстремистских организаций явл-ся террористическими, и напротив, не нее террористические действия соверш-ся профессионалами-террористами. Вообще "чистых" террористических движений очень мало. Больш-во из них - организации, прибегающие не только к тактике терроризма.

Военно-технический аспект. Для терроризма характерны крайне жестокие формы вооруженного насилия. Типичными методами являются убийства, взрывы в поездах и авиалайнерах, взрывы автомашин, захват заложников и расправа с, ними, посылка по почте мин-ловушек, массовые побоища. Часто исп-ся новейшее автоматическое оружие, портативное и высокоэффективное - вплоть до противотанковых и зенитных ракет. Не испытывая недостатка в вооружении и взрывчатке, террористы умело используют достижения совр-ой техники и технологии, включая радиотелевизионную аппаратуру, комп-ую технику.

Конечно, нельзя отождествлять войну и терроризм, но они тесно связаны и иногда переходят друг в друга. Нередко пытаясь представить свою деятельность как "военные действия", террористы стремятся также присвоить себе более приемлемый в глазах общественного мнения имидж "партизан", "борцов за свободу", "повстанцев".

Морально-психолог-ий аспект. Общечеловеческие нравственные нормы не сущ-ют для совр-ого терроризма. Он отрицает основное право человека - право на жизнь. Известный английский исследователь П. Уилкинсон пишет, что "террор кардинально отлич-ся от др-х видов насилия не просто жестокостью, а высшей степенью аморальности, неразборчивости в средствах и неуправляемостью". Предельно широк круг полит-их и общественных деятелей, попадающих в орбиты террора. Одновременно к разряду "символов режима" причисляются люди самых разных профессий, занимающих разные места на ступенях общественной лестницы.

Одна из осн-ых задач террористических организаций - массовая деморализация населения. "Сценарий устрашения", как правило, продумывается и идеологически обоснов-ся. Он включает не только стрельбу, взрывы бомб, но также манеру поведения, часто необычную одежду и маски, воинственную риторику, психолог-ий прессинг. Все делается для того, чтобы вызвать ужас и замешательство у широкой публики, подорвать чувство безопасности и доверия к институтам власти. Иногда такая тактика достигает успеха.

Аморализм террористов подчеркивается тем, что иногда самые жестокие преступления совершаются ради достижения внешнего эффекта, которого нередко добиваются с помощью СМИ. Террористам необходима возможно большая аудитория, макс-ый отзвук, широкий резонанс. Они обычно предполагают и просчит-ют реакцию полит-их партий и правительств, широкой общественности. Эта реакция порой важнее для террористов, чем убийство намеченной жертвы.

Юридический аспект терроризма представляет немалые трудности в силу отсутствия однозначного понимания феномена и сложности его отграничения от уголовной преступности и различных форм освободительной борьбы. Несомненно, терроризм криминален по своей природе.

Сложность различения понятий "террорист" и "борец за свободу", обусловленность подхода к этому вопросу идеологическими позициями в течение ряда лет во многом блокировали антитеррористическую деятельность ООН и других международных организаций.

Сущ-ют и другие юридические проблемы. Так, бросая вызов гос-ву, обществу, международной общественности, терроризм одновременно стремится макс-но исп-ть весь комплекс гражданских и полит-их прав, предоставляемых этим же гос-ом - привлечь к себе внимание и сочувствие, интегрироваться в международно-правовое и юридическое пространство современной цивилизации, обеспечить захваченным террористам статус "военнопленных".

Сфера действий терроризма простирается не только на сухопутную территорию, но также на воздушное и морское пространство. Современные террористические организации ставят под угрозу воздухоплавание и мореходство, бизнес, коммуникации и др.

Больш-во ученых считают современный терроризм явлением, качественно и количественно отличным от экстремистских движений прошлого, что говорит о необходимости его пристального изучения на междисциплинарном уровне. В небывалой доныне активизации террористов опасна прежде всего их бескомпромиссная атака на моральные и политические ценности современной цивилизации, демократические институты, стабильность и свободу выбора.

Несмотря на то, что мнения западных политологов весьма различаются, они едины в своем выводе об опасном характере террористического вызова, как в западных, так и в развивающихся странах; подчеркиваются такие характеристики современного терроризма, как глобализация, политическая многоликость, динамизм в изменении внешнего облика, ясно обозначенная международная направленность. По мнению ученых, он является важным фактором и компонентом конфликтных ситуаций в современном мире.

Политическое поведение охватывает все формы полити­ческой активности личности, ее действия и бездействие.

По своей целевой направленности политическое поведе­ние может быть конструктивным (способствующим нор­мальному функционированию политической системы) и де структивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, груп­повым и массовым. Индивидуальное политическое поведе­ние - это поступки индивида, имеющие общественно-поли­тическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и по­литике). Групповое политическое поведение связано с дея­тельностью политических организаций или стихийно сло­жившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения яв­ляются …
выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведе­нии наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов органи­зованных политических групп (например, партий) регулиру­ется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные дей­ствия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки от-

Дельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильно­сти и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.

Исследователи говорят и о патологических формах поли­тического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требо­ваниям ситуации или установкам личности. Так, при воз­никновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно про­тивостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.

Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы - скученность на ограни­ченном пространстве; относительная длительность пребыва­ния в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллек­тивной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоцио­нальное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей зна­комы лишь простые и крайние чувства.

] «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более;
| убедительными, чем образованные». ]

I Аристотель;

В толпе исчезает чувство ответственности. В полити­зированной толпе вероятны проявления аффективного бес­сознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus - душевное волнение) поведение проявляется в бурно про­текающей реакции субъекта на сильный внешний раздра­житель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полно­стью. Французский ученый Г. Лебон (1841-1931) писал: «…Становясь частицей организованной толпы, человек спу­скается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культур­ным человеком; в толпе - это варвар, т. е. существо ин­стинктивное. У него обнаруживается склонность к произво­лу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражитель­ность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те дейст-

Вия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешен­ном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причи­нение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрес­сией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как ре­акция на переживание социальной обездоленности, недо­ступности каких-либо общественных благ и т. п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расо­вых, этнических, религиозных, идеологических столкнове­ниях, происходит заражение и взаимная индукция, прояв­ляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспри­нимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбуж­денная масса слепо следует его призывам.

Поскольку наиболее массовой формой политического уча­стия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчи­вы. От выборов к выборам они голосуют за партию, кото­рую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, ко­торые предлагают наиболее приемлемое для них решение су­ществующих проблем. Наконец, имеет место индивидуаль­ная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы вза­имодействуют между собой, подчас противоречат один дру­гому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.

Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не прихо­дят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей со­вершенно не интересуются политикой. Есть страны, где го­лосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского

Слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсенте­изм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут призна­ны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой ин­формации, дающие возможность гражданам получить сведе­ния о политике и различных политических силах, содейст­вующие преодолению равнодушия, политической апатии.

В структуре политического поведения выделяются проте стные формы. Политический протест - это проявление не­гативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политичес­ким решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (пе­тиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и про­является в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильст­венных действиях. Протестное поведение, как правило, объ­ясняется состоянием недовольства, вызываемым расхожде­нием между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. проде­монстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus - крайний) понимается как приверженность в по­литике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявле­ния политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых бес­порядков, хулиганских действий и актов вандализма по мо­тивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных воору­женных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призы­вы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.

Как считают эксперты, разновидностям экстремизма при­сущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогичес­ких лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездум-

Ное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособ­ность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности дей­ствий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремиз­ма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).