Союзный договор. Союзный договор почти подписан

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР - международно-правовой либо государственно-правовой акт учредительного характера, принимаемый в целях объединения двух и более государств в союзное государство. В современной истории России С.Д. был подготовлен дважды: 1) в 1922 г заключен Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик»; 2) в 1990-1991 гг. по решениям съездов н.д.СССР и н.д.РСФСР подготовлен и согласован проект нового С.Д., заключение которого, однако, дважды было сорвано.

Союзный Договор 1922 г. В 1922 г. в советских социалистических республиках были собраны съезды их Советов, единодушно уполномочивших своих делегатов на принятие решения об образовании СССР. На основании данных им полномочий делегаты республик на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. приняли Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик и постановили подписать Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик». Провозгласив незыблемость основ Советской власти, Декларация подчеркнула, что «союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». С.Д. 1922 года об объединении в одно союзное государство - «СССР» - был заключен между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения). Ведению Союза ССР , в лице его верховных органов, по С.Д. 1922 г подлежали: а) представительство Союза в международных сношениях; б) изменение внешних границ Союза; в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних государственных займов; е) ратификация международных договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) установление основ организации вооруженных сил СССР; л) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза; н) общее союзное законодательство о переселениях; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство; п) установление основных законов о труде; р) установление общих начал народного просвещения; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; у) организация общесоюзной статистики; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; х) право общей амнистии; ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик. В 1924 г. с принятием Конституции СССР С.Д. 1922 г. фактически вошел в ее текст.

Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. "За" проголосовало 907, против - 13 н.д.РСФСР. В литературе стало обычным искажать суть этого документа, хотя Декларация, прежде всего, закрепила принципы, которые должны были «состaвить основу при рaзрaботке новой Конституции РСФСР и Союзного Договора». Провозглашенная полнота влaсти РСФСР касалась лишь ограниченного круга вопросов госудaрственной и общественной жизни - зa исключением тех (вопросов), «которые добровольно передaются РСФСР в ведение Союзa ССР” (п. 5). Декларация содержала 14 упоминaний Союзa: союзных Конституции, зaконодaтельствa, грaждaнствa и других aтрибутов союзной госудaрственности, устанавливая принцип добровольности объединения России с другими республикaми Союзa ССР нa основе Союзного Договорa. Зa грaждaнaми РСФСР сохрaнялось грaждaнство СССР. Рaзноглaсия же между Республикой и Союзом предлaгaлось рaзрешaть в порядке, устaнaвливaемом Союзным договором.

Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».

Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».

По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.

Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию , которое было назначено на 20 августа 1991 г.

Процесс заключения С.Д. был сорван попыткой введения чрезвычайного положения, создания группой руководящих деятелей Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 г. После этих событий работа над С.Д. была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза)вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного (и последнего) Съезда н.д.СССР работа над завершением С.Д. поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта С.Д.. На заседаниях Госсовета 16.09.1991, 14 и 25.11.1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. Президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект С.Д. в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект С.Д. был опубликован в печати.

Однако, и на сей раз заключение С.Д. было сорвано. После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1.12.1991, в руководящих кругах РФ возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8.12.1991 в виде т.н. Беловежского соглашения - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании С.Н.Г.” (подробнее - см.СНГ).

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25.11.1991 представляет интерес не только для истории, но и как политико-юридический документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза ССР - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.

Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство , осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).

Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.

ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.

Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.

Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.

Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.

Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).

Президент Союза - избираемый гражданами Союза глава конфедеративного государства, который выступал бы гарантом соблюдения С.Д. и законов Союза, являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представлял Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществлял контроль за выполнением международных обязательств Союза.

Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.

Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.

Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов Союза и законов государств-участников договора - настоящему договору и Декларации прав и свобод человека; рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных актов Союза. Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между государствами-участниками договора, а также споры между предприятиями, находящимися под юрисдикцией различных государств-участников договора.

Столица Союза - город Москва. Государственная символика Союза: Союз имеет государственные герб, флаг и гимн.

С течением времени практика деятельности институтов СНГ (см.) , а также более тесного межгосударственного интеграционного объединения - Союза Беларуси и России (см..) заставляет все чаще возвращаться к идее заключения С.Д. как документа конституционного значения, обеспечивающего воссоздание единой союзной государственности на новых государственно-правовых началах.

К.ю.н. О.Г.Румянцев

Договор об образовании СССР - договор об объединении в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, заключённый Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой, Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой. В январе 1924 года вместе с декларацией об образовании СССР вошёл в состав первой союзной конституции, став её основным разделом.

Оригинал договора:




В дальнейшем содержание договора в конституциях СССР изменялось незначительно и последняя редакция его изложена в статье 73 Конституции СССР по состоянию на 1991 год

Статья 73. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;

2) определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками;

3) установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

4) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик;

5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны; определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении;

6) разработка и утверждение единого государственного бюджета СССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство единой денежной и кредитной системой; установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета СССР; определение политики в области цен и оплаты труда;

7) руководство отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями союзного подчинения; общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения;

8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооруженными Силами СССР;

9) обеспечение государственной безопасности;

10) представительство СССР в международных отношениях; связи СССР с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка и координация отношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями; внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии;

11) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР;

12) решение других вопросов общесоюзного значения.

Статья 74. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует закон СССР.

Статья 75. Территория Союза Советских Социалистических Республик едина и включает территории союзных республик.

Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию.

Следует заметить, что участниками этого договора выступают не представители народа — депутаты и не квазисубъекты — государства, а именно сами народы, то есть граждане этих республик. Об этом вы можете прочесть в декларации об образовании СССР и понять сами с учетом того, что депутаты и делегаты всяких съездов выступают лишь представителями тех кто их избрал, а не представителями самих себя.

То есть вы лично являетесь участником этого союзного договора как гражданин СССР.

Гражданство в СССР согласно закону О гражданстве — двойное и тройное.

Статья 1. Гражданство в СССР

В СССР установлено союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Каждый гражданин автономной республики является одновременно гражданином союзной республики, в состав которой входит автономная республика, и гражданином СССР.

То есть, Вы являетесь одновременно и гражданином СССР и гражданином Союзной республики в СССР. И у вас есть права как гражданина республики, так и гражданина Союза, каковые обязались признавать и уважать республики при принятии ими Деклараций о суверенитете.

Так, к примеру, в Декларации о суверенитете РСФСР, на которую часто ссылаются как на основание выходы из Союзного договора, написано ясно, что ни о каком выходе речь и не шла, это ложь. Наоборот, написано:

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР ;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР , вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР .

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР .

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

Что значит в порядке установленном договором и основанным на нем законодательством?

Это значит по тем правилам, что изложены в специальном законе о выходе. Это закон о выходе союзной республики из СССР О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР

Закон Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. N 1409-I

Ни одна из республик по этому закону из Союза не выходила и своего имущества не выделяла, а так же не разграничивала территорию согласно закону (с учетом того с какой именно территорией она вошла в Союз).

Не выделяли свой доли в общем имуществе СССР и граждане СССР — совладельцы общей совместной собственности СССР. Таким образом режим общей совместной собственности граждан СССР так и сохранился как был — общенародная собственность СССР.

Все иные махинации с этим имуществом являются недействительными и нарушением закона — чаще всего хищением и неосновательным обогащением.

ВОИНР ставит задачу защиты имущественных прав граждан СССР и восстановление права народа на власть и собственность как это предусмотрено действующим договором об образовании СССР.


Летом 1990 г. началась работа по подготовке принципиально нового документа, который должен был стать основой государства. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов Политбюро и руководства Верховного Совета СССР. Поэтому Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик, которые поддерживали его курс на реформирование Советского Союза.

Главной идеей, заложенной в проект нового договора, было положение о предоставлении широких прав союзным республикам, прежде всего в экономической сфере (а позже даже - обретение ими экономического суверенитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти и на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие теперь большой свободой, решили действовать самостоятельно: была заключена серия двусторонних соглашений между ними в области экономики.

Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, Верховный Совет которой принимал один за другим законы, оформлявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Горбачев в ультимативной форме потребовал от Верховного Совета Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после их отказа ввел в республику дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населением в Вильнюсе, в результате которых погибли 14 человек. Трагические события в столице Литвы вызвали бурную реакцию по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный Центр.

17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. Каждый гражданин, имевший право голоса, получил бюллетень с вопросом: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?" 76% населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Однако распад СССР остановить уже было невозможно.

Одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. Большинство россиян поддержали решение парламента о необходимости введения поста президента РСФСР. Вслед за Россией посты президентов были введены в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители сил, которые выступали за независимость от центра.

Летом 1991 г. состоялись первые в истории выборы президента России. В ходе избирательной кампании ведущий кандидат от "демократов" Ельцин активно разыгрывал "национальную карту", предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они "смогут съесть". Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Б. Н. Ельцин выиграл выборы, набрав 57% голосов. Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономические сложности требовали ускорить разработку нового Союзного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заинтересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными республиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которого на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Процесс заключения союзного договора был сорван попыткой введения чрезвычайного положения. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М. С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению, в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации (см. Приложение 9). Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Москвичи встали на защиту здания Верховного Совета России. 21 августа заговорщики были арестованы, М. С. Горбачев вернулся в Москву. Августовский путч изменил соотношение сил в стране. Б. Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М. С. Горбачев потерял влияние.

После этих событий работа над союзным договором была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза (вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного Съезда народных депутатов СССР работа над завершением союзного договора поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта. На заседаниях Госсовета 16 сентября, 14 и 25 ноября 1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект союзного договора в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект союзного договора был опубликован в печати.

После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1 декабря 1991, в руководящих кругах возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8 декабря 1991 в виде «Беловежского соглашения» - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании СНГ», подписанного Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. Ю. Шушкевичем, не ставя в известность М. С. Горбачева. Это было соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М. С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25 ноября 1991 представляет интерес для истории, как документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза советских социалистических республик - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и отсутствия реальной российской государственности. Таким образом, необходимо было действовать одновременно в нескольких направлениях. Чтобы добиться успеха, необходимо было определить как цели преобразований, так и приоритеты в их достижении, что делало крайне насущным выработку определенной программы реформ. В условиях краха умеренной и консервативной моделей периода перестройки вполне естественной была победа весьма радикальной для России концепции демократического либерально-рыночного государства с ориентацией на западные страны. Именно эту идею и попытались осуществить пришедшие к власти руководящие круги.



Союзный договор

договор между двумя или несколькими государствами, в силу которого его участники обязуются действовать сообща для охраны определённого политического положения (включая оказание взаимной помощи на случай войны). Событие, по наступлении которого возникает обязанность участника С. д. оказать обещанную помощь - casus foederis, обычно точно формулируется в самом С. д.

С. д. наряду с мирными договорами - наиболее древние виды международных договоров, они заключались в наступательных или оборонительных целях государствами Древнего Востока, Египта и Индии, а затем в Древней Греции и в Древнем Риме.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Союзный договор" в других словарях:

    Юридический словарь

    СОЮЗНЫЙ договор, в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща или оказывать помощь друг другу в предусмотренных договором случаях (например, в случаях агрессии какого… … Современная энциклопедия

    В международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (напр., оказание взаимной помощи на случай войны) … Большой Энциклопедический словарь

    В международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (напр., оказание взаимной помощи на случай войны). Политическая наука: Словарь справочник … Политология. Словарь.

    Союзный договор - СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР, в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща или оказывать помощь друг другу в предусмотренных договором случаях (например, в случаях агрессии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (например, оказание взаимной помощи на случай войны). * * * СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР СОЮЗНЫЙ… … Энциклопедический словарь

    союзный договор - 1) в международном праве договор двух или нескольких государств, участники которого обязуются в определенных ситуациях действовать сообща (напр., оказание взаимной помощи на случай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного)… … Большой юридический словарь

    1) в международном праве договорслучай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного) государства (например, Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Союзный договор между Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора. Договор… … Википедия

    Союзный договор между гетманом Мазепой, Карлом ХІІ и Запорожской Сечью Гетман Иван Мазепа … Википедия

Книги

  • Оборонительный союзный договор, заключенный между Россией и Швецией , . Оборонительный союзный договор, заключенный между Россией и Швецией. : Учинено в Дротнинголме 8/19 октября 1791 года. Ратификация дана в Санктпетербурге ноября в 10 день, в лето... 1791:…

Логическим завершением нескольких лет усилий государственной власти РСФСР по реализации своей политической доктрины относительно УССР после заключения "Военно-политического союза" и т. зв. "Рабоче-крестьянского союза" стало "добровольное" объединение в составе Союза ССР.

В современной отечественной научной литературе (Я. Брицкий, Я. Дашкевич, С. Кульчицкий, С. Юрийчук) обоснованно отмечается, что история образования СССР густо насыщена идеологическими штампами. Несмотря на то, что в пропаганде последующих десятилетий сам факт образования Союза пытались изобразить как "всенародное объединительное движение", на самом деле в обществе он не вызвал какого-либо резонанса. Потому что события, связанные с заключением Союзного договора, развивались по тщательно спланированным в оргбюро ЦК РКП(б) сценарию. Последний впоследствии и лег в основу официальной истории создания СССР, которая (история) и сегодня освещается ли не в каждом учебнике, энциклопедии и т. др. ее можно передать несколькими тезисами.

10 декабря 1922 p. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. Его делегаты одобрили Декларацию об образовании Союза PCP и проект основ Конституции СССР, а также обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства. Было предложено созвать общесоюзный съезд советов. Через несколько недель делегата от УССР прибыли в Москву на i Всесоюзный съезд Советов, который длился только один день - 30 декабря 1922 г.

На съезд было вынесено для обсуждения два подхода относительно будущей государственной конструкции. Сталинская концепция автономизации предусматривала создание унитарного государства. В свою очередь, проект украинского "премьера" X. Раковского ограничивал компетенцию союзных органов, предусматривал ликвидацию союзного гражданства и описывал в общих чертах конфедеративный тип союзных отношений ВКП(б) как носитель нейтралістських тенденций осудила украинскую точку зрения, устранив в то же время наиболее неприемлемые для республик положения проекта "автономизации" и разработав концепцию Союза - федеративного государства, что сохраняет республиканскую государственность.

Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и Договор об образовании СССР (причем неожиданно оказалось, что оба документа, за спиной делегатов съезда, были накануне - 29 декабря 1922 p.- приняты Конференцией полномочных делегаций). Уст.26 Союзного договора торжественно провозглашалось: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Однако, заметим, что на протяжении всего времени существования СССР механизмы осуществления этого права не прописывались ни в конституциях, ни в законах или подзаконных актах. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР и четырех (по количеству субъектов Союза) председателей ЦИК, от Украины - Г. Петровского.

Однако тщательный анализ событий вокруг официальной истории заключении Союзного договора и анализ документов И Всесоюзного съезда Советов ставят под сомнение легитимность образования 30 декабря 1922 г. СССР.

Во-первых, судьбу Украины еще раз решал не ее народ. Исследователи (Я. Дашкевич) справедливо подчеркивают, что будущее уже ранее порабощенной республики решали бы парламентским путем (вспомним большевистскую избирательную систему по Конституции 1919 г.) неукраинцы: на общее количество 782 депутаты было лишь 46% (362 депутата) украинцев. Это происходило в стране, в которой более 80% жителей составляли украинцы. Соответственно, такие обстоятельства ставят под сомнение - из чисто формальных соображений - легитимность решения VII Всеукраинского съезда Советов о желании Украины присоединиться к Союзу.

Во-вторых, Союзный договор 1922 г. так и не вышел из стадии проекта, который еще надо было дополнять, утверждать, вводить в действие. Аргумент - на съезде текст, который имели Союзный договор 1922 p., было принято лишь за основу ("в основном"). Этот проект должен дорабатываться ЦИК вместе с правительствами республик. Лишь после того, то есть после внесения дополнений и изменений, Договор должны были ввести в действие сначала временно на следующей сессии ЦИК СССР. а окончательно его ратификация должна произойти на II съезде Советов СССР. Только после проведения всех мероприятий проект Договора мог и должен был превратиться в настоящий Договор об образовании СССР (Я. Дашкевич).

Действительно, в соответствии с упомянутым постановлением i съезда Советов президиум ЦИК в Москве образовала 10 января 1923 г. комиссию из 13 человек, в которую входили представители союзных республик. Задача комиссии состояла в том, чтобы собирать предложения союзных республик относительно текста и содержания Декларации и Договора. Известно, что и украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подавал свои предложения по доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов "республики объединяются в одно союзное государство" слова: "образующих Союз Советских Социалистических Республик". По украинским проектом Союзного договора предлагалось оставить только три союзные наркоматы (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфов), отнеся все остальные вопросы в компетенции республик. Достаточно взвешенные и разумные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Работу комиссии быстро прекратили, а ближайшая, 2-я сессия ЦИК СССР в июле 1923 г. не рассматривала никаких замечаний к Декларации и Договора, не утверждала дополненную Декларацию и новый текст Договора и не вводила их временно в действие.

II Всесоюзный съезд советов должен был быть созван в следующем году, но состоялся 31 января 1924 г., в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина. О Декларацию и Договор на съезде не было сказано ни слова, и никто их тогда, ни позже не утверждал и вводил в действие. Следовательно, постановление i съезда Советов СССР не была выполнена Можно найти лишь одно-единственное объяснение этих фактов: союзные республики, несмотря на грубое давление Центра, забросали комиссию из 13-ти человек таким количеством поправок и дополнений, что ставить Декларацию и Договор на обсуждение и окончательное утверждение означало провалить их централізаторський характер и создать фактически конфедерацию (а это не входило в планы Сталина). Однако, воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов II Всесоюзного съезда советов проект Конституции СССР, который был принят съездом. Однако "фокус" заключался в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составными частями.

в-третьих. Существует еще одно косвенное доказательство провала И съезда советов СССР. 17 апреля 1923 г. генсек Й. Сталин в оргзвіті ЦК XII съезду РКП(б) не сказал о создании СССР ни слова!

А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстояло "объединить эти республики" тот самый "единственный союз, который называется СССР...Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается". Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только способствуют объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение".

В целом, много фрагментов этого доклада произнесено в гипотетическом плане или касалось будущего времени. Более того, она свидетельствует, что "национальные" республики добивались минимизации все нарастающей зависимости от Кремля. В конце концов, одной из гарантий должно быть функционирование института четырех председателей ЦИК проектируемого, однако, так и не узаконенного СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей. От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ими стали председатели ЦИК республик - в соответствии Калинин, Нариманов, Червяков. А от Украины - В. Я. (!!!) Петровский. Так записано в протоколе, хотя конечно имелся в виду Григорий Петровский. Да, это техническая ошибка, однако, с чисто юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законным. Другими словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик.

в-четвертых, характер заключения Союзного договора противоречило элементарным нормам международного права (а Союзный Договор 1922 г. имел, без сомнения стать международным актом): его никто не подписывал; в нем не говорилось о сроке действия договора; он не был ратифицирован. А такие вещи вообще несовместимы с понятием "международный договор". Так вот, и как международный акт Договор об образовании СССР никогда не действовал ни формально, ни фактически.

Итак, "проект нереализованного Договора не может считаться юридическим основанием образования СССР и вхождения в него Украины и других т. зв. республик" (Я. Дашкевич). Особенности заключения Договора об образовании СССР удостоверяет проведение сознательной политики подчинения республик единому центру и завершение процесса возрождения единственной сверхдержавы в пределах бывшей Российской империи. А тот факт, что такая политика осуществлялась без соблюдения элементарных процедур и с нарушением юридических норм, дает все основания считать создание СССР нелегитимным. По наблюдениям исследователей (М Днестрянский), даже партийные документы того времени свидетельствуют, что образование СССР понималось значительной частью советских чиновников в центре и на местах "не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации республик".

Таким образом, можем утверждать, что на протяжении 1917-1922 pp. продолжался поиск оптимальной модели реализации политической и правовой доктрины России в отношении Украины. Менялись формы ее практического воплощения, однако неизменной оставалась ее сущность. Декларируя на разных этапах различные варианты установления правовых межгосударственных связей, Россия фактически пыталась использовать их для достижения стратегической цели - сохранение полного контроля над всеми важнейшими сферами жизнедеятельности украинского общества. Практически централизаторские принципы большевистской партии переносились на организацию государственных структур. Форма же (образование СССР) имела лишь вуалировать истинную сущность проводимой унитарной государственности.