Праведная жизнь.

Может ли меняться обряд? Казалось бы, вопрос этот звучит несколько странно. Всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с жизнью Церкви, знает, что на протяжении ее 2000-летней истории внешняя сторона ее жизни, а именно это мы понимаем под обрядом в широком смысле слова, менялась постоянно. В этом нет ничего удивительного. Ведь мы говорим о жизни Церкви. А одно из главных свойств жизни, то, что отличает живое от мертвого, – способность меняться.

Даже если мы посмотрим на один из самых консервативных институтов человеческого общества, на армию, жизнь которой предельно регламентирована, где всё строго по уставу, шаг вправо, шаг влево – гауптвахта, – даже здесь мы увидим, как на протяжении столетий меняется и устав, и форма, и обычаи. Но есть нечто, что не должно быть подвержено изменениям, иначе армия перестанет быть армией, а превратится в банду разбойников. Предельно кратко это выражено в известных словах из неписаного «Кодекса чести» русского офицера: «Душа Богу, жизнь отечеству, честь никому».

Так вот и в Церкви есть то, что может меняться, развиваться, отмирать, или может появляться что-то новое (богослужебный устав, те или иные чинопоследования, стили иконописи или церковных песнопений, канонические постановления, богословские концепции и так далее), – и то, что неизменно (Священное Писание, Символ веры, нравственное и догматическое учение).

Историк Церкви или специалист по литургическому богословию подробно и аргументированно может проиллюстрировать эту мысль. Я думаю, что совсем не сложно найти такого рода литературу, меня же больше интересует, почему и сегодня сам этот вопрос не просто возможен, а достаточно актуален? Почему и сегодня есть те, кто буквально обожествляет обряд?

Магизм не исчез в глубине веков

Первое, что необходимо в связи с этим сделать, это назвать вещи своими именами – обрядоверие есть грех. Вот как об этом сказано в одной из брошюрок с характерным названием: «Перечень основных грехов с объяснением их духовного смысла» издания Сретенского монастыря:

«ОБРЯДОВЕРИЕ. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели – эти пороки объединяются под именем обрядоверия.

Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7:6).

Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6)».

Сказано очень точно и правильно, и всё же попробуем понять, что стоит за этим грехом?

Вспоминается известная строчка из раннего Бродского: «Неверье – слепота, а чаще – свинство». Обрядоверие, конечно же, не неверие, и всё же иногда за такого рода установкой стоит то, что можно было бы назвать не совсем красивым словом – свинство.

Кто такие свиньи? Свинья интересуется только тем, что может наполнить ее чрево. Условно говоря, дуб ей любезен только постольку, поскольку с него падают желуди, и вопрос, который по-настоящему ее заботит – как сделать так, чтобы желуди не кончались. Если немного отойти от этого образа и обратиться к истории религии, а обрядоверие, несомненно, очень древняя практика, мы увидим, что в основе такого рода установки лежит магизм.

Протоиерей Александр Мень, который написал замечательную книгу о зарождении магического мироощущения и противостоянии веры и магизма – «Магизм и единобожие», прекрасно понимал, что магизм, хотя и появился тысячелетия назад, не исчез в глубине веков. На одной из своих публичных лекций он говорил:

«В основе современного, а на самом деле старого как мир магизма лежит стремление достичь земных благ, сделать окружающий мир предсказуемым, управляемым, подвластным воле человека. Порою, не вникая в подлинный смысл ритуальных действий, их совершают совершенно автоматически. Особенно печально, когда «возвращение к вере», о котором сегодня так пылко говорят, на самом деле оказывается возвращением к обрядоверию.

Разве для наших нуворишей освящение офисов и фирм – не магический обряд, призванный оградить от взрывных устройств и прочих неприятностей? Разве венчание невоцерковленных молодых людей или крещение младенцев неверующими родителями – не суеверная «подстраховка»? А бесчисленные свечи у икон, которые щедро ставят люди, забежавшие в церковь мимоходом, чтобы «помочь» кому-то из родных избавиться от болезни? Такие действия людей, пренебрегающих молитвой, исповедью и Евхаристией, – не что иное, как магизм, слепая вера в могущество ритуала».

Агрессивная несменяемость

И всё же, как мне кажется, было бы крайне поверхностно сводить феномен обрядоверия исключительно к магическому мироощущению, за которым стоит свинство или, что чаще, слепота. Несомненно, таких людей среди нас, в наших храмах не мало, и понятно, что именно они так нуждаются в проповеди Благой Вести Христовой, в том, чтобы мы познакомили их не только с буквой, но и с духом Нового Завета, а не устраивали из наших храмов комбинаты по оказанию религиозных услуг.

Но ведь есть и другая категория людей, которых язык не повернется назвать обрядоверами, людей глубоко верующих и воцерковленных, но которые крайне болезненно реагируют на любые, даже совсем незначительные, изменения форм внешнего благочестия. Они, несомненно, знакомы не только с буквой, но и с духом Писания. Конечно же, они хорошо знают беседу Спасителя с самарянкой, где Он говорит такие важные для нашего разговора слова: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). И всё же они, иногда крайне агрессивно, отстаивают неизменность тех внешних форм жизни Церкви, которые сложились на данный момент.

Мне думается, для того, чтобы понять таких людей, нам стоит обратиться к самому драматическому периоду истории нашей Церкви. Я имею в виду раскол XVII века. И не только потому, что в сознании многих этот раскол связан именно с обрядом, а именно потому, что главное в нем было другое. Как писал в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский: «И совсем не “обряд”, но “Антихрист” есть тема и тайна русского Раскола. Раскол можно назвать социально-апокалиптической утопией…

Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в “слепой” привязанности к отдельным обрядовым или бытовым “мелочам”. Но именно в этой основной апокалиптической догадке. “Время близ есть…”»

Эта эсхатологическая перспектива, несомненно, позволяет совсем по-другому, не так поверхностно взглянуть на во многом судьбоносные события XVII века как для нашей Церкви, так и для нашего государства. Но в контексте нашего вопроса я бы обратил внимание на другие слова протоиерея Г. Флоровского из его книги: «Розанов однажды сказал: “Типикон спасения, – вот тайна раскола, нерв его жизни, его мучительная жажда…”

Не следует ли сказать скорее: спасение, как типикон…

И не в том смысле только, что книга “Типикон” необходима и нужна для спасения. Но именно так: спасение и есть типикон, т. е. священный ритм и уклад, чин или обряд, ритуал жизни, видимое благообразие и благостояние быта…» И здесь во многом отец Георгий следует в русле размышлений о старообрядчестве своего старшего современника, последнего обер-прокурора Синода и замечательного историка Церкви, А.В. Карташева, который в своей небольшой статье 1924 г. «Смысл старообрядчества» подверг критике довольно устоявшийся в русской исторической науке несколько снисходительный взгляд на старообрядчество.

Старообрядчество – это не просто невежество, достойное сожаления, связанное, как считал историк Е. Голубинский, со «смешением обряда с догматом», и не секта, по мысли В. Ключевского, «выросшая из потемнения религиозного сознания и замирания религиозного чувства», это явление несколько другого порядка, и причем, как считал Карташев, исключительно русский феномен.

«Факт тот, что русский народ увидел в христианстве откровение о пришествии на землю и «создании силою церковного благочестия вместо этого грешного, нечистого мира другого, сплошь святого, ритуально-святого, то есть материально-святого, Иерусалима-Китежа, где вся жизнь была бы по благочинию, благообразию, благолепию, благосветлости, благоуханию, как бы сплошным богослужением в обширном граде-храме. Русская civitas Dei, райское бытие, со всей полнотой жизненного разнообразия, но кроме греха!

В поисках такого святого града русский народ потянулся к монастырям и благолепным, сплошь украшенным небесными ликами и цветами храмам и до сих пор не перестает выделять из своей среды разведчиков-странников, объезжающих моря и земли в надежде найти наконец осязательно воплощенной свою благочестивую мечту. Как прообраз и предвосхищение этой праведной жизни русский народ любит ритуально-церковный быт и быт домашний и общественный в их церковном виде.

Он любовно хранит всё, что в горниле благодатного церковного культа как бы перерабатывается из земного и тленного в чистое и святое. Он ухватывается за освященные предметы как за залог и начало чаемой нетленной жизни, в плоти преображенной, как бы за кристаллы нового космоса, Иерусалима, сходящего свыше. Вот почему все святыни церковные и чины, и обряды богослужения русский человек ощущает как уже раз избранные и освященные сосуды благодати Божией, в их священности неприкосновенные, от благодати через канал, проливаемой в душу, ставшие «нерукотворными», безразлично, из ценного или простого они материала, золоченые они или лыковые, ученые они или неученые, грамотные или неграмотные».

Я не случайно привел достаточно пространную цитату из статьи А.В. Карташева, так как из этих слов видно, что тема эта (отношение к обряду, внешним формам благочестия, их неизменности или изменяемости) более сложная, чем кажется на первый взгляд. И я вижу особую мудрость Церкви в том, что эти вопросы не решаются впопыхах, в угоду геополитическим представлениям (как это и было во многом у патриарха Никона и царя Алексея Михайловича), сиюминутным настроениям времени или интересам тех или иных групп.

Многообразие форм

И всё же вопросы эти надо решать. Не спеша, вдумчиво, молитвенно, согласованно. Как это было на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., на котором были поставлены вопросы и о богослужебном и приходском уставах, и о языке богослужения, и о выборности духовенства, и многое другое, что должно было обновить жизнь Церкви. К сожалению, работа Собора была насильственно остановлена, многие начинания затем были скомпрометированы, и надолго, иудами-обновленцами. И долгое время православные в России не могли и мечтать, чтобы вернуться к трудам этого Собора. Но сейчас, слава Богу, время другое, и кто нам мешает?

Собственно, многое и делается. На глазах меняется отношение к исповеди и причастию. Я хорошо помню, как меня не допускал на исповеди к причастию маститый московский протоиерей, только на том основании, что я последний раз причащался неделю назад. Или как на Пасху священник выносил Чашу и разворачивался, нес ее обратно в алтарь, так как на Пасху причащать было не принято.

Сейчас, очевидно, таких вещей становится меньше. Во многих храмах стоят микрофоны, которые делают богослужение более понятным и доступным для прихожан, позволяя им слышать не только возгласы священника и пение хора, но и те молитвы, так называемые тайные, которые священник произносит в алтаре.

Кстати, очень хорошо помню, как в начале 90-х митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий говорил мне в частной беседе: «Многие думают, что эти молитвы называются тайными, потому что они не для всех, на самом деле это название восходит к слову таинство ».

Я думаю, что и проблема с богослужебным языком, которая достаточно бурно обсуждалась лет двадцать назад, требует продолжения осмысления.

Церковь – это собрание верующих во Христа. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), а мы, верующие в Него, разные. И этого не изменить, если мы не хотим превратить Церковь в секту. И у нас разные взгляды на многие вопросы, на многие стороны жизни Церкви, в частности и на ту тему, о которой у нас идет речь. В самом начале нашего разговора я упомянул армию как пример консервативности. В армии всё подчинено единообразию, и в этом есть свой практический смысл. Должно ли так быть в Церкви? Могут ли у нас на приходах быть разные богослужебные практики?

Мне приходилось, бывая за границей, заходить в разные православные храмы. И ночная литургия в старинном греческом монастыре на Афоне несколько отличается от службы на современном французском в Париже или английском в Лондоне, а служба в Свято-Юрьевском монастыре Великого Новгорода несколько отличается от литургии в Троице-Сергиевской лавре. И если говорить про меня, то мне нравится это многообразие.

Ведь в главном мы едины, но это главное мы неизбежно будем воплощать в своей жизни по-разному. И на этом пути нам необходимо научиться понимать и принимать друг друга.

Как сказал на одной встрече со своими прихожанами протоиерей Александр Мень: «Многоразличны пути Божии… спорить бесполезно… каждый должен трудиться… рассудит всех Бог».

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected].

maks_korol для alex-pro-1 Быть праведником во Христе и жить праведной жизнью - схожие понятия, но имеют разные акценты для жизни человека. Заранее оговорюсь, что фактическое положение перед Богом отображает реальные действия в земной жизни. То есть, если человек праведник через Христа, то он будет стремиться жить праведной жизнью. Его жизнь не будет противоречить внутреннему свидетельству Духа Святого. Не бывает такого, что я праведник, но не живу праведной жизнью. Наше фактическое положение в глазах Божьих является вечным и жизнь христианина на земле должна быть свидетельством преображающей силы Христа.
А теперь подробнее.

Понимание того, что значит быть праведником во Христе у нас не вызывает затруднений. Мы понимаем, что человек, будучи мертвым во грехах, был в своей сути рабом тьмы. Его Освободитель - Иисус Христос, который умер за грехи и одел на спасенного одежды праведности.

Поэтому прощенный грешник становится праведником в Иисусе Христе, благодаря избранию и усыновлению. Теперь Бог на нас смотрит как на святых, через жертву Своего Сына. Поэтому мы, верующие, уже праведники во Христе. Говоря известным выражением (перефразирую): "Бог на Иисуса Христа смотрит как на грешника, который понес грехи всего мира, а на христианина как на праведного, грехи которого были прощены навек". Это и есть фактическая праведность.

Жить праведной жизнью может тот, кто не просто омыт кровью Иисуса Мессии, но и поступает сообразно учению Освободителя. Другими словами, я не просто называюсь христианином, но им являюсь. Дела праведности свидетельствуют о нашей подлинной праведности в Иисусе Христе. Помните, что наша жизнь не должна противоречить фактической праведности во Христе.

И вот здесь важно понимать, что врагом праведности является грех, который отдаляет нас от Бога. Он пытается разрушить наши намерения жить праведной жизнью. Он подобно анаконде все сильнее и туже затягивает свои кольца вокруг беспомощной жертвы, которая жадно ловит воздух, задыхаясь от беспомощности. Грех разбивает наши благочестивые желания. Он подобно блокиратору тормозит все то хорошее, что мы собираемся сделать, что могло бы принести благо церкви Божией. Невозможно быть благословением для церкви, если я нахожусь под властью греха. Как говорят мудрые раввины, вначале грех подобен тонкой паутине, которую легким движением руки можно разорвать. Но со временем, если ничего не делать, грех с тоненькой паутины превращается в канат, которым привязывают корабли.

Позволяя греху властвовать в своей жизни, благодать Христова становится не такой уж и радостной. Скорее это мучительное и стыдливое чувство, которое постоянно ест изнутри, напоминая, что я грешник, позорящий Иисуса Христа, чем радостное пребывание в общении с Богом. И если, борясь с грехом, я ощущаю постоянную радость от Божьего присутствия, то жизнь во грехе - это совершенно другое. Это боль и угнетающая печаль из-за неспособности быть лучше. Из-за невозможности прославить Иисуса Христа своей жизнью.

Но когда Иисус Мессия касается израненное человеческое сердце - жизнь человека становится другой, преображенной для славы Бога. Мы начинаем ненавидеть грех во всех его проявлениях. Мы стремимся как можно яснее отобразить наше положение в Иисусе Христе. Праведность Христа проявляется во всех аспектах нашей жизни. У одного это происходит быстрее, а у другого - дольше. Но праведность неизменно будет проявляться в рожденном свыше человеке.

Подлинное счастье я нахожу в воскресшем Иисусе Христе. Пред Ним меркнут все кратковременные удовольствия и житейские страсти. Плоть часто требует то, что противно Богу, но благодаря благодати, я преодолеваю как падения, так и искушения. Мне нечем хвалиться, кроме как благодатью Иисуса Христа, действующей во мне ежедневно. Слава Богу, что мы является праведниками во Христе. Слава Богу, что в этом нет нашей заслуги. И хвала Всевышнему, что Он побуждает нас жить праведной жизнью.

Да благословит каждого из нас Спаситель быть не просто праведниками, но и жить праведной жизнью.

Жизнь на Земле, как она есть, оказывает огромное влияние на формирование тела и ума. Поэтому, следует стремиться к тому, чтобы упростить свою жизнь и научиться жить по Истине. Именно от праведной жизни зависит и все остальное, в том числе поиски истинного “Я” и Бога. Важность праведной жизни невозможно переоценить. Правильно говорят:

Истина превыше всего. Но еще выше - жить по Истине.

Простая жизнь и высокие помыслы всегда были идеалом, к которому постоянно стремились наши предки. Мы же, в наш современный век, редко задумываемся об этом, хотя говорим и изображаем обратное. Хотя нам и кажется, что жить по таким высоким принципам невозможно, следует все же обратить внима­ние на важность такой жизни и поискать пути и методы дости­жения этой цели. Что бы мы ни делали, мы всегда ставим перед собой некоторую цель, определяем основные принципы своих дей­ствий, изучаем пути достижения желанной цели и периодически проверяем, насколько мы продвинулись вперед. Для этого совер­шенно необходимо направить в этом направлении все свое внима­ние и честно работать изо дня в день. Лишь в этом случае появятся заметные изменения в поведении и образе жизни, изменится отношение к себе и к окружающим.

Из чего же состоит человеческая жизнь? - может спросить любой. Пожилые люди с большим жизненным опытом, уставшие от того, что они видели и испытали, естественно, обращаются к самоанализу. Действительно ли жизнь состоит лишь из еды, питья, сна, рождения детей; из страха, терзаний и борьбы; из попыток выхватить лакомый кусок, накопительства и ненависти? В том ли она, чтобы посылать в тюрьмы или подчинять себе тех, кто слабее нас физически или умственно, а может быть в том, чтобы убивать одних и грабить других? Стоит ли проводить дни в наслаждении неправедно нажитыми мирскими богатствами лишь затем, чтобы наконец умереть жалкой смертью, жалея себя и своих близких, беспомощно стоящих вокруг и оплакивающих тебя? А наша привязанность к таким мирским вещам, как земель­ные владения, дома, деньги? А наши любимые домашние живот­ные и много прочего, что мы считаем своим, но будем вынуждены оставить здесь против своего желания? Принимая во внимание все вышеизложенное, имеет ли смысл считать достижение мир­ских богатств своей единственной целью или стоит стремиться к чему-то более благородному и высокому, к тому, что существует вечно и останется с нами навсегда? Ответ прост: главной целью, к которой следует стремиться, должна быть Всемогущая Сила, Первоисточник всей жизни, счастья и вечного мира, дающая нам средство освобождения от ужасающего рабства рождений, смер­тей и Карм.

Высшей цели, о которой мы говорим, невозможно достичь просьбами и пожеланиями. Для этого необходимо искать и найти того, кто действительно может нам в этом помочь, кто сам познал Царствие Божие и может помочь и нам сделать то же самое. Как свет идет от света, так и жизнь приходит от жизни. Учитель будет постоянно напоминать нам о давно забытом Доме, о Райском Саде, потерянном для нас сейчас, Он укажет на наши недостатки и ошибки в повседневной жизни и поможет, наконец, перейти к действительно активной жизни, полной истинной чистоты, рас­ставшись с тем поверхностным и бессмысленным существованием, которое мы ведем сейчас. Мир, это дом, полный копоти и дыма, в нем невозможно не насажать себе пятен, даже будучи настороже и прилагая все усилия, чтобы этого избежать. Множество жир­ных, глубоко проникших пятен, сосчитать которые невозможно, вполне характерны для всего нашего образа жизни, их невозмож­но смыть без посторонней помощи. Характер каждого человека побуждает его играть свою роль на сцене жизни и участвовать в бессмысленных действиях, которые ни к чему не ведут. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появится направляющая рука Сей Души, способной провести наше судно через рифы и мели. Этим Божественным помощником и является Истинный Святой. Можно назвать его Гуру (несущим факел), Учителем Сатгуру (то есть Святым, Божественной личностью, пребывающей в единении с Истиной) Муршид-е-Камил (совершенным Учителем), Хади (ве­дущим), братом, другом, старейшиной или любым другим именем, которое Вам нравится.

Дальнейший анализ приводит нас к выводу о том, что чело­веческая жизнь зависит, в основном, от двух вещей: от Ахара, то есть питания и от Вихара, то есть от его отношений с другими людьми и прочими живыми существами. Сюда входит вся жизнь человека. И в том, и в другом случае человек действует либо по традиции, либо на основе ограниченной информации, которую он почерпнул из книг или разговоров с другими людьми. Все выше­перечисленное и формирует основу, опираясь на которую человек создает собственные принципы культуры и цивилизации, прочно укореняющиеся в нем и овладевающие его умом и интеллектом.

Вряд ли существует какой-либо практический курс, которым может систематически руководствоваться человек в своей физи­ческой, интеллектуальной и духовной жизни. Чтобы избежать бессмысленных действий надо глубоко изучить и проанализиро­вать его составные части. Необходим глубокий анализ изучаемого предмета, чтобы правильно построить свою жизнь на физическом, умственном и духовном уровнях.

куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывал взрывами и не сжигало адовым огнем.

Вот текст: Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городке. Это был первый

Иностранный город, который я видел в своей жизни. Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. Над городом мрачно стоял купол пожара. На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или минометный налет, нудили в высоте самолеты. Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. И только пожары укрыть не могла. Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. От дома этого при бомбежке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощекими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. Глупый был. Малый был. Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно. Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слез, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. Все-все обнажилось, ео всего сорваны одежды, все вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнем.

написании. И конечно же соблюдая его.(Можете не писать в формате письма, а просто расскрытую тему как вы провели лето(дача).

Все время я считал, что жить в истине - значит жить праведной жизнью. Что такое праведная жизнь?
Многие годы обычно я чувствовал себя плохо из-за того, что говорил неправду или что-то преувеличивал. Это типично для моей эннеаграммы №7.
После пробуждения в 2000 году я ясно увидел, что жить в истине не имеет никакого отношения к тому, чтобы быть праведным. Это просто видение Единства, и все.
В конечном итоге, Единство все делает и действует через нас. То, как я себя веду, не имеет отношения к истине. Это также было разъяснено в "Курсе чудес". Если я вижу себя Единством, действующим через меня, что еще нужно?
В моей жизни я встречал много, так называемых, праведных людей, которые вынашивали в себе обиды и злобные мысли. Все были свидетелями, что могут делать люди, считающие себя праведными, когда они направляли самолеты на Всемирный Торговый Центр.
Эти люди верили, что делали праведные вещи, и в результате они должны были попасть в рай за то, что убивали американцев. Во время второй мировой войны нацисты верили, что Бог на их стороне.
Быть праведным не имеет никакого отношения к ИСТИНЕ! Многие религиозные люди считают себя праведными, потому что совершают благочестивые поступки, ходят в церковь по воскресеньям, и, в то же время они скрывают в себе мысли и веру в разделенность.
Праведная жизнь - это обусловленная идея о том, каким все должно быть. Это не имеет никакого отношения к ЛЮБВИ, которая есть ИСТИНА и нераздельность.

Быть праведным - это фасад, показуха, вера в то, что, будучи праведными, мы будем духовными. Наша истинная природа не имеет никакого отношения к тому как себя вести, она имеет отношение только к тому, чтобы ЧУВСТВОВАТЬ ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ В СЕРДЦЕ. Если ты чувствуешь радость и любовь, то именно они выражаются в твоих действиях, даже если твое поведение не идеально.

Я помню времена, когда Раджниш (известный как Ошо) считался негодяем и праведные люди из Орегона, (в котором находился его город Раджнишпурам) пытались убить его (в итоге это им удалось, Ошо был отравлен).
Однажды, прогуливаясь по Орегону недалеко от Раджнишпурама, я слышал, как люди говорили, что Ошо был дьяволом, и его следует уничтожить.
Сидя с Ошо в его маленькой комнатке, я знал, что нахожусь рядом с действительно великим сознанием. Это правда, что его слова и поступки часто были шокирующими, но его Пребывание было истинно святым.

Я запутался. Если я пробужусь, будет ли это означать, что я буду хорошим и вести праведную жизнь?
Все наши проявления в качестве человека является отражением тоски по любви, которая полностью находится за пределами концепций, что такое хорошо и плохо, правильно или неправильно. Идея хорошего и плохого - это просто отражение истинной природы вещей. Истинная природа Единства - Необусловленная Любовь. Это несокрушимая любовь без какого либо иного смысла. Наши идеи о хорошем и плохом являются очень слабым отражением этой любви.

Нужно ли учить детей быть хорошими и благовоспитанными?
Видел ли ты когда-нибудь детей, росших здоровыми, в то время когда им навязывали быть хорошими? Они становятся разочарованными, чувствуют себя виноватыми, неспособными полностью быть собой.
Наилучший способ воспитания детей - это любить их необусловленной любовью и позволять им обучаться всему с присущей им скоростью. Все руководство, в котором они нуждаются - это не как себя вести, а забота и любовь. Как только они получат свободу быть собой, тогда ЛЮБОВЬ возьмет верх и приведет их туда, где они должны быть.

Ты - Бытие, играющее роль человека
Нет прошлого - нет будущего - только ЭТО!!

Я смотрел одно из ваших видео наYouTube, в котором Вы подчеркивали, что есть только этот Момент. Это засело во мне. Позже, я зашел в продовольственный магазин, и там было такое ощущение, что было только ЭТО. Это было очень спокойное и расслабляющее чувство. Прокомментируйте, пожалуйста.
Это проблеск истины. Читая эту книгу, где повторяется снова и снова, что ты - БЫТИЕ, играющее роль человека, истина проникает в тебя, и твое интуитивное сердце начинает вспоминать свою истинную природу. Это вспоминание, каким бы коротким оно не было, является проблеском пробуждающегося сердца.
Когда есть только это, что является настоящим моментом без следующего, тогда поднимается безмятежность. Есть только ЭТО!
Обычно, наш ум пытается сделать что-нибудь, и становится помехой в том, чтобы просто ВИДЕТЬ, что есть только ЭТО! ЭТО - божественность, ЭТО - Единство, ЭТО - ВИДЕНИЕ без "я", ЭТО - аромат свободы, безмятежность БЫТИЯ.

Ко мне пришла мысль, что поиск истины - это все равно, что заниматься сексом в попытке найти чистую любовь, и это занятие становится отрицанием чистой любви!
Поиск истины является ее отрицанием, подобно поиску Единства в то время, как все, что есть - это Единство. Поиск блокирует нас от видения очевидного. Истина проявляется, когда "я" отсутствует. Нет никого, все видится свободно текущим и принимается таким, какое есть, без осуждения. Принимается никем, автоматически, без кого-либо, осуществляющего принятие. Нет никакого смысла быть индивидуумом, в котором все происходит.
В отсутствии осуждающего, все течет и возникает в любви. Все есть любовь. Нет попыток что-нибудь изменить, или улучшить. Это просто то, что ЕСТЬ!

В одном из Ваших старых видео Вы говорили о Возлюбленном. Является ли полное принятие того, что все есть таким, как есть, видением Возлюбленного?
Да, так как любовь - все, что есть и что всегда действует - Единство. Это Возлюбленный действует через тебя. В БЫТИИ, играющем роль человека, нет никакого "меня", вмешивающегося или делающего выбор.
Все решения исходят из БЫТИЯ, которым ты уже являешься. Ты - БЫТИЕ, играющее роль человека. Расслабься, ведь, что бы ни происходило - это то, что должно произойти. Ты не вмешиваешься, понимая, что нет никакого "меня" чтобы вмешиваться.
Пробуждение - это видение ищущего. И в этом видении ищущий перестает существовать, потому что ты знаешь, что искать нечего.