Убиенный соколов. В убийстве настоятеля монастыря подозревается послушник

«Отец Даниил не дал ему благословения на встречу со старыми знакомыми»

Такой драмы в православной церкви не случалось уже давно. В собственной келье был найден убитым настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря, что в Переславле-Залесском, игумен Даниил (Максим Соколов). Эксперты обнаружили на теле 42-летнего священнослужителя более десяти ножевых ран. Следствие объявило в розыск трудника этой же обители.

О том, что могло стать причиной трагедии, и как отбираются послушники в монастыре, мы поговорили со священниками Переславской епархии.

Утром настоятель не появился на литургии. Иеромонахи сразу же насторожились. Ранее игумен Даниил поднимался к утренней службе, даже когда сильно болел, с высокой температурой. Заподозрив неладное, они поспешили к нему в келью и увидели страшную картину. Небольшая комнатка была залита кровью.

Очевидцы вспомнили, что накануне к настоятелю обратился с просьбой один из трудников, который работал на кухне (трудники отличаются от послушников тем, что просто работают в монастыре, а послушники готовятся принять монашеский постриг). Бывший осужденный, отбывший срок в колонии, 36-летний Александр, хотел отлучиться из монастыря на два дня домой. Пришел за благословением. Но игумен Даниил ему отказал, так как опасался, что послушник может встретиться со своими бывшими друзьями, напиться и совершить новое преступление.

Утром выяснилось, что Александр покинул монастырь, по всей видимости, в срочном порядке, потому что в комнате остались нетронутыми его личные вещи.

Послушники вспомнили, что бывший зэк был родом из Нижнего Новгорода. Там его сейчас в первую очередь и ищут правоохранители.

А в монастыре продолжают работать следователи и криминалисты. Также в обитель прибывают монахи, которые хорошо знали убитого настоятеля.

Игумен Даниил - замечательный человек, очень тихий, скромный, трудолюбивый, молитвенник. Я даже представить не могу, у кого могла подняться на него рука, - говорит пресс-секретарь Переславской епархии отец Андрей. - В какой-то корыстный мотив у нас никто не верит. Свято-Троицкий Данилов монастырь совсем небогатый. Там недостаток во всем. Нужны и средства, и трудники. Монастырь был основан в 1508 году. После революции, в 1923 году обитель закрыли, монастырь перешел в ведение музея. Верующим его вернули в 1995 году. И только недавно на средства благотворителей восстановили.

Братия там на самом деле немногочисленная, - говорит тезка пресс-секретаря, друг убитого, настоятель прихода Сретенского храма отец Андрей (Уфимцев). - Ныне почивший игумен и два иеромонаха. Плюс не больше 10 трудников. Ну и, конечно, монастырю помогали прихожане. Службы там проводятся каждый день...

В миру игумена Даниила звали Максим Соколов, родом из Подмосковья. После школы закончил военное училище, активно занимался спортом. Потом служил, работал пожарным. А в 1996 году пришел в монастырь. Ведь как люди выбирают монашеский путь? Господь попечение окажет, а какие-то вехи человек уже сам ставит. Отец Даниил сначала был послушником, потом принял постриг, был благочинным Свято-Троицкого Данилова монастыря, а последние годы - его игуменом. Его трудами и была восстановлена обитель. Его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви.

- Как в монастырь попадают трудники и послушники? - спрашиваю пресс-секретаря Переславской епархии.

Люди приходят к игумену монастыря, он пишет прошение на имя архиерея, и уже епископ Переславский и Угличский, владыка Федор дает благословение - принимать или не принимать человека на работу в монастырь.

Очень многие люди приходят с зоны, их после освобождения никуда не берут на работу, они стараются к храму прибиться. Надежды у них ни на кого нет, вот и просят помощи у приходских священников, в монастырях. Многие из бывших осужденных встают на путь исправления. Путь спасения ведь всем открыт. А как им воспользоваться, зависит уже от самого человека.

А разбойники есть и среди святых. Первый разбойник вошел в рай на кресте.

- Бывает, что кому-то отказывают?

Архиерей не разрешает брать кого-то без документов.

Священники говорят, что жить в монастыре - это большой труд, как духовный, так и телесный, поэтому не каждый в монастыре и остается.

Кого-то с улицы работать в монастырь вряд ли возьмут, нужны рекомендации, - говорит в свою очередь отец Андрей (Уфимцев). - Потом за трудником наблюдают, решают, стоит его оставлять в монастыре или нет.

- Ночью на территорию монастыря могут проникнуть посторонние?

Когда заканчивается вечернее богослужение, монастырь полностью закрывается. Здесь высокие стены, большие железные ворота.

- В кельях у монахов есть замки?

Пока не постучишься, не прочитаешь молитву, тебе никто не откроет. В кельях на дверях есть защелки...

Отпевать игумена, отца Даниила будут 9 июля в его родном Свято-Троицкого Даниловом монастыре.

Уже сейчас в монастырь прибывает очень много народа. По усопшему священнику постоянно читают Евангелие, - говорит отец Андрей (Уфимцев). - Отпевать его будет владыка. Похоронят отца Даниила за алтарем Троицкого собора.

СК по Ярославской области между тем возбудил уголовное дело по статье «Убийство». Местонахождение беглого послушника устанавливается.

Свято-Троицкий монастырь на окраине Переславля , почти на выезде в сторону Москвы , сейчас замер в оцепенении. Трудники и монахи хмуры и неразговорчивы.

Каждый из нас под подозрением, - говорят. И переживают – что же теперь с ними будет, не разгонят ли.

Все переживают из-за трагической гибели настоятеля монастыря – игумена Даниила.

Напомним, тело батюшки нашли ранним утром в четверг, еще до службы. Священнику перерезали горло , и вся келья была залита кровью.

Основной подозреваемый сейчас в бегах – это трудник Александр Шулешов. Он сбежал в тот самый день, когда нашли тело батюшки. Говорят, между ними и вспыхнула ссора.

Могло ли такое быть?

Про игумена Даниила в монастыре говорят – ходячая икона. Тихий, смиренный батюшка. Накануне 7 июля, перед светлым праздником Рождества Иоанна Крестителя отец Даниил собрал монастырских.

Он был так весел, в таком хорошем настроении, всех миром мазал, ждал праздника, - говорит дежурная по монастырю Валентина Петрова .

Она же рассказала и про Александра. Мужчина с темным прошлым (у него за плечами несколько судимостей) появился в монастыре два месяца назад, приехал из Нижнего Новгорода . Двери монастыря открыты для всех – пришедшего взяли трудником. Александр попросился работать в трапезную. И тут согласились. Только до стряпни не допускали – плохо готовил. А вот за продуктами сходить – пожалуйста. Ему доверяли – сдачу он исправно приносил.

Основной версией убийства стал конфликт – мол, Александр отпросился, а игумен его не пустил и паспорт не дал . Но эта версия пока шаткая.

Вообще у нас принято сдавать паспорта, когда приходишь в монастырь, - рассказал трудник Петр. – Но у Александра паспорт был на руках. Он говорил, что ему надоело в монастыре, и собрался уходить насовсем. Пошел к батюшке отпроситься до дома – он. И игумен Даниил его отпустил. И паспорт отдал, видимо.

Что же стало причиной гнева трудника? Есть предположение, что Александр попросил у священника деньги. Трудники работают за еду, а билет до Нижнего надо на что-то покупать. Возможно, батюшка отказал. Монастырь считается самым бедным в округе, еле живет огородом и курятником, но в келье у настоятеля могли быть крупные суммы – на оплату коммунальных платежей.

Кроме того, в монастыре говорят, что накануне батюшка продал мед. Александр, работник кухни, не мог не знать об этом, как, соответственно, и о том, что за мед игумен получил деньги.

Остается еще вопрос – почему убийство произошло ранним утром? Как рассказали в монастыре, на ночь батюшка весгда запирал келью, а утром открыл – готовился к службе. Этот-то момент и улучил тот, кто совершил это жестокое убийство.

Сейчас по факту убийства возбуждено уголовное дело.

ПОДРОБНОСТИ

Появилось фото подозреваемого в жестоком убийстве священника в Переславле

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.
(Мф. 10: 28)

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
(Откр. 6: 11)

15 августа исполняется 40 дней со дня убиения игумена Даниила (Соколова; † 7 июля 2016) - наместника Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского.

То, что случилось в древнем православном Переславле-Залесском 7 июля, повергло в шок весь город.

Достаточно скромная, если не сказать бедная, обитель мгновенно стала «звездой» телеэкрана, предметом досужих разговоров всей страны, что, безусловно, только усугубляло скорбь православных переславцев, не знающих, чем избыть свое безмерное горе.

Что вы скажете об игумене Данииле? - спросил репортер одного из центральных каналов телевидения послушника обители… Тот долго с ужасом и удивлением смотрел в равнодушно-мертвый «глаз» объектива телекамеры, а потом, когда осознал, что весь этот безумный ужас не сон, простодушно по-детски расплакался…

А вот все хорошее, светлое, доброе, чистое, что только может быть в человеке, в нем и было…

Отец Даниил пришел подвизаться в монашеском делании в Свято-Троицкую обитель в 1997 году. Спустя два года его постригли в монашество. Монашеский постриг он принял от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в храме Всех святых Свято-Троицкого Данилова монастыря.


В этом же году был рукоположен в сан диакона и в сан священника. С тех пор в течение 17 лет отец Даниил служил у Престола Божия. Сначала служение отца Даниила проходило в Троицком Даниловом монастыре. В течение 10 лет, до 2009 года, иеромонах Даниил был штатным клириком обители, вместе с наместником монастыря игуменом Иоанном (Коваленко), ныне епископом Калачевским и Палласовским, и братией восстанавливал монастырь, окормлял прихожан и нес различные послушания в обители. Вместе с тем отец Даниил получал духовное образование - в 2005 году он завершил обучение в Московской духовной семинарии.

С марта 2009 по январь 2012 года отец Даниил вместе с игуменом Иоанном и некоторыми монахами из числа братии обители стали восстанавливать Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на севере Ярославской области.

Из Успенского Пошехонского монастыря отец Даниил был призван на новое служение. В 2012 году отец Даниил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Решением Священного Синода на заседании от 19 марта 2014 года иеромонах Даниил (Соколов) был назначен игуменом Свято-Троицкой обители.

За время служения в Ярославской и Переславской епархиях игумен Даниил снискал любовь и уважение духовенства, монашествующих и мирян, активно участвовал в окормлении молодежи и военнослужащих.

Ниже мы помещаем воспоминания об игумене Данииле хорошо знавших его сподвижников.

«У него было все для того,
чтобы иметь успех в мирской жизни»

http://www.pravoslavie.ru/96139.html

Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду.

Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет.

И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти. Мы постояли на могиле, помолились и пошли в кладбищенский Свято-Духовский храм поискать священника. Но в храме свободного батюшки тоже не было, и мы потихоньку побрели к выходу. И вдруг видим – навстречу нам по центральной аллее кладбища идет монах. Мы радостно бросились к нему, спросили – священник ли он? Он ответил, что иеромонах. Мы наперебой начали рассказывать ему, что нам нужно отслужить панихиду, что не пришел наш батюшка. Но иеромонах извинился и сказал, что не может, что он проездом в Москве, что торопится, что пришел на могилу старца Аристоклия (тогда мощи старца еще не перенесли на Афонское подворье) и должен сразу бежать на вокзал. Батюшка был совсем еще молодой (ему тогда было лет 27–28), очень серьезный и немногословный. Продолжая все-таки его уговаривать, я сказала: «Батюшка! Это была монахиня, схимонахиня Даниила!» Батюшка быстро и внимательно посмотрел на меня (до этого он все время по-монашески смотрел вниз перед собою) и вдруг согласился. В храме священнику дали облачение, и мы вернулись к матушкиной могиле.


Батюшка отслужил панихиду, неспешно, спокойно, просто, но в то же время торжественно. И вообще, весь его облик, манера держаться и как он служил – во всем было что-то по-настоящему монашеское. Хорошо пел. Антонина Емельяновна была очень довольна и все повторяла, что он служил совсем как прежние даниловские монахи, пел, как они, таким же даниловским распевом, и вообще, что он «настоящего прежнего даниловского духа». И только после панихиды мы спросили его имя. Он, слегка улыбнувшись, сказал: «Даниил». И нам сразу стало понятно, почему он так неожиданно согласился – монах Даниил не мог не отслужить панихиды по монахине Данииле. «Вы в честь князя Даниила?» – «Нет, в честь преподобного Даниила Переяславского. Из Данилова монастыря, но из Переславля-Залесского». Все равно Даниил! Оба Даниила – и князь, и преподобный – в честь преподобного Даниила столпника! И вообще, как тесно переплелись в этой истории и святые Даниилы, и их обители, и названные в их честь монахи! У святых тоже есть какие-то свои особые связи между собой, дружбы друг с другом...

Отец Даниил ни о какой плате не хотел даже слушать. Антонина Емельяновна с большим трудом уговорила его взять испеченных ею пирожков – помянуть матушку Даниилу. Мы звали его после могилы старца Аристоклия зайти на наши маленькие поминки, в издательство, но он не пришел.

После этой панихиды я вписала отца Данила в свой синодик и обязательно молилась о нем как о благодетеле. До Переславля-Залесского доехать долго не удавалось, но помнила, что там есть монах «настоящего даниловского духа», как сказала Антонина Емельяновна. Через несколько лет одна моя подруга по московскому Данилову монастырю купила дом под Переславлем и стала ходить и в тот Данилов. Я передавала поклоны отцу Даниилу, просила молитв. Однажды была там на службе, когда еще только реставрировали Троицкий собор с его неимоверными по силе росписями из Апокалипсиса. Отец Даниил нам их показал после службы. Через какое-то время их всех, братию во главе с настоятелем, в том числе и отца Даниила, перевели восстанавливать далекий Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на самом севере Ярославской области . Через три года отца Даниила одного вернули обратно в Данилов. Там он и был единственным иеромонахом, а потом игуменом обители до самой своей мученической кончины…

Служил отец Даниил и в монастыре также просто, спокойно и сосредоточенно. Воскресная, праздничная да и будничные Литургии могли быть у него очень длинными. Потому что батюшка очень подолгу исповедовал. Постоянные прихожане исповедовались быстро, они уже все прошли у него свои «генеральные» исповеди, поэтому спокойно сидели на лавочках и ждали Причастия. А вот если в храме появлялся новый человек, то отец Даниил исповедовал, как сейчас говорят, «по полной программе». Батюшка не довольствовался несколькими часто механически перечисленными человеком грехами – отец Даниил задавал вопросы, причем вопросы очень серьезные. Батюшка не жалел ни сил, ни времени – исповедь могла длиться час и больше. Он старался, чтобы человек на этой своей исповеди наиболее очистился от самых стыдных и мерзких своих грехов, о которых говорить особенно тяжело, и сам человек может многие годы не решаться их исповедовать. А отец Даниил помогал ему от них избавиться. Батюшка советовал хоть раз исповедаться по вопросам на исповеди из дореволюционного Требника. После исповеди у отца Даниила люди отходили какими-то посерьезневшими, сосредоточенными, как бы заглянувшими в себя, в свои греховные глубины, в которые до этого заглядывать боялись. Часто заплаканными. И всегда – посветлевшими.

Была такая исповедь и у меня. Батюшка очень помог мне. Я буду всегда ему благодарна.

Батюшку убили в день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 7 июля 2016 года. Перед литургией отец Даниил выходил из своей кельи на службу, а его уже поджидали у дверей, сразу нанесли удар ножом в шею, затащили в келью и там дальше резали, кололи – нанесли более 10 ударов ножом. Судя по всему, пытались отрезать голову. В руки уже замученному батюшке, говорят, вложили Требник. В это время в храме стояли люди. Ждали, когда придет отец Даниил и начнется служба – батюшка никогда не опаздывал и всегда приходил, даже тяжело больной. На аналое лежала икона – «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи»…

В убийстве сразу обвинили трудника монастыря, якобы бывшего зэка, которого в монастырь взял сам отец Даниил. Об этом трубили на телевидении, в газетах и интернете. Мол, вот, что в монастырях творится – сами набирают всяких уголовников, сами и виноваты. Потом выяснилось, что трудник тут ни при чем, но об этом уже никто не трубит. И вообще об этом больше никто не пишет и не требует разобраться, найти и наказать убийц…

На отпевании игумена Даниила один из священников сказал: «Какой кончины Господь сподобил отца Даниила! Как первых христиан! Мученической! Нам бы так!»

Упокой, Господи, душу убиенного игумена Даниила и его святыми молитвами помилуй нас!

Татьяна Петрова

Летом 2016 года всех православных христиан поразило страшное известие о зверском убийстве игумена Даниила Соколова.

Про Максима Соколова

В 1973 году, в Подмосковье, в городе Пущино, родился Максим Соколов. Он был обычным мальчишкой из простой семьи. Катался на велосипеде, гонял голубей. В 1991 году, окончив школу, поступил в военное училище, но на втором курсе бросил, решив служить в армии. После армии поступил в колледж, но и здесь ему было не по нраву. Отношения с девушками у Максима не складывались, он был очень робок и скромен. Много времени проводил за чтением книг, размышляя о жизни. Особенно любил Максим Соколов произведения Федора Достоевского. Как говорил позднее епископ Иоанн, именно Достоевский стал причиной глубокой веры будущего игумена Даниила.

Послушник

Служить Богу и проповедовать христианскую веру Максим начал послушником в Свято-Троицком Даниловском монастыре, что находится в Переславле-Залесском. Придя сюда, будущий игумен Даниил Соколов ни разу не пожалел о своем выборе, ни разу не усомнился в вере. Ведь, как он думал, что бы он ни начинал, куда бы ни поступал, все было не то, все не по душе. Наверное, сам Господь вел его этой дорогой. Монашеский постриг был произведен в 1999, в этом же году уже Даниил Соколов получил сан диакона, а следом и священника. В Троицко-Даниловском монастыре иеромонах Даниил пробыл целых десять лет. До 2009 года он вел службы вместе с епископом Иоанном. Они внесли огромный вклад в восстановление монастыря, окормляли прихожан. Московскую духовную семинарию Максим Соколов успешно окончил в 2005 году и начал помогать монахам во главе с игуменом Иоанном восстанавливать Успенский Адриано-Пошехонский мужской монастырь. В Переславль, откуда и начал свой духовный путь, Даниил вернулся в 2012 году в должности исполняющего обязанности настоятеля монастыря.

Игумен

Через два года служения в монастыре настоятелем, девятнадцатого марта 2014 года, Даниила, по решению Священного синода, назначили игуменом. Так появился игумен Даниил Соколов. Прихожане и монашество полюбили его за его кроткий нрав, любовь к людям и доброту. Игумен Даниил Соколов любил детей, всячески помогал сиротам, посещал воинские части. Солдаты могли долго с ним разговаривать о всех тяготах службы, Даниил помогал им словом и молитвой. Страждущие, обделенные и несчастные люди приезжали изо всех городов, чтобы просто побыть на его службе, чтобы в душе зародился огонек надежды на лучшее, во что и помогал верить игумен.

Умереть - не значит исчезнуть из памяти

Игумен Даниил Соколов умер 7 июля 2016 года. Его зверски убил послушник Александр Шулешов, нанеся несколько десятков ударов ножом. Монахи стали волноваться, что игумен не присутствовал на утренней службе, чего никогда не было. Один из послушников пошел к нему в келью и обнаружил уже бездыханное тело настоятеля. Убийство игумена Даниила Соколова стало настоящей трагедией для монашества, прихожан и всей российской православной церкви. Его описывали как живую икону: тихий, спокойный, с кротким нравом. Любил всех и вся, никогда не повышал голос, много молился за здравие всех людей, за упокой безвременно умерших. Сам принимал новых послушников, в том числе и своего будущего убийцу, всячески помогая им и наставляя на путь истинный. За счет этих сведений полиция отказалась от версии, что убит был игумен из-за личной неприязни послушника.

Александра Шулешова обнаружили в лесу, вдоль трассы "Волга" он шел пешком в сторону, противоположную от монастыря, ставшего ему домом. При задержании он не оказывал сопротивления. На допросе признался, что хотел получить деньги и дорогостоящие иконы и церковные реликвии. Но так как монастырь является одним из беднейших на территории России, он получил отказ от игумена. Денег и золота у него просто не было. Александр разозлился и убил своего наставника, о чем сейчас искренне сожалеет. Похороны прошли 10 июля. Игумен Даниил Соколов остался в сердцах и памяти всех верующих как один из лучших батюшек, настоящий Божий посланец.