Первый день поста что нужно делать. Как поститься на первой неделе великого поста

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу - максимум и минимум - в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

Помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

Также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

Самое главное для христианина во время - провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва - только условия, при которых наша цель - очищение души - достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста - это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) - это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что - не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни - так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» - о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин - это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый - в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму - построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все - либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению - ко вниманию.

Сверх сил в эту - первую - неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста - не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы - чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу - изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», - ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» - для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей - принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». - «Что вы хотите?» - «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу - ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

В Православной церкви на Руси «Чистый» — это простонародное именование первого дня Великого поста. Означает оножелание быть очищенным к началу поста. Очищение это происходит уже заранее, к вечеру предыдущего дня воскресного (Прощенного). Все храмы производят вечерню, в завершении которой вершится обычай всепрощения. Каждый прихожанин испрашивает прощение у другого. Так, православные починают пост Великий с легкой совестью, чистотой внутри себя, с вселенской любовью к окружающему миру.
В Чистый понедельник, полагается один из строжайших постов. Каждый, кто в силах, не принимает никакой еды, старательно прочитывает молитвенные слова, сражается со своей грешной сущностью. Русский люд в первый день принятия пощения сотворял очищение жилища от грязи и устраивал банный день. Другими словами, осуществлял не только моральную чистоту, но и материальную.
Русская литература не однократно обращалась к данной теме, а именно к теме «Чистого понедельника». Например у Бунина и Шмелева есть одноименные рассказы, где описываются старинные церковные традиции.

Немного из истории

Православные посвящали первые дни Великого поста, а также всю первую неделю, самоочищению, прощаясь с разгульной, сытой масленицей.
Женщины, готовя уже пищу для поста, очень тщательно отмывали всю посуду от непостной, оставшейся еды, обдавали кипяченой водой, раскаляли в печах, оттирали песочком. Случалось даже, что тарелки грязные, с жирными следами перебивали на мелкие кусочки. Делали и так: убирали, прятали куда-нибудь подальше, и ставили на стол специальную посуду для постного, такая посуда сохранялась годами для Великого поста. Вымывали даже кадку для воды, наливая туда свежей водички. То, что сохранилось от скоромного высушивали и берегли к пасхальным празднествам. Бывало, что такие остатки отдавали на корм домашним животным.
У мужчин же существовал свой вариант очистки от потребленных организмом не подобающих для пощения продуктов. Они полоскали рот водочкой. Иногда даже доходило до того, что ходили совсем пьяными.
Кое-где практиковали шуточные драки, якобы для вытрясания съеденных на масленичку блинов и лепешек.
Интересно, что накануне Чистого понедельника верующие в некоторых селениях закрывали в доме все зеркала, словно при умершем. Таким образом, показывалось особое разграничительное отношение к данному отрезку времени, как бы день этот разграничивал веселье скоромной жизни от скудости и аскетичности поста.
В быту простого православного населения все менялось с приходом первых дней поста. Люди носили темное, строгое одеяние, под запретом были веселые сборища девушек и парней, песни, пляски, шумная танцевальная музыка. Естественно, не справляли никакие свадьбы, и сами похоронные обряды проходили весьма скромно.
Было и такое: строгому воздержанию в еде подвергались даже детки, старики и больные. Старообрядцы урезали паек также и грудничкам, иными словами мамаши не давали малышам вдоволь пососать молочка. Утоляли их голод пожеванным хлебцем.
Считалось, грех совершал не младенчик, поевший грудного молока, а мама.
Попрание догматов святого поста влекло за собой, как считали, кару божью.
То же было и с брачными обязанностями. От интимной близости супругов первые дни поста должны были рождаться слабоумные и хворые отпрыски. Священнослужители строго отслеживали нарушителей и наказывали их.
Само собой непременно требовалось посещение церкви для исповедования. Именно в первые дни Великого поста это было наиболее необходимо, как и в заключительные.
В начале поста приходили очередные ежегодные земледельческие заботы: сеяние и пахота.
Женщины занимались ткачеством, мужчины запасались дровами и лесом, свивали веревки, производили ремонт всевозможных орудий сельского труда.
В дореволюционные времена и не ходили в школу, но ежедневно обязаны были присутствовать в церкви на службе в первых днях Великого поста. Жители деревень начинали свой путь в святые места.
В умах людских закрепилось понятие о святой Четырехдесятнице, как о сорока днях, равных тем дням, когда сын Божий находился в пустоши, постился и думал о предстоящей судьбе своей. Это те 40 дней, в кои сатана подвергал Иисуса соблазнам. Тем, кто следует за Христом помыслами своими, предстоит как бы сразиться с дьяволом внутри себя посредством поста и духовного совершенствования.

Подробнее о питании

Первый день Великого поста 2016, как и вся первая неделя и вся последняя — самые строгие в отношении пищи, как духовной так и физической. Нельзя кушать мясное, молочное, продукты с добавлением яиц, под запретом даже рыба, конечно же спиртное, сигареты. Как ни странно, даже жвачку не положено жевать, ведь в ней есть желатин. Не нужно есть никаких конфет, булок, майонеза.
Некоторые послабления все же есть. В выходные разрешено выпить немного вина, употребить капельку масла растительного. В Благовещение, например позволено скушать блюдо из рыбы в небольшом количестве. А на день Лазаря можно отведать икорки.
В наши дни имеются «скидки» для определенных категорий граждан: стариков, болеющих, детей, женщин в положении.
Особенно важны во время принятые первые и вторые блюда. Обязательно их надо есть горячими. Сгодятся к употреблению: сок, варенье, орехи, семечки, консервированные салаты, фрукты и овощи в любом виде, пряности, продукты из сои, крупа, хлеб, сухари, грибы, горох, фасоль.
Для тех, кто придерживается строгости, в первые дни Великого поста рекомендовано сухоядение, т.е. надо есть все сырым, не заправляя никаким маслом. Позволительно добавлять уксус, лимонный сок. А в первые дни и вовсе ничего нельзя есть.
Надо различать постное и вегетарианское. В последнем употребление яиц, молочного, сыров и сливочного масла — это нормально. В отличие от постящихся, вегетарианцы не могут кушать ничего из рыбы.
Во всю протяженность поста его строгие запреты могут иметь разные степени. Легкая предполагает отказ от мяса, далее, уже посложнее, дни с рыбой, затем — горячая пища, приправленная растительным маслом, потом — без масла, и вот — сухоядение, т.е., как говорилось уже выше, меню с холодной едой и холодным питьем. Апогеем можно считать полное голодание.

Крайне редко обычный смертный может справиться с испытанием постом. Чаще всего постятся в строгости церковные служащие. Чтобы все-таки испытать себя, приняв обет поста, поговорите с батюшкой, с доктором, выберете вариант питания, наиболее оптимальный для себя. Первый день Великого поста 2016, как и вся строгая неделя, не может быть тяжелой стрессовой ситуацией, а только действом, дарующим полет и легкость души и тела.
Нельзя превращать сотворение поста в издевательство над собой. Потому как это не главная цель. Верующие, которые постятся, вырабатывают в себе твердость характера, воздерживаясь, демонстрируют преданность Иисусу. Энергия, высвобожденная посредством строгого поста, уходит на внутреннюю рефлексию. Ведь в посте сокращается время, отведенное на прием пищи, развлечения.
Можно с уверенностью сказать, что суть пощения — путь к самосовершенствованию, а не принуждение людей к голоду. Очищение в купе с умягчением характера и просветлением духа — вот основа поста. И если вы принимаете пощение без проникновенного молитвословия в душе, это равносильно обычной диете.

Рецепты в пост

Подавляющее большинство человек полагает, что питание в пост не вкусно и лишено полезности. Однако, имеется масса разнообразных рецептов вкусных, полезных и питательных кушаний для придерживающихся рекомендаций по пощению.
Вот, к примеру, некоторые из них:

Лепешки по-мексикански
Составляющие:

  • Кукуруза, измельченная в мелкую пудру — 220г
  • Мука из пшеницы — примерно 125г
  • Масло рапсовое 5 — ложек столовых
  • Мелкая соль — на кончике ножа
  • Вода — 200г

Готовим:
Перемешать всю муку, соль с маслом, чтобы образовались крупные крошки. Затем влить подогретую воду и замешивать тесто. Месить, пока не станет однородным и не будет отлипать от пальцев. Кладем ком теста в пакетик и помещаем в холодильник минут на сорок. Такой объем теста дает возможность приготовить 14 лепешек. Отрываем кусочки и начинаем раскатывать блинчик, кладем его на сковороду и жарим. Готовые лепешки напоминают чипсы из кукурузы.

Шампиньоны оригинальные
Составляющие:

  • Шампиньоны — 250г
  • Перец сладкий — 1\2
  • Томат — 1 -2 шт.
  • Лук репчатый — 1-2 шт.
  • Зелень — петрушка, укроп
  • Соль, перец молотый — на вкус

Готовим:
Чечевица промывается и кладется в кастрюльку. Добавить воды три стакана, вскипятить все. Проваривать в течение 15 минут до смягчения чечевицы. Шампиньоны жарить вместе с томатами, перцем и луком. Снова налить воды, всыпать перец и соль, потушить хорошенько минут 15. Соединить грибы с чечевицей. Вот и все, можно есть.

Рассольник для поста
Составляющие:

  • Капуста — половинка маленького качана
  • Соленые огурчики — 2 шт.
  • Морковка — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Картофель — 5 шт. мелких
  • Перловка — 150г
  • Укроп, соль, черный молотый перец

Готовим:
Сварить перловку. Очищенный картофель, мелко нарезать, соединить с крупой. В то время, как все это варится, поджарить лук с морковкой, мелко потереть огурцы. Затем положить в кастрюль вместе с картошкой и перловой крупой. Прибавить еще капусту, проварить 15 минут, добавить приправку и доварить 20 минут. Суп можно кушать.

Котлеты из моркови
Составляющие:

  • Морковь — 5-6 шт.
  • Манная крупа — 100г
  • Рапсовое масло — 5 ложек столовых
  • Немного соли и сахара

Готовим:
Чистим морковку, моем и натираем крупно. Далее тушить с водой, пока не станет мягкой. Сыпем манную крупу, варим все минут десять. Охлаждаем полученную смесь, кладем соль и сахар на вкус. Формируем котлеты, макаем в панировочные сухари, жарим. Вкусно и полезно!

Ассорти фруктово-овощное
Составляющие:

  • Апельсин — 1-2 шт.
  • Огурец — 1-2 шт.
  • Капуста — 200г
  • Зелень — 50г
  • Оливки — 100г
  • Любое масло растительное для заправки
  • Соль, перец по вкусу
  • Сок лимона

Готовим:
Порезать капусту, добавить соли, лимонного сока, подавить ладонями. Нарезаем апельсин и огурчик, кладем зелень с оливками, подливаем маслица и еще немного лимонного сока. Легкий салатик готов!

Поститься в первую неделю Великого поста, складывается из двух основных составляющих. Необходимо понимать, что пост это не просто диета, обусловленная отказом человека от пищи животного происхождения (мяса, яиц, молока и производных продуктов). Кроме телесной составляющей воздержания есть не менее важный духовный аспект.


Телесная составляющая

Под телесной составляющей можно понять «календарь меню» человека на первой неделе Великого поста. Церковный устав предусматривает строгий пост в первые дни. В первый день многие монахи вовсе отказываются от пищи, на второй – вкушают хлеб и воду, третий, четвертый и пятый дни – сухоядение. Такая практика редко применяется к людям, живущим в миру. Поэтому Церковь рекомендует православному человеку принимать пищу в виде сухоядения в первые пять дней поста в количестве, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека (многим православным необходимо для того, чтобы иметь силу на физический труд, ведь работа бывает разной).


В любом случае, на первой неделе поста (в первые пять дней) нельзя есть продукты животного происхождения. Кроме этого, запрещена рыба, растительное масло и вареная пища: эти запрещения как раз и относятся к сухоядению. В первые дни можно вкушать овощи и фрукты, орехи, пищу, которая не подвергается варке. При этом позволительно употреблять печеную пищу без растительного масла, например, запеченный картофель.



Если у человека проблемы со здоровьем, необходимо поговорить со священником, чтобы последний по необходимости дал благословение на вкушение вареной пищи и растительного масла.


В субботу и воскресенье первой недели Великого поста предполагается послабление в пищевом воздержании. Разрешается вкушать вареную пищу с растительным маслом. В субботу первой недели в храмах освящается коливо – вареный рис с медом, перемешанный с сухофруктами, мармеладом и прочими постными сладостями.

Духовная составляющая

Не менее важной является духовная составляющая Великого поста. Само по себе воздержание в пище ничего не дает человеку. Только комплексное воздержание в еде и духовный подвиг могут пониматься под правильным хранением поста.


На первой неделе Четыредесятницы верующему человеку необходимо больше времени уделять молитве, чтению утреннего и вечернего правила, Священного Писания. Важно стараться оставить различные увеселения: просмотры телевизора, компьютерные и азартные игры. Необходимо стараться бороться со своими страстями и пороками, ведь без этого нет поста.


Само слово «пост» можно трактовать как нахождение верующего человека на посту соблюдения своей души и тела от всякой скверны и греха, подобно тому, как воины стоят на посту охраны границ государства от нашествия неприятелей.


На первой неделе Великого поста очень важно посещать особые великопостные богослужения. С понедельника по четверг в храмах читается великий святого Андрея Критского, на котором Церковь рекомендует присутствовать православному человеку, вознося ко Господу покаянные молитвы.



Духовная составляющая первой недели Великого поста определяется подготовкой христианина к таинствам исповеди и святого причастия. Можно причаститься святых Тела и Крови Христовых в субботу или воскресенье на литургии, а накануне вечером испытать свою совесть на наличие грехов с последующим покаянием в таинстве исповеди.


Нельзя забывать и о том, что на время Великого поста необходимо стараться быть в мире с ближними, избегать, споров, ссор, оскорблений, сквернословия, блуда и прелюбодейства, а также других практических проявлений греховности человека.

Великий пост является одним из самых главных периодов в календаре православного верующего. Великоговенье позволяет подготовиться к большому празднику - Святой Пасхе, очиститься духовно и физически, а также сблизиться с Богом. Именно поэтому посту перед Христовым Воскресеньем уделяется повышенное внимание со стороны верующих.

История Великого поста

Правильный Великий пост имеет продолжительную историю. По мнению ученых, первые упоминания о Великоговенье были прописаны Святым Афанасием Великим в его пасхальном послании. В соответствии с Писанием, пост начинается за 6 седмиц до праздника жизни, надежды и радости. Длится период на протяжении 40 дней, без учета субботы и воскресенья, а также Страстной недели перед наступлением Пасхи.

В современных представлениях Великий пост соотносится с периодом скитания Христа в пустыне. Однако в послании Афанасия Великого нет подобного упоминания. Но, несмотря на это, пост Святой Четыредесятницы характеризуется аскетической подготовкой к этому грандиозному религиозному празднику.

Окончательное установление Великого поста произошло лишь в конце IV - начале V века. Великий пост по дням в различных местностях соблюдался не по единому канону. Отличались как сами правила духовного очищения, так и питание, которое было дозволительно в указанный период христианам.

Части Великого поста

Если освещать Великий пост по дням, то весь период можно разделить на 4 важных этапа. Четыредесятница - период поста, который длится на протяжении 40 дней. Этот этап является символом жизни Христа в пустыне перед проповедью. В это время следует бороться со всем грехами при помощи молитвы, обращений к Господу, аскетического образа жизни. Здесь очень важно знать, что кушать в Великий пост, какие молитвы произносить, в какое время ходить на богослужения.

Вторым важным этапом Великоговенья считается Лазарева суббота. В христианском календаре в этот день вспоминают чудо, которое совершил Христос, - воскрешение Лазаря. Иисус воскресил умершего Лазаря, при этом заставив встать его из гроба на 4-й день после смерти. Подобное явление вселило в иудеев веру в Бога, в Иисуса Христа. Поэтому при въезде в Иерусалим Сына Господня местные иудеи встречали его как Царя, возлагая к ногам пальмовые ветви и свою одежду.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, символизирует собой Второе пришествие Христа. Это были последние дни, когда Иисус Христос был земным жителем. Приближался период, когда Сын Божий будет предан мучительной казни на кресте.

Заключительный этап Великого поста - Страстная неделя длительностью в 6 дней. В этот период следует точно знать, что Великий пост на каждый день имеет свои определенные каноны. Так как наступило траурное время, когда верующие вспоминают обо всех муках Сына Господня, о его смерти и погребении.

Подготовка к Великому посту

Чтобы подготовиться к Великоговенью, следует не только узнать, как поститься в Великий пост, но и осознать сам факт Для сближения с Богом недостаточно просто отказаться от Необходимо душевно очиститься, простить всех своих врагов, избавиться от гнева и злости. Молитвы должны содержать слова-обращения к Богу о помощи, об исцелении и очищении. Благодать Господня сойдет на всех просящих в этот период.

Разговоры со священником

Как только вы понимаете, что скоро первая седмица Великого поста, следует сходить в церковь, поговорить со священнослужителем. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы служитель культа смог объяснить, что кушать в Великий пост в соответствии с возрастом, состоянием здоровья. Каждый пост должен быть по силам. Поэтому Церковь разрешает воздерживаться от поста болящим, женщинам беременным и кормящим, путешественникам и детям.

Спасительная седмица

Великий пост (первый день и вся последующая неделя), в соответствии с православными канонами, считается периодом очищения верующих от грехов. Что происходит в это время? В первые дни Великого поста все священнослужители убеждают своих прихожан встать на путь Господний, избавиться от всех пороков и грехов, которые они получили за время своей земной жизни. Избавиться от этого духовного груза можно лишь путем пощения, смирения и молитвы.

Великого поста, как и последняя седмица, в церкви проводятся с наибольшим усердием как самих священнослужителей, так и прихожан. Именно в это время осуществляются духовные и физические подвиги. Пища в Великий пост (первый день) является запретным плодом для всех верующих. В соответствии с православными обычаями, в первых два дня Четыредесятницы (а для физически могущих - в первые четыре дня) пища не поставляется. Тем самым очищается организм от пороков земной жизни.

Первая неделя Великого поста отмечается продолжительными проповедями. Богослужения начинаются с канона Святого Андрея Критского в период повечерия. Писание пробуждает в душе верующих особое покаяние, смирение и увеличивает настроенность на соблюдение пощения. Другими писаниями во время первой седмицы выступают песнопения Иосифа и Феодора Студитов, которые обязательны для проповедования в церкви.

Как поститься?

Вопрос о том, как поститься в Великий пост, остается самым ключевым у верующих. Во время Великоговенья рекомендуется полностью исключить из пищи все продукты и блюда, которые содержат мясо и субпродукты. Молоко, сыр, растительное масло, рыба, яйца и иная скоромная пища находится под запретом. Не стоит забывать и про алкоголь, на который налагается табу на время Великого поста.

Однако существуют и некоторые послабления, которые становятся возможными в праздничные дни. Так, рыбу и все производные продукты можно употреблять в пищу на Благовещение Пресвятой Богородицы, в Вербное Воскресенье. Рыбная икра становится доступной в Лазареву субботу.

Что можно есть в первую седмицу поста?

Как было отмечено выше, первая неделя Великого поста является достаточно строгой. Рекомендуется полностью воздержаться от пищи. Однако тем, кто решил вступить в пощение в первый раз, нельзя полностью лишать себя трапезы. Вхождение в пост должно быть постепенным, без резкого отказа от мяса и рыбы.

Великий пост (первый день) ассоциируется у православных верующих с очищением и покаянием перед Богом, которое наступает после Прощеного воскресенья. В первый день принято наводить порядок в доме, мыться и надевать чистую одежду. Требует очищения и кишечник, поэтому к трапезе предъявляются жесткие требования.

В монастыре, согласно уставу, все исповедующие должны полностью отказаться от пищи в первый день. Для поддержания сил предлагается лишь святая вода. Мирянам в первый день поста разрешено употреблять в пищу сырую еду неживотного происхождения. Иными словами, в этот период времени распространено сыроядение. Разрешены фрукты, овощи, хлеб и вода. Великий пост, первый день и второй в частности, проходит по единому сценарию.

На третий, четвертый и пятый день, согласно церковным канонам, рекомендуется употреблять горячую пищу, но без добавления масел. В качестве основных ингредиентов могут выступать грибы, овощи, запеченные в духовке, постные супы, мед и фрукты.

В субботу и воскресенье разрешается мирянам употреблять блюда с добавлением небольшого количества масла. Кроме того, в субботний день можно отпить легкого виноградного вина. Пища должна быть горячей, содержать витамины.

Что можно есть во вторую седмицу поста?

Вторая седмица Великого поста достаточно строга. Из семи дней есть три для сухоядения: понедельник, среда и пятница. В эти дни следует придерживаться строгого меню, которое может содержать в себе лишь сырые овощи, фрукты, хлеб и воду. Во вторник, четверг мирянам разрешается отведать вареной на пару пищи, но без добавления растительного масла любого типа. Трапезу можно разнообразить постными кашами, овощным супом, запеченными в духовке грибами. В субботу и воскресенье пост смягчается. В эти дни мирянам можно трапезничать пищей с растительным маслом и выпить бокал вина.

Что можно есть в третью седмицу поста?

Третья неделя Великого поста в церковном лексиконе значится как Крестопоклонная. В этот период прихожане должны задуматься над тем, что означает «нести свой крест». Пост все так же строг. В понедельник рекомендуется сыроядение. Предпочтение лучше отдать орехам, инжиру, изюму, фруктам и овощам. Во вторник можно включить в трапезу вареную или запеченную пищу в количестве 200 грамм. В Крестопоклонную среду разрешается съесть два блюда с небольшим количеством масла, а также выпить бокал виноградного вина. В субботу наступает Родительская вселенная суббота.

Что можно есть в четвертую, пятую и шестую седмицы поста?

Представленные седмицы поста не отличаются от первых трех. Однако в некоторые дни разрешаются послабления для постящихся. В праздник Благовещения исповедующим разрешается прием рыбной пищи 1 раз в день. Кроме того, можно отведать блюда с маслом, а также выпить чарку вина. В Лазареву субботу, когда христиане вспоминают о чудесном воскрешении Лазаря, разрешается рыбная икра в количестве до 100 грамм. Можно использовать масло и виноградное вино.

Страстная седмица

Страстная седмица начинается с Вербного воскресенья, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим. Что едят в Великий пост в Страстную седмицу? В воскресный день мирянам разрешено употреблять горячую пищу, подвергнутую тепловой обработке, без масла. Далее пост ужесточается:

  • Великий понедельник является днем, когда исповедующие вспоминают прообраз Иисуса Христа - патриарха Иосифа. В этот день рекомендовано сухоядение 1 раз за сутки. Порция не должна превышать 200 грамм. Еда должна быть сырой, без добавления масла. В качестве питья можно выбрать отвар из ягод с медом.
  • Великий вторник ознаменовывается проповедью сына Божьего, которая была прочитана в Иерусалиме. Первосвященники задавали Иисусу компрометирующие вопросы о втором пришествии, но не решались его арестовать из-за преданного народа. Во вторник миряне употребляют в пищу сырую еду: овощи, фрукты, орехи, хлеб.
  • Великая среда в христианском Писании омрачена предательством Иуды. Кроме того, в этот день произошло помазание Иисуса Христа. В этот день следует предпочесть сухоядение. Из питья выбрать воду или отвар (настойку) ягод на меде.
  • Великий четверг. В этот день произошло одно из главнейших событий - Тайная Вечеря. В четверг Иисус Христос омыл своим ученикам ноги. Это был жест братской любви, а также божественного смирения. На Тайной Вечере был установлен обряд, носящий название Святое Причастие (согласно Евангелию). В этот день исповедники принимают хлеб и вино, тем самым подразумевая тело и кровь Сына Божьего, вспоминая страдания Христа.
  • Великая пятница. Страстная пятница ознаменована арестом Иисуса Христа, его судом, крестным путем, распятием и смертью на кресте. В этот день миряне ничего не едят. Пожилым людям разрешается принять хлеб и воду после заката солнца.
  • Великая суббота посвящается воспоминаниям о том, как Христос прибывал во гробе и сошел в ад для спасения от вечных мук душ умерших. В этот день рекомендовано воздерживаться от пищи до наступления Пасхи.

Как выйти из поста?

Что едят в Великий пост - не единственный вопрос, требующий разъяснений. Чтобы избежать осложнений, следует особое внимание уделить разговению. Процесс выхода из поста должен быть постепенным. Это связано с тем, что за прошедшие семь недель организм адаптировался к растительной легкой пище. Поэтому в пасхальную неделю следует постепенно разбавлять меню пищей животного происхождения. Это позволит выработать ферменты, способствующие переработке тяжелой трапезы.

Великий пост - это время надежды и смирения, которое достигается за счет духовного сближения с Богом и физического очищения. Но не стоит прибегать к пощению, если существуют проблемы со здоровьем.

Первая седмица (неделя) Великого поста – строгая. В этой статье мы разберем, .

В последнее время все больше людей принимают решение начать поститься во время Великого поста, причем делают это не из религиозных побуждений, а так как считают это хорошим способом улучшить свое самочувствие и поддержать здоровье. И действительно, медики подтверждают, что отказавшись на время от продуктов животного происхождения, можно действительно получить пользу для организма. Однако при этом предупреждают, что для того, чтобы не нанести вред своему здоровью, необходимо обязательно четко понимать как следует правильно поститься, если вы делаете это впервые, и каким должно быть правильное питание в пост.

Тема нашего сегодняшнего разговора – первая седмица Великого поста. Напомню, что согласно церковным канонам, во время Великого поста, нельзя употреблять: мясо и мясные продукты, молоко, молочные продукты (в том числе сухое молоко) и яйца, а также содержащие их продукты, рыбу и морепродукты (за исключением определенных дней недели), растительное масло (за исключением определенных дней недели) и алкоголь (за исключением легкого виноградного вина в определенные дни недели).

Как поститься в первую неделю Великого поста?

Тем, кто постится впервые, следует входить в пост постепенно. Ведь резкий отказ от привычной пищи, тем более после щедрого стола на Масленицу, может вам только навредить. Кроме этого не следует забывать и о различных режимах питания в пост, о которых мы говорили в прошлом материале.

Первая седмица Великого поста (Феодорова неделя).

1 день поста. Чистый понедельник. Строгий пост.

В этот день, как следует из самого названия, принято приводить дом в порядок, делать уборку, мыться и одевать на себя чистое свежее белье, чтобы встречать пост в чистоте.

Согласно монастырскому уставу, особо набожные люди в этот день полностью отказываются от пищи, поддерживая свои силы лишь святой водой.

Мирянам, то есть обычным людям, в свою очередь, в первый день поста позволяется питаться сухой холодной пищей неживотного происхождения без использования растительного масла (сухоядение).

2 день поста. Вторник. Строгий пост.

Монахи в этот день продолжают воздерживаться от пищи, питаясь лишь святой водой и коркой хлеба.

В миру во второй день поста придерживаются сухоядения, при более щадящем режиме можно также употреблять в пищу горячую пищу, приготовленную без использования растительного масла.

3, 4, 5 дни поста. Среда, Четверг, Пятница.

В первые четыре дня первой недели Великого поста в церкви вечером читают Покаянный канон, дающий мощный настрой к осознанию и исправлению своих грехов. В эти дни по монастырскому уставу – сухоядение один раз в день в вечернее время (разрешено принимать в пищу только сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб, и не смешивать их с растительным маслом).

Мирянам в эти дни разрешается горячая пища без масла. Это могут быть, например, овощи и грибы, приготовленные на пару или запеченные в духовке, каши, овощные постные супы, фрукты, мед, орехи, главное, чтобы все эти блюда были без масла.

6 день поста. Суббота.

В этот день по уставу монахам впервые разрешается горячая пища с растительным маслом, причем два раза в день — в дневное и в вечернее время. Кроме этого разрешено умеренное количество легкого виноградного вина.

Обычным людям разрешается употреблять горячую еду с любым растительным маслом (подсолнечное, оливковое, тыквенное, льняное) и немного легкого виноградного вина.

7 день поста. Воскресенье. Торжество православия.

В этот церковный праздник важно посетить утром литургию, исповедаться и причаститься.

В этот день режим питания – такой же, как и в субботу.
Итак, сегодня вы узнали о том, как поститься в первую неделю Великого поста . Запомните, что для мирян во время поста мирян есть два основных ограничения: вы должны есть то, что не содержит продуктов животного происхождения, и не менее важно – есть эту пищу умеренно.