Перикл. Афинская Демократия

Царствование Перикла считается расцветом афинской демократии и развитием могущества Афинской державы. Перикл прославился и как гениальный военный стратег и как выдающийся политик. Давайте узнаем как развивались события того времени и как складывалась судьба Перикла и Афин.

Перикл родился в 492 г. до н. э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, а мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

Как и у многих афинян из почтенных семей, у Перикла имелись достойные наставники. Музыке его учил музыкант и мыслитель Дамон, философии - известный греческий учёный Зенон.

Свой жизненный путь Перикл начал военным. «Он был храбр в походах и искал опасностей», - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н. э. он появился на по­литической арене. В это время в Афинах разгоре­лась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан - и аристокра­тами, приверженцами правления немногих знат­ных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно

потому, что Алкмеониды всегда поддерживали де­мократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демокра­тическом устройстве государства.

Ступив на политическую стезю, Перикл подру­жился с Эфиальтом, вождём афинского демоса. Вместе они добились ослабления роли Ареопага, яв­лявшегося не только высшим государственным со­ветом и хранителем традиций, но и оплотом знати. Вступив в открытую борьбу с аристократами за вли­яние в Афинах, Перикл добился изгнания их вождя Кимона. Его обвинили в измене. Вскоре после этого Эфиальт был убит единомышленниками изгнанни­ка. В 461 г. до н. э. Перикл встал на место погибшего друга, и с этого момента начинается «век Перикла» - век, уместившийся в 32 года, но значитель­ный, как целое столетие.

Итак, Перикл возглавил демократическую пар­тию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём и авторитетом. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их лю­бовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выде­лился из числа афинских политиков. Он не оскорб­лял людей заносчивостью и не опускался до па­нибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился пос­тоянно напоминать о себе. Наобо­рот, Перикл стал редко появлять­ся на людях. «Его видели идущим лишь по одной дороге - на пло­щадь и в Совет», - сообщает Плу­тарх. В Народном собрании он вы­ступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассу­дительностью и завидным спо­койствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обе­щал золотых гор. Он обратил на себя внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укреп­ления афинского государства.

Когда в 460 г. до н. э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из задач было укрепле­ние Делосского морского союза. Так называлось объединение греческих городов во главе с Афинами, созданное в 478 г. до н. э. для борьбы с иранцами. Иранцы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н. э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ли­вийцам. Иранцы одержали победу, что очень встре­вожило афинян и их союзников.

Перикл перед лицом нависшей опасности пред­ложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними по силе и величине флота. Де-лосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжав­шуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 200. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос. Эта казна храни­лась на острове Делос. Сославшись на угрозу на­шествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н. э. Афины стали обладателями союзных денег, рас­поряжаясь ими по своему усмотрению.

Второй проблемой были отношения со Спартой. Она возглавляла Пелопоннесский союз, сложив­шийся во второй половине VI в. до н. э. и включав­ший древнегреческие полисы Пелопоннеса. В Спар­те у власти стояла аристократия, и по всей Элладе её приверженцы видели в этом государстве защит­ника своих интересов. Взоры же всех сторонников демократичес­кого устройства были обращены к демократическим Афинам, кото­рые оказывали им поддержку, расширяя при этом своё влияние и укрепляя могущество.

Воспользовавшись неурядица­ми в Спарте, Афины вмешались в дела её союзников в Пелопоннесе. В 457 г. до н. э. началась война. Аристократы, сплотившиеся во­круг Спарты, были встревожены усилением своих противников во многих городах. Война шла долго и с переменным успехом. В её хо­де Перикл проявил себя как хра­брый воин и рассудительный пол­ководец. «Как стратег Перикл славился больше всего своей осто­рожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно бы­ло опасно, а исход его сомните­лен», - писал Плутарх. Он часто удер­живал граждан от необдуманных дей­ствий, спас Афины, когда они не были готовы от­разить наступление вторгшихся в Аттику спар­танцев. Перикл подкупил их военачальника, и тот отвёл войска. Всюду, где было возможно, Перикл устанавливал власть Афин.

Война завершилась в 445 г. до н. э. Тридцатилет­ним миром, который также называют «Перикловым», подчёркивая этим заслуги вождя афинян в его заключении. Он сумел убедить сограждан в том, что отказ от переговоров со Спартой и продолжение военных действий принесёт беды самим Афинам. Мир обязывал оба государства не вмешиваться в дела друг друга; Спарта признавала Афинский мор­ской союз, а Афины отказывались от владений в Пелопоннесе. Но Перикл не был удовлетворён та­ким положением. Он мечтал видеть Афины цент­ром Эллады, величайшим государством греческого мира, и пытался с этой целью созвать общегрече­ский «конгресс». Спартанцы, вовремя понявшие его замыслы, нарушили планы Перикла, но поме­шать ему укреплять могущество Афин в самих Афинах они не могли.

В 444 г. до н. э., оценив заслуги Перикла перед государством, афиняне избрали его стратегом - главнокомандующим. Это звание он носил 15 лет. Влияние его противников - аристократов было по­дорвано войной со Спартой. Их вождь Фукидид (не путать с историком Фукидидом!) был в 443 г. до н. э. изгнан из Афин. Перикл победил, и с этих пор 14 лет ему не было равных. «Афины достигли при нём высшего могущества. Он руководил массой, по­тому что приобрёл власть, не прибегая к недостой­ным средствам… и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей», - писал историк Фукидид.

За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, ме­чет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах».

Перикл не был великим реформатором. Он толь­ко довершил то, что было сделано его предшествен­никами, Солоном и Клисфеном. Он добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, пре­вратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охра­няла бы своими законами права всех свободных граждан.

Полноправных граждан в Афинах было мало. Увеличение их числа вело к сокращению тех благ, которыми они пользовались, например при распре­делении хлеба во время голода. Защищая права афинского демоса, Перикл ещё в 451 г. до н. э. пред­ложил закон о гражданстве, по которому гражда­нином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Количество полноправных афинян, та­ким образом, было ограничено, а попасть в их чис­ло, чтобы воспользоваться привилегиями, стало практически невозможно.

Заботясь о том, чтобы все граждане в равной ме­ре могли пользоваться своими правами и занимать государственные должности, Перикл добился уста­новления платы членам Совета пятисот - архон­там, по существу - правительству, ведавшему де­лами, выносимыми в Народное собрание; гелиастам - заседателям в суде; войску и флоту. Теперь участвовавшие в управлении государством рядовые граждане не терпели убытки, отвлекаясь от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались и их могли занимать только состоя­тельные люди.

Перикл знал, что бедность граждан - беда для государства и повод к волнениям. Он настоял на выделении пособий для сирот и калек. На деньги государства воспитывались сыновья погибших на войне. Другой способ искоренить нищету - дать людям возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. При Перикле в Афинах развернулось грандиозное строительство. Надёжным куском хле­ба были обеспечены не несущие военную службу каменотёсы, плотники, резчики, строители дорог… «Весь город находился как бы на жалованье - сам себя содержал и украшал», - писал Плутарх.

Начиная строительство, Перикл думал не только о борьбе с нищетой и праздностью граждан, но и об укреплении оборонительных сооружений. Длинные стены, протяжённостью 7 км, связавшие Афины с портом Пирей, были построены ещё в 456 г. до н. э. Перикл мечтал создать памятник вечной славы Афин. По его инициативе Акрополь украсился но­выми величественными храмами. Были возведены Парфенон - храм Афины Парфенос; Пропилеи - монументальное сооружение, обрамляющее вход в Акрополь; храмы Ники и Афины Паллады. В ко­роткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались ма­стера и философы, зная, что найдут учеников и слу­шателей. Сам Перикл был дружен с историками Геродотом, Фукидидом, философами Зеноном, Сок­ратом, Протагором, Анаксагором, трагиком Софок­лом, скульптором Фидием. Они были частыми гос­тями в доме стратега, и тогда душой этого необык­новенного общества становилась красивая и образо­ванная жена Перикла Аспасия, гетера, на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.

Поверженные аристократы упрекали Перикла в том, что на украшение Афин он тратит деньги из казны Афинского морского союза. Афины действи­тельно давно пользовались казной как своим ко­шельком. Перикл же отвечал на это со всей прямо­той, что Афины не обязаны отчитываться в деньгах, потому что защищают союзников, которые только платят взнос, но не дают ни корабля, ни воина; а деньги принадлежат не тому, кто их платит, а тому, кто их получает, если он выполняет то, за что за­плачено. Перикл мог позволить себе такой ответ: могущество Афин за время его правления настоль­ко возросло, что афиняне не слишком стали счи­таться с мнением своих союзников. Афинский мор­ской союз превратился в Афинскую державу - «архэ», а Афины - в гегемона, диктующего свою волю (см. ст. «Древняя Греция»).

Укрепляя Афинское государство, Перикл пом­нил о главном его враге - Спарте. Союзники Спар­ты, аристократические города, требовали реши­тельных действий против демократических Афин, влияние которых быстро росло. Особенно волновал­ся старинный соперник Афин - Коринф. В нём с тревогой наблюдали, как афиняне расширяют тор­говлю с греческими колониями в Италии и на Си­цилии, постепенно вытесняя коринфян. Очередной

конфликт, возникший между союзни­ками Спарты и Афинами, ещё больше накалил обстановку. Имевшие самое непосредственное отношение к междуусобице ко­ринфяне обвинили Афины в нарушении условий Тридцатилетнего мира. Союзники в один голос тре­бовали от спартанцев обуздать зарвавшегося сопер­ника. Выслушав все жалобы и призывы, Спарта предъявила Афинам ультиматум, одним из требо­ваний которого было изгнание из государства Алкмеонидов, т.е. Перикла. На него теперь должны бы­ли смотреть как на виновника войны, вспоминая, что именно по предложению Перикла Афины вме­шались в конфликт пелопоннесских городов.

Давно известно, что тому, кто избрал своей судь­бой политику, редко приходится рассчитывать на благодарность современников. Несмотря на все ус­пехи Афин, самому Периклу приходилось в это вре­мя тяжело. «Почему вы, афиняне, устаёте получать добро от одних и тех же людей?» - эти слова Фемистокла, героя войны с иранцами, изгнанного из Афин, мог повторить и Перикл. Человека, 30 лет жизни отдавшего демократии, стали обвинять в ти­рании. Не смея пока прямо напасть на Перикла, враги обрушились на его жену и друзей: Фидий умер в тюрьме, Аспасию с трудом удалось защитить от обвинений.

Ультиматум Спарты был отклонён, и в 431 г. до н. э. спартанцы вторглись в Аттику. Началась война эллинов с эллинами - Пелопоннесская вой­на. Перикл призвал жителей Ат­тики укрыться за Длинными стенами в Афинах. Он удерживал рвущихся в бой афинян, предлагая по­ложиться на флот, который он отправил разорять побережье Пелопоннеса. Спартанцы действительно отступили, но облегчения это не принесло. Вместе с беженцами, которые жили в городе в грязи и тес­ноте, пришла чума. Перепуганные граждане стали искать виновного в своих бедах, и гнев их обру­шился на Перикла.

Впервые за 15 лет, в 430 г. до н. э., Перикла не избрали стратегом. Его обвинили в растрате и при­говорили к штрафу, забыв, что в своё время, про­возглашая Перикла первым гражданином государ­ства, его главными заслугами признавали патри­отизм и неподкупность. Соперники могли торжест­вовать, но ни у кого из «других стратегов и ораторов не оказалось ни влияния, достаточного для такой высокой власти, ни авторите­та, обеспечивающего её надёжное ис­полнение», - писал Плутарх. Афиняне так при­выкли к советам и предложениям Перикла, что не знали, как без него поступать. Поняв на собствен­ном опыте, что незаменимые люди всё же есть, пе­ременчивые афиняне в 429 г. до н. э. вновь выбрали Перикла стратегом. Но он слишком устал, ему было 60 лет. Он потерял друзей в борьбе с противниками, чума унесла его родных. В том же году Перикл умер.

Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия - господство полноправных граждан.

Перикл умер в Афинах, не зная, к счастью, что они уже никогда не будут так сильны и величест­венны, как в дни, когда он, как свидетельствовал Плутарх, «сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависящие от афинян, - взносы, союзников, армию, острова, море, великую силу и верховное владычество».

По материалам энциклопедии.

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. «Зарождение демократии в Афинах »).

Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах в V в. до н.э. Любой мужчина, достигший 20-летнего возраста мог участвовать в управлении государством (при этом не могли участвовать в управлении государством женщины и рабы).

Возвышение Афин началось после победы над персами (см. «Нашествие персов на Элладу »).

Законодательная власть

Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Перикл - афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов.

Анаксагор - философ, учитель Перикла. Был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в безбожии.

Фидий - скульптор, руководил работами по скульптурному оформлению Парфенона на Акрополе.

Граждане - коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Переселенцы (метеки) - чужеземцы, живущие не в том полисе, в котором родились. Они платили налог за право жить в Афинах, не имели политических прав.

Рабы - жители, не имевшие никаких прав.

Заключение

Окончание Пелопоннесской войны и победа Спарты принесли мир ненадолго. В связи с недовольством по поводу главенства Спарты между греческими полисами вновь начались междоусобные войны, которые привели к ослаблению греческих городов.

Между тем Македонское царство - государство на севере Балканского полуострова - становилось все сильнее.

Афинская демократия при Перикле

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как изменилось управление афинского полиса в годы правления Перикла.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. урок ).

Законодательная власть

  • Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.
  • Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов. Семь дней Истории. «Греция. Перикл - расцвет Афинской демократии» .

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов (рис. 2). Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Рис. 2. Народное собрание ()

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады (рис. 3).

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Grani.roerich.com ()

Домашнее задание

  1. Каковы различия в управлении в Афинах при Солоне и при Перикле?
  2. Какой орган власти играл главную роль в управлении Афинского полиса?
  3. Мог ли бедный афинянин занять должность судьи?
  4. Какие формы голосования использовались в афинском Народном собрании?
  5. Кто был недоволен правлением Перикла? Почему?

Афинский государственный деятель Перикл (443–429 до н.э.) привлек средние и бедные слои афинских граждан к управлению государством. Впервые в европейской истории в государстве возникла истинная демократия – власть народа. Перикл ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях – гражданских колониях. Однако политические права граждан имели немногие. Главную роль играл высший законодательный орган Народное собрание, в котором принимали участие 45 000 человек из 315 000 жителей Афин. Вне гражданского общества стояли женщины, метеки (лично свободные переселенцы) и рабы. Власть народа в Афинах сочеталась с авторитаризмом Перикла, подчинившего себе Народное собрание (умеренная демократия).

Родоначальники демократии – древние греки – собирались на агоре – городской центр (в переводе "я собираю"). Здесь проходили диспуты и беседы на политические темы. Демократия возникла именно из диспутов и бесед. Кто не приходил на общее собрание (а оно происходило через каждые 10 лет), платил штраф. Любой свободный грек имел право высказаться – о войне, мире, религии, налогах с гетер и т.п., – если он не был привлечен к уголовной ответственности. Если кто-либо голосовал за войну или повышение налогообложения, то эго значило, что прежде всего ему самому придется идти воевать и платить налоги. Это совсем не то же самое, что посылать на войну наемников или облагать налогом других людей. Принимаемые греками решения касались их самих.

В Афинах высшую должность мог занять даже сапожник. Выбирали по жребию. не существовало бюрократии, служащих и государственного аппарата. Руководство страны не оплачивалось. Единственная доступная ему власть – сила убеждения. Перикл первым убедил всех греков в том, что надо платить за руководство государством. После этого руководящие должности могли занимать бедняки. Бесплатное руководство было по силам осуществить прежде всего богатым.

Греческая демократия охватывала не весь, а часть народа – около 1/10 всего населения. В Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица – магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать не то общество, которое начисто лишено классов, а то, где их три, и каждый, выполняя предписанные функции, занимает свое место в иерархии. Кстати сказать, Платон был недалек от истины: самыми стабильными и длительными считаются кастовое и сословные общества, где каждая страта занимала строго отведенное место в иерархии. Напротив, общества, где революционеры сметали всякие социальные барьеры и классовые перегородки, в скором времени распадались.

На языке современной социологии это называется:

1) пожизненным закреплением человека за своей профессией; 2) пожизненным закреплением человека за своим сословием; 3) ограничение либо запрещение как горизонтальной (профессиональной), так и вертикальной (межклассовой и межсословной) социальной мобильности. На этом основании мы вправе сделать вывод: Платон был сторонником закрытого общества.

Социологический практикум

С точки зрения политологии, Платон был сторонником уравнительного коммунизма, а с позиций социологии – закрытого общества (как мы только что выяснили). А как бы вы охарактеризовали взгляды нынешних российских членов КПРФ?

Именно греки придумали слово, которое сегодня стало для нас самым необходимым, – экономика, или "ойкономия", заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально ойкономия означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т.е. руководить женой, чадами и домочадцами. У Платона "ойкономия" приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие "койнония" и вовсе социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.

Платон считал жесткое разделение общественного труда основой устойчивости общества и основным механизмом поддержания социального порядка (рис. 3.3). Общество пребывает в состоянии хаоса и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Общество, где каждый человек выполняет предписанные функции и занимает свое место в иерархии, надо считать стабильным.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке снижения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырас тает тирания, – наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

Рис. 3.3.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

2000 лет назад Платон говорил, что демократия ведет к анархии в обществе и правлению толпы

Обучать управлению государством надо всех граждан (кроме рабов) полиса. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств – практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п.

И социализация, и воспитание продолжаются у Платона всю жизнь. Только не всем даются они в равной степени. Неучи опускаются па самое дно общество – в андеркласс (рабы, беглые, попрошайки, спившиеся, продажные и бездомные). Недоучки оседают в низшем классе, пополняя ряды ремесленников и крестьян. Хорошисты попадают в рыцарскую страту воинов, которые во все времена относились к аристократии. И, наконец, круглые отличники, а их всегда меньшинство, вырастали в мудрых правителей.

Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал, что править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное – не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти – эго олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.

Платон – величайший мыслитель всех времен, родоначальник политической теории и социологии.

Карл Поппер

Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон, высоко ценится не столько материальный капитал (денежное богатство, частная собственность), сколько интеллектуальный (знания, квалификация, воспитание). Разумеется, это еще не воплощение задуманного в жизнь, ведь Платон говорил о нравственных требованиях, предъявляемых к элите, а сегодня все говорят о духовном кризисе, в разной степени поразившем разные страны.

Такова в общих чертах социологическая теория правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: "Как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?" Платон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить их сущность (рис. 3.4).

Рис. 3.4. "Государство" Платона

  • Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 2. С. 434.

Раздаточный материал

Для этого вспомни:

-Чему учили детей?

Сделай вывод.

ЗАГАДКИ:

Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:

Афинская демократия при Перикле

Солон Перикл Н.Э

VI в до н.э. V в до н.э.

Афинская демократия

законодательная

исполнительная

судебная

ЭККЛЕССИЯ

(народное собрание)

*граждане старше 20 лет

+выбор стратега

+принятие законов

+объявление войны

+утверждение мира

+распоряжение казной

Совет 500

граждане ст.30лет

- выбирались жеребьевкой

+

Коллегии

10 магистратов

*выборные

*отчётные

*краткосрочные (1год)

*оплата труда

443г до н.э- приход к власти Перикла – до 428 г до н.э.

Реформы Перикла:

-оплачиваемыми государственные должности

- раздачу денег и земли нуждающимся

- обширное строительство в Афинах

- морской союз в морскую державу

Урок «Афинская демократия при Перикле». 5 класс

Задачи :

Образовательные:

- изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5в. до н.э.;

-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.

Развивающие:

-развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке.

-Воспитательные:

-формировать навык бесконфликтного поведения, умение слушать и тактично исправлять ошибки товарищей.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, подравнялись и спокойно сели на место.

II .Проверка домашнего задания:

1.Подготовит ответ по плану сегодня – Вадим Соколов.

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

-Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?

-Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

-Чему учили детей?

-До какого возраста обучались дети?

-Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Сделай вывод.

2. Пока Вадим готовиться, мы проведём исторический диктант. У доски будет работать Миша Зырянов, остальные в тетради.

-Год Марафонской битвы.

-Как в Афинах называли Совет знати?

-Какое слово переводится как «власть народа»?

-Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах?

-Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу?

(490 г. до н.э., ареопаг, демократия, Фемистокл, педагог)

-Давайте, послушаем, что приготовил Вадим.

3. Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:

*Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)

*Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало)

*Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание)

III Подготовительный этап.

- Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

-Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)

Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании)

IV . Изучение новой темы.

Фаза вызова

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия – это «власть демоса». В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Так давайте попробуем выяснить: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Поможет мне сегодня вести урок кандидат исторических наук.

Стадия осмысления и рефлексии

Слушаем внимательно, чтобы смогли ответить на вопросы.

Обратите внимание на ленту времени:

Солон Перикл Н.Э

VI в до н.э. V в до н.э.

Когда и кем были заложены основы демократии? Кто может изобразить это время на ленте времени? Ярик на доске, остальные в тетради.

При ком демократия достигла расцвета? Юля, пожалуйста, покажи на ленте. Остальные в тетради. Молодцы.

Обратим своё внимание на таблицу.

Афинская демократия

законодательная

исполнительная

судебная

ЭККЛЕССИЯ

(народное собрание)

*граждане старше 20 лет

Главный лозунг: «Совет и народ постановили»:

+выбор стратега

+принятие законов

+объявление войны

+утверждение мира

+распоряжение казной

Совет 500

граждане ст.30лет

- выбирались жеребьевкой

+формирование повестки дня экклессии

Коллегии

10 магистратов

*выборные

*отчётные

*краткосрочные (1год)

*оплата труда

Каждые 5-6 лет любой гражданин жеребьёвкой выбирался на должность судьи

-Какие три ветви власти есть в любом демократическом государстве?

-Из каких двух органов состояла законодательная власть в Афинах?

- Кто мог войти в состав экклессии?

-А кто запомнил, какими словами начиналось каждое собрание?

Чтобы ответить на вопрос: чем занималось народное собрание в Афинах вам надо прочитать пункт1.2 параграфа 40. Подсказка в таблице: поработаем в парах - вставляете пропущенные слова, а потом проверим- кому удалось сделать более точно? Помним, что обсуждения проходят тихо шёпотом. Вам на это 3 минуты.

Чем же занимались граждане на заседании экклесии? Анжела? А что получилось у Насти? Молодцы!. Давайте послушаем как работала экклессияи, а так же внимательно про второй орган власти – Совет 500.

-Кто мог стать членов Совета? Паша?

Как выбирались? Ярик?

Чем занималось? Юля?

Молодцы, ребята мы с вами заполнили всё, что какается законодательной власти. Теперь давайте прослушаем особенности исполнительной власти. Их всего пять. Слушаю вы можете по ходу карандашиком делать пометки в тетради.

Кто же может назвать пять особенностей исполнительной власти. Посмотрите, на таблицу – там есть подсказка- начало слова.

Очень хорошо ребята, давайте же дослушаем до конца и выясним – а что же особенного было в судебной власти.

Что же мы запишем в табличку?

Хорошо.

Мы хорошо потрудились – давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА

Возвращаемся в Афины

При ком демократия в Афинах расцвела? (при Перикле)

В каком году Перикл пришёл к власти. Найдите в учебнике – Коля – Сколько раз он избирался на роль стратега? (15) Кто может сказать, а до какого года правил Перикл? (428г до н.э.)

Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны каждому бедняку. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Морской союз при Перикле превратился морскую державу.

Учителями Перикла были замечательные учёные Анаксагор, который изучал явления природы и считал что Солнце и Луна это не боги, а огромные раскалённые камни. Софокл, творец Антигоны, создатель статуй Фидий, отец истории – Геродот – это люди, с которыми общался Перикл и участвовал с ними в учёных спорах.

Но были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли его в преступлениях. Фидия, например обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял золотую одежду со статуи, ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

V . Закрепление изученного

Первое государство, которое мы изучали, был Древний Египет. Сравните управление в Афинах и Древнем Египте?

Давайте в заключении напишем синквейн на тему:

1.Афинская демократия

2.три прилагательных

3. два глагола

4.предложение о Афинской демократии

5.существительное синоним, которое подведёт итог.

Юля Анжела Ярик Настя Паша (оценка за урок)

VI . Д/з №40 вопросы после параграфа, к/к + цветные карандаши. Коля и Вадим подойдут на переменке за темой сообщения на следующий урок.