Иеремия бентам. Иеремия Бентам: биография и основные принципы

БЕНТАМ

БЕНТАМ

(Bentham) Иеремия (Джереми) (1748-1832) -англ. правовед, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение - «Введение в принципы нравственности и законодательства» - было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался «Введение в уголовный кодекс», Б. нашел недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Б. рассматривал «Введение» как подготовительный и в известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. «Введение» явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Б. лежит « полезности», согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный . Впоследствии Б. стал называть данный принцип «принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.
Б. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга («О морали») работы Д. Юма «Трактат о человеческой природе». Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на «принцип полезности», выводя из него все содержание этической и юридической теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. В последней его наименее постоянно. Б. считал, что христианская слишком опирается на , а это опасно для общества, ибо способно нарушить его . Наиболее же постоянно действие «принципа» в первой сфере («физическая » присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет к посюсторонней жизни). Этический является «консеквенционализмом»: при моральной оценке человеческих действий принимаются во только последствия действий. Иметь хорошие намерения и - еще не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики.
Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа полезности» будут регулировать свое , ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в (сам Б., как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (последние важнее) для того, чтобы преследование личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. Т.о., в трактовке «принципа» содержится момент. У Б. есть рассуждения и о «личной этике» (в поздних произведениях - «личной деонтологии»), которая призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как правильности действий, Б., однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья.
Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольствия. Если же идет о группе личностей, то добавляются еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространения (т.е. от числа людей, на которых оно распространяется). Критики Б. не без основания отмечали, что он переоценивал людей в отношении удовольствий и страданий.
В утилитаристской концепции Б. причиной того или иного действия является, собственно, не или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их , фиксирующая баланс удовольствия, достигаемого в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные - уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое за тот или иной проступок. Б. стремился сделать мораль и столь же строгими и точными, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Дж.С. Миллем «логики нравственных наук». Он говорил, что « воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), которой занимались многие поколения метафизиков. В связи с этим Б. строил «гедонистическое », которое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий, получающееся в результате действий. Б. дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов.
Согласно Б., все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились кдвум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии - антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию. Теории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как , сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности», которая присуща этике пользы.
Для методологии этического и юридического исследования Б. характерны пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Б. критиковал такие понятия, как « интерес», считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного договора», «естественного права», «естественного закона», «человеческой природы», а также неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация», «минимизация» и некоторые др.). Во «Введении» осуществляется тонкий концептуальный понятий: «удовольствие», «страдание», « », « », « », « », «стремление», « », « », « », «намерения», « ». В этом отношении подход Б. предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. Утилитаристская , основные положения которой были заложены «Введением в принципы нравственности законодательства», оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англо-амер.), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической в этике.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БЕНТАМ

(Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,- 6.6.1832, там же) , англ. философ и юрист, родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1-2, 1834) , утверждает руководящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. , по Б.,- «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали - «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1-2, 1811) Б. рассматривал индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора и оправдывал право государства на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-нибудь прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 414) .

The works of J. Bentham, v. 1-2, Edin. , 1838-43; в рус. пер.-Избр. соч. , т. 1, СПБ , 1867. Покровский П. А., Б. и его , П., 1916 ; A t k l п-so n С h. Ы., J. Bentham, his We and works, L., 1905 ; M ann i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, ; Steint-ragen .)., Bentham, Ithaca (N. Y. ) , 1977.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

БЕНТАМ

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия ( . 15 февр. 1748, Лондон – . 6 июня 1832, там же) – англ, философ, видный представитель утилитаризма. Мораль, а также законодательство он определяет как регулировать человеческие поступки т. о., чтобы они приносили как можно больше счастья («The great is possible quantity of happiness»). Согласно Бентаму, высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей. Бентам ввел в литературу понятие «интернациональный». Осн. произв.: «Introduction to the principles of moral and legislation», 1830 (рус. пер. «Введение в основания нравственности и законодательства», СПБ, 1867).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

БЕ́НТАМ

(Bentham), Иеремия (15 февр. 1748 – 6 июня 1832) – англ. бурж. правовед и моралист, представитель этики утилитаризма. Идеолог англ. буржуазии периода пром. переворота в Англии, виг. Выступал против левого крыла . Просвещения, критиковал учение о естественном праве и утверждал право гос. власти на подавление нар. восстаний.

Этика Б., подробно изложенная в произв. "Деонтология или о морали" ("Deontology or the science of morality", v. 1–2, 1834), носит по своей методологии метафизич. характер. В ее основе лежит "принцип пользы", согласно к-рому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении же пользы Б. исходил из частного интереса человека: добродетельными являются поступки человека, увеличивающие его наслаждения и уменьшающие страдания; каждый должен заботиться только о себе, а отсюда сама собой проистекает общая , "наибольшее счастье наибольшего числа людей". В своей этике Б. объявил бурж. человека, признающего только свой эгоистич. , образцом человека вообще; возвел удовлетворение частного интереса в моральную заповедь; изобразил бурж. общество как строй, обеспечивающий достижение всеобщего счастья. Маркс, показав теоретич. убожество и классовую ограниченность рассуждений Б., назвал его "оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века" ("Капитал", 1955, т. 1, с. 615).

Соч.: Works, v. 1–11, Edin., 1838–43; An introduction to the principles of morals and legislation, Oxf., 1879; соч. в рус. пер. – О государстве. СПБ, 1860; Избранные сочинения, т. 1, СПБ, 1867; О судебных доказательствах, 1876; Принципы законодательства. – О влиянии условий, времени и места на законодательство, – Руководство по политической экономии, М., 1896; Тактика законодательных собраний, СПБ, 1907.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2–4, М., 1955 (т. 2, с. 146–48, 196, 205, 212, 436, т. 3, с. 201, 232, т. 4, с. 252); их же, Соч.. т. 17, М.–Л., 1937, с. 195, 670, т. 21, М.–Л., 1921, с. 6; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 441–59; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 846); Ярош К. Н.. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве, Харьков, 1886; Левенсон П., Беккариа и Бентам, их и общественная , СПБ, 1893; Левитов П. В., Мораль эвдемонизма пред судом общечеловеческого нравственного сознания (Критический разбор нравственного учения Милля и Бентама), Харьков, 1903; Покровский П.. Бентам и его время, П., 1916; Krause, Der Machtgedanke und die Friedensidee in der Philosophie der Engländer Bacon und Bentham, Lpz., 1926.

А. Макаровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Бентам

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15 февраля 1748, Лондон - 6 июня 1832, там же) - английский философ, правовед и реформатор, один из основоположников утилитаризма . Идеи Бентама оказали влияние на характер политических реформ в Великобритании в 1-й пол. 19 в., а также на теоретические взгляды многих британских мыслителей (Джеймса Милля, Дж. С. Милля, Д. Остина, Д. Грота и др.) и политиков. Родился в семье наследственного адвоката. В раннем детстве изучал классические языки. Учился в Вестминстерской школе, в 1760 поступил в Королевский колледж Оксфордского университета. По окончании его в 1764 изучал право в Лондонской школе барристеров (Lincoln"s Inn). Получив квалификацию адвоката, вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права.

По свидетельству Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш. Л. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. А. Гельвеций. В 1776 опубликовал книгу “Фрагмент о правлении” (A Fragment on Government), посвященную критике взглядов юриста У. Блэкстона, которые, по мнению Бентама, отличались чрезмерной приверженностью традиции и “антипатией к реформе”. Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельбёрна; начиная с 1781 Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780-х гг. работал над сочинением “Теория наказаний и наград”, опубликованном на французском языке (Théorie des peines et des récompenses, v. 1-2, 1811; англ. изд. The Rationale of Reward, 1825; The Rationale of Punishment, 1830). В 1785 через Италию и Константинополь отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти 2 года жил близ Кричева под Могилевом, написал здесь работу “Защита лихвы” (Defence of Usury, 1787), доказывая, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точки зрения; согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, посвященных политической экономии, защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан. Во время пребывания в России создал план “паноптической” тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Проект был опубликован (“Panopticon, or the Inspection House”, 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по “келейному” принципу, а - оставаться невидимым. Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой общей “экономией”, Бентам обосновывает в ряде работ - “A View of the Hard Labour Bill” (“Суждение о билле о каторжных работах”), “Panopticon versus New South Wales” (“Паноптикон, или Новый Южный Уэльс”), “Principles of penal Law” (“Основы уголовного права”) и др. В 1788 Бентам вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне; постройка не была принята парламентской комиссией, и закончился неудачей. Во время французской революции обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и получили в трактате “Опыт о политической тактике” (Essay on Political Tactics, 17.91). В “Книге о софизмах” (The Book of Fallacies, 1824) обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в т. ч. нравственную. В 1792 за заслуги перед Францией Бентаму было даровано гражданство Французской республики. В 1790-х гг. разрабатывал проекты улучшения положения бедных: “Situation and Relief of the Poor” (“Положение бедных и облегчение его”), “Poor Laws and Pauper Management” (“Законы о бедных и отношение к нищим”), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834). Взгляды Бентама повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 была опубликована “Теория законодательства” (The Theory of Legislation, впервые - на франц. яз.). В 1809 написал трактат “Катехизис парламентской реформы” (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. 1817), где отстаивал ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были составлены на основании “Катехизиса” и обсуждались в палате общин (1818). В 1820-х гг. Бентам участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов. В 1823 участвовал в учреждении журнала “Вестминстерское обозрение”, ставшего влиятельным органом “философских радикалов”; на его страницах впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам. Неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов. Бентам не заботился об издании своих сочинений, и многие из них были опубликованы благодаря редакторским усилиям его почитателей и учеников (Э. Дюмона, Дж. С. Милля и др.).

ПРИНЦИПЫ УТИЛИТАРИЗМА. Целью Бентама была законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах “Введение в основания нравственности и законодательства” (An Introduction to the Principles of Moral and Legislation, 1789) и “Деонтология, или Наука о морали” (Deontology or The Science of Morality, v. 1-2, опубл. посмертно в 1834) Бентам стремился освободить отношение к законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых права должна была простираться до специальных разделов законодательства. Отказываясь от представления о “готовых” отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического метода, требовал ответственного употребления терминов.

Главным предметом законодательства, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное , или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал “общественное тело” фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые существуют только в обществе, но преследуют прежде всего собственные частные интересы. Законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива. Понятие пользы выражает или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. Зло есть страдание или страдания; благо-удовольствие или причина удовольствия. Нет другого критерия различия между добром и злом, кроме принципа пользы. Нравственное благо является таковым вследствие своей производить физическое благо, нравственное зло таково, поскольку производит физическое зло. Бентам исходит из действительной организации человека и подразумевает страдания и удовольствия не только тела, но и души. Он видит четыре источника удовольствия и страдания: физический , политический, моральный и религиозный. Слова “справедливый”, “несправедливый”, “нравственный”, “безнравственный” и пр. Бентам употребляет как собирательные выражения, заключающие в себе идеи страданий и удовольствий. Бентам признавал психологический, онтологический и моральный принадлежностью человеческой природы. Каждый движим корыстным интересом, преобладающим над общественным интересом. Но заставляет индивида понять зависимость собственного благосостояния от благосостояния общественного. С одной стороны, человек движим своекорыстным интересом, с - общество необходимо каждому индивиду, и потому интересы индивидов одинаковы. Разумная собственных интересов должна заставить индивида отождествить их с интересами общества. Принимая о совершении поступка, индивид должен исходить из расчета “наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей”. Поскольку в результате действия механизма психологического ассоциирования определенные удовольствия и страдания связываются с определенными вещами, удовольствия и страдания, испытываемые отдельным человеком, могут измеряться с точки зрения их силы, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника (удовольствия или страдания) с учетом их плодотворности (в смысле порождения удовольствием последующих удовольствий, страданием-последующих страданий), чистоты (порождения ими однородных с собой чувств) и широты (количества захваченных ими людей). Суммирование упомянутых отличительных характеристик, результатов на стороне добра и зла, подсчет количества людей, интересы которых затронуты, подсчет вышеупомянутых сумм для каждого из них позволят, согласно Бентаму, судить о ценности каждого конкретного действия. Бентам предупреждает, что такой подсчета не может предшествовать каждому моральному суждению, каждому законодательному или судебному действию, но его следует всегда иметь в виду.

Достоинствами принципа полезности Бентам считает его основанность на человеческой природе, универсальность, обеспечиваемые им суждения и принимать решения в сложных ситуациях, а также им равенства людей (поскольку он предполагает их равноценность в процессе исчисления).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ . Политический Бентама связан с пониманием им своей роли в обновлении правовой системы, которая должна быть приведена в соответствие с новыми капиталистическими институтами. В политической философии Бентам исходит из того, что люди как таковые всегда жили в обществе и никакого “дообщественного” состояния не было. Бентам считает необоснованными важные для предыдущей политической философии понятия, в т. ч. “естественное право”, “естественное состояние”, “общественный договор”. Отрицает также “естественность” свободы в смысле ее наличия у людей до общественного состояния. Бентам понимает свободу человека как отсутствие внешнего принуждения. Значимость проблемы свободы Бентам объясняет, с одной стороны, наличием различия между публичной и частной жизнью человека, с другой-ценностью свободы с т. зр. доставляемого ею удовольствия. Однако ограничивающий ее необходим и оправдан, поскольку обеспечивает и хорошее , а тем самым отвечает личным интересам граждан. Наиболее детально понятие “естественных прав” как якобы присущих людям еще до их общественного состояния критикуется в работе “Анархические заблуждения” (Anarchical Fallacies, 1791-95, опубл. в 1816 на франц. яз.). Согласно Бентаму, право создается законом, а закон, поскольку Бентам понимает его как выражение воли правителя, уже предполагает правление и общежитие. Бентам считает, что понятие “естественное право” двусмысленно (ибо означает право вообще и тем самым упраздняет право), фигуративно (поскольку никакие права не предшествуют правлению, и с этой т. зр., в частности, теория общественного договора, предполагающая наличие у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований и вредна; ведь правление устанавливается либо как исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы) и влечет анархические следствия (поскольку предполагает свободу от принуждения, в частности от правового: ведь предшествовало бы установлению закона). По мнению Бентама, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если они полезны для общества, и упраздняться в случае их бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные понятия (“отношение”, “власть”, “собственность”, “естественная справедливость”, “нравственное чувство”, “истинный разум” и др.). Бентам полагает, что соответствующие таким понятиям формы анализа нравственных и правовых проблем представляют собой скрытый , поскольку не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими необходимое рассуждение и аргументацию.

Бентам подчеркивал свою приверженность разуму и рациональности, пренебрегая ролью чувств в жизни человека. Придавал большое воспитанию и образованию народа, которые считал важными как средства усовершенствования разума и мыслей людей, способное направить их эгоистические чувства в правильное русло. В 1816 вышла “Хрестоматия” (Chrestomathia) Бентама, посвященная образованию.

Соч.: The Works of Jeremy Bentham, ed. J. Bowring, v. 1-11. L., 1838-43; reprint.: N.Y., 1962; The correspondence of Jeremy Bentham, v. 1-10. L., 1968-84; The Collected Works of Jeremy Bentham, gen. ed. J. H. Burns. L., 1968; в рус. пер.: Должно преследовать лихву законом? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. СПб., 1865; Избр. соч. Иеремии Бентама, т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса, пер. А. H. Пыпина и А. H. Неведомского, предисл. Ю. Г. Жуковского. СПб., 1867; О судебных доказательствах. Трактат Иеремии Бентама по изданию Дюмона, пер. с франц. И. Гороновича. К., 1876; Принципы законодательства. - В кн.: О влиянии условий времени и места на законодательства. Руководство по политической экономии, пер. М. О. Гершензона. М., 1896.

Лит.: Покровский П. Бентам и его время. Пг., 1916; Жуковский Ю. Г. История политической литературы 19-го столетия, т. 1. СПб., 1871; Halévy E. La formation du radicalisme philosophique, v. 1-3. P., 1901-04; Harrison R. Bentham. L., 1983; Stephen L. The English Utilitarians, v. 1-3. L., 1900, 1968.

И. В. Борисова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Английский социолог, юрист.

«Формулы этого неутомимого адвоката разумно понятой выгоды широко распространились и за пределы Англии, хотя главным образом косвенно, через сочинения и популяризации других, так как его самого мало читали. Одним из препятствий к чтению его является удивительная сухость изложения, однообразие доказательных приёмов, скудость жизненных примеров. Это - какая-то алгебраическая голова. Бентам прожил всю свою долгую жизнь - он умер в 1832 г., 84 лет - кабинетным отшельником; он всё более изолировался в своей мысли, отвыкал от людей, и наклонность к отвлечённому расчёту не встречала никакого противодействия. Нельзя не быть поражённым его педантическим терпением, его неустрашимой и скучной классификацией, когда он, сводя мораль на экономию чувств удовольствия и страдания, даёт длинную таблицу, так сказать, сравнительный тариф удовольствий и страданий, когда он начинает различать 15 простых видов удовольствия и 11 простых видов страдания, которые в свою очередь распадаются на второразрядные виды. Бентам с удивительной настойчивостью старался вывести все требования морали и права из одного простого принципа, одного простого чувства, по его мнению, всегда и в одинаковой мере присущего людям; это именно - способность взвесить выгоды и невыгоды для себя всякого поступка, рассчитать количество приятного и неприятного в его результатах. Ничто не мешало затем теоретику в своей келье складывать голые цифры этих одинаково действующих человеческих машин. Бентам и называл это занятие моральной арифметикой . Вопрос стоит исключительно арифметически в знаменитой бентамовской формуле: величайшее, какое возможно счастье, для наивозможно большего числа людей - вот мера правды и неправды. И что главное при этом - имеется уверенность, что арифметические данные для решения могут быть просто и отчетливо отысканы и указаны. Добродетель и порок определяются исключительно по результатам человеческих поступков; это - лишь общие обозначения для совокупности обстоятельств, вызывающих удовольствия или страдания. Так как порок составляет зло лишь вследствие страданий, сопровождающих его, то в случае, если за образом действий, который мы называем добродетелью, следует больше страдания, чем удовольствия, мы не должны колебаться в обозначении этой будто бы добродетели пороком. Добродетель состоит исключительно в принесении меньшего интереса в жертву большему, минутного - продолжительному, сомнительного - обеспеченному. Что такое долг? Исключительно одно сознание высшего, т.е. более крупного интереса, который мы имеем в виду, отрекаясь от удобств данного момента. Нужно ли держать обязательства? Да, но только ввиду того, чтобы не вызывать к себе недоверия в других сношениях с людьми. Совесть - лишь привившееся нам, привычное внимание к суждению других людей, похвала которых доставляет нам радость, а порицание - боль. Добродетель вообще совпадает с популярной санкцией. Всё, что основывается на противоположном рассуждении, на готовности принимать больше зла, чем получать добра и выгоды от своего поступка, - извращение, и Бентам называет эту ложную мораль аскетизмом. Ввиду этого Бентам берёт на себя, как он выражался, роль цензора по отношению ко всем формам права и общественного строя. Поэтому, обратно, он считал себя и вправе, и призванным писать своды законов и политические наставления для любых народов и стран, хотя бы, например, для Триполиса; он составил даже проект уложения для всех «либеральных» народов…».

В поездке по России Иеремия Бентам разработал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II . По замыслу И. Бентама, конструкция тюрьмы позволяла бы наблюдать надзирателям за каждым заключённым из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием, где располагаются камеры. В 1791 году проект был опубликован под названием: Panopticon, or the Inspection House.

Иеремия Бентам призывал разрабатывать «эвдемонику» – дисциплину, изучающую создание благосостояния.

Иеремия Бентам родился в семье адвоката. С 1760 по 1763 г. изучал юриспруденцию в Оксфорде. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Завещал все свое состояние Лондонской больнице при условии, что его тело будет находиться на всех собраниях членов правления. Его останки были одеты в костюм, а на лице сделана восковая маска.

Основные идеи

Бентама можно, безусловно, назвать родоначальником такого философского направления, как утилитаризм, а также одним из основных теоретиков права эпохи Просвещения: широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу. Особенно примечательно, что научные воззрения И. Бентама объединяются в единую философско-правовую концепцию.

Высказанные И. Бентамом теоретические положения актуальны и для решения вопросов, стоящих перед современной юриспруденцией. К ним относятся, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений, природы права, его социального назначения и эффективности, целей законодательства, преимуществ и недостатков различных источников права, природы собственности; имущественного равенства, понятия признаков преступления; целей наказания, дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Особое значение эти теоретические положения имеют для доктрины конституционализма при обосновании либеральной природы буржуазного конституционализма, правового государства и доктрины индивидуальных прав и свобод личности.

Правовые воззрения И. Бентама отличаются стремлением сделать знание о праве эмпирическим, основанном на опытных данных. «Принцип наибольшего счастья», сформулированный в его известном труде «Введение в принципы морали и законодательства» (1789) утвердился в правовой науке. В качестве блага – счастья выступает принцип полезности. Он формулируется в двух вариантах: в виде требования «наибольшего счастья наибольшего числа» (к этому должен стремиться законодатель в своей деятельности) и в виде аксиомы о страдании и удовольствии как основных двигателях поведения индивида (этой особенностью человеческой природы законодатель должен пользоваться как стимулом к желаемому поведению людей). Обоснование единства права и морали И. Бентамом видится в утверждении гибкой и динамичной системы устойчивых общественных представлений, отмеченных единством способов регуляции общественных отношений.

Правопонимание Бентама, являвшегося сторонником юридического позитивизма, не ограничивается представлениями о строгости и однозначности правовых предписаний в форме закона; им отдается должное морально-этическому содержанию правовых норм. В частности, несмотря на трактовку государства как единственного источника правотворчества, воля которого является общеобязательной (в том смысле, что она установлена в нормативно-правовом контексте), он признает несовершенство закона, который мог бы ограничить принцип личной пользы. По Бентаму, говоря о формах политической власти применительно к ееправовому содержанию, можно утверждать, что реализация власти индивидов посредством установления неотъемлемых прав человека, является приоритетной по отношению к властной деятельности государства.

Несмотря на то что воззрения И. Бентама на сущность права в целом традиционны для юридического позитивизма, они не настолько однозначны, чтобы сводить его правопонимание к легизму, признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права над ее содержанием. Поскольку исследование права в трудах И. Бентама носило эмпирический характер и рассматривалось в тесной связи с иными социальными явлениями, право не признавалось исключительно проявлением воли законодателя.

Придерживаясь позитивистского подхода к пониманию права, И. Бентам затрагивает сущностную философско-правовую характеристику правовых явлений, трактуя закон как онтологическую составляющую права: «Что же такое тогда право? Это термин собирательного характера, означающий всю совокупность (либо какую-либо ее часть, как кому будет угодно) объектов, к каждому из которых может быть приложено индивидуальное название закона... Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».

Закон как обусловленное волей прямое выражение и закрепление права Бентам представлял в виде ценности общества, субъективной оценкой свойства которого является представление об общественной полезности. Формальное выражение права в законе, таким образом, является способом установления правопорядка именно как цели, с помощью которой достигается полезность обществу. Как отмечает И. Бентам, «право призвано обуздать распущенный дух времени».

Идея господства права в общественных отношениях, ограничение государственной власти индивидуальными правами, демократические идеалы неотъемлемости и защиты прав и свобод как высшей ценности нашли отражение в теоретико-правовых постулатах И. Бентама.

Социальное назначение права для И. Бентама проявляется в его научной позиции по некоторым вопросам, касающимся определения основных прав. Прежде всего, И. Бентам в качестве основного условия существования и реализации права обосновывает наличие свободы и юридического равенства субъектов права. В этом контексте ученый рассматривал понятие о неприкосновенности частной собственности как права, дающего возможность на равных основаниях с другими собственниками в качестве субъекта права вступать в правоотношения, касающиеся различного рода материальных и нематериальных благ. В гражданско-правовом контексте этот тезис особенно применим, когда предусматривается равная правоспособность всех участников имущественного оборота, формально-юридическое равенство. Из возможности субъектов осуществлять права на равных началах логически проистекает свобода действий этих субъектов по реализации прав на основании равенства условий их реализации, а также правовых статусов субъектов гражданского права. В этой связи И. Бентам поддерживал принцип свободы договора и брачного союза, добросовестности субъектов гражданско-правовых отношений, свободы заключения договора.

Согласно Бентаму, регламентацией вопросов осуществления государственной власти занимается наука конституционного (учредительного) права. Этим обосновывается тезис об известных основаниях осуществления власти, которая должна употребляться для блага общества и значительных частей его.

Продолжая следовать духу конституционализма и развивая идею об ограничении власти государства, И. Бентам выдвинул концепцию легального ограничения властного произвола государства путем установления различного рода контроля за деятельностью государственного механизма.

В вопросе о несовершенстве государственной деятельности по обеспечению полезности действия права Бентам значительное внимание уделял обоснованию недейственности правовых норм в их исходной форме в нормативно-правовых актах, что препятствовало реализации объективно необходимых потребностей общества и личности, в частности в достижении общественной пользы. Детально эта критика развита применительно к Декларации прав человека и гражданина 1789 г., наиболее последовательно воплотившей принципы естественно-правовой доктрины, на основании которой осуществлялась деятельность государства. Критикуя положения Декларации, И. Бентам высказался против доктрины «закон есть выражение общей воли», признавая более конкретные способы осуществления властной воли посредством ее выражения и гарантии государством.

И. Бентам предлагает законодателю при регулировании прав человека руководствоваться не теорией естественных неотчуждаемых прав, а принципом полезности. Нужно закреплять в законе лишь те права, которые были бы полезны обществу, и отказаться от прав, вредных и бесполезных для него. Описание в законе субъективных прав должно быть детальным, но вместе с тем предельно определенным и ясным. Права человека должны изначально быть урегулированы серией отдельных нормативных актов, создающих гарантии для их реализации, и лишь в последующем основные принципы этих актов должны быть сведены в конституционный закон, подобный Декларации прав человека.

Бентам внес неоценимый вклад в формирование таких важных общеправовых принципов, как свобода реализации права, равенство субъектов права при осуществлении законной деятельности, обосновал необходимость совершенства законодательства с целью обеспечения защиты интересов субъектов права, введения системы гарантий предоставления и защиты данных интересов.

Основные труды

Bentham J. A comment on the Commentaries // Collected Works of Jeremy Bentham. A comment on the Commentaries and a Fragment on Government / Edited by J.H. Bums and H. L.A. Hart. London, 1977.

Bentham J. An Introduction into the Principles of Morals and Legislation / Ed. by J.H. Bums and H.L.A. Hart. London – New York, 1982.

Bentham J. The Limits of Jurisprudence Defined. Being part two of An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. New York, 1945.

Bentham J.Truthversus Ashurst; or Lawas It Is Contrasted With What Itis Said toBe//The Works of Jeremy Bentham, published under thesuperintendence of his executor, John Bowring, vol. V. Edinburgh-London, 1843.

Bentham J. A Critical Examination of the Declaration of Rights // Bentham’s Political Thought. London, 1973.

А.А. Баканов, А.Ф. Грязнов

Бентам (Bentham) Иеремия (Джереми) (1748–1832) - английский правовед, философ, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение - «Введение в принципы нравственности и законодательства» - было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался «Введение в уголовный кодекс», Б. нашел ряд недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Б. рассматривал «Введение» как подготовительный текст и в известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. «Введение» явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Б. лежит «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии Б. стал называть данный принцип «принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.

Б. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга («О морали») работы Д. Юма «Трактат о человеческой природе». Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на сам «принцип полезности», выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. В последней его действие наименее постоянно. Б. считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно действие «принципа» в первой сфере («физическая санкция» присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет отношение к посюсторонней жизни). Этический утилитаризм является «консеквенционализмом»: при моральной оценке человеческих действий принимаются во внимание только последствия действий. Иметь хорошие намерения и мотивы - еще не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики.

Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа полезности» будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Б., как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (последние важнее) для того, чтобы преследование личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. Т.о., в трактовке «принципа» содержится нормативный момент. У Б. есть рассуждения и о «личной этике» (в поздних произведениях - «личной деонтологии»), которая призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как критерий правильности действий, Б., однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья.

Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольствия. Если же речь идет о группе личностей, то добавляются еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространения (т.е. зависимость от числа людей, на которых оно распространяется). Критики Б. не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий.

В утилитаристской концепции Б. причиной того или иного действия является, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, достигаемого в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные - уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Б. стремился сделать мораль и право столь же строгими и точными, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Дж.С. Миллем «логики нравственных наук». Он говорил, что «логика воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), которой занимались многие поколения метафизиков. В связи с этим Б. строил «гедонистическое исчисление», которое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий, получающееся в результате действий. Б. дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов.

Согласно Б., все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились кдвум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии - антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию. Теории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как правило, сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности», которая присуща этике пользы.

Для методологии этического и юридического исследования Б. характерны пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Б. критиковал такие понятия, как «общий интерес», считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного договора», «естественного права», «естественного закона», «человеческой природы», а также понятие неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация», «минимизация» и некоторые др.). Во «Введении» осуществляется тонкий концептуальный анализ понятий: «удовольствие», «страдание», «мотив», «предрасположенность», «эмоция», «страсть», «стремление», «добродетель», «зло», «чувствительность», «намерения», «сознательность». В этом отношении подход Б. предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. Утилитаристская этика, основные положения которой были заложены «Введением в принципы нравственности законодательства», оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англо-амер.), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.

Британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760–1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения: «Труды Иеремии Бентама» (тт. 1–11, 1838–1843). В 1785–1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества».

В 1789 был опубликован его главный труд «Введение в принципы морали и законодательства». Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю.

Целью законодательства должно быть «возможно большее счастье для возможно большего количества людей». Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями.

Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо, Милль, Спенсер.

Страница:

Иеремия Бентам (также Джереми Бентам; родился 15 февраля 1748, Лондон — умер 6 июня 1832, Лондон) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.

Выдающийся английский философ, экономист и теоретик права, основатель утилитаризма. Родился в Лондоне 15 февраля 1748. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права "Линкольнз инн". Вскоре, однако, разочаровался в юриспруденции и решил посвятить жизнь изучению социальной, правовой и политической системы и исправлению ее недостатков и злоупотреблений. Поставив задачу реформирования общества, Бентам столкнулся с необходимостью систематизации и обоснования своих идей. Таким образом, его философия была не плодом отвлеченных размышлений, а основывалась на потребностях практической жизни. Некоторыми идеями Бентам был обязан Д.Юму и Гельвецию, кое-что он почерпнул у Пристли, У.Пейли и Ч.Беккариа. Если работы Бентама имеют сходство с сочинениями Д.Гартли, то это может быть объяснено только случайным совпадением. Взгляды Бентама получили наименование утилитаризма, хотя сам он предпочитал говорить не об утилитарности, а о "принципе наибольшего счастья".

Война - это несчастье в увеличенном масштабе.

Бентам Иеремия

Утилитаризм Бентама, сформулированный, в частности, в его известном труде Введение в принципы морали и законодательства (An Introduction to the Principles of Morals and Legislation, 1789), основывался на этическом гедонизме, учении о том, что благо — это счастье и целью этического поведения является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей. Чтобы правильно понять это утверждение, следует иметь в виду, что для Бентама удовольствие и счастье были синонимами и имели самый широкий смысл — включая интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия, а также менее значимые физические удовольствия. "Удовольствие" — это все, что представляет ценность для человека, независимо от своей природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности. Несмотря на практические трудности, возникающие при подсчете количества блага, Бентам был убежден, что благо можно оценить по интенсивности, длительности и другим параметрам. Теоретически можно построить исчисление, способное определить, какого рода поступок является наилучшим при тех или иных обстоятельствах (т.н. "исчисление счастья"). И тогда становится ясной цель законодательства: увеличить количество счастья всех людей и во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы.

Наряду с этическим гедонизмом Бентам развивал концепцию психологического гедонизма, согласно которой каждый человек в действительности стремится к тому, что дает ему наибольшее счастье. Видимое противоречие между этими двумя учениями устранялось с помощью постулирования семи или более "санкций" — причин, по которым индивидуум поступает, ориентируясь (сознательно или неосознанно) на общее благо. Закон необходим для того, чтобы манипулировать этими санкциями с помощью вознаграждений и наказаний. Чтобы система работала эффективно, законы должны быть известны и понятны обществу.

Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов — простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также нескольких американских штатов. Идеи философа были исключительно популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образования и информации. Бентам был одним из учредителей журнала "Вестминстер ревью" ("Westminster Review"). Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования. Бентам также много сделал для введения системы государственной службы, процедур принятия правительственных решений, совершенствования судопроизводства, а также принял участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. Его либеральные взгляды нашли отражение в написанном в 1809 труде Катехизис парламентской реформы (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. в 1817).

Последователи Бентама — его современники были, подобно ему самому, людьми практического склада, и, несмотря на все влияние, которым они обладали, их сочинения утратили свою значимость после того, как реформы, которые в них пропагандировались, были воплощены в жизнь. Ко времени смерти Бентама в Лондоне 6 июня 1832 многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Наиболее знаменитым из них стал Дж.С.Милль. Идеи утилитаризма также развивали А.Бэн, Г.Сиджвик, Г.Спенсер и Л.Стивен.

Среди сочинений Бентама отметим написанный в России трактат Защита лихвы (Defence of Usury, 1787), а также следующие труды: Деонтология, или Наука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1-2, 1834); Теория наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811).