Христианские святые места израиля и палестины. Христианские места которые надо посетить в израиле

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

Изра́иль (ивр. ‏ישראל‏‎‎ ‎, араб. إسرائيل‎ ‎‎), официальное название - Государство Изра́иль (ивр. ‏מדינת ישראל‏‎‎ ‎, араб. دولة اسرائيل ‎‎) - государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля на сентябрь 2014 года, составляет 8,25 млн человек, территория - 22 072 км². Занимает 97-е место в мире по численности населения и 147-е по территории. Столица - Иерусалим. Государственные языки - иврит, арабский.

Крупнейшие города

Православие в Израиле

Христианство в Израиле - третья (по числу верующих) после иудаизма и ислама религия в стране.

По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Израиле проживало 150 тыс. христиан, которые составляли 2 % населения этой страны. Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценивает долю христиан в 2010 году в 2,2 % (162 тыс. верующих). Крупнейшим направлением христианства в стране является католицизм.

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Рон Просор - посол Израиля в Организации Объединённых Наций: «Израиль - единственное место на Ближнем Востоке, где христианское население не сокращается, а растет. С момента создания Израиля в 1948 году, его христианское население выросло более чем на 1000 процентов. Израильские христиане заседают в нашем парламенте и в наших судах, вплоть до Верховного суда страны».

Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви . На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.

Русская православная церковь в Израиле объединяет 2 тыс. верующих. Церковь представлена структурами Русской духовной миссии в Иерусалиме и Русской православной церкви заграницей. С 1935 года в Иерусалиме действует представительство Румынской православной церкви .

Иерусалимская Православная Церковь

Юрисдикция Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть - Синайская Архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте. На территории Израиля находятся Птолемаидская митрополия (кафедра: г. Акко) и Назаретская митрополия (кафедра: г. Назарет) ИПЦ.

Русская Православная Церковь

Представительством Русской Православной Церкви в Иерусалиме и в Святой земле является Русская духовная миссия в Иерусалиме, включающая представительства Московского Патриархата (РДМ РПЦ) и Русской Православной Церкви Заграницей (РДМ РПЦЗ).

Русское подворье в Иерусалиме

Сохранившиеся южные ворота Русских построек, вид с площади перед мэрией Иерусалима. Слева на снимке здание Русской Духовной Миссии Московского Патриархата, на заднем плане - Свято-Троицкий собор

Ру́сское подво́рье или Ру́сские постро́йки (ивр. ‏מִגְרַשׁ הָרוּסִים‏‎ - миграш hа-русим) - один из старейших районов в центре Иерусалима недалеко от Старого города, часть Русской Палестины. Здесь находятся Свято-Троицкий собор, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Московского Патриархата и несколько подворий для приёма паломников. Общая площадь участка - 68000 м² (6.8 га).

Построено в период с 1860-го по 1872-е годы усилиями Палестинского комитета для размещения и нужд русских православных паломников на Святой земле. По состоянию на 1872 год включало в себя: Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, Елизаветинское и Мариинское подворья, здание Русской больницы и Российского Императорского консульства в Иерусалиме. В 1889 Елизаветинское и Мариинское подворья, Русская больница были переданы Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое также расширяет Русское подворье своими самостоятельными проектами: в 1889 году строительством Нового (Сергиевского подворья) и в 1905 году строительством Николаевского подворья.

В 1964 году все здания Русского подворья, за исключением Свято-Троицкого собора, здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья, были проданы советским правительством государству Израиль по так называемой «Апельсиновой сделке». Законность сделки остается спорной. Идут переговоры о возвращении построек Русского подворья России.

В 2008 году Сергиевское подворье, которое занимало министерство сельского хозяйства Израиля и местное природоохранное общество, было возвращено России и передано ИППО. Окончательно освобождено от арендаторов в 2012 году.

Здания Русских построек:

  • Свято-Троицкий собор - главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата
  • Русская Духовная Миссия Московского Патриархата - часть здания занимает Мировой суд Иерусалима
  • Сергиевское подворье

Хождение игумена Даниила

Храм Гроба Господня

  • Кувуклия (часовня Гроба Господня)
  • Камень помазания
  • Голгофа. Глава праотца Адама по Голгофой
  • Правв. Никодим и Иосиф Аримафейский (гробницы в одноименных пределах)
  • Свт. Григорий Чудотворец (десница)
  • Икона Божией Матери, перед которой молилась прп. Мария Египетская
  • «Скорбящая» икона Божией Матери
  • «Вифлеемская» икона Божией Матери,
  • Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)
  • Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)
  • Гробницы прав. Иосифа Обручника, Иоакима и Анны
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери
  • Гробницы Пророков Аггея и Малахии на склоне горы Елеон

Монастыри

Лавра Саввы Освященного

Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Адрес: территория Западного берега реки Иордан, Иудейская пустыня, долина Кедрон

Проезд: Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит - кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Мужской монастырь Архангела Михаила (Яффа)

Православный греческий монастырь во имя святого Архистратига Михаила (монастырь святых Архангелов) в старой Яффе на берегу Средиземного моря относится к юрисдикции Иерусалимского патриархата. В монастыре находится резиденция архиепископа Иоппийского, а также русская и румынская общины, имеющие право с санкции архиерея-настоятеля монастыря совершать таинства крещения, венчания и отпевания в отношении лиц, имеющих израильское гражданство.

Обитель издавна принимала русских паломников, прибывавших в Святую Землю из Одессы. Далее православные греки сопровождали верующих в Иерусалим.

Адрес: Израиль, Тель-Авив-Яффо, линия А-Мазалот (Netiv Hamazalot Alley).

Проезд: Проезд транспортом до монастыря невозможен. Только пешая прогулка. Ориентир - старый порт Яффо, идти параллельно набережной на север в сторону колокольни францисканской церкви Св.Петра.

Горненский монастырь

Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь - православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года - игумения Георгия (Щукина).

Адрес:

Проезд : Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Храмы

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа; является центром христианского паломничества. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни в туда прибывает рекордное количество паломников. Храм Гроба Господня - одно из самых священных мест для христиан всего мира, здесь находятся такие святыни как Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Расположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Как добраться: совершая экскурсию по улице Виа Долороза или автобусами фирмы "Эгед" №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова - христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон)

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Адрес : Израиль, Иерусалим, Гефсимания

  • Гефсиманский сад

Гефсима́ния - местность у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме). Гефсиманский сад - место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место - что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив.

В настоящее время это небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.

  • Гора Блаженств

Гора Блаженств названа так потому, что именно здесь произнёс Иисус свою нагорную проповедь, в которой каждая её часть начиналась со слова Блаженны. Тут же он избрал 12 апостолов.

Святое место встретит вас чудесным садом, замечательным видом с горы и большой стоянкой для машин. Отсюда открывался вид на Геннисаретское озеро - это его часто называют Галилейским морем, а древние евреи звали Кинерет - Арфа, по характерному очертанию берега. В тридцатые годы францисканцы проводили здесь археологические раскопки. Обнаружили остатки маленькой однонефной церкви конца IV столетия, украшенной по обычаю того времени мозаиками. Остатки прилегающих зданий свидетельствовали о находившемся здесь, вероятно в византийское время, монастыре, подтверждая догадку, что именно этот холм традиционно почитали древние христиане как место Нагорной проповеди.

Современная церковь была построена в 1937 году по проекту итальянского архитектора Берлуччи.

Это место на северо-западном берегу Кинерета (Моря Галилейского). Из Тверии и Кирьят Шмоны туда можно попасть по 90-й дороге. Если ехать из Тверии на север по 90-й дороге, то после перекрёстка Кфар-Нахум с правой стороны на горе будет виден купол церкви, окружённый зеленью деревьев. Поворачивая на просёлочную дорогу 8177, подъезжаете к воротам.

Вход или въезд на территорию оплачивается с расчёта 1 шекель на человека.

  • Гора Свержения

Эта гора упоминается в Евангелии от Луки (4,28-30) в рассказе о первой проповеди Христа в синагоге Назарета. Господь прочитал пророчество Исайи о Мессии и прямо сказал, что ныне это пророчество исполнилось на Нем, тем самым открыв Свое мессианское достоинство.

Находится она за чертой города Иерусалима, прежде пешком до нее было около часа ходьбы. Можно только представить себе страсти в толпе, ведшей Господа на эту гору.

Гора - достаточно высокая (около 400 метров над уровнем моря), возвышается над деревней Иксал, пологой стороной обращена к Назарету, а крутой ее склон спускается в Долину Изрэельскую. С горы открывается превосходная панорама: вдали можно увидеть вершину горы Кармил, внизу перед тобой зеленеющая Изрэельская долина, на восток гора Фавор.

  • Гора Фавор

Фавор - отдельно стоящая гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон). На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения.

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав.19:22). Позднее, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Здесь погибли братья Гидеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд.8:18-19).

  • Гробница Пресвятой Богородицы

Гробница Богородицы - величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы . Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

  • Мамврийский дуб

Мамврийский дуб - древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в двух километрах на юго-восток от Мамре, где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт.18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт.18:4).

Дуб представляет собой засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 года. Это связывают с ростом числа паломников, которые отрывают от дерева куски коры.

  • Место Крещения Иисуса Христа в реке Иордан

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Сейчас это святое место находится в пограничной зоне: граница с Иорданией проходит по середине реки. Паломников туда не возят; лишь раз в году, на праздник Крещения Господня, на этом месте совершается праздничное богослужение. Но если приехать к Иордану со стороны Иордании, то есть возможность омыться в священных водах на самом месте Крещения Господа; там же поблизости показывают остатки раннехристианского храма, а в стороне, в пустыне, находится могила преподобной Марии Египетской.

Современное оборудованное для паломников место омовения в священных водах находится неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера.

  • Галилейское море (Тивериадское озеро)

На его берегах Господь избрал своих учеников из числа рыбаков, призвал их к апостольскому служению. Здесь же Он проповедовал, сотворил множество чудес и явился апостолам после Своего Воскресения.

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот - около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро - результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле - в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина - 45 м, площадь - в среднем 165 км². На западном побережье расположен город Тверия.

  • Сионская горница

Сионская горница - место совершения Тайной вечери, дом на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3-4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

  • Силоамская купель

В старом городе иерусалима найдена Силоамская купель, упоминаемая в Евангелии от Иоанна: Христос посоветовал слепому умыться в ней, после чего несчастный прозрел. Уникальной находкой мир обязан ремонтной бригаде, чинившей канализационную трубу. Углубившись в землю, рабочие увидели две ступени древнего сооружения и вызвали археологов. Вскоре обнаружилась часть бассейна длиной около 68 метров, были также найдены монеты I века до н. э. Археологи пришли к выводу, что это и есть знаменитая Силоамская купель, где посещавшие Иерусалим паломники должны были совершить омовение. Бассейн снабжался водой из так называемого тоннеля Езекии, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. купель скорее всего пришла в запустение и была похоронена под песчаными наносами. Уникальность нынешней находки заключается в том, что это практически единственное архитектурное сооружение, сохранившееся со времен Христа, если не считать Via Dolorosa.

Где остановиться

  • Паломнические дома Горненского монастыря

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии .

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника "Pilgrim Residence", выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Израиль – колыбель 3-х мировых монорелигий: христианства, ислама и иудаизма. Страна является поистине уникальным местом, где сосредоточено самое крупное в мире собранием святых мест, ежегодно привлекающих множество паломников со всей Планеты. Израильской столицей является город Иерусалим – один из старейших населенных пунктов мира.
Все святые места в Израиле классифицируются по своей принадлежности к религиям: христианству, исламу и иудаизму. К святым местам страны можно отнести культовые сооружения, природные объекты и религиозные памятники.

Святые места для христиан

Святые места для иудеев

  • Мория или Храмовая гора, расположенная в Иерусалиме. Согласно преданию, Мессия возвел на данной горе Третий храм, ставший впоследствии важным религиозным центром для евреев всего мира. Считается, что именно на Храмовой горе состоится Страшный суд над человечеством.
  • Стена Плача, известная также как Западная стена. Это святое место Иерусалима, представляющее собой фрагмент стены, когда-то окружающей Храмовую гору и частично уцелевшей после полного разрушения Второго храма.
  • Пещера Махпела, расположенная на горе Хеврон. Согласно преданию в пещере были похоронены Иаков, Исаак, Авраам и их жены – Лия, Ревекка и Сарра.
  • Дом Иоакима и Анны, где родилась Богородица. Дом расположен в Старом городе Иерусалима.

Святые места для мусульман

  • Мечеть Аль-Акса, расположенная в Иерусалиме – одна из важнейших мусульманских святынь. Мечеть находится на Храмовой горе. Она обладает способностью вместить одновременно 5 тыс. верующих.
  • Мечеть Куббат Ас-Сахра в священном Иерусалиме, украшенная внушительным куполом, покрытым золотом.

Экскурсии по святым местам Израиля

Совершить экскурсии по святым местам Израиля можно, заказав специальный тур или организовав самостоятельную поездку. Ниже представлены наиболее популярные и интересные экскурсии по святым местам.

  • Экскурсии в Иерусалим – священный город для иудеев, христиан и мусульман. Экскурсии охватывают достаточно широкий спектр мест, в основном связанных с последними днями жизни Иисуса Христа на Земле. Это Елеонский и Гефсиманский женские монастыри, Место Вознесения Иисуса, храм Марии Магдалины, гробница Царя Давида, старинный Гефсиманский сад и легендарная гора Сион. Кроме того, можно посетить достопримечательности Старого города: Стену Плача, Преторию, Храмовую гору и дом Иоакима и Анны. На этом священные места израильской столицы не заканчиваются. Чтобы осмотреть все интересные места Иерусалима необходимо потратить не один день.
  • Экскурсии в Назарет – священный для христиан город, где прошло детство и юношеские годы Христа. Кроме того, именно в этом городе произошло знаменитое чудо Благовещения.
  • Экскурсии в Вифлеем – небольшой городок, который на сегодня входит в состав Палестинской автономии. Город является местом рождения Христа и легендарного князя Давида. Главная достопримечательность города: пещера Рождества, где был рожден Христос.
  • Экскурсии в Тверию – священный для евреев город, где расположены такие иудейские святыни как гробницы рабби Акивы, Рамбама и Иоханана Бен-Закая. Кроме того, в Тверии можно посетить Сорокадневный монастырь, Гору Искушений и город Иерихон, расположенный в ее окрестностях.
  • Экскурсии по христианским церквям, расположенным в Вифлееме, Назарете, районе реки Иордан.
  • Экскурсии по мусульманским святыням, большинство из которых сосредоточено в Иерусалиме.
  • Экскурсии по иудейским святыням, рассредоточенным по всей территории Израиля.

Для многих верующих Израиль является одним из самых желанных направлений, ведь история страны неразрывно связана с развитием главных мировых религий. Особенно много святых реликвий хранится в Иерусалиме, поэтому сюда ежегодно стекаются тысячи приверженцев христианства, православия и ислама.

Главным хранилищем святых реликвий Иерусалима является Храм Гроба Господня. Первое, что видят все посетители при входе в Храм, это Камень миропомазания, на котором готовилось к погребению тело Иисуса Христа. Хотя Камень миропомазания находится в Храме Грома Господня, считается, что он является собственностью всех церквей.

Вход свободный

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Даже далекие от религии люди слышали о Голгофе – горе, на которой был распят Иисус. Голгофа является частью комплекса Храма Гроба Господня. Подняться на нее можно по ступеням лестницы, расположенной возле Камня миропомазания. Взобравшись на Голгофу, вы можете увидеть место расположения Креста Распятия. Это одно из самых почитаемых мест в христианской религии.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Конечно же, центральное место в Храме Гроба Господня занимает непосредственно сам Гроб – пещера с каменным ложем, на котором покоилось тело Христа. Пещера является частью часовни, известной как Кувуклия. Помимо часовни в Кувуклии находится придел Ангела, в котором вы можете увидеть часть камня, который загораживал вход в пещеру. Гроб Господень – это одна из самых ценных святынь для представителей всех христианских конфессий.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Гробницы Никодима и Иосифа Арифамейского

В Храме Гроба Господня находятся гробницы святых Никодима и Иосифа Арифамейского, тайных учеников Иисуса. Они собственноручно сняли тело Иисуса с креста и подготовили его к захоронению. Каждый из них постарался, чтобы их учитель был погребен со всеми почестями. Считается, что Иосиф отдал Иисусу пещеру, которую берег для собственного захоронения, а Никодим сам приготовил смесь для бальзамирования и умастил тело Иисуса.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Десница Григория Чудотворца

Григорий Чудотворец является основателем учения о Святой Троице. Согласно преданиям, в ответ на многочисленные молитвы ему явилась Дева Мария с Иоанном Богословом, который и раскрыл ему таинство Святой Троицы. Сегодня часть мощей Григория Чудотворца, включая правую десницу, хранится в Храме Гроба Господня.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Скорбящая икона Божьей Матери

Пройдя в сторону от Кувуклии по галерее, вы подойдете к часовне «Темница Христова». Здесь хранится чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери. В 1986 году из глаз изображенной на иконе Богородицы потекли слезы. Все верующие истолковали это как божественное пасхальное чудо. С тех пор икона периодически мироточит, и многие паломники посещают часовню в надежде стать свидетелем этого чуда.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str .

Остановка: City Hall

Мощи Феодосия Великого

В Храме Гроба Господня хранятся мощи еще одного святого – Феодосия Великого. Большую часть своей жизни святой Феодосии провел в уединении в пещере трех волхвов. Позже Феодосий основал первый общежитный монастырь, который стал убежищем для слабых и больных. Святой Феодосий был известен даром творить чудеса – приумножать хлеб для кормления обездоленных и исцелять недуги.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

В Иерусалим стекаются не только представители христианства и православия, но и мусульмане, чтобы почтить третью по значимости исламскую святыню – Храмовую Гору и расположенную здесь же мечеть Купол Скалы. В основе Купола Скалы лежит камень, с которого по преданиям вознесся пророк Мухаммед. В Куполе Скалы хранятся две важные для всех мусульман реликвии: отпечаток стопы пророка Мухаммеда и его волосы. Вход в Купол Скалы открыт только для мусульман.

Время работы: с понедельника по четверг, 7.30 – 10.30 и 12.30 – 1.30 (зимой), 8.30 – 11.30 и 13.30 – 2.30 (летом)

Адрес: Temple Mount

Остановка: City Hall

Мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Великая княгиня Елисавета была глубоко верующей и всю свою жизнь посвятила религии и благотворительности. После смерти своего мужа Великого князя Сергея Александровича она прошла обряд причащения и стала вести жизнь подвижницы: много молилась, соблюдала все обряды и все свое время отдавала помощи больным. В 1918 году ее арестовали и отправили в ссылку. Инокиня Варвара, сестра Марфо-Мариинской обители, где провела свои последние годы княгиня Елисавета, отправилась вместе с ней. Жизнь обеих женщин закончилась трагически: в заброшенной шахте, куда их столкнули безжалостные палачи. В 1920 году мощи мучениц были доставлены в Иерусалим.

Сегодня они хранятся в Церкви равноапостольной Марии Магдалины.

Вход свободный

Часы работы: вторник, четверг, суббота, 10.00 – 12.00

Адрес: Gethsemane Convent

Остановка: Mount of Olives

Гробницы пророков Аггея и Малахии

Елеонская гора, ставшая центром возведения многих храмов в Иерусалиме, также является местом захоронения библейских пророков Аггея и Малахии. В конце 19 века территория захоронений стала собственностью Русской православной церкви, но вход сюда открыт для представителей всех вероисповеданий.

Адрес: Mount of Olives

Остановка: Mount of Olives

Учёные всего мира сходятся во мнении, что столица Израиля – один из древнейших городов на планете, уже в четвёртом тысячелетии до н.э. на месте Иерусалима находились поселения людей. С тех пор город рос и развивался, переживал времена упадка и расцвета, видел десятки культур и цивилизаций, которые проносились вихрями по его улицам, оставляя более или менее заметные следы на его обличии. Сейчас Иерусалим - священное место для людей, исповедующих три разные религии, иудеев, христиан и мусульман. Город богат ценнейшим историческим и культурным наследием, представляя собой единую святыню для миллионов верующих.

Сложное сплетение религий

Первый Храм появился в городе во времена правления Соломона, с тех пор Иерусалим стал культурным и духовным центром еврейского народа. И хотя Храм был разрушен, город воплощал собой единство всех евреев.

Иерусалим невероятно важен в христианстве. Здесь Иисус Христос жил, проповедовал, обращался к Отцу в Гефсиманском саду, здесь он был предан и распят на горе Голгофа. Теперь на этом месте стоит Храм Гроба Господня, а дорога к нему, Виа Долороза, по которой вели Христа на казнь, чтится всеми христианами-паломниками.
Во времена Византийской империи в Иерусалиме по пути Виа Долороза были построены храмы, часовни и монастыри, получившие название Святых садов.

Для мусульман святость Иерусалима настолько высока, что лишь Мекка и Медина превосходят этот город по духовной значимости. Столица хранит на своих улицах десятки мечетей, две из которых, Куббат Ас-Сахра и Аль-Акса, имеют особое значение в исламе.

Столица Израиля пережила множество решающих исторических событий, менялась и преображалась, превратившись в яркий, богатый контрастами город. Здесь друг возле друга стоят древние архитектурные сооружения и современные высотки, по улицам ходят люди в рясах, восточных рубахах, деловых костюмах и современных футболках и джинсах. Иерусалим объединил под своей крышей разные культуры, истории, вероисповедания и традиции.

Хар а-Мория или Храмовая гора

У еврейского народа в Иерусалиме, в его Старом городе, находится одна из главных святынь, Храмовая гора. Во всём мире верующие обращаются лицом в сторону этой горы с молитвами о том, чтобы на ней был построен Третий Храм, который сплотит вокруг себя всё человечество. Согласно пророчеству, на склонах горы Хар а-Мория свершится Страшный суд в Судный день.

Храмовая гора объединяет евреев и христиан, религии которых произошли от единого источника, в священном для них Ветхом Завете гора не раз упоминалась как место, на котором был построен Первый Храм. Исторические события сотен лет привели к тому, что сейчас вокруг горы стоят высокие стены, а площадь, возвышающаяся над Старым городом, стала местом возведения мусульманских святынь.

Стена Плача или А-Котель

Эта величайшая для иудеев святыня – уцелевшая часть древней стены Второго Храма, полностью разрушенного римлянами в семидесятом году до нашей эры. С тех пор верующие приходят к ней с молитвами и просьбами, проводя у её основания по нескольку часов. И в наши дни евреи оплакивают разрушение Храма, просят Всевышнего вернуть единство и мир израильскому народу.

Голгофа или Лобное место

На небольшом холме, который впоследствии получил название Голгофа, был распят Иисус Христос. Величайшая святыня для всех христиан сейчас расположена в Храме Гроба Господня, но во времена жизни Христа это место находилось за пределами Иерусалима. Название Голгофа этот холм получил из-за черепов, которые находились на нём с целью устрашения народа. Если верить древнему преданию, под этим холмом был похоронен Адам, праотец всех людей на Земле.

Храм Гроба Господня

Этот храм ещё называется Иерусалимский храм Воскресения Христова, поскольку именно здесь после распятия и погребения, произошло чудо, и Сын Божий воскрес. Это в наше время храм представляет собой красивое архитектурное сооружение, с достаточно сложным комплексом переходов и залов, заключающий в своих стенах и Гроб Господень, и Голгофу, и несколько храмов. В начале первого века нашей эры это место было пустынно, вдалеке от городских стен и его жителей, возле холма, где совершались казни, была пещера, там и похоронили Христа его последователи.

Сейчас в Храме Гроба Господня правят службы шесть религиозных конфессий, католическая, греко-православная, армянская, сирийская, эфиопская и коптская. У каждой конфессии есть своя территория в храме и определённые часы для молитв.

Гефсиманский сад

На склоне Елеонской или Масличной горы есть несколько тысячелетних олив, огромных и раскидистых деревьев, которые во времена Христа росли в небольшом саду, носившем имя Гефсиманского.
В этом саду 2 тысячи лет назад произошли события, о которых известно и в наше время: именно здесь Иисус произносил свои молитвы в ночь перед арестом. Тысячи туристов ежегодно посещают это место с одной целью, постоять у олив, которые могли быть свидетелями тех событий.

Город, где родился Иисус

«Дом хлеба», так в переводе с иврита звучит Вифлеем. Город считается одним из древнейших на планете, период его возникновения относят к 16-17 веку до н.э. Основанный на земле Хаанейской, древний Вифлеем не раз упоминается в Священном Писании как «Дом Давида», ведь именно здесь родился Давид, здесь он стал помазанником на царство. В окрестностях города происходят события, получившие отражение в книге Руфь. Но Вифлеем известен каждому иудею и христианину как место, где появился на свет Иисус Христос, и откуда из-за приказа царя Ирода об уничтожении всех новорождённых мальчиков и по злой воле рока пришлось убегать его родителям.

Паломники, совершающие религиозные туры по Израилю, прибываю в Вифлеем, чтобы попасть в храм Рождества Христова, воздвигнутого над тем место, где родился Христос. Храму насчитывается более 16 веков, всё это время верующие приходят в храм, прикасаются к звезде, установленной в месте рождения дитя, посещают высеченные в скалах пещеры Иосифа, Иеронима и пещеру убитых Иродом младенцев.

В городе и в наше время ощущается бег истории, особая атмосфера, которую хранят древние строения, улицы и даже камни на мостовых.

Капернаум

В переводе с иврита Капернаум обозначает «деревня Наума», в древних книгах о городе пишут, как о небольшом городке рыбаков, земледельцев и торговцев, расположенном на берегу Галилейского моря (озеро Кинерет). Этот город играет особую роль в истории развития христианства. Во времена процветания Римской империи сотник римского военного гарнизона принял иудейство и построил в городе синагогу, где спустя время проповедовал Христос и, если верить преданию, исцелил тёщу апостола Петра и сотворил ещё много чудес.
После изгнания Иисуса Христа из Назарета он с матерью переселился в Капернаум. Но обстоятельства сложились так, что и из этого города его изгоняют. Спустя семь веков пророчества Иисуса о падении города сбылись: Капернаум заносит песок, только некоторые части видны из-под ила и дюн. Через много столетий у городских руин был построен монастырь и найдена та самая древняя синагога.

Назарет

В Назарете Иисус провёл всё детство и юность, здесь же к Марии приходил Ангел и сообщил ей Благую Весть. В городе Благовещения в 1969 году на пожертвования католических общин со всего мира был построен самый большой на Ближнем Востоке храм, восхищающий изысканным внутренним убранством, мозаиками и барельефами из керамики.

Согласно древнему преданию на месте храма стоял дом Иосифа, в котором жила Мария, и где к ней явился Архангел Гавриил. Немного в стороне есть Фонтан Девы, у которого Мария впервые увидела Ангела. Фонтан находился на месте построенной церкви Архангела Гавриила, интерьер которой украшен изящными фресками.

Совсем недавно в Назарете произошли значительные архитектурные изменения, на стенах домов в центре города установили подсветку – факелы, были построены пешеходные дорожки, с которых можно любоваться панорамами окрестностей, весь центр Назарета стал пешеходной зоной.

В настоящее время в городе насчитывается более 25 церквей и монастырей разных христианских конфессий. В нескольких километрах от города находится Кфар-Кан, то само место, где Иисус совершил первое чудо во время свадебной церемонии, превратив обычную воду в вино. С тех пор в Кфар-Кан приезжают пары для проведения свадебных церемоний.

Табха

На иврите название города звучит как Эйн-Шева, на латыни - Гептапегон, на арабском – ат-Табхия. Если перевести все названия, каждое из них будет означать «семь источников». Имя города подтверждает его уникальное расположение: в округе города бьют 70 родников. На месте города произошло несколько важных событий, о которых написано в Евангелии: умножение хлебов и рыб, наполнение рыбацких сетей, успокоение штормящего моря.
Когда-то на месте Церкви Приумножения Хлебов стояла византийская церковь. По преданию, на месте церкви сидел Иисус во время свершения одного из своих чудес. Современная церковь построена в виде базилики, украшенной великолепными мозаиками. По преданию, под главным алтарём находится камень, на который Христос положил пять хлебов и две рыбы.

Цфат

Цфат или Сафед расположен на севере страны, в нескольких десятках километров от Хайфы. Город по меркам Израиля можно назвать высокогорным, она находится на высоте 850 метров над уровнем моря.

Цфат причисляют к четвёрке наиболее важных для иудеев городов, за столетия существования которого произошло много значимых событий. Во времена Римской и Византийской империй Цфат был центром образования, в средние века город превратился в крупный по тем временам мегаполис, в который прибывали изгнанные из Испании евреи. Именно в этом городе была построена первая типография на Ближнем Востоке, произошло это в 16 веке. К тому времени город превратился в центр каббалы для верующих всего мира.

Город может поведать много тайного и увлекательного, его древние крепости, синагоги берегу много секретов. И сейчас атмосфера города привлекает творческих людей, скульпторов, актёров, писателей, а в квартале художников каждый городской дом представляет собой оригинальное архитектурное произведение. В Цфате каждый год проходят выставки, показы, работают художественные галереи и театры.